Самолет Ан-12 Черный тюльпан: технические характеристики (ттх), описание конструкции кабины, скорость, вместимость

Военная техника

История появления: предпосылки

После Второй мировой войны для десантных операций понадобился специальный военно-транспортный корабль: бомбардировщики, самолеты-разведчики, даже переоборудованные пассажирские корабли (иногда использовавшиеся в годы Отечественной войны) не удовлетворяли задачи захвата плацдармов за линией фронта или крепостей в тылу тыл врага.

полет на взлете

Советская Армия, ОСНАЗ, ВДВ и ВВС нуждались в специализированных средствах быстрой доставки солдат, тяжелого вооружения, боеприпасов и бронетехники.

Сферы применения Ан-12

Самолет Ан-12 дал мощный толчок развитию ВВС государства. Он использовался для боевых действий, учений, передвижения личного состава, а также в чрезвычайных ситуациях для поиска пострадавших. Эта машина оказала влияние и на ВДВ СССР, став первым самолетом, способным одновременно десантировать большое количество людей и грузов.

Кроме того, корабль широко использовался для научных исследований в военной авиации. Его надежность и стойкость ко всем погодным условиям позволили использовать его для решения самых сложных задач. На сегодняшний день самолет, выпущенный много десятилетий назад, до сих пор широко используется как в России, так и за рубежом. Более 150 единиц, включая реплики китайского производства, до сих пор обслуживают страны ближнего и дальнего зарубежья.

О качестве автомобиля говорит множество модификаций, последняя была выпущена в Китае в 2012 году.

Среди множества объектов полноценные мобильные лаборатории и комплексы для подготовки личного состава ВВС, а также боевые корабли, доработанные в соответствии с требованиями времени и экспериментальными задачами. Наиболее важными вариантами Ан-12 были следующие корпуса:

  1. Транспортные самолеты Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК.
  2. Ан-12БК-ИС — модель, оборудованная для радиоэлектронного подавления судовых сигналов.
  3. Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП также являются моделями из линейки самолетов радиоэлектронного подавления.
  4. Ан-12БП Циклон — метеостанция.

В разное время на самолетах модификаций устанавливались дозиметры, экспериментальные объемы топливных баков, макеты двигателей и различные виды вооружения и навигационных приборов. Впитав в себя лучшие черты своих предшественников, получившиеся модели соответствовали поставленным требованиям и получили широкое распространение в СССР и за рубежом.

ТТХ Ан-12
Распространение Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зеленый — гражданские, синий — военные и гражданские

Военно-транспортная авиация Советского Союза

Изменившаяся военная доктрина диктовала новые требования практически ко всем родам войск. Поэтому по постановлению Совета Министров (декабрь 1953 г.) ОКБ-153 (КБ Антонова) приступило к созданию универсального транспорта.

Перед исследователями стояла задача создать экспериментальный образец, отличающийся повышенной грузоподъемностью, пассажировместимостью, эксплуатационной неприхотливостью и надежностью при использовании грунтовых или заснеженных аэродромов. Так был создан предшественник нашего героя, многоцелевая машина Ан-8.

списанный самолет

Наличие такого самолета в составе ВВС СССР не только послужило выделению военно-транспортной авиации в отдельный род ВВС (ВТА), но и более полно выявило требования, предъявляемые к новому военно-транспортному самолету.

До 1957 года в стране имелся устаревший парк для переброски воинских соединений: Ли-2 на базе довоенной разработки концерна Douglas Aircraft, Ил-12, Ту-4. Каждый из этих типов имел определенные недостатки: не было специализированного люка с аппарелью для тяжелой техники. Ту-4 был быстро переделанным бомбардировщиком.

Требовался самолет, превосходящий западные аналоги по следующим характеристикам:

  • простота РЛЭ; дальность полета при полной загрузке;
  • бортовое вооружение;
  • возможность использования неподготовленных взлетно-посадочных полос, преодоления сложных климатических условий.

Выяснилось, что наспех созданная «восьмая» отстает в технике от потенциальных противников.

Предтечи русского «Cub’a»

Ан-8 стал первым специализированным самолетом, отличавшимся практичным люком, хорошей дальностью и скоростью полета. Однако Ан-8 мог взять на борт только 10-11 тонн полезной нагрузки. Его диапазон был невелик. Все эти недостатки привели к необходимости срочной серьезной доработки. «Восьмому» суждено было стать более современной моделью «Куб» («Новичок», так назывался будущий «новорожденный» Ан-12 по классификации НАТО)!

Рождение опасного «Новичка»: «ставь четыре двигателя!»

Самый передовой ВТС того времени, состоявший на вооружении вероятного противника, С-130 производства концерна «Локхид», поднимал за счет четырех двигателей 15-16 тонн и перемещал их более чем на пять тысяч км. Нашим ВВС нужна была подобная разработка. Когда Н.С узнал об этом. Хрущев в гостях у своего любимого конструктора Олега Константиновича Антонова подарил гениальному инженеру пророческий ЦУ в своем неповторимом стиле: «Немедленно увеличить количество двигателей до четырех!».

Менее чем за 10 месяцев Киевское конструкторское бюро создает четырехмоторный высокоплан с цельнометаллическим крылом. Проект разработал сам генеральный конструктор, великий Бартини, главным конструктором был назначен В. Гальперин. Для общего обзора будущего маршевого двигателя ВТА, его гидравлики, аэродинамики и радиооборудования были созданы отдельные группы инженеров-разработчиков.

боевая раскраска

Впервые применен гидроагрегат ГА77Н с воздушным компрессором, гидроусилителем управления закрылками и рулевым приводом. В случае выхода из строя агрегата планировалось перейти на ручной насос.

Пассажирский вариант требовал лишь замены «военной» хвостовой части фюзеляжа на «гражданскую», удобного расположения сидений в салоне. Этим вопросом занимался отдельный инженерный коллектив под руководством Н. Погорелова.

«Новичок» находит цели

Хотя моноплан создавался в рамках конкурса на лучший пассажирский самолет, конкурирующие фирмы Туполев и Ильюшин предоставили киевлянам всю документацию своих последних разработок.

В стране понимали, что речь идет не только о комфортабельном пассажирском корабле, но и о необходимом для армии вооружении.

В конце 1957 года состоялся первый полет опытной модели. Его проводил летчик-испытатель Яков Верников со своим экипажем. В общей сложности летные испытания составили исключительно короткий срок — восемь месяцев!

Лётно-технические характеристики

Высокоплан Ан-12 стал первым металлическим монопланом с прямым крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями. Грузоподъемность сначала составляла 16-17, а у более поздних модификаций — более 20 тонн. Размеры грузовой кабины рассчитывались не только для техники тех лет: инженеры учитывали тенденции развития бронетехники на перспективу, вкладывая в их создание большой запас «прочности».

Размеры:

  • 38 м — размах крыла;
  • 33,1 м — длина;
  • 10,5 м — высота.

Грузовой отсек рассчитан на две БМД-1, или девяносто солдат, или шестьдесят десантников в полной броне. При этом конструкторы учитывали вероятность появления нового вооружения, поэтому в дальнейшем появилась возможность размещать на борту БРДМ-2, БРМД-3, БТР-Д, даже самоходно-артиллерийские установки типа «Нона-Д». Тип С».

Размеры грузового отсека:

  • 2,6 м – высота;
  • 3,5 м – ширина;
  • 13,5 м — глубина.

Масса снаряженного (бака, с установленными кранами, транспортными лебедками, парашютными системами) самого высокоплана менее 50 тонн. Максимальный вес, который поднимал новый ВТС, составлял 60 тонн.

маншина рисунки

Этот небесный транспорт может использовать грунтовые или заснеженные аэропорты с короткой взлетно-посадочной полосой (благодаря уникальной системе шасси).

Вооружение Ан-12

Имеет бомбардировщики и артиллерийское вооружение.

Артиллерия включает систему артиллерийского вооружения, состоящую из кормовой башни с двумя орудиями (23 мм), блока прицеливания и данных, а также электросистемы дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 выстрелов, скорострельность — 1250 выстрелов в минуту.

Вооружение бомбардировщиков:

  • Две фотобомбы и две ночные бомбы или две дневные бомбы для сброса с балочных держателей
  • Шесть цветных бомб, или шесть ночных бомб, или шесть дневных бомб, или шесть радиозондов, сбрасываемых из ящика-держателя
  • 70 авиабомб по 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомбы по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиабомб по 500 кг бомбы мины сбрасывать с конвейера

На взлете

В кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7 для прицельного бомбометания и сброса грузов. В передней части шасси имеются две внешние бомбодержатели и две внутри в задней части. Ящик для вертикальной подвески шести бомб расположен в хвостовой части фюзеляжа.

При необходимости на заднем борте грузового люка монтируется одна ночная камера НА-МК/25 или одна дневная камера АФА-42.

Особенности конструкции

Главной особенностью является крестообразный фюзеляж (схема полумонокок) с двумя бронированными (броня АПБЛ-1) кабинами (кабина для экипажа в носовой части, для наводчика — в кормовой).

Вспомогательное десантное оборудование в центральном отсеке включало транспортер с лебедкой и кран грузоподъемностью до трех тонн.

К другим особенностям крылатого автомобиля относятся:

  1. наличие УКВ-радиостанции для экипажа, коротковолнового передатчика — для связи с землей;
  2. полностью убирающееся шасси для трехколесных велосипедов (переднее плюс два основных шасси;
  3. двухлонжеронное цельнометаллическое крыло;
  4. относительно небольшой расход топлива (около 2135 — 1983 кг/ч);
  5. четыре двигателя АИ-20 мощностью 4250 тыс л.с. (3128 кВт);
  6. максимальная скорость 777 км/ч;
  7. проще западных аналогов, РЛЭ (руководство пользователя).

Техническое оснащение Ан-12

Фюзеляж корабля состоит из трех отсеков и кормовой каюты, которая позже объединилась с третьим отсеком. Кабина Ан-12 для пилотов и членов экипажа расположена в гермопереднем отсеке и частично защищена бронепокрытием. Комната посередине дырявая. Имеет грузовой отсек. Кормовая кабина герметизирована и предназначена для огневой установки и наводчика. В некоторых случаях на самолете он не устанавливался.

Крылья самолета расположены сверху аппарата и снабжены однокилевым оперением. Раздвижное шасси состоит из трех опор, две из которых размещены спереди и одна сзади корпуса. Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными под крыльями. Двигатель оснащен автоматической регулировкой частоты вращения ротора и управляется механически.

Топливные баки корабля вмещают 14 тонн топлива, а в некоторых модификациях — до 24 тонн. Всего по периметру установлено 22 мягких резервуара, многие из которых соединены между собой. Высокая мощность увеличивает радиус действия.

Кабина Ан-12
Рабочие места пилотов

Основные органы управления полетом управляются гидравлическими насосами. Если они выходят из строя, можно управлять ручными насосами. Машина оборудована автоматической системой пожаротушения, а также ручными средствами тушения пожаров в кабине.

Самолет управляется механически без усилителя. Это система с автопилотом и механическим торможением руля и боковых рулей при контакте с землей.

Машина оснащена аккумуляторными батареями, турбогенераторами и генератором постоянного тока, что обеспечивает бесперебойную непрерывную работу всех систем самолета. Для управления судном по заданному маршруту в условиях плохой видимости и неблагоприятных метеоусловий на борту устанавливается пилотажно-навигационная система, включающая в себя комплект оборудования для автопилота, ориентирования и контроля следующих показателей:

  • высота;
  • температура;
  • время;
  • скорость.

Связь с землей и другими самолетами обеспечивается телеграфной и телефонной двусторонней связью, а также комплексом радиотехнических средств. Во избежание несчастных случаев из-за ледовых повреждений машина оборудована специальной противообледенительной системой, передающей горячий воздух от двигателей к частям корпуса, которые должны быть защищены от низких температур. Каждый член экипажа оснащен кислородным оборудованием на случай непредвиденных обстоятельств.

Кабина Ан-12
Грузовая кабина Ан-12

Читайте также: Самолет Ан-2: технические характеристики, ресурсы, скорость, устройство

Летно-технические параметры

Технические характеристики Ан-12 следующие:

Технические характеристики Ан-12

Технические характеристики Ан-12

Можно смело сказать, что тактико-технические характеристики Ан-12 были на высоком для своего времени уровне. Это делало автомобиль конкурентоспособным по сравнению с зарубежными аналогами.

Боевое применение «Новичка»

Образец, получивший название «изделие Т», можно использовать от Арктики до экватора. «Аннушка»-12 была одним из самых массовых транспортных средств в мире в 60-е годы. Обладал универсальностью, подходил для десантных операций, для грузовых и пассажирских перевозок в труднодоступных районах.

Способный перебрасывать десант, мощную технику, высокоплан был хорошо защищен: на ранних моделях наводчик располагал двумя автоматическими 23-мм пушками. Тактико-технические характеристики «изделий Т» повысили выживаемость укомплектованных ими ВТА во время возможной мировой войны, что было доказано множеством локальных конфликтов практически по всей планете.

машина зимой

Впервые реальные боевые действия были расследованы «Куб’а» во время пограничного столкновения между Индией и Китаем в Тибете в 1962 году (именно тогда и стало известно название).

Первый боевой опыт: китайско-индийский и кашмирские конфликты

На Ан-12 индийцы доставляли боеприпасы, припасы и технику на свои окруженные китайцами высокогорные базы. Эффективность перевозчика была подтверждена всемирно известной цифрой потери груза в горной местности: всего пять процентов!

«Вероятные противники» СССР были чуть ли не шокированы боевыми качествами малыша, раскрывшимися перед западным миром во время индийско-китайского и индийско-пакистанского кашмирского кризисов.

Вот особенности:

  • крейсерская скорость 560 км/ч;
  • пробег более 8 тыс км;
  • максимальная дальность полета с нагрузкой 16 тонн – 2500 км для ранних моделей, до 3600 км – для последних модификаций;
  • 70 сотен килограммов фугасных или зажигательных бомб;
  • 2 фотобомбы или 2 внешние бомбы-пращи;
  • 6 самонаводящихся бомб;
  • две пушки Афанасьева-Макарова АМ-23;
  • бронированная (противосколочная броня) кабина экипажа и отделение радиста с бронированными спинками (толщина брони до 16 мм в районе корпуса, до 23 мм в районе головы) сиденьями.

Благодаря таким данным индийцы крайне успешно использовали Ан-12 во время инцидента в Кашмире с Пакистаном, а египтяне во время йеменского конфликта.

В «шестидневной» войне «Новичок» использовали не только египтяне, но даже войска ООН. Дети сыграли важную роль в войне между Ираном и Ираком. В Африке упорно воевали в Эфиопии, Катанге, Анголе, Нигерии.

ан12 в Африке

Крупнейшей зарубежной десантной операцией с использованием этого транспорта остается окружение Дакки в Бангладеш индийскими десантниками.

Новый транспорт и «войска дяди Васи»

Однако самое большое количество солдат — пять тысяч больше сотни БМД, было переброшено на «Аннушки» в 1968 году во время чехословацкого кризиса.

Интересный факт: знаменитый Маргелов был большим знатоком нового авианосца, который собственноручно выполнил несколько прыжков с борта, а затем, исходя из возможностей этого самолета, разработал систему крупных десантов с мощной огневой поддержкой.

С привязкой к грузоподъемности габаритов «ствола» «изделия Т» тогда была создана знаменитая советская БМД.

Позднее была разработана система «Кентавр», позволяющая экипажу совершать посадку вместе с боевой машиной.

В Афганистане его прозвали «Черным тюльпаном»

Благодаря постоянным усовершенствованиям «двенадцатый» успешно действовал в Афганистане, где снова прославился способностью приземляться на горные плато и феноменальной живучестью в воздухе. Первоначально «Куб» доставлял боеприпасы, экстренную помощь на удаленные заставы через горные хребты (особенно в провинциях Кандагар, Герат, Баграм), использовался для десантирования.

черный тюльпан

В эту войну самолет получил трагическое прозвище «Черный тюльпан»: именно на обратных рейсах доставляли «груз 200» — гробы с телами наших военнослужащих.

Применение в гражданской авиации

В отличие от «восьмого» и «десятого», двенадцатая «Аннушка» изначально создавалась как военно-транспортная. Но ей нашлось и мирное применение: для доставки грузов в труднодоступные регионы. Авианосец хорошо зарекомендовал себя как «летающая лаборатория».

блок шасси

Мощная противообледенительная система (электрическая, воздушно-тепловая) крыла, закрылков, хвостового оперения позволяла использовать Ан-12 в условиях низких температур в условиях Крайнего Севера.

В апреле 1961 года начались регулярные полеты на Северный полюс, через год состоялся полет в Антарктиду.

Рекорд — доставка гусеничного трактора ДТ на Северный полюс.

Помимо Советского Союза, «изделие Т» использовалось для пассажирских перевозок иностранными компаниями, такими как Ghana Airline, Balkan Bulgarian и Air Guinee».

После распада Советского Союза моноплан широко использовался авиакомпаниями всего мира. До сих пор он популярен в странах третьего мира за свою надежную неприхотливость.

Модификации

«Продукт-Т» оказался райским долгожителем. Сегодня можно насчитать более двадцати наименований модификаций, предназначенных для различных видов работ. Большинство из них связано с установкой на борту дополнительного научного или спасательного оборудования.

Самые интересные из них

  • самый первый, «главный бой», когда конструкторы отказались от идеи достижения полной совместимости узлов с «десятым» Ан — Ан-12А с экспериментальным тогда двигателем АИ-12А (1961 г.);
  • пункт РЭБ — Ан-12Б-И (1989г.);
  • версия грузоподъемностью до 30 т — Ан-12Б-30 (1963 г.);
  • метеоопция «Циклон»;
  • командный пункт «Зебра» с топливным ускорителем;
  • китайский аналог Shaanxi Y-8;
  • метеорологическая лаборатория «Изделие 93Т».

Достаточно указать, что в 2012 году ВВС Народной Армии Китая пополнились боевым Юн-9, который также является глубоко усовершенствованным, старым добрым Ан-12.

Без падений не обошлось

Несмотря на свою блестящую надежность, двенадцатые Аны практически всех модификаций (кроме самых экзотических) продолжают пополнять список разбившихся или просто пропавших без вести самолетов.

крушение самолета

Особенно не повезло Индонезии: там чаще всего разбивались самолеты этой конструкции. В новом тысячелетии сомнительная пальма первенства может быть присуждена Челябинскому военному аэродрому: только с 2008 года было три крушения взлетевших с него «Анов.

Всего по состоянию на 2015 год разбилось и было потеряно 225 Аннушек (не считая потерь во время войн).

Участие Ан-12 в боевых действиях

В конце 1960-х годов боевые машины Ан-12 использовались для перевозки солдат при вводе советских войск в Чехословакию. Период Афганской войны сделал самолет Ан-12 одним из неофициальных символов народного горя. Их часто называли «черными тюльпанами». Корабль использовался не только для военных операций, но и для доставки гуманитарных грузов, а также печально известного «Груза 200» — цинковых гробов с телами солдат, павших в бою.

Изображение самолета Ан-12
Катастрофа One-12 в Афганистане.

Единицы техники неоднократно закупались иностранными государствами, которые использовали их в боевых действиях. Затем в начале 1970-х годов Индия использовала Ан-12 в вооруженном конфликте с Бангладеш. Египетское правительство использовало Ан-12 для доставки грузов гуманитарной помощи и боеприпасов в африканские страны, где в 1960-х то и дело вспыхивали войны. Кроме того, закупку машин этой модели осуществляли Эфиопия и Ирак.

Помимо боевых действий, Ан-12 часто использовался для переброски большого количества войск и эвакуации мирных жителей. Благодаря своей колоссальной вместимости самолеты могли не только перевозить на борту огромные грузы, но и в особых ситуациях перевозить беженцев из разных стран. При этом вместимость ограничивалась грузом и центральным отсеком судна.

Изображение самолета Ан-12
Разгрузка Ан-12

В строю 60 лет

В 2017 году летающий железный герой отметил своеобразный юбилей: ровно шестьдесят лет Ан-12 и его модификации успешно действовали в мирном и боевом небе практически над всей планетой.

При этом Anas активно используется не только в странах бывшего СССР, но продолжает героически или тихо работать в Китае, Нигерии, Индонезии, Йемене, Республике Сан-Томе и Принсипи, Анголе, Болгарии, Индии, и другие государства.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector