Проект 20380 корабли, ттх, конструкция, вооружение

Военная техника

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 1990-е годы главной задачей командования ВМФ России было поддержание боеспособности личного состава флота, доставшегося в наследство от советского ВМФ. Необходимость строительства новых кораблей ощущалась остро, но экономические трудности и недостаток финансирования не позволили начать строительство новых боевых кораблей в больших масштабах.

В свете того, что выполнение проекта 12441 было признано нецелесообразным, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными корабелами задачу: создать малый сторожевой корабль, который мог бы заменить выведенные из состава флота сторожевые корабли советской постройки.

Эта задача традиционно была возложена на ЦКБ «Алмаз» — одно из ведущих отечественных конструкторских бюро страны. В техническом задании на будущий проект указывались важнейшие технические параметры нового корабля. Предполагался, по западной классификации, многоцелевой корвет проекта 20380. Проще говоря, необходимо было создать простой и недорогой надводный корабль 2 ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных водах.

Отправить 550

Проектирование началось в 1997 году. В окончательном виде проект сформировался в 2001 году. Постройку новых кораблей было решено поручить Санкт-Петербургской Северной верфи. Это судостроительное предприятие должно было обеспечить строительство кораблей для нужд Балтийского флота. При успешном завершении проекта со временем планировалось начать строительство на Дальнем Востоке новых корветов, которыми должен был быть оснащен Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый караул должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основной район плавания судна – прибрежные воды и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами из состава флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, охрана прибрежных морских коммуникаций, блокирование объектов береговой инфраструктуры.

В целом ничего нового в назначении новых линкоров не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны были наглухо закрывать от вторжений прибрежный фланг.

Закладка головного корабля проекта КРК «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 кораблей проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа — корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, который получил название «Бойкий». В этот момент головной корабль был спущен на воду. Корвету «Стерегущий» предстояло еще пройти длительный цикл заводской достройки, оснащения средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

В сервисе

Строительство остальных судов по госзаказу для Балтийского флота на Северной верфи продолжается и сегодня. Первые четыре корабля сданы в строй и входят в состав Балтийского флота. В связи с успехом проектирования кораблей проект был продолжен. В 2015 году состоялась закладка еще двух кораблей для балтийцев, к 2020 году планируется передать флоту корвет «Ревностный» и корабль «Строгий» того же класса.

Летом 2006 года на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась закладка первого корабля проекта 20380. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых кораблей для нужд Тихоокеанского флота.

Второй корабль, построенный на АСЗ в соответствии с программой технического перевооружения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий», как ожидается, будет передан флоту в 2020 году корабля, включая комплекс управления и электроснабжения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре загружены полностью. После «Громкого» началось строительство еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Острый», для которых начаты работы по формированию корпуса. Корабли должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 годах.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для российского флота. Если внимательно присмотреться к кораблям, то можно заметить внешнее сходство с другими линкорами, состоящими на вооружении российского флота. Подобная схема реализована сегодня в различных вариантах при строительстве других боевых кораблей.

Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и имеют вдвое меньшее водоизмещение, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Похожее сходство имеют и корабли проекта 22350, которые строились для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли отличаются только размерами, водоизмещением и комплексом вооружения.

Следует отметить, что концепция развития современного ВМФ России, в корветах проекта 20380, получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей хорошо продумана и тщательно проработана. Основные системы линкора автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

В озере

Благодаря удачной конструкции корабли обладают прекрасными мореходными качествами. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного плавания, дальность плавания этих кораблей составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно находиться в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля отличаются высокой технологичностью и высоким уровнем обслуживания. Конструкция корабля допускает дальнейшую модернизацию. Силовая установка корветов представлена ​​двумя дизелями ДДА 12000 разработки ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной конструкции корпуса и двигателей корабль водоизмещением 1500 тонн имеет хорошую осадку.

Двухосная силовая установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо следует отметить низкий уровень шума от работающих двигателей, что придает кораблю малую заметность в гидроакустической зоне. Что касается невидимости, то новые российские корветы — образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводов корпуса, в конструкции корабля массово используются композиционные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны можно убрать внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» в ходе испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в навигационных условиях Балтийского моря, где находятся береговые и авиационные комплексы противокорабельных средств стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсальное. На корабли первой серии, входящие в состав действующего флота, устанавливаются:

  • основное ударное средство — ПКР «Уран», оснащенная 8 ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из 30-мм артиллерийских установок АК-630М и переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артиллерийская установка А-190, способная поражать все типы наземных и надводных целей на дальности до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

Вид сверху

Вертолет Ка-27 базируется на корветах в качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства. Самолет размещается на открытой взлетно-посадочной полосе или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен станцией радиолокационного обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется собственная РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Судно управляется и позиционируется с помощью спутниковой навигационной системы СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми системами корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета дополнено системой радиоэлектронного подавления и другими средствами радиоэлектронной борьбы.

Читайте также: Ту-141 «Стриж»: украинский БЛА атаковал Киреевск

Корвет «Стойкий»

Корвет «Стойкий» — третий серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Это принципиально новый корабль для ВМФ России, ТТХ и боевые характеристики которого на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса.

Важнейшая особенность корвета в том, что он резче, универсальнее, маневреннее, компактнее, малозаметнее, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проект предлагает значительный потенциал для дальнейшей модернизации.

Корвет проекта 20380 водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивает скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершать корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой высокий, как его предшественники.

Корвет

Корвет вооружен 100-мм универсальной артиллерийской установкой, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того, они вооружены сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Однако в состав авиагруппы этого корабля входили, как и на более ранних корветах, по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, отвечающий всем современным требованиям, предъявляемым к стелс-технологиям.

Модификации

  • 20380П и 20383 — проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
  • 20382 «Тигр» — экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
  • 20385 — модернизация базового проекта с улучшенными зенитными ракетами и противокорабельным вооружением. Две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса (ПКРМ) «Уран» заменены восьмиконтейнерной универсальной корабельной огневой системой (УКСК) для ракет «Калибр» и «Оникс». Увеличен боекомплект ЗРК «Редут». В 2011 году Минобороны подписало контракт с АО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) на строительство девяти кораблей проекта 20385. Изначально на корабли планировалось установить дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen этой модификации, но после отказа предприятия от поставок двигателей в связи с введенными в 2014 г санкциями против РФ было принято решение использовать агрегаты российского производства.В мае 2015 г представители завода сообщили, что из-за проблем с импортными комплектующих, по проекту 20385 будут строиться только два корабля («Гремящий» и «Проворный», с заменой зарубежных комплектующих на отечественные), а остальные корабли будут строиться «по модернизированному проекту 20380». Тем не менее, 30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников сообщил журналистам, что серия 20385 будет состоять из четырех корветов;
  • 20386 — проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, уменьшенной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенным водоизмещением (3400 т) и дальностью плавания (9260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Особенности, вооружение

Длина корветов превышает 100 м, полное водоизмещение более 2 тыс тонн. Основная силовая установка — двухосный дизельный двигатель.

Корветы вооружены противокорабельными ракетными установками «Уран» или «Калибр-НК» (в зависимости от модификации корабля), зенитно-ракетным комплексом, артиллерийскими установками, пулеметными установками и гранатометами. Имеют противолодочную и противоторпедную защиту. Вертолет может базироваться на корабле.

Сравнительная таблица отличий

Чтобы понять, чем морские боевые единицы отличаются друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и назначение.

Боевая единица Смещение Скорость Задания
Корвет От 1200 до 1500 тонн от 30 до 40 км/ч Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта
разрушитель От 3 000 до 10 000 тонн Около 60 км/ч Сопровождать и защищать конвой от атак с близкого расстояния
Фрегат До 4000 тонн От 55 до 60 км/ч Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей
Крейсер Около 10 000 тонн До 60 км/ч Оборона боевых порядков и конвоев, уничтожение легких сил противника
Линкор От 20 000 до 80 000 тонн от 20 до 25 км/ч уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка наземных операций
Авианосец От 30 000 до 100 000 тонн От 45 до 55 км/ч Защита соединений ВМФ, поддержка наземных операций, уничтожение ПВО противника

Основные сведения и история

Корабли проектов 20380/20385 — серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны, созданных для ВМФ России.

В результате заморозки большинства судостроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2 и 3 ранга — сторожевые катера, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка построить серию сторожевых катеров нового поколения проекта 12441 не увенчалась успехом — заложенный в 1997 году головной корабль серии «Новик» так и не был достроен.

Ситуация усугублялась тем, что сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил считалось официальным приоритетом флота, и именно они имели приоритет в финансировании.

В результате к началу 2008 года в составе ВМФ имелось всего шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров и в 2,5 раза меньше, чем ракетных катеров стратегического назначения. На Тихоокеанском и Северном флотах вообще не было патрульной авиации — хотя именно СКР должен обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имеющихся СКР относились к пяти различным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет.

Флоту понадобилась новая серия кораблей для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод и несения караульной службы. В этой ситуации в конце 1990-х годов Минобороны России объявило тендер на проектирование нового СКР, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).

До этого ЦКБ «Алмаз» специализировалось на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и так далее. Спроектированный им сторожевой катер проекта 12441 «Гром» так и не был достроен, как и не был подготовлен в середине 1990-х годов проект «экспортного» корвета.

Тем не менее, уже в 2000 году ОКБ «Алмаз» представило восемь вариантов эскизного проекта сторожевого корабля проекта 20380 (шифр проекта — «Корвет-1»), один из которых был принят заказчиком в 2001 году проект был одобрен, и одновременно была разработана конструкторская документация, позволившая уже в конце 2001 года заложить головной СКР. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором — Игорь Иванов.

Конструкторы использовали в конструкции «модульный принцип», что не только снизило себестоимость производства, но и обеспечило высокий модернизационный запас корабля на протяжении всего его жизненного цикла (30 лет). Особое внимание также уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов, новой элементной базы и так далее.

Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на корабле столь небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета. Судостроительные предприятия «Янтарь» (Калининград), «Балтийский завод» (Санкт-Петербург), «Зеленодольский завод» (Зеленодольск, Татарстан) и Санкт-Петербургская «Северная верфь» участвовали в конкурсе Минобороны на право производить корветы, ставшие победителями. Сумма контракта не разглашается.

За создание и развитие конструкции корвета им. 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей удостоена премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2011 год. Среди лауреатов премии генеральный директор «Алмаз» Александр Шляхтенко, главный инженер бюро Константин Голубев, главный конструктор корабль Игорь Иванов, генеральный директор «Северной верфи» Андрей Фомичев, заместитель главного строителя этого объекта Александр Уляшев и другие специалисты.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector