- Основная идея, заложенная в создание проекта
- Особенности советских ракетных катеров проекта 1241
- Постановка задачи
- Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»
- Служба
- Организационно-штатная структура
- Строительство ракетных катеров типа «Молния»
- Рождение ракетного катера нового проекта 1241
- ОПИСАНИЕ
- Синий джет — откуда он берется
- Конструкция
- Корпус и надстройка
- Энергетическая установка
- Общекорабельные устройства
- Мореходность
- Обитаемость
- Вооружение
- Противокорабельное вооружение
- Зенитное ракетное вооружение
- Артиллерийское вооружение
- Радиолокационный комплекс и системы целеуказания
- Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
- Система государственного опознавания
- Навигационное и штурманское вооружение
- Построенные корабли
- Различия проектов 1241.1 и 1241РЭ
- Список кораблей входивших в состав флота СССР
Основная идея, заложенная в создание проекта
Огромные потери, понесенные Советским Союзом во время Великой Отечественной войны, поставили перед Советским правительством трудную задачу. Необходимо было быстро усилить флот новыми боевыми кораблями. Экономика была не в силах строить большие океанские корабли, крейсера и авианосцы. В то же время страна остро нуждалась в укреплении своих морских границ. Выходом из этой ситуации могут стать ракетные катера, боевые корабли малого водоизмещения, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.
Идея создания высокомобильной скоростной боевой платформы для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металле. Советский Союз стал первой страной в мире, начавшей строить ракетные катера — совершенно новый класс военных кораблей. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за рубежа. Советские ракетные катера стали настоящим подарком для стран, нуждавшихся в создании небольшого и в то же время эффективного военно-морского флота.
Ракетные катера, оснащенные ракетным вооружением, уравняли шансы флотов в море. С этого момента ни один крупный военный корабль не мог чувствовать себя полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, тем самым обеспечивая надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, Юге и Дальнем Востоке.
Лодки во дворе
Постоянное улучшение мореходных качеств кораблей, увеличение мощности и дальности ракетного вооружения значительно повысили боевые и тактико-технические характеристики ракетных катеров. Кроме того, такие корабли могли строиться большими сериями. Вместо постройки эсминца или ракетного крейсера флот мог получить до двух десятков малых ракетных кораблей в течение 3-5 лет. Благодаря этому классу кораблей советский флот смог быстро восстановить свою ударную мощь.
Боевые возможности ракетных кораблей оценили и за границей. Советские катера с ракетным вооружением стали основой военно-морских сил Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, построенные в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Варшавского договора. Малыми ракетными кораблями советской разработки были оснащены военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР.
Наиболее распространенным типом кораблей этого класса были корабли типа «Молния», которым путевку в жизнь дал проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители смогли создать ряд модификаций малых кораблей которые оказались удачными и надежными линкорами.
Эйлат
Отличным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183П на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, имевший в десять раз меньшее водоизмещение, смог двумя ракетами Р-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха была дальность боя и молниеносность атаки. С этого момента отношение к кораблям этого класса резко изменилось во всем мире. Ракетные катера стали полноценным классом боевых кораблей. Небольшие страны, имеющие морские границы, стали массово заказывать корабли этого класса для своих военно-морских сил.
Особенности советских ракетных катеров проекта 1241
Главной особенностью любого ракетного катера является его вооружение. Противокорабельная ракета имеет достаточную мощность, чтобы вывести из строя большой корабль или нанести значительный ущерб и потопить военный корабль меньшего размера. По способу действия советские ракетные катера являются ударным оружием. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название новой ракеты было выбрано не случайно. Реально была заложена идея оснастить Москитный флот мощным и принципиально новым вооружением.
Проект 1241 оказался настолько удачным, что на платформе стали выпускать катера проекта 12412 в торпедном варианте. Новые торпедные катера оснащались не турбинами, а быстроходными дизелями. Такое судно могло выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок. Многие корабли этого класса были поставлены для оснащения пограничных войск КГБ СССР, использовавшихся для охраны морской границы.
Проект 1241Т
Ракетные катера типа «Молния» начали проектировать в ЦКБ «Алмаз» в Ленинграде в 1973 году. Новому кораблю присвоили шифр «Молния», а сам проект должен был стать базой для последующего строительства других типов малых боевые корабли. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и устрашающее название «Тарантул» и был отнесен к классу корветов.
Первоначальная задача создания мощного боевого корабля с малым водоизмещением оказалась для конструкторов сложной. Установить на корабль как артиллерийское вооружение, так и целый противокорабельный комплекс, сохранив высокую скорость боевой части, оказалось невозможно. Новая силовая установка и наличие мощного вооружения привели к увеличению водоизмещения. Это означало, что на чертежах фигурировал уже не катер, а ракетный корабль.
С учетом увеличенного водоизмещения и достаточно большой навигационной автономности эти корабли уже напоминали полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти корабли сразу стали причислять к корветам. Строительство кораблей шло по двум направлениям. В связи с отсутствием ПКР «Москит» упор сначала был сделан на строительство катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». По этому проекту советским конструкторам удалось полностью подготовить базовую версию, доведя ее до условий серийного производства.
Термит
Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженную ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать совершенно новым кораблем.
Постановка задачи
Напомним, в мае 2020 года генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что в России может быть создан новый пилотируемый космический корабль, выполненный по летной схеме.
«Сейчас развитие пилотируемой программы связано именно с созданием космических аппаратов. США проводят испытания, такие работы ведутся. У нас есть идея нового пилотируемого корабля в интересах однотипной орбитальной станции — сказал Рогозин в эфире радио «Комсомольская правда».
«Звездные войны снова актуальны»: как ВВС США испытывают орбитальный самолет X-37B
Космический беспилотник X-37B находится на орбите Земли рекордные 719 дней. В ВВС США говорят, что он был разработан для…
Рогозин напомнил о советской программе «Энергия-Буран», которая, по его словам, опередила свое время.
«Думаю, если речь идет о корабле, который должен быть создан для работы на низких орбитах. видимо надо будет двигаться в сторону создания пилотируемого многоразового корабля… То, что создавалось нашими прадедами, было впереди пора, но сейчас это время наступает», — сказал глава Роскосмоса.
Позже, в августе 2020 года, Дмитрий Рогозин сообщил, что заказал разработку многоразового орбитального корабля на базе модели «Буран» для замены корабля «Союз МС».
«Если мы заменим «Союз МС» для обслуживания орбитальных станций, потому что эксплуатация «Орла» (корабль, который делается для пилотируемых полетов на Луну. — RT) будет дороговата для этих целей, нам придется делать многоразовый корабль совершенно другой конфигурации — типа что-то вроде «Бурана», с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. Я дал эту задачу нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы теперь будут предлагать такие варианты космической техники», — цитирует РИА Новости глава говорится в сообщении Роскосмоса.
Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»
Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения надводных боевых кораблей, транспортно-десантных катеров и кораблей противника в море, баз, корабельных группировок и их прикрытия, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.
С 1981 года на вооружение ВМФ Советского Союза стали поступать ракетные катера «Молния» модификации 12411 (12411М). Являются развитием ракетной установки «Молния» проекта 1241. Головной разработчик — объединение «Алмаз». Всего на различных верфях было построено более трех десятков ракетных катеров. Основное отличие — установка ПКР с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).
Сегодня ракетные катера проекта 12411 состоят на вооружении ВМФ России. Совсем недавно Ливия заказала три ракеты с ПКР «Москито» для нужд ВМС. Ориентировочная стоимость заказа составляет около 200 миллионов долларов.
История развития РК проекта 12411
Боевые действия с участием ракетных кораблей, вооруженных противокорабельными ракетами П-15, в 1967 г. (арабо-израильский конфликт) и в 1971 г. (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точкой для создания ракетного катера, несущего усовершенствованный противоракетный комплекс с более мощная и современная ПКР «Москит».
Первоначально были сделаны оценки возможностей размещения ПКР «Москит» на ракетных катерах, особенно на РК проекта 205, являющемся основным носителем ПКР П-15. В результате РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подходил по скорости.
Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна быть не менее 42-43 узлов. Выяснилось, что малые и средние ракетные катера не смогут взять «Москит» на борт и обеспечить необходимую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установленной на борту мощной энергетической установкой.
В 1973 году вышло постановление, согласно которому началось проектирование и разработка современного быстроходного ракетного катера. Кроме того, согласно ТТТ, БРК должен иметь лучшие ТТХ, современные средства боевой самообороны, РЭБ, повышенную обитаемость и автономность.
Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Юхнина Е.И назначена руководителем проекта. По реализованной идее лодки разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 стал простой базой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийное производство кораблей для нужд не только Советского Союза, но и для обеспечения нужд флотов дружественных государств.
Это и разная готовность мощностей ВПК к производству комплектующих привели к появлению и созданию нескольких модификаций на базе проекта 1241. Головному разработчику поручили построить основные корабли двух важнейших модификаций.
Первая модификация — ракетный корабль с ПКР «Термит» П15М и газотурбинной двигательной установкой. Эта модификация появилась из-за промедления разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки с поставкой изделий к оговоренному сроку. Модификация получила обозначение 1241-1 и позволила начать производство конструкции корпуса и выпуск ракетных катеров по заказу инозаказчиков.
Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации — РК проекта 12411. Эта модификация станет тем новым ракетным катером, который требовался ВМФ СССР. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с ПКР «Москит» и новой ДГТУ поступил на вооружение ВМФ в конце 1981 года.
Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после чего ракетный катер был отправлен в Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль прошел окончательную доводку основного оборудования и вооружения, после чего головной ракетный катер проекта 12411 прошел государственные испытания. После принятия ракетного катера на вооружение начинается серийное производство этой модификации.
Служба
Организационно-штатная структура
Все ракетные катера проекта 1241 при поступлении в состав ВМФ СССР были сведены в первичные тактические соединения флота — дивизии ракетных катеров, которые в свою очередь включались в бригады ракетных катеров советского флота.
Строительство ракетных катеров типа «Молния»
После оценки ТТХ и боевых возможностей обеих модификаций было принято решение о серийном производстве ракетных катеров этого проекта в двух вариантах. Головной корабль, предназначенный для установки нового противокорабельного комплекса «Москит», был заложен в 1977 году на судостроительном заводе «Алмаз» в Ленинграде. Освоив в дальнейшем производство головных кораблей, для серийного производства были выбраны три судостроительных предприятия.
Корабли модификаций 12411-Т и 12411-М строились в Ленинграде на Приморском судостроительном заводе, на Средне-Невском судостроительном заводе и в Хабаровске. Менее чем за 12 лет, с 1979 по конец 1991 года, в СССР было построено 73 ракетных катера различных проектов. На момент распада Советского Союза в постройке находилось еще 6 кораблей этого класса с разной степенью готовности. Достроить боевые корабли, доставшиеся в наследство от СССР, планировалось до 1996 года.
Вьетнамские военные катера
Если на нужды ВМФ России работали три советских судостроительных завода в Ленинграде и Хабаровске, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились исключительно корабли экспортного варианта. Проект 1241 с приставкой РЭ предназначался для поставок в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинской и Ярославской верфях построено 22 корабля:
- для ВМФ ГДР — 5 ракетных катеров;
- для ВМС Индии — 5 кораблей;
- польша получила 4 ракетных катера»;
- 3 линкора для ВМС Румынии;
- болгария и Йемен получили по 2 корабля.
Ракетный катер проекта 1241Ре передан ВМС Вьетнама. Три боевых корабля этого проекта входят в состав ВМФ России, используются для обучения иностранных экипажей. Линкоры, вооруженные противокорабельными ракетами «Термит», шли на экспорт. Корабли, вооруженные ПКР «Москит», строились только для нужд отечественного флота. Только в 2000 году российские корабелы разработали экспортную модификацию кораблей проекта 12418, вооруженную противокорабельными ракетами «Уран».
Ракета Уран
Новые корабли строились по заказу для нужд военно-морских сил Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные устаревшими, но все еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит», эти боевые корабли представляли собой довольно грозную силу на море.
Следует отметить, что из всех стран, оснащенных ракетными катерами типа «Молния», только Индия получила лицензию от Советского Союза на право сборки и постройки кораблей того же типа. Судостроение велось на верфях в Мумбаи и Гоа. Индийские ракетные катера советской разработки сыграли значительную роль во время пограничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду ВМС Индии удалось заблокировать главный пакистанский порт Карачи.
Читайте также: Ка-27 ПС: описание и характеристики палубного противолодочного вертолета
Рождение ракетного катера нового проекта 1241
Боевое применение ракетных катеров наглядно показало, насколько эффективным может быть этот вид морского оружия. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, коренным образом изменило тактику морского боя. В современных боевых условиях непосредственный контакт противоборствующих сторон потерял смысл.
Удары могли наноситься не только неожиданно и с большого расстояния, но и с гораздо меньшей силой. Крупный военный корабль становился уязвимым на море для самого слабого противника. На практике ракетные катера уравняли шансы флотов, пошатнув принципы освоения морского ТВД за счет крупных соединений боевых кораблей.
Ракетный катер проекта 1241 — самый современный тип корабля этого класса, который продолжает нести боевую службу ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морского оружия до сих пор находится на высоком уровне. Представители ВМС США лестно отзывались о высоких боевых возможностях советского корабля, который смог на практике проверить тактико-технические качества корабля.
Примечание: Лодка «Рудольф Эгельхофер» типа «Тарантул», входящая в состав ВМС ГДР, стала после того, как страна вошла в состав ВМС Германии. Корабль получил новое имя и вскоре был передан иностранным союзникам для тщательного изучения.
Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки лодки стал судостроительный завод его имени. Петровский, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил кодовое название «Тарантул» и классифицировался в странах Запада как корвет.
Конструкторскую документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», наследие советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году.
Конструкторская документация на новый ракетный катер с четырьмя ПКР была готова в течение 2 лет, но проект пришлось на время отложить. Задержка строительства кораблей была связана с продолжавшимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось оснастить новые корабли.
Новый корабль должен был иметь, по сравнению с предыдущими кораблями этого класса, большее водоизмещение, лучшую мореходность и повышенную автономность. Состоящие на вооружении ВМФ противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому необходимо было создать высокомобильную платформу большего водоизмещения. Контрольная цель составляла 400-500 тонн, что должно было соответствовать новой мощной двигательной установке, более совершенному радиолокационному оборудованию и четырем противокорабельным ракетам 3М80.
Черноморский и Балтийский флот планировалось оснастить новыми малыми судами, которые должны были иметь надежную и мощную ударную силу на ограниченном морском театре. Параллельно разрабатывалась и экспортная версия. Основными заказчиками нового корабля стали арабские страны, ВМС Вьетнама, Куба и страны, входящие в Варшавский договор.
Назначение кораблей проекта 1241 — нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости ракетные катера могли быстро перехватывать корабли противника, запускать боевые ракеты и на большой скорости уходить из-под ответного удара.
После головного корабля началось серийное строительство кораблей. Для нужд ВМФ СССР было построено 13 лодок этого проекта. 20 кораблей этого типа были экспортированы. Во вьетнамских ВМС советские ракетные катера составляли основную ударную силу флота. Боевые ряды ВМС стран Варшавского договора, ВМС Египта, ВМС Йемена, Индии и Туркменистана пополнили ракетные катера «Тарантул». Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, и базовой базой для этого стал проект 1241.
ОПИСАНИЕ
Корпус катера проекта 1241 «Молния» стальной, гладкопалубный, внутри разделен водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Основные механизмы расположены в двух смежных помещениях в кормовой части корпуса. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Главная энергетическая установка — комбинированная, состоящая из двух полноскоростных газовых турбин мощностью по 12 тысяч литров каждая.
С маршевыми двигателями — тоже газотурбинные (пр.1241Т) или дизельные (пр.12411). Переход на дизеля позволил сократить запас топлива с 76 до 56 т без потери дальности полета. В состав винто-рулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага. На полубаке размещен носовой электрогидравлический шпиль для проветривания и вытягивания якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На кормовой палубе имеется электромеханический кабестан для швартовки кормы. Всего корабль имеет четыре вида швартовки.
Спасательные средства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых расположены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой части, между автоматами АК-630), а два — впереди от рулевой рубки .
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на малых скоростях при волнении моря до 7-8 баллов. Экипаж на катерах проекта 1241.1 составляет 41 человек (на катерах проекта 12411 он сокращен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Капитан размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под рулевой рубкой) по левому борту. Остальные офицеры размещаются в четырех двухместных каютах на борту. Моряки живут в трех кокпитах, расположенных ниже главной палубы в носовой части лодки.
Передняя кабина (на семь двуспальных кроватей) расположена перед артиллерийской боеукладкой АК-176, две другие кабины, меньшей вместимости, чем первая, расположены сбоку сзади и сбоку от АК Вал боеприпасов АУ -176. Столовая для персонала размером 5х4 метра расположена на главной палубе в районе юта. Автономность корабля по провианту – 10 суток.
Для хранения провизии предусмотрены кладовые, расположенные на главной палубе в районе герметизации перед кокпитом матросов; под стволом АК-176 находится бак с пресной водой. Ракетные катера проектов 1241Т и 1241РЭ несли два двухместных пусковых контейнера ракет П-15М «Термит». Наиболее массовые «Молнии» проекта 12411 вооружены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами 3М-80 «Москит» с дальностью полета 120 км.
Экспортные катера проекта 12418 оснащены малогабаритными дозвуковыми противокорабельными ракетами Х-35 «Уран». За счет снижения их массогабаритных характеристик количество ракет на лодке увеличилось в четыре раза — до 16 штук. Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. Кроме того, имелась стационарная установка для двух блоков ПЗРК «Стрела-3М» или «Игла».
На опытном катере Р-71 проекта 12417 были испытаны зенитно-артиллерийский и реактивно-артиллерийский комплексы «Кортик» и «Палаш». Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах проектов 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на катерах проекта 12411 — РЛК «Монолит-Т».
Синий джет — откуда он берется
История Ракетных войск. Ракетные войска России
Голубые струи — это самые близкие к земле молнии. Они возникают там же, где и обычные линейные, то есть в грозовых облаках, только образуются не у их нижней границы, а у верхней кромки. Длительность таких разрядов составляет несколько десятков микросекунд.
После разряда сразу появляется короткий яркий отрезок, который так же, как и линейная молния, получил название проводника. Бывает, что молния заканчивается просто вспышкой проводника, особенно когда она образуется на малой высоте. Но чаще всего, как отмечают исследователи, струи или стримеры распространяются вертикально вверх от стримера. Они пронизывают всю стратосферу.
Синие лучи возникают по тем же причинам, что и линейные молнии
Для изучения этих вспышек на модуль Колумбус Международной космической станции в 2018 году было установлено специальное оборудование. Оно включало оптические камеры, фотометры, а также высокочувствительный субмиллиметровый спектрометр и детекторы, обнаруживающие рентгеновское и гамма-излучение. В результате спустя год ученым удалось обнаружить голубые джеты, формирующиеся в грозовом облаке над Тихим океаном.
Неподвижная струя достигла стратопаузы — то есть слоя, лежащего на границе между стратосферой и мезосферой. Он расположен на высоте около 50 километров. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature. Говорят, что голубые лучи появляются из-за электрического пробоя, который возникает между зарядом, лежащим поверх грозового облака, и слоем воздуха над ним, имеющим отрицательный разряд. То есть они возникают в результате тех же процессов, которые приводят к появлению обычных молний. Синий цвет струй, по мнению ученых, обусловлен ионизацией молекул азота.
Конструкция
Корпус и надстройка
Корпус ракетного катера гладкопалубный, стальной, имеет малый сдвиг и комбинированные обводы. Разделен на девять отсеков восемью водонепроницаемыми переборками. Надстройки лодок (за исключением противогазовых экранов) выполнены из легких сплавов. Основные механизмы расположены в двух смежных помещениях в кормовой части корпуса.
Основные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, ширина наибольшая — 10,2 м. Высота корпуса — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), гребной винт на полной осадке — 3,60 м, эксплуатационная осадка (для пр. 12421) — 2,55 м. Водоизмещение различных модификаций проекта несколько различается, но находится в пределах 500 т. Высота по борту на миделе 5,31 м.
Энергетическая установка
В связи с задержкой разработки дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проектов 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газотурбинной энергетической установкой (газотурбинной шестерней) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12000 л.с каждой, по две центральные турбины типа М-75 мощностью по 5000 л.с. С и четырьмя коробками передач. Газотурбинная силовая установка имела ряд преимуществ, в том числе больший КПД, и оказалась непрактичной для управления лодкой на малых скоростях и особенно при швартовке.
Главные двигатели работают на отдельных воздушных винтах с фиксированным шагом. Максимальная скорость, развиваемая катерами с газотурбинными силовыми установками, составляет 42 узла, экономическая – 13 узлов. Дальность плавания: полный ход – 760 морских миль, экономический – 1400 морских миль.
Силовая установка ракетных катеров проектов 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. В его состав входят две форсажные турбины типа М-70 мощностью по 12 000 л.с каждая. С и двумя маршевыми дизельными агрегатами М-510 мощностью по 4000 л. С. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухступенчатой коробкой передач и гидротрансформатором). Главные двигатели работают на отдельных воздушных винтах с фиксированным шагом.
Максимальная скорость – 41 узел, экономическая – 14 узлов. Дальность плавания: скорость 36 узлов — 400 морских миль, экономическая скорость — 1600 морских миль, скорость 12 узлов — 2400 морских миль.
Катера всех проектов оснащены двумя дизель-генераторами ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и одним дизель-генератором ДГР-75 мощностью 100 кВт.
Общекорабельные устройства
Рулевое оборудование
В состав винто-рулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.
Швартовные, якорные и буксирные устройства
На полубаке размещен носовой электрогидравлический шпиль для проветривания и вытягивания якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На кормовой палубе имеется электромеханический кабестан для швартовки кормы. Всего корабль имеет четыре вида швартовки.
Спасательное оборудование
Спасательные средства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых расположены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой части, между автоматами АК-630), а два — впереди от рулевой рубки.
Мореходность
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на малых скоростях при волнении моря до 7-8 баллов.
Обитаемость
Экипаж на катерах проекта 1241.1 составляет 41 человек (на катерах проекта 12411 он сокращен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Капитан размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под рулевой рубкой) по левому борту. Остальные офицеры размещаются в четырех двухместных каютах на борту.
Моряки живут в трех кокпитах, расположенных ниже главной палубы в носовой части лодки. Передняя кабина (на семь двуспальных кроватей) расположена перед артиллерийской боеукладкой АК-176, две другие кабины, меньшей вместимости, чем первая, расположены сбоку сзади и сбоку от АК Вал боеприпасов АУ -176. Столовая для персонала размером 5х4 метра расположена на главной палубе в районе юта.
Автономность корабля по провианту – 10 суток. Для хранения провизии предусмотрены кладовые, расположенные на главной палубе в районе герметизации перед кокпитом матросов; под стволом АК-176 находится бак с пресной водой.
Вооружение
Противокорабельное вооружение
В состав вооружения катеров проекта 12411-Т входили четыре крылатые противокорабельные ракеты П-15 «Термит»; над другими трубчатыми контейнерами. Ракеты расположены рядом на верхней палубе в двух спаренных неуправляемых, нестабилизированных, небронированных, непоглощающих пусковых установках контейнерного типа. ПУ имеют постоянный угол возвышения, а их оси расположены под углом к диаметральной плоскости.
Зенитное ракетное вооружение
Для компенсации («скорее психологической, чем реальной») значительной уязвимости ракетных катеров проекта с воздуха на них установили зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3» с малой дальностью самообороны (боекомплект — 16 ракет) или «Игла» (с соответствующими боеприпасами). ЗРК размещен в корме и представляет собой стабилизированную морскую тумбу с четырьмя направляющими для зенитных ракет.
Артиллерийское вооружение
Артиллерия ракетных катеров проекта 1241 представлена одноствольной автоматической артиллерийской установкой 76/59 башенного типа АК-176, расположенной в носовой части верхней палубы. Боекомплект АУ – 316 патронов. Башня АУ выполнена из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 толщиной 4 мм. Расчет — 2 человека (4 человека в режиме ручной подачи боеприпасов). Масса АУ составляет 10,45 т.
На кормовой надстройке катеров проекта 1241 размещаются два шестиствольных 30/54 АУАК-630М с двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасным ленточным на 1000 патронов каждый для боевой низ . -летающие противокорабельные ракеты. Масса АУ без боекомплекта и ЗИП составляет 1,85 т. Полная масса машины с системой управления — 9114 кг. Дальность стрельбы — 4000 м. В штатном режиме стрельба ведется 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с максимальной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня стрельба ведется очередями по 400 выстрелов с пауза между очередями 3-5 секунд.
Радиолокационный комплекс и системы целеуказания
Активное и пассивное обнаружение целей, обеспечивающее выработку и выдачу целеуказания в КСУ, решение навигационных задач и управление совместными боевыми действиями на кораблях проекта 1241, осуществляется системой радиотехнического комплекса «Монолит-Т» (радиолокационный комплекс). (модернизированный вариант комплекса «Титанит»), располагавшийся на крыше рубки под большим цилиндро-полусферическим обтекателем антенны активного канала.
Первые ракетные катера проекта, включая головной катер Р-5, а также все экспортные катера не имели комплекса целеуказания «Монолит» и вместо него оснащались РЛС «Гарпун» (экспорт — РЛС «Гарпун-Э»). Ракетные катера проекта 12411-Т были оснащены РЛС «Монолит» с использованием прибора управления огнем «Коралл» из состава комплекса «Термит». На надстройке катеров в районе мачты установлена РЛС управления артиллерийским огнем МР-123/176 «Вымпел».
Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
Ракетные катера проекта 1241 вооружены комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Вымпел-Р2», который обеспечивает РЭБ ракетного катера за счет настройки на активные радиоэлектронные помехи. В связи с радиоэлектронной борьбой ракетные катера проекта 1241 также оснащены двумя шестнадцатитонными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 для постановки пассивных помех, стрельбы 82-мм снарядами с дипольными или тепловыми ловушками. Боекомплект – 128 82-мм снарядов.
Пусковые установки ПК-16 размещены на борту в кормовой части верхней палубы. Также возможна установка на катерах до четырех пусковых аппарелей ПК-10, для которых в кормовой части корабля (в районе вентиляционных шахт в машинном отделении между надстройкой и АК) отведены фундаменты- батарея АУ 630М), а также фундаменты, расположенные между рубкой АК и АУ-176. На надстройках катеров, находящихся в среднем ремонте, установлены датчики системы предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф».
Система государственного опознавания
Ракетные катера проектов 12411-М и 1241РЭ оснащены системой государственного опознавания, представленной станцией «Пароль-3». Антенный пост располагается на катерах проекта 12411-М перед надстройкой (перед мачтой, ниже РЛС «Вымпел»). На катерах модификации 1241РЭ он расположен непосредственно на вершине фок-мачты, за РЛС «Гарпун-Э».
Навигационное и штурманское вооружение
Навигационное вооружение катеров проекта 12411-Т представлено навигационной РЛС «Кивач-2» (антенный пост расположен над рубкой), а катера проекта 12411-М — навигационной РЛС «Печора» (антенный пост расположен в центральная часть надстройки перед «Вымпелом» — РЛС»).
Построенные корабли
Атомные ракетные катера проекта 667бдрм «Дельфин» (Россия)
В 1979 — 1983 гг. 13 лодок, на 1241.1, был построен для советского флота. Один корабль — на 1241РЭ (заводской № 1710) — передан в учебный центр в Риге, где семья «Молния» готовила экипажи для иностранных лодок. Две дополнительные лодки на 1241РЭ, строился по заказу вьетнамского правительства, но после его отмены оба корабля вошли в состав советского флота.
Три из 13 лодок в 1241.1 — Кировский комсомолец, Полтавский комсомолец и Р-6 — были вооружены РЛС «Гравий-М» вместо РЛК «Монолит-Т
В 1984-1992 годах в ССЗ им. Володарского в Рыбинске по заказу правительств ГДР, Индии, Польши и Румынии построено 17 лодок проекта 1241РЭ.
Польша заказала 4 катера, ГДР заказала 5 лодок, Индия также заказала 5 лодок (Помимо них в самой Индии в 1991-2001 годах по измененному проекту было построено еще 7 лодок. Соответственно корабли были оснащены ДГТУ , но при этом использовали двигатели западного производства как более экономичные и надежные), Румыния заказала 3 лодки.
В Польше, Индии и Румынии количество лодок в 1241РЭ классифицируются как корветы, а в ГДР как МРК. После воссоединения Германии эти корабли были выведены из состава флота (так как не соответствовали стандартам ВМФ Германии) и проданы на слом. По некоторым данным, один из них был передан в США для всесторонних испытаний. Оценка результатов не известна.
Различия проектов 1241.1 и 1241РЭ
Фотографии проекта 1241.1 и проекта 1241РЭ:
Список кораблей входивших в состав флота СССР
Р-5 | 1241.1 | № 401 | ? | 1979 г | БФ; КЛЛ | Снят с производства 10.04.2002. |
Р-26 | 1241.1 | № 403 | ? | 1980 г | БФ; Черноморский флот | Снят с производства 10.04.2002. |
Р-256 | 1241.1 | № 404 | ? | 1982 г | Черноморский флот | Передан Болгарии в 1990 г |
Р-6 | 1241.1 | № 405 | ? | 1983 г | БФ | Снят с производства 10.04.2002. |
Р-54 | 1241.1 | № 200 | 21.04.1981 | 30.12.1983 | Черноморский флот | В сети. В 1997-2014 годах в ВМС Украины. С 15.03.2002 — U155 «Приднепровье». |
Р-63 | 1241.1 | № 202 | 19.11.1981 | 31.08.1985 | БФ (до 1997 г) | С 15.08.1997 в составе ВМС Украины — корвет U156 «Кременчуг». Снят с производства 7.11.2012. |
Р-101 | 1241.1 | № 203 | 08.04.1982 | 30.09.1985 | СФ, БФ, КФЛ | В сети. |
Р-129 | 1241.1 | № 204 | 02.03.1983 | 28.12.1985 | БФ | В сети. |
Р-257 | 1241.1 | № 205 | 3 мая 1983 г | 31.10.1986 | БФ | В сети. |
Р-42 | 1241.1 | № 901 | ? | 1983 г | Тихоокеанский флот | Снят с производства 05.03.2001. |
Р-45 | 1241.1 | № 902 | ? | 1983 г | Тихоокеанский флот | Снят с производства 04.08.1994. |
Р-69 | 1241.1 | № 903 | ? | 1983 г | Тихоокеанский флот | Снят с производства 04.08.1994. |
Р-79 | 1241.1 | № 904 | ? | 19.12.1984 | Тихоокеанский флот | В сети. |
Р-26 | 1241РЭ | № 01710 | ? | 1981 г | БФ | Снят с производства 10.04.2002. |
Р-104 | 1241РЭ | № 01728 | ? | 1994 г | Черноморский флот (до 1994 г) | Проект 1241РЭ. Номер HQ-372 в ВМС Вьетнама. (отменено) |
Р-69 | 1241РЭ | № 01729 | ? | 1994 г | Черноморский флот (до 1994 г) | Проект 1241РЭ. Номер HQ-371 в ВМС Вьетнама. (отменено) |