- Разработка и создание авторазливочной станции АРС-14
- Силовая установка
- АМО-3 (1931–1934 гг.)
- Варианты и военные исполнения АМО-3
- Общая характеристика и область применения авторазливочных станций АРС-14
- Последующие модификации
- Назначение
- Основные тактико-технические характеристики АРС-14
- АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ АРС – 14КМ
- АМО-Ф-15 (1924–1931 гг.)
- Тактико-технические характеристики
- Основные технические характеристики АРС-14К
- АРС-14КМ. Автомойка апокалипсиса на колёсах
- АРС-14КМ машина, которая отмоет всё от вируса
- Трубопровод ЗИЛ-131 АРС-14
- АР-2 (131) 133
- Вооружение войск РХБЗ
Разработка и создание авторазливочной станции АРС-14
Необходимость создания такой техники, повышающей эффективность химических войск, возникла в конце 50-х гг. Появление тактического ядерного оружия в армиях вероятного противника, высокая вероятность применения отравляющих веществ заставили советских военных искать варианты выхода. В результате чрезвычайных мер химические войска стали пополняться специальными автомобилями, обеспечивающими быструю дезактивацию и дегазацию военных объектов.
Автоматическая заправочная станция АРС-14 стала неотъемлемой частью новых инженерно-технических комплексов.
Автоматическая заправочная станция АРС-14 на выставочной площадке выставки Музея боевой славы и военной техники в г. Верхняя Пышма Свердловской области
Технику и автоцистерну установили на шасси вездехода ЗИЛ-131. Новая техника начала поступать в войска с середины 60-х годов. Многие автомобили были переданы пожарным службам, где они использовались для тушения пожаров разной сложности.
Силовая установка
Принимая во внимание тактико-технические характеристики АЦ 131 ЗИЛ, отметим, что машина изначально создавалась для преодоления бездорожья, а потому двигатель должен был быть очень мощным. В результате на автомобиль был установлен карбюратор от ЗИЛ-5081. Этот двигатель имеет V-образное расположение цилиндров, которых насчитывается 8 штук. Двигатель четырехтактный, объемом 5,97 л. Диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм. Мощность силовой установки составляет 150 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент — 410 Нм.
Благодаря мощному двигателю автомобиль может развивать скорость до 85 км/ч, а в составе поезда этот показатель составляет 75 км/ч. В качестве топлива используется бензин А-76, хотя вполне допустимо использование высокооктанового бензина.
АМО-3 (1931–1934 гг.)
Новый 2,5-тонный грузовик АМО-3 получил советский шестицилиндровый 60-сильный двигатель, сухое двухдисковое сцепление, четырехступенчатую коробку передач, деревянную кабину с металлической обшивкой и даже шинный воздушный компрессор. Производство продолжалось четыре года, в течение которых на шасси были изготовлены десятки новых образцов специальной военной техники.
Варианты и военные исполнения АМО-3
Стандартный автомобиль АМО-3 был принят на вооружение Красной Армии в 1932 году и за короткое время стал основным средним грузовиком вооруженных сил СССР.
Он послужил основой для простых полевых мастерских, инженерных машин и бензовозов с ручными перекачивающими насосами для заправки бронетехники в полевых условиях. На базе АМО-3 созданы модернизированные автозаправочные станции, термовоздушный автодегазатор для термической очистки обмундирования и снаряжения, первые советские душевые, водогрейные котлы, а также прототип военно-химической машины для контаминации и дегазация местности.
На бортовой автомобиль АМО-3 был поставлен оригинальный механический укладчик двухполосной деревянно-металлической дороги для преодоления труднопроходимой местности обычными автомобилями. Для его установки перед машиной и над кабиной монтировалась пространственная трубчатая конструкция с катками, по которой дорожное полотно при медленном движении асфальтоукладчика съезжало с кузова под колеса и укладывалось на песчаное или заболоченное покрытие.
Механический укладчик ленты дорожного полотна на грузовик АМО-3
В 1932 году в Военно-транспортной академии Красной Армии на АМО-3 разработали первый в Советской Армии цельноповоротный автокран с трехмерной решетчатой стрелой. Он был оснащен самой совершенной для своего времени электроприводом рабочих органов от собственного электрогенератора, питаемого от коробки передач автомобиля, открытым постом управления и четырьмя разборными опорами.
Опытный 2,5-тонный военный автокран на базе АМО-3. 1933 г
В том же 1932 году началось производство автобусных шасси АМО-4 с длинной колесной базой, которые пригодились в Красной Армии для перевозки и установки крупной боевой техники или вооружения. Для этого использовались специальные низкобортные деревянные корпуса, в которых размещались полевые мастерские, заправочные станции, опытные спаренные 25-мм зенитки и первые образцы детекторов звука и зенитных прожекторов.
Прожекторные установки З-5-14 на параде в монгольских степях. 1933 г
Это же шасси послужило основой для открытых линий двойного назначения «Пожарный автодорец», ставших предшественниками знаменитой пожарной машины ПМЗ-1. Они были оборудованы продольными скамейками на 12 человек, центробежным насосом, 360-литровым баком для воды, задним и боковым барабанами для шлангов.
Восстановленная пожарная машина на удлиненном шасси АМО-4 (фото автора)
В 1933 году в рамках проекта четырехтонного тяжелого автомобиля на базе серийного автомобиля АМО-3 были построены два опытных трехосных автомобиля АМО-6 с разными системами привода двух задних ведущих мостов. Специально для них был разработан пушечно-бронированный автомобиль, но воплощение этой идеи в металле произошло, когда АМО-6 стал знаменитой трехосной ЗИС-6.
Опытный трехосный грузовик АМО-6 с червячной главной передачей (из архива НАМИ)
Одной из самых необычных машин на шасси АМО стал прототип одного из первых советских полугусеничных военных тягачей, воплотивший в себе передовые зарубежные достижения. Для этого в 1930 году во Франции были закуплены два артиллерийских тягача SOMUA (в СССР они назывались «Сомуа») с передним приводом от гусеничного двигателя. Один из них, повернутый задом наперед, установили на укороченное шасси АМО-2, создав отечественный вариант «АМО-Сомуа» с задним приводом.
Испытания полугусеничного артиллерийского тягача «АМО-Сомуа»
Обе машины, французская и советская, прошли сравнительные испытания. Иностранный вариант оказался лучшим, а наш трактор был признан непригодным к боевому применению. Через некоторое время доработанная версия получила обозначение «ЗИС-Сомуа».
Общая характеристика и область применения авторазливочных станций АРС-14
Входящее в состав машин оборудование позволяет эффективно удалять следы отравляющих веществ и микроорганизмов с вооружения, военной техники, дорог и местности. Методика также может быть использована для приготовления, хранения, нагревания и перекачивания растворов, используемых для дезинфекции, дегазации, дезактивации. Для тушения пожаров допускается использовать автоматические заправочные станции АРС-14.
В состав входит следующее оборудование:
- бак;
- секция моторного отсека;
- электрический генератор;
- водонагреватель;
- жидкостная система с насосным агрегатом и вакуумным аппаратом;
- воздушная система с нагнетателем;
- топливная система;
- комплект электрооборудования.
Менеджеры АО «Тамбовмаш» предоставят всю техническую информацию о станциях и помогут купить оборудование по минимальной цене.
Последующие модификации
В январе 1971 года ЗИЛ 131А см сошел с конвейера с неэкранированным электрооборудованием. У этой модели не было отдельной съемной скамьи, не было прожектора и другого специального военного снаряжения. Разработчики модели уменьшили глубину преодоления брода до 90 см. ЗИЛ-131А больше подходил для сельскохозяйственных нужд, чем для военных.
ЗИЛ-131В — седельный тягач. По сравнению с базовой моделью трактор имеет укороченную раму, поворотную сцепку, 2 запасных колеса. Тягач был рассчитан на буксировку полуприцепа массой до 10 тонн по грунтовой дороге и 12 тонн по шоссе. Год выпуска 1968-86.
В первоначальном виде ЗИЛ-131 выпускался 20 лет, но в 1986 году было принято решение о модификации шасси, уже ставшего классическим.
Первая модифицированная версия — ЗИЛ131Н выпускалась с карбюраторным ДВС, но были и модели ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ131Н2, которые выпускались с дизелями (соответственно — Д245 даёт 105 л.с и ЗИЛ-0550 мощностью 132 л.с.). Помимо двигателя отличие было в модернизации светотехники, в комплектации с синтетическим тентом.
ЗИЛ-131НА — автомобиль с неэкранированным электрооборудованием, бензобаком с левой стороны.
ЗИЛ131НВ — седельный тягач на шасси ЗИЛ131Н.
Обе модели выпускаются с 1986 года.
ЗИЛ-131С создавался для суровых северных условий. Кабина была защищена от потерь тепла усиленной теплоизоляцией и снабжена автономным отоплением. Двойное остекление также было разработано для сохранения тепла на рабочем месте водителя. Автомобиль был оборудован противотуманными фарами, резиновыми деталями из морозостойкой резины.
Аккумулятор был защищен от замерзания. В северном варианте выпускались модели ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС. Они были рассчитаны на мороз ниже 50С.
Сейчас новые модификации автомобиля ЗИЛ-131 выпускаются на Уральском автомобильном заводе. Представители частного бизнеса не боятся покупать автомобили, выпущенные 20-30 лет назад, ведь у этих грузовиков «нетленка» шасси, надежный двигатель, а вся конструкция грузовика рассчитана на десятилетия эксплуатации.
Легендарный грузовик с армейской рессорой — ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задание руководителей Советского Союза, продолжающего служить в разных сферах и по сей день. Технические данные в таблицах и описание рабочих характеристик позволяют понять, почему машина имеет столь ценную репутацию. Весь модельный ряд ЗИЛ.
Назначение
Пожарная машина АРС-14ПМ предназначена для тушения пожаров в лесах и сельской местности. Выпускается Предприятием «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, бывший Уральский автомобильный завод, УАМЗ) на шасси автомобилей ЗИЛ-131/ЗИЛ-131Н производства завода им. Лихачева (в т.ч переоснащенных дизельными двигателями), как а также на шасси их аналогов производства УАМЗ — Амур-531342 с карбюраторным двигателем и Амур-531340 с дизелем.
АРС-14ПМ приспособлен для доставки к месту пожара средств пожаротушения и пожарно-спасательных формирований, тушения пожара водой и пневмопеной.
- бак на 2700 литров воды и бак на 150 литров пенообразующего состава;
- насосный агрегат и комплект шлангов для забора воды;
- лафетный ствол на крыше и распылитель под бампером;
- напорные рукава с ручными пожарными стволами и стояком;
- пеногенератор ГПС-600;
- переносные огнетушители типа ОП-5;
- немеханизированные ручные инструменты, а также гидравлические инструменты.
Кабина автомобиля АРС-14ПМ цельнометаллическая трехместная двухдверная.
Конструкция шасси АРС-14ПМ аналогична базовой модели и представляет собой трехосную полноприводную машину с управляемыми колесами передней оси и сближенными задними мостами. Несущая система — лонжеронная рама. Двигатель расположен в передней части под металлическим рессорным костюмом с капотом типа «крокодил».
Автомобиль комплектуется либо рядным четырехцилиндровым дизелем Минского моторного завода серии Д-245 (с турбонаддувом или атмосферным), либо восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем ЗиЛ-130/ЗиЛ- 131 / семейство ЗиЛ-508.10. Мощность силовой установки в зависимости от варианта округляется от 96 до 111 кВт.
Коробка передач автомобиля механическая, с редуктором на пять передач переднего хода, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое включение и выключение шарового переднего моста при равных угловых скоростях, с неразрезным центральным мостом. Мосты неразрезные, передняя подвеска на полуэллиптических рессорах, два задних моста сблокированы в тележку с балансирной подвеской. Шины на всех колесах односторонние. Автомобиль оборудован централизованной системой контроля давления в шинах.
Кроме того, АРС-14ПМ может комплектоваться предпусковым подогревателем двигателя, самоходной лебедкой, тахометром, счетчиком моточасов, приборами насосного агрегата и другим оборудованием.
Основные тактико-технические характеристики АРС-14
- Особенности дизайна:
- Расчет — 3 человека.
- Вес — 10,2 тонны.
- Длина – 6,8 м, ширина – 2,4 м, высота – 2,4 м.
- Емкость бака — 2700 л.
- Расход раствора – 0,5 л/кв.м.
- Ширина дегазируемой/дезинфицируемой полосы составляет 5 м.
- Шасси: ЗИЛ-131.
- Двигатель карбюраторный, мощность — 140 л.с
- Максимальная скорость 85 км/ч; рабочая скорость — 5-7 км/ч.
Автоматическая заправочная станция АРС-14 долгое время оставалась на вооружении химических войск, радиационных частей, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации. В 2011-2013 годах МЧС было передано около 2000 списанных автомобилей.
АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ АРС – 14КМ
- дезактивация, дезактивация и дезинфекция вооружения, военной техники и транспортных средств;
- дегазация и дезинфекция территории;
- прием, транспортировка и временное хранение жидкостей, дегазация, дезактивация и обеззараживание веществ и препаратов;
- производство дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих составов;
- подогрев и временное хранение воды и дегазация воды, дезактивация и обеззараживание составов;
- перекачка жидкости из одной емкости в другую;
- комплектовать специальные лечебные наборы жидкостями;
- создание маскирующих аэрозольных завес;
- подавление пыли на земле;
- проводить тушение пожара на земле;
- мойка персонала
НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ АРС-14 КМ
- дегазация, дезактивация и дезинфекция складских помещений для удобрений и химикатов, используемых в сельском хозяйстве;
- для санитарной обработки и дезинфекции территории, овощей, фруктов и ягод, сухих завтраков и других сельскохозяйственных культур жидкими растворами (борьба с микроорганизмами и вредными насекомыми);
- полив всех культур;
- сбор, транспортировка и временное хранение жидкостей, веществ и растворов для дезинфекции, дезинфицирующих растворов или растворов удобрений;
- приготовление веществ и растворов для дезинфекции, дезинфицирующих или растворов удобрений;
- подогрев и временное хранение воды и растворов для дезинфекции, дезинфицирующих растворов или растворов удобрений;
- перекачка жидкости из одной емкости в другую;
- комплектовать специальные лечебные наборы жидкостями;
- создание санитарно-аэрозольных завес (борьба с микроорганизмами и вредителями);
- подавление пыли на земле;
- осуществлять тушение пожаров на земле и в лесных массивах;
- мойка личного состава.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
п/п | имя | важность |
1. | Базовый тип шасси | КАМАЗ 43114 |
2. | Масса оборудованной станции (расчетная), кг | 15450 |
3. | Габаритные размеры, мм — длина — ширина — высота | 8090 2500 3090 |
4. | Заправочная емкость, л — большие баки для воды — малые баки для воды — топливный бак | 2700 1040 210 |
5. | Боевой расчет, чел | 3 |
6. | Технические показатели дегазации участка — скорость движения станции, км/ч — расход рабочего раствора, л/м2 — длина обрабатываемого участка, м | 5-6 0,9-1,2 600-700 |
7. | Время нагрева 2500 л воды, растворов при 60 °С, мин | 60 |
8. | Дальность струи при тушении пожара, м — компактная водяная струя — пенная струя | 30 15 |
9. | Мытье личного состава в палатках горячей водой, чел/час | 6 |
10. | Мощность двигателя, кВт/л.с | 191/260 |
11. | Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч, л | 30-35 |
12. | Колесная формула 6 х 6 | Полноприводный автомобиль |
АМО-Ф-15 (1924–1931 гг.)
В предыдущей статье мы упоминали, что в первые годы после Октябрьской революции завод АМО собирал 1,5-тонные грузовики FIAT-15 Ter из сборочных комплектов, привезенных из Италии, но их запасы быстро закончились. Освоив собственное производство большинства агрегатов, в конце 1924 года завод представил первые советские грузовики АМО-Ф-15 с правосторонним управлением.
Официально сообщалось, что они полностью собраны из отечественных комплектующих, а потому их выпуск считался важнейшей победой молодой республики Советов в создании отечественного автопрома. По сути, к советским деталям можно было отнести только округлый капот, увеличенный радиатор, открытую кабину с цельным лобовым стеклом и иностранный карбюратор.
Поздняя версия автомобиля АМО-Ф-15 с жесткой кабиной. 1928 г
Серийное производство АМО-Ф-15 стартовало в марте 1925 года, затем машины прошли несколько этапов модернизации. К концу года капот был опущен и сплющен, за ним последовала закрытая кабина с жесткой крышей и упрощенный деревянный кузов, электростартер, а руль переместился на левую сторону. До 1931 года было собрано около семи тысяч автомобилей.
Грузовики АМО-Ф-15 разных годов выпуска на боевых учениях. 1928 г
Тактико-технические характеристики
Колесная формула | 6×6 |
Размеры: | |
— длина | 6856 мм |
— ширина | 2470 мм |
— высота | 2980 мм |
— колесная база | 3350 + 1250 мм |
— следы | 1820 мм |
— Дорожный просвет | 330 мм |
Масса: | |
— разрешено в нетрезвом виде | 10425 кг |
— оборудован | 7235 кг |
Емкость: | |
— водные цистерны | 2700 л |
— пенобак | 150 л |
— топливный бак | 2×170 л |
Расчет | 3 человека |
Водить машину | полный, с автоматически подключаемым передним мостом и неразрезным центральным мостом |
Передача | механическая, пятиступенчатая, синхронизированная |
Насосный агрегат | СЦЛ-20-24Г |
Тип насоса | самовсасывающая, центробежно-вихревая, двухступенчатая, горизонтальная |
Запрыгивай | 12,5 л/с |
Высота всасывания | 5,5 м |
Пожарный монитор | РС-70/СВП-4 |
Рабочая голова | 6 кгс/см2 |
Расстояние струи: | |
— вода | 40-45 м |
— пена низкой кратности | 30-35 м |
Время работы от бака | 5 минут |
Углы поворота лафетного ствола: | |
— на горизонте | 90° |
— вверх | 45° |
— вниз | 10° |
Нижняя форсунка бампера | ДН-3 |
Площадь метания | 8 м |
Длина водной полосы | 450-500 м |
Силовая установка | ММЗ Д-245.30Э3 | ММЗ Д-245.9Е2 | ЗИЛ-508.10 | 456,30 |
Тип | четырехтактный, дизельный, с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением | четырехтактный, дизель, жидкостное охлаждение | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 8 | 8 |
Расположение цилиндров | совет | совет | V-образный | V-образный |
Максимальная мощность | 111,4 кВт (151,5 л.с.) | 95,6 кВт (130 л.с.) | 110,3 кВт (150 л.с.) | 98,6 кВт (134 л.с.) |
Скорость на максимальной мощности | 2400 об/мин | 2400 об/мин | 3200 об/мин | 3200 об/мин |
Основные технические характеристики АРС-14К
Время развертывания, мин | 6…8 |
Время коагуляции, мин | 9…15 |
Общая масса, кг: перевозимых жидких составов перевозимых химических веществ | |
Рабочий объем, л: большой бак малый бак | |
Количество одновременно работающих рабочих мест, ед.: для дегазации, дезактивации и дезинфекции рукавами со щетками для обеззараживания струей воды на 3-х прямых рукавах и 2-х пистолетах | |
Производительность по специальной обработке вооружения, техники и транспортных средств, ед/ч | 5–8 |
Показатели дегазации (дезинфекции) с помощью насадки ДН-3: рабочая скорость привода на первой передаче раздаточной коробки и на второй передаче коробки передач при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 об/мин, км/ч, наезд, л/ м2 ширина вытяжной (дегазированной) полосы, м длина дегазированной (дегазированной) полосы при однократном заполнении двух баков (3740 л) с нормой расхода 0,5 л/м2, м время опорожнения станции при дегазации, мин время подготовки станции на работу, мин | 5–7 0,5–14 |
Расчет, чел. | |
Масса, кг: спецоборудование для полностью укомплектованной и укомплектованной станции с экипажем |
АЗС АРС-14К представляет собой комплекс специального оборудования, смонтированного на базе шасси автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4310.
Станция включает в себя комплект стационарного и съемного специального оборудования. К несъемному специальному оборудованию относятся (рис. 2.49) малая цистерна, большая цистерна, механическая станция, трубопроводы с арматурой, два механических насоса 2,5-ВС-3а, которые работают независимо друг от друга; ручной доработанный насос РПН-1,3/30 и боковые ящики.
К съемному специальному оборудованию относятся комплекты рукавов, расположенных в отсеках боковых ящиков и сверху большой цистерны, рукава прямые, рукава со щетками, коллекторы, переходники, пистолеты-дозаторы ПР-5, насадка ДН-3, заборное устройство, сифон, фильтр, поплавок и т д.
В боксах №1 и №5, расположенных с правой и левой стороны автозаправочной станции АРС-14К, находятся 10 емкостей объемом 20 литров, предназначенных для перевозки рабочих растворов и составов.
В комплект запасных частей входят:
- единый комплект ЗИП для станции (ЗИП и инструмент), расположенный в отсеке №8 правого бокового ящика. Инструмент, упакованный в холщовый мешок, транспортируется в отсеке №2 в правом боковом ящике;
- два комплекта запасных частей и принадлежностей к насосу 2,5-ВС-3а в металлических ящиках, закрепленных в отсеке №8 правого бокового ящика;
- комплект запчастей и аксессуаров для автомобиля, хранящийся в отсеке №2 в левом боковом ящике.
1 — малая цистерна; 2 — большая цистерна; 3 — механический привод; 4 — трубопроводы с арматурой; 5 – ручной модифицированный насос РПН-1,3/30; 6, 7 — боковые ящики; 8 — люк на горловине малой цистерны; 9 — сифон
При работе станции жидкость из резервуара (резервуара или другого источника) подается на рабочие места с помощью механических или ручных насосов через распределительный трубопровод, коллектор и рукава.
Для обеззараживания объектов водяными струями применяют напорные рукава диаметром 25 мм, прямые шланги и/или пистолеты-дозаторы. Обеззараживание моющими растворами, а также дегазацию и дезинфекцию загрязненных объектов проводят с помощью рукавов диаметром 10 мм и рукавов со щетками.
Распыление растворов и составов из шлангов щетками при дегазации и дезинфекции обеспечивается установкой насадных колпачков с отверстием диаметром 1,5 мм со стержнем.
При использовании растворов моющих средств применяют распылительные колпачки с отверстиями диаметром 2 мм без сердечника.
Жидкость выливается на местность через форсунку ДН-3, которая для этой цели может быть установлена как спереди, так и сзади автомобиля. Пролив жидкости на грунт через штуцер ДН-3 вперед может производиться из обоих баков. Для этого необходимо одновременно с разливом жидкости на местности перекачивать раствор из малой емкости в большую, а затем из большой на местность.
Все работы, связанные с перекачкой жидкости, производятся с помощью механических насосов 2,5-ВС-3а, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля через раздаточную коробку, мультипликатор и карданные валы.
Контроль за движением жидкости по трубопроводам осуществляется по показаниям манометров, установленных между большой и малой цистернами по правому и левому борту.
Кроме того, на каждом резервуаре установлен индикатор уровня жидкости. Для более точного измерения количества жидкости в емкостях в комплект специального оборудования станции входят мерные рейки для больших и малых емкостей, хранящихся в помещении №8.
Читайте также: БРОНЕТРАНСПОРТЁР • Большая российская энциклопедия — электронная версия — Расшифруй
АРС-14КМ. Автомойка апокалипсиса на колёсах
Здравствуйте товарищи сборщики. Давно читаю, но пишу впервые.
На волне всего этого вирусного столпотворения хочу рассказать о довольно интересной машине, бригадиром которой я был во время службы в армии.
Будет весьма актуально, т.к я служил в войсках РХБЗ
Встречайте Автозаправочную станцию на 14 рабочих мест, на базе автомобиля КаМАЗ 43114, модифицированный или укороченный АРС-14КМ.
Выглядит довольно скучно и обыденно, согласитесь? Нормальный военный грузовик, в профиль даже танка не видно. Может, бензовоз какой-нибудь или даже полевая кухня? Но в любом случае у машины есть сюрпризы. Даже если она смотрит вперед, то может работать и бензовозом, и отчасти полевой кухней! Но обо всем по порядку.
АРС-14КМ машина, которая отмоет всё от вируса
На фоне последних событий, находясь в стенах квартиры, стало интересно изучить технику, способную устранить последствия текущей инфекции. В итоге мне попался очень интересный прибор, который стоит на вооружении войск для радиационной, химической и биологической защиты.
Это автоматическая заправочная станция на 14 рабочих мест, на базе КамАЗ 43114, рабочий индекс АРС-14КМ.
Тот, кто впервые увидит эту машину, скажет, что в ней нет ничего необычного. Похоже на военный грузовик, у которого даже нет бака. Могут быть предположения, что это какой-то бензовоз или полевая кухня. Впрочем, у этой техники есть свои навороты, и на перспективу я бы сказал, что это может быть и бензовоз, и полевая кухня. Но пройдемся по пунктам.
Этот грузовик имеет узкое назначение для ликвидации последствий, которые могут быть вызваны авариями в химической промышленности или дезактивации войск и техники, покидающих зону активного излучения. Но есть и другое применение этой техники:
- дегазация, дезактивация, дезинфекция;
- сбор и транспортировка, а также временное хранение жидкостей;
- грузовик также используется для приготовления дезинфицирующих составов;
- подогрев и временное хранение воды и средств обеззараживания воды;
- есть возможность перекачивать жидкости из одной емкости в другую;
- создавать аэрозольные завесы;
- использование для пылеподавления в полевых условиях;
- выполнять пожаротушение;
- и мыть персонал.
Блок АРС-14КМ проблем не представляет. На шасси КамАЗ установлены два бака, один на 2700 литров, а другой на 1040 литров. По бокам бака размещены змеевики с гильзами разной длины и диаметра, оборудование для обработки – это щетки, шланги, переходники, переходники, ванны, а также запасные части и приспособления. Также комната управления.
Установка требует наличия двух насосов. Один из них самый главный и работает от карданного вала автомобиля. Второй — резервный, механический, на случай отказа первого.
Бригада на АЗС состоит из трех человек – старшего провизора, провизора и водителя. Процесс обработки происходит в следующем порядке — в кормовой части машины есть трубы с заглушками, которые имеют прямое соединение с баком, наполненным дезинфектантами.
Кроме того, на трубы крепятся гильзы, которые подбираются исходя из замеров. Таких рукавов в машине много. Наиболее часто используемые шланги для опрыскивания и щетки для очистки.
В задачи расчета АРС-14КМ входят обязанности по приготовлению и подаче дезинфицирующей смеси, подготовка заданий на количество, которое назначит командование. Чтобы понять, поясню: одно место — это заправка.
Для подготовки рабочего места нужно натянуть рукава с одетыми на них насадками, и установить их на металлические штыри на земле, с обязательным использованием лотков. Они должны избегать загрязнения почвы различными дегазирующими кислотами.
На этом подготовка к работе завершена. Затем идет запуск и управление насосами. Обработку зараженного участка осуществляет экипаж.
Обработанные смеси бывают разные и их много. Это может быть как антифриз, так и речная вода.
Но наибольшее распространение получил раствор РД-2 — это дегазирующий состав, вариант 2. Производство этого раствора налажено в промышленных масштабах, это очень ядерная и взрывоопасная смесь.
При попадании на землю боевых отравляющих веществ или их частиц, в состав которых входят вирусы и радиация, их необходимо смывать. Для этой задачи был разработан АРС-14КМ.
Для первичной обработки подойдет даже обычная вода. В качестве примера можно посмотреть, как обрабатывали улицы штатными муниципальными поливочными установками в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Помимо расчистки местности, машина может создавать дымовую завесу для маскировки войск или позиций.
На развертывание станции в костюмах химзащиты уходит от 7 до 15 минут.
Будем надеяться, что нам не придется видеть эту технику на наших улицах. И если это попадется вам на глаза, вы узнаете, что это такое.
Трубопровод ЗИЛ-131 АРС-14
Трубопровод ЗИЛ-131 АРС-14. Трубопровод (рис. 9) предназначен для наполнения бака, перелива жидкости в другие емкости, байпаса бака, дегазации участка с насадкой ДН-3.
С помощью трубопровода обеспечивается забор и подача рабочей жидкости к шлангам и форсункам при проведении всех работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции.Трубопровод состоит из следующих основных частей: всасывающий патрубок 4, патрубок 5 для подачи жидкости в бак, напорная труба 6, распределительная труба 11, всасывающая труба 7 с корпусом фильтра 12, грязеотводная труба 10 и три вентиля 2. На всасывающей трубе 4 имеется штуцер 3 для разрыва сифона с заглушкой.
Размер вилки под ключ 32 мм. На напорном трубопроводе приваривают колено 1 для подсоединения шланга диаметром 50 мм при выдвинутом штуцере ДН-3 и штуцер, на котором устанавливается гидрозатвор (рис. 12)) манометра станции. Раздаточная труба имеет три штуцера 9 (рис. 9) для подсоединения шлангов диаметром 25 мм и штуцер с резьбой М90Х4 для монтажа штуцера ДН-3, либо коллектор с четырьмя штуцерами, либо верхний переход, либо штуцер шланг диаметром 50 мм.
На корпусе фильтра 12 имеется резьба для присоединения заборного рукава диаметром 50 мм. Все выходные отверстия трубопровода, штуцеры снабжены заглушками с цепями. Рис. 9. Трубопровод: 1 — присоединение трубопроводов к фланцам резервуара; 2 — сборка; 3 — крепление распределительной трубы; 4 — фильтр; 5 — корпус фильтра; 6 — прокладка; 7 — заглушка.
Рис. 10. Узлы и детали трубопровода: 1 — присоединение трубопроводов к фланцам резервуара; 2 — сборка; 3 — крепление распределительной трубы; –4 – фильтр; 5 — корпус фильтра; 6 — прокладка; 7 — заглушка; Рис. 11. Клапан: 1 — присоединение трубопроводов к фланцам бака; 2 — сборка; 3 — крепление распределительной трубы; 4 — фильтр; 6 — прокладка; 7 — заглушка; 8 — корпус фильтра.
Буровой трубопровод состоит из двух коротких труб, соединенных клапаном. Одна труба подсоединяется к отстойнику бака, конец другой закрывается заглушкой. На рис. 10 показано расположение некоторых элементов трубопровода: патрубок соединительный к фланцам бака, узел 2 с заглушкой для разрыва сифона, приставка 3 раздаточной трубы, фильтр 4, корпус фильтра 5, прокладка 6, заглушка 7. Все клапаны имеют одинаковую конструкцию и имеют условный проход 50 мм.
Клапан (рис. 11) состоит из корпуса 7, крышки 5, гайки 11 и маховика 13, который изготовлен из ковкого чугуна, катушки 2, прокладки 1, шпинделя 14 и кольца 9, плетеной прокладка 10 из промасленного графито-асбестового шнура, который прижимается втулкой 12, прокладка клапана 6, которая прижимается гайкой 4 через шайбу 3. Катушка крепится к шпинделю проволокой 5.
АР-2 (131) 133
Автомобиль на базе шасси ЗИЛ-131. Снабжает оперативную бригаду и запас напорных рукавов трех диаметров в зону ЧС: 77, 100 или 150 мм и длиной 2,04, 1,76 и 1,34 км.
1 — кабина, 2 — лафетный ствол, 3 — корзина для перевозки ПР, 4 — кузовная часть, 5 — механизм загрузки рулонных рукавов, 6 — помещение для огнетушителей, 7 — газовые сирены, 8 — механизм закатки проложенных рукавов.
Конструкция основных узлов автомобиля делает его универсальным техническим средством для выезда на пожары в городской или сельской местности, а также на промышленных предприятиях. Полноприводное шасси повышает проходимость машины. Одним из элементов безопасности движения является лебедка перед пожарной машиной ЗИЛ-131. Он приводится в движение механическим односкоростным ВОМ с пусковым пределом 22 кВт (30 л.с.) и двумя промежуточными карданными валами.
Кабина в этой модели трехместная. За ним цельнометаллический кузов, спереди и сзади которого расположены ящики. Их двери используются как площадка для погрузки гильз. В полу кузова проложена система вентиляции, обеспечивающая просушку инвентаря при доставке с места пожара на базу.
Внутри кузов разделен на секции с помощью быстросъемных стоек. Расстояние между ними варьируется в зависимости от диаметра транспортируемых рукавов. Количество таких стеллажей рассчитывается с ориентацией на оборудование с наименьшим диаметром.
На крыше кузова предусмотрены деревянные лестницы и складные поручни. В поднятом состоянии они образуют своего рода корзину для транспортировки бывшего в употреблении оборудования в рулонах или навалом. Противопожарная защита установлена непосредственно за кабиной. Им можно управлять через люк на кузове. С правой стороны к противопожарному ограждению подведен трубопровод. К нему подсоединяется закрытый шлангопровод, чтобы пожар можно было тушить из автомобиля.
Перед закладкой рукавов разъедините стропы. Используйте механизм в передней части машины, чтобы катиться. Привод приводится в движение валом лебедки. При загрузке катка включается подъемный механизм с пневмоприводом.
В АР-2(131)133 полностью сохранено электрооборудование базового шасси. Дополнительно поставляются прожектор, сигнальная фара и задний фонарь, которые подсвечивают место прокладки линий.
Характеристики пожарного автопоезда АР-2 (131) 133.
Количество мест в салоне | 3 |
Рукава, шт. 150 110
77 |
67 88
102 |
Скорость укладки, м/с | 9 |
Тип ствола ружья | ПЛК-60КС |
Полная масса | 10425 |
Габаритные размеры, д*ш*в, мм | 7275*2536*3030 |
Мощность двигателя, кВт | 110 |
Расход топлива, л/100 км | 40 |
Вооружение войск РХБЗ
В этом году внимание общественности всего мира сосредоточено на пандемии коронавируса, и на переднем крае борьбы с этой угрозой находятся силы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Блестящие действия частей РХБЗ в Италии и Сербии доказали, что наши военные готовы выполнять боевые задачи в любой точке мира
И поэтому я ожидал увидеть на «Армии-2020» расширенную экспозицию специальной техники войск РХБЗ, в том числе образцы, которые уже использовались за рубежом. Увы, ожидания полностью не оправдались. значительная часть площади улицы была пуста. Что это, нежелание говорить россиянам об оснащении ВС РФ современными образцами техники или заявление об активном использовании техники по прямому назначению в дни «Армии-2020»?
Подробная история всего представленного оборудования РХБЗ выходит за рамки данной статьи, кратко остановлюсь лишь на автоматических заправочных станциях. Эта методика активно применяется с марта этого года не только в армии, местные власти и промышленные предприятия договариваются с воинскими частями Минобороны России о проведении специальной «антикоронавирусной» обработки.
На уличной площадке парка «Патриот», как и в предыдущие годы, был выставлен серийный образец АРС-14КМ. Это оборудование выпускается несколькими заводами, на сайтах госзакупок чаще всего упоминается ОАО 136 ЦБПР (Удмуртская Республика, г. Камбарка) и ОАО 172 ЦАРЗ (Воронеж).
АРС-14КМ представляет собой глубокую модернизацию известного в войсках АРС-14 на шасси ЗИЛ-131, поступившего на вооружение в середине 1960-х годов.
В отличие от предшественника, на АРС-14КМ устанавливается дополнительное оборудование, в том числе для постановки аэрозольных завес, для подогрева воды и т д. Оборудование АРС-14КМ монтируется на шасси КАМАЗ-43114, что несколько странно по нынешним меркам — это шасси не относится к текущему типу WAT.
Логичнее было бы снабжать войска АЗС на базе шасси КАМАЗ-5350 (входит в семейство Мустангов) — не думаю, что будут глобальные проблемы с переброской техники. Может проблема в том, что ПАО «КАМАЗ» не хочет вносить изменения в серийное шасси, на что жалуются некоторые предприятия ОПК?
Когда я упоминаю шасси в составе автозаправочных станций, то не мог не вспомнить, что на вооружении войск РХБЗ стоят АРС-14К на шасси КамАЗ-4310, и АРС-14У на шасси Урал-4320, и АРС- 15 на шасси Урал-375Э», и АРС-15М на шасси Урал-4320. Впрочем, все эти автоматические заправочные станции далеко не новы: даже АРС-14КМ уже не одно десятилетие поставляется в ВС РФ, а некоторые состоят на вооружении войск РХБЗ еще со времен Советского Союза.
Необходимость создания новой техники назрела давно. Так, в «Армейском сборнике» № 9 за 2016 год (Научно-практический и методический журнал Министерства обороны Российской Федерации. — Прим. Авт.) можно прочитать: «С 2017 года планируется поставка многофункциональных автоматических АЗС специальной обработки УБП «Мустанг», позволяющей проводить полную специальную обработку вооружения и военной техники, местности и дорог, дезинфекцию личного состава, маскировку войск и объектов аэрозолями, нанесение маскирующих пенных покрытий на вооружение и военную технику способность выполнять задания увеличивается в 1,5 раза».
Кстати, UBP в приведенной выше цитате означает «универсальная боевая платформа» — привет господам из Daimler, которые, надеюсь, расспросят своих российских партнеров в Набережных Челнах о семействе Mustang подробнее».
Но что-то пошло не так. Судите сами: официальной информации о поставке АРС-16 в войска нет. На «Армии-2020» был представлен образец АРС-16 на шасси КАМАЗ-53501, но пояснительных табличек рядом не оказалось. Даже многие офицеры, представившие технику РХБЗ на уличной площадке, растерялись и не смогли ответить на элементарный вопрос о выставке: «Что это такое?»
се, что мне удалось выяснить из разряда «в прессу», заключается в коротком предложении: не Минобороны России начало показ новости на стенде Минобороны РФ. Означает ли все это, что образец не прошел испытания, или разработчик продукта решил таким нестандартным способом напомнить о каких-то задержках?