- Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Неман «Р-10 (ХАИ-5)», Разведчик
- Самолет Р-5 — видео
- История создания
- Тактико-технические характеристики самолета Р-5
- Вооружение самолета Р-5
- Преимущества и недостатки Су-57
- Боевые действия
- Фоккер CVE
- Создание машины Р-5 и серийный выпуск
- Задачи и цели
- Основные модификации самолета Р-5
Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
В середине 1920-х годов, когда самолет-разведчик Р-1 еще находился в эксплуатации, Н.Н. Поликарпова приступила к проекту нового разведчика. В то время ВВС и Главкоавиа объявили конкурс на создание двигателя мощностью не менее 600 л.с. В конкурсе приняли участие несколько дизайнерских агентств. Строительство и испытания двигателей должны были завершиться в 1926-1927 гг. Н.Н. Поликарпов остановился на двигателе М-13 разработки НАМИ, а для безопасности предоставил американский двигатель «Торнадо III».
Неман «Р-10 (ХАИ-5)», Разведчик
Р-10 (ХАИ-5) — советский многоцелевой одномоторный разведчик. Тактическое назначение — самолет-разведчик, возможное использование — штурмовик и ближний бомбардировщик. В 1936 году он был создан в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана. После ареста в 1938 г самолетом занялся А.А. Дубровин. Серийное производство было организовано в Харькове и Саратове, в период с 1936 по 1940 год было построено 493 самолета.
С конца 30-х до начала 40-х годов участвовал во всех вооруженных операциях Красной Армии. Самолет Су-2 заменил его в производстве в 1940 году. До 1944 года Р-10 (ХАИ-5) участвовал в Великой Отечественной войне. Около 60 самолетов этого типа были переданы Аэрофлоту, где они использовались под маркой ПС-5.
Институт авиационного машиностроения в Хае возглавил талантливый конструктор И. Г. Неман, в достаточно молодом возрасте прошедший прекрасную школу авиационного искусства в ОКБ К. А. Калинина. В начале 1930-х годов под руководством И.Г. Немана были созданы самолеты ХАИ-1 и Хай-6.
Основное внимание в январе 1934 г было сосредоточено на проектировании двухместного скоростного разведчика и ближнего бомбардировщика СР (ХАИ-5), в конструкцию которого были внедрены передовые идеи, апробированные на ХАИ-1. Включая убирающееся шасси, идеальную аэродинамическую схему, фюзеляж и хвостовое оперение с гладкой фанерной рабочей обшивкой, убирающееся шасси. Верный девизу «Ни одной выступающей части в потоке!»
На ИГ «Неман» бомбодержатель убран в фюзеляж и размещен на кассетных держателях. Кроме того, на ХАИ-5 впервые была применена башня МВ-2 с пулеметом ШКАС. Сферический экран установки имел аэродинамическую компенсацию, что обеспечивало легкий поворот башни на больших скоростях полета. В варианте фоторазведки монтировалась фотоустановка с дистанционным управлением, подготовленная на ХАИ-6.
Завод был загружен производством самолетов ИЖ и ИП-1, поэтому строительство самолета ХАИ-5 шло очень медленно, к тому же техническое задание постоянно менялось. Предстояло много работы и переделки. Кроме того, двигатель М-22, который планировалось установить на самолет, устарел. Весной 1936 г перед И.Г.Неманом была поставлена задача доработать проект ХаАИ-5 под двигатель М-25 (Райт «Циклон»), это вынужденное решение позволило быстро поднять самолет в воздух.
Первый полет «Хая-5» выполнил летчик-испытатель Б. Н. Кудрин в конце июня 1936 г. Результаты испытаний оказались лучше ожидаемых: максимальная скорость самолета на 100 км/ч превышала скорость самолетов этой типа в сервисе. В НИИ ВВС одновременно проводились государственные испытания ХАИ-5 и опытного самолета-разведчика Р-9, построенного в ЦКБ завода № 1. 1 С.А.Кочеригина. Предпочтение, как более прогрессивное, было отдано ИГ «Неман».
Серийное производство самолета под обозначением Р-10 было начато на Харьковском и Саратовском авиационных заводах. В ходе серийного производства Р-10 постоянно совершенствовался. Например, опытный вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Э на испытаниях в НИИ ВВС в 1938 году показал скорость 425 км/ч.
Часть списанных самолетов эксплуатировалась Аэрофлотом под индексом ПС-5. В 1938 году была предпринята попытка создать штурмовик на базе Р-10. Так появились модификации ХАИ-51, а также ХАИ-52, которые были запущены в серийное производство. Но арест И.Г. Немана и разгром его конструкторского бюро стали причиной ограничения работ по этому перспективному самолету. Некоторое количество разведчиков Р-10 находилось на вооружении до 1943 г. (по некоторым данным — до 1944 г., но уже в основном как учебные).
Самолет-разведчик ХАИ-5 (П-10) представлял собой двухместный цельнодеревянный моноплан (кроме оперения и элеронов) с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Полумонококовый фюзеляж был конструктивно выполнен как единое целое с центропланом и килем. Каркас фюзеляжа полностью деревянный, состоящий из поперечного и продольного наборов. В поперечном наборе было 16 шпангоутов, из которых шпангоуты №№ 2 и 4 развились в мидель-резцы, а №№ 14-16 шли в киль.
Продольный набор включал 4 коробчатых профиля, 6 стрингеров и нервюр в центроплане и фюзеляже. Многослойная обшивка корпуса склеена из полос березового шпона толщиной 0,5 мм. Каркас крыла собирался из двух балок, 18 нервюр и стрингеров, имел фанерную обшивку. Все детали крыла изготавливались из липовой и березовой фанеры. В окончательном виде обшивки крыла и фонаря были оклеены тонкой тканью, тщательно затерты и окрашены, а носки крыла отшлифованы.
С самолетов четырнадцатой серии стабилизатор дюралюминиевый. С четвертой плоскости — руль направления и элероны представляли собой дюралюминиевый каркас, обшитый полотном. Для уменьшения посадочного пробега предусматривались щитки Шренка с пневматическим управлением. Шасси двухрядное, тормозное, убирающееся в полете. Заднее колесо регулируется. Кабина закрыта. Кабина пилота-наблюдателя была оборудована фотоустановкой АФА-13.
Радиосвязь осуществлялась двусторонней рацией типа ПОП и ПКП. Сначала на самолет устанавливали двигатель М-25А, затем двигатель М-25В мощностью 730 л. С. С десятого серийного самолета устанавливался двухлопастной металлический винт типа ВИШ-6. Крыльевые бензобаки вмещали 360 литров топлива. На первых 24 машинах бензобаки были клепаные, позднее — сварные, защищенные.
В штатное вооружение ХАИ-5 (Р-10) входили три пулемета ШКАС: два крыльевых и один турельный. Бомбоотсек был оборудован двумя кассетными бомбодержателями КД-2 на десять замков типа ДЕР-21-ХАИ-5. Их расположение позволяло заряжать бомбы калибра 10, 25 и 50 кг общей массой 300 кг. Летчик-наблюдатель с помощью прицела ОПБ-1М или ПАК-1 наводил и сбрасывал бомбы.
Модификация Р-10 Размах крыла, м 12,20 Длина, м 9,40 Высота, м 3,80 Площадь крыла, м2 26,80 Масса пустого, кг 2197 нормальный старт 2877 Тип двигателя 1 ПД М-25В Мощность, л.с. 1 х 730 Максимальная скорость, км/ч у земли 340 на высоте 370 Практическая дальность полета, км 1300 Скороподъемность, м/мин 417 Практический потолок, м 6700 Экипаж, чел 2 Вооружение: два 7,62-мм пулемета ШКАС (450 патронов) и оборонительный 7,62-мм автомат ШКАС пушка (600 выстрелов), 200 кг бомб (перегрузка 400 кг)
Самолет Р-5 — видео
Самолет был создан на базе разработанного им самолета-разведчика Р-4, но несколько модифицирован и усилен в результате установки более мощного двигателя. После того как в апреле 1927 года в ЦКБ ОСС поступили технические требования на машину, официально началась разработка проекта, получившего обозначение Р-5.
Уже 4 мая эскизный проект был передан в Технический совет «Авиатреста». Эскизный проект был утвержден в начале 1928 г. Относительно медленное развитие проекта связано с тем, что стендовые испытания двигателя М-13 начались только в сентябре 1927 г. Когда стало ясно, что двигатель требует длительной доработки , было принято решение установить на самолет двигатель М-17 (лицензионный немецкий двигатель BMW-VI). В конце августа 1928 года был построен первый экземпляр самолета. Это был двухместный одноколонный полутораплан преимущественно деревянной конструкции с полотняным фонарем.
.
В начале сентября летчик-испытатель М. М. Громов первым поднял Р-5 в воздух. В октябре самолет передали в НИИ ВВС для государственных испытаний. Испытания завершились прямым перелетом из Москвы в Севастополь 21 июля 1929 г. Положительная оценка самолета руководством ВВС позволила решить вопрос о запуске его в серию на заводе № 1. В течение года заводом было внесено около 3000 изменений в конструкцию самолета, в основном связанных с упрощением технологии производства.
Пока производство лицензионных двигателей М-17 не развернулось на полную мощность, серийные автомобили комплектовались немецкими BMW-VI. Вооружение состояло из синхронного пулемета ПВ-1 и пары пулеметов ДА в задней кабине. Пик производства приходится на 1933 год. Было выпущено 1572 автомобиля, а всего завод выпустил 4233 экземпляра.
На базе Р-5 было построено несколько удачных модификаций. Самолет со снятым вооружением под обозначением Р-5 эксплуатировался на линиях гражданской авиации. При спасении экипажа парохода «Челюскин» большая часть людей была доставлена на Р-5. Летчики проявили смекалку, пытаясь за один рейс перевезти на двухместном самолете до шести человек. Серийно строился морской вариант самолета Р-5а с поплавками. Также серийно строился вариант ПР-5 с четырехместным размещением в удлиненном фюзеляже.
Были разработаны и запущены в производство варианты Р-5 с другим вооружением — ССС и ПЗ. Конструктор П.И. Гроховский разработал десантную кассету на восемь человек, устанавливаемую под нижним крылом. В 1933 году были проведены опытные испытания самолета Р-5 для дозаправки самолетов в воздухе. В полете Р-5 пролетел впереди и выше ТБ-3 и выпустил подводящий шланг длиной 35 м. Артиллеристы ТБ-3 ловили конец и направляли его в горловину, после чего производилась заправка. Залито 400 кг топлива за 15 минут. В эти годы дозаправка в воздухе не нашла практического применения.
Самолеты Р-5 участвовали в боевых действиях в Китае, Испании, в войне с Финляндией. В Великую Отечественную войну самолеты Р-5 в основном использовались в бомбардировочном варианте, а также для доставки боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых. Из-за больших потерь они перешли к выполнению боевых задач ночью. С середины 1943 года Р-5 стали снимать с вооружения, но продолжали использовать в тыловых и учебных частях ВВС. Гражданские варианты самолета Р-5 эксплуатировались до 1947 года.
История создания
В 1920-е годы считалось, что основу боевой авиации составят легкие многоцелевые самолеты. Уровень развития авиационной промышленности не способствовал строительству многих специализированных самолетов, а технические требования были достаточно низкими, чтобы их удовлетворяла одна и та же машина.
«Универсальный» самолет должен был вести разведку, бомбить объекты и оказывать поддержку наземным войскам пулеметным огнем. Кроме того, опыт послевоенных лет показал, что такая техника используется и в гражданской жизни – например, в транспортных и пассажирских самолетах.
Первым «многоцелевым самолетом-разведчиком» в СССР стал Р-1, представляющий собой модифицированную версию британского самолета DH-9. Р-1 оказался настолько удачным, что ни цельнометаллический Р-3, ни модернизированный Р-4 не смогли его заменить. Однако замена уже была необходима — требовался самолет с более высокими боевыми качествами.
В 1926 году Конструкторское бюро сухопутных самолетов ЦКБ Авиатреста, возглавляемое Николаем Поликарповым, приступило к разработке нового самолета-разведчика, получившего индекс Р-5.
Летом 1927 года подготовили и утвердили эскизную схему Р-5, а в августе построили уже деревянный макет. Первый прототип был построен в течение 1928 года, а в сентябре того же года его поднял в воздух Михаил Громов. По результатам полета в конструкцию были внесены некоторые изменения (в частности, увеличена площадь хвостового оперения), а в начале 1929 г начались государственные испытания.
Цикл испытаний завершился ночным беспосадочным перелетом из Москвы в Севастополь. Помимо летчика-испытателя Виктора Писаренко в полете принимал участие командующий ВВС Красной Армии Алкснис.
Тактико-технические характеристики самолета Р-5
- — Первый полет: 19 сентября 1928 г. — Начало эксплуатации: 1929 г
- Экипаж самолета Р-5- 2 человека
- Размеры самолета Р-5- Длина: 10,56 м — Размах крыла: 15,30/12,60 м — Высота: 2,62 м — Площадь крыла: 50,20 м²
- Вес самолета Р-5- Пустой: 1969 кг — Снаряженный: 2955 кг (разведчик) 3347 (бомбардировщик)
- Авиадвигатель Р-5- ПД М-17б М-17ф — Тяга (мощность): 500/680л.с. 500/730 (М17ф)
- Скорость полета Р-5- Максимальная скорость: 225 км/ч (М-17ф) 235 км/ч (ССС)
- Дальность полета самолета Р-5- 800 км/1000 км (Р-5 выпуска 1934 г)
- Практический потолок на самолете Р-5- 6400 м/5940м (Р-5 выпуска 1934 г.) — Скороподъемность: 295 м/мин
Вооружение самолета Р-5
- — Пулеметное вооружение: 2х7,62 мм ПВ-1; 1 ПВ-1 + 1 ШКАС, 7,62 мм ДА
- — Количество узлов подвески: подфюзеляжные 2хДЭР-6. Крыло 8хДЭР-7
- — Подвесное вооружение: 400 кг бомб
Преимущества и недостатки Су-57
Учитывая, что самолет еще не прошел полную программу испытаний, а информация о его боевом применении в Сирии не разглашается, оценить как положительные, так и отрицательные качества истребителя Т-50 достаточно сложно.
Преимущества должны включать:
- Самолет был сделан уверенно. В нем нет импортных запчастей. В частности, вся элементная база радиоэлектронной аппаратуры российская;
- По скорости, как максимальной, так и сверхзвуковой крейсерской, Су-57 уверенно опережает своего основного соперника — американский истребитель F-35;
- Объединение бортовой электроники с Су-35 упрощает обучение пилотов;
- Заявленная стоимость самолета намного ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Су-57 в Сирии, аэродром на базе Хмеймим С минусами все сложнее. Например, известно, что Индия вышла из программы создания Су-57, заявив, что оборудование на борту этой машины не соответствует требованиям истребителей пятого поколения. Кроме того, также было сказано, что российский самолет не является малозаметным, что ставит его в заведомо уязвимое положение. Все эти заявления, которые с ликованием подхватила западная пресса, не были подкреплены доказательствами. С уверенностью можно отметить только один главный недостаток — Су-57 еще не поступил на вооружение, а F-35 уже активно экспортируется.
Боевые действия
Р-1 во время конфликта на КВЖД (1929 г)
- -. Самолеты пилотировали советские летчики.
- — Гражданская война в Китае. Самолеты, закупленные в СССР, использовались Гоминьданом. Самолеты пилотировали советские летчики.
- — Персия. Закупленные в СССР самолеты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее — при подавлении мятежей курдов, луристан и других племен.
- — операция по подавлению антисоветского мятежа в Чечено-Ингушском автономном округе.
- — гражданская война в Афганистане. Самолеты, закупленные в начале 1920-х годов, использовались афганскими летчиками.
- — Конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной как бомбардировщик, штурмовик, разведчик, связной.
- — Использовался при подавлении Хубсугульского восстания 1929-1932 годов в Западной Монголии советскими и монгольскими ВВС.
Фоккер CVE
Породы CVE | |
Вес пустого, кг | 1410 |
Масса самолета, кг | 2210 |
Время подъема 3000 м, мин | 14.2 |
Практичная крыша, м | 5590 |
Максимальная скорость относительно земли, км/ч | 205 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч | — |
Время на завершение левого раунда, п | — |
На Р-5 в НИИ ВВС летали круглосуточно, без бомб и с. К концу месяца было принято девять самолетов, а вся 1 серия была завершена к 11 августа. На всех самолетах были установлены двигатели BMW VI и пулеметы Lewis на задней турели (кроме самолетов, переданных НИИ ВВС). Подфюзеляжного бомбодержателя Дер-13 не было, приборное оснащение было неполным. После того как НИИ ВВС сообщил о перегреве воды в двигателе, военная приемка арестовала две машины № 4146 и № 4147.
На них были установлены радиаторы с шестигранными трубками. Затем эти самолеты очень хорошо зарекомендовали себя на войсковых испытаниях. С восьмой машины 1-й серии стали устанавливать ходовые огни и освещение кабины для ночных полетов. Генератор можно было использовать только в полете. Все электрооборудование самолетов было иностранным, как правило, немецким.
Машина № 4151 стала прототипом для второй серии. На этой серии появились трещотки, конструкторы унифицировали штифты крепления капота (которые ранее были нескольких размеров), ввели усиленный костыльный башмак с ребрами. От закупок иностранных колес отказались, стали делать сами, но под резину другого размера. На задней турели находился один пулемет JA.
15-25 июня 1930 г этот самолет проходил испытания в НИИ ВВС в качестве штатного легкого бомбардировщика с нагрузкой до 664 кг. Полеты показали, что шасси недостаточно жесткое для возросшего стартового веса, только через неделю испытаний оно стало прогибаться и деформироваться. Когда Р-5 стали использовать как легкий бомбардировщик, возникли трудности. Из Харькова поступило сообщение: «..даже при нормальной бомбовой нагрузке под крыльями работа самолета неопределенна». Завод не устанавливал бобышки усиления под бомбодержатели.
Со временем нагрузка ослабила крыло. Уже в октябре 1930 г полеты на Р-5 с бомбами были запрещены. Самолеты серий 1 и 2 предлагалось использовать только как разведчики, а бомбодержатели полностью снять. Однако не только запрещалось продолжать прием самолетов без усиления крыла, но и требовалось модифицировать ранее выпущенные. 14 ноября требовалось вскрыть готовые станки на заводе и установить на них бобышки.
К концу 1930 г было выпущено 19 самолетов, из которых 16 приняты. В целях увеличения производства также были даны задания на разработку новой машины для заводов № 31 (Таганрог), № 35 (Смоленск) и № 43 (Харьков). Но по ряду причин весь объем производства в итоге лег на плечи завода №1, который постоянно совершенствовал автомобиль.
Серийное производство началось двумя сериями: в первой из них было 50 автомобилей, во второй — 80. Перед этим часть запланированных нововведений опробовали на специально построенном автомобиле № 4316, на котором была установлена советская копия BMW Установлен VI — Двигатель М-17 и усиленное шасси. В ноябре 1930 г было получено разрешение на внедрение в производство.
3 серия началась с самолета № 4534. На нем было увеличено окно в полу, поставлено зеркало, чтобы летчик мог смотреть назад. После этого ввели увеличенные радиаторы, стойки и стойки на шасси из труб увеличенного диаметра, более прочное посадочное место для летнаба. От 16-й Р-5 этой серии появились подфюзеляжные бомбодержатели Дер-13. Некоторые самолеты конца 1930-х годов были оснащены новыми пулеметами DA на той же башне.
Улучшили водоотвод и сделали водонепроницаемые резиновые люки в центроплане. Всего в 1931 г в конструкцию самолета было внесено свыше 150 изменений. Осенью 1931 г рассматривалось несколько вариантов усиления стрелкового вооружения самолета Р-5. Но многие проекты не дошли даже до стадии прототипа.
Все выпускаемые заводом самолеты имели крепления для радиостанций и антенн. Сами станции и питающие их генераторы не устанавливались из-за их отсутствия — только начиналось серийное производство. Тогда уже в строевых частях иногда монтировали рацию, но в начале 30-х это было редкостью.
Производство самолетов семейства Р-5:
Тип | 1930 г | 1931 г | 1932 г | 1933 г | 1934 г | 1935 г | 1936 г |
Р-5 | тридцать | 336 | 884 | 1572 | 1642 | 400 | — |
Р-5Т | — | — | — | — | — | 50 | — |
Р-5а | — | — | — | — | 61 | 50 | — |
ССС | — | — | — | — | — | 221 | 129 |
Поставка самолетов с завода № 1 сдерживалась нехваткой двигателей — это была основная причина, по которой авиастроители сдерживались. В мае 1931 года на предприятии накопилось 57 Р-5 без двигателей. УВВС (отвечавшая за поставку двигателей) была вынуждена допустить приемку некомплектных (а значит, неработоспособных) машин. Самолет облетел, затем с него сняли двигатель и перенесли на следующий. М-17 было так мало, что их отправили из Рыбинска в Москву сразу после приемки, соединив грузовые вагоны с пассажирскими поездами.
При этом разрешалось отправлять их самим в целости и сохранности, без учета загрузки автомобиля. При этом в 1931 году немецкие двигатели смешивали с советскими, а иногда устанавливали и более высотные двигатели со степенью сжатия 7,3. Например, так было на Р-5 №4601, который рекламировался как флагман 4-й серии.
Командир С.М. Буденный с личным составом 30-й авиаэскадрильи на Центральном аэродроме в Москве, 1931 г
Объем производства быстро рос, но при плане 675 самолетов в 1931 г было выпущено 336 самолетов (поставлено 301). ВВС нуждались в большом количестве самолетов-разведчиков для замены Р-1 и формирования новых авиационных частей. Простой и относительно недорогой Р-5 позволял выполнять эти задачи даже в условиях ограниченных выделяемых средств. Закупочная цена Р-5 была примерно в шесть раз дешевле, чем у двухмоторного цельнометаллического Р-6.
Основное внимание строителей было обращено на устранение недостатков, выявленных в ранних сериях Р-5. Устранение недостатков планировалось на 1932 г. Эталоном на тот год был самолет № 4629. Он предусматривал замену четырех (из шести) подкрыльевых бомбодержателей Дер-7 парой Дер-13. Перевод Дер-13 под крыло имел целью повысить гибкость боевого применения бомбардировщика. Параметры нагрузки теперь можно изменять без монтажа или демонтажа креплений.
Прицел бомбардировщика Hertz также был перенесен в правый передний угол кабины летнаба. Этот самолет проходил испытания в НИИ ВВС с 15 ноября 1931 г по 17 февраля 1932 г. В результате от установки Дер-13 под крылом отказались. Переход на комплект из двух Дер-7 и двух Дер-13 резко снизил бомбовую нагрузку при подвешивании мелких бомб: их вообще нельзя было подвешивать на балки Дер-13. Кроме того, плохая конструкция прокладки кабеля привела к очень большому усилию на рукоятке механического выталкивателя. Летнабу пришлось тянуть его обеими руками. Были одобрены и другие новшества.
В 1932 году Р-5 была построена в трех модификациях с разной комплектацией:
- легкий бомбардировщик,
- разведчик,
- учебный самолет.
Самолет-разведчик имел полный комплект бомбового вооружения, аналогичный Р-1 (шесть балок Дер-7 и две балки Дер-6), радиостанцию и фотоустановку. На бомбардировщике не было фото- и радиоаппаратуры, а подфюзеляжные Дер-6 можно было заменить на Дер-13. Учебные самолеты часто отправляли невооруженными или не полностью вооруженными; редко устанавливались радиостанции и камеры. Их стартовый вес был меньше, чем у Скаутов, почти на 200 кг.
Ставились радиостанции разного типа — в зависимости от того, чем можно было разжиться.Большинство машин было оснащено 13СК и 14СК, но встречались и 14С1 и 13С. В 1932 году к орудиям Р-5 добавились химические и дымовые устройства. Обливные устройства ВАП-4 предназначались для уничтожения экипажей противника и заражения местности. Блок емкостью 82 л заполнялся раствором иприта или люизита (или их смесей) в парафине или дихлорэтане.
Раствор вытеснялся из контейнера высокоскоростным давлением. На Р-5 была установлена усовершенствованная модель ВАП-4 с люком для чистки и возможностью сброса в полете. И наклон, и сброс контролировались с помощью стандартного сброса бомб. Самолет нес два, а позже четыре ВАП-4 под нижним крылом, на ближних к фюзеляжу лонжеронах Дер-7.
Летом 1931 года в Германии были закуплены установки ДАП-Д для постановки дымовых завес на испытания. Смесь вытеснялась сжатым воздухом. Бак со смесью у Р-5 расположен под фюзеляжем, баллон со сжатым воздухом емкостью 25 литров — слева под нижним крылом. От бака длинная труба проходила через хвостовую часть фюзеляжа и выходила под рулем направления. ДАП-Д был принят на вооружение как Д-100 и начал производиться в СССР. Но первоначальная конструкция подвески не прижилась, позже была разработана альтернативная подвеска для двух Д-100 под крылом: этот вариант стал штатным.
Выпуск Р-5 в 1932 г быстро увеличивался. С марта он даже превысил плановые показатели, частично покрывая дефицит прошлых лет. В мае было выполнено шесть рейсов сверх графика. Но к октябрю предприятие № 1 не успевало за быстро расширяющимся графиком. К концу года дефицит составил около 300 самолетов. При этом всего за год было построено 884 Р-5.
Наличие самолетов Р-5 и ССС в составе ВВС Красной Армии на 15 февраля 1940 г:
ССС | Р-5 | |
Белорусский Особый Военный Округ | 39 | 42 |
Киевский особый военный округ | 1. 3 | 51 |
Калининский военный округ | — | 10 |
Ленинградский военный округ | — | 9 |
Орловский В.О | — | 23 |
Харьковский военный округ | — | 24 |
Приволжский военный округ | — | 24 |
Северо-Кавказский военный округ | — | 1. 3 |
Забайкальский военный округ | — | 7 |
Среднеазиатский ВО | — | 23 |
Одесский военный округ | — | 1. 3 |
1-я военно-морская группа (Монголия) | — | 8 |
2-я Особая Краснознамённая армия | — | 63 |
1-я Особая Краснознамённая армия | 12 | 16 |
Образовательные учреждения | 9 | 1325 |
Активная армия | 97 | 66 |
Общий | 170 | 1805 г |
Создание машины Р-5 и серийный выпуск
Задача, поставленная перед коллективом ОКБ под руководством Н.Н. Поликарпова, состояла в том, чтобы создать своими силами простую и надежную машину, способную выполнять широкий круг тактических задач. Разработка проекта была завершена в 1928 году, после чего прототип самолета был передан военным для детального изучения и испытаний.
После устранения ряда недостатков конструкция самолета была признана пригодной для последующей эксплуатации. С 1930 года на авиазаводе №31 в Таганроге началось серийное производство новой машины, которая выпускалась большой серией. Машина выпускалась как разведчик Р-5, самолет непосредственной поддержки пехоты и кавалерии Р-5Ш и бомбардировщик-торпедоносец Р-5Т.
Всего за 11 лет с 1930 по 1941 год было выпущено около 6 тысяч машин различных модификаций. На вооружении ВВС Красной Армии находилось около 5000 самолетов, использовавшихся для ведения разведывательных операций и огневой поддержки наземных операций.
Боевой вылет советского многоцелевого биплана Р-5 в качестве разведчика
Читайте также: Лучшие самолеты мира: военные и пассажирские
Задачи и цели
Многоцелевой фронтовой самолет МиГ-35 предназначен для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.
Основные задачи МиГ-35:
- перехват воздушных целей;
- получить превосходство в воздухе;
- изоляция на поле боя;
- подавление систем ПВО;
- непосредственная авиационная поддержка;
- атаковать морские цели.
Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 в сравнении с МиГ-29:
- супер маневренность;
- увеличенная дальность полета;
- высокая боевая живучесть;
- повышенная надежность.
Основные модификации самолета Р-5
Опытный Р-5, 1938 г. Опытный образец был оснащен двигателем BMW-VI мощностью 680 л.с.
Серия Р-5. С 1931 г самолет выпускался крупными партиями на заводе № 1. Был установлен двигатель М-17Б (680 л.с.), в 1934 г он был заменен на М-17Ф (715 л.с.). Конструкция Р-5 имела длительный срок службы, обладала достаточной прочностью, отличалась продуманностью и добротностью исполнения. Самолет широко использовался в ВВС и народном хозяйстве СССР.
Р-5Ш — штурмовик (1931 г.). Отличался мощным вооружением: устанавливались четыре пулемета ПВ-1 (по два на каждом нижнем крыле в обтекателях), один синхронный ПВ-1 и два спаренных ЛА на башне. Нагрузка на стрелу – до 500 кг. Впоследствии крыльевые ПВ заменили на восемь ШКАСов (по четыре на крыло). Выпускался серийно, было выпущено несколько сотен экземпляров. Применялся в боевых действиях в Испании и на Дальнем Востоке.
Р-5а (МР-5) — морской разведчик (1931 г.). Двухпоплавковый вариант Р-5, без специального усиления конструкции, с удвоенным воздухоохладителем и устройством для запуска двигателя на воде. Деревянные поплавки по образцу летающей лодки Ш-2.
Р-5Т — бомбардировщик-торпедоносец (1933 г.). Самолет переоборудовали в одноместный, с увеличенным вертикальным оперением (аналогично поплавковому). Шасси модифицировано для размещения торпеды или бомбы большого калибра. В 1935 году была построена серия из 50 самолетов, которые использовались в морской авиации на Дальнем Востоке до 1938 года.
Р-5ССС (скоростная, скороподъемная, скорострельная) — вариант Р-5, модернизированный для улучшения летно-технических характеристик и усиления вооружения. На М-17Ф были установлены форсированные двигатель и колёсные обтекатели. Пулемет ПВ-1 был заменен на ШКАС. В варианте штурмовика на нижних крыльях установили еще четыре пулемета. Построен серийно. Использовался как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, в Аэрофлоте — для перевозки почты и грузов. Скорость — 249 км/ч.
Р-5 «Лимузин»
ПЗ. В 1935 году по инициативе группы инженеров завода, выпускавшего серийно Р-5, на его базе был спроектирован и построен новый самолет-разведчик, получивший наименование ПЗ. Отличительными особенностями самолета были меньшие габариты, закрытая кабина со сдвижным фонарём и экранированная турель в общем обтекателе.
Установлен двигатель М-34Н (850 л.с.). Улучшились летно-технические характеристики, но усложнилась техника пилотирования, скорость 316 км/ч. РЗ строился большими сериями с 1935 года. Он стал последним серийным бипланом-разведчиком в Советском Союзе. Весной 1937 года издание было прекращено.
Р-5 («лимузин») (ремейк 1931 г., малая серия 1933 г., копия 1935 г и два АРК-5) — пассажирские варианты, построенные для ГВФ. Они отличались штатным целлулоидным фонарем, прикрывавшим кабину пилота, и двухместной пассажирской кабиной, оборудованной 2-3 посадочными местами.
П-5 и П-5а (пост — пятый). Когда их сняли с вооружения, Р-5 передали в гражданскую авиацию. Пространство позади и под второй кабиной оборудовали грузовым помещением общей массой до 400 кг. С лета 1930 г части тиража газеты «Правда» доставлялись в крупнейшие города на самолетах Р-5 в день издания в Москве, а с 1931 г. – матрицы, с которых тиражировалась газета. В 1932-38 годах большую часть авиапочты перевозили самолеты Р-5.
ПР-5 — пассажирский Р-5. В 1935 г главный инженер подмосковных мастерских ГВФ А. Н. Рафаэльянц переконструировал Р-5. Силовая установка, кессон крыла, оперение и шасси остались без изменений. Изменениям подверглась средняя часть фюзеляжа. Кабина пилота была закрытой, со сдвижной крышей и выходом вправо. Четырехместный пассажирский салон располагался в удлиненном фюзеляже овального сечения, дверь в него находилась с левой стороны. Обе кабины отапливались и вентилировались. Самолет прошел испытания. В 1936 году началось серийное производство.
В дальнейшем для сохранения центровки верхнее крыло сместили назад на 100 мм. Самолет по-прежнему выпускался под новым обозначением ПР-5бис. Всего было выпущено около 210 экземпляров ПР-5 и ПР-5бис, которые эксплуатировались на авиалиниях до начала Второй мировой войны.
ПЗ (пассажирский — З) — почтово-транспортный вариант самолета ПЗ (двигатель М-34НБ), выведенный аж в 1936 году. Для нужд ГВФ было переоборудовано около двухсот машин. Этот тип самолетов оказался менее надежным, чем Р-5, и к концу 1938 г почти все ПЗ были списаны.