Предыстория
Когда была основана компания, названная в ее честь, Джек Нортроп работал дизайнером в компаниях Douglas и Lockheed. Он уже был автором нескольких замечательных самолетов, но его мечтой была разработка «летающих крыльев», за которыми Нортроп видел будущее авиации.
В 1946 году ему наконец удалось материализовать свои идеи в виде тяжелого бомбардировщика ХВ-35. Самолет вызвал большой интерес у военных, но поршневые двигатели к этому времени явно устарели.
Нортропу предложили переоборудовать самолет в реактивный, и он сделал это всего за год.
Модифицированный XB-47 поднялся в воздух в 1947 году, и военные начали размещать заказы. И тут в дело вмешалась коррупция.
Новый министр обороны Джонсон работал с Conware. Секретарь ВВС Саймингтон также был связан с ней. И так уж получилось, что соперником «летающего крыла» был именно самолет Convair B-36 – уже архаичный 6-моторный бегемот. Заказ, отданный Northrop, был отменен.
Но в то же время американские адмиралы, возмущенные сокращением морского бюджета (в выделении средств на доводку Б-36), потребовали проведения судебного разбирательства. Northrop не смогла воспользоваться этой возможностью. В судебном заседании он был встревожен и под присягой показал, что не чувствовал никакого давления и не видел ничего странного в обнулении ордера. История «летающих крыльев» остановилась.
Стелс-бомбардировщик
Спустя десятилетия, в 70-е годы, компания Northrop стала одним из первых участников проекта по созданию малозаметного для радаров самолета. Хотя Lockheed доверили разработку легкого штурмовика-невидимки, было решено, что разработанные технологии можно будет использовать и при строительстве тяжелых дальних бомбардировщиков.
Программа Advanced Technology Bomber (ATB) началась в 1979 году.
Проект Lockheed напоминал увеличенный F-117. Конструкторы Northrop решили воспользоваться опытом компании в создании «летающих крыльев». В 1981 году их проект выиграл конкурс, он получил официальное название В-2 «Спирит». Первый прототип был представлен публике в 1988 году, а первый полет В-2 совершил летом 1989 года.
В ходе разработки концепция бомбардировщика успела претерпеть изменения. Так что изначально самолет должен был быть на большой высоте, но в дальнейшем основным способом прорыва ПВО стала маловысотная авиация.
Конструкция
Бомбардировщик В-2 «Спирит» представляет собой 4-моторный дозвуковой бесхвостый самолет с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана расположена 2-местная кабина, сзади помещение с БРЭО. Высокая автоматизация позволила сократить экипаж самолета до 2 пилотов. Для отдыха и развлечений в каюте есть камбуз, спальное место и туалет.
Бомбовая нагрузка перевозится в 2-х отсеках, на поворотных пусковых установках или обычных бомбодержателях, внешней подвески не предусмотрено.
B-2 может нести до 80 500-фунтовых бомб Mk.82 (включая корректируемые) или до 16 2000-фунтовых бомб Mk.84. Ядерное оружие может включать до 16 термоядерных бомб B61 или B83.
Самолет В-2 оснащен 4 ТРДФ F188 производства General Electric. Они основаны на двигателях F100, используемых в истребителях F-14 и F-16, но без форсажной камеры. Каждый F188 имеет 1-ступенчатую турбину высокого давления с 9-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатую турбину низкого давления с 3-ступенчатым вентилятором.
Двигатели бомбардировщика расположены глубоко в фюзеляже, каждая пара снабжается воздухом через S-образные каналы. Часть воздуха не поступает в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и, таким образом, снижения тепловой сигнатуры. Топливные баки расположены в крыльях и центроплане.
В комплекс радиоэлектронного оборудования бомбардировщика В-2 входят всепогодная радиолокационная, спутниковая и астронавигационная системы AN/APQ-181. В начале 2000-х РЛС модернизировали, установив активные фазированные антенны.
Система управления электрически дистанционная, цифровая.
Только так можно было полностью преодолеть неустойчивость «летающего крыла». Малая заметность достигается целым рядом мер — во-первых, сама выбранная схема уменьшает площадь рассеивания за счет отсутствия хвостового руля направления и киля. Во-вторых, используется упомянутое выше принудительное охлаждение струйных струй.
В-третьих, самолет покрыт радиопоглощающими материалами (композитами на основе углерода и графита). Наконец, бомбардировщик окрашен специальной краской, снижающей возможность визуального обнаружения на дистанциях ок. 40 км.
Технические характеристики B-2 Spirit
Таинственный B-2 Spirit вооружен ядерным оружием, обычными и кассетными бомбами, высокоточным оружием и крылатыми ракетами. Другие особенности самолета включают в себя:
- экипаж — 2 человека;
- длина — 20,90 метра;
- размах крыла – 52,12 метра;
- высота — 5,10 метра;
- площадь крыла — 460 м²;
- масса пустого – 71 700 килограммов;
- нормальный стартовый вес – 152 600 килограммов;
- максимальная взлетная масса – 171 000 килограммов;
- масса топлива – 73 000 килограммов;
- двигатель — двухконтурный ТРД;
- тяговооруженность при нормальной стартовой массе — 0,20 кгс/кг;
- максимальная скорость: 1010 км/ч;
- максимальная дальность полета – 11 100 километров;
- боевая нагрузка — до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации).
Конструкция бомбардировщика
Первое, на что следует обратить внимание в конструкции Northrop B-2 Spirit, — это его форма. «Нортроп» не похож на самолет в обычном понимании — он больше похож на инопланетный корабль, случайно приземлившийся на Землю. Все благодаря конструкции, которая имеет название «Летающее крыло». Такое название разработка получила из-за «литой» формы и отсутствия хвостовой части. Основными конструкционными материалами, используемыми в конструкции Northrop, являются титановые и алюминиевые сплавы и углеродное волокно.
Бомбардировщик оснащен четырьмя турбореактивными двигателями, расположенными в центральной части фюзеляжа. Двигатели размещены глубоко в корпусе, чтобы уменьшить заметность для радиолокационной защиты противника.
В конструкции Northrop B-2 Spirit предусмотрены современные системы малозаметности и навигации. Благодаря им бомбардировщик может длительное время действовать на территории противника незаметно.
Технические характеристики
Дизайн Northrop B-2 действительно впечатляет, но еще больше поражают размеры аппарата. Так длина бортовой части более 20 метров, а размах крыла 52. Конечно, эти размеры гораздо меньше, чем у стандартного бомбардировщика, но и о полной незаметности говорить тоже не стоит.
Бомбардировщик способен преодолеть расстояние в 11 100 километров, но боевые испытания показали цифру в 15 000. При этом самолет может перевозить грузы массой до 171 000 килограммов. Машиной управляет экипаж из 2 человек.
Для удобства информация о свойствах сведена в таблицу:
Длина, ширина, высота | 20,9/52,12/5,1 |
Площадь поверхности в м2 | 460 |
Допустимая масса, не более, кг | 171000 |
Количество двигателей | 4 |
Мощность привода каждого двигателя, кгс | 7700 |
Максимальная скорость, км/ч | 1010 |
Расчетная дальность полета, км | 11 100 |
Практическая дальность полета, км | 15 000 |
Количество пилотов, чел | 2 |
«Нортроп» выделяется среди аналогичных бомбардировщиков не только своими характеристиками, но и специальным вооружением, которое он может нести на борту.
Эксплуатация
Работы по созданию В-2 «Спирит» были завершены в не очень удачное время. Холодная война закончилась, и расходы на оборону резко сократились. В то же время ВВС США уже имели на вооружении два стратегических бомбардировщика — маститый ветеран B-52 и современный сверхзвуковой B-1B. При этом первый самолет был в четыре раза дешевле В-2, а второй — в три раза.
В итоге первая половина 90-х прошла в спорах — а нужен ли вообще стелс-бомбардировщик? В 1997 году вопрос все же решился в пользу «летающего крыла». Всего было построено 20 самолетов, большая часть которых вошла в состав 509 бомбардировочного крыла.
В 1999 году «стелсы» участвовали в бомбардировках Югославии. Летающие крылья сбросили только 11% от общего количества бомб, но именно B-2 стали первым самолетом, использовавшим бомбы JDAM со спутниковым наведением.
В начале 2000-х B-2 использовались для поддержки операций вторжения в Афганистан и Ирак.
Flying Wings действовали как с передовых аэродромов (местоположение которых не разглашается), так и с авиабазы Уайтмен, используя дозаправку в воздухе. Самая длинная экскурсия составила 44 часа.
В 2011 году самолеты B-2 бомбили ливийский аэропорт во время операции по поддержке сил, противостоящих режиму Каддафи. Одним из последних эпизодов с участием «летающих крыльев» стало уничтожение лагеря ИГИЛ в Сирии в 2017 году.
За все время службы был потерян один самолет. B-2 с правильным названием «Дух Канзаса» разбился на взлетно-посадочной полосе аэропорта вскоре после взлета. Экипаж катапультировался, но бомбардировщик был недоступен.
Читайте также: ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания
Чем примечателен Northrop B-2 Spirit
Самолет, внутри которого удалось увидеть военный журналист Джефф Болтон, является самым дорогим в мире. Не конкретный случай, а вообще весь Northrop B-2 Spirit — стоимость одного бомбардировщика без оборудования и вооружения оценивается в один миллиард долларов, а при полной комплектации более чем в два раза дороже
Столь высокая стоимость в первую очередь связана с тем, что с 1987 по 2000 год американская компания Northrop Grumman произвела всего 21 бомбардировщик B-2, хотя Стратегическое авиационное командование ВВС США рассчитывало на 132 экземпляра. Значительный перерасход средств и прекращение противостояния США и СССР заставили Пентагон пересмотреть свои планы. А В-2 разбился в 2008 году, после чего осталось 20 самолетов и периодически оставшиеся экземпляры попадают в различные происшествия.
Чем вооружен Northrop B-2
Самолет, по задумке инженеров, предназначался для перевозки и последующего сброса ядерных боеголовок. Но оказалось, что конструкция настолько удачна, что на борт поместится и другое вооружение для точных атак.
Постоянное вооружение В-2 включает 16 термоядерных бомб мощностью 340 килотонн, или AGM-131. Такая техника наносит колоссальный ущерб инфраструктуре противника.
Помимо разрушительного вооружения, на борту «Нортропа» может быть несколько тактических типов боеголовок. Например, очень часто включают GBU-27 или AGM-154. Это представители особых типов бомб, которыми можно управлять из командного центра. Бомбардировщик также может быть оснащен кассетными боеголовками или крылатыми ракетами, в зависимости от предстоящей миссии.
Чтобы перевозить большое количество вооружения, не жертвуя обзорностью, конструкторы решили спрятать оборудование в корпус. Так получился Нортроп — «невидимый» бомбардировщик.
Лётно-технические характеристики
В-2 не имеет прямых аналогов, пока остается единственным боевым «летающим крылом». А вот по параметрам его вполне можно сравнить с таким «внутренним конкурентом», как В-52.
Длина, м | 21 | 48,5 |
Размах крыла, м | 52 | 56,4 |
Максимальная стартовая масса, т | 170 | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч | 900 | 844 |
Максимальная скорость, км/ч | 1010 | 1047 |
Дальность полета, км | 11000 | 14080 |
Боевая нагрузка, т | 23 | 31 |
Главным преимуществом «Спирита», очевидно, является его малая заметность. Именно она служит основным оправданием и не очень высокой крейсерской скорости, и максимальной загрузки, даже уступающей В-52, и, главное, дороговизны. Но при этом В-2 не участвовал ни в одной операции, где его малозаметность была бы оправдана.
Если другой самолет-невидимка — F-117 — активно использовал свою «невидимость» во время «Бури в пустыне», то «Спирит» применялся точно так же, как и другие тяжелые бомбардировщики, не обладающие малозаметностью.
Джек Нортроп вышел на пенсию вскоре после 1949 года и больше никогда не занимался разработкой самолетов.
В конце 70-х годов его здоровье непоправимо ухудшилось, он потерял способность ходить и говорить. Но в 1981 году ему удалось увидеть чертежи планируемого В-2 «Спирит» и подержать в руках масштабную модель.
Говорят, что после этого Нортрап написал, что теперь он знает, почему он дожил до наших дней. В настоящее время компания Northrop-Grumman разрабатывает новый бомбардировщик B-21. Он выполнен по схеме «летающее крыло».