МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла

Военная техника
Содержание
  1. Что вынудило авиаконструкторов выбрать оригинальную компоновку истребителя МиГ-23
  2. Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета
  3. ТТХ и летные данные самолета
  4. Преимущества и недостатки истребителя
  5. Участие истребителя в боевых действиях
  6. Технические характеристики МиГ-23
  7. Основное вооружение МиГ-23
  8. Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23
  9. Тактико-технические характеристики МиГ-23
  10. Вооружение МиГ-23
  11. Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации
  12. Модификации истребителя МиГ-23
  13. Применение в военных действиях
  14. Описание конструкции реактивного самолёта
  15. Фюзеляж
  16. Крыло
  17. Система управления полётом Интерьер кабины перехватчика МиГ-23П
  18. Силовая установка
  19. Система управления воздухозаборниками двигателей
  20. Гидравлическая система
  21. Электрооборудование
  22. Шасси и тормозной парашют
  23. Топливная система
  24. Приборное и кислородное оборудование

Что вынудило авиаконструкторов выбрать оригинальную компоновку истребителя МиГ-23

В 1950-х годах военная авиация столкнулась с проблемой высоких скоростей при планировании и посадке перед посадкой. Это потребовало значительного увеличения длины взлетно-посадочных полос и строительства сопутствующей инфраструктуры. В то время была принята концепция многоцелевых истребителей. Они решали задачи завоевания господства в воздухе, сверхзвукового перехвата во всем диапазоне высот, а также поддержки наземных войск.

Мне 23

ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ) учло требования ВВС и в начале 60-х приступило к созданию принципиально нового самолета для фронтовой авиации. Главной особенностью был профиль крыла с консолью изменяемой стреловидности.

Проект был рассчитан на сверхзвуковые скорости полета, как в стратосфере (истинная — 2500 км/ч), так и у земли (приборная — 1400 км/ч).

Это потребовало длительных научных и конструкторских изысканий, бесчисленных продувок моделей самолетов в аэродинамической трубе ЦАГИ. Цандер (ЦАГИ).

Первый полет истребитель под обозначением Е-8 (изделие 23-01) совершил в апреле 1962 года. В воздух его поднял летчик-испытатель Мосолов Г.К. Но после крушения МиГа в сентябре того же года летные испытания были прекращены. Сложность представляли взаимоисключающие требования к аэродинамике и конструкции истребителя Е-8:

  • большие углы атаки;
  • высокая маневренность в диапазоне скоростей 400-1000 км/ч;
  • увеличена боевая нагрузка до 2 тонн;
  • минимальная взлетная дистанция и низкая посадочная скорость — в пределах 210-230 км/ч.

Первый экземпляр МиГ-23 имел, как и его предшественник, крыло треугольной формы. После аварии от этой идеи отказались и установили стреловидное крыло, которое во время полета могло менять угол относительно продольной оси самолета. Это усложнило конструкцию, но стало решением проблемы высоких нагрузок на самолет при сверхзвуке, пилотаже и посадке.

МИГ-23 в небе

Эта конструктивная особенность истребителя позволяла летчику изменять его конфигурацию во время полета в зависимости от характера задачи и боевых нужд. Летчик Федотов А.В поднял в воздух МиГ новой компоновки (изделие 23-11) в июне 1967 г

Серийное производство перспективной разработки началось в 1969 году.

Производство истребителей МиГ в Советском Союзе осуществлялось на заводе «Знамя труда» в Москве. При этом были испытаны новые системы самолета:

  • планер;
  • двигатель;
  • оружие;
  • навигация; полетная навигация;
  • электронное оборудование и авиационное оборудование.

Серийные модификации истребителя МиГ-23М отличались от прототипа наличием геометрического выступа на консоли («зуба»), новой системой прицеливания, иной формой носового обтекателя и киля.

Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета

Истребитель выполнен по схеме высокоплана с отрицательным V-образным крылом. Кронштейны отклоняются и фиксируются в трех положениях с углом 16°, 45° и 72°. Они крепятся к центроплану возле фюзеляжа, что дает увеличение площади аэродинамического профиля, в отличие от известного советского истребителя Су-17. У последнего, наоборот, средняя часть имеет большую площадь по сравнению с МиГ-23М.

В процессе изменения стреловидности смещается не только центр тяжести самолета, но и положение точки приложения аэродинамического фокуса. Это приводит к снижению продольной устойчивости и увеличению пикирующего момента МиГа. Отведением дифференциального стабилизатора компенсируется крутящий момент.

На вращающихся частях крыла МиГа установлены четырехсекционные предкрылки и трехсекционные закрылки. Они вместе с уменьшением угла стреловидности значительно улучшают взлетно-посадочные характеристики самолета.

Фюзеляж истребителя выполнен по типу полумонокок с членением на две части по шпангоуту № 28. Радиопрозрачный носовой обтекатель с кабиной пилота, приборным оборудованием включены в герметичный блок. Катапультное кресло класса 0-0 позволяет пилоту безопасно покинуть самолет. Поверх стекла фонаря установлен перископ для обзора задней полусферы. Киль первых модификаций самолета МиГ снабжен удлиненной вилкой, отсутствующей на фронтовой серии МЛД.

Для повышения курсовой устойчивости 23-го МиГа на больших углах атаки в хвостовой части установлен подфюзеляжный киль.

Складывается перед взлетом и посадкой истребителя на угол до 95°. Под рулем направления на фюзеляже находится контейнер для тормозного парашюта, который выпускается после приземления самолета. Воздушные тормоза МиГа расположены в хвостовой части фюзеляжа и представляют собой четырехлопастные конструкции.

В состав трехстоечного шасси входят:

  • сдвоенный перед стойкой;
  • основное колесо;
  • поворотный механизм основных стоек;
  • гидроцилиндры;
  • шимми автоколебательная система демпфирования.

Основным двигателем истребителя на базе модификации МиГ-23М является одноконтурный двухвальный ТРДД Р-27-300 с форсажной камерой сгорания. На улучшенные типы устанавливались новые модели силовых установок Р-29 и Р-35. Забор воздуха — сбоку. Клинья используются для регулирования ударных волн на сверхзвуковых скоростях.

Конструкция МиГ-23

Дифференциальный управляемый стабилизатор самолета одновременно осуществляет управление по крену и тангажу. Для бокового управления используются спойлеры, выдвижные на консоли крыла МиГа; для продольного управления используется руль направления на киле, который отклоняется с помощью педалей.

ТТХ и летные данные самолета

Особенности конструкции, связанные с установкой сложной системы поворота консолей, наложили свои ограничения на летную способность. Полностью выполнить заданные условия по тяге, вооружению и радиоэлектронному обеспечению самолета не удалось. Устаревшая аэродинамическая схема планера, первые попытки использования цифровых технологий в прицельном оборудовании, например, система единого экрана (СЭИ) на фоне лобового стекла, не позволили истребителю вырваться в явные лидеры по завоеванию поля боя.

В 1986 году, после авиакатастрофы при выполнении сложных фигур высшего пилотажа, эти упражнения были временно запрещены в рамках Курса боевой подготовки истребительной авиации. Тем не менее, самолет прожил долгую жизнь, пока ему на смену не пришли истребители 4 поколения — МиГ-29 и Су-27.

МИГ-23 взлетает

Тактико-технические данные представлены в таблице. На нем показаны габариты самолета, важные для определения величины ЭПР, энергоемкости при горизонтальном и вертикальном маневрировании. Но маневренности самой по себе для истребителя недостаточно. Без качественного оружия он не сможет выполнить боевую задачу.

Развивающиеся страны Советский Союз США Франция
Профиль Тактический истребитель Тактический истребитель Тактический истребитель
годы испытаний 1967 г 1961 г 1966 г
Количество членов экипажа 1 2 1
Силовая установка 1х Р-35-300 при 100% об/мин 8550 кгс (форсаж: 13000 кгс) 2 х Дженерал Электрик
2-79,4 кН (8000 кгс) на форсаже
1 × ТРДД SNECMA Atar 9K-50
Мощность на форсаже: 1×49,03 кН (5000 кгс)
Тяга на форсаже: 1×70,61 кН (7200 кгс)
Максимальная скорость, км/ч 2500 на высоте, 1400 у земли 2370 вверху
1350 у земли
2335 вверху
1470 у земли
Статический потолок, км 17,7 19 20
Дальность полета, км 1650 (2350 с ПТБ) 2380 3300
Масса, т 10,5 12,7 7.4
Максимальная стартовая масса, т 20
(15,6 — нормальный стартовый вес)
20,2 16.2
Размах крыла, м 13,9 (при стреловидности 16°) 11,7 8.4
Длина, м 16,7 19.2 15.2
Высота, м 5 5 4,5
Площадь крыла, м2 37,3 (при стреловидности 16°) 49, 2 25
Варианты боеприпасов 1 × 23-мм пушка ГШ-23Л
2 ракеты класса «воздух-воздух» Р-23Л/Т (Р-24Р/Т)
2-4 управляемых ракеты Р-13М класса «воздух-воздух» (2-6 ракет Р-60)
2 × ракеты «воздух-земля» Х-23М
4 × УБ-16 × неуправляемое вооружение С-5
бомбовая нагрузка до 2000 кг
1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulkan
4 управляемые ракеты средней дальности AIM-7
2х30-мм пушки DEFA
Управляемые ракеты:
ракеты класса «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или AM.39 или AS.30L для экспортных самолетов)
управляемые ракеты класса «воздух-воздух»:
2 × Супер R 530 и
2 × Р550

Маневренные характеристики истребителей описываются тремя перегрузками — разовой, тягоограничительной и продольной разовой. По сравнению с F-4E МиГ-23М немного уступает на малых высотах по скорости виража, но превосходит его на больших высотах. Разница буквально в десятых долях градуса в секунду. Все зависит от конкретной ситуации, т.е остатка топлива.

При пространственном маневрировании со средней новой околомаксимальной тягой МиГ постепенно накапливает превосходство в энергии. На малых высотах 23-й МиГ уступает истребителям F-15 и 16 по располагаемой нормальной перегрузке, что означает увеличение времени выполнения вынужденного разворота и его радиуса.

Французский самолет «Мираж» стал достойным соперником МиГу.

Это чистый истребитель с классической компоновкой, нехарактерной для DASO. Летные данные самолетов практически не отличаются. «Торнадо», как и 23-й МиГ, имеет стреловидное крыло, но его функция — поддержка сухопутных войск на европейском театре военных действий. По маневренности уступает советским и французским истребителям.

Преимущества и недостатки истребителя

Самолет МиГ-23 имеет следующие положительные характеристики:

  1. Возможность выполнения длительного полета на крейсерской скорости при выборе оптимального угла наклона крыла;
  2. Хорошие взлетно-посадочные характеристики;
  3. Истребитель может нести довольно внушительную полезную нагрузку;
  4. Самолет способен применять многие виды вооружения как по воздушным, так и по наземным целям;
  5. МиГ-23 быстро разгоняется, превосходя некоторые истребители четвертого поколения.

У МиГ-23 много недостатков. Однако некоторые из них уже были устранены в ходе операции.

Вот лишь некоторые недостатки:

  1. Плохая видимость из кабины;
  2. Сложность выхода из спина (в ранних модификациях);
  3. Недостаточно хорошая маневренность (кроме модификаций ML и MLD);
  4. Низкие характеристики для бортовых РЛС и ракет класса «воздух-воздух». Справедливости ради надо сказать, что по этому критерию самолет обычно сравнивают с истребителями четвертого поколения, что вряд ли корректно;
  5. Сложность обслуживания и ремонта фундамента.

Возможно, со временем МиГ-23 можно было бы усовершенствовать, но после распада Советского Союза все работы в этом направлении были свернуты. Важнейшим фронтовым истребителем был МиГ-29.

Участие истребителя в боевых действиях

После принятия на вооружение 23-й МиГ стал лучшим многоцелевым истребителем в СССР. Он превосходил западноевропейский «Ягуар», «Торнадо», французский «Мираж-3» или израильский «Кфир».

Самолет МИГ-23

При горизонтальном и вертикальном маневрировании советский истребитель МиГ имел преимущество перед зарубежными машинами аналогичного класса. Это преимущество особенно проявилось, когда в полки поступила серия легких самолетов серий МЛ и МЛД. Истребитель способен конкурировать с новым, на тот момент, американским F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный летчик.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и азимутальному углу поля зрения, но имела лучшие данные по высоте в горизонтальной плоскости. Это позволяло скрыть истинное количество машин в боевом порядке. Однако при наличии у противника воздушного командного пункта «Соколиный глаз» это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ обеспечила высокий экспортный потенциал.

Его продавали по всему миру. Истребитель отлично показал себя в боевых действиях в Анголе, Сирии, ирано-иракской войне. На боевом счету 23-й МиГ даже американский фрегат «Старк», получивший ракету на борт во время атаки западной коалиции на Ирак. Но это был последний успешный эпизод с участием самолета, так как РЭБ была проиграна.

Вооружение МиГ-23

Американцы и союзники, благодаря мощной поддержке спутниковых и корабельных систем, подавили все наземные пункты управления в Ираке, сделав самолеты «слепыми». С 2014 года МиГ-23М ведут боевые действия в составе сирийской армии против боевиков ИГИЛ. Боевые возможности устаревших самолетов по-прежнему находятся на высоком уровне для нанесения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и складам вооружения.

Технические характеристики МиГ-23

Особенности конструкции, связанные с установкой сложной системы поворота консолей, наложили свои ограничения на летную способность. Полностью выполнить заданные условия по тяге, вооружению и радиоэлектронному обеспечению самолета не удалось. Устаревшая аэродинамическая схема планера, первые попытки использования цифровых технологий в прицельном оборудовании, например, система единого экрана (СЭИ) на фоне лобового стекла, не позволили истребителю вырваться в явные лидеры по завоеванию поля боя.

На ходу

В 1986 году, после авиакатастрофы при выполнении сложных фигур высшего пилотажа, эти упражнения были временно запрещены в рамках Курса боевой подготовки истребительной авиации. Тем не менее, самолет прожил долгую жизнь, пока ему на смену не пришли истребители 4 поколения — МиГ-29 и Су-27.

Тактико-технические данные представлены в таблице. На нем показаны габариты самолета, важные для определения величины ЭПР, энергоемкости при горизонтальном и вертикальном маневрировании. Но маневренности самой по себе для истребителя недостаточно. Без качественного оружия он не сможет выполнить боевую задачу.

Технические характеристики МиГ-23 F-4E «Фантом» Мираж F1
Развивающиеся страны Советский Союз США Франция
Профиль Тактический истребитель Тактический истребитель Тактический истребитель
годы испытаний 1967 г 1961 г 1966 г
Количество членов экипажа 1 2 1
Силовая установка 1х Р-35-300 при 100% об/мин 8550 кгс (форсаж: 13000 кгс) 2 х Дженерал Электрик

2-79,4 кН (8000 кгс) на форсаже

1 × ТРДД SNECMA Atar 9K-50

Мощность на форсаже: 1×49,03 кН (5000 кгс)

Тяга на форсаже: 1×70,61 кН (7200 кгс)

Максимальная скорость, км/ч 2500 на высоте, 1400 у земли 2370 вверху

1350 у земли

2335 вверху

1470 у земли

Статический потолок, км 17,7 19 20
Дальность полета, км 1650 (2350 с ПТБ) 2380 3300
Масса, т 10,5 12,7 7.4
Максимальная стартовая масса, т 20

(15,6 — нормальный стартовый вес)

20,2 16.2
Размах крыла, м 13,9 (при стреловидности 16°) 11,7 8.4
Длина, м 16,7 19.2 15.2
Высота, м 5 5 4,5
Площадь крыла, м2 37,3 (при стреловидности 16°) 49, 2 25
Варианты боеприпасов 1 × 23-мм пушка ГШ-23Л

2 ракеты класса «воздух-воздух» Р-23Л/Т (Р-24Р/Т)

2-4 управляемых ракеты Р-13М класса «воздух-воздух» (2-6 ракет Р-60)

2 × ракеты «воздух-земля» Х-23М

4 × УБ-16 × неуправляемое вооружение С-5

бомбовая нагрузка до 2000 кг

1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulkan

4 управляемые ракеты средней дальности AIM-7

2х30-мм пушки DEFA

Управляемые ракеты:

ракеты класса «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или AM.39 или AS.30L для экспортных самолетов)

управляемые ракеты класса «воздух-воздух»:

2 × Супер R 530 и

2 × Р550

Маневренные характеристики истребителей описываются тремя перегрузками — разовой, тягоограничительной и продольной разовой. По сравнению с F-4E МиГ-23М немного уступает на малых высотах по скорости виража, но превосходит его на больших высотах. Разница буквально в десятых долях градуса в секунду. Все зависит от конкретной ситуации, т.е остатка топлива.

При пространственном маневрировании со средней новой околомаксимальной тягой МиГ постепенно накапливает превосходство в энергии. На малых высотах 23-й МиГ уступает истребителям F-15 и 16 по располагаемой нормальной перегрузке, что означает увеличение времени выполнения вынужденного разворота и его радиуса.

Французский самолет «Мираж» стал достойным соперником МиГу.

Это чистый истребитель с классической компоновкой, нехарактерной для DASO. Летные данные самолетов практически не отличаются. «Торнадо», как и 23-й МиГ, имеет стреловидное крыло, но его функция — поддержка сухопутных войск на европейском театре военных действий. По маневренности уступает советским и французским истребителям.

Основное вооружение МиГ-23

Ракета Р-23 для МиГ-23
Ракета Р-23 является основным вооружением истребителя МиГ-23. Затем заменен на Р-24

Истребитель был оснащен пушкой ГШ-23Л, сконструированной по так называемой «схеме Гаста» — пушка имеет два ствола с чередующейся стрельбой. Все остальные системы вооружения размещены на пяти узлах подвески — четырех подкрыльевых и одной подфюзеляжной.

Общий вес полезной нагрузки составляет 2 тонны. Возможны полеты с перегрузкой — до 4 тонн, но это снижает запас топлива на борту.

МиГ-23 может использовать следующие типы вооружения:

  1. Ракеты класса «воздух-воздух» Р-23Т и Р-23Р. Дальность пуска – 35 км, способна поражать цели на фоне подстилающей поверхности;
  2. Зенитные ракеты Р-13 (К-13). Дальность пуска — до 15 км;
  3. Высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» Р-60. Дальность пуска — до 10 км;
  4. Ракеты класса «воздух-поверхность» Х-23М. Пуск с дистанции до 10 км, наведение — радиокомандное;
  5. Блоки пуска неуправляемых ракет С-5 и С-8;
  6. Бомбы калибром от 100 до 500 кг. Для применения шестнадцати 100-килограммовых бомб на самолет навешивались многозамковые балочные держатели.

Кроме того, могли использоваться зажигательные баки и одноразовые бомбовые кассеты. Более поздние модификации самолета вооружались усовершенствованными ракетами Р-24 и Р-73 (вместо Р-23 и Р-60 соответственно).

Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23

Боевое крещение истребителя МиГ-23 прошло в небе Ливана — сирийские МиГи (23 и 21) в боях с израильскими F-15 и F-16 достигли примерного паритета, и хотя счет израильских пилотов оказался на несколько полетов выше, это объяснялось не характеристиками самолета, а более слабой технической подготовкой сирийцев, что также отмечалось в сводках с израильской стороны.

Правда, об этом мало вспоминают, гораздо больше любят вспоминать, что израильские Ф-16 сбили сто мгновений и потеряли всего одну машину. По крайней мере, американская пропаганда не жалела средств на оплату этой истории. В результате увеличились продажи F-16 и были расторгнуты контракты на МиГ-23, ставшие первой и самой главной жертвой информационной войны.

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

Уже на следующий год война разгорелась с новой силой, и МиГ-23 снова столкнулись с F-15. Бороться с «обстрелянными» сирийскими летчиками было уже совсем не в пользу американской техники. Советские гарнизоны ПВО, заблаговременно переброшенные в Ливан, и крайне неудачные для Ф-15 воздушные бои с МиГ-23.

Желание вмешаться в конфликт было быстро отбито американцами, и вскоре столкновения между Сирией и Израилем сошли на нет. Итогом трехлетней войны стала потеря 13 МиГ-23 (естественно «экспортных», несколько уступавших истребителям модификаций ВВС СССР), за счет 12 сбитых Ф-16 и Ф-15 их (последние американские истребители на тот момент).

Причем вырисовывалась весьма любопытная картина — если «на бумаге» последнюю модель МиГ-23МЛ еще можно было сравнить с F-15A (который по ряду параметров превосходил советского «коллегу»), то тем более усовершенствованный F-16, истребитель четвертого поколения, должен был совершенно не давать МиГ-23 шансов.

Но на самом деле F-15A не «дотягивал» до МиГ-23, а F-16 не только превосходил его на голову, но даже проигрывал ему по разгонным характеристикам и ряду других параметров! На этот раз информационная война сыграла с пилотами иностранных истребителей злую шутку — заявленные «рекламные» характеристики их самолетов не соответствовали действительности, а «неудачный» микояновский истребитель был ими явно недооценен.

Потом был Афганистан. МиГ-23, активно применявшийся здесь с 1984 г. (модификация МиГ-23МЛ), взял на себя довольно необычную роль бомбардировщика, способного нести до 2000 кг бомбовой нагрузки. Специально для условий этой войны самолеты были оснащены пусковыми установками для стрельбы тепловыми ловушками.

Само собой, бомбардировщиками МиГ-23 они работали «в свободное время», ведь их основными задачами была защита транспортных самолетов и штурмовиков от действий авиации соседних стран (к концу войны, правда, более 80 % полетного времени уже было занято бомбардировками МиГ-23). Опасные ситуации с боевиками из Пакистана и Ирана возникали неоднократно, но прямых боестолкновений не было.

Советские МиГ-23 успешно сражались с французскими «Миражами» в Анголе в 1985 году. Кубинским «добровольцам», летавшим на этих самолетах, удалось захватить и удерживать господство в воздухе до конца войны как в поддерживаемой Советским Союзом Луанде, так и в Южной Африке. Уже в 1990-е оставшиеся ангольские МиГ-23МЛД (1994 г.) успешно использовались наемниками из ЮАР для восстановления «конституционного порядка» в стране (опять же, в роли штурмовиков).

Неплохо показали себя МиГ-23 и во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Соотношение потерь в воздушных боях до 1984 года было 1 к 3 в пользу МиГов. Зимой 1983 года жертвой (предположительно по ошибке) одного из МиГ-23 стал даже американский ракетный фрегат «Старк» — построенный специально для отражения атак с воздуха на корабельные соединения, он пропустил подходящий МиГ и получил две ПКР на однажды.

Однако это была последняя «большая» война для МиГ-23. В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, МиГ уже не мог на равных сражаться с американскими истребителями — в основном потому, что первыми целями последних были наземные радары. «Слепые» истребители, к тому же достаточно потрепанные и малочисленные, не могли представлять серьезной опасности.

В войне между Эфиопией и Эритреей МиГ-23 спорадически применялись обеими воюющими сторонами (о техническом состоянии самолетов говорить сложно, как и об эффективности действий). С 2014 года они использовались в качестве ударных бомб во время гражданской войны в Сирии.

Любопытные факты:

  • В 1989 году пилот ВВС Сирии угнал МиГ-23МЛД и приземлился на одном из военных аэродромов Израиля. Системы ПВО не засекли его побега.
  • Та же история произошла в том же году и в другой части мира — кубинский МиГ-23 достиг военной базы США во Флориде и был обнаружен только тогда, когда запросил посадку.
  • Снова 1989 год и снова МиГ-23, на этот раз советский. Во время планового полета над территорией Польши у самолета внезапно сломался двигатель, и пилот катапультировался в соответствии с инструкциями. Самолет «пришел в себя» и пролетел еще 900 км над территорией Европы, пока у него не закончилось топливо и он не разбился в Бельгии. Дело было бы курьёзом, если бы в результате этого падения не погиб 1 местный житель.

И дело тут не в ПВО той или иной страны. Полет прошел отлично.

Размещение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Размещение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Читайте также: ЗРК «Тор-М2У» описание, технические характеристики, применение

Тактико-технические характеристики МиГ-23

  • — Главный конструктор: Андреев А.А
  • — Первый полет: 10 июня 1967 г. (опытный «23-11»)
  • — Начало эксплуатации: май 1969 г
  • — Год выпуска: 1969 — 1985
  • — Единиц произведено: 3630 (истребительные модификации), 769 МиГ-23УБ
  • Экипаж МиГ-23 — 1 человек

Размеры МиГ-23

  • — Длина, м: 16,7
  • — Размах крыла, м: 7,78/14,0
  • — Высота, м: 5,0
  • — Площадь крыла, м²: 34,16/37,27
  • — Соотношение сторон крыла: 1,48/5,26
  • — Коэффициент конусности крыла: 2,36/2,95
  • — Нагрузка на крыло, кг/м² (расчетная): 456,7/418,6
  • — Угол стреловидности по передней кромке: 74°40′ / 47°40′ / 18°40′
  • — Шасси, м: 5,77
  • — Колея шасси, м: 2,66

Вес МиГ-23

  • — Вес пустого, кг: 10 550
  • — Нормальная стартовая масса, кг: 15 600
  • — Максимальный стартовый вес, кг: 20 100
  • — Масса топлива, кг: 3319
  • — Объем топлива, л: 4300

Двигатель МиГ-23

  • — 1 × турбовентилятор R35
  • — Бесфорсажная тяговая сила, кгс (кН): 1×8550 (83,9)
  • — Усилие на форсаже, кгс (кН): 1×13000 (127,5)
  • — Тяговооружённость (расч.): 0,548/0,833

Скорость МиГ-23

  • — Максимальная скорость: 2500 км/ч
  • — Посадочная скорость, км/ч: 250
  • — Скороподъемность, м/с: 215
  • — Стартовый забег, м: 450
  • — Беговая длина, м: 750/880
  • Взлетная скорость МиГ-23- 280 км/ч

Дальность полета МиГ-23

  • — Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2×Р-23): 900
  • — Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77): 1450
  • — Перегоночная дальность, км: 2360 (с 3×ПТБ)
  • Практический потолок на МиГ-23- 700 метров
  • Максимальная рабочая перегрузка: + 8,5 г

Вооружение МиГ-23

  • — Стрелково-пушечное: 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л
  • — Точки подвески: 5
  • — Ракеты класса «воздух-воздух»: 2×Р-23Л/Т или Р-24Р/Т, 2-4×Р-13М или 2-6 Р-60
  • — Ракеты класса «воздух-поверхность»: 2 × Х-23М
  • — НАР: 4×16×С-5 или 2×С-24Б
  • — Авиабомбы: до 2000 кг.

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Проблема разработки истребителя МиГ связана с падением авторитета боевой авиации на фоне эйфории по поводу развития ракетной техники в начале 60-х годов в СССР. На этой основе разработано много перспективных технологий для изделий 4-го поколения.

За время своего существования было выпущено до двух десятков модификаций МиГ-23.

На базе этого типа конструкторы дали путевку в небо истребителям-бомбардировщикам МиГ-27. Он изменил конфигурацию носового обтекателя для лучшего обзора наземных целей. Самолеты серии ML шли на экспорт.

Для советских ВВС было поставлено 23-й МиГ серии МЛД. Описание характеристик истребителя:

  • усиленное скольжение;
  • система активных помех;
  • передовая авиационная техника.

Всего было выпущено 66 самолетов этой модификации. Часть МиГов серии МЛ была переоборудована в МЛД. Система прицеливания позволяла обнаруживать цели на фоне Земли. Количество одновременно сопровождаемых целей типа «истребитель» составляло 6 единиц. На центроплане были установлены контейнеры для отстрела тепловых ловушек для противодействия ПЗРК при полете на малой высоте. Защищать небо Родины истребитель МиГ-23 стал уверенно и надолго.

Памятник МИГ-23

После распада Советского Союза во многих странах прекратилась техническая поддержка самолета. Например, Египет продал до десятка американских МиГов, где они поступили в специальную истребительную эскадрилью Red Eagle. Их летчики летали на советской технике для изучения тактико-технических характеристик, определения инфракрасных и электронных сигнатур МиГа.

Участвовал в воздушных боях с американскими коллегами. Но отсутствие технической документации и запчастей не позволяло полностью облететь имеющийся самолет. Последней страной, производившей 23-й МиГ, был Китай. Общее количество выпущенных боевых машин составило 3630 единиц и 769 «спарок».

Лучшие самолеты советского авиапрома в 60-е годы оказались заложниками краткосрочной политики руководства страны.

Основное боевое применение МиГов пришлось на события, в которых активное участие принимали американские самолеты 4-го поколения F-15 и F-16.

Решающим фактором поражения МиГа стала неподготовленность арабских, африканских пилотов.Лучшие самолеты советского авиапрома в 60-е годы оказались заложниками краткосрочной политики руководства страны, которому пришлось состязаться с высококвалифицированными пилотами из США или Израиля. Но если бы в машине находился советский инструктор, дело могло измениться в корне. Большинство воздушных побед над МиГами одержали советские летчики.

Модификации истребителя МиГ-23

Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:

  1. «23-11». Предсерийная модификация, состоящая из десяти истребителей. Один из них предназначался для статических наземных испытаний, остальные были опытными самолетами;
  2. МиГ-23С. Первая модификация, построенная серийно. Оснащался на борту упрощенным оборудованием, так как «штатное» еще не было готово;
  3. МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускавшиеся с 1971 г., получили теплопеленгаторы ТП-23, РЛС «Сапфир-23Л», а затем и прицел АСП-23Л;
  4. МиГ-23М. Первая модификация, вооруженная ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оснащен изгибаемой законцовкой крыла. Кроме того, увеличилась силовая установка;
  5. МиГ-23МС. Данная модификация предназначалась для экспорта. Отличается от МиГ-23М упрощенным оборудованием. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлена ​​РЛС от самолета МиГ-21;
  6. МиГ-23МФ. Еще один «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, немного отличается в худшую сторону по характеристикам бортового оборудования;
  7. МиГ-23МЛ. Облегченная версия истребителя. Выпускался с 1974 года. Для уменьшения массы был снят один из фюзеляжных баков. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — Р35Ф-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, теплопеленгатора и обзорности;
  8. МиГ-23П. Это перехватчик, пришедший на смену устаревшему Су-9 в зенитных частях;
  9. МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Такой самолет строился с 1984 года. Усовершенствована аэродинамическая схема, повышена маневренность. В очередной раз улучшены характеристики бортового оборудования, особенно радиолокационной станции. Самолет был оснащен пусковыми устройствами с тепловыми ловушками, защищающими истребитель от любых ракет с инфракрасной головкой наведения;
  10. МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальные самолеты для испытательных станций, создающих активные помехи для радаров;
  11. МиГ-23Б. Истребитель-бомбардировщик. Выпущен малой серией (24 самолета) в 1971 г. На машине был установлен прицельно-навигационный комплекс «Сокол-23С». В этой модификации отсутствует радиолокационная станция;
  12. МиГ-23БН. Крупномасштабный истребитель-бомбардировщик. Выпускался с 1973 по 1985 год. Дальнейшее развитие этой версии машины привело к созданию самолета МиГ-27.

Кроме того, на базе МиГ-23 были созданы летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружения, предназначенных для истребителя четвертого поколения.

Применение в военных действиях

Самолеты МиГ-23 в больших количествах поставлялись за границу, что обусловило их широкое применение в различных вооруженных конфликтах. Наибольшую известность получили эпизоды столкновений этих истребителей с американскими F-15 и F-16, состоявшими на вооружении ВВС Израиля. В большинстве случаев МиГи такие бои проигрывали, что объясняется как техническим превосходством истребителей четвертого поколения, так и откровенно неудачной тактикой командования «арабской» авиации.

Некоторые МиГ-23 первых модификаций были захвачены противником и переданы в США, где в ходе учений «Красный флаг» выяснилось, что во многих случаях они способны побеждать в боях с американской авиацией. Довольно успешно истребители МиГ-23МЛ применялись кубинскими летчиками во время войны в Анголе.

Приложение истребитель

Использование различных модификаций МиГ-23 в качестве ударного самолета практически во всех случаях было весьма эффективным. В частности, во время ливийско-чадской войны 1983 года именно эти истребители-бомбардировщики обеспечили успех ливийского наступления, нанеся тяжелые потери наземным войскам противника.

СССР использовал МиГ-23 в Афганистане в основном для ударов по наземным целям. Также было несколько стычек «с переменным успехом» с пакистанскими истребителями F-4 и F-16. Трудно оценить результаты этих воздушных боев. Достаточно сказать, что один из F-16 якобы был взорван бомбами, сброшенными с советского самолета, — довольно нелепый случай.

Описание конструкции реактивного самолёта

МиГ-23 — высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.

Фюзеляж

Наряду с кабиной пилота в фюзеляже размещается радиолокационная станция, закрытая обтекателем, три внутренних бака, пушка ГШ-23Л и двигатель. Кроме того, имеется место для передней стойки шасси. Основу фюзеляжа составляют шпангоуты и панели, одни из которых соединяются заклепками, а другие крепятся электросваркой.

Крыло

Неподвижная часть крыла образует центральный отсек, где находятся топливные баки и агрегаты, с помощью которых к центроплану крепятся поворотные консоли. Они приводятся в движение гидромотором СПК-1. Дизайн консолей двоякий. Носок крыла может отклоняться пилотом на 20 градусов с помощью гидравлической системы. Для производства механизации крыла использовался не только алюминий, но и титан, что было вызвано сильным нагревом на больших скоростях полета.

Система управления полётомКабина МиГ-23П
Интерьер кабины перехватчика МиГ-23П

Пилот может менять направление движения, управлять самолетом вниз или вверх с помощью джойстика. Крен задается педалями. В кабине есть специальный рычаг, изменяющий угол стреловидности крыла. Самолет оснащен тормозными щитками, которые используются для снижения скорости как в режиме посадки, так и при маневрировании. Эффективность стабилизаторов повышается за счет установки интерцепторов на крыло. Кроме того, имеется механический синхронизатор, предотвращающий выход клапана из строя.

Силовая установка

Самая «продвинутая» модификация машины МиГ 23МЛД оснащена ТРД Р-35-300. Ранние варианты оснащались силовыми установками Р29Б-300 и Р27Ф2М-300. Для того чтобы все эти двигатели запускались на большой высоте, на истребителе была установлена ​​система подпитки кислородом.

Система управления воздухозаборниками двигателей

Изменение параметров воздухозаборников может производиться как вручную, так и автоматически. Для этого на самолете установлена ​​система АТС-23, которая может самостоятельно выбирать одну из трех программ управления в зависимости от того, в каком режиме полета находится истребитель. Ручной режим — аварийный.

Гидравлическая система

На МиГ-23 устанавливались две гидросистемы — общая и бустерная. Первый из них обеспечивал подвод усилий к механизмам выпуска и уборки шасси, руля направления, стабилизатора, поворотного конька, обычных и воздушных тормозов и закрылков.МиГ-23 на стоянке
МиГ-23 на стоянке. Хорошо видны воздухозаборники, регулировка которых осуществлялась с помощью гидравлики

Второй предназначался для очистки и освобождения аварийного турбонасоса, а также частично обеспечивал часть усилия для спойлеров и стабилизатора. Кроме того, обе гидравлические системы использовались для поворота консолей крыла.

Электрооборудование

Встроенные системы МиГ-23 используют как постоянный, так и переменный ток. В качестве источников используются генераторы ГСР-СТ-18/70 КИС и СГК-30/1,5. Имеются также аварийные источники — аккумуляторы 15-СЦС-45Б и электромашинный преобразователь.

При наземном обслуживании самолета электроэнергия подается через внешние стандартные разъемы.

Шасси и тормозной парашют

Самолет МиГ 23 имеет три стойки шасси — переднюю с поворотными колесами и две основные. Механизм очистки и освобождения гидравлический. Кроме того, была установлена ​​резервная пневмосистема (на ранних версиях она была основной). Колеса боковых стоек шасси снабжены гидравлическими тормозами.

В нижней части киля истребителя находится контейнер, в котором находится специальный парашют, создающий дополнительное торможение при посадке. Пилот может использовать этот инструмент, нажав одну из кнопок в кабине.

Топливная система

Топливные баки расположены на самолете МиГ-23 внутри крыльев и фюзеляжа. Количество этих контейнеров изначально было 10, но потом истребитель сняли. Модификации МиГ-23МЛ и МЛД оставили 4 крыльевых и 3 фюзеляжных бака. Это уменьшило боевой радиус, но значительно повысило маневренность.

МиГ-23 с подвесным баком
МиГ-23 с выносным баком на подфюзеляжной части

Следует отметить, что топливо используется в качестве охлаждающей жидкости во время полета. Кроме того, предусмотрено использование подвесных баков: два из них можно подвесить под крылом, а еще один — под фюзеляжем.

Приборное и кислородное оборудование

МиГ-23 имеет все необходимые для самолетов этого класса приборы. С их помощью пилот может, в частности, управлять:

  • Высота полета;
  • Положение относительно горизонта;
  • Состояние воздухозаборника;
  • Перегрузка по току;
  • Угол атаки;
  • Скорость двигателя;
  • Остаточное топливо;
  • Давление в гидравлической системе.

Основная часть индикаторов расположена на приборной панели.

Истребитель также оснащен шестью кислородными баллонами. Система жизнеобеспечения подает этот газ в гермошлем или маску на высоте более 8000 метров, а на более низких высотах летчик дышит смесью, близкой по составу к атмосферному воздуху. Предусмотрена аварийная работа кислородного оборудования, которое активируется в случае разгерметизации салона.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector