Проект 945, советская АПЛ, атомные субмарины Барракуда, подлодки Карп, Нижний Новгород и Псков, ТТХ и вооружение

Военная техника

История создания

В середине 70-х годов ВМС США получили атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению атомных подводных лодок. Эти подводные лодки отличались гораздо меньшей шумностью, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и — особенно — гидроакустическим оборудованием. Их вооружение стало более мощным и эффективным.

Советский флот, имея на вооружении подводные лодки предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была очень серьезной: в какой-то момент советские рубежи были крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводных сил вероятного противника. Такие успехи США и их союзников не могли не вызывать беспокойства у военного и политического руководства СССР.

Поэтому разработка программы «Аргус» стартовала уже в начале 70-х годов, что было не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным оружием должны стать многоцелевые атомные подводные лодки нового поколения с мощными средствами поиска и уничтожения противника. Однако сначала такую ​​лодку нужно было сделать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой смело можно назвать революционной. Она вообще не имела ограждения выдвижных устройств (которое обычно называют кабиной), была выполнена по полуторной схеме корпуса, имела одновальную энергетическую установку с одним реактором и обводами корпуса, которые были оптимальны для подводного путешествия. Однако этот проект так и не был реализован.

Техническое задание на нее было составлено в начале 1972 года. Основными целями новой субмарины должны были стать подводные лодки и надводные корабли противника, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Главным требованием разработчиков проекта 945 было ограничение водоизмещения лодок, чтобы их можно было производить на верфях страны, и только потом перевозить в море. Разработку проекта поручили Горьковскому ЦКБ «Лазурит».

К-239

Главной «изюминкой» новой подлодки стало использование в корпусе титанового сплава. Такое конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, применение особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличило максимальную глубину погружения корабля — почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения — во-вторых, применение этого материал уменьшал магнитное поле корабля.

И самое главное: благодаря титановому корпусу удалось уменьшить водоизмещение подлодки на 30%, что позволило производить корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

Советские кораблестроители уже имели опыт строительства подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году была спущена на воду уникальная подводная лодка проекта 661 «Анчар». Она была не только сделана из титана, но и могла развивать невиданную по тем временам скорость — 44 узла. Правда, строительство обошлось советскому бюджету настолько дорого, что Анчара на флоте прозвали «Золотой рыбкой».

Однако использование титана имело и существенные недостатки. Самым главным, конечно же, было значительное увеличение стоимости кораблей. Кроме того, с этим металлом было сложно работать, не все компании освоили такие технологии. Поэтому часть советских судостроительных предприятий выбыла из проекта сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что помимо горьковского «Лазурита» их основные конкуренты — ленинградское СКБ-143 «Малахит» — также разработали многоцелевую подводную лодку третьего поколения. Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». Следует отметить, что дизайнеры обоих дизайн-агентств работали по одному и тому же техническому заданию.

В результате советские моряки получили две разные субмарины со схожими характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была сделана из стали, а не из титана. Такая ситуация была характерна для советского флота, разнообразие типов подводных лодок, использовавшихся им в годы «холодной войны», поражает.

Совершенно по другому пути пошли более практичные американцы: с 70-х годов они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно сокращая количество типов подводных лодок. Такой подход позволил значительно сэкономить на строительстве и эксплуатации экипажа.

Б-276 «Кострома»

Для проверки конструкции титанового корпуса и выяснения вопросов о его прочности на заводе «Красное Сормово» из этого материала был построен полноразмерный отсек, а также отсек полураспада из еще более прочного сплава, который планировалось использовались для создания новых, еще более глубоких атомных подводных лодок. Они были доставлены на Северный флот, где прошли прочностные и другие испытания в специальной доковой камере.

Головной катер проекта К-239 «Карп» был спущен на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год принят в состав флота. Вторая подводная лодка проекта — К-276 «Краб» — была заложена в августе 1983 г., осенью 1987 г вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали катера улучшенных проектов — 945А и 945Б. В 1986 году заложена первая подводная лодка проекта 945А К-534 «Зубатка». В состав флота принята в 1990 г. (с 1995 г. — АПЛ «Нижний Новгород»). Затем была К-336 «Окунь» К-336, принятая на вооружение в 1993 г. (с 1995 г. — ПЛ «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии стало измененное вооружение.

«Зубатка» и «Окунь» получили по шесть 533-мм торпедных аппаратов, а также возможность стрельбы стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дальности до 3000 км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, дополнительно снижена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых тихих подводных лодок советского флота.

Премьер Лига

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», относящаяся к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства специалистов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к подводным лодкам четвертого поколения. Однако из-за распада Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 вырезали из металла прямо на ходу.

В 1992 году К-276 «Краб» столкнулась в территориальных водах с американской подводной лодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая вела во время учений скрытое наблюдение за российскими кораблями. У «краба» было сломано ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал гораздо больше.

После столкновения в Батон-Руж начался пожар, лодка едва успела добраться до базы. Повреждения были настолько велики, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Еще один плюс это титановый чехол!

Повреждение атомной подводной лодки

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подводных лодок проектов 945 и 945А «Кондор». Его планируется осуществить на судостроительном заводе «Звездочка». На катерах должны быть отремонтированы реакторы, заменено все электрооборудование и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, системы навигации ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы.

В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения подводных лодок. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируется завершить до 2020 года. После завершения срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Появление подлодок проекта 945А

После доработки энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта появились новые подлодки проекта 945А типа «Кондор». Еще на этапе ввода в серию 3 и 4 кораблей предпринимались попытки подготовки кораблей к установке модернизированного реактора ОК-650Б. Мощность силовой установки возросла до 48 тыс л.с.

На катерах были установлены новые подруливающие устройства, что улучшило маневренность корабля в боевых условиях. Размеры кораблей остались прежними, но их водоизмещение увеличилось до 6400 тонн. Весь экипаж подводной лодки составляет 61 человек. Наиболее важные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых кораблей. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля довело количество отсеков на катерах проекта 945А до 7.

Подлодки были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Подводная лодка несла до 10 ракет с обычными и ядерными боеголовками. Запуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили ПЗРК «Игла», которые усилили систему ПВО военных кораблей.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнив ряды ВМФ России. В 1995 году лодке дали новое имя, став атомной подводной лодкой «Псков». Дальнейшее строительство новых подводных лодок было прекращено.

Очередная модернизация боевых возможностей кораблей привела к закладке подводной лодки проекта 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за сложной экономической ситуации в стране было решено в дальнейшем не строить дорогостоящие титановые подводные лодки.

Сегодня на вооружении ВМФ России числятся все четыре подводные лодки «Титан». Подводные лодки «Тула» и «Кострома» стоят у стены верфи в ожидании своей дальнейшей участи. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и родственная ей атомная подводная лодка «Нижний Новгород», входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Видяево. Все четыре корабля планируется перевооружить в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Атомная подводная лодка Suffren передана ВМС Франции

6 ноября 2020 года в Тулоне состоялась официальная церемония передачи ВМС Франции флагманской французской многоцелевой атомной подводной лодки Suffren нового типа Barracuda. В ходе церемонии акт о приемке лодки Генеральным управлением вооружений (Direction générale de l’armement — DGA) Министерства вооруженных сил Франции подписало французское судостроительное объединение Naval Group, осуществившее ее строительство, и тут же был подписан документ о передаче «Сюффрена» из состава ДГА ВМС Франции.

Во французском флоте лодке был присвоен бортовой номер S 635. На церемонии присутствовала министр обороны Франции Флоренс Парли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в составе ВМС США многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на море. Подводные лодки 2-го поколения, ранее являвшиеся основным видом вооружения, по многим техническим параметрам значительно уступали новым американским кораблям. В какой-то момент Советский Союз оказался беззащитным перед угрозой прорыва его морских границ подводными силами вероятного противника.

Только своевременные и адекватные меры со стороны советского ВПК могли вернуть ситуацию в нужное русло. Подводная лодка проекта 945, получившая по западной классификации название «Сьерра I», создавалась с одной-единственной целью — вовремя обнаруживать подводные лодки вероятного противника и быть в готовности их уничтожить.

Новая субмарина должна была обладать необходимой малозаметностью, высокой скоростью и большой огневой мощью.

Основные цели

Изначально в мандате на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна была обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двухместным с наиболее рациональными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один ядерный реактор уменьшенных размеров, что придаст кораблю скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта было поставлено обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размерения, соответствующие мощностным параметрам судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Задача, поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году, предусматривала строительство новой подводной лодки 3-го поколения в течение следующих 3-5 лет.

Для этого предусмотрено техническое задание на разработку в расположенном в Горьком ЦКБ «Лазурит» проекта последующего строительства атомных подводных лодок. Мандат предусматривал строительство подводных лодок на конкурсной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 велась интенсивная работа над другим проектом. На основании тех же справок и чертежных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием собственного корабля — многоцелевой подводной лодки типа «Щука» — проекта 971.

Подводные лодки Проекта 667Б «Мурена»

Северное машиностроительное предприятие № 402 (г. Северодвинск):

  • Морское обозначение К-279 (), заводской номер 310, создана в 1971 г., спущена на воду (—), вступила в строй 27 декабря 1972 г.
  • Морское обозначение К-447, заводской номер 311, создана в марте 1972 года, спущена на воду в ноябре 1972 года, вступила в строй в марте 1973 года.
  • Морское обозначение К-450, заводской номер 312, списан (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1973 году.
  • Морское обозначение К-385, заводской номер 324, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1973 году.
  • Морское обозначение К-457, заводской номер 325, создана в сентябре 1973 г., спущена на воду в феврале 1974 г., вступила в строй в октябре 1974 г.
  • Морское обозначение К-465, заводской номер 326, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1974 году.
  • Морское обозначение К-460, заводской номер 337, списан (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1974 году.
  • Морское обозначение К-472, заводской номер 338, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1974 году.
  • Морское обозначение К-475, заводской номер 339, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1974 году.
  • Морское обозначение К-171, заводской номер 340, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1974 году.

Завод имени Ленинского комсомола №199 (Комсомольск-на-Амуре):

  • Морское обозначение К-366, заводской номер 221, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1975 году.
  • Морское обозначение К-417, заводской номер 222, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1975 году.
  • Морское обозначение К-477, заводской номер 223, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1975 году.
  • Морское обозначение К-497, заводской номер 224, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1976 году.
  • Морское обозначение К-500, заводской номер 225, создана в сентябре 1974 г., спущена на воду в октябре 1976 г., вступила в строй в 1976 г.
  • Военно-морское обозначение К-512, заводской номер 226, списан (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1976 г., с 28 октября 1988 г носил собственное наименование «70 лет ВЛКСМ». Исключен из списков флота в 1991 году.
  • Морское обозначение К-523, заводской номер 227, заложен (—), спущен на воду (—), вступил в строй в 1977 году.
  • Морское обозначение К-530, заводской номер 228, создана в июне 1976 года, спущена на воду в июле 1977 года, вступила в строй в декабре 1977 года.

Модель подводного атомного ракетного крейсера проекта 667Б «Мурена». Хорошо различим общий вид подводного ракетного крейсера.

Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель

Основной принцип работы ядерного реактора

Основным узлом, отличающим атомную лодку от дизельной, является реактор. В зависимости от типа тип привода может различаться.

В типичном двигателе ядерного реактора охлажденная вода под давлением поступает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопатки турбины.

Вал турбины соединен с валом электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.

В свою очередь, вал двигателя соединен с карданным валом посредством механизма сцепления. При этом часть мощности запасается в батареях на борту.

Рабочий зал атомной подводной лодки

Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая снова поступает в реактор.

Читайте также: Танк Т-14 Армата: характеристики боевого танка, сколько на вооружении в России

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 945А «Кондор»

Через две недели после получения письма, вечером, заранее пришли люди князя Василия, а на другой день пришел он сам с сыном. Старик Болконский всегда был низкого мнения о характере князя Василия, а еще в последнее время, когда князь Василий в новом правительстве при Павле и Александре далеко продвинулся в чинах и почетах. Теперь по намекам письма и маленькой княгини он понял, в чем дело, и низкое мнение князя Василия превратилось в душе князя Николая Андреевича в чувство недоброго презрения.

Он постоянно фыркал и говорил о нем. В день приезда князя Василия князь Николай Андреевич был особенно недоволен и не в духе. То ли потому, что он был не в форме, что приехал князь Василий, то ли потому, что он был особенно недоволен приездом князя Василия, потому что он был не в духе; но он был не в настроении, и утром Тихон посоветовал архитектору войти с докладом к князю

— Послушай, как он ходит, — сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звук шагов князя. — Он наступает на весь каблук — это мы и так знаем… Но, как обычно, в 9 часов принц вышел гулять в бархатной шубке с соболиным воротником и такой же шапке

Накануне выпал снег. Тропинка, по которой князь Николай Андреевич шел к оранжерее, была расчищена, на подметенном снегу виднелись следы от метлы

, а лопата была воткнута в рыхлую кучу снега, струившуюся по обеим сторонам дорожки. Князь ходил по оранжереям, по хозяйству и постройкам, хмурый и молчаливый. — Можно ли покататься на санках? — спросил он провожавшего его до дома почтенного человека, такого же лицом и манерами, как хозяин, управляющий. — Снег глубокий, ваше превосходительство. Я уже заказал прокатку по прешпекту.

Князь склонил голову и подошел к крыльцу. «Слава Тебе, Господи, — подумал приказчик, — облако прошло!» — Трудно было пройти, ваше превосходительство, — прибавил приказчик. — Откуда вы узнали, ваше превосходительство, что министр пожелает вашему превосходительству? Князь повернулся к приказчику и посмотрел на него хмурыми глазами. — Что? Министр? Какой министр? Кто заказал? — говорил он своим пронзительным, резким голосом. — Для принцессы, моей дочери, они не могли этого сделать, но для министра! У меня нет министров! — Ваше превосходительство, я думал…

— Вы думали! — воскликнул князь, произнося слова быстрее и бессвязнее. — Вы думали… Разбойники! злодеи! Я научу вас верить, — и он поднял палку, замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы его, если бы управляющий не уклонился невольно от удара. — Я думал! злодеи! — быстро закричал он. Но несмотря на то, что Алпатыч, который сам боялся своей дерзости — уклониться от боя, подошел к князю, послушно склонил перед ним лысую голову, а может быть, именно из-за этого князь продолжал кричать: «Подлецы ! Бросьте дорогу!» не взял второй раз палку и побежал в комнаты.

Перед обедом княгиня и m-lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, ждали его: m-lle Bourienne с лучезарное лицо, говорящее: «Я ничего не знаю, я такая же, как всегда», и княжна Марья — бледная, испуганная, с опущенными глазами как m-lle Bourime, но она не могла этого сделать.

Ей казалось: «Если я буду вести себя так, будто не замечаю этого, он подумает, что я не питаю к нему симпатии; я сделаю так, что сама буду скучна и такого рода, он скажет (как это случилось), что я повесил нос», и т д. Князь посмотрел на испуганное лицо дочери и фыркнул нет! про нее тоже сплетничали, — подумал он о маленькой княгине, которой не было в столовой. — Где принцесса? — он спросил. — Скрывать?…

Применение на учениях и на боевом дежурстве

К сожалению, сведений об использовании подводных лодок проекта 945 в советских военно-морских силах очень мало. Известно только, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», с момента вступления в боевую службу (а произошло это 21 сентября 1984 г.) в течение следующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усовершенствованном режим .

Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики подлодки. Новая лодка появилась на страницах западных СМИ еще до принятия ее на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 как-то сфотографировали. Американские специалисты очень высоко оценили советскую подводную лодку, хотя достоверных сведений о ней у них еще не было.

Затем вице-адмирал М.В рассказывает об опыте эксплуатации «Барракуды». Моцак, занимавший в 2000 году должность начальника штаба Северного флота, отмечал, что оборудование этих подводных лодок позволяло безопасно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его передвижения. При этом российские подводные лодки остались незамеченными. В частности, Моцак сообщил, что в 1995 году одна только К-239 обеспечивала слежение за подводными лодками США в четыре раза дольше, чем все надводные корабли.

Самый известный инцидент с подводной лодкой проекта 945 произошел в феврале 1992 года во время учений. Находясь в российских территориальных водах у острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (позже переименованная в Б-276 «Кострома») протаранила американскую атомную подводную лодку SSN-689 «Батон-Руж». Эта многоцелевая подводная лодка типа «Лос-Анджелес» пыталась незаметно следить за маневрами.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки проекта 945
АПЛ проекта 945
АПЛ проекта 945
Любой может разрушить страну. Как строят атомные подводные лодки
Подлодки проекта 945
Атомная подводная лодка (проект 945) «Барракуда»
Подводные лодки проекта 945
Подводные лодки проекта 945
Проект 945
Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

Итог столкновения для американских моряков оказался весьма печальным – на лодке возник пожар, последствия которого в итоге привели к списанию боевого корабля. У Краббена была повреждена кабина, которую восстановили тем же летом 1992 года. Оценка этого инцидента вряд ли может быть однозначной – противники умудрялись не видеть друг друга, что ни в чью пользу не говорит. Таким образом, «фатальное» повреждение американской атомной подводной лодки произошло в результате несчастного случая.

Демонтаж поврежденного SSN-689 Baton Rouge после его вывода из эксплуатации

На сегодняшний день обе подлодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в мастерские. Но в строй вряд ли вернутся — денег на модернизацию нет. К сожалению, та же участь может постичь и две подлодки проекта 945А.

Новое в блогах

 

ВМФ России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпуса которых изготовлены из титана. Лодки из титана были созданы в 1980-х годах, потому что они более прочные и не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада Советского Союза от строительства титановых лодок было решено отказаться.

Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкоме ВМФ, решение о восстановлении «Барракуд» было принято в январе на совещании у главкома ВМФ Виктора Чиркова.

«Это не было спонтанным решением, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически выгоднее, чем избавляться от них», — пояснил собеседник «Известий».

Сейчас в составе флота четыре титановые АПЛ (не считая мини-ПЛ для глубоководных исследований): две пр. 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые модернизированные лодки проекта 945А» Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Основными целями «Барракуд» и «Кондоров» являются авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выпускаются из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм торпедных аппаратов. В отличие от «Барракуд», «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От ударов с воздуха катера могут быть обстреляны зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 г находится в корабельном ремонте в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт первых двух катеров подписан со «Звездочкой». Согласно документу, на объекте будет проведен средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из руководителей «Звездочки», на катерах будет заменено ядерное топливо и вся электроника, проверена и отремонтирована механическая часть. Кроме того, будет проведен ремонт атомных реакторов.

— По графику до конца апреля катер К-239 «Карп» должен быть переведен с баланса флота на баланс завода. На этом этапе необходимо выполнить устранение неполадок и утвердить рабочий проект. Сама работа начнется летом и продлится 2-3 года, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, так как не все ясно с поставщиками комплектующих. После Карпа будем ставить Кострому на ремонт», — пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «находятся в отличном состоянии».

«Титан, в отличие от стали, не подвергается коррозии, поэтому, если снять шумопоглощающее резиновое покрытие, корпуса как новые», — добавил судоремонтник.

По предварительным данным, титановые подлодки получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радиолокаторы со станцией радиотехнической разведки и навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на катерах поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами из комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе и по наземным целям.

Прочность титановых подводных лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда в Баренцевом море столкнулась атомная подводная лодка «Кострома» с американской подводной лодкой класса «Лос-Анджелес». Российский корабль получил незначительные повреждения рубки, и американскую лодку пришлось списать.

Независимый военный эксперт, автор книг по истории ВМФ Дмитрий Болтенков в беседе с «Известиями» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.

— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — одна из важнейших программ для флота. К сожалению, это едва ли треть от общего числа парусников, поэтому возвращение проекта 945, несомненно, является хорошей новостью. По его словам, благодаря титановому корпусу эти лодки могут прослужить до 100 лет.

Экс-начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать катера постройки 1980-х — не самое правильное решение.

«Современные марки стали позволяют лодкам выдерживать ту же глубину, что и титановые. Поэтому никаких особых преимуществ перед стальными лодками, как в советские годы, у титановых лодок нет. Я думаю, что лучше бы строили новые, они имели бы намного больший ресурс», — пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре АПЛ вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили базой для создания подводных лодок следующих поколений, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, усовершенствованным вооружением (включая не только торпеды, но и ракеты), а также усовершенствованными системами подводного управления.

подводная лодка АПЛ 945

На базе проекта 945 созданы катера проекта 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к атомной подводной лодке четвертого поколения. В связи с распадом Советского Союза и резким сокращением финансирования строительство корабля было остановлено, а построенные агрегаты разобраны на металл.

Первый корабль серии «Карп» был поставлен на долговременное хранение в Североморскую базу в 1998 году, но до этого был переименован в «Тула». В 2013 году корабль был передан на завод «Звездочка» в Северодвинске для ремонта и модернизации.

В 2015 году работы были приостановлены из-за недостаточного финансирования. Пока работы возобновились, но дата завершения не известна.

Другой катер К-276, ныне именуемый Б-276 Кострома, должен пройти ремонт и модернизацию на судоверфи в Северодвинске.

Планируется заменить электрооборудование, тепловыделяющие элементы и установить ракетное вооружение. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проекты 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, но до настоящего времени работы не начаты.

Характеристики и вооружение

Водоизмещение надводное/подводное, т 5940/9600
Длина, м 107.16
Ширина, м 12.28
Средняя осадка, м 9,62
Надводная/подводная скорость, узлы 12,1/35,15
Рабочая глубина, м 480
Максимальная глубина, м 550
Автономность плавания, сутки 100

На катерах «Барракуда» в носовой части установлено шесть торпедных аппаратов, приспособленных для пуска торпед или реактивных торпед:

  • два с диаметром трубы 650 мм;
  • четыре диаметром 533 мм.

Боекомплект катера включает до 40 торпед и реактивных торпед (из них 12 калибром 650 мм) или до 42 минных заграждений. В качестве основного вооружения «Барракуды» оснащались малозаметной 533-мм электрической торпедой типа ТЭСТ-71, оснащенной устройством самонаведения.

аПЛ-945 у берега

Для наведения торпеды на коротких дистанциях может использоваться ручное дистанционное управление по проводам, осуществляемое оператором с катера. При необходимости он может переназначить цели или отключить режим захвата целей.

Реактивные торпеды комплекса ПРК-7 «Ветер» калибром 650 мм имели увеличенную дальность полета и могли оснащаться обычной (УГМТ-1) или ядерной боевой частью.

В качестве средства ПВО на борту катеров типа «Барракуда» имелся ЗРК «Игла-1», боекомплект составлял 8 ракет.

Конструкция

По всей длине корпус катера «Барракуда» двухкорпусный. Гидродинамически совершенный внешний легкий корпус образует эллиптическую носовую и веретенообразную корму.

Под легкой оболочкой находится основной корпус, имеющий цилиндрическую центральную часть, к которой в носовой и кормовой части крепятся конические элементы.

В аварийных ситуациях баки продувают газами, образующимися при сгорании пиротехнических зарядов. Балластные цистерны крепились к наружной поверхности прочного корпуса, что позволяло избежать деформаций и изгибов, неизбежных на больших глубинах.

Внутри прочный корпус разделен на шесть отсеков, между которыми установлены водонепроницаемые переборки. В одном из помещений «Барракуды» установлена ​​спасательная капсула, рассчитанная на размещение всего экипажа лодки (59…61 человек по штату). Капсула после отделения от подводной лодки самостоятельно всплывает на поверхность воды.

Основным элементом энергетической установки кораблей проекта 945 «Барракуда» является реактор модели ОК-650А, в котором в качестве теплоносителя и замедлителя реакции используется вода.

В качестве топлива используется диоксид урана с высоким процентным содержанием изотопа 235. Тепловая мощность установки составляет 180…190 МВт. Реактор оборудован четырьмя парогенераторами и дублирующими циркуляционными насосами в контурах охлаждения.

Парогенераторы подают пар на турборедукторный агрегат мощностью до 43 тыс л.с., который вращает главный многолопастный гребной винт лодки. Применение винта такой компоновки позволило уменьшить число оборотов и снизить уровень гидроакустического шума.

Корабль имеет два дополнительных гребных винта малого диаметра, рассчитанных на тихоходное движение. Винты приводятся в движение отдельными электродвигателями с максимальной мощностью до 370 кВт.

Тихоходная система используется для выполнения подводных маневров на скорости до 5 узлов, а также в качестве системы аварийной навигации в надводном положении. Двигатели и пропеллеры размещены в убирающихся обтекателях и находятся за пределами легкого корпуса Barracuda только во время использования.

Кроме того, на лодки Barracuda были установлены два генератора переменного тока с питанием от отдельных паровых турбин. В экстренных случаях питание на борту обеспечивают две ДГУ с дизелями типа ДГ-350 (по 750 л.с каждый).

ДГУ способны вырабатывать как постоянный ток для электродвигателей выдвижных гребных винтов, так и переменный ток для питания лодочного оборудования.

Генераторы заряжают батареи, которые размещаются двумя группами в так называемых аккумуляторных ямах. Переменный ток, необходимый для питания электронного оборудования лодки, вырабатывается инверторами.

Подлодки серии «Барракуда» оснащались гидроакустическим комплексом МГК-503, оснащенным аналоговой системой обработки данных. Улучшенные характеристики комплекса и снижение гидроакустических параметров работы механизмов катера позволили вдвое увеличить радиус наведения (по сравнению с катерами предыдущих поколений).

Кроме того, было уменьшено количество ошибок при вычислении координат корабля, что позволило реже подниматься на поверхность для уточнения местоположения.

Для связи на кораблях «Барракуда» использовался комплекс «Молния-М», поддерживавший систему связи через спутники с помощью буксируемой антенны типа «Параван». Использование модернизированного комплекса связи позволило улучшить дальность приема и передачи сигналов, а также их разрешающую способность.

Интересные факты

Использование титана в конструкции корпуса значительно уменьшило магнитное поле корабля. Полевые характеристики АПЛ проекта 945 «Барракуда» оставались непревзойденными в начале 2000-х годов, т.е спустя 30 лет после начала проектирования.

подводная лодка барракуда

Подводная лодка К-276 зимой 1992 года столкнулась с американской атомной подводной лодкой «Батон-Руж» (класс «Лос-Анджелес»). В результате контакта на К-276 была частично разрушена верхняя часть кабины, оборудованная усилителями всплытия во льдах.

Американский корабль остался на плаву, но получил значительные повреждения и не был повторно введен в строй.

Затем экипаж К-276 нанес на рубку звезду с цифрой 1 внутри. Подобная практика празднования побед была распространена на советских подводных лодках в годы Великой Отечественной войны.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector