Northrop B-2 Spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Военная техника

Предыстория

Когда была основана компания, названная в ее честь, Джек Нортроп работал дизайнером в компаниях Douglas и Lockheed. Он уже был автором нескольких замечательных самолетов, но его мечтой была разработка «летающих крыльев», за которыми Нортроп видел будущее авиации.

Б-2 Дух

В 1946 году ему наконец удалось материализовать свои идеи в виде тяжелого бомбардировщика ХВ-35. Самолет вызвал большой интерес у военных, но поршневые двигатели к этому времени явно устарели.

Нортропу предложили переоборудовать самолет в реактивный, и он сделал это всего за год.

Модифицированный XB-47 поднялся в воздух в 1947 году, и военные начали размещать заказы. И тут в дело вмешалась коррупция.

Новый министр обороны Джонсон работал с Conware. Секретарь ВВС Саймингтон также был связан с ней. И так уж получилось, что соперником «летающего крыла» был именно самолет Convair B-36 – уже архаичный 6-моторный бегемот. Заказ, отданный Northrop, был отменен.

Но в то же время американские адмиралы, возмущенные сокращением морского бюджета (в выделении средств на доводку Б-36), потребовали проведения судебного разбирательства. Northrop не смогла воспользоваться этой возможностью. В судебном заседании он был встревожен и под присягой показал, что не чувствовал никакого давления и не видел ничего странного в обнулении ордера. История «летающих крыльев» остановилась.

Стелс-бомбардировщик

Спустя десятилетия, в 70-е годы, компания Northrop стала одним из первых участников проекта по созданию малозаметного для радаров самолета. Хотя Lockheed доверили разработку легкого штурмовика-невидимки, было решено, что разработанные технологии можно будет использовать и при строительстве тяжелых дальних бомбардировщиков.

Программа Advanced Technology Bomber (ATB) началась в 1979 году.

Проект Lockheed напоминал увеличенный F-117. Конструкторы Northrop решили воспользоваться опытом компании в создании «летающих крыльев». В 1981 году их проект выиграл конкурс, он получил официальное название В-2 «Спирит». Первый прототип был представлен публике в 1988 году, а первый полет В-2 совершил летом 1989 года.

Нортроп Грумман B-2 Спирит

В ходе разработки концепция бомбардировщика успела претерпеть изменения. Так что изначально самолет должен был быть на большой высоте, но в дальнейшем основным способом прорыва ПВО стала маловысотная авиация.

Конструкция

Бомбардировщик В-2 «Спирит» представляет собой 4-моторный дозвуковой бесхвостый самолет с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана расположена 2-местная кабина, сзади помещение с БРЭО. Высокая автоматизация позволила сократить экипаж самолета до 2 пилотов. Для отдыха и развлечений в каюте есть камбуз, спальное место и туалет.

Бомбовая нагрузка перевозится в 2-х отсеках, на поворотных пусковых установках или обычных бомбодержателях, внешней подвески не предусмотрено.

B-2 может нести до 80 500-фунтовых бомб Mk.82 (включая корректируемые) или до 16 2000-фунтовых бомб Mk.84. Ядерное оружие может включать до 16 термоядерных бомб B61 или B83.

Самолет В-2 оснащен 4 ТРДФ F188 производства General Electric. Они основаны на двигателях F100, используемых в истребителях F-14 и F-16, но без форсажной камеры. Каждый F188 имеет 1-ступенчатую турбину высокого давления с 9-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатую турбину низкого давления с 3-ступенчатым вентилятором.

Конструкция Б-2 Спирит

Двигатели бомбардировщика расположены глубоко в фюзеляже, каждая пара снабжается воздухом через S-образные каналы. Часть воздуха не поступает в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и, таким образом, снижения тепловой сигнатуры. Топливные баки расположены в крыльях и центроплане.

В комплекс радиоэлектронного оборудования бомбардировщика В-2 входят всепогодная радиолокационная, спутниковая и астронавигационная системы AN/APQ-181. В начале 2000-х РЛС модернизировали, установив активные фазированные антенны.

Система управления электрически дистанционная, цифровая.

Только так можно было полностью преодолеть неустойчивость «летающего крыла». Малая заметность достигается целым рядом мер — во-первых, сама выбранная схема уменьшает площадь рассеивания за счет отсутствия хвостового руля направления и киля. Во-вторых, используется упомянутое выше принудительное охлаждение струйных струй.

В-третьих, самолет покрыт радиопоглощающими материалами (композитами на основе углерода и графита). Наконец, бомбардировщик окрашен специальной краской, снижающей возможность визуального обнаружения на дистанциях ок. 40 км.

Технические характеристики B-2 Spirit

Таинственный B-2 Spirit вооружен ядерным оружием, обычными и кассетными бомбами, высокоточным оружием и крылатыми ракетами. Другие особенности самолета включают в себя:

  • экипаж — 2 человека;
  • длина — 20,90 метра;
  • размах крыла – 52,12 метра;
  • высота — 5,10 метра;
  • площадь крыла — 460 м²;
  • масса пустого – 71 700 килограммов;
  • нормальный стартовый вес – 152 600 килограммов;
  • максимальная взлетная масса – 171 000 килограммов;
  • масса топлива – 73 000 килограммов;
  • двигатель — двухконтурный ТРД;
  • тяговооруженность при нормальной стартовой массе — 0,20 кгс/кг;
  • максимальная скорость: 1010 км/ч;
  • максимальная дальность полета – 11 100 километров;
  • боевая нагрузка — до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации).

Конструкция бомбардировщика

Первое, на что следует обратить внимание в конструкции Northrop B-2 Spirit, — это его форма. «Нортроп» не похож на самолет в обычном понимании — он больше похож на инопланетный корабль, случайно приземлившийся на Землю. Все благодаря конструкции, которая имеет название «Летающее крыло». Такое название разработка получила из-за «литой» формы и отсутствия хвостовой части. Основными конструкционными материалами, используемыми в конструкции Northrop, являются титановые и алюминиевые сплавы и углеродное волокно.

НОРТРОП_B-2

Бомбардировщик оснащен четырьмя турбореактивными двигателями, расположенными в центральной части фюзеляжа. Двигатели размещены глубоко в корпусе, чтобы уменьшить заметность для радиолокационной защиты противника.

В конструкции Northrop B-2 Spirit предусмотрены современные системы малозаметности и навигации. Благодаря им бомбардировщик может длительное время действовать на территории противника незаметно.

Технические характеристики

Дизайн Northrop B-2 действительно впечатляет, но еще больше поражают размеры аппарата. Так длина бортовой части более 20 метров, а размах крыла 52. Конечно, эти размеры гораздо меньше, чем у стандартного бомбардировщика, но и о полной незаметности говорить тоже не стоит.

Бомбардировщик способен преодолеть расстояние в 11 100 километров, но боевые испытания показали цифру в 15 000. При этом самолет может перевозить грузы массой до 171 000 килограммов. Машиной управляет экипаж из 2 человек.

Для удобства информация о свойствах сведена в таблицу:

Длина, ширина, высота 20,9/52,12/5,1
Площадь поверхности в м2 460
Допустимая масса, не более, кг 171000
Количество двигателей 4
Мощность привода каждого двигателя, кгс 7700
Максимальная скорость, км/ч 1010
Расчетная дальность полета, км 11 100
Практическая дальность полета, км 15 000
Количество пилотов, чел 2

«Нортроп» выделяется среди аналогичных бомбардировщиков не только своими характеристиками, но и специальным вооружением, которое он может нести на борту.

Эксплуатация

Работы по созданию В-2 «Спирит» были завершены в не очень удачное время. Холодная война закончилась, и расходы на оборону резко сократились. В то же время ВВС США уже имели на вооружении два стратегических бомбардировщика — маститый ветеран B-52 и современный сверхзвуковой B-1B. При этом первый самолет был в четыре раза дешевле В-2, а второй — в три раза.

Бомбы B2 Фоновые обои

В итоге первая половина 90-х прошла в спорах — а нужен ли вообще стелс-бомбардировщик? В 1997 году вопрос все же решился в пользу «летающего крыла». Всего было построено 20 самолетов, большая часть которых вошла в состав 509 бомбардировочного крыла.

В 1999 году «стелсы» участвовали в бомбардировках Югославии. Летающие крылья сбросили только 11% от общего количества бомб, но именно B-2 стали первым самолетом, использовавшим бомбы JDAM со спутниковым наведением.

В начале 2000-х B-2 использовались для поддержки операций вторжения в Афганистан и Ирак.

Flying Wings действовали как с передовых аэродромов (местоположение которых не разглашается), так и с авиабазы ​​​​Уайтмен, используя дозаправку в воздухе. Самая длинная экскурсия составила 44 часа.

В 2011 году самолеты B-2 бомбили ливийский аэропорт во время операции по поддержке сил, противостоящих режиму Каддафи. Одним из последних эпизодов с участием «летающих крыльев» стало уничтожение лагеря ИГИЛ в Сирии в 2017 году.

Бомбардировщик Northrop B-2A Spirit США

За все время службы был потерян один самолет. B-2 с правильным названием «Дух Канзаса» разбился на взлетно-посадочной полосе аэропорта вскоре после взлета. Экипаж катапультировался, но бомбардировщик был недоступен.

Читайте также: ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Чем примечателен Northrop B-2 Spirit

Самолет, внутри которого удалось увидеть военный журналист Джефф Болтон, является самым дорогим в мире. Не конкретный случай, а вообще весь Northrop B-2 Spirit — стоимость одного бомбардировщика без оборудования и вооружения оценивается в один миллиард долларов, а при полной комплектации более чем в два раза дороже

Столь высокая стоимость в первую очередь связана с тем, что с 1987 по 2000 год американская компания Northrop Grumman произвела всего 21 бомбардировщик B-2, хотя Стратегическое авиационное командование ВВС США рассчитывало на 132 экземпляра. Значительный перерасход средств и прекращение противостояния США и СССР заставили Пентагон пересмотреть свои планы. А В-2 разбился в 2008 году, после чего осталось 20 самолетов и периодически оставшиеся экземпляры попадают в различные происшествия.

Чем вооружен Northrop B-2

Самолет, по задумке инженеров, предназначался для перевозки и последующего сброса ядерных боеголовок. Но оказалось, что конструкция настолько удачна, что на борт поместится и другое вооружение для точных атак.

Постоянное вооружение В-2 включает 16 термоядерных бомб мощностью 340 килотонн, или AGM-131. Такая техника наносит колоссальный ущерб инфраструктуре противника.Бомбардировщик Б-2

Помимо разрушительного вооружения, на борту «Нортропа» может быть несколько тактических типов боеголовок. Например, очень часто включают GBU-27 или AGM-154. Это представители особых типов бомб, которыми можно управлять из командного центра. Бомбардировщик также может быть оснащен кассетными боеголовками или крылатыми ракетами, в зависимости от предстоящей миссии.

Чтобы перевозить большое количество вооружения, не жертвуя обзорностью, конструкторы решили спрятать оборудование в корпус. Так получился Нортроп — «невидимый» бомбардировщик.

Лётно-технические характеристики

В-2 не имеет прямых аналогов, пока остается единственным боевым «летающим крылом». А вот по параметрам его вполне можно сравнить с таким «внутренним конкурентом», как В-52.

Длина, м 21 48,5
Размах крыла, м 52 56,4
Максимальная стартовая масса, т 170 220
Крейсерская скорость, км/ч 900 844
Максимальная скорость, км/ч 1010 1047
Дальность полета, км 11000 14080
Боевая нагрузка, т 23 31

Главным преимуществом «Спирита», очевидно, является его малая заметность. Именно она служит основным оправданием и не очень высокой крейсерской скорости, и максимальной загрузки, даже уступающей В-52, и, главное, дороговизны. Но при этом В-2 не участвовал ни в одной операции, где его малозаметность была бы оправдана.

Заправка B-2 Spirit

Если другой самолет-невидимка — F-117 — активно использовал свою «невидимость» во время «Бури в пустыне», то «Спирит» применялся точно так же, как и другие тяжелые бомбардировщики, не обладающие малозаметностью.

Джек Нортроп вышел на пенсию вскоре после 1949 года и больше никогда не занимался разработкой самолетов.

В конце 70-х годов его здоровье непоправимо ухудшилось, он потерял способность ходить и говорить. Но в 1981 году ему удалось увидеть чертежи планируемого В-2 «Спирит» и подержать в руках масштабную модель.

Говорят, что после этого Нортрап написал, что теперь он знает, почему он дожил до наших дней. В настоящее время компания Northrop-Grumman разрабатывает новый бомбардировщик B-21. Он выполнен по схеме «летающее крыло».

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector