Проект 11711

Военная техника

История создания

В первые годы двадцать первого века в распоряжении ВМФ России было около двух десятков больших десантных кораблей, построенных по проектам 775 и 1171. Все они сошли со стапелей еще до распада Советского Союза и постепенно устарели. В целом командование ВМФ предвидело такую ​​ситуацию — еще в 1998 году было утверждено техническое задание на разработку нового БДК, который затем поступил в Невское ПКБ, имевшее большой опыт создания надводных кораблей.

Впрочем, преувеличивать знания флотоводцев не стоит. Их первоначальная идея заключалась в том, чтобы сделать небольшие десантные корабли с небольшой осадкой, которые можно было бы перебрасывать по рекам из одного моря в другое. Эта особенность выглядела весьма заманчиво, но корабли, выполненные по соответствующим требованиям, не могли быть большими — и это не нравилось флотскому командованию.

БДК «Саратов»
БДК «Саратов» (ранее — «Воронежский комсомолец»), построенный по проекту 1171 «Тапир»

В результате еще на этапе предварительного проектирования мандат был в значительной степени пересмотрен. Сейчас речь идет о создании большого десантного корабля водоизмещением от четырех до шести тысяч тонн. Это «выкручивание» оказалось не последним: всего за пять с лишним лет, с 1998 по 2003 год, мандат трижды пересматривался.

В конце концов, кораблестроители решили не рисковать созданием чего-то принципиально нового, а опираться на уже существующую и проверенную конструкцию больших десантных кораблей проекта 1171 «Тапир». У флота был достаточно значительный и в целом положительный опыт эксплуатации. Кроме того, в конце 80-х Невское ПКБ уже спроектировало усовершенствованный вариант «Тапира», эти наработки сохранились и их можно было использовать.

Надо сказать, что в СССР строились и гораздо более крупные БДК, водоизмещение которых достигало 13 тысяч тонн. Это были корабли проекта 1174. В качестве базовой модели они не использовались, так как в мандате говорилось, что новые БДК предназначены для работы только в двух местах — на Балтийском и Черном морях. Обе эти акватории относительно невелики, поэтому для десанта доступнее строить суда среднего размера с небольшой осадкой.

Новому проекту было присвоено обозначение 11711, а головной БДК было решено назвать в честь вице-адмирала Ивана Грена, руководившего морской артиллерией, оборонявшей Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Новый корабль был заложен в самом конце 2004 года, после окончательного завершения этапа аванпроекта.

Этапы и ход строительства нового поколения десантных кораблей

Строительство большого десантного корабля
Начальный этап строительства БДК «Иван Грен»

Строительство БДК «Иван Грен» велось в Калининграде, на судостроительном заводе «Янтарь». Производственный процесс был долгим и сложным. Основной причиной проблем стало крайне изменчивое и непредсказуемое поведение заказчика. Финансирование часто прерывалось, что приводило к остановке всей работы.

Сам завод «Янтарь» оказался в крайне тяжелом положении. Полное отсутствие крупных заказов на протяжении 90-х годов угрожало самому существованию этой компании. Уже в процессе строительства «Ивана Грена» была инициирована процедура банкротства объекта, который должен был перейти из рук государства в частную собственность, что неминуемо закончилось бы распродажей уцелевших активов и окончательной ликвидацией. Только личное вмешательство Владимира Путина предотвратило такое развитие событий.

шли годы, командование ВМФ периодически предъявляло новые требования, а корабль оставался недостроенным. Постепенно конструкция совершенствовалась, но этот процесс шел крайне медленно. Новые проблемы начались в 2008 году. Прежде всего они были связаны с мировым финансовым кризисом, серьезно затронувшим всю российскую экономику. Практически в то же время у военного руководства страны возникла идея закупки французских десантных вертолетоносцев «Мистраль», что самым негативным образом сказалось на дальнейшей судьбе БДК проекта 11711.

БДК
«Иван Грен» незадолго до спуска на воду в 2012 году. Корабль строился так долго, что некоторые элементы конструкции успели проржаветь

Напрямую сравнивать «Иван Грен» с «Мистралями» некорректно — российский БДК в четыре раза меньше французского корабля, который к тому же использует гораздо более совершенный тип десантирования с «загоризонтным» десантированием. Поэтому прямой конкуренции здесь, конечно же, не было. Тем не менее интерес к Ивану Грену со стороны командования ВМФ вновь пропал, а денежные потоки потекли в другую сторону. В результате уже в 2010 году вновь возникла угроза банкротства судостроительного завода «Янтарь».

Сначала иск был остановлен, но через год Банк ВТБ в третий раз потребовал официального признания неплатежеспособности ПСЗ «Янтарь» и продажи имущества компании. В последующем разбирательстве участвовало российское правительство. В частности, сообщалось, что руководство завода было вынуждено направить деньги, выделенные на строительство «Ивана Грена», на производство опытового судна «Селигер».

В мае 2012 года был наконец спущен на воду «Иван Грен» — первый большой десантный корабль, построенный на тот момент на 70%. В любом случае это не согласовывалось с условиями контракта, поскольку они предусматривали, что в 2012 году «Иван Грен» должен не только покинуть склады, но и быть уже передан заказчику. Необходимо было заключить новый договор. Ссылаясь на хроническое недофинансирование, представители завода «Янтарь» предложили достроить корабль как обычное транспортное судно, отказавшись от размещения на нем вертолетов и вооружения.

Ошибка на БДК
Сборочные работы на БДК «Иван Грен» велись откровенно небрежно — хорошо видна щель между крышей ходового мостика и краем ниши

Однако командование ВМФ не было готово к столь радикальной «смене курса». Было выдвинуто встречное предложение о достройке БДК. Военное ведомство пообещало погасить всю имеющуюся задолженность для финансирования контракта и пошло еще дальше, заявив о желании получить еще пять кораблей типа «Иван Грен». Однако вскоре эти обещания были «урезаны» — в конце 2012 года это был всего лишь очередной БДК проекта 11711.

После долгих и мучительных для обеих сторон переговоров стороны, наконец, пришли к соглашению, что «Иван Грен» следует лишь частично переоборудовать в транспортное судно — снять часть вооружения и приспособить корабль для перевозки стандартных грузовых контейнеров на верхней палубе.

Как и ожидалось, достройка первого БДК и его испытания также затянулись. Проблемы возникали одна за другой, и зачастую они были связаны не с какими-то конструктивными недостатками, а с низким качеством работы. Тем временем (точнее, в июне 2015 года) состоялась церемония закладки еще одного корабля проекта 11711. Его назвали Петром Моргуновым».

Переломным моментом в этой затянувшейся истории стал 2020 год. В конце мая на полигоне «Янтарь» в торжественной обстановке был спущен на воду большой десантный корабль «Петр Моргунов». Через месяц, уже в июне, «Иван Грен» был введен в состав ВМФ России. В октябре он прибыл к месту своей постоянной службы, в главную базу Северного флота. Возможно, именно эти события побудили командование ВМФ пересмотреть свои планы и заказать еще два корабля проекта 11711.Церемония закладки большого десантного корабля проекта 11711
Церемония закладки двух новых десантных кораблей проекта 11711

Их закладка состоялась 23 апреля 2020 года. Новые БДК получат имена «Василий Трушин» и «Владимир Андреев». Уже известно, что оба корабля будут существенно отличаться от своих «предшественников». В частности, будет увеличено водоизмещение, а также изменится конфигурация кабины экипажа для вертолетов.

Несмотря на столь существенную доработку дизайна, номер дизайна решили сохранить, что несколько необычно. Но учитывая сложную и запутанную биографию «Ивана Грена», можно предположить, что все еще не раз изменится.

Боевой путь

Из-за короткой жизни БДК «Иван Грен» удалось принять участие только в двух военно-морских парадах в 2017 и 2018 годах.

Проспект проекта 11711 можно оценить с точки зрения преимуществ и недостатков.

Новый проект принципиально не отличается от своих предшественников с точки зрения ТПК. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства бесконтактного десантирования;
  • улучшенная обитаемость.

Все это может быть достигнуто в рамках модернизации существующих проектов БДК. По авиационным возможностям «Иван Грен» не идет ни в какое сравнение с десантным вертолетоносцем. Возможность перевозки стандартных контейнеров нельзя воспринимать всерьез как преимущество. Для этого уже давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • устаревание;
  • невозможность размагничивания корпуса в соответствии с заданием на проектирование;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • обратные задачи.

В результате Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флот получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительный (на единицу) прирост, а не качественный скачок в области возможностей морского десанта.

Иван Грен земли

Тем временем руководство завода «Янтарь» оценивает экспортные перспективы десантного корабля проекта 11711. Но внешний рынок предъявляет к БДК повышенные требования:

  • полное водоизмещение — не менее 6000 тонн;
  • десантная вместимость — до 500 морских пехотинцев;
  • оборудовать корабль док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Особенности проекта 11711

В основу нового БДК легла разработка по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован кузов предшественника. Этому выбору способствовал успешный опыт эксплуатации. Отлаженная технология сборки корпуса позволила удешевить постройку большого десантного корабля.

Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.

Корабль имеет вертолетную площадку, обеспечивающую взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Изменена компоновка салона БДК для оптимизации перемещения грузов. Кроме того, на проекте были улучшены бытовые условия (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).

При строительстве использовались новые материалы и технологии, позволяющие снизить радиолокационную заметность корабля. Однако, по данным западных изданий, это не имело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.

Иван Грен

Проект 11711 предусматривает два способа загрузки шасси на борт. Основной — своим ходом по пандусам и дополнительный — краном (16 тонн) через загрузочный люк. Люк также обеспечивает вентиляцию грузового отсека. Это дает возможность прогревать двигатели бронетехники перед посадкой, что безопасно для здоровья экипажей. Два шлюпочных крана предназначены для подъема судна на борт десантного корабля.

Посадка будет производиться с помощью носового посадочного устройства (аппарели) — непосредственно на сушу или в воду. При невозможности сближения БДК с землей применяется бесконтактный способ посадки. При этом цепь понтонов высвобождается из трюма и соединяет БДК с берегом.

Также предусмотрена возможность десантирования с использованием двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.

Для базы новейший БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.

Иван Грен в море

В состав главной энергетической установки (ГЭУ) входят два дизельных реверс-редуктора DRRA3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
DRRA3700 включает в себя:

  • 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он турбированный и развивает 5200 л.с.;
  • муфты виброизолирующие для соединения дизеля с коробкой передач и коробки передач с осевой линией;
  • реверсивный редуктор РРП6000;
  • цифровой блок управления «Пурга-11». Также предусмотрена возможность диагностики установки и обучения персонала в интерактивном режиме.
    Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью по 1000 кВт каждый.

Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

Поскольку первый корабль проекта 11711 претерпел несколько корректировок по вооружению, изменения ТТХ и других характеристик, сроки окончательной готовности несколько раз переносились. Изначально корабль планировалось оснастить следующим вооружением:

  • Артиллерийская система А-190М калибр 100 мм;
  • Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш», которые хоть и созданы в начале 1990-х годов, но до сих пор являются достаточно редким оружием;
  • Две реактивные системы залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Эта система создана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки при высадке десанта.

В результате проблем с финансированием проекта от этой системы вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:

  • 30-мм артиллерийская установка АК-630М-2 теперь расположена в носовой части;
  • В корме расположены две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с хорошо зарекомендовавшей себя на данный момент системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка;
  • Два крупнокалиберных пулемета МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
  • Переносные ПЗРК.

Как видно из последнего списка, исходное достаточно мощное вооружение было заменено на более легкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.

Что касается грузоподъемности теплохода «Иван Грен», то он может принять на борт до 1500 тонн груза. Это до 380 военнослужащих в полном боевом снаряжении. Помимо десанта, десантный корабль может принять на борт 13 танков или 36 танков пехоты.

В качестве силовой установки на БДК «Иван Грен» установлены два мощных дизеля ДРРА-3700 с системой турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5200 л/с. В каждом машинном отделении установлено по два мощных дизель-генератора, обеспечивающих потребности корабля в электроэнергии как в стояночном, так и в боевом режиме.

Возможности «десантников»

«Петр Моргунов» строится с учетом решения технических проблем, возникших на головном корабле. В частности, российское интернет-издание «ФлотПром» со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу «Янтарь» сообщило, что будут заменены правый и левый дизели «Петра», что изменит характер вращения гребных винтов и устранит проблему управляемость при движении задним ходом. В СМИ сообщалось, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перекомпоновка двигателей будет проведена и на головном корабле.

Корабль проекта 11711 имеет полное водоизмещение ок. 5000 тонн и являются крупнейшими надводными кораблями, построенными в наше время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 тонн, а самого многочисленного корабля этого класса в составе ВМФ (проект 775) — 4400 тонн.

Особенности конструкции

Главное отличие кораблей проекта 11711 от старых советских БДК — принципиально иная схема десантирования. Тапиры высадили морскую пехоту и военную технику по аппарели, подойдя максимально близко к берегу по условиям местности. «Иван Грен» при посадке может оставаться на значительном расстоянии от обводненной части. Высадка техники в этом случае происходит по понтонной «крестовине», соединяющей БДК с берегом.

Такая компоновка позволяет гарантировать высадку танков, что раньше было возможно только при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли давно освоили этот способ десантирования, но российские большие десантные корабли такими возможностями еще не обладали.

Компоновка корпуса

Главной особенностью кораблей проекта 11711 является сплошной трюм, проходящий по всей длине корпуса. Охватывающие его передняя и задняя аппарели позволяют производить посадку в любом направлении. Аппаратура бесконтактного десантирования с использованием технических понтонов размещена в носовой части корпуса, имеющего довольно характерную изогнутую форму.БДК
С фронта БДК «Иван Грен». Хорошо видны закрытые двери на переднюю рампу

На верхней палубе две надстройки — носовая пятислойная и кормовая четырехслойная. Между ними расположены два крана, предназначенные для выгрузки легкой бронетехники и грузовиков на причальную стенку (они могут перевозиться как в десантном отсеке, так и на верхней палубе).

Внутри кормовой надстройки находится вертолетный ангар с выдвижной секцией, а непосредственно за ним небольшая летная площадка. На борту достаточно места для двух винтокрылов, но одновременное использование вряд ли возможно. «Нормальные» большие десантные корабли проекта 11711 оснащены одним вертолетом Ка-29.

Помимо ангара, в кормовой надстройке размещаются пост управления воздушным движением, медицинский блок, часть системы вентиляции машинного отделения и орудийная установка.

На крыше носовой надстройки установлены антенны РЛС и связи, а на верхнем уровне находится ходовой мостик. На остальных «этажах» расположен ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и тренажерный зал. Помещения для приземления довольно просторные, с трехъярусными кроватями, позволяющими разместить триста человек.

Значительную часть верхней палубы занимает крупный грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью системы вентиляции грузового отсека, позволяющей своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запускаемыми непосредственно перед посадкой.Столовая БДК
Столовая для экипажа БДК «Иван Грен»

Читайте также: Пе-8 – советский дальний бомбардировщик: история создания, описание конструкции, характеристики

Силовая установка

БДК проекта 11711 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых соединен с отдельным блоком ДРРА3700, состоящим из следующих основных элементов:

  1. Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
  2. Задняя передача RRP6000;
  3. «Пурга-11», электронная система, управляющая устройством.

Суммарная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.

Электрооборудование

Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. На борту их четыре, они размещены попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные механизмы, световая, радиолокационная и навигационная аппаратура, аппаратура связи, система размагничивания.

Технические характеристики

Приведены основные параметры большого десантного корабля «Иван Грен», уже введенного в состав ВМС Норвегии. Характеристики следующих БДК проекта 11711 могут существенно отличаться.

Смещение 5000 тонн в обычном режиме, до 6000 тонн в полном объеме
Длина корабля 120 м
Ширина 16,5 м
Черновик 3,6 м
Максимальная скорость 18 узлов
Автономия 30 дней
Запас хода 3500 морских миль на 16 узлах
Экипаж 100 человек

Следует отметить, что когда неоднократно демонстрировался проект БДК «Иван Грен» в «нулевые» годы, сообщалось, что водоизмещение корабля составит 6600 тонн. Затем сам проект был обозначен дизайнерским агентством как 11711E.

Вооружение и десант

АК-630 на БДК
Установка АК-630, расположенная в задней части кормовой надстройки БДК «Иван Грен»

Первые планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружения, состоящего из следующих основных элементов:

  1. Две палубные установки МС-73М. Это оружие представляет собой морскую версию реактивной системы залпового огня «Град». Пусковые установки с подпалубной системой перезарядки планировалось устанавливать сразу перед носовой надстройкой;
  2. Артиллерийская установка АК-176М. Это автоматическая 76-мм пушка, расположенная в башне с противоосколочным бронированием. Рассматривались и другие варианты, в частности, сообщалось о возможности замены АК-176 на более мощный А-190 со 100-мм пушкой;
  3. Три артиллерийские установки «Дуэт». Они представляют собой комбинацию из двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Создан «Дуэт» в основном для отражения атак с воздуха. Скорострельность – 10 000 выстрелов в минуту;
  4. Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». Их начали разрабатывать почти одновременно со строительством Ивана Грена. Судя по всему, они должны были заменить два из трех «дуэтов».

Отсутствие финансирования и неоднократные задержки строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один дуэт, вместо двух других были установлены обычные автоматы АК-630 с шестиствольной пушкой калибра 30 мм. Также было принято решение отказаться от АК-176М и МС-73М.

При этом сообщалось, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время ходовых испытаний «Ивана Грена» этого орудия на борту не было.«Дуэт» на БДК «Иван Грен»
Артиллерийская установка «Дуэт», расположенная на носовой надстройке корабля «Иван Грен»

Такие преобразования означают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне высадки и будет бессилен перед артиллерийскими орудиями и танками противника, находящимися на суше. Защита от ударов с воздуха тоже ослаблена, а крупнокалиберные пулеметы, даже если и появятся, сильно ее не усилят. Конечно, БДК не действуют в одиночку, но полагаться только на боевые корабли сопровождения — все же явно порочная тактика. Есть надежда, что в будущем эта ситуация изменится.

На борту БДК «Иван Грен» может разместиться до 300 человек личного состава, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимая масса каждой цистерны до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу 55, а Т-90АМ — 48 тонн.

Для десантирования малых десантных групп может использоваться и транспортно-боевой Ка-29 — если, конечно, на борту размещается только такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.

Что представляет собой корабль «Иван Грен»

Большой десантный корабль «Иван Грен» имеет следующую конструкцию:

  • Сам корабль двухпалубный и двухвальный;
  • Машинное отделение расположено в корме, есть полубак и ют;
  • Корабль имеет две надстройки и огромное посадочное пространство, протянувшееся от кормы до носа корабля. Этот грузовой отсек вмещает бронетехнику;
  • Корпус корабля и две надстройки выполнены из стали;
  • Поскольку этот корабль предназначен для длительного патрулирования с большим количеством личного состава на борту, каюты для десантников очень удобны. На борту есть даже тренажерный зал;
  • В отсеке для бронетехники предусмотрена специальная система вентиляции. Поддерживает комфортную температуру для запуска двигателей бронетехники на борту;
  • Хотя в кормовой надстройке корабля «Иван Грен» имеется ангар, рассчитанный на размещение одного вертолета, с помощью специальной выдвижной платформы там могут разместиться два вертолета;
  • Водоизмещение корабля 6000 тонн;
  • Длина корабля 120 метров, ширина 16,5 м, осадка 5 м;
  • Экипаж корабля составляет 100 человек.

При этом корабль может совершать дальние переходы, так как автономность составляет 30 суток. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется радиолокационная станция МР-352 «Позитив».

Долгая дорога на флот

На начало 2000-х годов наш флот имел около 20 больших десантных кораблей проектов 775 (построен в Польше в 1974-1991 гг.) и 1171 (шифр «Тапир», построен в Калининграде в 1966-1975 гг).

С момента распада СССР количество БДК сократилось примерно вдвое, средний возраст оставшихся превысил 20 лет, самый старый — «Саратов» — вошел в состав флота в 1966 году. Около половины БДК также были в ремонте или мельнице. Корабли польской постройки испытывали проблемы с запчастями и ремонтом. Также подавляющее большинство средних и малых десантных кораблей было исключено из состава флота по причине их полного износа. В связи с этим командование ВМФ рассматривало строительство больших десантных кораблей нового поколения как одну из приоритетных задач.

Проект 11711 разработан Невским ПКБ (Невское ПКБ) в Санкт-Петербурге в 1990-2000-е годы и является развитием проекта 1171 «Тапир». Корабль позволяет решить задачи по переброске значительных объемов боевой техники и войск. Экс-глава Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов сообщил ТАСС, что изначально техническое задание было выдано на корабль, который будет плавать по внутренним водным путям — рекам и каналам. В дальнейшем конструкторам предстояло превратить его в военно-морской корабль — изменить высоту надстройки, внести ряд других изменений.

Его немного увеличили, танковое отделение удлинили, чтобы туда поместилось больше техники, и он стал в два ряда. Расширение бакового пространства привело к уменьшению объемов других помещений корабля

Сергей Власовекс — начальник Невского проектно-конструкторского бюро

По сравнению с проектом 1171 танковое отделение было расширено, чтобы техника могла стоять в два ряда; часть жилых помещений и медицинский блок разместили над верхней палубой. Технические требования неоднократно дополнялись в течение более чем 13 лет строительства флагмана. Внесенные изменения касались, в том числе, номенклатуры вооружения и снаряжения.

Корабли этого проекта построены на мощностях Балтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. «Иван Грен» стал одним из самых известных «долгостроев» ВМФ России. Его начали проектировать еще в прошлом веке, и закрыли только 23 декабря 2004 года. В 2010 году строительство было приостановлено из-за отсутствия финансирования и продолжено в 2014 году. Запуск состоялся 18 мая 2012 года.

«На протяжении всех этих лет заказчик неоднократно менял технические требования к кораблю», — сказал в интервью ТАСС в апреле 2018 года генеральный директор судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов.

Тот факт, что проект был создан в 1990-е годы, также наложил отпечаток на творчество Ивана Грена. Поэтому при строительстве за последние два года возникло много проектных проблем. Пришлось внести некоторые изменения в проект, но сейчас, на мой взгляд, все правильные решения найдены

Эдуард Ефимов, генеральный директор ПСЗ «Янтарь»

«По сравнению с проектами, созданными в советское время, корабли которого сейчас служат свой срок, он сделал шаг вперед по возможностям десанта и техники. Он оснащен современной радиотехникой и системами вооружения», — сказал Ефимов.

Корабль назван в честь советского вице-адмирала Ивана Грена, исследователя морской артиллерии. Государственные испытания начались в ноябре 2017 года и несколько раз прерывались для устранения выявленных технических проблем. Передан флоту 20 июня 2018 года

Списание второго «десантника» состоялось 11 июня 2015 года. «Пётр Моргунов» был спущен на воду спустя три года, ввод в строй ожидается в этом году. Корабль назван в честь советского генерал-лейтенанта береговой службы Петра Моргунова, первого в СССР кавалера ордена Нахимова I степени. Разработчики отметили, что в проекте учтены все необходимые изменения, которые были выявлены при постройке первого корабля.

Изначально госпрограмма вооружений предусматривала строительство шести кораблей проекта 11711. В 2015 году появилась информация о том, что ВМФ сократит количество запланированных к постройке кораблей этого проекта до двух. Говорилось, что продолжения этой серии не будет, но в конце декабря 2018 года президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ВМФ получит еще два-три корабля этого класса по доработанному проекту.

9 апреля 2019 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что два больших десантных корабля этого проекта все же будут заложены. 15 апреля стало известно, что кораблям присвоят имена Владимира Андреева (советский адмирал, командовал десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году) и Василия Трушина (генерал-майор, Герой Советского Союза, проявивший мужество и героизм в боях с японскими войсками в 1945 году).

Некоторые СМИ писали, что толчком к строительству БДК проекта 11711 послужил отказ Франции передать российскому флоту два десантных корабля типа «Мистраль». В конце прошлого года главком ВМФ Владимир Королев отмечал, что Главкомат Флота рассматривает вопрос о продолжении строительства больших десантных кораблей проекта 11711 с учетом анализа эксплуатации головной корабль этого проекта «Иван Грен» и улучшение характеристик кораблей этой серии.

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работ по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Это было простое пополнение списанных кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» — пустая трата денег. Перспективным направлением может быть, например, строительство универсальных десантных кораблей по проекту «Прибой».

Боевое и учебное применение

Пока большой десантный корабль «Иван Грен» еще не использовался ни на учениях, ни в реальных боевых действиях. Единственным случаем практического применения стал эпизод, произошедший во время одного из пробных выходов в море в августе 2016 года. Тогда «Иван Грен» оказал помощь терпящему бедствие небольшому частному катеру «Швед», который был поврежден штормом.

Вертолетная площадка на БДК
Вертолетная площадка на корме БДК «Иван Грен»

Стоимость

Стоимость корабля проекта 11711 составила около 160 миллионов долларов (5 миллиардов в 2012 году), что многовато для корабля, не имеющего дорогостоящего оборудования.

Из недостатков кораблей этого проекта можно выделить очень маленькую посадочную площадку, рассчитанную на 2 вертолета Ка-29.

Пушки и «Катраны»

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только по грузоподъемности, но и по мощности бортового вооружения. Помимо автоматов АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» (10 000 выстрелов в минуту) имеет две реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М» калибра 122 мм. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 наводок и метает ракеты на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду.

Массированная атака «Градов» буквально сметает экипаж и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль способен даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут множественные пусковые установки комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя корабли этого класса, как правило, используются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

«Ковчеги демократии». На что способны авианосные ударные группы ВМС США 11 Ноября 2017, 08:00 При строительстве «Грэн» использовались новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии по снижению заметности. Ограничений по типам перевозимой военной техники практически нет, главное, чтобы ее общая масса не превышала разрешенной. БДК может перевозить танки, БТР, БМП, армейские машины или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тыс морских миль.

Все это хозяйство лежит на так называемой танковой палубе. Загружать технику можно по-разному: козловым или палубным краном она также может проехать по кормовой аппарели своим ходом. Кроме того, БДК может перевозить стандартные морские 20-футовые контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для ударно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного вертолета Ка-52К «Катран».

Достоинства и недостатки

Учитывая острую нехватку десантных кораблей в составе ВМФ, главным преимуществом БДК проекта 11711 следует признать фактическую постройку и ввод в строй «Иван Грен». Другие преимущества включают в себя:

  1. Возможность «бесконтактной» посадки и доставки грузов на неподготовленное побережье;
  2. Значительно улучшены условия размещения экипажа и десантников;
  3. Возможность коммерческого использования корабля;
  4. Современное электронное и навигационное оборудование.

Самым большим недостатком кораблей этого проекта является их недоработанность. В конструкцию внесено много изменений, но заказчик все еще не полностью удовлетворен результатом. К другим отрицательным характеристикам относятся:

  1. Невозможность использования корабля для передового и наилучшего на данный момент способа посадки за горизонт;
  2. Слабость к оружию. Корабль способен не только поддержать десант, но и защитить себя;
  3. Небольшие размеры ангара и стартовой площадки.

Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом кораблях серии.

Цена

Тем не менее особого восторга этот БДК не вызывает. «Идеологически» он относится к 80-90-м годам прошлого века и сильно отстает от своих зарубежных конкурентов, состоящих на вооружении различных стран НАТО.

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект 11711 1171 775 миллионов Тип 072-III (Китай)
Год выпуска 2018 1964–1975 гг 1974–1991 гг 2003–2005 гг
Смещение

– стандартный

— пьяный

5000* 3040

4360

2768

4080

3430

4170

Размеры

— длина

— ширина

— черновик

120

6,5

3,6

113

15,6

4,15 (6,15)

112,5

15

3,7

119,5

16,4

2,8

Скорость 18 16 17,5 18
Область 3500 (при 16 уз.) 4800 (12 уз.) 3500 (16 уз.)

4000 (12 уз.)

3000 (14 уз.)
Автономность, сутки тридцать 20 тридцать тридцать
Экипаж, чел. (офицеры) 100 69 55 (5) 87(8) 104
ЖЕМЧУГ 2 Д × 5200 л.с 2 Д × 4500 л.с 2 Д × 9600 л.с 2 Д × 4745 л.с
Вооружение 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»;

2х6 30мм АК-630;

2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»

1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б,

2×2 25-мм автомата 2М-3М;

2 ПЗРК «Стрела-3» (24 ЗУР); 2 × 40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)

1 АК-176;

2 × АК-630М;

2 × РСЗО А-215 «Град-М»

(320 МЕДСЕСТРЫ);

2 × ПЗРК «Стрела-3»

1 × 2 37-мм АУ Тип 76Ф;

ПЗРК

Посадочная вместимость:

— ОБТ/БТР

— десантники

36/13

300

20/47

440

10/12

340

10/день

120

Авиация 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» нет нет принимающая зона
Здание 1 14 28 9
В сервисе 1 4 16 9

Западная пресса указывает полное водоизмещение проекта до 6000-6600 тонн.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличается большим водоизмещением. Впрочем, на посадочную способность это существенно не влияет. Заявленная численность десантников (300 человек) не соответствует ни роте (как для проекта «Тип 072-III»), ни батальону (пр. 1171).

Предположительно, большой десантный корабль «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 человек). Или сможет высадить только полноценный десант в соединении с другими десантными кораблями.

По вооружению БДК «Иван Грен» значительно слабее отечественных аналогов, но приближается к зарубежным.

Артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт»

Двухавтоматическая 30-мм автоматическая артиллерийская установка, обеспечивающая огромную скорострельность — до 10 000 выстрелов в минуту. Основное назначение — обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. Также может решать задачи по уничтожению самолетов, вертолетов и беспилотников, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы 4000 м. Подробнее

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеется два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета «Жало», которые предназначены для поражения воздушных, надводных и береговых легкобронированных целей на дальности до 2000 м и высоте 1500 м. Также на БДК имеется комплекс стрельбы пассивными помехами КТ-308-04 «Просвет-М», защищающий корабль от ракет противника.

При строительстве Ивана Грена применялись современные технологии снижения заметности за счет применения различных технических решений и материалов. Кроме того, повышенное внимание уделялось условиям размещения экипажа корабля и десантников: появился спортзал и более комфортабельные каюты.

Предусматривается, что БДК будет базироваться на двух корабельных транспортно-боевых вертолетах Ка-29 или поисково-спасательных вертолетах Ка-27. При необходимости на борт может быть размещен новейший морской ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector