История автомобиля
Еще до своего появления ГАЗ-Атаман возник в середине 1990-х, когда горьковское предприятие было в тисках кризиса перепроизводства постоянно растущей Волги. Людей, стоявших в те годы у руля завода, всерьез стала беспокоить задача сохранения мощностей цеха для легковых автомобилей. Выход был найден почти сразу.
На платформе уже уверенной в себе легковушки (Волги) смогли сконструировать пикап «Бурлак», который обещал завоевать новейшую полку авторынка. Хотя изменений было не так уж и много, но они были весьма значительными.
ГАЗ Бурлак
Так как пришлось увеличить днище пикапа на 300 миллиметров, это повлекло за собой удлинение карданного вала и колодок ручника. Кроме того, потребовалось усилить подвеску и оснастить заднюю часть автомобиля рамой, которая анкеровалась с лонжеронами.
Но вдруг капризы рынка позволили исправить ситуацию с «Волгой», хотя с грузовиками по-прежнему не ладилось. Поэтому понятно, почему «Бурлака» решили отправить в грузовой выпуск, где родился пикап ГАЗ-2307 в силу ряда факторов (маленький брызговик и обилие некоторых вариантов монтажных позиций) его платформы.
Эта машина представляла собой невозможное сосуществование грузовика ГАЗ-3307 (где была оригинальная носовая часть) и транспортной базы типа «Волга» на шасси «бурлак». Практически это был прототип «Атамана».
После этого автомобиль был оснащен рамой, индивидуальным шкивом и целым перечнем силовых агрегатов, в котором были 4-цилиндровый бензиновый двигатель, V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель и 4-цилиндровый турбированный дизель.
Автомобиль ГАЗ-Атаман сумел создать такую модель, которая смогла произвести настоящий фурор. Многие даже не ожидали такого пикапа.
Если говорить о полноприводной машине ГАЗ-2308 «Атаман» и ее вариациях с задним приводом ГАЗ-2309, которую в шутку называли «Атаманша», то обе машины выглядели довольно сложно и смешно.
На самом деле у автомобилей все было на месте, но значительное количество присутствующих на мероприятии, увидевших модель, начали улыбаться. В этой статье будет рассказ о газ 3106 атаман 2 и газ 2308 атаман.
Семейство
Конструкторы этого внедорожника хотели сделать из него универсальную платформу для создания других моделей со схожими характеристиками. Поэтому при испытаниях ГАЗ-2308 «Атаман» было разработано несколько автомобилей:
- ГАЗ-2309. Эта машина была только переднеприводной.
- ГАЗ-2308 «Атаман Ермак». Он сделан в кузове универсал.
- ГАЗ-230812. Это пикап с двойной кабиной и закрытым кузовом.
Кстати, когда «Атаман Ермак» был представлен публике, он позиционировался как транспортное средство для перевозки десяти человек. После появления велись работы по созданию семиместной и пятиместной модификаций, кузова которых были укорочены.
Конструкторы Горьковского завода планировали создать еще два десятка моделей, построенных на базе ГАЗ-2308. Все они должны были быть разными по комплектации и оснащению. Однако свет увидели только три новые модели. Спустя годы платформа «Атаман» была задействована при создании моделей 3106 и 2169.
ГАЗ-3106: работа над ошибками
Как-то тихонько забыли об огромном Атамане-Бурлаке, но завод работал на ГАЗ-3106. Базу уменьшили до 2670 мм, «успокоили» конструкцию, убрав упрямые хомячьи характеристики и приблизив внешний вид к среднему для внедорожников тех лет.
Вторая версия ГАЗ-3106 с доработанными деталями.
Салон ГАЗ-3106 следующей итерации выглядел убедительно. Всего один рычаг отвечал за управление полным приводом, пониженной передачей и блокировкой дифференциала.
Автомобиль с клиренсом 200 мм и раздаточной коробкой с понижающей передачей 2,68 теперь позиционировался как автомобиль представительского класса. Планировали заволжский ЗМЗ-4064 с турбированным двигателем (никогда не думал) мощностью 205 л.с при 4800 об/мин. Салон был отделан настолько богато, насколько завод мог себе позволить на тот момент, даже предлагался вариант с раздельными задними сиденьями. Первые тесты произвели хорошее впечатление — с поправкой на ошибки, присущие прототипам.
Сзади «люксовому» внедорожнику оказалось тесновато. Но эту проблему можно решить.
Уменьшение базы привело к тесноте на заднем сиденье. Да и задняя дверь, особенно для роскошной машины, оказалась слишком узкой. Однако это можно было бы улучшить, и двигатель мог бы быть более жизнеспособным, хотя и не таким мощным.
Заводские испытания прошли ГАЗ-3106 с более повседневным дизайном по сравнению с версией 1999 года.
Самые аварийные автомобили XXI века
Но мало кто верил заявленным планам начать производство к 2006 году даже на заводе. Слишком много странных и сомнительных проектов было начато на ГАЗе в те годы, начиная с новой Волги собственной разработки и заканчивая Волгой-Сибер и ныне забытым фургоном Maxus.
С экономической точки зрения история бензиновых внедорожников логично закончилась на рубеже веков. Да и неизвестно, сможет ли ГАЗ-3106 потеснить УАЗ на рынке, а уж тем более — конкурировать с иномарками. Немного обидно даже не за эти машины, которые не выпускались серийно, а скорее за романтическую эпоху смелых, но часто авантюрных проектов, наивных порывов сделать что-то необычное — свое, и не менее наивной веры в то, что может случиться.
Экстерьер
Если принять во внимание внешний вид модели, то он вызывает довольно смешанные чувства. Автомобиль получил 16-дюймовые колесные диски, что положительно сказалось на внешности. Колесная база достигает в длину 3100 миллиметров.
Чтобы лучше понять это, можно сравнить ее со знаменитой Волгой, у которой этот параметр меньше на 300 миллиметров. Дорожный просвет автомобиля Горьковского автозавода составляет 215 миллиметров, что говорит об отменных качествах проходимости.
Кузов размещен достаточно высоко над землей и с помощью подножек можно легко попасть в пикап. Например, модель ГАЗ-3106 получила выразительную внешность. Первые модели имели «лобатную» кабину, что могло немного смущать. Со временем были выпущены более поздние версии Jeep».
Грациозные и уверенные линии на внешней стороне пикапа говорят о смелых качествах автомобиля, его динамичности, плавности хода и способности не останавливаться там, где хорошего дорожного покрытия просто нет. Эта модель уже немного походила на иномарку.
Внушительные габариты
Внедорожный характер автомобиля подчеркивают внушительные габариты: 5060/1910/2070 мм. Колесная база составляет 3100 мм. Для сравнения стоит сказать, что у Волги этот показатель меньше 300 мм. Клиренс «Атамана» составляет 215 мм, что свидетельствует о хорошей проходимости. Кузов размещен достаточно высоко от земли, но благодаря подставкам для ног садиться в машину удобно. Салон автомобиля очень просторный, а благодаря широким окнам с обзором проблем нет. О дизайне салона много говорить не приходится. В 90-е это считалось неплохим, а сейчас это уже пережиток прошлого. В салоне все просто и в принципе практично.
Интерьер
Трехместная кабина обеих машин отличалась избытком простора. Благодаря тому, что была установлена большая площадь остекления, была отличная обзорность, что очень важно. Если говорить о самом салоне, то на пикапе он был грузовым и спартанским.
Отличный задний привод и полный привод, кроме разве что количества рычагов переключения передач. Внедорожная версия имела 5-ступенчатую механическую коробку передач вместе с парой дополнений.
К ним относятся понижающая передача и блокируемый межосевой дифференциал. Водительское сиденье было отделено от пассажирского.
Приборная панель имела много общего с грузовиками Горьковского автозавода. На ней самый большой датчик был возложен на спидометр. Рулевое колесо получило двухспицевую форму и не очень тонкий обод.
Какой можно сделать вывод?
Внедорожник ГАЗ-3106 при первых практических испытаниях показал приемлемые результаты. Помимо удовлетворительных технических показателей, испытателям понравился уровень комфорта внутри салона. Все органы управления находятся в прямом доступе, лобовое стекло обеспечивает хороший обзор, грузовое сиденье позволяет без дискомфорта проехать много километров.
После международной выставки 3106 заинтересовались не только в России, но и за рубежом. Несмотря на большой спрос, довести проект до серийного производства не удалось. Официальная причина не озвучена, есть только догадки и информация из неподтвержденных источников.
Волга ГАЗ-3106 – еще один перспективный проект от отечественного производителя, так и не дошедший до конечного потребителя. Если в первые годы после выставки люди думали, что вскоре можно будет купить внедорожник, то сейчас об этом все забыли и уже не ждут серийного производства.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Если говорить о двигателях, то у пикапов они были с разными характеристиками. Атаман получил V-образную 100-сильную грузовую «восьмерку», рабочий объем которой составлял 4,25 литра. А вот заднеприводная версия уже имела четырехцилиндровую силовую установку объемом 2,89 литра, мощность которой также составляла 100 лошадиных сил.
Перечень силовых агрегатов для такой машины был представлен двумя двигателями, в том числе наличием 4-цилиндрового 2,5-литрового бензинового мотора, развивавшего до 150 лошадей, и 4-цилиндрового дизеля, выдававшего 110 лошадиных сил.
Аналогичный двигатель был оснащен промежуточным охладителем и турбокомпрессором. Такие двигатели позволяли автомобилю развивать скорость до 120-140 км/ч.Но нельзя сказать, что у силовых агрегатов был маленький аппетит — около 15,8 литров на сотню в городском режиме.
Хотя не стоит забывать, что транспортное средство покупалось не для городских поездок, а также такой большой расход топлива оправдан массой, габаритами и мощностью.
Что касается педального узла, то, в частности, педаль сцепления нажималась очень сильно, что требовало больших усилий. Более новые варианты пикапа получили рядные 4-цилиндровые бензиновые и 5-цилиндровые дизельные силовые агрегаты ГАЗ 560 («STEYR») и V-образные шести- и восьмицилиндровые бензиновые двигатели.
Вариант автомобиля ГАЗ-3106 разрабатывался конструкторами автозавода, а дебютный вариант производился совместно с инжиниринговой компанией из Америки Venture».
Трансмиссия
Наряду с аналогичными силовыми агрегатами пикап работал с пятиступенчатой механической коробкой передач, получившей постоянно активную систему полного привода и блокируемый межосевой дифференциал.
Подвеска
Пройдя специальные участки булыжника, они дали возможность в полной мере оценить преимущества бегового оборудования. Чувствовалось, что горьковские специалисты потратили на это много часов. К счастью, компромисс был достигнут.
Удалось свести «тряску» к минимуму, а также придать машине хорошую грузоподъемность — 800 килограммов. Основное преимущество было связано с длинноходными рессорами спереди и подвеской с листовыми рессорами сзади.
Заднеприводная версия, стоявшая на рыхлом песке, вдруг начала закапываться, подчеркивая свою заднеприводную сущность.
У полноприводной версии почти не было проблем с песком, более того, она даже умудрялась вытаскивать заднеприводную версию «Атамана» и продолжала бороздить пересеченную местность во всех направлениях.
Короче говоря, передняя часть автомобиля имеет рычажную подвеску, где есть поперечный стабилизатор и винтовая пружина. А сзади подвеска имеет поперечный стабилизатор, разрезную балку моста и рессоры.
Конструкторы Горьковского автозавода хорошо поработали над техническим оснащением автомобиля, в результате модель отличалась отличной проходимостью, значительным дорожным просветом, что в сочетании с системой полного привода делало это настоящий внедорожник.
Рулевое управление
Он был у всех версий пикапа, он был оснащен гидроусилителем руля и он отлично работал из-за своей легкости.
Тормозная система
Тормозные механизмы ГАЗ-Атаман представлены дисковыми агрегатами спереди и барабанными сзади.
Более поздние модели 3106 получили антиблокировочную тормозную систему, которая не только повышает высокую проходимость машины, но и делает ее более устойчивой при движении на высоких скоростях.
Последние версии «Атамана»
С 1996 года модель производится небольшими партиями. Он оснащался теми же двумя двигателями и имел три варианта привода: задний, передний, полный. Автомобиль мог быть накрыт двумя вариантами тента: высоким, имеющим передние окна, и низким, располагающимся вровень с кабиной.
В 2000 году история автомобиля «Атаман» открыла еще одну страницу. Московская компания DISA разработала на своей платформе специальный автомобиль – фургон, предназначенный для инкассаторов. Эта модель могла перевозить трех человек и имела скрытую броню. Кузов модели имел цельносварную конструкцию, а грузовой отсек соединялся с кабиной. Доступ в багажник можно было получить как из кабины, так и через заднюю дверь.
В том же году была изготовлена вторая версия «Атамана». Он был построен на укороченной платформе в 1996 году. Вторая версия внедорожника получила от своего «старшего брата» такие узлы: ведущие мосты, переднюю подвеску, тормоза, рулевое управление, колесные диски.
«Атаман 2» получил номер «3106». Он имел полный привод, раздаточную коробку с многорядной листовой цепью и межосевой дифференциал с возможностью блокировки. Это сочетание придавало автомобилю так называемую «тягу» и изобретательность. А отсутствие промежуточных валов снизило уровень шума в салоне.
Прототип оснащался дизельным двигателем мощностью 141 л.с. Модель стала выглядеть намного привлекательнее, получив более современный дизайн. Однако, несмотря на ряд положительных качеств, второй «Атаман» так и остался прототипом. Он никогда не сходил с конвейера.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Приемлемый дорожный просвет;
- Отличная проходимость автомобиля;
- Это система полного привода;
- Есть гидравлический усилитель руля;
- Мощные силовые агрегаты;
- Неприхотливая модель;
- Много свободного места внутри;
- Мужской силуэт автомобиля;
- Может перевозить около 800 кг багажа;
- Установлена АБС;
- Не бойся плохой дороги;
- На передних колесах дисковые тормоза;
- Хорошая видимость.
Минусы машины
- У модели ГАЗ-2308 довольно скудный и аскетичный салон, какой можно встретить на грузовиках;
- Высокий расход топлива;
- Большие габариты;
- Передняя панель некачественная из пластика;
- Коэффициент аэродинамического сопротивления большой.