- История разработки
- Конструкция АПЛ
- Описание конструкции АПЛ проекта 685
- Дело труба
- Технические характеристики
- Цветочки и ягодки
- Применение в глубоководных испытаниях
- АПЛ «Комсомолец» сейчас
- Все для людей
- Вооружение
- Основные цели и задания
- Достоинства и недостатки
- Пока угрозы нет
- Причины гибели
- Пожар на глубине
- Борьба за живучесть
- Выживший в бездне
- Лицо кирпичом
История разработки
Государственная техническая комиссия по проектированию опытной атомной подводной лодки (АПЛ) с беспрецедентной глубиной погружения была присуждена ленинградскому ЦКБ-18 (вскоре названному «Рубин») в 1966 году. Задачи разработчиков оказались очень сложными и требовали нестандартные решения. В качестве материала для корпусов лодок (как легких, так и прочных) был выбран специальный титановый сплав марки 48-Т с высоким пределом текучести.
При разработке и постройке подводной лодки в Северодвинске были построены три специальных дока, где создавалось давление, испытываемое подводной лодкой на больших глубинах. В них испытывались макеты отсеков подводных лодок, проводились экспериментальные исследования прочности конструкций, а в дальнейшем испытывались готовые элементы лодки.
Применение титана по аналогии с аэрокосмическими технологиями позволило добиться значительного облегчения корпуса, в итоге уложившегося в показатель менее 40 % от полного водоизмещения, что соответствовало параметрам обычных АПЛ. Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, для сварки требуются особые условия. Использование титана колоссально удорожало корабль, а изделия таких размеров из подобного материала до этого никто в мире не делал.
Этап проектирования был завершен в 1974 году, а через четыре года атомную подводную лодку заложили на судостроительном заводе в Северодвинске. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, должен был быть использован при создании целой серии глубоководных лодок. Задуманный серийный проект получил номер 685 и название «Плавник», но в итоге ограничился одной подводной лодкой.
Конструкция АПЛ
Разработчики атомной подводной лодки проекта 685 постарались минимизировать общее количество помещений в конструкции, а также надеялись таким образом усилить корпус. В конечном итоге корпус был разделен на семь отсеков.
Номер комнаты | Количество шин | Назначение комнаты | Наиболее важные расположенные элементы конструкции |
1 | 2 | Торпедо | Вверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боеприпасов. Ниже батарея. |
2 | 2 | Резиденция | Наверху — гардероб, камбуз и санузлы. Ниже находятся помещения для персонала. В трюме хранится еда и пресная вода. |
3 | 2 | Центральная почта | Вверху — пульты управления к главному посту и информационному комплексу. Ниже дизель-генератор резервной электростанции. |
4 | 1 | Реактор | Ядерный реактор и парогенераторная установка. |
5 | 1 | Вспомогательные механизмы | Основные схемы и оборудование системы охлаждения реактора. |
6 | 1 | Турбина | Главный турбоагрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные агрегаты. |
7 | 1 | Живая изгородь | Главный вал, рулевой механизм. |
Пространство от отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально возможное давление. В конструкции подложки они образовали «зону спасения».
Подлодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж, обеспечив их спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой электроснабжения и размещалась в корпусе выдвижных устройств. Когда лодка находилась в надводном положении, она использовалась для получения доступа к верхней корабельной надстройке из помещений прочного корпуса.
Кроме того, имелась система аварийного всплытия «Иридиум», очищавшая балластные цистерны с помощью пороховых газогенераторов специальной конструкции. Такое решение позволило лодке всплывать с экстремальных глубин, на которые она была рассчитана.
Описание конструкции АПЛ проекта 685
АПКр 1 рейтинга проекта «Тонко» планировалось использовать на глубинах до 1000 метров. Это наложило свой отпечаток как на дизайн, так и на материалы. Корпус атомной подводной лодки имел классическую конструкцию: прочный сварной корпус, в виде восьмиметрового цилиндра. С обоих концов цилиндр заканчивался коническими секциями, узкая часть которых закрывалась сферическими переборками.
Цистерны и линии главного балласта находились внутри прочного корпуса, что впоследствии сыграло свою роль в быстрой гибели.
Корпус был разделен на 7 помещений герметичными переборками. В приоритетном порядке от носовой переборки:
- 1 отсек, торпедный;
- 2 комнаты, жилая. Войдите в «зону спасения»;
- 3 комнаты, центральный пост. С кормы — сплошная переборка, сверху — выход на палубу через спасательную капсулу;
- 4 комнаты, реактор;
- 5 комнат, вспомогательные механизмы;
- 6 комнат, турбина;
- 7 комнат, корм.
Кабины и торпедного грузового люка не было, так как ослабить корпус посчитали невозможным. Выходы торпедных аппаратов, горизонтального оперения и косы катера имели раздвижные кожухи-щиты.
Отдельно следует отметить включение в состав спасательного оборудования так называемой «спасательной зоны», в виде двух отсеков, защищенных от остальных более прочными переборками и включение в состав аварийно-спасательной глубоководной капсулы оборудование.
Представляет интерес и система пиротехнической продувки балластных цистерн, поскольку классическая продувка воздухом на глубинах более 600 метров работала крайне малоэффективно.
Дело труба
В начале июля в рамках Арктической программы мониторинга и оценки (АМАП) подводную лодку «Комсомолец» исследовал дистанционно управляемый необитаемый подводный аппарат (ТПА) Ægir 6000 научно-исследовательского судна GO Sars. ДУА провел визуальное исследование подводной лодки, а также взял пробы воды и донного грунта.
Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований (Норвегия) при участии Центра радиоактивности окружающей среды (Норвегия) и Научно-производственного объединения «Тайфун» (Россия), было изучение радиационная обстановка вблизи затонувшей подводной лодки.
Научно-исследовательское судно GO Sars
По предварительным данным, обнародованным экспертами, самая высокая удельная объемная активность цезия-137, составляющая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в пробе воды, взятой непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека подводной лодки.
Этот показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другого образца, взятого из той же вентиляционной трубы, как сообщали ранее исследователи, составил 100 беккерелей на литр.
Содержание радионуклидов в остальных пробах оказалось значительно ниже. Например, ограждения, установленные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не показали значительного превышения допустимого уровня радиации. Такие результаты позволили специалистам предположить, что утечка излучения связана с пылевым облаком в районе клапана, что хорошо видно на видео с Ægir 6000, а разброс полученных значений удельной объемной активности составляет за счет массопереноса воды.
Такое объяснение фактически предполагает, что пока сохраняется текущая ситуация в регионе, лежащие на морском дне радиоактивные К-278 «Комсомолец» не представляют угрозы.
Технические характеристики
По своим техническим характеристикам АПЛ не отличалась от 685 особенно выделяется на фоне остальных катеров КСФ, если конечно не учитывать возможность боевой работы на сверхмалых глубинах. Длина АПКр составляла 118,5 м, ширина по среднему сечению 11 м, осадка 7,5 м. При полном водоизмещении 8500 м3.
Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 м. Скорость под водой 30 узлов, надводная скорость 14 узлов.
Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. За период службы на АПКр действовало два экипажа, основной, первый под командованием Ю.А. Зеленский и другие, под командованием Ванина. Именно с ним экипаж отправился в свой последний поход.
Цветочки и ягодки
В будущем ядерный реактор и торпеды К-278 «Комсомолец» обещают принести много неприятностей. Визуальный осмотр затонувшей субмарины показал сильные повреждения передней части корпуса — там расположены ядерные торпеды. Возможными решениями проблемы могли стать подъем подводной лодки или надежная изоляция источников излучения от внешней среды.
Глава международной общественной организации Bellona Foundation, норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что фонду «Комсомолец», организованному ст. 278 Комсомолец. «Тогда мы пришли к выводу, что поднять подводную лодку технически невозможно. По словам исследователя, кабели длиной около 1700 метров были бы слишком тяжелыми.
Хауге согласился с Элис Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» мало повлияет на пищевую цепь человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и насущную угрозу со стороны другой российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Колабукты в районе промысла подводной лодки К-159 проекта 627А. «Набор».
30 августа 2003 г затонула бронированная советская подводная лодка, якобы из-за шторма, направлявшаяся на буксировку из отстойника в ЗАТО (Мурманская область) для плановой утилизации в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек.
АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию
Фото: Википедия
Странно, что западные страны выделили России около 200 миллионов долларов на утилизацию К-159 и других 15 АПЛ из болота. По словам командира буксировки К-159 капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова, которого позже обвинили в происшествии с АПЛ (в 2005 году уголовное дело в отношении военных было закрыто за недостатком состава преступления), иностранные «деньги необходимо было освоить как можно быстрее, доложив в Москву о зачистке баз Северного флота».
В беседе с «Коммерсантом» военные рассказали, что 200-тонные понтоны ССП-200, удерживавшие субмарину на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не для буксировки, и крепились к бронекорпусу, усилие, которое в некоторых местах было сравнимо с прочностью обычной фольги». Сооружение из таких деталей вряд ли можно считать надежным проекта и руководил подготовкой АПЛ к переходу», — сказал Жемчужнов.
К-159, как упоминалось в презентации Курчатовского института, представляет серьезную текущую опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого кроется, помимо относительно мелководного расположения АПЛ и неудовлетворительного состояния корпуса, в самой конструкции АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и морская среда.
Применение в глубоководных испытаниях
В течение 1983 года подлодка была спущена на воду и прошла все необходимые испытания. С января 1984 года субмарина включена в состав 6-го дивизиона 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. Одновременно лодка служила экспериментальной базой для экспериментов по различным глубоководным исследованиям, прежде всего в проектном плане.
4 августа 1985 года советская подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводной лодки — 1027 метров. Затем, когда субмарина вышла на поверхность на глубину 800 метров, подлодка успешно выстрелила из торпедных аппаратов. В 1986 году на К-278 была испытана пороховая система аварийного всплытия с глубины 800 метров, а в следующем году этап опытной эксплуатации подлодки был официально признан завершенным.
В течение всего периода службы в ВМФ лодка интенсивно привлекалась к проводимым флотом учениям и несла боевое дежурство, совершая дальние автономные походы. В частности, АПЛ участвовала в защите советских стратегических ударных подводных лодок, оснащенных межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, от подводных лодок вероятного противника. За время службы в ВМФ СССР подводная лодка К-278 совершила три боевых похода. Постоянной базой АПЛ была Западная Лица.
АПЛ «Комсомолец» сейчас
На данный момент атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и уже много лет решается вопрос о ее подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самой большой проблемой является подъем этого груза со дна. Год назад Институт морских исследований провел очередное расследование затонувшей подводной лодки и встревожил мировую общественность заявлением о превышении радиационного фона вблизи лодки в 100 000 раз.
Тогда была приведена цифра превышающая фон в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили и сказали, что такой фон зарегистрирован только в непосредственной близости от ПЛ и он не угрожает ни морским обитателям, ни людям, это понятно что оказаться на дне ядерного реактора слишком рано или поздно может закончиться экологической катастрофой.
Ситуация усугубляется еще и тем, что на атомной подводной лодке «Комсомолец», в результате катастрофы которой погибли десятки людей, есть две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой определенно нужно что-то делать в обозримом будущем.
В 1993 году была предпринята попытка поднять всплывающую спасательную камеру «Комсомола», где остались три члена экипажа. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась настолько сильной, что он ее не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор лежит на дне Норвежского моря и неизвестно, когда ее поднимут и поднимут ли вообще.
Все для людей
Как напоминает норвежское издание The Barents Observer, заблокированное в феврале 2019 года Роскомнадзором «за пропаганду суицида» из-за истории о саамском гомосексуалисте Дэне Эрикссоне, два реактора К-159 содержат ядерное топливо на диоксиде урана с алюминиевой матрицей в кожухе из нержавеющей стали, что при степени обогащения около 20% позволяет оценить общую массу радиоактивного изотопа урана-235, лежащего на морском дне, в 50—60 кг.
Но, например, еще в августе 2011 года «Мурманские вести» сообщали, что на К-159 находилось 800 килограммов ОЯТ, в связи с решением Росатома поднять эту и «еще одну АПЛ, потерпевшую крушение на востоке Карского моря».
В октябре того же года начальник проектного бюро комплексной утилизации АПЛ Управления ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что Россия не сможет поднять К-278 «Комсомолец» своим ходом в гонке ближайших десяти лет, а до этого есть смысл снять советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидкометаллическим теплоносителем, где еще в мае 1968 г перегрев элементов реактора левого борта.
Затем аварийному кораблю по правому борту реактора удалось добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа переоблучились. В сентябре 1981 года К-27 с газотурбинными реакторами была затоплена в районе полуострова Степовой в Карском море, где субмарина до сих пор находится на глубине около 70 метров.
Захарчев оценил стоимость работ по извлечению К-27 в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов». Для сравнения, появление К-141 «Курск» во второй половине 2001 года обошлось всего в 100 миллионов долларов. После этого Россия ни разу не подняла ни одну из своих затонувших атомных подводных лодок.
Вооружение
Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. В его составе 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Управление автоматизированное, тип управления комбинированный, пневмогидравлический.
Автономный арсенал составлял 22 единицы, в стандартный комплект входили:
- 2 крылатые ракеты пущены с ТА С-10 «Гранат»;
- 8 реактивных торпед ВА-111 «Шквал»;
- 12 торпед САЭТ-60М.
Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установить более совершенные системы в середине 80-х не увенчалась успехом из-за нехватки внутреннего пространства.
Так, предложенная замена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена в связи с невозможностью высвобождения 30 м3 объема. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали излишними для многоцелевой подводной лодки, какой была К-278.
Та же история случилась и с комплексами гидроакустики и связи, установка модернизированных систем требовала наличия свободного объема, а его не было.
Читайте также: ЗИЛ 41042 – черный доктор: уникальный автомобиль СССР
Основные цели и задания
Задача проектирования и строительства атомной подводной лодки, способной погружаться на глубину до одного километра и наносить оттуда удары по противнику, имела под собой веские основания, обусловленные достигаемыми при этом серьезными боевыми преимуществами. Такая глубоководная субмарина была совершенно неуязвима для всех возможных средств противодействия, существовавших в то время.
Напор даже полукилометровой воды вывел из строя как торпеды, так и глубинные бомбы, обычно используемые для борьбы с подводными лодками. Кроме того, даже просто обнаружить подводную лодку на такой глубине было почти нереальной задачей: водная среда на глубинах более трех-четырехсот метров настолько меняет свои акустические свойства, что обнаружить подводную лодку с помощью гидроакустических приборов было практически невозможно.
По замыслу командования ВМФ СССР, глубоководная АПЛ должна была использоваться в боевых действиях в морской и океанской акваториях против подводных лодок, надводных кораблей и транспортных кораблей противника. Корабль также мог выполнять задачи ведения разведки и передачи данных о противнике другим советским кораблям.
Однако стоимость разработки и постройки этой подводной лодки была сопоставима с ценой американского авианосца, а стоимость обычной подводной лодки была выше в 5-6 раз. В мировых ценах эта сумма оценивалась примерно в 17 миллиардов долларов, что по тем временам было огромной цифрой для СССР. Отсюда лодка проекта «Плавник» получила неофициальное название «Золотая рыбка».
Макет атомной подводной лодки «Комсомолец»
Достоинства и недостатки
Простая, но тщательно просчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению на воде, что в сочетании с мощным ядерным двигателем обеспечивало АПЛ «Комсомолец» высокую скорость хода. Уникальный корпус лодки позволил добиться непревзойденных ранее технических характеристик по прочности и способности погружаться на недоступные другим боевым кораблям глубины.
По параметрам и возможностям К-278 превосходила все подводные лодки, существовавшие на тот момент в мире. Следует отметить, что и сама подводная лодка, и используемые на ней системы вооружения были приспособлены для действий на глубинах, недоступных для других боевых кораблей.
Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» была малая степень изолированности большинства помещений друг от друга. Это было смертельно поражено, когда вспыхнул пожар, вызвавший катастрофу. Ряд экспертов также считают неполными имеющуюся на подводной лодке систему пожаротушения и спасательные средства. Кроме того, для такого уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа по правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.
Пока угрозы нет
Предварительные данные не удивили исследователей. Только Россия провела семь экспедиций на К-278 «Комсомолец» после аварии. Последнее погружение россиян на подлодку состоялось в марте 2007 года. При этом была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного зала, что ранее было зафиксировано в российской и норвежской экспедициях.
Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически нет течений и очень мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в пищевую цепочку человека ученые считают очень низкой. Однако действующие в Норвегии нормы (измененные после аварии на Чернобыльской АЭС, Чернобыль, в апреле 1986 г.) устанавливают максимальную удельную объемную активность в пищевых продуктах на уровне 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже наблюдаемого максимального уровня радиации от атомные подводные лодки.
«Загрязнение исчезает очень быстро, как вы можете видеть на примере воды, которую мы взяли на пробу. Ни в одном из образцов, взятых за пределами вентиляционной трубы, не было обнаружено загрязнения, сообщила The Barents Observer руководитель экспедиции К-278 «Комсомолец» Хильде Элиз Хельдал. Специалист подчеркнул важность регулярного контроля за радиационной обстановкой вокруг подлодки, поскольку Норвежское и Баренцево моря являются одними из основных источников рыбы в Европе и имеют большое экономическое значение для Норвегии и России.
Причины гибели
28 февраля 1989 г. АПКр вышел в новый поход для выполнения плановых оперативно-тактических задач. 7 апреля крейсер вернулся в базу. Утро, глубина погружения 457 м, экономическая скорость — 8 узлов.
Пожар на глубине
В 11 часов в изгороди возник локальный пожар. Причина пожара пока не установлена. Включена объемная система химического пожаротушения катера. Но полностью потушить пламя не удалось.
В 11:12 АПКр начал подъем, но, дойдя до рубежа 150-160 метров, остановился, потеряв ход. Пожар в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика их отключила.
Винты замерзли, лодка повисла в толще воды. До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль имел довольно низкую живучесть.
Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже при израсходовании всего запаса хладагента пожар не удалось потушить.
Командир АПЛ принял решение о всплытии после подрыва цистерн главного балласта. В этом случае за счет вытеснения воды в ЦБГ плавучесть становится положительной и лодка всплывает.
Но именно это решение нанесло делу непоправимый ущерб. Пиротехнические заряды, вытеснение воды, повредили трубопроводную систему. Но тогда об этом никто не знал.
Борьба за живучесть
11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, перекинулся в сторону носа. Из-за проблем с электросетью вспыхнули системы управления, в гидроакустической кабине возникло пламя, в 5 отсеках вспыхнули скопившиеся газы. В отсеках много дыма.
Моряки боролись за выживание. Произошел крен на левый борт, на сегодняшний день видно, что через поврежденный трубопровод в кормовом отсеке горячий воздух попал в расширительные баки на борт.
Они попытались компенсировать опрокидывание, взорвав балластные цистерны с другой стороны, но это только позволило кислороду попасть в огонь, что еще больше усложнило ситуацию.
От пожара также пострадала магистраль дыхательного аппарата, после чего часть экипажа, боровшегося за выживание на борту, отравилась. Раненых вынесли на палубу. Команде было приказано использовать индивидуальные дыхательные аппараты.
В 11:54 после получения сигнала с К-278 была объявлена тревога кораблей и авиации Северного флота. На место вылетела авиация наземного базирования, а на помощь пришла плавбаза «Алексей Хлобыстов». В 14:40 с БТР был установлен аварийно-спасательный самолет.
В этот момент вода начинает течь в 7-й комнате. Устранить течь невозможно из-за горящего вокруг огня. Все сгорело, смазка, изоляция труб, металл. Пламя подпитывалось воздухом, поступающим по магистрали в балластные цистерны.
Экипажи сообщают, что вода вокруг кормы лодки пенится, на борту крейсера каток.
В 16:40 командир отдал приказ покинуть корабль. Начали спускать надувные плоты, но спустить на воду удалось только два, несколько комплектов было сброшено с самолетов.
В 17:08 нос поднялся над водой и «Комсомолец» быстро пошел ко дну.
На уровне моря остались 59 человек из 69 отправившихся в поход. В капсуле и в отсеках оставался 5 инженер-механик Испенков, который до последнего момента обеспечивал живучесть лодки. Из пяти человек в спасательной капсуле выжил только один.
Более подробно о трагедии атомной подводной лодки можно прочитать в книге Дмитрия Романова «Трагедия подводной лодки «Комсомолец». Но в то же время не совсем корректно оценивает действия экипажа АПЛ во время аварии. Мнения уже разделились. Конструкторы обвинили в аварии моряков, а моряки говорили о несовершенстве технологии.
Выживший в бездне
Следуя приказу об эвакуации, экипаж собрался на палубе мостика подводной лодки. Капитан решил проверить, не остался ли кто внизу, и спустился на центральный пост.
На тот момент в отсеках катера оставалось еще пять:
- капитан 3 ранга Юдин;
- капитан 3 ранга Испенков;
- мичман Слюсаренко;
- мичман Черников;
- мичман Краснобаев.
Инженер Испенков, видимо, из-за шума на борту, не услышал приказ об эвакуации и остался у дизель-генератора. Реактор был остановлен в аварийной ситуации, поэтому он использовался для питания энергосистемы. Остальные вместе с командиром забрались в аварийную капсулу для выхода на мостик.
В этот момент палуба была почти вертикальна, дифферент на корму составлял около 80 градусов, и в таком положении корабль пошел ко дну. В этот момент в камере находились 5 человек, включая командира.
Закрыв люк, с трудом отсоединив камеру от рубки и включив ИДА, они начали всплытие.
Но несостоявшийся расчет конструкторов привел к тому, что в капсуле у поверхности с большой глубины произошел скачок давления, который выбил люк, а мичман Черников был выброшен наружу и разбил голову о край люка . Ванин, Юдин и Краснобаев задохнулись из-за неудачной конструкции масок ИДА. Выжил только мичман Слюсаренко.
Случай, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, произошел с мичманом Виктором Слюсаренко. Вся его история спасения полна чудесных фактов, которых он насчитал около 7. Он был единственным выжившим в спасательной капсуле, поднявшейся с морского дна на 1500 метров — как единственный человек в мире, выживший, когда он всплыл после крушения корабля с такой глубины.
Лицо кирпичом
Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась странной. «Если внимательно посмотреть на опубликованные норвежцами снимки, то хорошо видно, как щуп аппарата проникает в лодку, но это недопустимо! Тело играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, оказывается, зашли и до сих пор удивляются, что уровень радиации вырос в тысячу раз, — рассказал «Московскому комсомольцу» редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
Также отметил бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, руководивший операцией по спасению атомной подводной лодки К-141 «Курск», затонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубина 108 метров. — Не может быть, чтобы фон в районе реактора внезапно повысился и превысил норму в сто тысяч раз без видимой причины, — рассказали «Московскому комсомольцу» военные.
По его мнению, «само море — хорошая защита» и «не надо там что-то мутить, мутить что-то, чтобы осложнений не возникло». Справедливости ради надо отметить, что Попов, который сегодня заседает в Мурманской областной Думе, когда-то умолчал о выживших после взрыва торпеды 65-76А («Кит») в девятом отсеке К-141 «Курск». 23 подводные лодки.
В отличие от военных комментаторов российские ученые были более сдержанны. «Информация о превышении нормы в сто тысяч раз кажется нам странной. Уровень там, как я видел из сообщений СМИ, составляет 800 беккерелей.
Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это точно не еда. Важно дождаться радионуклидного анализа, заявил ТАСС заместитель генерального директора ООО «Тайфун» Владимир Булгаков. По его словам, последняя экспедиция на К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, и с российской стороны в ней участвовал только один специалист, наблюдавший за методами работы скандинавских коллег.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории изучения климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отсроченном эффекте накопления малых доз излучение. «Малые дозы дают долгосрочный эффект. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут появиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами, это все долгосрочные последствия, «, — отметил исследователь.