- Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385
- Технические показатели
- Сколько стоит корвет?
- Технические параметры корвета «Гремящий»
- Параметры мореходности
- Задачи кораблей проекта
- Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385
- Причины, побудившие начать разработку проекта 20385
- Радиотехника судна
- Системы вооружений кораблей проекта 20385 корветов «Гремящий» и «Проворный»
- Какие были разработаны модификации?
- Возможности и использование
- Особенности
- Энергетическая установка
- Основные сведения и история
- Причины пожара
- Восстановлению подлежит
- Корпус и надстройка
Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385
Имея большой опыт практического применения и эксплуатации боевых кораблей проекта 20380, высшее военно-морское руководство решило, что необходимо внести некоторые коррективы в состав вооружения. Результатом ряда технических новшеств и усовершенствований стал проект 20385 — модификация базового проекта 20380.
После ввода в строй 5 кораблей проекта 20380 было принято решение об изменении состава вооружения. В новом виде корабли проекта, как и их предшественники, также считались кораблями 2 ранга, предназначенными для действий в ближней морской зоне. Новые суда должны были пополнить состав Тихоокеанского флота, имевшего на тот момент только корвет «Совершенный» — корабль базового проекта 20380.
Корвет 20385
Предполагалось увеличить и расширить боевые возможности кораблей за счет замены ПКР «Уран» на более совершенные и малогабаритные крылатые ракеты «Калибр-НК». Благодаря этой модернизации новый корабль стал универсальной высокомобильной боевой единицей, способной одинаково эффективно действовать против боевых кораблей и соединений кораблей, а также поражать другие объекты оперативно-тактического и стратегического назначения.
Поэтому с таким мощным вооружением корабль нуждался в сильной ПВО. На корветах проекта 20385 ЗРК «Редут» получил большее количество пусковых ячеек. Боекомплект комплекса увеличен с 12 до 16 единиц. С таким мощным вооружением на оборудовании корветы проекта уже могли действовать не только в ближней морской зоне, но и спокойно находиться в любом месте морей. Дальность действия крылатых ракет «Калибр-НК» позволяла держать под ружьем все боевые корабли на обширном морском театре и наземные цели в радиусе 1500-2000 км.
Несмотря на то, что с установкой на боевой корабль крылатых ракет значительно расширились и повысились боевые возможности, корвет проекта 20385 был универсальным, многоцелевым кораблем. По водоизмещению, дальности и вооружению новый корабль тяготел к эсминцам — самому универсальному классу кораблей современных флотов. Корабль должен уметь решать целый ряд боевых задач:
- поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника;
- противодействие боевым кораблям всех типов и классов в прибрежной и глубоководной зоне;
- огневая поддержка десантных операций;
- проводить патрулирование и экспортные операции.
Корвет спущен на воду
Корабль был оснащен вертолетом Ка-27, способным вести активную воздушную разведку, патрулирование и спасательные операции. В отличие от своих предшественников, головной корабль «Гремящий корвет» должен был стать кораблем со значительно сниженной радиолокационной заметностью. В сочетании с мощным вооружением малозаметный для вражеских радаров боевой корабль был грозным противником для любого боевого корабля.
По сравнению с серийными корветами проекта 20380 новый корабль более мощный и технически современный. Новое судно имеет иные тактико-технические характеристики и, как следствие, более высокие боевые возможности. Это касается не только системы вооружения, но и силовой установки и навигационного оборудования.
Изначально предполагалось, что будет заказ на строительство двух десятков кораблей этого типа. Отечественная оборонная промышленность наладила производство судовых деталей из полимерных и композиционных материалов, которые в дальнейшем будут использоваться не только при строительстве кораблей улучшенной конструкции. После головного корабля в июле 2013 года был заложен первый серийный корабль — корвет «Проворный».
Технические показатели
Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:
- Длина/ширина корабля – 104/13 м.
- Водоизмещение 2200 тонн.
- Скоростной порог — 27 узлов.
- Показатель автономности судна составляет 15 суток.
- Пройденное расстояние — 5600 км.
- Силовые агрегаты — дизельные двигатели 1ДДА-12000.
- Численность экипажа – 99 человек.
Артиллерия на борту представлена установкой А-190-01 (калибр 100 мм). Имеется универсальный ракетный комплекс «Калибр», пулеметы, зенитная установка типа «Редут», акустическая и радиолокационная базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.
Сколько стоит корвет?
Судя по контрактам Минобороны на аналогичные корветы, стоимость «Проворного» составляет около 30 млрд руб.
Технические параметры корвета «Гремящий»
Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующие ТТХ:
- Длина корпуса 104 метра;
- Ширина — 13 метров;
- Водоизмещение 2200 тонн;
- Корабль может пройти до 5600 км. Максимальная скорость 27 узлов;
- Полная автономность корабля может достигать 15 суток;
- Экипаж корабля составляет 99 человек.
Вооружение корвета состоит из следующих комплексов:
- Ракетный комплекс «Калибр-НК», способный эффективно поражать как надводные, так и наземные цели на расстоянии до 2000 км. Благодаря крылатым ракетам, размещенным на борту крейсера, он способен выполнять функции ударного корабля;
- Усовершенствованный ЗРК «Уменьшение»;
- 100-мм артиллерийская установка А-190-01;
- Два зенитных автомата АК-630-М;
- Перспективное противолодочное вооружение «Пакет».
Кроме того, в состав вооружения корвета «Гремящий» может входить и вертолет КА-27, имеющий на борту бомбо-торпедное вооружение. Экипаж корабля будет вооружен ПЗРК «Игла».
Параметры мореходности
Рассматриваемый корабль имеет повышенные мореходные качества, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка от вибраций при прокатке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.
Особое внимание конструкторы уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композитные материалы. Это позволило значительно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» российского проекта 20385 — первый в своем роде, оснащенный полимерными материалами с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартным архитектурным решением.
В результате коэффициент обнаружения и круговое рассеяние были снижены почти в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокирование средств нападения противника.
Задачи кораблей проекта
Хотя после установки крылатых ракет корабли проекта 20385 станут настоящими ударными корветами, по задумке создателей они должны стать универсальными кораблями, способными решать целый комплекс боевых задач. Если сравнить ТТХ новых боевых кораблей, то видно, что они ближе к классу эсминцев, которые являются самыми универсальными кораблями в составе ВМФ. Новые корабли проекта 20385 должны решать следующие боевые задачи:
- Поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок противника. Для этого корвет оснащается самым современным в этой области оборудованием и вооружением;
- Противодействие всем типам боевых кораблей, которые могут находиться как в прибрежной, так и в дальней морской зоне;
- несение боевого дежурства по заданному маршруту;
- Проведение эскортных операций;
- Обеспечить огневую поддержку десантных операций. Следует отметить, что после установки крылатых ракет в качестве штатного вооружения крейсер получит такую боевую мощь, что поддержка десанта превратится в расчистку территории перед высадкой.
Корветы проекта 20385 будут оснащены вертолетом КА-27, в обязанности которого будут входить разведывательно-спасательные работы.
Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» будет гораздо менее заметен для радаров, чем корабли проекта 20380. Это стало возможным благодаря использованию в конструкции корпуса корабля новейших полимерных и композиционных материалов. Кроме того, комплект противорадиолокационной защиты станет более современным.
На начальном этапе проекта 20385 должно быть выпущено около 20 кораблей этого класса, об этом неоднократно говорило руководство ВМФ. В результате оборонная промышленность наладила целую производственную линию по выпуску штампованных деталей для новых корветов. Новые детали изготавливались из композиционных и полимерных материалов. На начальной стадии разработки было заложено два корабля. Вторым корветом проекта 20385 стал «Проворный», заложенный в 2013 году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы, в результате чего проект 20385 представлен на текущем этапе всего двумя недостроенными корветами.
Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385
Особого внимания заслуживает дизайн корабля. На головном корабле проекта 20385 «Гремящий» в конструкции корпуса и главных надстроек использовались композиционные материалы, разработанные и созданные отечественными специалистами ФГУП «Прометей». Технология была успешно опробована при строительстве кораблей базового проекта 20380. Надстройка корвета выполнена из композитного материала, представляющего собой негорючий многослойный пластик.
Основой для материала являются углеродные волокна с высокими прочностными свойствами. Новаторство решения заключается в том, что судно такого размера, изготовленное из стеклопластика, в 2-3 раза легче аналогичной конструкции из стали. Еще одним весомым аргументом в пользу такого технического решения является малая радиолокационная заметность надстройки, которая была достигнута в результате применения технологии малозаметности».
Кузов корвета
В усовершенствованном варианте корвета конструкторы больше внимания уделили повышению мореходных качеств боевого корабля. Новый корвет обладает лучшим сопротивлением качке и способен успешно выполнять боевые задачи при волнении до 5 баллов. Корпус и остров надстройки корабля имеют 3-кратное уменьшение кругового разброса радиолокационного фона, что в свою очередь значительно повышает живучесть корабля в боевых условиях.
Силовая установка корабля сегодня представлена двумя дизельными агрегатами, которые в свою очередь приводятся в движение двумя двигателями 16Д49 мощностью по 6000 л.с каждый. Дизели для главного корабля производились на ОАО «Коломенский машиностроительный завод», а основные узлы и агрегаты — на ОАО «Звезда».
С двигательной установкой кораблей проекта 20385 возникла целая история, которая долгое время была одной из главных тем в средствах массовой информации. Изначально проект создавался под импортные двигатели, но ухудшение военно-политических отношений со странами Запада привело к срыву поставок необходимого оборудования немецкой компании MTU. Нужно было срочно найти достойную замену.
Минобороны РФ приняло решения, в результате которых все строящиеся корабли по двум проектам должны быть оснащены только отечественными силовыми установками в порядке импортозамещения. Коломенские машиностроители успешно справились с непростой задачей, сумев в достаточно сжатые сроки поставить необходимое оборудование.
Причины, побудившие начать разработку проекта 20385
Поскольку высшее руководство ВМФ России уже имело опыт эксплуатации мощных боевых кораблей проекта 20380, было принято решение о разработке на базе этого проекта усовершенствованных корветов, которые имели бы на борту более мощное и улучшенное вооружение. В результате создания нового технического задания родился проект 20385, в рамках которого предполагалось построить 5 кораблей нового типа.
Реализация проекта 20380 привела к появлению 5 кораблей, из которых 4 были переданы Северному флоту. Корабли нового проекта 20385 подлежали передаче Тихоокеанскому флоту, так как в настоящее время имеется только один корвет проекта 20380 — «Перфект». Корветы проекта 20385, как и их предшественники, должны были стать кораблями второго ранга, предназначенными для выполнения боевых задач различной сложности в ближней морской зоне.
Новые корветы должны были иметь более широкий спектр боевых возможностей, так как их вооружение должно было быть улучшено. Корабли проекта 20385 получат следующее модернизированное вооружение:
- Система противокорабельной обороны «Уран» будет заменена более совершенными ракетами «Калибр-НК». После этой замены новые корабли смогут стать настоящей универсальной единицей, способной действовать не только против отдельных кораблей или их групп, но и решать другие тактические задачи;
- Зенитный комплекс «Редут» останется штатным вооружением, но получит дополнительные пусковые ячейки. Боекомплект теперь будет увеличен с 12 до 16 единиц.
Следует особо отметить, что оснащение корвета крылатыми ракетами «Калибр-НК» позволит кораблю действовать не только в ближней морской зоне. Дальность полета крылатых ракет составляет до 2000 км, что позволит новым линкорам держать в страхе все значимые боевые корабли в мировом океане. Кроме того, крылатые ракеты способны с не меньшей эффективностью поражать наземные цели.
Читайте также: Проект 20380 корабли, ттх, конструкция, вооружение
Радиотехника судна
Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оборудование:
- Система «Сигма» (БИУС).
- Устройство автоматической связи «Кровельный материал».
- Прицельный комплекс «Памятник».
- Станция общего обнаружения «Фурке-2».
- Узел ОГАС «Анапа-М».
Эти устройства позволяют снизить вероятность обнаружения судна в три раза и работают в режиме от 64 до 2000 МГц. Они способны идентифицировать более двухсот предполагаемых целей, а также противодействовать ракетным комплексам противника, обеспечивая защиту кораблей. Этому способствуют четыре пусковые установки для нейтрализации помех типа «Отважный». Координационные действия по управлению вертолетом осуществляются с помощью специальной навигационной башни ОСП-20380.
Системы вооружений кораблей проекта 20385 корветов «Гремящий» и «Проворный»
Головной корабль проекта, как и его младший брат — корвет «Проворный», должен быть оснащен двумя боевыми ракетными комплексами «Калибр-НК» с 8 крылатыми ракетами на борту. Основой для ПВО является всем известный HRK «Редут». Корветы также будут иметь артиллерийское вооружение. Главный калибр представлен 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01. Кроме него огневую мощь корабля на ближней дистанции обеспечивают два 30-мм автомата АК-630М. Экипаж корабля имеет в своем распоряжении ПЗРК «Игла».
Громовой
Корабли должны быть оснащены мощным торпедным вооружением, способным эффективно бороться как с надводными кораблями, так и с подводными лодками противника. Все вооружение на корабле управлялось автоматизированной системой «Пума». Для ближнего боя на корвете имелись пулеметные башни, имелось два гранатомета.
Корветы оснащены не только наступательным и оборонительным вооружением. Особое место в обеспечении живучести корабля занимают радиолокационное и навигационное оборудование. На корветах стоят известные БИУС «Сигма». Для быстрой идентификации противника на море и в воздухе корветы оснащены станцией «Фурке-2». Система управления огнем работает совместно с наводящим комплексом «Памятник А». За состояние подводного горизонта отвечают станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».
За счет такой насыщенности радиолокационным, гидроакустическим и навигационным оборудованием корветы проекта 20385 обладают высокой живучестью. Корветы могут обнаруживать корабли вероятного противника на больших дистанциях, оставаясь вне зоны обнаружения.
Двигатели
Какие были разработаны модификации?
По первоначальному замыслу предполагалось разработать и построить четыре основных корабля типа корвет проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманским и единственным кораблем, строительство которого продолжилось в этом направлении. Кроме того, были разработаны следующие модификации:
- Пограничный корвет (20380П).
- Оснащен минимальным экспортным вариантом оружия. Предполагалась возможность изменения боекомплекта зарубежных аналогов.
- «Просить». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенную технику и вооружение.
- Усовершенствованная версия с возможностью установки боевого маунта «Горизонт».
Имена кораблей не менее звучны: Ревнивые и строгие».
Возможности и использование
20385 — проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Его основной задачей является обнаружение и уничтожение надводных кораблей или подводных лодок противника. Также линкор служит для высадки десанта, защиты прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.
Помимо артиллерийского и ракетного вооружения, на борту имеются радиолокационные и гидроакустические комплексы. Установка ангара для вертолета Ка-27 расширяет возможности боевого корабля. Это значительно повышает боеспособность корабля и позволяет своевременно обнаруживать объекты противника.
Дополнительной защитой от обнаружения корвета проекта 20385 является использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композитные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих подобных разработках.
Особенности
Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, служащей для управления блоками РЛС и повышающей возможность обнаружения целей противника, а также позволяющей усилить боевой караван, гарантируя сопровождение и обнаружение кораблей и самолеты. Немалую роль в этом играет РЛС и блок управления типа «Пума».
судя по комментариям ведущего инженера ЦКБ «Алмаз» К. Голубева, разработка в виде нового морского судостроения также ведется по усовершенствованной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественное оружие, хотя подробности в конструкции пока засекречены.
По словам заместителя министра обороны России Ю. Борисова, к 2020 году планируется произвести не менее 16 корветов текущего класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном заводе.
Эксперты считают, что главный недостаток строительства таких кораблей — совместимость новейшего оружия в больших количествах и стоимость финальной версии. Дизайнеры продолжают работать над доведением этого показателя до оптимального уровня.
Энергетическая установка
Ранее основной силовой установкой должны были стать немецкие двигатели типа MTU. Тогда в соответствии с мерами противодействия импортозамещению было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ отправлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенского комбината. В результате корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных агрегатов ДДА-1200.
Каждая установка включает в себя два двигателя и реверсивный редуктор. Они имеют автоматическую систему управления и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:
- Трудовой ресурс — не менее 15 тыс часов.
- Средняя дальность с учетом скорости 14 узлов составляет 4000 морских миль.
- Материал основы поршня — жаропрочная сталь марки ЭИ-415.
- В основе силовых агрегатов лежит алюминиевый сплав АК-6.
- Мощность каждого генератора составляет 630 кВт.
- Текущее требование составляет 50 Гц (380 Вт).
Эти установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимальном расходе топлива и масла, снижая при этом гидроакустическую заметность корабля.
Основные сведения и история
Корабли проектов 20380/20385 — серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны, созданных для ВМФ России.
В результате заморозки большинства судостроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2 и 3 ранга — сторожевые катера, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка построить серию сторожевых катеров нового поколения проекта 12441 не увенчалась успехом — заложенный в 1997 году головной корабль серии «Новик» так и не был достроен.
Ситуация усугублялась тем, что сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил считалось официальным приоритетом флота, и именно они имели приоритет в финансировании.
В результате к началу 2008 года в составе ВМФ имелось всего шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров и в 2,5 раза меньше, чем ракетных катеров стратегического назначения. На Тихоокеанском и Северном флотах вообще не было патрульной авиации — хотя именно СКР должен обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имеющихся СКР относились к пяти различным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет.
Флоту понадобилась новая серия кораблей для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод и несения караульной службы. В этой ситуации в конце 1990-х годов Минобороны России объявило тендер на проектирование нового СКР, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).
До этого ЦКБ «Алмаз» специализировалось на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и так далее. Спроектированный им сторожевой катер проекта 12441 «Гром» так и не был достроен, как и не был подготовлен в середине 1990-х годов проект «экспортного» корвета.
Тем не менее, уже в 2000 году ОКБ «Алмаз» представило восемь вариантов эскизного проекта сторожевого корабля проекта 20380 (шифр проекта — «Корвет-1»), один из которых был принят заказчиком в 2001 году проект был одобрен, и одновременно была разработана конструкторская документация, позволившая уже в конце 2001 года заложить головной СКР. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором — Игорь Иванов.
Конструкторы использовали в конструкции «модульный принцип», что не только снизило себестоимость производства, но и обеспечило высокий модернизационный запас корабля на протяжении всего его жизненного цикла (30 лет). Особое внимание также уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов, новой элементной базы и так далее.
Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на корабле столь небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета. Судостроительные предприятия «Янтарь» (Калининград), «Балтийский завод» (Санкт-Петербург), «Зеленодольский завод» (Зеленодольск, Татарстан) и Санкт-Петербургская «Северная верфь» участвовали в конкурсе Минобороны на право производить корветы, ставшие победителями. Сумма контракта не разглашается.
За создание и развитие конструкции корвета им. 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей удостоена премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2011 год. Среди лауреатов премии генеральный директор «Алмаз» Александр Шляхтенко, главный инженер бюро Константин Голубев, главный конструктор корабль Игорь Иванов, генеральный директор «Северной верфи» Андрей Фомичев, заместитель главного строителя этого объекта Александр Уляшев и другие специалисты.
Причины пожара
О причинах пожара говорить пока рано. Активных работ на корвете в пятницу не велось. Предполагают, что изначально возгорание началось в рубке главного командного пункта и на башенно-мачтовой конструкции, оттуда огонь по лесам перекинулся на четвертую и пятую палубы.
Первая информация о возгорании стала появляться около семи часов пятницы. Сначала сообщалось, что огонь охватил всю верхнюю палубу судна на стапелях, площадью около 100 квадратных метров. Позже экстренные службы сообщили, что огонь охватил почти весь военный корабль, охватив площадь 800 квадратных метров.
Восстановлению подлежит
18-19 декабря, после окончания тушения, специалисты «Северной верфи» провели первичный осмотр Проворного. Пришли к предварительному выводу — корабль подлежит восстановлению. Об этом компания сообщила на своем официальном сайте.
«..благодаря установленной противопожарной изоляции между надстройкой и палубой корпус корабля не пострадал. Надстройка должна быть демонтирована. В надстройке не было оборудования. ведутся переговоры о строительстве новой надстройки, говорится в коммюнике.
В компании уточнили, что тепло и электричество были включены для предотвращения замерзания воды, которая попала в трюмы во время тушения пожара. Около сотни рабочих откачивали воду, сушили поверхности и очищали помещения от последствий пожара. Нанесенный ущерб будет оценивать комиссия в составе представителей «Северной верфи» и ОСК, которая приступила к работе. О причинах возгорания говорить пока рано. Этой комиссии потребуется несколько недель, чтобы изучить все обстоятельства и выяснить причины ЧП.
Корпус и надстройка
Корвет «Гремящий» — головной корвет новейшего проекта 20385. Корпус в основном выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Конструктивные инновации позволили на 25 процентов повысить устойчивость к встречной воде и снизить нагрузку на основную электроустановку.
Новая конструкция подводной части корпуса позволяет использовать энергетическую установку с меньшим весом, а это высвобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля может быть значительно усилено. Еще одним полезным фактором является увеличение крейсерской скорости на два узла.
Надстройка плавающей боевой машины выполнена из негорючих композитных компонентов. К ним относятся стекловолокно, полимеры на основе углеродного волокна. Данная система позволяет добиться малого радиуса обнаружения радиолокационных станций и комплексов. В корме оборудован специальный ангар и площадка для размещения и вылета вертолета Ка-27. Запас топлива составляет около 20 тонн. Корветы проектов 20380 и 20385 разительно отличаются по оснащению и вооружению в пользу последнего варианта.