История создания
По состоянию на 2003 год у берегов Сомали, в основном в Аденском заливе, образованном Аравийским полуостровом и Африканским континентом, многие торговые суда подверглись нападениям местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне ООН. Несколько российских судов также стали жертвами захвата и ограбления.
Борьбу с пиратами начали несколько разных стран, отправивших военные корабли в Аденский залив. Россия тоже участвовала в этих мероприятиях, и довольно успешно, но с самого начала стало понятно, что гоняться за маленькими пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях — явно неоправданная трата сил и средств.
В распоряжении русского флота были и малые корабли, но либо они не обладали достаточными морскими возможностями, либо их автономность не позволяла осуществлять длительное патрулирование на значительном удалении от базы.
Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив
Все это не позволяло добиться необходимой эффективности. Встал вопрос о создании корабля нового типа, перед которым стояли следующие задачи:
- Выявление и задержание браконьеров и контрабандистов;
- Проведение поисково-спасательных работ;
- Охрана различных акваторий и морских баз;
- Сопровождение судов во время перехода.
Все это напоминает функции обычных «сторожей», используемых пограничниками. Именно для них петербургское проектное бюро «Северное» изначально создавало сторожевые корабли проекта 22160. Однако необходимо помнить, что охрана государственных границ России осуществляется Федеральной службой безопасности, в ведении которой дальняя морские походы, в том числе и к берегам Сомали, просто не включены — только ВМФ может проводить операции в таких зонах.
Между обычно строящимися для ВМФ кораблями и «патрульными» есть весьма существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оснащения корабля сложными и дорогостоящими системами вооружения. Военные моряки, наоборот, требуют серьезной огневой мощи, да еще «во все стороны». Размещение на сторожевом корабле ракет, противолодочного вооружения и пусковых установок крылатых ракет сделало бы сторожевой корабль полноценным корветом.
Такое изменение было технически возможно, но резко удорожало проект и, кроме того, грозило снижением автономности. Оба прямо противоречили первоначальной идее. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили использовать так называемый модульный подход.
Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе
На практике это означает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащен довольно скромным вооружением, соответствующим задачам обычного патрулирования. При этом, однако, на него всегда можно установить определенные системы вооружения, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование осуществляется буквально «на лету», корабль не нужно развертывать для ремонта и выполнения сложных операций.
Проект 22160 показался командованию ВМФ весьма перспективным, и было принято решение о строительстве шести сторожевых кораблей. В настоящее время завершены три из них — «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого списка уже сданы в состав ВМФ России, а третий проходит испытания.
«Василий Быков», головной корабль проекта 22160
Закладка головного корабля проекта 22160 имени Василия Быкова состоялась в Татарстане, на Горьковском Зеленодольском судостроительном заводе в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков — контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание за время службы на торпедных катерах в годы Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, и названный в память об этом человеке корабль изначально предназначался для службы в Черном море, базировался в Новороссийске или Севастополе.
Спустя три с половиной года почти готовый корабль был спущен на воду и отправлен по рекам в Керчь, где на заводе завершились остальные строительные работы. Испытания проводились до декабря 2020 года, после чего над Василием Быковым был поднят Андреевский флаг.
«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Открытые ворота хорошо видны
Летом 2020 года этот корабль совершил свой первый рейс, пройдя через Средиземное море в Атлантику и обогнув Европу. Преодолев значительное расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно добрался до Санкт-Петербурга, где попал в «горячие новости», участвуя в военно-морском параде.
Модульный принцип
Главком рассказал о перспективах развития ВМФ России 23 июня 2018, 21:03 Модульность позволяет менять вооружение и технику в зависимости от поставленной задачи, будь то борьба с пиратством или поддержка крупномасштабных масштабные забастовочные операции.
Главный калибр корвета, универсальная артиллерийская установка АК-176МА (76,2 мм), эффективно поражает как надводные, так и воздушные цели на дистанциях двенадцать и семь километров соответственно. Скорострельность — до 120 выстрелов в минуту. По сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения АК-176МА имеет в два раза более точное наведение и лучшую кучность стрельбы. А штатного боекомплекта в 152 снаряда достаточно, чтобы вызвать серьезные проблемы даже у крупного корабля.
В кормовой части предусмотрено место для установки системы вертикального пуска для ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также для зенитно-ракетных комплексов «Гибка» или «Штиль-1». То есть корабль может выполнять как ударную, так и оборонительную функцию, прикрывая союзников своей ПВО. Для защиты от боевых пловцов противника корвет оснащен противодиверсионным гранатометным комплексом ДП-65 с собственной гидроакустической станцией с дальностью действия около 400 метров. Такое оружие незаменимо при обороне портов и военно-морских баз. А для борьбы с пиратами и контрабандистами установили два 14,5-мм пулемета.
Описание конструкции
По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от предыдущих «сторожевиков», построенных еще в СССР. Это отличие обусловлено стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности при сохранении хороших мореходных качеств. Для этого оба борта наклоняются под «перевернутым» углом, а надстройка приобретает угловатые очертания. Кроме того, на шину установлено специальное защитное покрытие, которое также снижает эффективную поверхность рассеяния радиоволн (ЭПР).
Корпус корабля и архитектура надстройки
Конструкция кораблей проекта 22160 не представляет особой сложности. В носовой части расположена артиллерийская установка АК-176МА, а на некотором удалении от нее расположена надстройка. Антенное оборудование РЛС «Позитив-МК» размещено на крыше. Радар может обнаруживать крупные цели на расстоянии до 300 км, а самолеты размером с истребитель F-16 — на расстоянии около 110 км.
В задней части надстройки находится ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности сторожевого корабля. Стартовая площадка винтокрыла находится в корме. Непосредственно под ним, внутри корпуса, расположен отсек для десантно-штурмового катера проекта 02800. Высадка десантного катера и прием после выполнения задачи осуществляется через открытый кормовой порт.
Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту
Силовая установка
Сторожевой корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых соединен с отдельным блоком. В качестве таковых используются российские дизели 16Д49. Суммарная мощность силовой установки составляет 12 000 лошадиных сил.
Линия «Василий Быков», построенная самой первой, была укомплектована на верфи немецкими двигателями MAN, которые впоследствии были сняты с производства из-за наложенных на Россию санкций.
Следует отметить, что на этапе проектирования предполагалось, что корабль также будет оснащен газотурбинными разгонными двигателями, которые позволят в кратчайшие сроки достичь максимальной скорости. Поэтому в ряде источников сегодня указывается, что боевой корабль проекта 22160 имеет силовую установку мощностью 34 000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.
Броня
По заявлениям представителей ВМФ в период испытаний Василия Быкова, этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальная конструкция не предусматривала установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные пластины повышают радиолокационную заметность). Эта деталь до сих пор не совсем ясна. По крайней мере, штурмовой катер точно бронирован.
Десантно-штурмовой катер проекта 02800
Достоинства и недостатки
Появление кораблей проекта 22160 вызывает в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных знатоков». Причиной тому стал ряд функций этих новых «сторожевых псов». В список их преимуществ, в частности, вошли следующие:
- Низкие затраты и относительно короткие сроки строительства;
- Очень большая автономность — в два раза больше, чем, например, у больших противолодочных кораблей;
- Возможность установки ряда боевых модулей, меняющих назначение корабля;
- Наличие на борту вертолета;
- Радарная скрытность.
Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. В первую очередь указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что прямо противоречит первым заявлениям конструкторов. Были названы и другие недостатки:
- Непонятное назначение корабля. Что касается функций, то он больше подходит для пограничников, а не для флота, а «антипиратские» возможности могут остаться невостребованными, так как у берегов Сомали с каждым годом становится все тише;
- Неопределенность в заднем полушарии. Орудийная установка направлена вперёд, и от пулемётов и противодиверсионных гранатомётов толку мало;
- Слабая защита (в базовой версии) от атак с воздуха. АК-176 для этого особо не подходит, а ПЗРК — оружие на крайний случай;
- Низкая скорость.
Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения можно заметно сократить период автономности, то есть ту самую конструктивную характеристику, ради которой конструкторы пожертвовали многим. Также большие сомнения вызывает возможность использования вертолета и десантного катера в штормовых условиях и значительном волнении. Корабль слишком мал, чтобы сохранять достаточную для этого остойчивость уже в трех-четырех точках.
В любом случае окончательные выводы делать сегодня будет рано. Применение новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правы критики этого проекта в своих скептических высказываниях.
Технические характеристики
Смещение | 1300 тонн стандарт, 1965 тонн полный |
Длина корабля | 91,3 м |
Ширина | 14,5 м |
Черновик | 4,8 м |
Полная скорость хода | 22,5 узла |
Скорость патрулирования | 16 узлов |
Крейсерская скорость | До 6700 миль на 16 узлах |
Автономия | 60 дней |
Размер экипажа | До 80 человек |
Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения ряда характеристик, в том числе осадки корабля, водоизмещения, максимальной и экономической скорости. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости связано с отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. Судя по всему, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономии.
Читайте также: Российский Су-34: как устроен новый отечественный истребитель
Что нового
В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной промышленности архитектура корабля. Такая надстройка явно создавалась для снижения радиолокационной заметности.
Создатели корабля подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении проекта 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть может быть дополнена ремонтом или апгрейдом.
Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под стандартные транспортировочные контейнеры. Спектр того, что можно разместить в таких модулях, достаточно широк: от медицинского оборудования и водолазного оборудования до ракетных комплексов.
По штатному вооружению корабли проекта 22160 имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулеметы. Также предусмотрены ангар и запас топлива для вертолета Ка-27ПС. Кроме того, корабль оснащен радиотехническими и гидроакустическими системами вооружения.
Вооружение
Наряду со штатным вооружением и модулями с УВП по желанию заказчика поставляется установка дополнительного вооружения. Дело в том, что помимо шести запланированных единиц для ВМФ существует еще и экспортный вариант. Например, между артустановкой и надстройкой предусмотрено место для УВП зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».
Вариант | ВМФ России | Экспорт |
Насадка для пистолета | 76,2-мм АК-176МА | 57мм А-220М |
Зенитно-ракетный комплекс | 3М-47 «Гибка» | |
Противодиверсионные гранатометы | 2 ДП-65;
1 ДП-64 |
2 ДП-65 |
Пулемет | 1 12,7-мм пулемет в переносном варианте | 2 морские тумбы с пулеметами КПВ |
Авиация | Ка-27 ПС |
Кроме того, вы можете установить:
- 2 модуля 3С14УК2 с 4 ячейками в системе «Калибр-НК» (8 КР 3М-54К или 3М-14К) или в экспортном варианте Club (3М-54КЭ/3М-14КЭ) — в корме;
- 2 модульных УВП 3С90Э. 1 ЗРК «Штиль-1» (24 ЗУР 9М317Э) — в носовой части, только в экспортном варианте.
С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному назначению сторожевого корабля. С другой стороны, выбор приоритетной цели дезориентирует противника.
Примечательно, что экспортная пушка А-220М уступает корабельному варианту (АК-176МА) по боевой эффективности. В то же время форма башни имеет малую радиолокационную заметность. Для экспорта эта функция стала маркетинговым преимуществом.
Радиоэлектронное вооружение
Состав электронного оборудования также будет зависеть от требований импортеров. Так что модификации с системой «Штиль-1» потребуют дополнительной РЛС подсветки цели.
По умолчанию будут установлены:
- Радиолокационная станция «Позитив-МЭ1» (дальность действия по истребительной цели — 110 км);
- навигационная станция «Пал-Н»;
- гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 (обнаружение подводных лодок на дальности до 12 км);
- гидроакустическая станция (ГАС) с удлиненной буксируемой антенной «Виньетка-ЭМ» (дальность обнаружения ПЛ до 20 км);
- ГАС «Паллада» (защита от подводных диверсионных сил и средств);
- стандартное корабельное оборудование радиоэлектронной борьбы.
Этот комплекс гидроакустического оборудования и вертолет позволяют решать задачи противолодочной охраны.