Подводные лодки проекта 941 «Акула» уйдут на покой — какая подлодка придёт на замену АПЛ «Дмитрий Донской»

Военная техника

Атомные подводные лодки России

Крупнейшая в мире стратегическая атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» готовится к списанию ВМФ России. Об этом 10 декабря сообщил руководитель Общероссийского движения поддержки флота (ОДФ) Владимир Мальцев.

— Есть директива о выводе «Дмитрия Донского» из боевого состава ВМФ России. Основной экипаж покинул подводную лодку, сформирован технический экипаж», — написал он.

Об этом решении ходили слухи на уровне слухов еще летом. Сообщалось, что имя «Дмитрий Донской» присвоено другой подводной лодке с атомной энергетической установкой — «Борей-А» проекта 955А, которая была выведена из эксплуатации в 2021 году на северодвинском «Севмаше». Если в июле были опровержения этих слухов, то сейчас новость об уходе «Дмитрия Донского» звучит более убедительно. В последние месяцы уникальная подводная лодка использовалась для решения учебно-боевых задач, получается, что она до последнего служила армии и достойно прошла часы.

Стратегическая АПЛ «Дмитрий Донской» находится в составе боевого флота с 1980 года. В 2002 году прошла модернизацию на Севмаше. Летом 2017 года совершил межморской переход с Северного флота на Балтийский, где принял участие в Главном военно-морском параде. С 2016 года срок службы продлевался несколько раз.

Самая опасная рыба в мире

В начале 1970-х годов США приступили к разработке новой атомной подводной лодки под ракету повышенной дальности Trident-1. Летом 1974 года ВМС США заключили контракт с General Dynamics на постройку подводной лодки, позже названной «Огайо». В ответ на это ЦКБ МТ «Рубин» начало разработку собственного атомохода, который по боевым возможностям не уступал бы американскому.

Странно, что, несмотря на позднее начатое американцами строительство, АПЛ проекта «Акула» была завершена на месяц раньше, чем «Огайо». Официальное название ТК-208 «Дмитрий Донской». Но именем героя Куликовской битвы она была названа только в октябре 2002 года. Всего было построено шесть таких кораблей.

2. Тип «Вэнгард»

Если вам кажется, что Британия уже давно не является владычицей морей, вы ошибаетесь, хотя бы потому, что она имеет на вооружении четыре стратегические атомные подводные лодки типа «Авангард». Это довольно крупные, хотя и уступающие по размерам своим российским и американским аналогам, подводные лодки длиной 149,9 метра, шириной 12,8 метра и водоизмещением 15 900 тонн. Всю эту махину приводит в движение ядерный реактор мощностью 15 тысяч лошадиных сил и две турбины мощностью 27,5 тысячи лошадиных сил.

Интересно, что англичане отказались от разработки собственных средств доставки ядерных боеголовок и взяли американскую систему Trident II D5. Всего на борту 16 ракет.

Многоцелевые убийцы

По открытым данным, катера «Ясен» имеют надводное водоизмещение 8,6 тыс тонн, подводное — 13,8 тыс тонн. Они могут погружаться на глубину до 600 метров и развивать подводную скорость около 31 узла (около 57 километров в час). Автономность навигации составляет 100 суток. Экипаж — 64 человека.

Корабли проекта 885, согласно СПБММ «Малахит», получили уникальный для российских подводных лодок корпус. Дело в том, что российские АПЛ традиционно имеют двухкорпусную конструкцию: они делятся на внутренний прочный корпус и внешний легкий корпус. Между ними находится часть оборудования. Преимуществом такой компоновки является высокая живучесть корабля. Недостатки — размер, меньшая маневренность, а главное — больше демаскирующих шумов. Бой из глубины: у кого больше подводных лодок?

Большинство американских лодок построено по однокорпусной компоновке. Они менее живучи из-за меньшего запаса плавучести, но имеют и неоспоримое преимущество — меньшую шумность. А бесшумность — важнейшая черта современных атомоходов. Кто первым обнаружил противника, тот обычно и побеждал в подводном бою.

Конструкторы Yaseni выбрали компромиссный проект, сочетающий в себе преимущества как двухкорпусных, так и однокорпусных лодок. Легкий корпус вмещает только часть прочного корпуса в носовой части корабля. Таким образом удалось совместить высокую живучесть отечественных подводных лодок с малошумностью американских атомоходов.

По «Малахиту», впервые в отечественном кораблестроении торпедные аппараты на проекте 885 были размещены не в носовой части, а за пространством центрального поста. Это освободило место в носовой части для размещения сферической антенны большого диаметра гидроакустического комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный гидролокатор позволит ясеню обнаруживать противника под водой с большего расстояния.

Лодка в этом проекте имеет шесть торпедных аппаратов калибра 650 и 533 мм, через которые экипаж может стрелять всеми типами современных торпед, осуществлять минные постановки и даже применять необитаемые подводные аппараты.

В центральной части корпуса впервые установлены вертикальные пусковые установки для ракет «Оникс» и «Калибр», проявивших себя в Сирии, а также для отечественных многоцелевых подводных лодок. В дальнейшем лодки этого типа планируется вооружить перспективными гиперзвуковыми ракетами «Циркон».

На кораблях «Ясень» применено множество нововведений. Главная энергетическая установка нового поколения на базе одного водо-водяного ядерного реактора. Композитный пропеллер с низким уровнем шума. Резервный двигательный комплекс. Катера оборудованы всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с глубины до предела.

АПЛ «Дмитрий Донской» — характеристики

Подлодка «Дмитрий Донской», как и все представители проекта «Тайфун» (так ее называли в НАТО), известна прежде всего своими размерами. Длина крейсера 172 метра (как два футбольных поля), ширина 23,3 метра, а высота 23,3 метра, что эквивалентно советской девятиэтажке, и все это без выдвижных агрегатов. АПЛ сделана по нестандартной технологии – за основу взяли конструкцию катамарана. Внутри два автономных корпуса из титанового сплава, соединенных тремя переходами.

Скорость машины впечатляет. Надводная скорость – 22 км/ч, под водой – 50 км/ч.Рабочая глубина погружения – 320 метров, максимальная – 400 метров. Впрочем, специалисты говорят, что в таком случае она могла бы «нырнуть» и на полкилометра вглубь. Водоизмещение 48 тысяч тонн, для сравнения у Огайо всего 18 тысяч тонн. Автономность плавания АПЛ «Дмитрий Донской» составляет четыре месяца. Экипаж состоит из 165 человек, в том числе 51 офицер. Помимо того, что он практически непотопляем, он предусматривает использование спасательных капсул, рассчитанных на весь экипаж.

Фото © ТАСС / Петр Ковалев

Фото © ТАСС / Петр Ковалев

Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» была оснащена двумя водо-водяными реакторами ОК-650 по 190 МВт каждый, двумя турбинами по 24 тысячи лошадиных сил, четырьмя паротурбинными атомными энергетическими установками по 3,2 МВт каждая. Кроме того, в качестве резерва предусмотрены два дизель-генератора АСДГ-800 (кВт) и свинцово-кислотный аккумулятор.

Изначально твердотопливные баллистические ракеты Р-39 были основным видом вооружения атомных подводных лодок. В 2002 году переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с них было проведено большинство испытательных пусков этой ракеты. Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» несла 20 ракет «Булава». Также предусмотрено минно-торпедное вооружение в составе шести торпедных аппаратов калибра 533 мм, несущих 22 торпеды УСЭТ-80 и ракето-торпеды «Водопад». Также на АПЛ предусмотрено применение ПЗРК «Игла».

Американцы прозвали эту подводную лодку «Тайфун» (ПЛАРБ «Тайфун» по классификации НАТО), она же стала прообразом суперсубмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота за Красным Октябрем». Это флагман серии 941 «Акула» и на сегодняшний день ее единственный ходовой представитель.

3. Проект 949А «Антей»

Проектирование подводных лодок проекта 949А «Антей» началось в конце 60-х годов, а на вооружении они находятся с 1986 года. Эти ракетные подводные лодки 3-го поколения имеют длину 154 метра, ширину 18,2 метра и водоизмещение 14 700 тонн. И способны развивать скорость до 15 узлов (27,7 км/ч в надводном положении) и до 32 узлов (59,2 км/ч) под водой, что делает ее одной из самых быстрых подводных лодок в мире.

Вопреки мнению, что все подводные лодки, состоящие на вооружении ВМФ России, имеют ядерное оружие, проект 949А «Антей» такой возможности не предусматривает. Это противокорабельный комплекс, предназначенный для поражения крейсеров, авианосцев и других крупных надводных целей.

5. Проект 955 «Боре

Вторые по величине подводные лодки. К настоящему времени построено 3 подлодки этого проекта в первом варианте, а в 2020 году спущена на воду первая модель по модернизированному проекту 955А «Борей-А». Всего планируется построить 10 подводных лодок этого класса. На данный момент на вооружении ВМФ России находится 5 кораблей.

При длине 170 метров и ширине 13,5 метра имеет водоизмещение 24 тысячи тонн и развивает скорость до 15 узлов (27,7 километра в час) в надводном положении и до 29 узлов (53 километра в час) в подводном.

«Борей» напичкан разнообразным вооружением, например, минно-торпедами, средствами ПВО и, конечно же, реактивными снарядами, а это 16 ядерных ракет.

Читайте также: Подводные лодки

4. Проект 667БДРМ «Дельфин»

Как и большинство подводных лодок, находящихся на вооружении ВМФ России, проект 667БДРМ «Дельфин» несет баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Что касается габаритов, то длина составляет 167,4 метра, ширина – 11,7 метра, а водоизмещение – 18 200 тонн. Но интересно не это, а мощный корпус, благодаря которому подлодка такого класса имеет максимальную глубину 650 метров, что недоступно большинству как российских, так и американских аналогов.

При этом проект 667БДРМ «Дельфин» развивает скорость в надводном положении до 14 узлов (25,9 километра в час), а под водой до 24 узлов (44,4 километра в час), имея на борту 16 ядерных баллистических ракет.

6. Типа «Огайо»

Стратегические атомные подводные лодки третьего поколения США были введены в строй с 1981 по 1997 год и составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США. Кроме того, с 2002 года это единственный тип ракетоносца на вооружении ВМС США.

Длина 170,7 метра, ширина 12,8 метра, водоизмещение 18 750 тонн. При этом максимальная скорость в надводном положении составляет 17 узлов (31,4 километра в час), в подводном — 25 узлов (46,3 километра в час), рабочая глубина — 365 метров.

Что касается вооружения, то «Огайо» несет 24 ядерные баллистические ракеты или 154 крылатые ракеты.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector