Пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука» — ИнВоен Info

Военная техника

Воющий истребитель танков

Название «Штука» происходит от аббревиатуры всех пикирующих бомбардировщиков (STURzKAmpbomber). Но уже во время Второй мировой войны этот термин все чаще ассоциировался с пикирующим бомбардировщиком Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87). Ничего не изменилось и тогда, когда этот самолет официально стал штурмовиком на заключительном этапе войны. Даже сегодня все первым делом вспоминают Ю-87 при слове «Штука».

Летчики Люфтваффе были последовательными сторонниками концепции атаки с пикирования. Так как позволял с высокой точностью поражать даже небольшие цели. Британский летчик-испытатель Эрик БРАУН оценил Ju-87 «Штука» как лучший пикирующий истребитель в истории:

«Этот самолет казался самой естественной вещью в мире… Во время мощного ускорения, возникавшего при пикировании на 90 градусов, у меня никогда не было ощущения, что я иду в неконтролируемое падение, подобное тому, что я испытывал в другом истребителе самолетов того же поколения“.

Diagram som viser slipppunktet for en dykkeangrepsbombe. 1940
Схема, показывающая точку сброса атакующей бомбы с пикирования. 1940 г

Боевое применение

Одна из машин опытной группы Ju-87A-0 была доставлена ​​в Испанию, однако сведений о фактах боевых вылетов не сохранилось. Известно лишь, что самолет находился в Испании до полугода, машину сдал унтер-офицер Люфтваффе Г. Бойер. В начале 1938 года франкисты получили три экземпляра усовершенствованных Ju-87А-1.

Самолеты летали в составе секции, входившей в состав легиона «Кондор», на пальто был рисунок свиньи по имени «Иоланта». Впоследствии в Люфтваффе Ju-87 получил прозвище «Иолант». Позднее в Испанию прибыла партия усовершенствованных самолетов Ju-87В-1.

Бомбардировщики использовались для атаки мостов, соединений республиканских войск и поддержки наступающих частей франкистов. Потерь не отмечено.
К началу Второй мировой войны в Люфтваффе имелось более 400 Ju-87 различных модификаций.

Именно «Штуки» сбросили первые бомбы в этой кровопролитной войне, разбомбив гауптвахты возле моста через Вислу. В то же время были совершены набеги на Варшаву и другие города. При этом зафиксирована первая потеря — один из самолетов Ju-87 не вернулся на базу. Вечером первого дня войны произошел налет на корабли польского флота. При этом немцы потеряли две машины, которые были сбиты зенитным огнем.

Ju-87 -

В 1940 г началось вторжение в Норвегию и Данию, где самолеты Ju-87R приняли ограниченное участие. Пикирующие бомбардировщики использовались для атаки береговых батарей, британских наземных частей и флота. Не забыли немцы и гражданские объекты, например в конце мая 1940 г состоялся налет на Нарвик. Во время бомбардировок город сильно пострадал, было полностью разрушено около 500 зданий.

«Штуки» активно применялись во время летней кампании 1940 года во Франции и Бельгии. При этом каждый второй Ju-87 был сбит в боях, но большинству экипажей удалось спастись.

Ju-87 -

В июле 1940 года бомбардировщики стали использоваться в рамках Битвы за Британию. Дебютом стал рейд на Портленд. Но именно над Британией пошатнулась слава «Штуки» — в боях с истребителями тихоходная авиация стала нести конкретные потери. Несмотря на это, машины использовались в рейдах до конца операции.

Следующим местом эксплуатации Ju-87 стало Средиземноморье.

Машины использовались для атаки наземных укреплений на Мальте и конвоев. В борьбе с британскими военными кораблями «Штуки» добились определенных успехов, сильно повредив авианосец «Илластриес» и потопив крейсера «Глостер» и «Саутгемптон».

Весной 1941 года авиация участвовала в завоевании Югославии и Греции. Позднее Ju-87 участвовали в завоевании острова Крит. Параллельно Ju-87 использовались в песках Северной Африки, поддерживая немецкие и итальянские части в Ливии.

Ju-87 -

К июню 1941 года у границ Советского Союза находилось более 300 самолетов Ю-87. После начала наступления «Штуки» активно поддерживали сухопутные войска, продвигаясь вглубь территории Советского Союза. Осенью авиация применялась против кораблей Балтийского и Черноморского флотов и потопила несколько крупных кораблей. В Балтийском море был фактически уничтожен броненосец «Марат», в порту Севастополя после рейда на грунте лежал крейсер «Червона Украина».

Но по мере приближения немецких войск к Москве сопротивление советских частей усиливалось. К концу 1941 года более 280 Ю-87 были безвозвратно потеряны, а более сотни были сильно повреждены, но восстановлены до летного состояния.

В 1942 году Ju-87 успешно применялись на Восточном фронте, но к концу года резко возросли потери от зенитного огня, который стал более плотным и метким.

После Сталинграда тактика применения авиации стала меняться — появились первые опытные машины с 37-мм противотанковой пушкой. К концу года эскадрильи, вооруженные Ju-87, были известны как ударные эскадрильи. Днем также использовался современный моноплан FW-190, а ночью все чаще летали «Штуки». Элементом дизайна этих машин стали пламегасители на выхлопных трубах.

К началу 1945 года в Люфтваффе было менее 200 исправных самолетов Ju-87 всех модификаций. Отмечены отдельные случаи применения машин у озера Балатон и в Восточной Пруссии. Но общая нехватка топлива и преобладание советских и союзных истребителей приковали последние «Штуки» к земле, где они и встретились 9 мая 1945 года.

Модификации

Первым серийным вариантом стали десять машин Ju-87A-0, построенных с некоторыми отклонениями от стандарта. На самолете использовался 12-цилиндровый двигатель JuMo-210Ca, развивавший на взлете 600 л.с.

soldater på flyet

Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG17, расположенного в правой консоли крыла, и подвижного MG15, установленного в задней части кабины. В конструкцию самолета были введены два маслорадиатора, которые стояли на боковых поверхностях капота. Машины были построены в конце 1936 — начале 1937 года.

Сразу после них в производство поступил модернизированный Ju-87A-1, получивший срезанный по нижней кромке руль направления и сдвинутый в сторону капот с каналом подачи воздуха для нагнетателя. Это был вариант Ju-87A-2, отличавшийся 680-сильным двигателем JuMo-210Da с двухступенчатым механическим нагнетателем. Всего было собрано 262 самолета, не участвовавших в боях.

junkers ulykke

В 1938 году началось строительство Ju-87В-0, который был оснащен 1000-сильным двигателем JuMo-211 и вторым крыльевым пулеметом. Отличительной внешней особенностью машин были измененные обтекатели колес, которые впоследствии дали самолету прозвище «латаный». Самолеты серии Ju-87В-1 стали первыми, пригодными для боевой службы и боевого применения. Другим нововведением стали сирены, которые срабатывали во время пикирования с ветряной мельницы, раскручиваемой набегающим потоком.

Сирены установлены на обтекателях, там же находится и колесо ветряка. Позднее был построен Ju-87B-2, оснащенный 1200-сильным двигателем и реактивными выхлопными трубами. Вариантом являются Ju-87 Р-1 и Р-2, оснащенные дополнительными баками в консолях крыла и двумя точками подвески баков на 300 литров бензина.

Выпускались различные комплектации, отличавшиеся толщиной броневых листов, радиооборудованием, установкой тропических фильтров воздуха и т д. Экспортные машины, выполненные на базе версий А и В, обозначались как Ju-87K. Некоторое количество таких самолетов было поставлено в Венгрию.

Небольшой серией выпускался авианосный вариант Ju-87С, имевший кронштейн для установки рычага катапульты, посадочный крюк и складные консоли крыла. Шасси оснащалось пиропатронами, обеспечивавшими безопасное приземление на воду.

junkere under reparasjon

Модификация Ju-87D уже строилась с учетом боевого применения машин предыдущих версий. На самолете использовали двигатель JuMo-211F мощностью 1380 л.с и усилили бронирование кабины и радиаторов. Этот самолет мог быть последней версией, так как опыт с пикирующими бомбардировщиками над Великобританией показал уязвимость самолета.

Но начало войны с СССР вдохнуло в машину новую жизнь. Самолеты Ju-87D-3 поздних серий оснащались улучшенным бронированием, так как машину начали использовать в качестве штурмовика. Вариант Ju-87D-5, появившийся в 1943 г., имел увеличенный размах крыла и установку 20-мм крыльевых пушек MG-151.
Вариант самолета Ju-87E был построен на базе модификации D, приспособленной для перевозки торпеды. Машина предназначалась для авианосцев и имела складывающиеся крылья и пиропатроны на шасси. Из-за отсутствия транспортного корабля проект был закрыт.

ju 87 ting i aksjon

Модификация самолета Ju-87F должна была оснащаться принципиально новым фюзеляжем, содержащим бронекоробку для защиты двигателя и экипажа. Для защиты от атаки с хвоста использовалась дистанционно управляемая башня с 20-мм пушкой и 13-мм пулеметом. В связи с существенными изменениями проект был переименован в Ju-187, но дальше постройки четырех прототипов дело не пошло.

Последней серийной модификацией «Штуки» стал Ju-87G, предназначенный для борьбы с танками. Тормозных решеток на машинах не было, поэтому самолеты были чистыми штурмовиками. Последние самолеты Ju-87G были собраны поздней осенью 1944 года.

Ju 87 i spill

Стоит упомянуть еще одну версию самолета, предназначенную для обучения пилотов – Ju-87H. Машины строились на базе модификации D. Отличием была кабина наводчика, переоборудованная в место инструктора, оборудованная органами управления.

Штурмовать или пикировать?

Поэтому летчик-пикировщик должен быть высококвалифицированным специалистом своего дела. Возможно, именно поэтому советским «несчастливым тактикам» не нравился этот тип самолетов. Они были отнюдь не идиотами, а скорее реалистами. Подготовка авиационного персонала в СССР велась, ориентируясь на количество, а не на качество. А у плохо подготовленного пикировщика слишком много шансов погрузиться под землю — да еще и в мирное время, при самой обыкновенной тренировке.

В СССР считали, что будущее за штурмовиком — самолетом, который атакует с осторожного пикирования и поражает наземные цели в основном своими пушками и пулеметами. Ил-2, продукт такого тактического мышления, был лучшим самолетом в своем классе (о нем мы писали в № 3 за 2004 г.). А вот бомбу точно сбросить из него, например, было проблематично. В момент, когда он сбросил бомбы, летчик не видел цели — ее прикрывал длинный капот самолета. Прицеливаться он мог лишь приблизительно, согласно рискам, отмеченным на капоте.

А ракеты, пушки и пулеметы были эффективны только против техники и пехоты — но не против танков. До применения специальных противотанковых бомб, поражающих большую площадь, боевая эффективность штурмовиков оставляла желать лучшего.

В Германии пилотов готовили очень тщательно. В программу обучения входило даже погружение под углом 90 градусов, то есть до упора на землю! Научившись выполнять такой прием, летчик легко поражал цель в боевых условиях, когда угол атаки составлял иногда 70-80 градусов. С другой стороны, создатели «Вещи» сделали все, чтобы облегчить работу пилота. Самолет был оборудован полуавтоматическими устройствами входа и выхода из пикирования — они выполняли за летчика все второстепенные функции, давая ему возможность сосредоточиться на управлении самолетом.

Да, по сравнению с Ил-2, «Штука» была практически небронированной — но она ей и не нужна! По пролетавшему над головой штурмовику с земли стреляло все, что попало в ствол — от зенитки до парабеллума. Другое дело – устрашающий пикирующий бомбардировщик, который падает с большой высоты, стремительно увеличивается в размерах, кажется, направляется прямо на вас… У «Штук» есть крыльчатки на шасси, которые вращают воздушные сирены, а пикирующий самолет издает холодный вой.

Тут от него отделяют бомбы и со страшным свистом (специальные свистки закреплены для усиления психологического воздействия на них!) стреляют в землю… В такой ситуации солдат хладнокровно выстрелит в «вещь» из его винтовка или спешить туда, где глаза его взгляды ищет убежища? Ответ очевиден. Кроме того, передняя проекция пикирующего бомбардировщика слишком мала, чтобы его можно было поразить с земли в момент атаки.

Описание конструкции

Junkers Ju-87 Stuka — металлический моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж имеет овальное сечение, разделенное на две половины. Внутри установлен несущий каркас, состоящий из вертикальных полурам и горизонтальных связей. Половины фюзеляжа соединяются болтовыми соединениями, армированными косынкой.

Один из шпангоутов передней секции имеет усиленную конструкцию и служит для защиты экипажа при нахождении самолета в носовой части. Экипаж состоит из летчика и бортового стрелка-радиста, которые сидят спиной к спине. Между кабинами Ju-87 имеется бронированная перегородка, оборудованная переговорным отверстием. Оба места снабжены кислородными масками, запас кислорода хранится в нескольких баллонах.

Ju-87 -

Средняя часть самолета Ju-87 оснащена двумя балками, обшивка крыла выполнена из алюминиевого листа. Механизация включает гидравлические закрылки, расположенные вдоль задней кромки крыла. Дополнительно установлены элероны, снабженные триммерами и весовыми компенсаторами. На нижней поверхности крыла установлены гидравлически управляемые тормозные щитки.

Металлическое оперение Ju-87 снабжено распорками, усиливающими конструкцию. На рулях высоты установлены два триммера, один из которых управляется автоматическим водолазным выходом. Руль направления имеет единственный триммер, которым управляет пилот.

На Ju-87 используется неубирающееся хвостовое шасси.

Все колеса пневматические, тормоза установлены на основных стойках. При движении самолета по земле для изменения траектории движения используется руль направления, свободная ориентация хвостового колеса обеспечивает маневренность машины. Во время взлета и посадки срабатывает специальный фиксатор, удерживающий хвостовое колесо в одном положении. Основные стойки шасси Ju-87 оснащены масляными амортизаторами двойного действия.

Ju-87 оснащался различными вариантами 12-цилиндровых V-образных двигателей Junkers Motorenwerke. Двигатель устанавливается блоками цилиндров вниз. Используется трехлопастной воздушный винт с изменяемым шагом. Радиатор системы охлаждения установлен под двигателем самолета, там же расположен теплообменник воздух-воздух системы нагнетания (если он есть).

Ju-87 -

Масляные радиаторы расположены по бокам капота или под плоскостью крыла (в зависимости от модификации). На двигатель был установлен генератор, который обеспечивал питание систем самолета. Кроме того, Ju-87 имел на борту небольшую батарею. Баки, расположенные в центроплане и консолях, служат для снабжения двигателя топливом.

Каждый контейнер имеет индивидуальную заправочную горловину. Баки покрыты защитным слоем. Для подачи бензина использовались электрические насосы. Кроме того, имелся небольшой бак, заполненный летучей жидкостью на основе сернистого эфира, которая использовалась для запуска двигателя при низких температурах.

Ju-87 -

Стрелковое вооружение пикирующего бомбардировщика Ju-87 состоит из двух пулеметов MG17, установленных в консоли крыла снаружи диска винта. В крыле установлены боеукладки, рассчитанные на 1000 патронов к каждому пулемету. Есть сведения, что боекомплект составлял 500 патронов. Для защиты задней полусферы используется спаренная установка MG81Z, имеющая боекомплект 1000 выстрелов на ствол.

Установка имеет ограниченные углы съемки. Под каждым крылом самолета можно установить контейнер, содержащий три пулемета MG81Z и общий боекомплект 4500 патронов. Все стволы имеют винтовочный калибр 7,92 мм.

Позднее на Ju-87G использовались контейнеры с 37-мм пушкой ВК3.7, созданной на базе зенитной установки.

Боекомплект состоял из 12 снарядов. На некоторых самолетах сняли один из крыльевых пулеметов и на его место установили 20-мм прицельный пулемет MG-151. Были модификации с парой крыльевых пушек MG-151.

Бомбовая нагрузка Ju-87 устанавливалась на сменной подфюзеляжной трапеции и под крыльями. Центральная точка позволяла установить бомбу массой до 1800 кг, но существовал риск разрушения шасси, не рассчитанного на такую ​​массу машины. Трапеция использовалась для вывода сброшенной бомбы из зоны вращения винта. Точки под крыльями Ju-87 состояли из трех направляющих. Внешние имели расчетную грузоподъемность 70 кг, внутренняя часть — 300 кг. Бомбы были сброшены с помощью электрического управления.

Ju-87 -

Подкрыльевые точки на самолете можно использовать для установки дополнительных баков.

Радиооборудование на борту Ju-87 состояло из коротковолнового радиоприемника и радиополукомпаса. Антенна последнего располагалась под прозрачным колпаком на фюзеляже за кабиной стрелка. Для ночных полетов была установлена ​​дополнительная радиостанция. В самолете было переговорное устройство.

На самолете можно было разместить дополнительное оборудование. Например, автомобили, которые летали над океаном, были оборудованы спасательным плотом. Для эксплуатации Ju-87 в условиях пустыни на двигателе и кожухах для пулеметов применялись специальные фильтры, защищавшие механизмы от попадания песчинок. В кабине имелся доступ к воде, еде и карабину.

Ju-87 -

Сравнение технических характеристик немецких машин и наиболее распространенных штурмовиков Ил-2 показывает, что сильной стороной самолета Ю-87 были большая нагрузка и повышенная дальность полета.

Но в условиях фронтового боя дальность полета не имела большого значения. Более рациональным на Ил-2 было вооружение, которое состояло из 20-мм (или 37-мм) пушек и крупнокалиберного пулемета.

Длина и т д 11100 11800 11600
Размах крыльев и т.д. 13800 18060 14600
Высота и т.д. 3900 4170
Предельная масса, кг 5720 7500 6160
Дальность, км 1165 1750 685
Крыша, м 9000 7500 6000
Скорость полета, км/ч 408 400 411
Бомбовая нагрузка, кг 1800 2000 г 600

Преимуществом советской машины была бронекапсула, выполненная клепкой из листов сложной геометрической формы. До конца войны немецкая промышленность не освоила технологию производства таких листов. На планируемом к серийному строительству самолете Ю-187 капсула собиралась из прямолинейных элементов, которые сверху обшивались обшивкой.

Ю-87 “Штука” против танков

Однако борьба с точечными целями, такими как мосты, дзоты, танки и корабли, давалась летчикам Ю-87 нелегко. Это требовало много практики. Из них самым опытным считался Фридрих ЛАНГ. Во время Второй мировой войны он совершил более 1000 боевых вылетов и писал:

Kikkertsikte for dykkebomber
Бинокулярный прицел для пикирующих бомб

«Танки были самой малочисленной и трудной для поражения мишенью для соединений пикирующих и штурмовиков. В большинстве случаев они уничтожались только прямым попаданием. Так называемое «ближнее попадание» почти всегда оказывалось неэффективным. В лучшем случае удавалось добиться только временный выход танка из строя из-за повреждения гусениц».

Тем не менее эффективность Ю-87 «Штука» в борьбе с танками была признана высокой, что подтверждается документами. Так в отчете командира 3-го гвардейского советского танкового корпуса о боях под Харьковом весной 1943 года сообщается:

«19 марта 1943 года авиация противника атаковала боевые порядки 18-й гвардейской танковой бригады. Они вывели из строя 26 танков, 19 из которых были Т-34. Во время боя 3-й гвардейской танковой бригады противник целый день бомбил и обстреливал наши танковые части. «Штуки» атаковали наши танки, пикируя до десяти раз“.

Ta av
Выезд из Стукки после бомбежки моста

Ju.87 D-1

Бомбардировщик Ту-4


Junkers Ju.87 D-1 S2+LH l/StG77 с подвесной бомбой SC 1000, лето 1942 г

Первые упоминания о планах серийного производства Ju.87 D-1 относятся к 1940 г., когда был размещен первоначальный заказ на поставку 495 самолетов в период с мая 1941 г по март 1942 г. В начале февраля 1942 г. RLM увеличила заказ до 832 бомбардировщиков Ju.87 D-1. Все эти самолеты должны были быть построены на заводе Weser. Но проблемы с двигателями Jumo 211J стали причиной задержки выполнения производственных планов.

Первые Ju.87D были переданы группе I/StG2 в январе 1942 г., действовавшей на Восточном фронте.

Как пикировал

На ранних самолетах Ю-87 перед входом в машину в пикировании летчик вручную прикрывал жалюзи радиатора двигателя, следя за поддержанием температуры. При этом давление наддува было снижено, винт переведен в режим увеличенного шага, выпущены тормозные щитки. Параллельно летчик проверял положение цели для входа в пикирование в нужном месте.

Поздняя машина была оборудована специальным окном в полу кабины, что позволяло обнаруживать цель. В Средиземном море использовалась техника погружения под малым углом без использования тормозов. Подобная тактика пикирования Ju-87 снижала риск поражения зенитным огнем с кораблей.

После входа в машину сверху пилот прослеживал угол по специальным линиям, нанесенным на стекло кабины. Каждая линия соответствовала своему углу пикирования, по мере продвижения самолета к цели она становилась параллельной земле.

Ju-87 -

В случае зенитного сопротивления машина выполняла маневры и продолжала пикировать. В модификациях самолета, оснащенных автоматическим выводом из пикирования, имелся индикатор управления, срабатывавший при снижении до заданной высоты (по умолчанию устанавливалось 400-500 м). Бомбы приводились в действие нажатием кнопки, установленной на рукоятке управления.

После сброса бомбы требовалось начать извлечение машины сверху, либо это делала машина. После начала набора высоты пилот убрал воздушные тормоза. Расположение решеток определялось специальными выдвижными стойками, расположенными на верхней плоскости крыла. При наборе высоты двигатель работал на максимальной мощности, поэтому летчик открывал люки радиатора для полной подачи воздуха.

Вместе с набором оборотов был скорректирован шаг винта (в сторону уменьшения).

Все манипуляции нужно было производить очень быстро, поэтому управлять ранними пикирующими бомбардировщиками Ju-87 мог только опытный пилот. На машинах с автоматическим выходом управление стало проще, но по-прежнему требовало от пилотов сноровки и хладнокровия.

Пикирующие бомбардировщики Ю-87 не вписали новых страниц в историю самолетостроения. Это был обычный моноплан, достигавший оглушительного успеха лишь в моменты тотального превосходства немецкой авиации. Преимуществом конструкции «Штуки» была феноменальная прочность, обеспечивавшая продолжение полета даже после попадания снарядов калибра 20 или 37 мм. Опытные летчики на глаз определяли дистанцию ​​до вражеского истребителя, а затем энергичным маневром уходили из боя.

Ju-87 -

Подобные факты встречаются в воспоминаниях советских асов. Справедливости ради нужно отметить, что советские Ил-2 использовали аналогичную тактику. Еще одним способом защиты Ju-87 был оборонительный круг, когда хвост каждого самолета защищали несколько стрелков. Поэтому до последнего момента войны «Штука» оставалась трудным противником в воздушном бою.

Легенда Ганс-Ульрих Рудель

В марте 1943 года ВВС Германии впервые получили Юнкерс Ю-87Г. Этот штурмовик с пушечным вооружением быстро добился успеха. В отчете командира советского 2-го гвардейского танкового корпуса весной 1943 года говорится:

«Штурмовики противника (видимо, истребители танков) применили 37-мм противотанковую автоматическую пушку, которая прямым попаданием вывела из боя несколько Т-34».


Юнкерс Ю-87Г

Пушку Ю-87 «Вещь» прославил самый результативный пилот ВВС Германии Ганс-Ульрих РУДЕЛЬ (Hans-Ulrich RUDEL). Его воинственное и непреклонное отношение к жизни и национал-социалистические убеждения сделали его любимцем нацистской пропаганды. Она снова и снова представляла его как идеал солдатской мотивации и взглядов на жизнь. Говорят, что после войны Гитлер даже обдумывал идею ввести Руделя в свой ближайший круг и однажды сделать его своим преемником.

Hans-Ulrich RUDEL feirer sitt 2000-årsdag juni 1944
Ханс-Ульрих РЮДЕЛЬ отмечает свое 2000-летие в июне 1944 года

Для своих полетов Г. Рудель предпочитал «пушечную штуку» Ю-87Г, позволявшую поражать необычно большое количество боевой техники. Пропаганда сделала его имя настолько легендарным, что, наконец, на фронте почти после каждой удачной штурмовой вылазки результат приписывался лично Руделю. Хайнц Лоренц, радист дивизии СС «Тотенкопф», писал о боях летом 1944 года в районе Седльце (Седльце, Польша):

«На рассвете мы увидели в небе два одиночных немецких самолета. Они шли прямо к нам и сделали несколько кругов над нами. И тут к нашему селу подлетела машина. Выстрел из пушки, и в следующий момент взорвался один из русских Т-34. Ю-87 снова взлетел, и мы поняли: подполковник Рудель, истребитель танков, вывел нас отсюда! Один за другим он расстрелял с десяток русских танков, после чего остальные с пехотой бежали… Наконец оба приблизились: летчики снова снизились и прошли над нами, тряся крыльями, — их сопровождали приветственные взмахи с земли, которые они спасли жизни.»

Kanon
Пушка «Вещь» с двумя 37-мм пушками

Читайте также: Грузовой автомобиль Газ 66: технические характеристики, особенности эксплуатации

Самая крупная цель


Фото: wikipedia.org

Именно из-за Ju 87 самой большой целью для немецких летчиков на Восточном фронте оказался линкор «Марат», бывший «Петропавловск».

С сентября 1941 года немецкие бомбардировщики, как пикирующие, так и горизонтальные, активно бомбили Кронштадт и Балтийский флот. Сначала на самые крупные корабли Балтики, в том числе на «Марат», упали относительно небольшие бомбы массой 250–500 кг. Затем из Германии оперативно доставили бронебойные бомбы весом в одну тонну каждая. За штурвалом одного из самолетов пал человек, впоследствии ставший асом-бомбардировщиком номер один страны, Ганс Ульрих Рудель.

Маленький Ju 87 с такими огромными бомбами еще никогда не летал. Но зенитное и истребительное прикрытие Кронштадта было не самым лучшим, и бомбардировщики могли действовать в комфортных условиях.

23 сентября 1941 г в результате бомбардировки попали корабли Балтийского флота, в том числе «Марат». Линкор пытался вести ответный огонь даже из главного калибра (305 миллиметров!), но «Штуки» это не остановило. В корабль попала однотонная бомба снайперского веса, а ее 160 килограммов взрывчатки сдетонировали в артиллерийском погребе. Линкор сломался, затонул и остановился на земле.

Единственное, что спасло Марата, так это то, что он стоял не глубоко на стоянке: со временем часть артиллерии линкора была введена в строй. Но плавать ему было уже не суждено, одиночная бомба «Штуки» положила конец этому навсегда. В 1953 году бывший линкор был разрезан на металл.

Следует признать, что у Ju 87 самая крупная цель только на Восточном фронте. В Средиземном море самым большим кораблем, потопленным авиацией, является итальянский линкор «Рома», почти в полтора раза превосходящий по размерам «Марат». Он собирался сдаться антигитлеровской коалиции, когда стал жертвой управляемой планирующей бомбы Friz X, сброшенной с бомбардировщика Dornier Do 217.

Ю-87 «Штука» против танков

А вот борьба с точечными целями типа мостов,

дотов, танков и кораблей, летчикам Ю-87 было нелегко. Для этого

потребовалось много практики. Из них самым опытным считался Фридрих ЛАНГ

(Фридрих ЛАНГ). В течение

Во время Второй мировой войны он совершил более 1000 боевых вылетов и писал:


Бинокулярный прицел для пикирующих бомб

Однако эффективность Ю-87 «Штука» в бою

с танками считалось высоким, что подтверждается документами. Да, в отчете

командир 3-го гвардейского советского танкового корпуса в боях во время

Харьков весной 1943 г сообщал:


Вылет Штуки после бомбежки моста

В битве под Курском

Первое крупное применение немецкой противотанковой авиации произошло в Курской битве. К началу июля 1943 года противотанковые эскадрильи на Восточном фронте имели возможность использовать более 5100 машин Henschel Hs 129 (Henschel Hs 129B), Junkers Yu-87G и Messerschmitt Bf 110G (Messerschmitt Bf 110G). Однако основной бой танков-бомбардировщиков все же лег на плечи «Штуков», которые атаковали бомбами.

Штурмовик СС Вильгельм РОЭС пережил налет на Курск в качестве радиста для связи с авиацией на командирском танке Лейбштандарта «Адольф Гитлер”:

«…На следующий день мы снова были готовы к бою, командир вернулся к нашему танку. «Мне нужна радиосвязь со «Штуками», — сказал он. «Это что-то особенное». По рации я передал командованию авиации его приказ: «Закапывать Т-34. Из земли торчат только башни и пушки. Для нашего ума они недоступны. Это уже потеря. Удар со спины».
… Около часа над нами летали пикирующие бомбардировщики. Издалека мы видели, как летчики ныряли в русские танки, сбрасывали груз и в последний момент вставали. Танк за танком стреляли, клубы черного дыма. Мы медленно проезжали мимо горящих обломков…“.

13 июля 1943 г командование 9-й армии севернее Курска также подтвердило то, что В. Роэс испытал на юге:

«Использование «Штук» особенно эффективно сзади против окопавшихся или сдерживающих движущиеся танки».

Sovjetiske stridsvogner truffet av dykk
Советские танки подбиты с пикирования

Описание и характеристики самолета Ju-87 G-1 «Штукас»

Тип: двухместный противотанковый самолет Двигатель: Junkers Jumo 211J-1, 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1059 кВт (1420 л.с.) при 2600 об/мин (пуск/аварийный режим) и 887 кВт (1190 л.с.)) .s.) при 2400 об/мин (максимальная непрерывная работа).

Скорость: максимальная скорость 410 км/десять на высоте 3840 м; максимальная крейсерская скорость с бомбовой нагрузкой или подвесными орудиями — 310 км/десять на высоте 4000 м; нормальная крейсерская скорость 190 км/ч.

Дальность и высота полета: практический потолок 7290 м; практический потолок с максимальной бомбовой нагрузкой -4730 м; максимальная дальность полета 1535 км; нормальная дальность 448 км.

  • Вес: в полной комплектации 3900 кг; максимальный стартовый вес 6600 кг.
  • Размеры: размах крыла 15 м; длина 11,5 м; высота 3,88 м; площадь крыла 33,69 м.
  • Вооружение: две 37-мм пушки ВК-37 в подкрыльевых мотогондолах; подвижный 7,92-мм пулемет MG-81 в задней кабине; до 1800 кг бомбовой нагрузки или дополнительных мотогондол для установки 6 орудий, причем пушки ВК-37 в этом случае не подвешивались.

Окраска самолета Юнкерс Ю-87

Самолет был окрашен в летнюю окраску 10-й эскадрильи 3-й штурмовой эскадрильи (10(Pz)/SG 3) в Якобштадте в Латвии в 1944 г. Зимой самолет покрывался липкой белой водорастворимой краской.

Хвостовое оперение

Бомбардировщик имел две внешние хвостовые стойки. Ранние версии самолета имели по две стойки на каждом стабилизаторе; у усовершенствованного JU-87D и его модификаций осталась только одна стойка. Лифты были небольшими, но достаточно эффективными, чтобы самолет мог выйти из вертикального пикирования.

Крылья

Характеристики полета бомбардировщика — перевернутой «чайки» оказались очень удачными и позволили сделать длину неубирающихся стоек шасси относительно небольшой. Топливо заливалось в два больших бака, расположенных внутри крыльевых отсеков. Ju-87G, вооруженный пулеметом, не имел воздушных тормозов для пикирования.

Кабина Юнкерс 87

Экипаж бомбардировщика обычно состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста. Последний сидел в самолете спиной к летчику и вел огонь из единого оборонительного пулемета MG-15.

Шасси самолета

Неподвижные основные стойки шасси и колеса прикрывались обтекателями и надгусеничными полками. Зимой их часто снимали, иначе грязь быстро забивала и блокировала колеса.

Вооружение

Массивная 37-мм пушка ВК-37 была доработана из зенитной установки Рак18. Каждый орудийный контейнер весил 263 кг и вмещал 6-дисковый магазин с подкалиберными боеприпасами.

Бомбы

Обычная полезная нагрузка для «Штуки» — одна 1000-килограммовая бомба под фюзеляжем или одна 500-килограммовая бомба под фюзеляжем и четыре 50-килограммовые бомбы под крыльями.

Характеристики Юнкерс Ju.87

Dykkebomber Junkers Ju.87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна: Германия Тип: пикирующий бомбардировщик Год выпуска: 1935 Экипаж: 2 человека Двигатель: 1х Jumo.211J-1, 1400 л.с. Максимальная скорость: 410 км/ч Практический потолок: 7320 м Дальность полета: 1000 км Масса пустого: 3,9 т Максимальная взлетная масса: 6,6 т (5058 т — нормальный взлет) Размах крыла: 13,8 м Длина: 11,5 м Высота: 4 м Площадь крыла: 32 кв.м. Вооружение: 2х MG-17, 1х MG-81Z, бомбовая нагрузка до 1800 кг Технические характеристики приведены для Ju-87D

  • Ju.87D — модернизированный пикирующий бомбардировщик с новой передней частью фюзеляжа, усиленным шасси, двигателем Jumo.211J-1 мощностью 1400 л.с., задней артустановкой GSL-81Z с двуствольным пулеметом MG-81Z. Бомбовая нагрузка возросла до 1800 кг. Существовал в большом количестве модификаций:
    • Ju-87D-1 — серийный. Выпускается фирмой Weser с весны 1941 года. С 1942 года использовался в войне против СССР.
    • Ju-87D-1/To — торпедоносец (опытный).
    • Ju-87D-1/Trop — Тропический. Выбрано с помощью дополнительных фильтров. С 1942 года использовался в Северной Африке.
    • Ju-87D-2 — парусник. Он отличался усиленной хвостовой частью, костылем и буксировочным крюком. Используется в Северной Африке.
    • Бомбардировщик-штурмовик Ю-87Д-3. Отличался усиленным бронированием и отсутствием сирен, винтовочной установкой GSL-R81Z с увеличенными углами обстрела. Выпускался с конца 1942 года. На заводах в Темпельсхофе и Лемвердере было выпущено 1559 самолетов. Доставлен в Румынию.
    • Ju-87D-4 — бомбардировщик-торпедоносец. Примечателен отсутствием тормозных колодок и сирен. Несколько D-1 и D-3 переоборудованы. Позже переоборудован обратно в Д-3.
    • Ju-87D-5 — с увеличенным до 14,98 м размахом крыла, отличался несъемным шасси и отсутствием тормозных тяг (они еще устанавливались на самолетах ранних серий). Крыльевые пулеметы MG-17 заменены на 20-мм пушки Mauser MG-151/20. В 1943-1944 годах было выпущено 1178 самолетов. Поставлен в ВВС Венгрии.
    • Ju-87D-6 представляет собой упрощенную версию D-5. Серийно не производится.
    • Ju-87D-7 — ночной штурмовик. Отличался двигателем Jumo.211P с пламегасителем, усиленным бронированием, радиооборудованием. С начала 1944 г выпускавшиеся ранее Д-3 переделывались фирмой Menibum.
    • Ju-87D-8 — ночной штурмовик на базе Д-5. Отличался коническими насадками на стволы орудий.

Ju-87 med 37 mm kanoner under vingene. Anti-tank angrepsfly

Ю-87 с 37-мм пушками под крыльями. Противотанковый штурмовик

  • Ju-87E — палубный бомбардировщик-торпедоносец на базе Ju.87D со складывающимся крылом и скользящим шасси.
  • Ju-87F (Ju.187) — бронированный штурмовик с двигателем Jumo.213F-1 мощностью 1850 л.с., новым крылом, убирающимся шасси и усиленным вооружением. Бомбовая нагрузка увеличилась до 2000 кг. Осенью 1943 г было выпущено 4 самолета.
  • Ju-87G — противотанковый штурмовик, с 2х 37-мм пушками БК-3,7 (Flak.18) под крылом. Всего было выпущено 174 таких машины, еще 104 были переоборудованы в войска.
  • Ju-87H — учебная версия «Штуки», с кабиной с двойным управлением и без вооружения. Разработан в 1943 году.
  • Ju-87R — дальний бомбардировщик-планер-буксир с дополнительными топливными баками. Выпускается с конца 1939 года. Было выпущено около 150 самолетов, в том числе тропических модификаций с дополнительными фильтрами, антикоррозийными покрытиями и электропроводкой с повышенной влагостойкостью.

Эксплуатация пикирующего бомбардировщика Ju-87 «Штука»

Ju-87 начал свою боевую карьеру в ноябре 1936 года во время гражданской войны в Испании, а затем использовался Германией и ее сателлитами до 1945 года. Во время войны он трансформировался из пикирующего бомбардировщика в многоцелевой самолет, выполнявший множество различных функций. — от штурмовиков до планерных транспортов.

При всех достоинствах этого пикирующего бомбардировщика нельзя не признать, что он уже в 1941 году устарел, и никакая модернизация не могла его спасти. Медленный и плохо защищённый Ju-87 может быть по-настоящему эффективным только при хорошо защищённых «тылах», то есть при превосходстве самолёта в воздухе.

Dykkebomber Junkers Ju.87

Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju.87 «Thing»

В случае столкновения с современными истребителями противника «Штуки» несли большие потери, и были практически идеальной мишенью — это доказали как воздушные бои Битвы за Британию, так и бои на Восточном фронте, начиная с середины 1942 года. С 1944 года Ju-87 стали заменять в штурмовых частях самолетов FW-190 и переводить на ночные бомбардировщики.

Его экспортировали в Болгарию, Венгрию, Италию, Румынию и Японию (2 самолета), а пикирующие бомбардировщики Ju-87 из состава армий Румынии и Болгарии бомбили саму Германию на последней фазе войны.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector