- Другая родословная
- Особенности конструкции
- Кабина
- Комплектация боеприпасами
- Шасси
- Двигатель
- Бортовая электроника
- Заправка и вместимость
- Планер и шасси
- Места для экипажа и управление
- О способностях ударного «Утенка»
- Су-34 против «Орла» и Tornado
- Вооружение истребителя
- Силовая установка и топливная система
- История «Защитника»
- Боевое применение
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии
- Военная операция России в Сирии
- Боевое применение для хозяйственных нужд
- Массы и нагрузки, кг
- Система пожаротушения
- Шестикрылый серафим
- Видимые различия
- Перспективы усовершенствования
- Преимущества и недостатки Су-34
- Бортовая электроника
- Интересные факты
- Зарубежные оценки
- Средства спасения экипажа
- РЛС заднего обзора
- Габариты
- Фото Су-34
- Корректируемая авиабомба КАБ-500С на Су-34. Авиабаза Хмеймим, Сирия.
- Средства наведения самолета
Другая родословная
Су-34 тоже переписали как фронтовой бомбардировщик, и в этой роли он вполне может быть использован, но стоит помнить, что прототип на стадии разработки назывался Су-27ИБ. ИБ означает «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман является конструктивным развитием истребителя Су-27, созданного в 1970-х годах в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle.
Кстати, на базе F-15 был построен истребитель-бомбардировщик, или, как его называют в США, многоцелевой штурмовик F-15E Strike Eagle, который, безусловно, следует считать наиболее близким. Американский аналог нашего Су-34.
Немного статистики На вооружении ВКС России находится 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных). Один самолет потерян. 4 июня 2015 г при посадке Су-34 на аэродром в Воронежской области у Су-34 не сработал тормозной экран. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и перевернулся.
Strike Eagle совершил свой первый полет в 1986 году, а в 1988 году уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделие Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Вроде бы разница во времени между первыми полетами конкурентов была не так уж и велика , но Су-34 был принят на вооружение российской армии не через два, а через 24 года после того, как он впервые «упал на крыло». Представляется излишним объяснять, почему наша оборонка взяла такой перерыв.
Тем не менее, работа сделана, и этому есть чему порадоваться. Трубкозуб F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно в музеях, а наш героический бомбардировщик летает до сих пор, хотя и давно устарел. К факторам устаревания Су-24 относится, прежде всего, его узкая специализация: сейчас в мировой боевой авиации наблюдается тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком медлителен и неуправляем, чтобы иметь шансы в воздушном бою против современного истребителя.
После того, как Су-24 был сбит истребителями F-16 ВВС Турции, российское командование решило всю ударную работу проводить только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Судьба Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, а для обеспечения относительной точности атак самолет (из-за устаревших систем прицеливания) должен действовать с высот, доступных для легких зенитных средств типа ПЗРК, и они с гораздо большей вероятностью попадут в руки тех же исламистских боевиков в Сирии.
Бронированный дом Просторная кабина Су-34, защищенная титановой броней, пожалуй, одна из самых интересных особенностей ударного самолета. В кабине можно сидеть, лежать и стоять. Есть туалет и мини-кухня с микроволновой печью. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.
Особенности конструкции
Он был разработан с учетом всех современных требований. Для уменьшения площади распространения использовались композиционные материалы, состоящие из двух и более составляющих веществ, различающихся по химическим и физическим свойствам. Они также помогают отражать радиолокационные волны. Отдельно рассчитывались геометрические характеристики планера.
Кабина
Благодаря вместимости двух человек, сидящих в ряд, удалось избежать повторения устройств на панели и обеспечить лучшее взаимодействие друг с другом. При этом они сохраняли возможность отдыхать и питаться во время многочасового полета. Для улучшения системы жизнеобеспечения и повышения комфортных условий кабина Су 34 изнутри включает:
- сухой шкаф;
- оборудование с кислородной системой;
- отопление и кондиционирование воздуха;
- это место для обогрева, хранения и приема пищи;
- оснащен центральным компьютером. Есть возможность раздвинуть ноги, подняться в полный рост. Из-за плоской передней части его прозвали утёнком. Для улучшения защитной функции он выполнен из бронированного корпуса, покрытого титановым сплавом. В нем были учтены все недостатки его предшественников. Алюминиевых и стальных пластин нет, стекло тоже пуленепробиваемое. Толщина брони достигает 17 мм;
- он оборудован двумя сиденьями, которые можно развернуть на любой скорости и высоте.Вход в него расположен возле нижней стойки шасси, через люк.
Комплектация боеприпасами
Содержит комплексы для ведения огневых операций на суше и под водой, дальность выстрелов до 250 километров. К внешним узлам подвески можно прикрепить до 8000 кг дополнительного оборудования. Вооружение Су-34 разнообразное, у него пушка ГШ-301 со скорострельностью 1800 выстрелов в минуту, оперативно-тактические ракеты с командным наведением, противокорабельные установки с четырьмя дальностями, вооружение классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Все они имеют радар, который наводит на цель.
Шасси
При разработке учитывалась возможность взлета с земли, поэтому выбор был сделан на тележке шасси с парой колес на опорах, это придавало ему большую маневренность на неподготовленных аэродромах и внеплановых посадках. Тормозные системы установлены на задних стойках. Для ускоренной остановки используется тормозной парашют, расположенный в специальном контейнерном ящике, выдвигающемся из фюзеляжа.
Двигатель
Оснащенная двумя двигателями и дополнительной газотурбинной силовой установкой, максимальная скорость СУ-34 составляет 1900 километров в час. Его можно запускать без использования наземных средств.
Бортовая электроника
В отличие от остальных производственных деталей, именно эта деталь является нашим слабым местом, из-за ее изменений и доработок затормозился серийный выпуск. Частые провалы зрения давали о себе знать. В начале 2010 года были обновлены системы прицеливания и навигации. Оснащен радиоэлектронной разведкой, возможностью создания помех, а также прицелами по тепловому излучению. Оснащен системой активной безопасности, не позволяющей достигать недопустимых высот и предотвращающей столкновения с землей или препятствиями, способен отслеживать состояние пилотов, оснащен элементами искусственного интеллекта.
Заправка и вместимость
Топливная система самолета Су-34 имеет три бака, один в фюзеляже и два в крыльях. Оснащен насосами для перекачки и откачки, оборудованием для регулирования расхода. Имеются устройства для подключения подвесных баков емкостью до 3000 литров. Наполнение воздухом осуществляется шлангово-конусным способом.
Планер и шасси
Планер фронтового бомбардировщика Су-34 имеет интегральную компоновочную схему и построен по схеме продольного триплана. Трапециевидное крыло имеет угол по передней кромке, равный 42 градусам.
Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное хвостовое оперение, которое как единое целое может вращаться в широких пределах. Силовые установки располагались в двух мотогондолах, установленных в средней части самолета.
Впускные воздуховоды не имели регулировки, так как основным назначением Су-34 было нанесение бомбово-ракетных ударов при полете на малых высотах. Носовому обтекателю фюзеляжа придали вытянутую форму, что позволило разместить бортовую РЛС с небольшой антенной.
Для взлета и посадки самолета используется шасси с носовой управляемой стойкой, оснащенное двумя параллельными колесами и двумя основными опорами, расположенными на крыльях.
Ниши для стоек крыла расположены в цетроплане, непосредственно за мотогондолами. При уборке стойка, оснащенная тандемной установкой из двух колес, вращается вокруг оси.
Схема шасси разрабатывалась с учетом возможности использования самолетов Су-34 с грунтовых аэродромов.
Для дополнительного торможения при посадке предусмотрен двойной парашют, расположенный в контейнере сверху фюзеляжа. Перед выпуском куполов контейнер вытаскивают из фюзеляжа Су-34.
Места для экипажа и управление
Два члена экипажа самолета Су-34 сидят рядом в гермокабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционером. Использование подачи кислорода в кабину позволяет летать без масок на высоте до 10 000 м.
С левой стороны кабины пилот самолета, рядом с ним штурман, он же оператор. Параллельное размещение рабочих мест улучшило взаимодействие экипажа и снизило утомляемость во время длительных переходов.
Для обеспечения защиты корпус кабины изготавливается путем сварки титановых пластин толщиной до 17 мм. Фонарь кабины пилота выполнен из бронированного стекла разной толщины.
Доступ в кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубину ниши устанавливается откидная лестница.
В случае возникновения аварийных ситуаций на борту самолета летчик и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.
Катапультирование возможно не только в полете, но и на стоянке или при рулении самолета Су-34 по аэродрому.
Сиденья оснащены системой массажа, повышающей комфорт членов экипажа при длительных перелетах.
В системе управления используется цифровая настройка, отслеживающая текущие значения перегрузок и углов атаки. На основе этих данных система автоматически компенсирует колебания самолета с помощью рулей дополнительного переднего хвостового оперения.
При полете на малых высотах автоматически срабатывает система активной безопасности, которая не дает самолету выйти на опасные режимы полета. В структуре управления самолета Су-34 используется навигационная система, определяющая положение со спутников. Кроме того, положение можно ввести с помощью радионавигационного канала.
О способностях ударного «Утенка»
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным горизонтальным передним оперением, трапециевидным крылом среднего расположения, вертикальным оперением с двумя килями, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убирающимся шасси.
Любимец многих пилотов, этот самолет оснащен просторным комфортабельным салоном и отличными летными характеристиками. «Конечно, он не предназначен для фигур высшего пилотажа, но перегрузки на нем доходят до 7,5 единиц (опыт пилотов при выполнении фигур высшего пилотажа — прим. ТАСС)», — рассказал в интервью изданию летчик Алексей Белоног, освоивший четыре типа самолетов. ТАСС и для которых Су-34 является безусловным фаворитом. «И, кстати, правда, в войсках его ласково называют «Андлинг» за характерную форму плоского носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого», — добавил он потом.
Су-34 уникальная машина. В нем могут разместиться сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Он может успешно бороться со всеми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные цели. Причем находиться в воздухе он может сколь угодно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
Су-34 создавался для оперативной переброски из любой точки страны к границе для надежной локализации возможного вооруженного конфликта до подхода основных сил. «Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого совершил перелет из Москвы на Сахалин и обратно без посадки, но с дозаправкой в воздухе, что доказало всем сомневающимся, что истребитель способен решать все задачи на наилучшее удаление от аэропортов базирования, сообщил ТАСС военный обозреватель.
Отличная аэродинамика, внутренние топливные баки большой емкости, высокоэффективные двухконтурные ТРД, система дозаправки топливом в полете, а также подвеска дополнительных топливных баков в совокупности с комфортабельной кабиной обеспечивают беспосадочный полет самолета на протяжении до до десяти часов без потери работоспособности экипажа.
Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж (пилот и штурман), в отличие от других истребителей, размещается в кабине не друг за другом, а бок о бок – в бронированной кабине, вход в которую осуществляется через нижний люк по трапу. «Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и отдохнуть во время полета одному из членов экипажа», — говорит военный эксперт.
Кроме того, пространство за сиденьями пилотов означает, что они могут встать в полный рост. «В бомбардировщике есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в сиденья, и даже сухой рундук на борту. Поэтому уникальность Су-34 может вас удивить», — говорит Литовкин.
Самолет Су-34 имеет возможность выполнять полет в режиме автопилота на предельно малой высоте, шагая по местности. По мнению экспертов, такими «возможностями» не обладает ни один истребитель в мире, включая американские F-22 и F-35. Уникальной особенностью машины было наличие второго радара для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «ударить в спину» противника самолет.
Су-34 против «Орла» и Tornado
Наш фронтовой бомбардировщик по праву можно назвать уникальным боевым самолетом – он не имеет прямых западных аналогов по боевой нагрузке и широте спектра выполняемых боевых задач.
ВВС США, имеющие на вооружении самое большое количество боевых самолетов в мире, в настоящее время полагаются на семейство многоцелевых истребителей F-15E Strike Eagle корпорации Boeing для выполнения бомбардировочных задач. Самая современная версия этого самолета — F-15EX — оснащена цифровой кабиной и новой силовой установкой.
Разработчик заявляет о «беспрецедентной» боевой нагрузке самолета, которая составляет до 29 500 фунтов (около 11 800 кг). Истребители F-15EX оснащены 12 узлами подвески для управляемого оружия класса «воздух-воздух» и 15 узлами для вооружения класса «воздух-поверхность». Однако сведений о каком-либо боевом применении этого самолета нет.
Также следует отметить, что стоимость F-15EX превышает соответствующий показатель для многоцелевого истребителя пятого поколения F-35A Lightning II: в соответствии с оборонным бюджетом США на 2020 финансовый год ВВС США утвердили покупка первых восьми F-15EX-один общей стоимостью около 1,1 миллиарда долларов.
Так, стоимость одного модернизированного самолета Strike Eagle составляет 137,5 млн долларов, а стоимость одной единицы F-35A (базовая модификация самолета, предназначенного для ВВС — прим. ТАСС) из 14 серийной партии (последняя на момент — Прим. ТАСС) достигает, по последним данным производителя, корпорации Lockheed Martin, $77,9 млн.
ВВС европейских государств, в первую очередь Великобритании и Германии, ранее использовали для нанесения бомбовых ударов истребители-бомбардировщики «Торнадо». Стоит отметить, что Великобритания официально вывела свой флот Tornado, а Германия использует ограниченное количество этих самолетов. Этот истребитель-бомбардировщик отлично зарекомендовал себя в локальных конфликтах во время боев в Персидском заливе в 1991 году и во время вторжения в Ирак в 2003 году
Общая масса ракетно-бомбовой нагрузки самолета, размещенной на семи точках крепления, составляла примерно 9000 кг. Считается, что после окончательного списания «Торнадо» в Германии его заменит в рядах ВВС европейских стран многоцелевой истребитель «Тайфун» производства консорциума «Еврофайтер». Боевая нагрузка «Тайфуна» составляет примерно 6500 кг, что значительно уступает всем упомянутым выше истребителям.
ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) используют истребители JH-7A для выполнения бомбардировочных задач. По разным данным, JH-7A несет 7500-9000 кг ракетно-бомбовой нагрузки на 11 узлах подвески.
Вооружение истребителя
Минимальное вооружение Су-34 состоит из авиационной пушки ГШ-30-1 калибра 30 мм.
При этом в конструкции ударного самолета предусмотрено двенадцать узлов подвески для вооружения, предназначенного для установки ракет, авиабомб, авиаторпед и других боеприпасов самой широкой номенклатуры.
Боевая нагрузка машины:
- 12 тыс кг — предел, возможен только при боевом радиусе менее тысячи километров;
- 4 тыс кг — с максимальной загрузкой топлива (с подвесными баками);
- 8 тыс кг — при других условиях.
Силовая установка и топливная система
Силовая установка самолета включает два ТРД с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф, и с тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125,6 и 137,3 кН). Это ВСУ.
Топливная система включает: три бака в фюзеляже, один в центроплане и два в консолях крыла (по другим данным — четыре бака увеличенного объема (по три в фюзеляже и центроплане и один в консолях крыла); насосы для перекачки и перекачки топлива топливомер — расходомер Возможна установка выносных выносных топливных баков емкостью 3000 л.
Имеется система дозаправки топливом в полете по методу «змейка-конус» (топливо можно получать от «заправщиков» Ил-78 и Ил-78М, однотипных самолетов Су-34, а также бомбардировщиков Су-24М , оснащенный узлом подвески УПАЗ). Выдвижная топливоприемная штанга расположена в левой части фюзеляжа в носовой части фюзеляжа перед кабиной пилотов. Есть две фары для ночной дозаправки.
История «Защитника»
Работы по созданию двухместного Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback, «Защитник») начались в ОКБ Сухого (ныне ПАО «Компания Сухой») в начале 1980-х годов под руководством Михаила Симонова, сформировавшего основные концепция самолета.
Главным конструктором был Роллан Мартиросов (умер 29 февраля 2020 года — прим. ТАСС), осуществлявший техническое руководство разработкой, постройкой, испытаниями, доводкой самолета и внедрением его в серийное производство. Именно под его непосредственным руководством были разработаны и реализованы основные технические решения Су-34, позволившие создать комплекс, отвечающий требованиям тактико-технического задания Минобороны России
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые два Су-34 применялись во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолеты использовались для прикрытия действий ударной авиации, вели радиоэлектронную борьбу с элементами ВВС Грузии, используя станцию помех «Хибины». Для подавления РЭС Су-34 поставили помехи от боевых порядков, что не позволило системе ПВО Грузии успешно отстроиться от помех, а также уничтожили ключевую радиолокационную станцию 36Д6-М в районе села Шавшвеби под Гори с противорадиолокационная ракета.
Военная операция России в Сирии
В ходе российской военной операции в Сирии с 30 сентября 2015 года использовались 6 самолетов Су-34 в составе авиационной группы ВКС России в Сирии. Первые удары с высоты 5000 метров были нанесены по объектам террористов в район населенных пунктов Мадан Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
16 августа 2016 года по согласованию с правительством Ирана авиагруппа начала использовать аэродром Хамадан, на который были переброшены Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договоренности с правительствами Ирана и Ирака группировка проводит боевые эшелоны из аэропорта Хамадан через иракскую территорию для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра. Самолеты группы прикрывают истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
Боевое применение для хозяйственных нужд
Весной 2016 года самолеты участвовали в ликвидации заторов в Вологодской области.
Массы и нагрузки, кг
Нормальный пуск 42000, максимальный пуск 44360, топлива во внутренних баках 12100, топлива с ПТБ 19300, боевая нагрузка на наружных узлах подвески: нормальная 4000, максимальная 8000.
Система пожаротушения
Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности пилотов он оснащен средствами автоматического пожаротушения и средствами дублирования всех основных систем. Топливные баки защищены от пожара и взрыва заполнением пенополиуретаном. Суть технологии заключается в эффекте «капсулирования» топлива, что предотвращает образование горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.
Шестикрылый серафим
Су-34, созданный на базе одного из лучших отечественных истребителей, несомненно, превосходит Су-24 по маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. Новый самолет также имеет большую боевую нагрузку (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7 500), боевой радиус (1 100 км против 560) и максимальную скорость (на большой высоте 1 900 км/ч против 1 600).
При этом Су-34 достаточно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному глазу. Су-34 является «трипланом», то есть помимо крыла и стабилизаторов он оснащен двумя дополнительными консолями оперения в передней части крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на малых скоростях. Но было решено отказаться от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей.
Еще одна эффектная особенность — очень плоский «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с Су-27 у Су-34 удлиненная кабина. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые размещаются на стульях, стоящих в ряд. Эта конструкция напрямую связана с разработкой учебно-палубного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, но они сидят друг за другом.
Между сиденьями есть проход, где может лечь и отдохнуть один из членов экипажа. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние перелеты с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная стрела, так что короткий отдых может быть полезен. В задней части салона есть туалет и кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.
Вход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней стойки шасси. Кстати, в связи с изменением конструкции салона была переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, у него не одно колесо, а два, расположенных рядом друг с другом. Кабина впервые выполнена в виде бронированной титановой капсулы для защиты экипажа. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не потребуются высотные костюмы.
Больше колес! В связи с увеличенным весом головы фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переработана передняя стойка шасси. Ее сдвинули вперед и изменили схему уборки, также дав пару колес вместо одного.
По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено множество других существенных усовершенствований. Усилено крыло, добавлены еще две точки подвески вооружения (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что позволяет перевозить больше топлива (до 12 000 кг).) и больше оружия на борту.
Для большей защиты самолета помимо основной РЛС (В004 с пассивными HEDLYS), расположенной под носовой частью «утки», в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная в заднюю полусферу. При обнаружении вражеских целей в воздухе Су-34 может атаковать их как с помощью штатной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30-1, так и с применением управляемых ракет воздух-воздух авиационные ракеты малой (Р-73) и средней (Р-77) дальности.
Номенклатура оружия класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые бомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-8). 25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58(У), Х-59(М.
Боевые испытания Су-34 способен выполнять боевые задачи в любое время суток, вне зависимости от погодных и климатических условий. В настоящее время в составе российской авиагруппы в Сирии действуют 12 самолетов.
Читайте также: Пушка С-60: устройство 57мм автоматической зенитной установки, зенитка проекта 1944 года, характеристики (ТТХ)
Видимые различия
Внешне боевой самолет Су-34 напоминает своего «предка» Су-27, по крайней мере, издалека. При ближайшем рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные отличия. Носовая часть удлинилась, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, стойки шасси стали намного мощнее, ну и конечно носовая часть. На первый взгляд в общем-то и все. Технически это означает, что в основу конструкции положен планер перехватчика Су-27, который характеризуется нормальной двухкилевой аэродинамической схемой с цельноповоротными рулями высоты.
Непосвященному глазу сразу бросается в глаза удлинение (по сравнению с прототипом) корневого наплыва крыла, нерегулируемые воздухозаборники, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком Су-34 является тактическим бомбардировщиком и поэтому должен нести больше и дольше, чем прототип.
Перспективы усовершенствования
Одним из перспективных направлений совершенствования Су-34 является установка более мощных силовых установок. Вместо АЛ-31Ф планируется использовать двигатели АЛ-41, способные развивать форсированную тягу до 20 000 кгс.
Еще одним направлением развития Су-34 является расширение вооружения и наведения. Для расширения возможностей радиолокационного и оптического оборудования на борту предусмотрена возможность установки дополнительных модулей в подвесных контейнерах.
Это оборудование разрабатывалось более 10 лет в рамках проекта «Сыч». Не менее перспективны разработки в области нового ракетного оружия. Примером может служить модернизированная ракета Х-59МК2, предназначенная для поражения наземных целей.
Преимущества и недостатки Су-34
Преимущества Су-34:
- высокая маневренность, благодаря чему можно быстро менять позицию в атаке и уходить от атак противника;
- возможность нести большую боевую нагрузку;
- большой выбор;
- эффективность обнаружения и последующего поражения бронетехники и других подвижных наземных целей;
- используется разнообразное вооружение, в том числе противокорабельное, противолодочное, противорадиолокационное;
- низкая стоимость полета, простота ремонта и обслуживания за счет взаимозаменяемости ряда агрегатов с машинами семейства Су-27.
Су-34 превосходит вышеупомянутый F-15E Strike Eagle по взлетной массе, массе топлива, дальности полета, безопасности и комфорту экипажа, при этом лишь немного уступая ему в максимальной скорости.
О недостатках истребителя-бомбардировщика известно, что Минобороны РФ официально заявило об их устранении в 2013 году.
Бортовая электроника
Самолет Су-34 оснащен совершенно новой авионикой, учитывающей требования повышенной надежности (за счет резервирования) и позволяющей достигать цели автоматически с помощью спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже мелких объектов) достигала 250 км. Это касается поиска подводных лодок (даже если они только подняли перископы), разведки, поиска минных заграждений в акватории и т.д.
Что же касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то это указано на лобовом стекле и нашлемном огневом управлять «взглядом», что может значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без использования высокоскоростной аппаратной базы.
Интересные факты
Один из первых предсерийных Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими баками в полете, что подтвердило возможность длительных перелетов на этом типе самолетов.
Между сиденьями экипажа Су-34 есть проход, который можно использовать как место для сна и отдыха. За сиденьями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.
При этом показания приборов выводятся на фонарное стекло, что дает возможность следить за ними из задней части кабины.
Все фронтовые бомбардировщики Су-34 имеют камбуз, оборудованный емкостями для хранения воды и продуктов, а также микроволновой печью.
Санузел расположен в задней части салона. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные Силы Российской Федерации». Монета выпущена ограниченным тиражом (5 тысяч штук) в 2009 году.
Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для ликвидации заторов льда на северной Двине. Для разрушения льда применялись авиабомбы массой 250 кг.
Зарубежные оценки
Российский фронтовой бомбардировщик всегда получал достаточно высокие оценки в зарубежной прессе. В частности, американское издание National Interest очень положительно отозвалось об эффективности применения этого боевого самолета в ходе контртеррористической операции в Сирии. «Су-34 отличается 12 узлами подвески, на которые может быть установлена широкая номенклатура авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», противокорабельные ракеты и управляемые бомбы из состава КАБ-500/КАБ-1500 семья», — отмечает издание.
В 2015 году специализированный авиационный блог Aviationist назвал наш фронтовой бомбардировщик «самым современным боевым самолетом, развернутым ВКС России в Сирии». «Одним из самых мощных российских штурмовиков» назвало Су-34 американское издание журнала Popular Mechanics.
Ударные возможности Су-34 по наземным целям также высоко оценило интернет-издание Military Watch. Расширенные возможности и гибкость тактического применения Су-34 делают его, пожалуй, самым совершенным истребителем-бомбардировщиком, стоящим на вооружении, а его ближайшими конкурентами являются китайский истребитель J-16 и южнокорейский F-15K. Специалисты издания также подчеркнули высокий модернизационный потенциал Су-34.
Средства спасения экипажа
Пилоты занимают свои места по нижнему трапу, проходящему через нишу передней стойки, и через него покидают самолет, если полет завершился безаварийно. Тяга выполняется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота значения не имеют.
С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийный полет самолета достаточно безопасен, каждый член экипажа имеет переносной аварийный запас, оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, средствами первой помощи, продовольствием и другими средствами выживания после приземления. Во время полета жизнь обычно обеспечивается антиперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.
РЛС заднего обзора
Между двигателями в специальном контейнере находится РЛС заднего обзора. Он следит за атаками истребителей в задней полусфере и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ класса «воздух-воздух». Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время на маневрирование.
Поскольку РЛС заднего обзора ракетного пуска является уникальной технологией, которая еще не применялась даже на передовых западных истребителях, и даже на перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты спорят о реальности ее существования и эффективности ее использования. Оживленные дискуссии вызывает отсутствие в свободном доступе официальных данных о ней.
Габариты
Размах крыла 14,05 м; длина полета (с ПВД) 23,34 м; высота полета 6,36 м.
Фото Су-34
Корректируемая авиабомба КАБ-500С на Су-34. Авиабаза Хмеймим, Сирия.
Средства наведения самолета
Для эффективного применения вооружения Су-34 оборудован системой прицеливания, позволяющей осуществлять поиск и уничтожение целей противника с помощью РЛС. В состав комплекса входит система «Платон», предназначенная для наведения ракет Х-29, а также управляемых авиабомб КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр в дополнительном наведении не нуждаются. Получив исходные координаты цели, наводят на нее с помощью телекамеры, установленной в голове цели.
Прицельный комплекс, применяемый для применения обычного оружия (неуправляемых авиабомб и ракет), обеспечивает высокие степени точности, что неоднократно отмечалось экспертами, в том числе представителями НАТО, исходя из опыта применения Су-34 в Сирии. Важен тот факт, что бомбометание неуправляемыми ракетами намного дешевле. Запасы такого оружия, оставшиеся в России со времен СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.
Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы НАТО с использованием модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была обязательным мероприятием при выполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.