- Начало эволюции
- Перспективность и востребованность
- Области боевого применения
- Летно-технические характеристики МиГ-35
- МиГ-29 и МиГ-35. Что изменилось?
- «Жук» для «МиГа»
- Экономия и боеготовность
- Системы целеуказания и индикации
- Экземпляры МиГ-35
- И снова Индия…
- Участие МиГ-35 в индийском тендере MMRCA
- Эталон надежности
- Двигатели и бортовые системы
- Экономическая составляющая и боевая готовность МиГ-35
- Отличительные характеристики МиГ-35
- Назначение истребителя
- Основные технические характеристики МиГ-35
- Бортовое оборудование
- Производство
- Оптико-локационная станция
- Летные ттд МиГ-35
- Особенности конструкции
- Основные цели и задачи МиГ-35
- Почему так дешево?
- Модификации
Начало эволюции
Ближе к корабельному варианту был опытный МиГ-29М, который производился с начала 1980-х годов. «По сравнению с базовой моделью, — говорит заместитель главного конструктора инженерного центра корпорации «МиГ», профессор МАИ Юрий Оболенский, — МиГ-29М серьезно усовершенствован. В нем механическая проводка заменена на электрическую дистанционное управление.Совершенствование системы управления в первую очередь было продиктовано тем, что на самолет были добавлены две точки подвески вооружения.
В результате регулировка истребителя «ушла назад» и машина стала менее устойчивой.Было невозможно управлять таким аппаратом «по старинке».Другим важным нововведением стало создание дополнительного запаса топлива за счет полостей, ранее не использовавшихся для размещения баков.Так удалось увеличить дальность полета МиГ-29М.Эти самолеты были един только по вооружению.Как самолет он разный.
МиГ-29К унаследовал все эти нововведения и был доработан под требования палубной авиации. Самолет был оборудован крюком для захвата отводного троса, шасси было усилено, а в кабине появился мнемоиндикатор для точного определения места посадки самолета — при посадке на небольшой участок длиной 24 м пилот должен тщательно выдерживать посадочный угол для атаки на машину.
Знаменитый летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую в истории посадку самолета на палубный стопор на Су-27К 1 ноября 1989 года. За ним на Тбилисский ТАВКР (так звали Адмирала Кузнецова). Пилотировал МиГ-29К. Пугачев и Аубакиров оказались в центре торжеств, связанных с историческим событием.
Через несколько дней летчикам-испытателям предстояло отработать не менее сложную задачу — поднять в небо с палубы истребители, но Токтар через час изъявил готовность к этому полету и попросил разрешения на взлет. Получив добро, летчик сделал МиГ-29К первым отечественным самолетом, взлетевшим с трамплина на палубе.
Перспективность и востребованность
В это время проходят испытания опытные машины и готовятся заводские мощности к выпуску серийного самолета. Переговоры о его поступлении на баланс ВКС России начались в 2010 году.
Сейчас проходят плановые испытания двух образцов в строевых частях. Предполагается, что в 2020-2021 годах на вооружении будет стоять не менее 30 боевых машин.
В закупке МиГ-35 заинтересованы и ВВС других государств. Египет планирует закупить около 50 истребителей, также ведутся переговоры с правительством Индии.
Области боевого применения
В процессе совершенствования тактики применения истребительной авиации, господствовавшей с начала Второй мировой войны до войны в Корее, узкоспециализированные машины уже не отвечают требованиям современных боевых задач.
С усложнением технологий цена возросла многократно, и если раньше было целесообразно строить огромный воздушный флот, то в современных реалиях это не по карману даже самым развитым странам.
Таким образом, современная парадигма развития боевой авиации предполагает использование универсальных машин, оснащенных соответствующим набором вооружения.
Как следует из названия, многоцелевой истребитель МиГ-35 используется для решения широкого круга боевых задач.
Эта машина предназначена как для воздушного боя, так и для высокоточного бомбометания наземных целей.
Технические характеристики и вооружение позволяют этой модели эффективно защищать воздушные линии, а также подавлять средства ПВО в ходе наступательных операций.
Летно-технические характеристики МиГ-35
- Экипаж 1 или 2 человека на базе модификации МиГ-35/МиГ-35Д
- Длина — 17,3 м
- Высота — 4,73 м
- Размах крыла 11,99 м
- Площадь крыла — 42 м²
- Нормальная стартовая масса — 17500 кг, пустая — 11000 кг
- Максимальная стартовая масса 23500 кг
- 2 ТРДД с ОВТ «РД-33МКВ»
- Максимальная тяга — 2×5400 кгс
- Максимальная мощность на форсаже — 2×9000 кгс
- Углы вектора скольжения: ±8° во всех направлениях, ±15° в вертикальной плоскости
- Скорость отклонения вектора тяги 60°/с
- Масса двигателя 1055 кг.
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость у земли — 1400 км/ч
- Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч
- Практическая дальность полета самолета с ПТБ — 3000 км
- Практическая дальность без ПТБ — 2000 км
- Продолжительность полета — 2,2 часа
- Практический потолок — 17500 м.
- Тяговооружённость при максимальном взлётном весе — 0,77
- Тяговооружённость при нормальной стартовой массе — 1,03
- Нагрузка на крыло при максимальной массе — 618 кг/м²
- Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе — 468 кг/м²
- Максимальная рабочая перегрузка составляет 9 g.
Вооружение:
- Встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 150 выстрелов
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка — 6500 кг
- Р-73 ближнего действия УРВВ
- УРВВ промежуточного района РВВ-АЕ и Р-27
- Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А
- Противорадиолокационные ракеты Х-31П
- УРВП: НАР, Х-29, Х-25
- Ракеты воздушного класса Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27
- Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиамины.
Авионика:
- Радиолокационная станция с АФАР Жук-А
- Максимальная дальность обнаружения наземной цели — до 60 км
- Максимальная дальность обнаружения аэродинамической цели до 200 км (на экспорт до 148 км)
МиГ-29 и МиГ-35. Что изменилось?
У этих самолетов, безусловно, много общего. Однако в отличие от своего предшественника МиГ-35 получил значительные улучшения:
- Оснащен РЛС «Жук-А», значительно превосходящей РЛС МиГ-29;
- Усиленная конструкция, позволившая увеличить количество топлива и полезную нагрузку;
- Значительно снижена радиолокационная заметность;
- повышенная долговечность, надежность и живучесть;
- Стоимость одного летного часа более чем в 2 раза дешевле;
- Доработана система управления силовой установкой;
- Отклоняемый вектор тяги двигателей значительно повышает маневренность;
- Зависимость от качества взлетно-посадочной полосы максимально снижена;
- Гарантированная совместимость с отечественным и зарубежным вооружением и авионикой;
- Усовершенствованные системы наведения, прицеливания и электронной защиты.
- Увеличена скорость истребителя МиГ-35.
«Жук» для «МиГа»
Самолеты оснащены многофункциональной радиолокационной станцией «Жук-МЭ» или «Жук-АЭ». Работает в любых погодных условиях, на свободном пространстве и на фоне поверхности, на лобовых и обгонных полосах, а также в условиях естественного и организованного возмущения.
«Жук-МЭ» способен одновременно сопровождать до десяти и выдавать целеуказание на обстрел четырех наиболее опасных целей. Обнаруживает воздушную цель с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР) 5 квадратных метров на дальности 120 км. «Жук-МЭ» также способен корректировать навигационные системы самолета по наземным ориентирам, а также обеспечивать полет на малых и предельно малых высотах.
«Жук-АЭ» оснащен активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Он обеспечивает одновременное сопровождение до 30 воздушных целей, выявление наиболее опасных из них и целеуказание для атаки шести самолетов противника. «Жук-АЭ» способен обнаруживать зависшие вертолеты, источники помех, подвижные и неподвижные наземные и надводные цели; выполнить картирование; обеспечить маловысотный полет.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Госкорпорацию Ростех) представил на Международном авиационном салоне Airshow China 2016 в г. Чжухай (КНР) РЛС с активной фазированной антенной решеткой Жук-АМЭ. Он предназначен для оснащения истребителей семейства МиГ, в том числе 35-го.
«Жук-АМЭ» позволяет вести воздушный бой за пределами прямой видимости, сопровождать одновременно 30 целей и поражать до шести из них в воздухе и до четырех на земле, сообщил генеральный конструктор АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (часть КРЭТ) рассказал ТАСС на выставке), главный разработчик новой РЛС Юрий Гуськов, который говорит, что она обеспечивает возможность выполнения задач в самых сложных метеоусловиях, а также при блокировании противника.
При этом РЛС может работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля», распознавать и классифицировать групповые и отдельные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточным зенитным оружием, а также передавать данные тактической обстановки другим самолетам и проводить радиоэлектронное противодействие. Характеристики «Жук-АМЭ» значительно превосходят характеристики серийных РЛС.
В результате концентрации всех технологических преимуществ в АФАР характеристики РЛС улучшаются примерно на 50 %. Общая масса новой РЛС составляет примерно 100 кг. И если сегодня рабочая дальность МиГ-29 по целям составляет 180 км, то новый «Жук» позволяет увеличить ее до 260 км
Юрий Гуськов Генеральный конструктор «Фазотрон-НИИР»
Экономия и боеготовность
Срок службы МиГ-35 не менее 40 лет. Налет аппарата превышает 6000 часов. Значительно повышена надежность самолета, его авионики и двигателя. Количество единиц с ограниченным ресурсом уменьшено почти в 3,5 раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.
Радикально улучшенные летно-технические характеристики МиГ-35 — серьезный козырь в конкурентной борьбе за глобальный рынок, в большей степени ориентированный на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Среди прочих факторов эта тенденция связана с достаточно быстрым ростом стоимости авиакеросина.
МиГ-35 — лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, состоящей на вооружении различных ранних модификаций МиГ-29. По некоторым оценкам, к 2020 году ВВС России и зарубежные заказчики получат около 250-350 многоцелевых истребителей МиГ-35 на сумму около 10-12 миллиардов долларов.
Системы целеуказания и индикации
МиГ-35 оснащен нашлемной системой целеуказания и индикации НСКИ-КОС, аппаратурой связи МВ-ДМВ/УКВ/КВ диапазона, передачи и кодирования данных.
Истребители этого типа оснащены станцией ближней радиотехнической разведки Л-150М-02. Самолеты оснащены:
- аппаратура обнаружения атакующих ракет (весло, расположенное в носовой части фюзеляжа, обтекателе и гондоле воздухозаборника. — Прим. ТАСС);
- аппаратура лазерного облучения (ОЛО, расположенная на законцовках крыла);
- система управления ракетами и целеуказания для поражения радиоизлучающих наземных и надводных целей;
- бортовые приборы пассивного шумоподавления и автоматизированная система контроля и регистрации полетной информации КАРАТ-Б-29К.
На МиГ-35 и МиГ-35Д установлена система видеонаблюдения и регистрации информации СВР-29М1К. По желанию заказчика на самолет может быть установлено дополнительное бортовое оборудование иностранного производства.
35-й будет оснащен новейшей навигационной системой БИНС-СП2, которая представляет собой адаптированную версию системы, разработанной КРЭТ для корабельной авиации. По словам первого заместителя управляющего директора Группы КРЭТ Игоря Насенкова, КРЭТ согласовал всю конструкторскую документацию на систему ЛИНС-100РС, которая используется на корабельных самолетах МиГ-29К/КУБ.
Истребитель МиГ-35 будет оснащен адаптированной версией этой системы, получившей название БИНС-СП2. Он бесшумный, имеет высокую износостойкость и не требует особого ухода.
Экземпляры МиГ-35
- Демонстратор МиГ-35Д, б/н 154. Конвертирован из опытного МиГ-29М2 в начале 2007 г. (до 2002 г. МиГ-29М «Продукт 9-15/4», б/2 154 «Синий», б/н 296.09.0554).
- Опытный образец МиГ-35 «Изделие 9-61», б/н 961. Создан на базе планера серии МиГ-29К (9-41) летом 2009 г. Весной 2012 г., т.к путем испытаний легкого авианосца «Викрамадитья» он был переоборудован в МиГ-29КУБ, получил б/н 204.
- Опытный МиГ-35Д «Продукт 9-67», б/н 967. Переоборудован из опытного МиГ-29КУБ («Продукт 9-47», б/н 947 «синий», б/н 0111) летом 2009 г. В 2010 г переоборудован обратно в МиГ-29КУБ, получил прежний б/н 947. 23 июня 2011 г разбился под Ахтубинским, в Астраханской области. Пилотировавшие машину Олег Матч и Александр Кружалин погибли.
И снова Индия…
Вернулись к теме палубного истребителя миговцы лишь десятилетие спустя. Мы уже не раз писали о том, что в годы минимального финансирования перевооружения российских вооруженных сил сотрудничество с Индией стало для многих оборонных компаний буквально спасительным. При этом индийские военные заинтересовались палубной авиацией в связи с перспективой приобретения ТАВКР «Адмирал Горшков», получившего в южном штате звучное имя «Викрамадитья».
Новый МиГ-29К был разработан в 2000-х годах и уже заметно отличался от своего одноименного советского предшественника. И не только потому, что технологии ушли вперед, но и из-за изменившихся требований к новым боевым машинам. «В советское время, — рассказывает Юрий Оболенский, — Сухой и МиГ строили разные самолеты. «Сухой» занимался штурмовиками, тактическими бомбардировщиками и тяжелыми зенитными истребителями.
МиГ специализируется на легких фронтовых истребителях и высотных перехватчиках. Но времена узкой специализации прошли.Сейчас и от самолетов семейства Су-27, и от истребителей семейства МиГ-29 требуется многофункциональность, то есть способность как бороться за господство в воздухе, так и работать по наземным и морским целям, а также вести разведку.Фактически ОКБ Сухого и я частично в одной нише, но в связи с тем, что МиГи сохраняют меньшую размерность по сравнению с Су, обеспечение многофункциональности представляет дополнительные трудности для конструкторов РСК МиГ.
«Выполнено в духе современных требований к строящимся корабельным истребителям МиГ по варианту По контракту с ВМФ России МиГ построил 20 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ (новая двухместная учебно-боевая модификация) для оснащения 100-й авиаполк на базе авианосца «Адмирал Кузнецов» Логическим продолжением нового подсемейства самолетов станет МиГ-35 — многоцелевой истребитель, предназначенный для оснащения ВКС России и потенциальных зарубежных заказчиков.
В августе прошлого года командующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что после завершения государственных испытаний серийный МиГ-35 будет принят на вооружение с дополнительным финансированием закупки более 30 единиц. На сегодняшний день построен один демонстрационный образец, два летно-испытательных образца еще собираются в цехе предприятия в Луховицах.
Внешне они почти неотличимы от строящегося тут же МиГ-29К/КУБ. И у них есть главный конструктор — Николай Бунтин, которого мы попросили рассказать об особенностях их самолета, а также о том, почему МиГ-35 все-таки стал производным от палубного самолета.
Участие МиГ-35 в индийском тендере MMRCA
Сравнительные характеристики самолетов, участвующих в индийском тендере MMRCA | |||
Имя | Дассо Рафаль | Еврофайтер Тайфун | F-16IN Супер Гадюка |
Смотреть | |||
Страна | Франция | Германия, Италия, Испания, Великобритания | США |
Режиссер | Дассо Авиация | Еврофайтер ГмбХ | Локхид Мартин |
Длина | 15,27 м | 15,96 м | 15,03 м |
Размах крыльев | 10,80 м | 10,95 м | 10:00 утра |
Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² |
Пустой вес | 9 500 кг | 11 000 кг | 9 979 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг | 3265 кг |
Боевая нагрузка | 9 500 кг | 7500 кг | 7800 кг |
Точки подвеса | 14 | 1. 3 | 11 |
Максимальный стартовый вес | 24 500 кг | 23 500 кг | 21 800 кг |
Двигатель | 2 × Снекма М88 | 2 × Евроджет EJ200 | 1 х ГЭ F110-132 |
Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН |
Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН |
Максимальная скорость | 1,8 Маха | 2,0 Маха | 2,0 Маха |
Боевой радиус | 1800 км | 1390 км | 550 км |
Практичный потолок | 17 000 м | 19 812 м | 18 000 м |
Скорость набора высоты | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с |
Тяговооружённость | 1.13 | 1,18 | 1.10 |
Управляемый вектор тяги | нет | это | нет |
РЛС с АФАР | это | нет | это |
Стоимость (2011) | 85-124 млн долларов | 120 миллионов долларов | 50,0 млн долларов |
Имя | F/A-18E/F Супер Хорнет | JAS 39NG(В) | МиГ-35 |
Смотреть | |||
Страна | США | Швеция | Россия |
Режиссер | Боинг Оборона, космос и безопасность | Сааб АБ | РСК «МиГ“ |
Длина | 18,31 м | 14,10 м | 17:30 |
Размах крыльев | 13,62 м | 8,40 м | 12:00 |
Площадь крыла | 46,5 м² | 30,0 м² | 38,0 м² |
Пустой вес | 14 552 кг | 7100 кг | 11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 6780 кг | 3360 кг | 4800 кг |
Боевая нагрузка | 8050 кг | 5300 кг | 6500 кг |
Точки подвеса | 11 | 10 | 10 |
Максимальный стартовый вес | 29 937 кг | 14 300 кг | 29 000 кг |
Двигатель | 2 × ГЭ Ф414-400 | 1 × ГЭ F414G | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга на форсаже | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Максимальная скорость | 1,8 Маха | 2,0 Маха | 2,25 Маха |
Боевой радиус | 722 км | 1300 км | 1000 км |
Практичный потолок | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м над уровнем моря |
Скорость набора высоты | 228 м/с | сейчас | 330 м/с |
Тяговооружённость | 0,93 | 1,18 | 1.10 |
Управляемый вектор тяги | нет | нет | это |
РЛС с АФАР | это | нет | это |
Стоимость (2011) | 55,0 млн долларов | 48,0 млн долларов | ~ 45,0 млн долларов |
Эталон надежности
«Преемственность с палубной авиацией вполне оправдана, — считает Николай Бунтин. — В первую очередь потому, что при проектировании МиГ-29К/КУБ нам пришлось выполнить очень жесткие требования. Индия начала использовать палубную авиацию задолго до Советского Союза и России. Первый авианосец британской постройки был передан местному флоту в 1961 году.
Сегодня на «Викрамадитья» и новом строящемся авианосце индийские военные хотят использовать авиационное оборудование, соответствующее западным стандартам, в первую очередь американским. Поэтому в соответствии с индийским заказом мы не строили машину полностью в традициях отечественного авиастроения».
Самое главное требование – абсолютная надежность. Если в самолете что-то выйдет из строя во время полета над Индийским океаном, поблизости не будет альтернативного аэропорта и авианосец может быть не готов к вынужденной посадке (например, из-за погодных условий).
В случае каких-либо отказов и повреждений самолет должен долететь до последней капли керосина, сохраняя высокую управляемость, чтобы приземлиться на пятачок между двумя тросами вне зависимости от погоды. Такая надежность достигается колоссальным резервированием всех жизненно важных систем, что было воплощено в МиГ-29К/КУБ, а затем и в МиГ-35.
Эксплуатация в открытом море происходит в агрессивной среде в виде брызг соленой воды. Поэтому палубный МиГ должен был быть оснащен антикоррозионной защитой по самым высоким стандартам. Важным моментом является устойчивость к электромагнитным полям: по этому параметру требования к палубной авиации в 3,5 раза выше, чем к наземной.
«Сейчас не время для холодной войны, — говорит Николай Бунтин. — Когда боевые самолеты производились серийно, можно было построить 15 000 самолетов и потерять 3 000 в авариях. Никто не обратил на это внимания. А сейчас авиатехника становится все дороже и производится в количествах на один-два порядка меньших. В этой ситуации на первый план выходит требование надежности.
И проектировать узкоспециализированные самолёты под ту или иную задачу, под определённые условия уже нельзя: траты на НИОКР окажутся безумными. И теперь опыт показывает, что лучший универсальный самолет — это корабельный самолет. Потому что в наше время надежность, безопасность, возможность летать над морем и безлюдной местностью, простота в эксплуатации – все это востребовано и наилучшим образом воплощено в современной палубной авиации».
Двигатели и бортовые системы
Самолет оснащен двумя двигателями РД-33МК. Давление стендового двигателя — 2 х 9000 кгс. Они имеют повышенную тягу, оснащены бездымной камерой сгорания и новой полностью отвечающей электронной системой управления (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и долговечностью.
На 35-е также может быть установлена модификация двигателя РД-33МК с всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что дает самолету преимущество в ближнем маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ была испытана на опытном самолете МиГ-29ОВТ (б/н 156. — Прим. ТАСС).
В 2016 году генеральный директор НИИ парашютной техники Дмитрий Третьяков сообщил ТАСС, что тормозные системы разрабатывались для нескольких типов многоцелевых истребителей, в том числе для МиГ-35.
Мы проводим несколько ОКР (опытно-конструкторская разработка. — Прим. ТАСС) для авиации — тормозные системы для МиГ-31, для МиГ-35 и для Т-50. Некоторым системам была присвоена буква О
Дмитрий Третьяков, генеральный директор Парашютно-исследовательского института
АО «МПО им. И. Румянцева» (входит в холдинг «Технодинамика») в октябре 2016 года начало поставки аварийных насосных станций для МиГов. Освоение производства аварийной насосной станции НС-58 осуществлялось в рамках программы импортозамещения.
НС-58 представляет собой гидротрансформатор, предназначенный для подачи рабочей жидкости под давлением в систему ускорителя полета в аварийном режиме. Он позволяет обеспечить управляемость самолета при выходе из строя основных насосных станций, нагнетающих рабочую жидкость в его гидросистему.
Изделие также используется на МиГ-29СМТ и МиГ-29К/КУБ. Раньше его производили на одном из предприятий Украины.
Читайте также: Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение
Экономическая составляющая и боевая готовность МиГ-35
Срок службы МиГ-35 может составлять не менее сорока лет. Срок службы самолета может превышать шесть тысяч часов. В самолетах значительно повышена долговечность двигателей и авионики. Общая численность, обладающая ограниченными ресурсами, снижена почти в три с половиной раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.
Это обеспечивает увеличение продолжительности межремонтных, внеплановых капитальных ремонтов, снижение их стоимости, а также трудоемких затрат.
Отличительные характеристики МиГ-35
По своим основным боевым характеристикам МиГ-35Д и МиГ-35 отличаются от МиГ-29:
- Супер маневренность;
- увеличенная дальность полета;
- Высокая боевая живучесть;
- повышенная надежность.
Назначение истребителя
Самолет МиГ-35 и его двухместная модификация МиГ-35Д предназначены для поражения воздушных, подвижных и стационарных наземных и надводных целей в любых климатических и погодных условиях. Оба самолета имеют одинаковую конструкцию, набор авионики и разнообразное авиационное вооружение.
Двухместный может использоваться в качестве учебно-боевого самолета для обучения пилотов семейства МиГ-35.
Основными отличиями 35-го от других самолетов семейства МиГ-29 являются интеграция информационно-прицельных комплексов пятого поколения в бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), возможность применения перспективного авиационного вооружения российского и зарубежного производства, а также повышение боевой устойчивости, достигаемое за счет внедрения современных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В основе конструкции 35-х лежат решения, реализованные на корабельных истребителях МиГ-29К/КУБ и самолетах МиГ-29М/М2. Среди них:
- увеличенная боевая нагрузка, расположенная на девяти точках внешней подвески;
- увеличенный запас топлива;
- установлена бортовая топливная система;
- возможность использования истребителя в качестве заправщика.
Кроме того, в конструкции новейшего истребителя применена технология антикоррозионной защиты планера и основных систем, соответствующая стандартам корабельных истребителей. Это значительно облегчает эксплуатацию самолета в сложных климатических условиях.
Также на МиГ-35 существенно снижена заметность в радиолокационном диапазоне, установлена трехканальная цифровая интегрированная система дистанционного управления с четырехкратным резервированием.
При разработке МиГ-35 упор делался на повышение характеристик. В частности, была повышена надежность самолета, двигателей и авионики, увеличен ресурс и ресурс планера. По данным корпорации «МиГ», стоимость одного летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем у 29-го.
Для истребителей был разработан комплекс технических и технологических решений, обеспечивающих автономность базирования, например, бортовая станция производства кислорода.
Основные технические характеристики МиГ-35
Требования к этой модели – многоцелевое использование и надежность при дальних перевозках, которые в сухих цифрах выражаются следующим образом:
Стандартный стартовый вес | 17500 кг. |
Максимальный стартовый вес | 29700 кг. |
Максимальная мощность двигателя | 2×5400 кгс |
Максимальное давление двигателя на форсаже | 2 × 9000 кгс |
Максимальная скорость: | |
На высоком | 2400 км/ч |
Близко к земле | 1400 км/ч |
Практичный потолок | 17 500 м над уровнем моря |
Коэффициент отклонения вектора тяги | 60 °/с |
Дальность со стандартной полезной нагрузкой | 1000 км** |
Запас хода без дозаправки с подвесными топливными баками | 3500 км** |
Тяговооружённость: | |
Со стандартным стартовым весом | 1,03 |
При максимальном стартовом весе | 0,77 |
*в зависимости от модификации.
** приблизительные значения
Бортовое оборудование
По данным компании «МиГ», в состав радиоэлектронного оборудования на борту самолета входит оптико-электронная система наблюдения ОЛС-КЭ (контейнерного типа) для обнаружения наземных целей как по целеуказанию от прицельно-навигационного комплекса (ПРНК), так и автономно, захвата, автосопровождения , дальность и подсветка.
В составе БРЭО также находится малогабаритная станция активных помех МСП-418КЭ в контейнерном исполнении. По данным компании «МиГ», он предназначен для индивидуальной защиты самолетов этого типа от существующих и перспективных наземных и воздушных перехватчиков путем создания заведомо активных помех.
Эта станция основана на технологии цифровой памяти радиочастот (DRFM). Его масса 150 кг. Его можно установить на любую из девяти точек внешней подвески истребителей семейства МиГ-35.
Производство
В 2009 году планировалось начать поставки МиГ-35 в ВВС России в течение следующих трех лет.
МиГ-35 участвовал в тендере на поставку 126 боевых самолетов ВВС Индии. На первом этапе испытаний именно МиГ-35 показал лучшие результаты: у остальных участников тендера возникли проблемы с запуском двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.
Вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, ВВС Индии обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолета. В результате военное ведомство выбрало финалистами тендера европейский истребитель «Тайфун» и французский «Рафаль».Официальной причиной отказа МиГ-35 в конкурсе стали неудовлетворительные показатели в 14 баллов, особенно продемонстрированные Жук-МАЭ радиолокационная станция и двигатели РД-33МК.
Командующий ВВС и войсками ПВО Южного военного округа заявил о возможности закупки МиГ-35 для ВВС и Командования ПВО в ближайшие годы. Срок сборки одного самолета 9 месяцев.
Оптико-локационная станция
Самолет оснащен прицельно-навигационным комплексом, перспективной оптико-электронной системой ОЛС-УЭМ разработки АО «НПК «Системы точного приборостроения», обеспечивающей боевое применение самолета на фоне земли, моря и облачности в любых условиях.
Система позволяет обнаруживать воздушные, наземные и надводные цели в среднем инфракрасном и видимом диапазонах, а также обеспечивать лазерную подсветку объектов. Эта станция может быть установлена на все самолеты нового объединенного семейства истребителей компании «МиГ».
Летные ттд МиГ-35
Летные данные МиГ-35 другие:
- Максимальная скорость у земли 1400 км/ч.;
- Максимальная скорость на высоте – 2400 км/ч.;
- Практическая дальность полета автомобиля с выносным топливным баком составляет 3000 км.;
- Практическая дальность без подвесного топливного бака — 2000 км.;
- Продолжительность полета до 2,2 часов;
- Практический потолок — 17500 м.;
- Тяговооружённость при максимальной стартовой массе — 0,77;
- Тяговооружённость при номинальной стартовой массе — 1,03;
- Нагрузка на крыло при максимальной массе – 618 кг/м².;
- Нагрузка на крыло при номинальной взлетной массе 468 кг/м².;
- Максимальная рабочая перегрузка до 9 g.
Особенности конструкции
МиГ-35 имеет все достоинства разработки 4-го поколения и многие достоинства 5-го.Унаследованный им от МиГ-29 планер до сих пор не уступает по техническим характеристикам ни одному из своих натовских конкурентов.
Это позволило конструкторам сосредоточиться на автоматизации и совершенствовании электронного оборудования.
Авионика МиГ-29 была фактически полностью обновлена с добавлением некоторых элементов, которые теперь используются исключительно на истребителях пятого поколения. МиГ-35 конкурирует даже с гораздо более дорогими американскими F-22 и F-35.
Бортовое радиолокационное оборудование практически сводит на нет технологию Stealth, используемую на этих самолетах. Наш МиГ-35 способен обнаруживать истребители противника на расстоянии до 200 км и выполнять картографирование местности с разрешением 1х1 м.
РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой позволяет одновременно захватывать до 30 целей и вести боевые действия против шести воздушных и четырех наземных противников одновременно.
Также увеличена дальность обнаружения ракет — предупреждение об атаке принимается на расстоянии до 30 км для атаки «воздух-воздух» и до 50 км для атаки по наземным целям.
Оптическая локационная станция позволяет МиГ-35 обнаруживать цели на расстоянии до 45 км.
Конструктивно самолет МиГ-35 остается многофункциональным легким истребителем, но по различным параметрам все же тяготеет к классу тяжелых боевых машин. Усиленная конструкция планера позволяет значительно увеличить запас топлива и боевую нагрузку (до 50% по сравнению с МиГ-29.
Для ближнего воздушного боя, а также для поражения наземных целей истребитель МиГ-35 оснащен ГШ-301 — тридцатимиллиметровой пушкой с боекомплектом в 100 снарядов.
К шести креплениям для вооружения добавлялись еще два (при желании еще одно можно было разместить на осевой линии планера).
Боевая нагрузка достигает 7 тонн ракетно-бомбового вооружения. В базовой комплектации устанавливаются ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности с целевыми боевыми частями. Ракеты Р-73Э используются для ближнего боя.
По наземным целям могут применяться авиабомбы массой до 0,5 т, бомбы с лазерным или телевизионным наведением, ракеты калибра 80 и 122 мм, высокоточные ракеты Х-29ТЭ с телевизионным наведением.
Планер самолета пришлось усилить, так как он будет использоваться на авианесущих крейсерах проекта 1143.5 (типа «Адмирал Кузнецов»).
Из-за укороченной взлетно-посадочной полосы этих кораблей проектирование истребителя МиГ-35 было частично завершено.
Это увеличило ресурс планера до 6000 летных часов (почти в два с половиной раза по сравнению с МиГ-29) и срок службы до 40 лет.
Благодаря использованию композиционных материалов и специальных конструкторских решений МиГ-35 рассчитан на использование в условиях короткой, частично поврежденной, а также грунтовой взлетно-посадочной полосы с максимальным набором тяжелого вооружения и полной заправкой. 190 м ему достаточно для взлета.
Поскольку конструкция планера истребителя МиГ-35 не позволяет в полной мере использовать технологию «Стелс», разработчики РСК «МиГ» основное внимание уделяют снижению заметности с помощью элементов радиопоглощающего покрытия.
Это, а также специальные меры по снижению теплового излучения двигателя РД-33МК и другие новаторские решения снижают заметность воздушной боевой части во всех трех аспектах: радиолокационном, инфракрасном и оптическом.
Эффективность применения МиГ-35 не зависит от сложности климатической зоны.
От МиГ-29 к новому истребителю пошла и адаптация к сложным погодным условиям. Он не нуждается в ангаре при температуре от +50 до -45 градусов Цельсия и полностью пригоден для эксплуатации в аэропортах, расположенных на высоте до трех с половиной километров над уровнем моря.
Сиденье пилота унифицировано, что позволяет в короткие сроки заменить кабину второго пилота на другой топливный бак.
Управление оснащено новейшим электронным оборудованием, спроектированным по принципу открытой архитектуры, что предполагает внедрение в него дополнительных разработок различных производителей.
Информационно-управляющее поле на рабочем месте обеспечивается тремя (или четырьмя в задней части салона) жидкокристаллическими 10-дюймовыми многофункциональными профильными индикаторами.
Это значительно упрощает процесс управления и позволяет устанавливать отечественное и зарубежное оборудование и системы вооружения.
Основные цели и задачи МиГ-35
Многоцелевой фронтовой самолет МиГ-35 предназначен для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в сложных и простых метеорологических условиях в условиях пассивного и активного радиоэлектронного противодействия противника.
Основными задачами МиГ-35 являются:
- Перехват воздушных целей;
- Достичь господства в воздухе;
- Изоляция района боевых действий;
- Подавление ПВО противника;
- Прямая поддержка с воздуха;
- Поражение морских целей.
Почему так дешево?
Говоря о цене этой красоты, следует отметить, что ее можно купить на оружейном рынке примерно за 45 миллионов долларов. Какова эта сумма? Для сравнения, F-16 стоит 200 миллионов долларов.
Модификации
Кроме стандартной одинарной, есть еще и двуспальная конфигурация. Для этого с головы самолета снимается дополнительный топливный бак и оборудуется кабина второго пилота.
Эта модификация получила индекс МиГ-35Д. Он был разработан для программы MMRCA, согласно которой ВВС Индии намеревались закупить 126 машин.
К сожалению, из-за несоответствия некоторых частей оборудования заявленным параметрам эта модель в 2011 году выбыла из конкурса и подверглась существенной доработке.