- История разработки
- Беспокойство Запада
- Достоинства и недостатки
- Представители
- Тише воды
- Ворота спасения
- Опыт подводного кораблестроения «Адмиралтейских верфей»
- Рождение субмарин
- Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
- Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
- Шесть отсеков
- Долгий сон в Кронштадте
- Вооружение
- Шесть торпедных аппаратов
- Донные мины
- Противокорабельные ракеты «Калибр»
- Иностранные визиты
- Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства
- Главный «Калибр»
- Тишина и погружение
- Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
- Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
- Немного истории
История разработки
Подводный катер «Варшавянка»
Разработка проекта 636 началась в СССР в 1970-х годах. Именно тогда было составлено техническое задание, новая лодка должна была противостоять подводным и надводным кораблям противника. Подводные лодки этого проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отсюда и название «Варшавянка».
Несмотря на длительный срок, строительство кораблей проекта 636 началось только в середине 1990-х годов. Основным заказчиком был Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Витемана и Алгерии, проблема пробытия поставков в Индию.
С 2010 года началось строительство подводных лодок для ВМФ России, проект № 636.3. Шесть подводных лодок уже приступили к строительству, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2022 года, восьмая будет спущена на воду, еще две будут построены.
Отдельно выделим проект 877 «Палтус». Эти подлодки еще называют «Варшавянкой», так как часть их была экспортирована в страны Варшавского договора. При представлении технических часовых поясов оригентуются на оба проекта в поисках их схадства.
Беспокойство Запада
В США и Европе неоднократно признавали — Россия имеет мощный подводный флот и вкладывает средства в его усовершенствование. Новые российские подводные лодки, по мнению западных адмиралов и генералов, чрезвычайно эффективны и представляют большую опасность.
Командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, который одновременно возглавляет Объединенное командование сил НАТО в Неаполе (Италия), в одном из интервью сказал о наших «варшавцах» следующее: боевые системы .И из тех мест, где россияне их задействуют, они могут поразить выпуске веропейскую столису». «Они перестанут это делать? Я так не думаю, но тем не менее мы должны быть в курсе, где они находятся в любой момент», — добавил он.
Адмирал выступил с заявлением о том, что Россия расширила присутствие своих подводных лодок в северной части Атлантического океана, а также в северной части Северного Ледовитого океана. «Они дают нам понять, что они там есть. Их гораздо больше, и они действуют там, где раньше не действовали», — сказал он.
Газета The Daily Telegraph писала о том, что «Варшавянки» могут действовать в территориальных водах Великобритании, оставаясь невидимыми. Как утверждали источники издания, эти подводные лодки якобы представляют угрозу безопасности, следя за перемещениями британского флота в Северной Атлантике и подключаясь к подводным кабелям связи. Собеседники The Daily Telegraph считают это весомым аргументом в пользу увеличения финансирования Королевского флота.
Достоинства и недостатки
Подлодки «Варшавянка» продолжают поступать на вооружение российского флота
Ключевым преимуществом подводных лодок «Варшавянка» является их скрытность. Конструктивные особенности подлодки в сочетании с малошумными двигателями позволяют ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.
Эти аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делают подводные лодки оптимальным выбором для борьбы с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от соперника решает исход схватки.
Еще одно преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр», способные поражать надводные цели из-под воды. Это значительно расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указана возможность применения «Варшавянки» на любых широтах.
Примахи нестанатков данного типа подводной лодки пока не вылайно. Есть определенные ограничения по огневой мощи, но эти показатели не считаются критическими. За время боевого применения подводной лодки недостатков не выявлено.
Представители
Основная статья: Список подводных лодок проектов 877 и 636
До 2006 г было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт, флота и ряда экспортных — для Вьетнама и Алжира. В марте 2014 года от покупки данных подлодок
Тише воды
Главной особенностью «Алросы» является водомер, установленный вместо лопастного гребного винта. Построенную по опытному проекту подводную лодку 877В спустили на воду заводом «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1988-м. После испытаний лодка пересекла внутренние водные пути Черного моря и в декабре 1990 года была включена в состав Черноморского флота.
Благодаря необычному движителю «Алроса» является самой скрытной лодкой из всех «Палтусов», и без того имеет очень низкий уровень шума. Водомет создает реактивную тягу за счет выбрасываемой струи воды и, в отличие от классического винта, производит значительно меньше шума. Такими устройствами оснащены, например, американские атомные подводные лодки Seawolf. Изначально планировалось, что ВМС США получат около тридцати таких лодок, но из-за дороговизны серии сократили ее до трех единиц.
Раковина «Нимиц». Чем опасны российские подлодки с крылатыми ракетами28 марта 2018, 08:00″Катер получил название «Алроса» в 2004 году, но не в честь российской компании, принявшей его под командование в начале 2000-х, — в составе флота он Не принято давать имена кораблям головных организаций,— сказал РИА Новости капитан 1 ранга Михаил Славин, служивший на Черноморском флоте.— Назвали его в честь небольшого поселка в Якутии.
Компания действительно предоставила большую помощь экипажу катера и связи ПЛ.На его службе служило много уроженцев Якутии.Но самое главное «Алроса» в 1990-х помогла закупить новые дорогие аккумуляторные батареи для ПЛ».
По его словам, судьба подлодки сложилась очень драматично, а проект водометного движителя, несмотря на все преимущества, не получил продолжения. В основном потому, что субмарина вошла в состав флота в самые тяжелые для ВМФ России годы.
«Это можно назвать символом тех кризисных лет — нехватки времени у российского флота и судостроительной промышленности. Тем более, что «Алроса» была единственной подводной лодкой Черноморского флота на тот момент. «Серьезных «Модернизация. Что касается возможности перебазирования, то он по своим характеристикам идеально подходит для мелководной Балтики. Лучше бы его туда отправили в первую очередь», — говорит Славин.
В период раздела советского Черноморского флота между Россией и Украиной судьба «Алросы» разрешилась достаточно болезненно. В 1992 году часть экипажа отдалась Украине и попыталась захватить судно, но благодаря слаженным действиям остальных моряков не дали ему переплыть «через горб». В 1997 году лодку окончательно передали Черноморскому флоту России.
Ворота спасения
Нас приглашают посмотреть на лодку. Сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной локтив в просторечии обычно называют рубкой. Собственно, правильное название этого конструктивного элемента — корпус выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со волом «шноркель» наши подовдники тоже не встречались. «Шноркель» — слово немецкое, однако даже во время Первой мировой войны подобные устройства создавались в России.
Поэтому правильнее говорить — «вал для работы с дизелем под водой». Что же касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств здесь на «Выборге» находится пешеходный мост, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако есть подводные лодки без постов управления внутри ограждения.
Катер построен по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — балластная система. По бортам лодки видны патрубки — щели, через которые стекает вода из межкорпусного пространства.
Скорость (надводная): 10 // Скорость (подводная): 17−19 узлов // Рабочая грубина погружения: 240 м // Предельная грубина погружения: 350 м // Автономность плавания: 45 суток // Екипаж: 57 человек // Водоизмещение надводное: 2300 т // Водоизмещение поводное: 3040 т // Длина наибольшая: 72,6 м // Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м // Средняя осадка: 6,2 м.
Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, сколько устройств в конструкции катера связано со спасением в аварийной ситуации. Вот аварийный бай. В случае бедствия специальные механизмы освобождают веревку, и буй плывет над местом аварии.
Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет разговаривать с экипажем по телефону — устройство находится в специальном герметичном контейнере. Еще одно устройство — генератор гидроакустических сигналов: он подает звуковые сигналы, которые помогут спасателям определить местонахождение лежащей на дне субмарины.
Над первой и шестой секциями корпуса лодки видны два больших полированных металлических кольца. Это комингс-площадки. В случае аварии к нему можно будет подключить спасательный аппарат. Поверхность колеса должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой устройства. После стыковки аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри подводной лодки. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перейти к спасательному аппарату.
Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведывательные группы.
Опыт подводного кораблестроения «Адмиралтейских верфей»
Первый опыт подводного кораблестроения на «Адмиралтейских верфях» относится к 1912 г., когда изготавливали корпуса для лодок типа «Барс». В 1931 году завод приступил к постройке корпусов подводных лодок типа «Щ». До Великой Отечественной войны с кораблями шло 69 кораблей (или треть подводного флота СССР на тот момент).
Затем, в послевоенный период, на смену малым катерам для океанских походов пришли большие дизель-электрические подводные лодки проекта 611. Затем появились подводные лодки проекта 877, имевшие очень низкие характеристики акустического поля. Сегодня этот проект признан и высоко ценится во всем мире.
В 1970–1990 годах главным достижением петербургских верфей стало строительство титановых, комплексно-автоматизированных атомных подводных лодок проекта 705 — относительно небольших, но обладающих высокой боевой эффективностью. «Лири» могли преследовать любую подводную лодку и оторваться от любой погони, для разгона до полного хода требовалось всего около минуты. Это были единственные в мире серийные корабли на жидкометаллическом реакторе-теплоносителе.
Модернизированный проект 636.3, строящийся сегодня на заводе, относится к третьему поколению дизельных подводных лодок. Он разработан в ЦКБ морской техники «Рубин» коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова.
Контракт на строительство Тихоокеанской серии из шести подводных лодок был подписан на форуме «Армия-2016». Это стало продолжением реализации перспективного плана Минобороны России по усилению боеготовности ВМФ России и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок.
По удачному военному ЦКБ «Рубин» модернизировал основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидроакустический комплексы. В корабельные системы внесен ряд доработок с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения условий жизни экипажа.
Рождение субмарин
Название «Варшавянка» произошло от 1970-х годов, когда лодки проекта 877ЕКМ (экспортный вариант подводной лодки проекта 877 «Палтус») предполагалось экспортировать большими сериями в страны Варшавского договора. По проекту 877ЕКМ в 1983–2000 годах было построено 18 подводных лодок, которые до сих пор успешно несут службу в Индии, Китае, Вьетнаме и Алжире.
ВМФ России изначально планировал заменить свои лодки проекта 877 постройки 1980-х годов подводными лодками проекта 677 «Лада». Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, постройкой и испытаниями в 2010 году было принято решение о строительстве серии подводных лодок для российского флота на базе проекта 636, производство которых благодаря экспортным контрактам уже было завершено российскими верфями.
Сейчас ПЛ проекта 636.3 строится для нужд нашего флота на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Является базовым предприятием отрасли (в составе Объединенной судостроительной корпорации) и центром неатомного подводного строительства России.
Оснащение Тихоокеанского флота новыми катерами проекта 636.3 производится в рамках активного обновления неатомной составляющей подводных сил ВМФ России. Построенная ранее серия для ЧФ на практике показала свою эффективность и надежность
В этом году петербургским верфям исполнилось 315 лет. Они являются безоговорочным лидером в строительстве подводных лодок этого класса и с 1983 года успешно экспортируют их. В течение шести лет, с августа 2010 г по ноябрь 2016 г., строилась Черноморская серия: с 2014 г компания ежегодно сдавала флоту по два корабля.
При этом строительство серии подводных лодок происходит в условиях полной производственной мощности и масштабной реконструкции предприятия. Строительство новых объектов и модернизация существующих цехов осуществляются без остановки производства, а строительство всех заказов осуществляется точно в соответствии с договорными обязательствами.
Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
Конструктивно Варшавянка подовная лодка имеет большое количество сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их структура рассматривается одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодки и компоновка внутренних отсеков.
Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
Корпус подводных лодок имеет веретенообразную форму, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Киевство забортных дыр (отверстий) сведон к минимуму. Это позволило добиться оптимального течения и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной части.
Шесть отсеков
«Варшавянка» состоит из наружного легкого кузова и внутреннего прочного кузова. Последняя разделена на шесть разделов:
- носовая имеет три палубы, верхнюю — торпедную, среднюю — жилую и нижнюю для размещения аккумуляторных батарей;
- второй командный отсек, также разделенный на три палубы, сверху вниз, здесь расположены центральный пост, кабины радиста и штурмана, все выдвижные устройства;
- третий отсек — жилой, две верхние палубы занимают помещения для экипажа, нижняя — дополнительные батареи;
- в четвертой секции расположен двигатель дизель-генератора;
- пятый — электромоторный, отсюда также выпускает авравийский буй.
Кормовой отсек механико-технический. Здесь расположены электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
Долгий сон в Кронштадте
Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в постройке. Пример «Выборг».
Знакомьтесь, командир корабля: Сергей Олейников, капитан 2 ранга, назначенный на эту должность в декабре 2013 года, как раз во время капитального ремонта подводной лодки на Морском заводе. «Хотя «Выборг» и не атомоход, его нельзя назвать маленьким», — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и более мелкие корабли (500–700 т).
Однако его габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе с высадкой разведывательных групп».
«Насколько интенсивна военно-морская деятельность на Балтике?» «На море, в странах НАТО и в других сопредельных государствах постоянно проводятся учебно-разведывательные мероприятия, и, конечно, мы часто обнаруживаем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то провожает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил».
«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подлодка Б-227 ушла на Тихоокеанский флот, а через два года своим ходом перебралась на Балтику, где служила в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль перевели из тогда еще иностранной Лиепаи в Кронштадт. А потом целое десятилетие подводная лодка простаивала без работы. Как бы в длинном ремонте.
Только в конце прошлого десятилетия после испытаний она вернулась к работе. Затем, в 2008 году, корабль приняла администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» снова отправили на ремонт. «Речь не шла о серьезной модернизации, — говорит командир корабля, — но оборудование на борту постоянно меняется, и в основном это касается электроники — радиостанций, средств вывода информации». Плюс текущий ремонт».
Вооружение
«Варшавянка» 636.3 на стоянке
Вооружение подводной лодки «Варшавянка» делится на следующие категории:
- торпедно-минные снаряды;
- противокорабельные ракетные установки;
- противовоздушная оборона.
Вооружение ПВО преднедно ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Боекомплект — 8 зенитных управляемых ракет.
Шесть торпедных аппаратов
«Варшавянка» имеет 6 торпед в носовой части. Калибр — 533 мм, имеется система автоматической подачи снарядов. Боекомплект включает 18 торпед.
Донные мины
Помимо пуска торпед, подводная лодка может ставить донные мины. В боекомплекте их 24 шт.
Противокорабельные ракеты «Калибр»
Для поражения надводных целей предусмотрено 4 установки ПКР «Калибр». Применяются ПКР ЗМ-54. Экспортные подлодки оснащались модификациями ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1.
Иностранные визиты
В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила рабочий визит в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Дорой войной войны заход подводной локты СССР и РФ в Великобритании.
В мае-июне 2001 г подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летие военно-морской базы Фаслейн.
В октябре 2002 г подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе ОБК находилась с официальным визитом в Японии. Участвовал в международном параде, посвященном 50-летию сил самообороны Японии.
21-25 мая 2009 г подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) приняла участие в торжествах, посвященных 100-летию подводных сил Норвегии[11]
Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства
Катера проекта «Варшавянка» есть в Китае, Вьетнаме и Алжире. В последнее десятилетие на вооружение российского флота поступило 6 катеров, большая часть которых патрулирует Черное море. Седьмая лодка также завершает государственные испытания. Ожидается, что в 2017-22 годах шесть лодок пополнят состав Тихоокеанского флота.
Первое боевое применение поводной локтивной фиксации зафиксировано 8 декабря 2015 года. В-237 «Ростов-на-Дону» из Средиземного моря успешно выпустил ракеты «Калибр-ПЛ» по позициям сирийских террористов в провинции Ракка.
Главный «Калибр»
Основное оружие проекта 636.6 — реактивные снаряды «Калибр». В носовой части шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Дальность применения ракет морского базирования сообщение более 2 тыс км.
По данным Минобороны, ракеты этого типа имеют низкую радиолокационную заметность и из-за изгиба на очень малых высотах рельеф местности трудно обнаружить любыми средствами ПВО. Точность поражения цели, несмотря на дальность, составляет несколько метров. Масса боевой части «Калибра» — 500 кг.
В состав комплекса входят пять различных ракет, разработанных на базе противокорабельной крылатой ракеты 3М54Э «Гранат». Экспортный вариант комплекса (Club) может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 км.
Соотношение дальности обнаружения цели и акустической скрытности у 636-х оптимальное: «Варшавянка» может «видеть» противника на максимальном расстоянии, сближаться с ним и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить его грозное оружие.
Первое боевое применение этих подводных лодок состоялось 8 декабря 2015 года в ходе российской военной операции в Сирии. Находящаяся в восточной части Средиземного моря подводная лодка «Ростов-на-Дону» произвела пуск ракетного комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории сирийской провинции Ракка.
Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ ракетный удар по реальному противнику. В течение 2017 года другие катера этого проекта — «Краснодар» и «Великий Новгород» — также нанесли аналогичные удары по сирийским террористам, также показав свою высокую эффективность.
Тишина и погружение
Эти неатомные подводные лодки (по коду НАТО — Improved Kilo) предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, патрулирования, разведки и защиты связи в ближней морской зоне.
По сравнению с атомными «Бореями» они очень малы: стратегии проекта 955 превосходят «Варшавянки» по водоизмещению в шесть раз, в одной атомной лодке по длине могут уместиться две с половиной дизельные субмарины. Длина 636-х — около 74 м, ширина — 10 м, максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс т. Прочный корпус обеспечивает подлодку с глубиной погружения 240 м и предельную — 300 м.
«Варшавянка» — двухкорпусная лодка с современными обводами, высокой плавучестью и непотопляемостью. Шесть секций разделены водонепроницаемыми перегородками, что, по замыслу разработчиков, позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одной из секций, сохраняя боеготовность.
Экипаж, силовая установка, другие важные системы и механизмы размещены в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды. Снаружи — «легкий» корпус, придающий подводной лодке обтекаемую форму. Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокий уровень скрытности лодки.
Корабль оснащен современными средствами снижения уровня собственных шумов до естественного фона океана, что обеспечивает катеру гарантированное заблаговременное обнаружение и возможность атаковать корабли противника ПКР с дистанции, превышающей его обнаружение, а также своевременное уклонение от атак.
Подлодки оснащены двумя дизель-генераторами мощностью 1500 кВт, одним главным гребным электродвигателем (около 5500 л.с.) и одним электродвигателем малой мощности. Кроме того, подлодка имеет два резервных дизеля и две группы аккумуляторов. Винт один, семилопастный.
Кстати, главный вал подлодки проекта 636 вращается на деревянных направляющих из железного дерева — бакоуте. Оказывается, его древесина уже давно используется в кораблестроении. Его особенность в том, что он выделяет природную смазку, позволяющую использовать сучки из этой древесины в течение 20 лет. Не каждый металлический подшипник может похвастаться таким ресурсом.
Надводная скорость «Варшавянок» достигает 17 узлов (более 30 км/ч), подводная — до 20 узлов. Автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека. Эти подводные корабли имеют оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс; современная автоматизированная информационно-управляющая система и мощное быстроходное торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет подводных лодок этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
636.3 — модификация «Варшавянки», используется для ВМФ России
Конструктивно Варшавянка подовная лодка имеет большое количество сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их структура рассматривается одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодки и компоновка внутренних отсеков.
Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
Корпус подводных лодок имеет веретенообразную форму, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Киевство забортных дыр (отверстий) сведон к минимуму. Это позволило добиться оптимального течения и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной части.
Немного истории
В январе 1954 года в области военного строительства произошло знаменательное событие. В США спустили на воду первую в мире атомную подводную лодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей подводных лодок того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.
С этим связана идея Советского Союза создать такую подводную лодку, которая превосходила бы все корабли противника этого типа. В 60-х годах прошлого века страна всерьез задумалась о защите от подобных угроз.
Таким образом, было положено начало подводным лодкам проектов 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых состоят на вооружении современной России.
Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) малошумным двигателем, развитой техникой обнаружения целей и мощным вооружением. Инженеры усердно работали над этими проектами в течение семи лет, начиная с 1972 года, когда были готовы чертежи.
И уже в 1982 году была спущена на воду первая ПЛ проекта 877. Ими предполагаемо настить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, октуда и друтое название.