- История создания
- Вынужденная трансформация
- Описание
- Огневая мощь ракетоносцев проекта 667БДРМ
- Последняя серия подводных лодок
- Ближайшее будущее корабля
- Серийное производство
- Атомные подводные лодки проекта 667А
- Строительство первой подлодки
- Система вооружений
- Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
- Инновации и комфорт
- Тактико-технические характеристики «Наваги»
- Атомные ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ в российском флоте
- Вооружение
- «Генеральский эффект»
- Развитие атомных подводных лодок проекта 667
- Модификации
История создания
Вообще возникновение самой идеи строительства подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами, связано с интересным фактом. Она заключается в превосходстве США над СССР в этой области.
Ведь, как известно, с конца 50-х до конца следующего десятилетия в Америке успели спроектировать 4 типа стратегических АПЛ. Это были:
- USS George Washington — головной корабль в серии из 5 атомоходов;
- Итан Аллен;
- Уилл Роджерс;
- Лафайет.
Каждый был частью системы Polaris (ядерная программа США в то время) и был вооружен баллистическими ракетами большой и малой дальности. Всего в этот период в составе ВМС США имелся 41 ракетный катер. Всего у них было 656 ракет.
В Советском Союзе на тот момент было всего 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые можно было запускать только с поверхности воды. Конечно, такая корректировка не устраивала советское правительство. Это дало толчок всей кораблевой и ракетной промышленности к созданию отечественной подводной лодки, сравнимой с зарубежными аналогами.
Так родился проект 667. На борту должны были размещаться большие баллистические ракеты Р-21, запускаемые из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на стадии проектирования из-за выявленных недостатков и появления новых ракет и комплексов.
Поэтому было принято решение сменить проект 667 на 667а, где использовались малые Р-27, начиная с Д-5.
Главным конструктором был назначен С. Н. Ковалев, по проекту которого было построено 92 подводные лодки.
После завершения технического задания (1962 г.), в 1963 г были внесены изменения в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», где была достигнута скорость 28,3 узла вместо запланированных 25.
В 1967 году К-137 официально поступила на вооружение ВМФ СССР. Именно подводные лодки этого проекта стали самыми многочисленными в составе флота страны (34 единицы находились в резерве). В дальнейшем подлодки проекта 667а модифицировались, в основном получая новое ракетное вооружение.
Вынужденная трансформация
Для достижения паритета в 1958 году Советский Союз приступил к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — ЦКБ морской техники «Рубин») началась разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658М, 658Т, 658У, 701).
Абрам Кассьер стал главным дизайнером проекта. Первоначально предполагалось, что катер будет оснащен комплексом Д-4 или Д-6 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет подводного старта Р-21.
Конструкторы отказались от идеи роторной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение установить шахты вертикального пуска.
- Конструктор атомной подводной лодки Сергей Ковалев
- кремль.ру
В связи с выявленными трудностями с применением крупных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 был переформатирован в проект 667А (класс «Навага»).
Постановлениями Правительства СССР от 4 апреля 1961 г и 21 июня 1961 г предусматривалось начало создания первой подводной лодки проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подводная лодка должна была быть оснащена малогабаритными ракетами Р-27.
Пост главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалев. Технический проект подводной лодки был завершен в 1962 г. В 1963 г внесена корректировка, связанная с изменением ракетного вооружения.
4 ноября 1964 года в цехе № 50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск) началось строительство Ленинца. 25 августа 1966 года подводная лодка была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года после спуска подлодка была доставлена к аппаратной стенке объекта.
1 сентября 1967 года на К-137 впервые был поднят флаг ВМФ СССР, началась подготовка к сдаче проекта. В присутствии главного конструктора на борту подводного крейсера в тот же день на максимальных оборотах турбины была достигнута скорость 28,3 узла, что превышало заданную проектную скорость на 3,3 узла.
В результате первоначальных испытаний было установлено, что по скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически не уступал своим американским аналогам — подводным лодкам «Трешер» и «Стерджен», максимальная скорость которых составляла 29- 30 узлов.
6 сентября 1967 г во время испытаний в Белом море «Ленинец» произвел успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залп.
- Баллистическая ракета Р-27У
- © Викисклад
5 ноября 1967 года Государственная комиссия подписала акт о приемке и назначила первым командиром подводной лодки капитана 2 ранга Вадима Березовского. 6 ноября крейсер официально вошел в состав ВМФ СССР.
Описание
Новая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ — официальное название) проекта 667А получила двойной корпус. Легкий корпус выполнен из стали, а прочный корпус – из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса — 40 мм, а его цилиндрическая форма — около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:
- передний отсек торпедного вооружения;
- помещения для батарей и размещения экипажа;
- центральная почта;
- два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 «сухого» типа;
- дизельный салон;
- зал ядерного реактора;
- два помещения с паротурбинным оборудованием;
- моторного отсека.
При строительстве подводных лодок типа «Навага» (другое название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии шумоподавления.
Еще одной особенностью АПЛ этой модели является эшелонированное расположение агрегатов. Такое расположение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном помещении. Это облегчает обслуживание, а поломка не будет мешать работе других устройств, потому что они изолированы.
При подготовке проекта конструкторы позаботились об условиях для экипажа.
Поэтому на подводной лодке «Навага» созданы прекрасные условия для личного состава. Каждое из жилых помещений имеет собственную систему кондиционирования и звукоизоляции. Сотрудники на подводной лодке могут размещаться в небольших кубриках, рассчитанных на несколько человек, или в отдельных каютах.
Предусматривается отделение для офицеров, причем впервые выделена отдельная столовая для мичманов и старших офицеров, при необходимости это помещение может быть переоборудовано под спортивный зал и кинозал. Инженерные сети, такие как провода, трубы и так далее, тщательно прячутся. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, потому что психологическая нагрузка достаточно высока.
Огневая мощь ракетоносцев проекта 667БДРМ
Корабли изначально проектировались под баллистическую ракету Р-29РМ. Ракетный комплекс Д-9РМ, установленный на подводных лодках, являлся стартовой площадкой для 16 стратегических межконтинентальных ракет. Советская ракета имела значительное технологическое преимущество перед американскими аналогами. По дальности стрельбы и точности поражения боевой части Р-29РМ не имела себе равных. При меньших габаритах и взлетной массе советская ракета могла доставлять ядерные заряды на расстояние свыше 8000 км.
Этот тип ракет был последним, в котором использовались жидкостные ракетные двигатели. При этом все виды ракетного вооружения, установленного на отечественных подводных лодках, работали на твердом топливе. За пять лет, с 1996 по 2001 год, все баллистические ракеты, находящиеся на вооружении подводных лодок проекта 667БДРМ, были заменены на модернизированную версию — ракету Р-29РМУ2.
Впоследствии российские ракетоносцы типа «Дельфин» были переоборудованы для стрельбы ракетами Р-29РМУ2.1 «Лайнер». В 2011 году с ПЛАРБ «Екатеринбург» произведен первый подводный пуск новой модернизированной ракеты. После этих испытаний в том же году с атомной подводной лодки К-114 «Тула» была запущена вторая межконтинентальная ракета этого типа. Катера проекта 667БДРМ могли вести ракетный залп, находясь на рабочей глубине 55 метров.
Тактическое вооружение АПЛ типа «Дельфин» было представлено четырьмя 533-мм торпедными аппаратами и противолодочным торпедным ракетным комплексом «Водопад».
Последняя серия подводных лодок
Развитие конструкции и боевых возможностей подводной лодки проекта 667 происходило непрерывно и постоянно. Были усовершенствованы системы вооружения, системы навигации, радиосвязи, системы управления огнем, а также главные и вспомогательные энергетические установки, проведены работы по снижению заметности, шумности и повышению боевой живучести. Подводные крейсера этой серии выпускались, помимо уже упомянутых проектов 667А «Навага» и 667Б «Мурена», также под литерами АУ «Налим», АМ «Навага-М», М «Андромеда», АТ «Груша», БДР «Кальмар», ДБ «Дельфин».
Последней серией подводных лодок этого типа стали лодки БДРМ. Первые чертежи подводных лодок проекта 667 БДРМ появились в середине 70-х годов. Количество и качество внесенных изменений приблизили лодку к 3-му поколению атомных ракетоносцев. Эти лодки до сих пор находятся в активном составе подводного флота России.
Подводные лодки проекта 667 БДРМ, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами Р-27РМ и Р-27РМУ2 «Синева» дальностью до 8300 км, продолжают оставаться эффективным средством сдерживания потенциального агрессора. Первая лодка этой серии была заложена в 1981 году и вошла в состав ВМФ в конце 1984 года. Всего было построено 7 подводных лодок проекта 667 БДРМ, одна из которых была переоборудована в носитель малых подводных аппаратов.
Ближайшее будущее корабля
Исходя из потребности ВМФ России иметь на вооружении до 10 боеготовых подводных ракетоносцев, на высшем уровне было принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высоком уровне технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, входящих в состав 31 дивизии, в настоящее время удовлетворительное.
Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла капитальный ремонт в 2010 году. По предварительным данным, срок эксплуатации корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные меры коснулись и других подводных лодок проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.
Помимо боевого дежурства российские подводные лодки для поддержания высокого уровня боевой готовности участвуют в пусках коммерческих грузов в рамках развития космических программ. Ракеты Р-29РМ используются для запуска искусственных спутников. Благодаря таким программам можно не только поддерживать на должном уровне ракетный комплекс, но и следить за всеми системами корабля.
Перспективы российских подводных ракетоносцев сегодня выглядят не совсем радужно. Актуален вопрос обеспечения технической базы эксплуатации кораблей, ресурс которых закономерно подходит к концу. Подводные лодки проекта 667БДРМ занимают важное место в планах морского командования по модернизации отечественного флота. Именно они будут обеспечивать обороноспособность страны в переходный период, пока не поступят на вооружение новые подводные лодки, пока не будет завершена модернизация подводных лодок других классов.
Серийное производство
Ускоренными темпами велось и освоение производства подводных лодок проекта 667. Катера производились на двух заводах, в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Темпы производства
также были впечатляющими. В 1967 г на вооружение была принята одна лодка, в 1968 г. — уже четыре, а через год — пять. С 1969 года к Северодвинску присоединился и завод на Дальнем Востоке. Советский Союз в очередной раз попытался догнать американцев, которые к концу 60-х уже построили 31 атомную подводную лодку.
Атомные подводные лодки проекта 667А
Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра. Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с необходимой точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам. Для повышения надежности ядерных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали титаном. Это исключало возможность радиационных аварий, имевших место на первых советских атомных подводных лодках. Для повышения живучести подлодки главный конструктор разбил ходовые турбины в разных отсеках.
В строительстве ракетоносца первого поколения участвовало более 300 компаний союзников. Неслучайно он был создан в беспрецедентно короткие сроки – всего за 3 года. 25 августа 1966 года спущена на воду головная атомная подводная лодка проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные характеристики при хорошей управляемости на всех скоростях, а также очень стабильное поведение при ракетно-торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия во главе с вице-адмиралом Пителиным приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А «Ленинец».
Этот подводный космодром удивил всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубку для сохранения глубины атомной подводной лодки при залпе. Резко улучшились бытовые условия экипажа, например, впервые появилась курительная комната для личного состава. В общем, уверенность конструкторов в надежности оборудования была настолько велика, что рядом с ракетными шахтами не побоялись разместить каюты и столовые.
Подводный крейсер проекта 667А «Ленинец
Строительство первой подлодки
Поражают сроки постройки и испытаний первого образца подводной лодки проекта 667. Ей было присвоено обозначение Проект 667А. Она была заложена в Северодвинске в конце 1964 года, а уже в августе 1966 года спущена на воду, а в следующем году вступила в строй. Подводная лодка была названа «Ленинец» и получила обозначение К-137. В настоящее время такие темпы немыслимы даже для обычных надводных кораблей, не говоря уже о подводных лодках, строительство которых часто занимает десятилетия.
Система вооружений
Об основном вооружении кораблей проекта 667БДРМ много говорить не приходится. На сегодняшний день все шесть кораблей российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет лайнеров Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1.
Количество ракет осталось прежним — 16 штук, но все боеголовки имеют по четыре боевые части. Ракетный комплекс Д-9РМ, которым оснащены российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается одним из самых мощных за рубежом ядерных ракетных комплексов. Ракетный залп можно вести из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.
В качестве тактического вооружения катера оснащены минно-торпедным комплексом, состоящим из 4 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Катер может вести огонь всем существующим торпедным вооружением, включая реактивные торпеды. Запас торпед — 12 шт. Огромный корабль управляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ».
Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях маневрирования и последующего боевого применения корабельных средств поражения. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные катера проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащен большой антенной, защищенной кожухом из стекловолокна.
В составе ВВС корабля закреплены зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Судном управляет экипаж из 140 человек.
Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
Головной корабль серии — атомная подводная лодка Б-51 «Верхотурье» — была заложена к празднику, 23 февраля 1981 года. Был выбран строительный завод Севмаш. За 9 лет, с 1981 по 1990 год, предприятие спустило на воду и ввело в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стала ПЛАРБ К-407 «Новомосковск».
Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженную горку, на которой разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил код «Дельта-IV», тем самым продолжив ряд линкоров под кодом «Дельта». Размеры подводной лодки впечатляли. Длина корпуса катера составила 167 м, а водоизмещение возросло до 11 740 т.
АПЛ имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный главный корпус корабля и переборки были изготовлены из прочной стали, способной выдерживать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные свойства материалов позволили лодке погружаться на глубину до 600 м.
Основные узлы и агрегаты подлодки разместили на специальных амортизирующих платформах, снижающих вибрации и акустический шум. В помещении с силовой установкой имелись местные глушители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этой цели маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной особенностью подлодок проекта 667БДРМ были гребные винты, имевшие пять лопастей и имевшие улучшенный гидроакустический образ.
Такие меры и нововведения значительно повысили малозаметность корабля, приблизив гидроакустические параметры советской подводной лодки к характеристикам американского ракетоносца типа «Огайо».
В ходе боевых походов советским ракетным подводным лодкам «Екатеринбург» и «Подмосковье» удавалось оставаться в море незамеченными кораблями НАТО более недели. Именно поэтому американские подводные лодки были вынуждены приближаться к местам постоянной дислокации советских подводных лодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.
Все корабли проекта получили автоматизированную систему управления вооружением «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Кроме того, катера оснастили новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна располагалась в носовом обтекателе, другая использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение имело усовершенствованный навигационный комплекс «Шлюз», позволяющий с высокой точностью определять местонахождение катера во время пуска ракет.
Главной энергетической установкой для всех подводных лодок был ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром два турбоагрегата ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составляла 60 тыс л. С. Электродвигатели по 225 л.с использовались в качестве запасных двигателей на кораблях. Ядерная установка придавала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.
В отличие от кораблей ранних серий, на «дельфинах» значительно улучшены условия личного состава, что обеспечивает комфортную службу во время длительных и дальних боевых походов. Экипаж подлодки по штату насчитывал 140 человек.
Инновации и комфорт
За внешнее сходство с кораблями серии «Джордж Вашингтон» советские моряки прозвали подлодки проекта 667А «Ваньки Вашингтон». В НАТО советские атомоходы второго поколения числились как ПЛАРБ «Янки.
Надводное водоизмещение подводной лодки проекта 667А составляет 7,7 тыс тонн, подводное — 11,5 тыс тонн. Длина корпуса — 127,9 м, максимальная ширина — 11,7 м. Экипаж насчитывал 115 человек. Крейсер мог совершать автономное плавание в течение 70 суток и идти под водой со скоростью 28 узлов.
Подлодка имела 10 отсеков: два ракетных, два турбинных, торпедный, дизель-генератор, электродвигатель, реактор, распределительный щит и пульт управления главной энергетической установкой, комбинированный аккумулятор и корпус. Большое внимание уделялось улучшению условий жизни экипажа подводной лодки.
Во всех отсеках ПЛ проекта 667А был установлен отдельный автономный кондиционер. На подводной лодке имелась и специальная офицерская кают-компания, причем впервые на корабле такого типа для старших офицеров была предусмотрена отдельная столовая, которая при необходимости могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал.
Все внутренние коммуникации скважинных помещений были скрыты под специальными защитными панелями. Дизайнерам удалось добиться определенного уровня комфорта, необходимого в дальней дороге.
Машины проекта 667А стали первыми ракетоносцами, оснащенными комплексами «Стрела», предназначенными для надводной ПВО подводных лодок.
В атомоходах второго поколения реализован ряд инновационных решений по уменьшению электромагнитного поля, уменьшению шума винтов, улучшению гидродинамики и звукоизоляции, увеличению прочности и снижению веса конструкции.
Читайте также: Аппаратная Р-416ГМ
Тактико-технические характеристики «Наваги»
Габариты «Наваги» впечатляют. На самом деле в длину он составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение — 7640 т, подводное — 11500 т. Во время надводного хода подводная лодка залегает примерно в 8 метрах от поверхности воды.
При рабочей глубине 320 метров Navaga развивает скорость 16 узлов. Всплывая на поверхность, он может выдавать до 26 узлов. Максимально возможное погружение составляет 400 метров.
Экипаж может находиться на подводной лодке до 60 суток.
Подводная лодка приводится в движение различными типами силовых установок (ЭУ). Главная энергетическая установка представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду в качестве замедлителя и теплоносителя), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным режимом работы. Всего такая установка производит примерно 52 тысячи литров. С. Оба ядерных реактора расположены в защищенном 7-м отсеке подводной лодки, а парогенераторы, их аппараты и оборудование — в 8-м и 9-м отсеках.
В помощь главной энергетической установке на подлодке предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, к которым отводился шестой отсек подводной лодки проекта 667а.
От этих ДГ работает аккумуляторная станция, которая заряжает свинцово-кислотные аккумуляторы, расположенные в другом помещении. В задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов входит снабжение атомных подводных лодок электроэнергией в случае отказа реактора.
На борту подводной лодки «Навага» было установлено достаточно передовое для своего времени электронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.
На подводных лодках разных годов выпуска системы навигации были разными. Например, в последних моделях, выпущенных в конце 80-х и позже, уже использовалась спутниковая навигация.
Атомные ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ в российском флоте
Все семь кораблей этого проекта были введены в строй еще в Советском Союзе. На момент распада Советского Союза эти подводные лодки оставались самыми современными и составляли костяк ядерных сил ВМФ России. Все корабли были приписаны к Северному флоту и базировались на военно-морской базе Гаджиево.
В начале 1990-х годов было принято решение правительства поддерживать ракетоносцы проекта 667БДРМ в боевом состоянии, а при наличии достаточного финансирования проводить плановый ремонт и модернизацию. Флагман серии первым в 1993 году прошел плановый ремонт и модернизацию, после поступления на вооружение Северного флота. На остальных кораблях, начиная с 1996 г., попеременно проводились плановые ремонты и модернизации.
АПЛ К-64 «Подмосковье» была выведена из эксплуатации в 1999 году. Модернизация корабля продолжалась долгих 16 лет. В итоге лодку переоборудовали в испытательный корабль, способный доставлять сверхмалые подводные лодки. Корабль получил новый номер БС-64. Ввод корабля Северного флота в строй состоялся в 2020 году. С бывшего ракетного корабля «Подмосковье» сняли ракетные шахты и установили новый отсек для перевозки сверхмалых подводных лодок.
На сегодняшний день все корабли находятся в эксплуатации. Ожидается начало нового этапа по восстановлению технической готовности всех кораблей. Подводная лодка К-117 «Брянск» — первая из кораблей этого класса, совершившая пуск межконтинентальной ракеты малой дальности. В последние годы корабль неоднократно проводил учебные и боевые пуски баллистических ракет в Баренцевом море.
Ракетная подводная лодка стратегического назначения К-18 появилась на Северном полюсе и подняла государственный флаг России и ее Военно-морского флота. В 1996 году решением главкома ВМФ подводной лодке было присвоено новое имя «Карелия».
Вооружение
Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с ракетами РСМ-25 массой 14,2 тонны. Сами ракеты имеют раздельную моноблочную боевую часть мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.
Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповую стрельбу с интервалом 8 секунд, что успешно проверено на практике. Запуск производился с глубины 40-50 метров.
Из торпедного вооружения на ПЛ 667а на носу установлены торпедные аппараты двух типов. 4 ТА большого калибра (533 мм) для противокорабельных торпед и 2 машины меньшего калибра (450 мм) для противолодочных ракет-торпед. Общий боекомплект составлял 20 единиц.
Для ПВО использовались мобильные ЗРК типа «Стрела», работавшие по воздушным целям.
«Генеральский эффект»
Не последнюю роль в изменении конструкции подводной лодки проекта 667 сыграла честная ошибка демонстрации модели с вращающимся механизмом тогдашнему главе страны Н.С. Хрущеву. Во время демонстрации этот механизм не сработал, и ракеты застряли в промежуточном склоне и не смогли перейти в боевое положение.
Развитие атомных подводных лодок проекта 667
В конце 1960-х выход на боевое дежурство атомных подводных лодок с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитии советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы составляли ядерную триаду страны.
Отныне в секретных документах подводные лодки проекта 667 стали именоваться РПКСН (ракетными подводными лодками стратегического назначения). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Иностранные специалисты присвоили этим АПЛ классификацию «Навага» («Янки»).
С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их применения. Подводная лодка скрытно покинула базу, преодолела противолодочные рубежи НАТО и патрулировала заданный район моря в постоянной готовности к применению баллистических ракет. После залпа атомной подводной лодке было приказано атаковать противника торпедным вооружением.
По подсчетам Генерального штаба Вооруженных Сил СССР на Севере и Дальнем Востоке, ВМФ СССР должно было иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство, помимо Северодвинска, было развернуто еще и в Комсомольск-на-Амуре.
Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР. Они предприняли более 600 военных походов, пробыв в общей сложности под водой более 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.
Советская подводная лодка проекта 667АТ
В марте 1971 года в состав ВМС США включили атомную подводную лодку «Джеймс Мэдисон» с новым ракетным комплексом «Посейдон», который повысил точность управляемых боеголовок, значительно повысив их опасность. Перед советскими конструкторами встала новая задача – подводные крейсера должны иметь возможность наносить дальние удары, не входя в зону действия противолодочных соединений НАТО.
В результате доработанный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Впервые он был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные лодки могли поражать стратегические объекты стран НАТО, не покидая их территориальных вод, а их боеспособность возросла более чем в два раза.
Атомная подводная лодка проекта 667Б
увеличение дальности стрельбы советских подводных лодок проекта 667Б заставило американцев искать пути ее нейтрализации. В июле 1972 года ВМС США получили новый быстроходный малошумный эсминец типа «Лос-Анджелес».
Он создавался специально для борьбы с советскими ракетоносцами и мог без предупреждения подкрадываться к их базам. Лучшим средством противодействия таким истребителям были многоцелевые подводные лодки, которые работали в связке со стратегическими подводными лодками. С этого момента каждый выход в море стратегических подводных лодок превращался в масштабную операцию советского ВМФ с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.
Советские строители подводных лодок упорно модернизировали свои подводные лодки по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что привело к увеличению водоизмещения подводных лодок. Такие подлодки с новым индексом 667БДР мог строить только Северодвинский завод. Поэтому, чтобы сохранить баланс сил между флотами, высшее военно-морское руководство разработало секретную операцию по переброске подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.
Модификации
Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» являются модификациями проекта 667а. Все представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в будущем. Кроме того, уникальный опыт удалось получить одному из представителей проекта 667БДРМ по имени Новомосковск.
Дело в том, что ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был полностью разрушен, когда он участвовал в операции «Бегемот-2». Это означает, что были выпущены все 16 ракет большой дальности. Такого достижения не повторил ни агропромышленный комплекс ВМФ России, ни зарубежные подводные ракетоносцы.
Среди всей этой техники проекта 667 следует подчеркнуть уникальность модернизированной атомной подводной лодки проекта 667ат «Груша». В отличие от других представителей, несших баллистические ракеты, эта субмарина имела комплекс дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».
Основное применение БТР «Груша» нашли у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение в этой стране новых гидроакустических технологий позволило обнаружить подводную лодку, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.
Из-за этого пришлось увеличить удаление от берега, а это в свою очередь означало увеличение дальности ракет. Так родилась Murena с меньшим шумом и улучшенным R-29 на борту.
Последней модификацией 667А является катер проекта 667БДРМ «Дельфин».
С борта возможен запуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Она проводилась на уже известной атомной подводной лодке «Новомосковск». Находясь под водой, она запустила ракету-носитель с первым немецким спутником. Очередной пуск произвела ракета «Штиль-1», которая вывела на низкую околоземную орбиту очередной искусственный спутник Земли.
АПЛ проекта 667БДРМ имеют высокий модернизационный потенциал, поэтому с 2012 года подводные лодки этого типа проходят перевооружение и ремонт. Кроме того, в 2011 году конструкторам удалось создать новую версию старой Р-29РМУ2, которая использовалась на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 малых ядерных боеголовок и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.