- Модификации штурмовика Ил-2
- Характеристики Ил-2
- CODYCROSS Подводный мир Группа 22 ГОЛОВОЛОМКА 5
- 3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942.
- 2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977)
- Кузница рекордов
- Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
- Конструкция
- Поразительная живучесть
- CODYCROSS миры
- Требования военных
- «Илы» против «Тигров» и «Пантер»
- 4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2.
- Дешево, но надежно
- Нужны как воздух
Модификации штурмовика Ил-2
БШ-2 (ЦКБ-55, ДБШ) — двухместный бронированный штурмовик с двигателем АМ-35 (1350 л.с.). Смешанная конструкция: передняя часть фузеляжа – бронекорпус; хвостовая часть – деревянная, склеенная из березового шпона и фанеры; крыло и оперение – дюралюминиевые. Вооружение: 400-600 кг бомб. Государственные экзамены были проведены в апреле 1940 года. Скорость над сушей – 362 км/ч. Было выпущено два экземпляра (№1 и №2).
ЦКБ-57 — опытный бронированный штурмовик, переделанный под установку двигателя АМ-38 (1600 л.с.). На ЦКБ-55 № 1 вместо кабины стрелка установили бензобак и 12-мм бронепреграду, за фонарем разместили длинный непрозрачный обтекатель. Для повышения продольной устойчивости центроплан был сдвинут вперед, консолям крыла придана стреловидность 5°, увеличена площадь стабилизатора. Вооружение оставалось пулеметным. Испытания проводились в октябре 1940 года. Скорость на земле была 423 км/ч.
ЦКБ-55П (пушечный) — модифицированный одноместный ЦКБ-55 № 2 с двигателем АМ-38. Крыло было перестроено под установку двух пушек ПТБ-23. Для лучшей обзорности двигатель опущен на 175 мм, а сиденье и фонарь подняты на 50 мм соответственно, изменены контуры капота. Для защиты головы летчика сзади установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель, за форму которого самолет прозвали «горбатым».
Толщина бронекорпуса увеличена. Вооружение: две 23-мм пушки, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82. После испытаний в воздухе орудие было решено заменить из-за большой мощности. Самолет с установленными серыми пушками ШВАК в январе 1941 г получил обозначение Ил-2. В феврале — марте были проведены госиспытания, на которых была получена скорость на земле 433 км/ч. Таким образом, машина стала эталоном серии.
Ил-2 одноместный – серионный. Первый самолет был выпущен в марте 1941 года и соотвествовал эталону. В апреле на Ил-2 испытывалась пушка ВЯ-23. Вооружение: две пушки ШВАК (до 500 снарядов) или две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), восемь снарядов РС-82 и бомбы массой 400-600 кг. В серийных машинах был увеличен запас топлива. Полетная масса достигала 5873 кг. Скорость у земли 372-382 км/ч. К июню 1941 г было построено 249 самолетов.
Ил-2 М-82 (сентябрь 1941 г.) — запасной вариант с двигателем М-82 для бесперебойного выпуска ИЛ-2 в случае отсутствия двигателей АМ-38. На серийном Ил-2 сняли переднюю часть бронекорпуса с двигателем и всеми системами. Установленный двигатель воздушного охлаждения М-82 не был бронирован, а прикрывался дюралюминиевым капотом с управляемой «юбкой».
Бензобак рубки снят, а на его месте в бронекорпусе установлена стреловидная рубка с бронефонарем и 12,7-мм пулеметом БТ на шкворневой установке. Основное вооружение осталось без изменений. Отмечено компьютерное снижение скорости – 365 км/ч у земли. Однако в апреле 1942 г. Самолет прошел госиспытания и был рекомендован к выпуску, но серийно не строился.
Характеристики Ил-2
Страна: СССР Тип: Штурмовик Год выпуска: 1940 г. Екипаж: 2 человека Двигатель: 1 х АМ-38Ф пачистю 1750 л.с. Максимальная скорость: 405 км/ч Практический потолок: 6900 м Дальность полета: 685 км Масса пустого: Неизвестна Максимальная взлетная масса: Неизвестна Размах крыла: 14,6 м Длина: 11,6 м Высота: Неизвестно Площадь крыла: Неизвестно Вооружение: 2 х 20-мм пушка ШВАК, 1 х 12,7-мм пулеметы БТ, 2 х 7,62-мм пулеметы ШКАС Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг на внутренней подвеске (с пушками НС-37 — 200 кг
Ил-2 с пушками Ш-37 В конце 1941 г была предпринята попытка увеличить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37, вместо двух ШВАК. Из-за больших размеров орудия и магазина (на 40 снарядов) его пришлось разместить под крылом в объемном обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200-кг бомбы. Построена малая серия.
Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) — двухместный вариант с оборонительным вооружением. В свете фузеляжа был несний минимальные изменения – на кромочном вырезе в горгулье монтировались полутурельная установка с пулеметом БТ и небронированный фонарь, откидывающийся вправо.
Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре снаряда РС-132, 400-600 кг бомб.
Полетная масса машины возросла до 270 кг. В марте 1942 г начались заводские испытания. Скорость с мотором АМ-38 по сравнению с одноместным Ил-2 снизилась до 26 км/ч, техника пилотирования почти не изменилась. Самолет был запущен в крупносерийное производство. В октябре 1942 г. Двухместный Ил-2 впервые принял участие в боевых действиях. Было разработано несколько вариантов кабины стрелка с пулеметом, полностью закрытой.
Ил-2 с блистерной пулеметной установкой — опытный вариант 1942 г. По образцу Ил-2 М-82 кабина стрелка с пулеметом БТ была полностью бронирована. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и бронелистом в выдвижном фонаре. Для оборудования кабины фюзеляжный бак сняли и заменили двумя бронированными баками, расположенными в бомбоотсеках центроплана. В серию этот вариант не пошел из-за большого объема конструктивных изменений и, главное, вдвое сниженной бомбовой нагрузки.
Ил-2 с экранированной турелью МВ-З — опытный вариант, 1942 г. Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные сектора обстрела, но громоздкий полукруглый экран создавал большое сопротивление, ухудшавшее летные данные. Кроме того, в зависимости от серии и завода-изготовителя, на серийные двухместные Ил-2 устанавливались раскрывающиеся фонари стрелка, отличающиеся размерами и формой.
Ил-2 двухместный с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л.с.). Модификация мотора позволила использовать более доступный низкооктановый бензин. На впускной патрубок карбюратора был установлен фильтр, благодаря которому повысилась надежность работы и долговечность двигателя. Изменения в системе управления рулями улучшили продольную устойчивость самолета.
Разработана и установлена новая башня под БТ с увеличенными секторами обстрела. Проведены конструктивные и некоторые аэродинамические доработки, улучшены летно-технические, маневренные и взлетно-посадочные данные. Выпускался серийно с января 1943 г.
Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) – учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине место инструктора было оборудовано вторым органом управления. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два шраплея РС-82 и 200 кг бомб. Скорость – 396 км/ч по суше. Техника пилотирования была упрощена. Подобные модификации производились силами фронтовых войск в полевых мастерских. Выпускался малой серией в 1943-45 гг.
Ил-2 «противотанковый» — двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными пушками НС-37. Разработан в марте — апреле 1943 года. Пушки устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточная подача на 50 снарядов размещалась в секциях крыла. Вооружение также включало крыльевые пулеметы ШКАС и УБТ. Бомбовая нагрузка – 200 кг. Несмотря на увеличение полетной массы на 760 кг, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 несколько отличалась от управления обычным Ил-2.
Однако он был несколько инертен при маневрировании. Технический сопад отметил простоту монтажа орудия и удобство его обслуживания. С июля по декабрь 1943 г военные испытания Первые самолеты были использованы в июле 1943 года в Курской битве против скопления качественных танков. Пушки НС-37 могли поражать любые танки вплоть до Pz VI «Тигр».
Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.
Весной 1945 г. Ил-2 с подарочными пушками НС-45 успешно прошел испытания. В сериале он не стартовал из-за окончания войны.
Ил-2И («истребитель бомбардировщиков») — одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Освобожден в июле 1943 года по заданию ГКО. Он предназначался для уничтожения бомбардировщиков, транспортных самолетов и подавления средств ПВО. Крыло усилено, сняты пулеметы ШКАС, бомбовое вооружение и узловатые контейнеры снарядов РС. Были установлены две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов каждая) и замки для подвески двух 250-кг бомб. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м – 415 км/ч. Серийно не выпускался.
Ил-2КР — корректор артиллерийского огня. С лета 1943 г выпускался небольшими сериями. Серийные Ил-2 переоборудовали во фронтовых частях под артиллерийские разведчики. Внешне Ил-2КР отличался от обычного Ил-2 стоячей радиоантенной, закрепленной на козырьке фонаря пилота. Более мощная, с большей дальностью действия радиостанция была установлена в кабине за бронепоясом пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, камеру разместили в хвостовой части фюзеляжа.
Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой» — модификация с новым крылом. Летом 1943 г. Консоли крыла были реконструированы с целью смещения центра самолета вперед, чему мешало размещение стрелка с пулеметом. Угол стреловидности крыла по передней кромке довели до 15°. Серийный выпуск двухместных Ил-2 АМ-38Ф «со стрелкой» заводы бангил начали только в конце 1943 г. С 1945 г. Ил-2 всех вариантов стали выпускать с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовой частью фюзеляжа.
Штурмовик Ил-10 — глубокая модернизация ИЛ-2
CODYCROSS Подводный мир Группа 22 ГОЛОВОЛОМКА 5
- Квакающее земноводное
- Фрукты зеленого масла в гуакамоле
- Европейский регион, в который входит Македония
- Часть слова, состояние статьи
- Навес с лавочками, стоящий во дворе дома
- Организм, питающийся растениями
- Глава изенгарда из трилогии вслателин колец
- Стандартный стиль одежды для работы в оупен-спейсе
- Группа спортимно
3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942.
Конструкторы назвали разработанный ими самолет «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным флагутом» (Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли ее «чумой» (Schwarzer Tod, дословно: «черная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий в Великой Отечественной войне, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 г началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940 г).
Первые серийные Ил-2 были выпущены в феврале 1941 г в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 г завод был эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно выпускался также на авиазаводах №1 и №18 в Куйбышеве, на авиазаводе №30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74% было произведено в Куйбышеве 26 888 шт.. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолет выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Опытный образец — БШ-2 (заводская модификация ЦКБ-55) совершил первый полет 2 октября 1939 г. (Леотчик-испытатель В. К. Коккинаки).
2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977)
Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик массового массового богового файота в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, инженер-генерал (1967; с 1971 — инженер-генерал), академик АН СССР (1968). ×
Кузница рекордов
На всю жизнь у него осталась память о полетах — шрам. Он виден на фотографиях Ильюшина — трудно его не отратить на понятную бровь. С 1936 года Ильюшин — главный конструктор ОКБ Менжинского завода. С тех пор ему это почти удалось.
Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, боялись и уважали студенты, оплакивало начальство. Однажды Сталин даже пригласил авиаконструктора провести несколько дней на знаменитой даче Кунцева. Любовь вождя — живущая обоюдуострая, в обойме монет она могла обернуться против фотографии. Но в Ильюшина генсек верил. Потому что он увидел в нем сильный характер.
Высота вокруг: как первая российская школа авиаторов стала элитной Почему юбилей Качинской летней школы превратился в грустный праздник
Вся его жизнь текла от плана к плану, шаг за шагом. У него была команда: «Если ты хочешь сделать что-то серьезное, ты ничего не сделаешь в восемь часов». Иногда казалось, что Ильюшин просто не замечает ничего другого — только чертежи и постановку. Единственная работа. Никаких житейских катаклизмов, никаких отклонений от курса.
Но каждый самолет — это целая история, от проектов и споров до реализации и испытаний. А потом — релиз, а потом — упольшевствования и, ночение, замысел следующей модели. Мысль опачывала всю советскую индустрию — потому что «Илы» производились и в Казани, и в Ташкенте, и в Минске… И весь земной шар, который тысячи раз облетали ильюшинские самолеты.
На илюшинской машине ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки папил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты для сухопутного самолета с коммерческой нагрузкой 500 кг. Предыдущее достижение францаца Синьерина Коккинаки перекрил на 1173 м, поднявши на высоту 11458 м.
Русский богатырь и летающая лодка: самый большой летательный аппарат в мире
А потом повторы пошли вереницей. Наиболее известен перелет из подмосковного Щелкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, длившийся более суток. Это был рекорд дальности полета — 7580 км. И Коккинаки, и штурман Александр Бряндинский были тогда удостоены звания Героев Советского Союза. Ильюшин остался на тот момент без звезды.
Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
В ходе серийного производства мощность оружия увеличивалась. С 1943 г. Под крылом самолета установили две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетехники была особенно повышена при создании малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.
При попадании в цель бомба массой 1,5 кг пробивала броню толщиной до 70 мм. В бомбоотсеке Ил-2 размещалось до 192 авиабомб. Сброшенные в одном направлении, с высоты 75-100 м, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15 х 70 м.
Всего за годы войны предприятиями авиационной промышленности было построено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.
Базовые модификации штурмовика Ил-2
Конструкция
Одномоторный самолет смешанной конструкции. Главной особенностью является включение брони в силовую схему самолета.
Броня корпуса заменила каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус — скрепленный болтами из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), прикрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал еще и наводчика). Прозрачная лобовая броня рубки козырька имела толщину 64 мм и была способна выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули с нулевой дистанции.
Самолет изначально был рассчитан на два места. Существует распространенное ошибочное мнение, что Ильюшин был вынужден переделывать штурмовик в одноцелевую машину по заданию военного руководства страны. Как известно, отсутствие оборонительного вооружения Ил-2 было связано с неоправданно большими потерями этих самолетов в первый год Великой Отечественной войны
Фактически самолет заказывался как двухместный, а его одноместный вариант был инициативой самого Ильюшина, так как БШ-2 на испытаниях показал неудовлетворительные летные характеристики — его скорость, высота и дальность были ниже заявленных требований. ВВС.
В то же время над бронированным штурмовиком работали и другие советские конструкторы. Чтобы сохранить свой штурмовик в условиях конкуренции с другими КБ, Ильюшин в инициативном порядке создал его одноместный вариант. Борт-стрелок был удалён, что этого требовало объёма бронекорпуса; вместо стрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование задней центровки по массе, что также вызывало нарекания — ухудшало управляемость. Экономичная масса позволяла штурмовику удовлетворить требования по скорости, а дополнительный бак увеличивал дальность полета.
Поразительная живучесть
Во всех крупных операциях, проведенных Красной Армией в 1944–1945 годах, важную роль сыграли штурмовики. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой увеличивалось из месяца в месяц, потери Ил-2 оставались высокими. При этом при наиболее значительных повреждениях планера с разрушением силовых агрегатов машины благополучно вернулись на свою территорию и даже сели на аэродромы. Трудно сказать, сколько членов экипажа удалось таким образом спасти.
При штурме Будапешта нашими войсками и отражении многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие «Илы» десантировались десятками выстрелов из фюзеляжа, винтовок, самолетов… 7 января 1945 г. Ил-2 210-го штурмового авиационного полка (10-й штурмовой корпус) зенитный снаряд повредил рулевую колонку, но летчик младший лейтенант П.А. Таранович, перетянул линию фронта и потерял продуцируемую посадку в поле, изритом окопами. При этом произошла деформация фузеляжа со смещением узлов, машина была разобрана на части, но пилот и стрелок не пострадали.
Наши простифичные живые самолеты не требуются ни наши простифики, ни аллати. Хотя формально немецкий Hs 129 можно считать бронированным штурмовиком, он не получил распространения, и большую часть войны с наземными войсками на поле боя взаимодействовали пикирующие бомбардировщики Ju 87», «Тандерболт» и другие.
CODYCROSS миры
- Планета земля
- Подводный мир
- Изобретения
- времена года
- В цирке
- Транспорт
- Искусство кулинарии
- Виды спорта
- Фауна и флора
- Древний Египет
- Парк с аттракционами
- Средневековье
- Париж
- Казино
- В библиотеке
- Научная лаборатория
- На дворе 70-е
- Зоомагазин
- Ню-йорк, ню-йорк!
- В кино
- Обод
- Дикий запад
- В аэропорту
- На ферме
- Лондон
- В универмаге
- Показ мод
- На курорте
- Удивительная Япония
- Концертный зал
- Телестудия
- Дом, милый дом
- Круизный лайнер
- Греция
- Мир маленьких вещей
- Мы едем на поезде
- Музей искусств
- Аквапарк
- Поездка в Бразилию
- восемнадцатый
- Время спа
- Приключения в кемпинге
- Поездка в Испанию
- Вымышленный мир
- Исполнительские искусства
- Освоение космоса
- Студенческая жизнь
- Игры
- Месопотамия
- Город будущего
- Австралия
- Остров сокровищ
- Мы следим за временем
Требования военных
После непродолжительных испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспилотным полетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет был принят в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военным требовалось увеличить дальность полета, усилить вооружение и установить более мощный, но не скоростной мотор АМ-38, в результате получился одноместный вариант, встретивший войну летом 1941 года. Правда, к этому времени было выпущено всего 249 «Илов», и освоить машину смогли лишь немногие летчики.
Ожесточенные бои подтвердили правильность замысла Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы противника на переднем крае и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим большие потери понесла штурмовая авиация.
Таким образом, в самые жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели совершал в среднем всего 13 боевых вылетов. Поэтому наиболее частые и распространенные пожелания фронтовиков сводились к необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.
Перед главным конструктором стояла задача быстро провести доводку так, чтобы серийное производство никоим образом не сократилось. Поэтому рубку с крупнокалиберным пулеметом монтировали вне бронекорпуса; такие машины стали выпускать с осени 1942 года.
Можно показать, что в развитии штурмовика было противоречие. Ведь в начале войны, когда «Мессершмитты» фактически господствовали в небе и имели возможность расстреливать одноместные «Илы» из задней полусферы с близких дистанций, его защита стрелками была бы кстати. Потом, когда количество и качество нашей истребительной авиации увеличилось, можно было надежно прикрывать выходящих на задание штурмовиков, так что их радиострелки вроде бы уже не нужны.
Но это не так. Так как «Илы» действовали на поле боя и с малых высот, небронированные «Лавочкины» и «Яковлевы» не могли без серьезного риска пойти ко дну — а значит, надежно защитить штурмовиков, и здесь все надежды были на скорость и точность стрельбы воздушный пистолет.
Читайте также: Истребитель СУ-30СМ, технические характеристики ТТХ, двигатель и вооружение самолета, боевое применение 2020- 2020
«Илы» против «Тигров» и «Пантер»
Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не был противотанковым самолетом. Ведь пушки ВЯ-23 и уж тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелых бронемашинах. Попасть в танк фугасной бомбой или средневысотным реактивным снарядом можно было только случайно. Все изменилось с принятием на вооружение ВВС КА кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова.
При сбросе с высоты 75–100 метров с каждого самолета Ил-2 до 192 бомб создавали полосу шириной примерно 15 метров и длиной 70 метров, в которой находились все цели, включая новейшие «Тигры» и «Пантеры» сгорел. Впервые массово примененные 5 июля 1943 года во время Курской битвы, наши штурмовики этими бомбами нанесли огромный урон бронетехнике и вынудили немецких танкистов отказаться от применения сосредоточенных соединений.
В ходе боевых действий росло мастерство летчиков-штурмовиков. Александр Ефимов, совершивший за годы войны 222 успешных боевых вылета в основном в составе 198-го штурмового авиационного полка, нанес огромный урон живой силе и технике противника, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии стал авиационным маршала, подчеркнул роль ведущих групп в бесплатной игре задании при минимальных потерях.
Опытные и грамотные руководители стремились поразить цель там, где их не ждала ПВО противника, точно оценивали воздушную обстановку, всегда «собирали» группу при выходе, не давая истребителям противника добить поврежденные машины.
Операция «Багратион», 75-летие которой отмечалось совсем недавно, стала одной из самых успешных из тех, что проводила Красная Армия в третьем периоде Великой Отечественной войны. В ее ходе большай часть групп армий «Центр» разгромлена большай часть групп армий «Центр», большая часть групп армий «Центр», оборудование территорий Белоруссии и уго-восток Прибалтики.
Огромный вклад в эту победу внесла наша авиация, и штурмовики (к началу операции во всех четырех воздушных армиях было 1744 Ил-2), казалось, были просто повсюду. Массированных ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 г оказалось немного, но штурмовики действовали эшелонированно, а эскадрильи часто меняли друг друга в воздухе. Ущерб противника был огромен, что подтверждали и сами немцы, которым посчастливилось выжить.
Так, командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель заявлял в плену: «В настоящей операции, в успехах русских войск, первостепенную роль сыграла авиация. Она повлияла, уже совершенно ясно, на ход всей летнего похода на центральном участке фронта.Примененные в большом количестве штурмовики оказались эффективным средством срыва намеченного отвода войск на новые рубежи обороны.
Нарушив походный порядок колонн,вызвав панику, русская авиация сделала не позволять нашим частям оказывать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина. Моральное воздействие рейдов на армию было исключительно велико».
4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2.
Дешево, но надежно
Сразу после войны Ильюшина захватили мирные проекты. Конечно, он продолжал разрабатывать истребители, но больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Еще в годы войны он начал делать зарисовки машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомб.
Так появился Ил-14, имевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. В полярной авиации он долгое время оставался незаменимым. Такие самолеты использовались и в первом в мире полярном полете атомного ледокола «Арктика», и в знаменитых лыжных походах на Северный полюс, сопровождая путешественников с неба. Следующая машина ОКБ Ильюшина, четырехмоторный турбовинтовой Ил-18, на полтора десятилетия стал одним из основных магистральных самолетов Аэрофлота. В апреле 1959 года Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.
На чем лететь навстречу веку Отечественной гражданской авиации исполняется 95 лет
В начале 1960-х правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолет мирового уровня, который мог бы без посадки летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Ильюшин взялся за дело. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в коробистем к празднику даты — 50-летию Октября.
Долгое время Ил-62 также был официальным правительственным самолетом глав Советского Союза и России. Да и в наше время лидер Северной Кореи Ким Чен Ын использует один из двух принадлежащих Air Koryo Ил-62М в качестве личного самолета.
Был у Ильюшина девиз: «Просто, но качество, дешепо, но надежно!» Тут поддерживает рождений крестский практицизм. Ильюшин гордился тем, что у него работает в два-три раза меньше сотрудников, чем на «фирме Туполева». Авиаконструкторы в СССР были привилегированной кастой — и, как говорится, обычно не гнушались залезть в карман государства за лишний рубль. И для Ильюшина экономичность тоже была делом чести.
Фото: РИА Новости/Иван Шагин Сергей Ильюшин
Он не оплакивал журналистов — не любил позировать и давать интервью и даже молчал на заседаниях Академии наук. Я переоценил свое время. Избегал праздников и шумихи. В своей тарелке он чувствовал себя только тогда, когда был в гуще строительных работ. Все остальное было опущено, насколько это возможно.
Первые женщины-рекордсменки в истории мировой авиации Их история — к 120-летию со дня рождения легендарной летчицы Амелии Эрхарт
За пунктуальность, за напряжённость коллеги называли его чистоплотным. Ильюшин был убежден, что надежный самолет начинается с внутренней дисциплины конструктора, и оставался верен своим привычкам на протяжении десятилетий. А за умение доводить любой новаторский проект до уровня технологической наглядности Ильюшин считался мастером простых решений.
Нужны как воздух
Ил-2 — это не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной войны. С этим штурмовиком Красная Армия прошла всю войну. Пехота называла броневик весомым в четыре с лишним тны летающим танком. «Самолеты Ил-2 нужни нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких кораблей, сбил 27 самолетов, разрушил пять мостов, привел в негодность почти 700 единиц боевой техники противника.
На пути к рекорду история беспилотного полета Валерии Чкаловой, Георгия Байдукова и Александры Беляковой, открывшая новую страницу в развитии авиации
На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории летчик, удостоенный звезды Героя и за фронт, и за полет в космос. Эму принадлежит к такому же, пожалуй, выразительному мнению о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, прочему что неприхотлива, надежна. Мы горели, конечно, потому что фашисты стреляли в лоб, но Иль спас, потому что можно было сидеть и в болоте, и в лесу, и на переднем крае.. берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В обеспекты, нашенская была машина, она выручала не раз, а протом ей, а между, и Ильюшину, жизнь своей общей!»
307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны совершил Василий Васильевич Решетников — старейший из ныне здравствующих Героев Советского Союза. Он летал за рулем другой машины Ильюшина, дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).
В начале войны как фронтовые, так и тыловые заслуги награждались скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда судьба битвы за Москву еще не была решена, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. За годы войны наши заводы выпустили около 137 тыс самолеты. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!
Самым массовым реактивным бомбардировщиком в истории авиации также является детище Ильюшина Ил-28. Еще одна передовая машина, удерживавшая лидерство в своем классе с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Ил-28 разместили на Кубе накануне Карибского кризиса. Бомбардировщики Ильюшина участвовали в непосредственных испытаниях атомного оружия.
С дальним прицелом: как в России придумали бомбадировсчики Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе
Стоит ли удивляться, что царственный вологжанин обогнал всех коллег, в том числе и собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна Государстенна, Ленинская премия, три звезды Героя Труда.