Самолет Бе-200: амфибия, технические характеристики, гидросамолет

Военная техника

История создания

Вся история БЕ-200 началась 17 июля 1992 года. Состоявший на тот момент на вооружении советский самолет-амфибия А-40 устарел и нуждался в замене, в результате чего Минобороны России подписало контракт на разработка новой модели. Основными параметрами амфибии будущего были выделены более высокие характеристики, возможность многоцелевого использования.

В противопожарном варианте — возможность на ходу наполнять баки водой.

Первые два опытных экземпляра производства Иркутского авиационного завода были представлены Министерству обороны в 1994 и 1995 годах соответственно, и испытания самолета БЕ-200 показали удовлетворительные результаты.

На доводку и исправление выявленных конструктивных недостатков конструкторам потребовалось несколько месяцев, после чего модель БЭ-200 под кодовым названием «Альтаир» в 1996 году прошла процедуру сертификации.

Советский самолет-амфибия Бе-200 на страже России

В это время все мировые аналоги БЕ-200 имели более низкие характеристики по функциональности, мощности и грузоподъемности.

Относительно длительный период информация об этой разработке не распространялась и не раскрывалась в связи с использованием модификации БЭ-200П российской пограничной разведкой. Однако в 2008 году стало известно, что производство описанной модели самолета-амфибии в Иркутске прекращено. Все выпущенные позже экземпляры относятся к производству ТАНТК им. Бериева в Таганроге, а часть комплектующих поставляет Иркутский авиационный завод.

Летно-технические характеристики Бе-200ЧС

  • Размах крыла: 32,78 м;
  • длина — 32,05 м;
  • высота — 8,90 м;
  • площадь флигеля — 117,40 кв.м;
  • масса — 28 тыс кг (пустой самолет), 40 тыс кг (максимальный взлет с воды), 42 тыс кг (максимальный взлет с земли);
  • практическая дальность – 3 тыс. 100 км;
  • дальность полета с максимальной нагрузкой – 1 тыс. 400 км;
  • практический потолок – 8 тыс м;
  • скорость – 710 км/ч (максимальная), 650 км/ч (крейсерская);
  • полезная нагрузка в грузовом варианте — до 7500 кг, в грузопассажирском варианте — 3 тыс кг груза и до 19 пассажиров, в поисково-спасательном варианте — до 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках, в противопожарный вариант – 12 тонн воды;
  • экипаж — два человека.

Самолет может эксплуатироваться из аэропортов класса «В» (длина взлетно-посадочной полосы — 1800 м) или из внутренних и морских районов с глубиной не менее 2,6 м и высотой волны до 1,2 м (3 балла). Меры защиты от коррозии от производителя позволяют использовать машину в открытом море.

При приеме жидкости в режиме планирования на скорости от 150 до 190 км/ч Бе-200 может за 12 секунд набрать 12 тонн воды в восемь баков под полом грузовой кабины. Воду можно сливать как залпом, так и последовательно (от 2 до 8 сливов). Кроме того, в трюме имеются баки общим объемом 1,2 куб м для химических антипиренов, которые используются для повышения эффективности пожаротушения.

До 2019 года все выпускавшиеся Бе-200 оснащались двигателями Д-436ТП разработки Запорожского конструкторского бюро машиностроения. Ивченко (производство предприятия «Мотор Сич», г. Запорожье, Украина). В феврале 2018 года украинские власти запретили поставку в РФ двигателей Д-436 для гражданской авиации. В 2019 СПАСИБО ИМ.

Бериев начал модернизацию двигателя PowerJet SaM146 (производится совместно российским ОДК-Сатурн и французской Safran Aircraft Engines; установлен на авиалайнере Superjet 100) для реинжиниринга Бе-200. Кроме того, в 2022 году может быть готов российский двигатель ПД-8 для самолетов «Суперджет» и Бе-200.

200 миль от берега

В Минобороны заявили, что будут использовать Бе-200 в мирных целях. Первая партия выполнена в поисково-спасательном варианте, в котором также сохранена возможность тушения пожаров.

Самолет способен патрулировать до шести часов в зоне до двухсот миль от берега. Для наблюдения и поиска пострадавших оборудована специальная оптическая наблюдательная станция, в состав которой входит тепловизионный канал. С его помощью Бе-200 может действовать даже ночью и в условиях тумана. На борту амфибии, которая может садиться прямо в море, есть место для 45 человек, надувная лодка и помощь пострадавшим.

В 2019 году самолет демонстрировался с подвесными спасательными контейнерами КАС-150. Они используются морской авиацией для оказания помощи терпящим бедствие на воде.

В зависимости от комплектации в одноразовые контейнеры можно загрузить различные припасы и спасательные средства, в том числе лодку, надувной плот и даже одежду. Их выпускают в случаях, когда ситуация не позволяет осуществить посадку на воду из-за сильного волнения или недостаточно длинного участка свободной акватории.

Под шум «Прибоя»: российские «Мистрали» будут заложены в ближайшие дни Во время церемонии на объекте в Керчи будут официально объявлены названия вертолетоносцев проекта 23900

Сейчас на вооружении Минобороны находится несколько самолетов-амфибий Бе-12. Ими оснащены Черноморский и Тихоокеанский флот. Помимо поисково-спасательных задач, эти машины занимаются противолодочными задачами. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в будущем в этой роли возможно использование Бе-200.

Конструкция

Бе-200 построен по аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и трехточечным шасси с управляемой носовой опорой. Над корнем крыла расположена силовая установка, состоящая из двух двухконтурных ТРД. Гермофюзеляжный катер большой протяженности разделен водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков. Резервуары для воды расположены под полом трюма.

Самолет оборудован гидрорулем в корме, подкрыльным плотом, устройствами для буксировки на воде, швартовно-перегрузочным оборудованием. На Бе-200ЧС установлен пилотажно-навигационный комплекс ARIA-200M, разработанный совместно НИИ авиационной техники (г. Жуковский, Московская область и AlliedSignal Aerospace (США), который позволяет двум членам экипажа одновременно управлять машиной и управлять противопожарным оборудованием.

Конструкционные особенности

Самолет-амфибия БЕ-200 относится к семейству реактивных гидросамолетов. Так, он оснащен двумя газотурбинными двигателями Д-436ПП. Двигатели и компрессоры двигателей расположены над основаниями крыльев для защиты их от случайного попадания воды при движении по воде, взлетах и ​​посадках.

Конструкция летающего крыла стреловидная, крылья сходятся под тупым углом, вершина которого направлена ​​вперед. Иркутский авиастроительный завод продолжает выпускать крылья для описываемого самолета даже после передачи производства на ТАНТК им. Бериева. Элементы в хвосте делают его похожим на букву Т (если смотреть спереди или сзади).

Стандартное шасси самолета включает три пары спаренных колес с амортизаторами. Одна стойка шасси расположена в передней нижней части фюзеляжа, еще две симметрично друг другу в нижней задней части.

Благодаря наличию шасси взлет и посадка могут осуществляться как с водной поверхности, так и на штатные аэродромы.

Советский самолет-амфибия Бе-200 на страже России

Главным характерным конструктивным моментом можно назвать наличие восьми водозаборных баков, расположенных в нижней части фюзеляжа. С их помощью самолет может набирать воду в полете над водной поверхностью для последующего сброса в нужном месте.

Каждый резервуар оборудован независимой системой забора и слива воды, благодаря чему объем приема и слива варьируется от 1,5 до 12 кубометров.

Учитывая, что БЕ-200 изначально выпускался с учетом водозабора самолета, загрузить баки в полете не составляет труда.

Советский самолет-амфибия Бе-200 на страже России

При этом самолет можно использовать не только по прямому назначению, но и как грузовой или пассажирский. Поскольку фюзеляж герметизирован, БЭ-200 можно превратить в транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров сразу после внесения изменений в оборудование салона. Максимальная вместимость салона, оборудованного для пассажирских перевозок, составляет 43 пассажира с двумя членами экипажа.

Читайте также: Истребитель-бомбардировщик АТН-51 описание, технические характеристики

Тактико-технические характеристики

Одним из самых интересных моментов для искушенного ценителя станет полное описание технических характеристик амфибии БЭ-200 «Альтаир». Цифры расскажут о характеристиках отечественного реактивного гидросамолета гораздо суше и конкретнее, чем слова.

Важнейшими ТТХ являются габаритные размеры и измеряемые характеристики самолета. ВЕ-200 имеет достаточно компактные размеры – при длине корпуса 32 метра высота менее 9 метров. Подъемная площадь крыла составляет почти 117,5 кв. Максимальный взлетный вес варьируется: для взлета с земли он составляет 42 тонны, для взлета с воды — на одну тонну больше, при весе БЭ-200 без нагрузки равном 25 тоннам.

Экипаж 2 человека
Двигатель 2 х Д-436ТП
Продвигать 7500 кгс
Пассажировместимость 65 человек
Пустой вес 28 000 кг
Полезная нагрузка 6000 кг
Крейсерская скорость 610-710 км/ч
Дальность полета 3600 км

Главной особенностью БЕ-200 являются очень впечатляющие для амфибии летно-технические характеристики. Самолет может использоваться для взлета с водной поверхности при высоте волны не более 1,2 метра, для полетов на расстояние до 3600 километров без дозаправки на высоте не более 8 километров над уровнем моря. Крейсерская скорость гидросамолета 700 км/ч при суммарной мощности двигателей 15 000 кгс

Для взлета с воды необходим стартовый разбег не менее одного километра (до достижения стартовой скорости 220 км/ч), для наземного стартовый разбег составляет 700 метров.

До полной остановки самолет после посадки на землю проходит один километр взлетно-посадочной полосы, при посадке на воду — примерно 1,3 километра.

Он также может принять 12 тонн воды — он берет их в полете над водой со скоростью, близкой к посадочной (180-200 км/ч), с предварительным открытием баков для наполнения.

Советский самолет-амфибия Бе-200 на страже России

Управление и навигация гидросамолета в воздушном пространстве осуществляется с помощью комплекса аппаратуры АРИА-200М, обеспечивающего высокую точность отображения всей полетной информации. Благодаря этому для управления самолетом требуется экипаж всего из двух человек.

Применение и известные эксплуатанты

Основное назначение БЭ-200 — тушение лесных пожаров. Способность набирать воду на ходу позволяет амфибии проводить атаки на пожары, не возвращаясь на аэродром.

Преимущества амфибий для пожаротушения невозможно переоценить — МЧС России регулярно использует их для ликвидации стихийных бедствий.

Следует отметить, что серия самолетов-амфибий МЧС России также используется в МЧС Азербайджана.

Таких гидросамолетов в РФ одиннадцать (девять из них на балансе МЧС России, два на балансе ТАНТК имени Бериева), в Азербайджане используется только один экземпляр модификации БЭ-200ЧС.

Модификации и вооружение

Существуют различные модификации самолета-амфибии БЕ-200 «Альтаир», отличающиеся от исходной модели измененным функционалом.

Большинство модификаций поступают в военное ведомство и подлежат обязательному перечислению.

  1. Бе-200П используется в пограничных службах. Отличается от стандарта большим количеством средств слежения, что позволяет обнаруживать потенциально враждебную технику и нарушителей границы на больших расстояниях. Экипаж увеличен до девяти человек — помимо двух пилотов требуется присутствие на борту операторов спецтехники.
  2. Бе-200ПС производится в большем количестве, чем предыдущая модификация, и используется в поисково-спасательных операциях. Российская авиация планирует забрать у производителя количество самолетов БЭ, чтобы покрыть нехватку гидросамолетов до 2020 года.
  3. БЭ-200ЧС — модификация, выпускаемая в основном на экспорт. Один такой «Альтаир» был продан в Азербайджан, а еще четыре были заказаны КНР в 2016 году. По функциональным возможностям он практически не отличается от стандартной комплектации, но может быть переоборудован в патрульный или поисково-спасательный гидросамолет.

По мнению специалистов оборонной промышленности, у Бе-200 большое будущее.

Советский самолет-амфибия Бе-200 на страже России

Многоцелевой, способный передвигаться как по земле, так и по воздуху и по воде, с вполне приличными ТТХ, самолет именно то, что нужно пилотам.

Учитывая интерес к данной разработке за рубежом, описываемый аппарат можно считать летательным аппаратом мирового уровня.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector