- Создание машины
- Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие – нам важно ваше мнение.
- 2Б9 «Василек»
- Агрегаты с историей и военная техника на базе сельскохозяйственных тракторов
- Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-150К
- Военный путепрокладчик БАТ-2 на базе тягача МТ-Т
- Универсальный колесный агрегат КЗКТ-538 на базе трактора МАЗ
- Военный буксировщик на базе трактора Кировец К-700
- Российский военный трактор Т-150К с двигателем от самолета МИГ-15
- Трактору посвящается
- Конструкция МТЛБ
- Танк без башни, но с двумя пушками
- Модернизации и ближайшие конкуренты
- Место работы
- 9К123 «Хризантема-С»
- Военные разработки современности или как узнать трактор в танке
- Бронированный трактор-сапер на базе Б10М2С и Б12С производства Челябинского тракторного завода
- «Боевой скорпион» или военный робот-трактор Уран
- Вездеход «Четра» ТМ-140А
- Колесные дорожные машины «УДМ» от Петербургского тракторного завода и «КДМ» от Агротехмаш
- Король универсальности: необычное применение тракторов МТЗ
- К 75-летию Великой Победы в Петербурге прошел парад тракторов Кировец
Создание машины
1960-е годы ознаменовались осознанием генералитетом того, что принимаемые на вооружение тракторы не соответствуют многим нормам безопасности. Помня о распространенном в начале 1940-х бронетракторе «Комсомолец» и учитывая опыт участников ВОВ, процесс проектирования новой модели тягача, способного защитить себя и свой экипаж в случае началась внезапная атака.
Для большей экономии и скорости работы было решено разработать модель на базе существующей и поставить ее в серийную машину. Им оказался МТ-Л, гусеничный трактор с отличными ТТХ, для которого оставалось только доработать бронезащиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет модель оказалась на вооружении Советской армии.
Производство трактора и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном прежде всего продукцией военного назначения. Боевое крещение машина получила в Афганистане, и сразу в армии заговорили о «бесполезности» этой машины. Причиной этого является неправильное использование MTLB. Армейцы, назвавшие машину «хламом», сравнили машину с БМП и БТР.
Между тем, рассматриваемая дальность находится в другом классе для военно-транспортных. В этой «мотолиге» не было равных.
Противопульная броня хорошо защищала личный состав и перевозила припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.
После распада Советского Союза выяснилось, что основное производство этой необходимой армии техники находится за границей, в независимой Украине. Это создавало много трудностей при закупке новых агрегатов и при ремонте оборудования в эксплуатации.
Правительство решило приступить к созданию МТЛБ в городе Муроме, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там родилось большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.
Боевое применение этой машины продолжалось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Он широко использовался во время первой чеченской кампании, причем обеими сторонами. Это связано с распространением этой машины, а также интересным юридическим казусом.
По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений МТЛБ не запрещены. В то же время для конкретных боевых действий, таких как партизанская и контрпартизанская борьба, устройство подходит как нельзя лучше. Он также используется в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.
Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие – нам важно ваше мнение.
Классификация основных продуктов и их свойства
Глава 1
Какова тема нашего исследования? Вы уже слышали такие сочетания слов, как «инженерное оборудование», «средства на инженерное вооружение», «инженерное имущество». Дадим определение этим понятиям.
Средства инженерного вооружения — материально-технические средства, состоящие на вооружении или снабжении войск и предназначенные для использования для выполнения задач по техническому обеспечению действий войск. Средства для инженерного оружия — это инженерное оборудование, инженерное оборудование и инженерные боеприпасы.
Технические средства — образцы технических средств, применение которых требует выделения к ним обученного личного состава (расчетов, расчетов) и на которые установлены плановые виды ремонтов, а также нормы расхода ресурсов, исчисляемые в моточасах (часах) работы или в километрах бега.
Инженерное имущество — средства на инженерное оборудование, поставляемое в соответствии с нормами табуляции и снабжения, не требующее выделения персонала, на которое не установлены или не определены годовые нормы расхода ресурсов, а также узлы, агрегаты, запасные части для инженерно-техническое оборудование и расходные материалы
Итак, предметом нашего исследования является ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ.
В ходе оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации инженерной техникой для ее создания необходимы основные автомобили, содержащие рабочее и вспомогательное оборудование.
К базовой продукции относится военная или транспортная техника, из шасси которой изготавливается различная военная техника, в том числе машины технического вооружения (БТР).
К существующим и перспективным видам автотракторной техники относится также самостоятельный класс базовой продукции — инженерные тракторы, предназначенные для создания наиболее сложных конструкций специализированной инженерной техники.
В качестве базовой продукции при соответствующей обработке используются: гусеничные и колесные тягачи (общего назначения и инженерные), гусеничные транспортеры и БМП, средние танки и самоходно-артиллерийские установки, вездеходы.
Доработка образцов автотракторов и бронемашин, выбранных в качестве основы для МИВ, включает: усиление корпусов и шпангоутов; удалить предметы, которые не будут использоваться; усилить, стабилизировать или отключить подвеску; установка блоков отбора мощности; определение мест и установка кронштейнов для крепления основного и дополнительного оборудования; определение возможных изменений режимов работы; уточнение периодичности и сложности технического обслуживания и ремонта, а также номенклатуры ремонтных комплексов.
Специально разработанные для инженерных войск базовые изделия максимально соответствуют требованиям армейских операций и учитывают специфику режимов работы МИВ. Конструкции таких изделий обеспечивают отбор мощности с широким диапазоном рабочих передач.
Гусеничные машины служат основой для создания траншейных, котлованных и гусеничных землеройных машин, а также основой мостоукладчиков, установок разминирования и минных заградителей. В случаях, когда требуется высокий уровень защиты экипажа от γ-излучения и ударных волн, в качестве базы используются танки и другая бронированная гусеничная техника, а в остальных случаях – гусеничные тягачи-транспортеры.
При создании МИВ используются средний танк и тяжелый гусеничный транспортер-тягач, который преодолевает уклоны 30 — 32°, развивает скорость 36 — 65 км/ч. Эти достаточно высокие для гусеничных машин тягово-динамические характеристики достигаются за счет к высокой удельной мощности (12,2 — 12,5 кВт/ч) и относительно низкому удельному давлению на грунт (0,06 — 0,08 МПа).
Среди положительных характеристик гусеничных машин можно отметить: высокий коэффициент сцепления гусениц с грунтом (на грунтовой дороге 0,8 — 1), низкое удельное давление на грунт, способность легко преодолевать рвы, рвы и некоторые другие препятствия, высокая устойчивость гусениц, когда они подвергаются воздействию пуль и осколков. К недостаткам можно отнести: довольно низкую экономичность в транспортном режиме, сравнительно небольшой запас хода на гусеницах (для современной инженерной техники 3000 — 9000 км), разрушение дорожных покрытий, значительную массу деталей шасси (30-40% от массы продукт).
Основой военной землеройно-дорожной техники служат колесные тракторы и тягачи, а именно: легкий трактор — для траншейной, парашютно-земельной (ПЗМ-2), средний — для высокопроизводительной землеройно-гусеничной техники (ПКТ). -2, ТМК-2 и др.).
Колесные тягачи, используемые в качестве базовых машин для МИВ, обычно полноприводные, двухосные. Максимальная скорость у них 45 км/ч, минимальная скорость 0,023–0,4 км/ч. По максимальной скорости они значительно уступают внедорожникам. Колесные тракторы могут преодолевать уклоны до 30° и уклоны до 20°, броды глубиной до 1,2 м. Это позволяет им двигаться в отдельных дорожных условиях со средней крейсерской скоростью.
Короткоколесные тракторы имеют оригинальную компоновку. Его функцией является расположение кабины примерно посередине трактора, что дает практически равный обзор как вперед, так и назад. Кабины тракторов металлические, герметичные, оборудованы фильтровентиляционными установками, тракторы обеспечивают очистку воздуха и необходимое внутреннее избыточное давление. Два сиденья устанавливаются в кабине технического колесного тягача (ИКТ). Сиденья поворачиваются на 180° по отношению друг к другу.
Для обеспечения возможности управления трактором с любого места рулевой и тормозной приводы, а также важнейшие узлы управления дублированы. Эта функция позволяет управлять передним и задним навесным землеройным оборудованием. Колесные тракторы, по сравнению с автомобилями, гораздо лучше приспособлены для создания на их базе определенных МЭМ, особенно землеройных.
Для этого они оснащаются редуктором или дополнительной коробкой передач, гидротрансформатором или механической коробкой передач с фрикционным переключением передач, механизмами отбора мощности для привода спецтехники и некоторыми другими специальными механизмами. К недостаткам конструкции колесных тракторов можно отнести отсутствие системы регулирования давления воздуха в шинах и относительно невысокую плавность хода.
Эти конструктивные недостатки, а также сравнительно невысокие максимальные скорости в некоторых дорожных условиях не обеспечат установленных для боевых машин крейсерских скоростей.
К недостаткам колесных машин, ограничивающим их использование в качестве базы для МИВ, относятся: ограничение нагрузки на ось (по ГОСТ 9314-59 для колесных машин, предназначенных для эксплуатации на дорогах I и II категорий, нагрузка на ось не должна превышать 100 кН) ; высокое удельное давление грунта (0,1–0,55 МПа); низкий КПД при большой тяге (при номинальной тяге коэффициент скольжения достигает 25-30%); относительно низкий коэффициент сцепления шин (на грунтовой дороге 0,5–0,6); низкая устойчивость шины при воздействии пуль и осколков.
Вездеходы используются в качестве базы для стреловых кранов различной грузоподъемности, экскаваторов с одним ковшом, буровых установок, самоходных механизированных мостов и других МИВ.
Благодаря высоким тягово-динамическим характеристикам вездеходы могут преодолевать подъемы до 30° и уклоны до 20°, могут передвигаться по нетронутому снегу и бездорожью. Максимальная скорость 80 — 95 км/ч.
Высокие тягово-динамические характеристики полноприводных автомобилей достигаются значительной удельной мощностью (10 — 15 кВт/ч) и относительно низким удельным давлением на грунт (0,08 — 0,13 МПа).
Грузоподъемность базовых полноприводных автомобилей МИВ составляет от 0,6 до 9 тонн.
На автомобили устанавливаются как дизельные, так и карбюраторные, V-образные, поршневые двигатели с водяным охлаждением. Для облегчения пуска они оснащены предпусковыми подогревателями. Карбюраторные двигатели имеют удельный вес (2,7-3,9 кг/кВт). Дизельный двигатель имеет собственный вес до 5,7 кг/кВт, но он более экономичен. Его удельный расход топлива составляет 240 г/кВт·ч, а для карбюраторов – 325 г/кВт·ч.
Для повышения сцепления и снижения сопротивления движению в сложных дорожных условиях на автомобили повышенной проходимости устанавливают широкопрофильные шины в сочетании с возможностью изменения в них давления воздуха в пределах (0,05-0,07) — (0,28-0,32) МПа. Автомобили оборудованы системой регулирования давления в шинах.
Вездеходы (ВП) имеют достаточно высокий уровень плавности хода. Современные автомобили грузоподъемностью 2 тонны могут передвигаться по булыжному шоссе со скоростью 41 км/ч, в то время как аналогичные автомобили старых моделей в этих условиях передвигались только со скоростью 29 км/ч. Это обеспечивается высокой эластичностью шин, удлинением рессор и установкой телескопических амортизаторов на все колеса.
Рессоры передних мостов для автомобилей грузоподъемностью 2; 7,5 и 9 т соединены с рамой через резиновые прокладки. Подвеска мостов тележек трехосных автомобилей рессорная. Передача тягового и тормозного усилия на раму осуществляется реактивными тягами.
Отбор мощности для привода спецтехники может осуществляться от коробок передач и раздаточных коробок. Отбирать мощность от раздаточных коробок допускается как в стационарных условиях, так и в движении, а от коробок передач, во избежание чрезмерного износа синхронизаторов, только в стационарных условиях.
Для некоторых автомобилей количество потребляемой мощности ограничено. Так, коробка отбора мощности, установленная на коробке передач автомобиля грузоподъемностью 4,5 т, позволяет отбирать только 20 % от максимальной мощности двигателя, а коробка отбора мощности, установленная на раздаточной коробке, — 40 %.
Привод колес всех автомобилей, кроме автомобиля грузоподъемностью 2 т, осуществляется через неблокируемые дифференциалы низкого трения. Для двухосного автомобиля грузоподъемностью 2 т работа осуществляется через дифференциал повышенного трения кулачкового типа, обеспечивающий значительное перераспределение крутящего момента между колесами на одной оси.
Приводы колес передних ведущих мостов снабжены шарнирами равных угловых скоростей (шарового или дискового типа), за счет чего достигается плавность вращения колес при повороте с включенным приводом.
Привод передних управляемых колес ИКТ осуществляется через асинхронные карданные шарниры с крестовиной.
2Б9 «Василек»
Самоходный автоматический гладкоствольный миномет «Василек» имеет замечательную историю. Конструктор Виктор Филиппов начал разработку сразу после Великой Отечественной войны, но пушка калибра 82 мм не была принята на вооружение до 1970 года. Таким образом, между подачей заявки на изобретение и получением в войска миномета прошло около 30 лет. Василек широко применялся во время афганского конфликта, устрашая моджахедов. Потом были две чеченские кампании и вооруженный конфликт на Украине.
Агрегаты с историей и военная техника на базе сельскохозяйственных тракторов
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-150К
Начнем с технологии, имеющей богатую историю. Первой машиной в нашей подборке стала полковая землеройная машина ПЗМ-2, которая хоть и законсервирована на большинстве военных полигонов, но до сих пор служит стражем безопасности и суверенитета.
Первый выпуск техники относится к далекому 1968 году. Машина представляет собой землеройную машину массой ок. 13 тонн с цепным и балочным рабочим органом для рытья канав. Военный трактор оснащен специальным отвалом и высокопроизводительной лебедкой с тяговым усилием до 5 тонн.
В качестве сельскохозяйственного трактора техника оснащена шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем мощностью 175 л.с. Основное значение заключается в рытье котлованов и канав производительностью до 140 куб.м/час. Гражданское использование направлено на прокладку коммуникаций и подземных сетей.
Ключевой особенностью является специальная двухместная кабина с полным давлением, позволяющая работать в загрязненных зонах. Особенность конструкции рабочего органа ПЗМ-2 заключается в том, что на раме военного трактора вращается цепь, имеющая болотоходные ножи, на которых установлены специальные фрезы, что позволяет перекапывать почвенную массу и выбрасывать ее с внушительным расстояние от места операции дислокации.
Военный путепрокладчик БАТ-2 на базе тягача МТ-Т
Гусеничный укладчик БАТ-2 создан на базе тяжелого многоцелевого гусеничного трактора-тягача МТ-Т, предназначенного для перевозки различных грузов в кузове и буксировки артиллерийских систем или прицепов в условиях бездорожья.
В настоящее время техника в военном парке представлена в обновленном и модифицированном варианте, но назначение остается прежним – устройство для переправ через овраги, рвы, склоны к переправам, расчистка маршрута движения от кустов, деревьев, пней, снега и камни, обустройство проходов в развалинах, в лесу и поселениях; рыть траншеи при самокопании, устраивать ходы на земле.
Основными узлами асфальтоукладчика являются базовая машина и рабочее оборудование, включающее в себя усиленный бульдозерный отвал, рыхлительные и крановые устройства, механизм отбора мощности, гидравлическую станцию и электрооборудование.
Современный аналог – техника серии УБИМ.
Универсальный колесный агрегат КЗКТ-538 на базе трактора МАЗ
Универсальный колесный агрегат КЗКТ-538 на базе промышленного трактора разработан в конструкторском бюро МАЗ. Массовая серийная сборка была организована на заводе в Кургане в период с 1964 по 1993 год. Сейчас такие машины действительно редкость в российской армии, официально все они списаны, и тем не менее они существуют, хотя их серийное производство было полностью прекращено около 30 лет назад.
Машина представляет собой универсальное полноприводное орудие, предназначенное для работы с различной навесной и прицепной техникой. Изначально техника комплектуется 12-цилиндровым двигателем мощностью 375 л.с и гидромеханической трехступенчатой коробкой передач.
Универсальная колесная установка КЗКТ-538 в последних модификациях имеет одновременно два топливных бака общим объемом 480 литров. Передняя подвеска сбалансирована и установлена на поперечных рычагах, сзади к раме жестко прикреплена высокопрочная и долговечная конструкция.
Военный буксировщик на базе трактора Кировец К-700
В годы войны Санкт-Петербургский тракторный завод работал буквально в 4 км от линии фронта и пострадал от многочисленных бомбардировок и артобстрелов. Всего на территорию роты упало 4700 гранат и 770 бомб.
Для советского послевоенного периода в эпоху «холодной воды» считалось «в порядке вещей» выпускать автомобили, предназначенные одновременно для двух целей: сельскохозяйственной и, при необходимости, военной.
Согласно открытым источникам, одной из таких машин был легендарный трактор «Кировец». И да, изначально думалось, что он потянет далеко не плуг или сеялку, а комплект артиллерийских орудий или полевой трубопроводный комплекс для инженерных войск.
Времена «холодной воды» давно «канули в лету» (хотя многие так не считают), а привычка эксплуатации проверенного временем «Кировца» осталась благодаря его универсальности и высокой надежности.
Возможно, сейчас такая техника не используется по своему прямому боевому назначению, но в нашей стране немного воинских частей, где этот «рабочий» не представлен. И задач у него предостаточно, хотя по-настоящему свою мощь и функциональность он раскрыл именно в сельском хозяйстве.
Российский военный трактор Т-150К с двигателем от самолета МИГ-15
Еще одной интересной разработкой, использующей для армейских нужд базовую конструкцию сельскохозяйственного трактора, стал трактор Т-150К с двигателем от самолета МИГ-15.
Технику неоднократно видели на ряде боевых кораблей, в частности на палубе всемирно известного авианосца «Адмирал Кузнецов».
Многие могут подумать, что они могут захотеть запустить в небо трактор и нам мало только летающего Т-150К, но нет, цели и задачи аппарата вполне осуществимы и реальны. Машина используется для очистки палубы авианосца, так как она должна всегда содержаться в чистоте, чтобы снизить риск аварий и авиакатастроф из-за попадания посторонних предметов в двигатели или турбины истребителей.
Кроме того, такие тягачи можно дополнительно увидеть при расчистке основных военно-полевых аэродромов, так как подразделение способно решить задачу по борьбе с обледенением взлетно-посадочных полос и других обозначенных дорог.
Главной конструктивной особенностью является то, что двигатель от советского истребителя МИГ-15 крепится к передней части тягача Т-150К. После того, как самолет был выведен из эксплуатации, силовые установки стали использовать в других областях. Техника получила название тепловая машина ТМ-59.
Реактивный двигатель, установленный на тракторе, сдувает все посторонние предметы с шины или полосы с помощью выхлопных газов. За кабиной установлен объемный бак, наполненный керосином. Для работы такого очистителя воздуха требуется много топлива. Расход может достигать 800 кг/ч, но по словам военных, стоимость того стоит.
Трактору посвящается
Забавный факт № 1: в Северной Корее, одной из самых секретных и, безусловно, самых противоречивых военных держав мира, на парадах демонстрируется трактор двойного назначения. В свое время Советский Союз помог корейцам построить такой агрегат. Первый трактор получил название «Чолимма-28».
Машина была запущена в производство в 1958 году и представляла собой точную копию трактора Т-28 с двигателем мощностью 28 л.с., который производился во Владимире. На экстремальном военном параде в Пхеньяне такие тягачи заняли почетное место и шли отдельной колонной. К технике прикрепили несколько реактивных установок и зенитно-ракетных комплексов.
Конструкция МТЛБ
Кузов машины состоит из нескольких бронелистов толщиной в несколько миллиметров, броня эффективно защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это тоже дает плюс, трактор обладает высокой плавучестью и маневренностью. При весе всего 9,7 тонн это неудивительно.
Корпус внутри просторный и комфортный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Установка состоит из комнаты для снаряжения, расположенной в носовой части. Впереди находятся посты управления, здесь же установлена турель с пулеметом, который находится под управлением командира машины. Моторный отсек и отсек для груза и пассажиров расположены в средней и задней части тягача соответственно.
Движение обеспечивает 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как и на всех советских гусеничных машинах, при помощи рычагов. Место водителя МТЛБ приспособлено для управления всей электроникой в автомобиле. С помощью панели приборов можно контролировать все электронные и механические системы.
В конструкциях, разработанных для севера, устанавливалась дополнительная печка. Гусеницы шириной 350 мм обеспечивают отличный проход практически по любой поверхности.
Они благодаря своему движению позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по поверхности воды. Свою роль играет небольшая, всего 9,7 тонны, масса аппарата. Но за все надо платить, в данном случае за расход топлива. Агрегат расходует 80-100 литров топлива на 100 км пути.
Танк без башни, но с двумя пушками
Конструкторы немецкой фирмы Maschinenbau Kiel в конце шестидесятых годов разработали проект безбашенного танка с двумя орудиями — VT-1. Эта революционная машина одно время даже рассматривалась как преемница «Леопарда-2», из-за чего ей было присвоено неофициальное название «Леорард-3.
Танк ВТ-1
За основу была взята ходовая часть опытного танка МВТ-70, которая была доработана, а вместо башни боевая машина получила рубку с двумя 105-мм орудиями L7. Как и у шведского Strv.103, горизонтальная наводка орудия осуществлялась поворотом танка, а для вертикальной наводки применялись традиционные механизмы. Правда, немецкая машина не могла вести огонь с ходу, как шведский танк. Изначально корпус танка изготавливался из обычной стали, но даже в таком виде общая масса машины приблизилась к 40 тоннам.
Броня прибавила бы еще несколько тонн веса, поэтому на танк предусмотрительно установили 1500-сильный дизель с форсажным режимом, который позволял кратковременно развивать мощность 2175 л.с. Таких показателей в конце шестидесятых не было ни у одного танка, да и до сих пор мало кто может похвастаться таким двигателем. А также максимальная скорость свыше 70 км/ч.
Танк ВТ-1
Каждое орудие имело автомат заряжания, что обеспечивало высокую скорострельность, но вести залпы из двух орудий танк не мог. Это был главный недостаток ВТ-1, так как сила отдачи выстрела из каждого орудия немного переворачивала танк и сбивала прицел. Именно это обстоятельство не понравилось немецким военным, которые, отмечая ряд прогрессивных решений, использованных на VT-1, все же предпочли принять на вооружение «Леопард-2.
Но на этом эпичность ВТ-1 не закончилась. После испытаний в 1972 году был разработан усовершенствованный вариант танка, вооруженный двумя 120-мм орудиями, попутно устраненный ряд недостатков. Но Бундесвер по-прежнему не проявлял интереса к этой машине, хотя попытки «отозвать» VT-1 продолжались более десяти лет. Пока всем окончательно не стало ясно, что Леопард-2 не нуждается в преемнике, так как обладает хорошим модернизационным потенциалом и такими же хорошими боевыми характеристиками. А присущие ВТ-1 недостатки настолько «неизлечимы», что лишают эту машину права хоть на какие-то перспективы.
Кроме того, многие специалисты, как и в случае со шведским Strv.103, не считали VT-1 танком, относя его к классу самоходно-артиллерийских орудий с ярко выраженной противотанковой направленностью. В то время как «Леопард-2» был полноценным танком, способным решать широкий круг задач. Поэтому в середине восьмидесятых проект ВТ-1 был полностью закрыт и к нему больше не возвращались.
Модернизации и ближайшие конкуренты
Отличные технические характеристики позволили создать на базе этой машины большое количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 вариантов получили ярко выраженные «боевые» функции.
Можно перечислить с небольшим описанием технический блок некоторых из них:
- МТ-ЛБВ, модель для северных районов с удлиненными гусеницами, способными передвигаться по болотам и снегу;
- МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для нужд сельского хозяйства;
- МТ-ЛБВМ1К адаптирован для высокогорья;
- МТ-ЛБВМ, вооруженный 12,7-мм зенитным пулеметом;
- МТ-ЛБМ, продукция Муромского завода;
- Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением размещенным на Mahrerf=»https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/» target=»_blank»>БТР-80 . Так под 1 идет тягач с установленной АГС «Пламя», 2 и 4 — 23 мм пушки, 3 — несколько ПТРК.
Армейский список можно продолжить зенитным комплексом «Стрела», санитарным автомобилем, машиной химической разведки командно-штабного варианта, техническими тягачами со стрелой для эвакуации техники и многим другим.
Кроме того, есть много разработок для геологов, лесников, пожарных. Каждый из них имеет свои отличительные черты, такие как увеличенная подача топлива, вращающиеся конвейерные ленты и мосты или встроенные баки и так далее. Поскольку трактор используется более чем в 20 странах мира, уследить за всеми изменениями очень сложно.
Аналоги существуют, но они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тракторы, получившие широкое распространение во время Второй мировой войны, в настоящее время не так популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.
Советские конструкторы создали машину, которая одинаково хорошо справляется с самыми разнообразными задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи, без брони и без вооружения. Например М939, грузовик это колёсный тягач, а не гусеничный тягач, который стоит на вооружении армии США, даже не легкобронированный.
Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американский М939 не столь универсален.
Читайте также: САУ PzH 2000: характеристики, преимущества и недостатки — 04
Место работы
МТЛБ — типичная «рабочая» машина. В культуре и быту обыватели мало знают о существовании этого многоцелевого трактора, а уж тем более о том, что означает эта аббревиатура.
Тем, кто связан с работой в тяжелых условиях на севере или в армии, трудно представить нормальную службу или работу без этой машины.
Грузоподъемность и грузоподъемность, безотказность в эксплуатации, относительно дешевые запчасти и простота ремонта дают гусеничному вездеходу МТЛБ неоспоримые преимущества перед конкурентами, как среди военнослужащих вооруженных сил, так и среди геологов «Транснефти» из Ханты-Мансийского автономного округа. Модификации можно увидеть в кино и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в регионах, где на этих суровых машинах трудились суровые люди.
9К123 «Хризантема-С»
Фото: © Должностные лица у противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С». РИА Новости/Сергей Пивоваров
Противотанковый ракетный комплекс «Хризантема» стоит на вооружении с 2005 года. Наряду с базовым вариантом разрабатывалась модификация «Хризантема-С» (индекс 9К123-1). Его боекомплект состоит из двух типов управляемых ракет — с надкалиберной тандемной кумулятивной и осколочно-фугасной боевыми частями. «Хризантемы» борются с бронетехникой, инженерными сооружениями и укреплениями, а также с некоторыми воздушными целями.
Военные разработки современности или как узнать трактор в танке
Бронированный трактор-сапер на базе Б10М2С и Б12С производства Челябинского тракторного завода
Но вернемся в Россию и перейдем к более современным агрегатам и гордости отечественной военной промышленности. Одной из важнейших тракторных разработок для нужд армии за последние годы стал первый бронированный тягач-сапер на базе Б10М2С и Б12С.
Первая партия бронированных бульдозеров производства Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) была отправлена Минобороны России в 2017 году. Последнее обновление было проведено в 2019 году.
Техника является модификацией трактора Т10М2 (и соответственно Т10М2С) и отличается большим производительным двигателем мощностью 230 л.с вместо 205 л.с и увеличенным топливным баком.
Помимо рытья траншей и расчистки путей и маршрутов, техника предназначена для разминирования в районах боевых действий.
Эта модификация саперного тягача по сути представляет собой специальный минный трал – приспособление для проделывания проходов в минных полях. Трал устанавливается на бронированные тягачи Б10М2С и Б12С, которые смогут обезвреживать как противопехотные, так и броневые мины.
В конструкцию новой машины внесены дальнейшие изменения для защиты экипажа от осколков при подрыве. Двигатель трактора расположен спереди и имеет специальный кожух. Таким образом, если техника наедет на взрывное устройство мощнее мины, конструкция тягача защитит оператора от взрыва. Резервирование не снижает производительность и не снижает производительность. Капот Б10М2С защищен от пуль и осколков мин.
Кроме этого вида техники ЧТЗ выпускает и другую военную единицу – фронтальный фронтальный погрузчик ПК-55С военного назначения.
Интересный факт №2: Бронетракторы в том или ином виде представлены в армиях разных стран мира. В качестве интересного примера возьмем уникальный тягач-бульдозер IDF Caterpillar D9R по прозвищу «плюшевый мишка». Мы тут не можем использовать «плюшевый» ум, но техника стоит на вооружении израильской армии и используется для разрешения военных конфликтов.
Тяжелая гусеничная бронемашина используется для сноса зданий, в которых засели вооруженные люди. Экипировка имеет 15-тонный капюшон и защитные очки, выдерживающие огонь из любого ручного огнестрельного оружия и гранатометов. На агрегат могут быть установлены дополнительные аксессуары (система дымовой завесы, пулемет и гранатомет). Экипаж обычно состоит из 2 человек.
«Боевой скорпион» или военный робот-трактор Уран
На балансе российской армии стоит боевой робототехнический комплекс серии «Уран».
Оборудование предназначено для разминирования и проходов в минных полях. В мирное время аппарат можно использовать для ликвидации техногенных катастроф, пожаров и наводнений.
Наиболее популярной является модель «Уран-6», а самой мощной машиной серии является многофункциональная МРТК-П «Уран-14». Техника весит 14 тонн и оснащена двигателем мощностью 240 л.с. Целевое назначение, связанное с тушением пожаров, обеспечивается крупногабаритным баком объемом 2000 литров и зоной выброса струи: пены — до 35 метров, воды — до 50 метров.
Вездеход «Четра» ТМ-140А
Новый вездеход «Четра ТМ-140А» производства группы «Тракторные заводы» предназначен для войск в Арктике. Адаптивная версия техники также продается на российском рынке гражданской спецтехники. В настоящее время у агрегата есть и третье назначение – Курганмашзавод уже выпускает пожарный плавучий болотоход на базе ТМ-140. Данная серия используется для нужд МЧС и ЛХ, рама в числе прочего оборудования несет целую пожарную насосную станцию.
Машина оснащена двигателем ЯМЗ мощностью 250 л.с и гидромеханической шестиступенчатой коробкой передач с электрогидравлическим переключением передач. На раму также может быть установлен выносной модуль вооружения.
Особенностью конструкции является возможность установки моторного отсека, он расположен в отдельном блоке и таким образом, что позволяет легко ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь при этом под защитой брони. Сам вариант заказа узлов кабины разработал Московский НИИ Стали.
Колесные дорожные машины «УДМ» от Петербургского тракторного завода и «КДМ» от Агротехмаш
Колесные машины УДМ и КДМ предназначены для выполнения задач по подготовке и содержанию путей для движения и маневрирования войск.
Техника КДМ позиционируется как альтернатива универсальной машине УДМ производства АО «Петербургский тракторный завод», состоящей на вооружении российской армии».
Агрегат имеет двигатель мощностью 270 л.с., коробку передач ZF, передний мост Carraro и оснащен погрузочно-бульдозерным оборудованием военного и промышленного назначения. Машина создана на базе трактора Terrion ATM5280, собранного в России из импортных комплектующих.
Король универсальности: необычное применение тракторов МТЗ
Следует отметить, что одним из самых значимых для российской военной промышленности является ОАО «Концерн Уралвагонзавод». Объект представляет собой интегрированную структуру, объединяющую промышленные предприятия, научно-исследовательские институты и проектные агентства. Это известные разработчики и производители артиллерийской, бронетанковой, подвижной, легкорельсовой, дорожно-строительной и другой техники.
Группа выпускает боевые машины пехоты Т-15, машины огневой поддержки «ТЕРМИНАТОР» и «ТЕРМИНАТОР-2», бронированные машины разминирования БМР-3М, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1М, машины технического заграждения ИМР-3М, модернизированный танк Т-72, которые, а также танки «Армата» Т-14, Т-90МС и Т-90С.
Особо отметим, что танк Армата Т-14 официально признан лучшим танком в мире.
К 75-летию Великой Победы в Петербурге прошел парад тракторов Кировец
Естественно, это далеко не все военные разработки российской армии, которая заслуживает быть одной из самых мощных и оснащенных по последнему слову техники. Военная промышленность объективно является довольно закрытым сегментом для простого обывателя. Как правило, ознакомиться с новинками в публичном пространстве можно только на специализированных выставках или на Параде Победы в момент прохождения механизированной колонны, в том числе с образцами новой и модернизированной техники.
В настоящее время единиц, подпадающих под категорию «военных тягачей», становится все меньше и меньше, в армейском парке их заменяют высокопроизводительные и универсальные тягачи, бульдозеры, боевые модульные агрегаты, комплексы и установки.
И мы считаем это правильным, сама категория «трактор» должна работать мирно и «бороться и бороться» только за высокие урожаи, продовольственную безопасность и благополучие отечественных аграриев и аграриев. Пусть танки лучше послужат целям агропромышленного комплекса.
Редакция портала «Главпахарь» сердечно поздравляет всех читателей с великим праздником 9 Мая! Поздравляем с Днем Победы! Мы искренне благодарны защитникам Отечества за их отвагу, честь, отвагу, терпение, стойкость и верность. Мы искренне желаем, чтобы над головой всегда было мирное небо, а отголоски войны оставались только на страницах книг и в исторических фильмах. Хороший праздник!