Пе-2: пикирующий самолет бомбардировщик, вооружение, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Военная техника

История создания

У истоков проекта пикирующего бомбардировщика Пе-2 стоит высотный истребитель ВИ-100, созданный в ЦКБ-29 в 1938 году. Первые полеты опытного образца начались в конце декабря 1939 года делегация военных специалистов вернулась в СССР после посещения немецких авиационных заводов.

Pe-2 og jentepilot

На основании отчетов был сделан вывод о бесперспективности проектов высотных истребителей. Но параллельно отмечалась необходимость быстрой разработки пикирующего бомбардировщика. А летом 1940 г. В.М. Петлякову было поручено доработать проект самолета ВИ-100 с учетом новых требований. Дизайнер был поддержан в виде дизайнеров, переведенных из других агентств.

Реализация проекта велась ускоренными темпами.

Новая машина под обозначением ПБ-100 отличалась реконфигурацией мест экипажа, снятием турбокомпрессоров с двигателей и корректировками стрелково-бомбового вооружения. Чтобы ускорить процесс внедрения, мы решили обойтись результатами испытаний ВИ-100. Поэтому опытные образцы и опытные машины Пе-2 не строились, а сразу запускались в серию самолеты первых серий. Это произошло в третьей декаде июня 1940 года.

Примечательно, что строительство серии велось параллельно с доработкой конструкторской документации, которая была завершена только в начале июля 1940 г. Серийные самолеты попали в строевые части весной 1941 г., а к началу В годы Второй мировой войны ВВС насчитывали 458 самолетов. Бомбардировщик Пе-2 выпускался до декабря 1945 года.

Конструкция

Конструктивно Пе-2 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным хвостовым оперением. Фюзеляж машины собирался из трех секций — носовой, центральной и хвостовой. В носовой части располагалась кабина пилота и штурмана.

Для улучшения обзора секция имела наклон носовой части вниз.

Хвостовая часть имела наибольшую длину, начинаясь в районе крыла. В отделении размещалась собственная кабина стрелка-радиста. Изгородь была закончена съемной блесной. Снаружи установлена ​​гладкая дюралюминиевая оболочка. Для соединения секций использовались усиленные торцевые рамы и болты.

Крыло самолета Пе-2 состояло из трех элементов. Средняя часть крыла представляла собой единую конструкцию с центральной частью фюзеляжа. К концам центроплана крепились съемные консоли. Силовой набор центроплана состоял из балок, проходивших через фюзеляж. Нижняя часть фюзеляжа представляла собой бомбоотсек, а в верхней части располагался один из топливных баков.Цельнометаллические консоли начинались сразу за мотогондолами.

Pe-2 design

Конструкция силового набора с консолями состояла из двух балок и набора стрингеров. Для усиления в носовой части имелась балка. Вверху на заклепках установлена ​​оболочка рабочего типа.

На большинстве самолетов Пе-2 использовались два карбюраторных 12-цилиндровых двигателя комбинированного охлаждения конструкции В.Я. Климов. Жидкость используется для отвода тепла от блоков и крышек цилиндров. Кроме того, в картере двигателя выполнены воздуховоды, идущие к постелям подшипников коленчатого вала. Воздушное охлаждение помогает и отводит небольшую часть тепла.

Ранние модели оснащены редукторной версией двигателя М-105РА.

Позже на Пе-2 стали применять двигатели М-105ПФ, усиленные наддувом и измененные по характеристикам. Изменение типа двигателя связано с унификацией моделей и сокращением количества опций. Выпускные коллекторы оснащены струйными трубками, позволяющими использовать энергию выхлопных газов.

Двигатели оснащены трехлопастными воздушными винтами с автоматическим механизмом изменения шага. В зависимости от времени постройки (серии) применялись винты ВИШ-61Б, 61БП, 61Ф2, 105П или винт АВ5-ЛВ-139. Винты снабжены различными схемами регулировки шага, а также различаются по диаметру. На самолетах Пе-2 используется противообледенительная система, которая подает незамерзайку на лопасти винта.

В конце 1943 года началось производство малых партий самолетов Пе-2 с радиальными двигателями воздушного охлаждения М-82. Причиной перехода стал временный дефицит двигателей М-105, которые массово использовались для оснащения истребителей. Использование другой силовой установки создавало трудности с ремонтом и обслуживанием в частях. Эксперимент был быстро завершен, всего было собрано 135 таких самолетов.

PE-2 motor

Запас топлива на Пе-2 хранится в фюзеляжном баке, четыре бака в съемных консолях и четыре в центроплане. Резервуары соединены трубопроводами, оборудованными кранами. Ранние самолеты имели два дополнительных бака. Емкость бака на машинах более поздних серий указана в таблице.

Фюзеляж 1 518
Крыло 1 2 107 (или 92)
Крыло 2 2 143 (или 121,5)
Средняя секция 1 2 180
Центр часть 2 2 53

Баки Пе-2 выполнены из металла и легко демонтируются с машины. Крыльевые баки могут быть изготовлены из волокна. С металлическими баками емкость системы составляет 1484 л, при установке части оптоволокна – 1411 л. Снаружи баки закрыты резиновым протектором. Кроме того, была установлена ​​система нагнетания инертного газа — выхлопа, взятого из коллекторов авиационных двигателей. Схема наддува отличается в зависимости от серии.

Hytte PE-2

В качестве источников напряжения на самолете Пе-2 используются два генератора ГС-1000 с рабочим напряжением 27,5 В, установленные на двигателях. Дополнительным источником является батарея типа 12А-30, размещенная в контейнере, расположенном в кабине стрелка-радиста.

Часть систем управления Пе-2 работает от электросети — работа триммера, посадочных и тормозных щитков, жалюзи радиаторов на двигателях, включаются обороты вентиляторов. Всего на машине установлено 50 электродвигателей разной мощности.

Вооружение

Самолет Пе-2 имел основной бомбоотсек, расположенный в фюзеляже, а также два малых отсека в мотогондолах. Центральный отсек был оборудован четырьмя бомбодержателями, гондолы имели по одной точке подвески. Для бомбометания с горизонтального полета использовались внутренние подвески.

Для атак с пикирования использовались четыре точки внешней подвески на крыльях, рассчитанные на четыре бомбы типа ФАБ-250 или пару ФАБ-500.

Нормальной нагрузкой считалась равная 600 кг, а максимально допустимой была масса бомб 1000 кг. Прицеливание при сбросе производилось штурманом (с горизонтального полета днем ​​и ночью) или летчиком (с помощью специального прицела).

На первых этапах машины Пе-2 оснащались специальными кассетами, рассчитанными на ношение 76-мм оперенных снарядов, а также легких осколочных авиабомб. В ходе испытаний оружие было признано малоэффективным и даже опасным для самолетов и снято с вооружения. Еще одним оригинальным видом оружия был гранатомет, предназначенный для стрельбы зенитными снарядами. Подобное устройство использовалось на самолетах Пе-2, начиная с 275-й серии.

PE-2 bomber

Первые серии Пе-2 были оснащены четырьмя 7,62-мм пулеметами ШКАС, два из которых устанавливались на фюзеляже и могли вести огонь только в направлении самолета.

В кабине штурмана находилась подвижная турель ТСС-1, вторая турель МВ-2 находилась в распоряжении стрелка-радиста (для защиты нижней задней части самолета). Слабость винтовочных патронов против техники противника привела к замене нижнего пулемета на 12,7-мм БТ (турельный, конструкции Березина).

Второй 12,7-мм БК (аналогичной конструкции) был установлен вместо правильного стационарного ШКАС.

Эти изменения были запущены в производство уже на машинах 13-й серии. Начиная с машин 110-й серии вместо башни ТСС-1 была введена верхняя установка ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ.

Производство и боевое применение

Производством машин Пе-2 занимались несколько авиазаводов:

  • Казанские предприятия №22 и №124;
  • Московский завод № 39 (позднее эвакуированный в Иркутск);
  • Иркутский завод №125.

Всего заводами было построено чуть более 11 тысяч самолетов Пе-2 всех модификаций. Завод № 22 стал ключевым производителем, выпустив более 10 000 автомобилей. Но массовость самолета не позволила ему стать долгожителем в строю — в 1948 году почти все Пе-2 были списаны.

Pe-2

Бомбардировщики Пе-2 принято делить на производственные серии, отличающиеся друг от друга внешними деталями, оборудованием и габаритами. Всего было построено не менее 411 серий машин. Кроме того, существовали вариации по назначению или силовой установке.

Примером такой машины мог быть Пе-2 с двигателями М-82 или опытный бомбардировщик Пе-2И с двигателями ВК-107А. Несмотря на хорошие летные данные (скорость до 656 км/ч), в серию машина не пошла. Аналогичная участь постигла и вариант ДБ-108, оснащенный двигателями ВК-108. Проект был закрыт в связи с окончанием Великой Отечественной войны.

Армейские бомбардировщики активно использовались в боевых действиях против Германии и Японии.

В первый год войны части, оснащенные Пе-2, понесли большие потери из-за тактических ошибок, слабого истребительного прикрытия и аварий (из-за не освоения машины в частях). Самолеты использовались для сброса бомб с горизонтального полета, пикирование применялось редко.

Бомбометание с пикирования стало более широко применяться во время боев за Сталинград, но такие действия привели к увеличению потерь из-за уязвимости одиночной машины, идущей сверху.

Ситуация изменилась после перехода к тактике массированных рейдов. Особенно это проявилось во время Курской битвы. Чуть позже стала применяться тактика сброса бомб в пику из замкнутого круга. Такая тактика, обеспечивавшая защиту от истребителей противника, успешно использовалась до конца войны.

PE-2 bilde

Машины применялись для уничтожения железнодорожных узлов, дорог, мостов, аэродромов, складов боеприпасов, штурмовых колонн с техникой и позиций войск противника в авангарде обороны. Морские самолеты Пе-2 применялись в Черном и Северном морях, но выдающихся успехов они не добились. Активной деятельности во время войны с Японией отмечено не было, хотя на Дальнем Востоке имелось более 550 самолетов.

На машинах Пе-2 летали несколько десятков летчиков, награжденных Звездой Героя Советского Союза. Среди них был известный летчик-испытатель М. Л. Галлай. Осенью 1941 года один из летчиков, И.С. Черных, направил свой разбившийся самолет в колонну техники противника.

Самолеты использовались не только в СССР.

Затем в ходе летнего наступления 1941 г некоторое количество Пе-2 ранних серий было захвачено немецкими войсками. Трофеи они не использовали, а передали технику финнам после ремонта и подгонки части немецкой техники. До 1946 года финские летчики эксплуатировали не менее 7 Пе-2. Машины использовались в Карелии, в Ленинградской области и над Балтийским морем.

В последние годы войны и после войны самолеты Пе-2 поставлялись в ряд государств Восточной Европы. Польша первой получила машины, но польская авиация не успела поучаствовать в боях. Всего поляки получили не менее 120 машин, находившихся на вооружении до начала 50-х годов. Чехословакия переименовала полученные самолеты в В-32 и СВ-32 (боевой и учебно-тренировочный варианты соответственно), которые находились в строевых частях до зимы 1951 года.

Fly PE-2

Также известно о поставках Пе-2 в Болгарию и Югославию, эти машины также были выведены из эксплуатации не ранее первой половины 50-х годов.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами противника

Петляков Пе-2 имел уникальную конструкцию, поэтому прямых аналогов среди самолетов противника найти сложно. Основной немецкий пикирующий бомбардировщик Ю-87 имел только один двигатель, поэтому правильнее было бы сравнивать летно-технические данные Пе-2 со стандартными немецкими двухмоторными бомбардировщиками.

Длина и т д 12241 14450 17500
Размах крыльев и т.д. 17150 20080 22600
Высота и т.д. 3420 5070 4400
Стартовая масса, кг 7536 14000 10600
Тип двигателя и количество 2*М-105Р 2 * Юмо 211J 2*Юмо 211А
Бомбовая нагрузка, кг 1000 2900 2000 г
Стартовая мощность, л.с 2*1100 2*1410 2*1010
Скорость движения, км/ч 452 350
Скорость полета на высоте, км/ч 540 (5100 м) 470 (5300 м) 418 (4000 м)
Дальность полета, км 1200 1790 г 1500
Крыша, м 8800 8200 7000

Хорошо видно, что немецкие машины имели большие габариты и массу. С одной стороны, это увеличивало боевую нагрузку, а с другой — увеличивало массу и снижало летно-технические характеристики. Еще одним отличием немецкой техники было то, что экипаж увеличился на одного человека (на поздних машинах Не-111 — на двух). Также можно отметить усиленное оборонительное вооружение Ju-88A-4, недостатком которого были узкие углы обстрела.

Читайте также: Самолёт президента: ПУ это не Путин, а «пункт управления»

Модификации пикирующего бомбардировщика Пе-2

  • «100» (ВИ-100) — первый прототип с двигателями М-105 с турбокомпрессорами ТК-2 и винтами ВИШ-42, 2 гермокабинами. Изготовлен осенью 1939 г. Первый полет 22 декабря 1939 г.
  • Пе-2 — серийный пикирующий бомбардировщик. Первый полет 15 декабря 1940 г. Выпускался с декабря 1940 г по июнь 1945 г.
    • Пе-2 сер.22 — с двигателем М-105РА.
    • Пе-2 Сер.87 — с башней ФТ («Фронтовой спрос»). Он отличался усиленным бронированием, отсутствием тормозных тяг. Выпускался с июня 1942 года на заводе № 22.
    • Пе-2 сер.105 — с радиополукомпасом РПК-10.
    • Пе-2 сер.110 (Пе-2ФТ) — с верхней стрелковой установкой ВУБ-1 конструкции И.И. Торопова.
    • Пе-2 сер.179 — с двигателем М-105ПФ. Выпускался с начала 1943 года.
    • Пе-2 сер.265 — с радиостанцией РСБ-3бис.
    • Пе-2 сер 275 — с гранатометом ДАГ-10 в хвостовой части.

Høyhøydejagerfly VI-100

Высотный истребитель ВИ-100

  • Пе-2 — разведчик, двигатели М-105РА, фотооборудование, дополнительные топливные баки (или ПТБ), отсутствие тормозных решеток, более тщательная отделка. В августе 1941 г. – июне 1945 г на заводе № 22 было выпущено около 800 самолетов.
  • Пе-2 — опытный с прожектором в носовой части. Произведен в июле 1941 года на заводе №22.
  • Пе-2 — опытный для отработки РЛС «Гнейс-2». В январе 1942 г был переоборудован 1 серийный Пе-2.
  • Пе-2 — опытный со стрелковой установкой МВ-3. Изготовлен в 1942 году.
  • Пе-2 — опытный с ВРД РУ-1. Разработан под руководством В.П. Глушко. Изготовлен в марте 1943 года.
  • Пе-2 — опытный с двигателями М-1. Изготовлен в ноябре 1943 года.
  • Пе-2-М-82 (Пе-4) — с двигателями воздушного охлаждения М-82. Во второй половине 1943 г было выпущено 32 самолета. Использовался как разведчик.
  • Пе-2 «Параван» — самолет для преодоления аэростатных препятствий (экспериментальный). Для него характерна 5-метровая трехгранная острая пирамида в носовой части.
  • Пе-2А — с кабиной типа ФЗ (опытный). Отличались конструкцией рулей. Разработан в 1943 г под руководством В. М. Мясищева. Изготовлен в сентябре 1943 г. Позже переоборудован для изучения Пе-2Б.
  • Пе-2Б — модифицированный (опытный), с двигателями ВК-105ПФ, улучшенной аэродинамикой, открывающимся наружу люком стрелка-радиста, системой аварийной очистки тормозной сетки. Вооружение состояло из 3 пулеметов УБТ и 1 пулемета ШКАС. Разработан в 1943 г под руководством В. М. Мясищева.
  • Пе-2В — центроплан с улучшенной аэродинамикой (проект), с двигателями ВК-105ПФ, увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1943 г под руководством В. М. Мясищева.
  • Пе-2ВБ — высотный бомбардировщик (проект). Модель была построена в 1941 году.
  • Пе-2ВИ (ВМ 2М-105ТК) — высотный истребитель (проект) с гермокабиной, двигателями с турбонаддувом, батареей с 2-мя пушками ШВАК и 2-мя пулеметами ШКАС вместо бомбоотсека, задней дистанционной установкой ДЭУ с пулеметом ШКАС. Модель была построена в 1941 году.
  • Пе-2ВИ (второй с таким названием) — одноместный высотный истребитель (опытный), с двигателями М-105ПД (на втором экземпляре М-82НВ), гермокабиной, дистанционным ДЭУ-1 оборонительная установка с пулеметом УБК. Разработан под руководством А. И. Путилова. Весной 1943 г было изготовлено 2 самолета.
  • Пе-2ВР — высотный разведчик (проект). Разработан в 1941 году.

Pe-2 dykkebomber

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

  • Пе-2Д (Пе-6) — модернизированный (проект) с двигателями ВК-107А. Бомбовая нагрузка увеличилась до 1500 кг. Производство не завершено.
  • Пе-2И — тяжелый истребитель (опытный) с 2 пушками ШВАК вместо бомболюка, дополнительным топливным баком на 240 л в кабине наводчика, 2 ПТБ по 180 л под центропланом. Разработан в инициативном порядке на заводе № 22 в августе 1941 года.
  • Пе-2И (второе название) — модернизированный пикирующий бомбардировщик с двигателями ВК-107А с винтами ВИШ-107ТЛ5, среднеплановой компоновки, новой законцовкой крыла и увеличенным бомбоотсеком. Экипаж сократился до 2 человек. Бомбовая нагрузка увеличилась до 2000 кг. Вооружение состояло из 2-х пулеметов УБ и 2-х гранатометов ДАГ-10. Разработан под руководством Л. Л. Селякова (общее руководство осуществлял В. М. Мясищев). В 1944 году было выпущено 5 самолетов.
  • Пе-2ВИ — высотный истребитель с герметичной кабиной.
  • Пе-2К — промежуточный вариант между серийными Пе-2 и Пе-2И.
  • Пе-2М — с удлиненным фюзеляжем на внутренней подвеске ФАБ-500, с двигателями с турбонаддувом. Первый полет 16 октября 1941 г.
  • Пе-2М (второй одноимённый) — скоростной бомбардировщик. Отличался двигателями ВК-107А. Вооружение состояло из 3 пушек УБ-20. Весной 1945 года было выпущено 4 самолета.
  • Пе-2Р — дневной разведчик (проект). Отличался фотооборудованием, двигателями ВК-105ПФ, дополнительными топливными баками. Вооружение состояло из 3 пулеметов УБ. Разработан в 1943 году.
  • Пе-2Р — разведчик (проект), с двигателями ВК-107А. Вооружение состояло из 3 пушек Б-20. Разработан в 1945 году.
  • Пе-2РД — опытный с ракетным двигателем РД-1 (позже РД-1ХЗ). Изготовлен в 1943 году.
  • Пе-2Ф — опытный с двигателями М-105Ф с турбокомпрессорами ТК-2Ф. Отличался удлиненным корпусом с увеличенным бомбовым отсеком. Разработан в 1941 году. Изготовлен в одном экземпляре.
  • Пе-2МВ — модификация, вооруженная двумя 20-мм пушками ШВАК, двумя 12,7-мм пулеметами, расположенными в подфюзеляжной гондоле, и одним 7,62-мм пулеметом, расположенным в надфюзеляжной башне.
  • Пе-2ФТ — основная серийная модель с весны 1942 г.; аналогичен модели Пе-2МВ, но со снятыми тормозными щитками и со вторым 7,62-мм пулеметом у стрелка-радиста.
  • Пе-2Т — самый главный серийный бомбардировщик с 1944 года; с усовершенствованием конструкции и систем вооружение состояло из трех 12,7-мм пулеметов и одного 7,62-мм пулемета.
  • Пе-2ФЗ — с новой кабиной штурмана («Фронтовое задание»).
  • Пе-2Ш — штурмовик (опытный). Также известен как ПБ-100. Отличался двумя 20-мм пушками ШВАК и одним 12,7-мм пулеметом УБС под фюзеляжем для стрельбы по наземным целям. Изготовлен в 1941 году.
  • Пе-2Ш — опытный штурмовик с выдвижной батареей под фюзеляжем из 2-х ШВАК и 2-х ШКАС.

Pe-3 dykkebomber

Пикирующие бомбардировщики Пе-3

  • Пе-3 — тяжелый истребитель, с тремя дополнительными топливными баками в фюзеляже, без тормозных решеток и стекол в нижней части носовой части фюзеляжа. Экипаж сократился до 2 человек. Вооружение состояло из 2 пулеметов БК и 3 пулеметов ШКАС. Мог нести 400 кг (700 кг в перегрузочном варианте) бомб на внешней подвеске. В августе-октябре 1941 года завод №39 выпустил 196 самолетов. В апреле 1942 года в Иркутске собрали еще 11 самолетов.
  • Пе-3 — истребитель завода № 22. Вооружение состояло из пушки ШВАК под фюзеляжем, носового пулемета УБК и 2 гранатометов ДАГ-10 в хвостовой части. На начало 1944 года было выпущено 19 самолетов.
  • Пе-3бис — модифицированный истребитель (опытный). Для него были характерны автоматические жалюзи, укороченный фонарь со шторками на всех окнах, вместо заправки топливных баков азотом применялась система заправки охлажденными выхлопными газами. Вооружение состояло из пушки ШВАК, 2 пулеметов УБК и 1 пулемета УБТ. Произведен в сентябре 1941 года на заводе №39.
  • Пе-3бис (второй с таким названием) — модернизированный истребитель. Отличался расположением 2-х пулеметов УБК вместо бомболюка, верхней стрелковой установкой ВУБ-1 с пулеметом УБК, усиленным бронированием экипажа, наличием противообледенительной системы и фотооборудования. В носовой части фюзеляжа установлена ​​пушка ШВАК. Разработан в конце 1941 — начале 1942 года в Иркутске. В апреле-декабре 1942 г в Иркутск был эвакуирован 121 самолет производства завода № 39. На начало 1943 года было выпущено 13 самолетов-разведчиков.
  • Пе-3М — модернизированный истребитель (опытный) с двигателями ВК-105ПФ. Бомбовая нагрузка возросла до 700 кг. Вооружение состояло из 2 пушек ШВАК, 3 пулеметов БС и 20 гранат ДГ-2.
  • Пе-3Р (Пе-3Ф) — самолёт-разведчик на базе Пе-3. Примечателен камерами в хвостовой части фюзеляжа.
  • Пе-4А — с двигателями воздушного охлаждения М-82Ф (проект). Отличался фонарем с башней ФЗ и увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1943 г под руководством В. М. Мясищева.
  • УПэ-2 (Пе-2УТ) — учебный, с 2-мя кабинами (одна за другой) с двойным управлением, двигателями ВК-105ПФ, без фюзеляжного топливного бака №1 и верхней артустановки. Вооружение состояло из 2-х пулеметов УБ и 2-х пулеметов ШКАС. С осени 1942 г по декабрь 1945 г на заводе № 22 был выпущен 671 самолет.
  • Сентябрь 1944 г. Вариант бомбардировщика Пе-27 с двигателями ВК-107А, бомбовой нагрузкой до 2000 кг и вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК.

PE-2ut

 

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector