- История создания
- Технические характеристики самолета
- Экипаж
- Дальность, скорость, высота полёта
- Габариты, вес, длина
- Лётные данные
- Расход топлива
- Снаряжённая масса
- Вооружение
- Характеристики МиГ-19 (классификация НАТО «Farmer» («Фермер»))
- Конструкция
- Вооружение
- Основные модификации
- МиГ-19П
- МиГ-19ПГ
- МиГ-19СВ
- МиГ-19ПМЛ
- Модификации
- Прототипы
- ТТХ
- Экипаж
- Дальность, скорость, высота полёта
- Габариты, вес, длина
- Лётные данные
- Расход топлива
- Снаряжённая масса
- Боевое применение
- Конструкция истребителя МиГ-19
- Аварии и катастрофы
- Опытные самолёты
- Технические характеристики
История создания
В начале 1950-х годов советские авиаконструкторы решительно взялись за штурм звукового барьера. Первым этапом стал СМ-1 — МиГ-15 с крылом увеличенной стреловидности, в фюзеляже которого установили два новых двигателя АМ-5. Позднее на базе МиГ-17 были построены опытные самолеты СМ-2, причем их конструкция была изменена более существенно — у машин был удлинен фюзеляж и применено новое крыло.
Прототипом самого МиГ-19 стал самолет СМ-9, оснащенный модернизированными двигателями АМ-9. От СМ-2 его отличало как вертикальное оперение, так и хвостовая часть фюзеляжа. В первый полет СМ-9 отправился в начале 1954 года. При этом самолет уже успел получить серийное обозначение МиГ-19, хотя испытания только начинались.
Уже во втором полете истребитель преодолел звуковой барьер, а максимальная скорость составила 1,4 Маха.
В итоге было принято решение запустить МиГ-19 в серию уже в феврале 1954 года, не дожидаясь окончания заводских испытаний. Цикл испытаний самолета завершился весной 1955 г., после чего истребитель, уже серийно выпускавшийся, вышел на войсковые испытания. В июле того же года «девятнадцатый» принял участие в воздушном параде, и о существовании истребителя стало известно миру.
Технические характеристики самолета
Истребитель МиГ-19 имел значительно лучшие характеристики по скороподъемности, высоте, скорости и дальности полета по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях был вооружен не только пушками, но и ракетами.
Экипаж
Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.
Дальность, скорость, высота полёта
Практическая дальность полета МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.
Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).
Практический потолок высоты полета для штатного МиГ-19 установлен на уровне 15 600 метров. При использовании форсажной камеры максимальная высота полета могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.
Габариты, вес, длина
Альтернативы | Ценности |
Длина тела | 12,54 м |
Высота | 3885 м |
Размах крыльев | 9,0 м |
Площадь крыла | 25,16 кв м |
Пустой вес | 5172–5447 кг |
Лётные данные
Альтернативы | Ценности |
Начальная скорость | 280–305 км/ч |
Стартовый пробег с ПТБ | 900 м |
Запуск на форсаже без ПТБ | 515 м |
Время восхождения 10 км | 1,1 минуты |
Время восхождения 15 км | 2,6 минуты |
Посадочная скорость | 235 км/ч |
Длина хода | 890 м |
Длина прыжка с парашютом | 610 м |
Максимальная рабочая перегрузка | +8,0 ед |
Расход топлива
Суммарная емкость четырех топливных баков на фюзеляже МиГ-19 составляет 2170 литров. Под крылом возможно размещение двух подвесных подвесных топливных баков емкостью 400 литров или 760 литров. Указанная продолжительность полета от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).
Снаряжённая масса
Нормальная взлетная масса МиГ-19 — 7560 кг, максимальная — 8832 кг.
МиГ-19 в различных модификациях был вооружен не только пушками, но и ракетами.
Вооружение
Предыдущие истребители ОКБ Микояна-Гуревича, начиная с МиГ-9, были вооружены батареей из 2 орудий калибра 23 мм и одного 37 мм. На МиГ-19 от него пришлось отказаться. Во-первых, необходимо было изменить расположение вооружения. Размещение стволов вблизи воздухозаборника при стрельбе отрицательно сказывалось на токе, поступающем в двигатель, и мешало работе двигателя.
В результате на СМ-2 две пушки были перенесены в корни крыла.
на самолете СМ-9 были сохранены 23-мм пушки НР-23, но вскоре после выпуска МиГ-19 их заменили новыми орудиями. 30-мм пушки НР-30, разработанные Нудельманом и Рихтером, превосходили по скорострельности и начальной скорости как НР-23, так и Н-37. При этом взрывчатое вещество осколочно-фугасного снаряда сохранялось на уровне 37 мм снаряда (более 40 г). В зависимости от модификации истребитель МиГ-19 нес либо три, либо две пушки (фюзеляж в таких случаях не устанавливался).
Ракетное вооружение самолета МиГ-19 изначально было представлено блоками неуправляемых ракет С-5, которые изначально носили индекс АРС-57. Реактивные снаряды калибра 57 мм оснащались осколочно-фугасной боевой частью (масса заряда взрывчатого вещества составляла 285 г), в блоках размещалось 8 реактивных снарядов. Поставлялись бомбодержатели для двух бомб калибром до 250 кг.
наведение орудия на цель осуществлялось с помощью прицела АСП-5Н, оснащенного радиолокационным дальномером. Он позволял захватывать цели и вести по ним прицельный огонь на расстоянии до 2 км. Перехватчики МиГ-19 были вооружены управляемыми ракетами К-5М. Они наводились на цель по лучу РЛС, установленной на самолете, осколочно-фугасная боевая часть имела массу 13 кг.
Характеристики МиГ-19 (классификация НАТО «Farmer» («Фермер»))
Страна: СССР Тип: Истребитель Год выпуска: 1954 Экипаж: 1 человек Двигатель: 2 РД-9Б по 2600 кгс Максимальная скорость: 1452 км/ч Практический потолок: 17900 м Дальность полета: 2000 км (с подвесными баками) Масса пустого: 5468 кг Максимальный взлетный вес: 8632 кг (нормальный взлетный 7560 кг) Размах крыла: 9,0 м Длина: 14,64 м Высота: 3,885 м Площадь крыла: 25 кв.м. Вооружение: 3 пушки 30 мм, 2 неуправляемые ракеты ОРО-57К, 2 подвесных бака по 250 кг
Характеристики даны для МиГ-19С
Конструкция
Истребитель МиГ-19С — классический металлический одноконтурный среднеплан. Фюзеляж — полумонокок, состоящий из 2-х легкосъемных частей — носовой и хвостовой. В носовой части находится воздухозаборник, помещение с авионикой, гермокабина пилота и носовое посадочное оборудование.
Кабина защищена бронёй — толщина бронестекла 64 мм, передняя переборка 10 мм, бронированная корма 16 мм. В кабине истребителя установлено катапультное кресло. Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. По бортам корпуса установлены тормозные щитки, а под ними также тормозной парашют.
Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55⁰ оснащено закрылками и интерцепторами.
Горизонтальное оперение полностью подвижное, вертикальное состоит из киля со стабилизатором и гребенки под фюзеляжем истребителя. На истребители МиГ-19 устанавливались два двигателя АМ-9 (РД-9). Каждый двигатель представляет собой турбореактивный двигатель с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой.
Система управления МиГ-19 — с гидроприводами. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийная постановка фонаря — с помощью встроенной пневматической системы. В состав навигационного оборудования самолета входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 — до 350 км. Оснащен МиГ-19 и радиолокационной сигнализацией.
Вооружение
Предыдущие истребители ОКБ Микояна-Гуревича, начиная с МиГ-9, были вооружены батареей из 2 орудий калибра 23 мм и одного 37 мм. На МиГ-19 от него пришлось отказаться. Во-первых, необходимо было изменить расположение вооружения. Размещение стволов вблизи воздухозаборника при стрельбе отрицательно сказывалось на токе, поступающем в двигатель, и мешало работе двигателя.
В результате на СМ-2 две пушки были перенесены в корни крыла.
На самолете СМ-9 были сохранены 23-мм пушки НР-23, но вскоре после выпуска МиГ-19 их заменили новыми орудиями. 30-мм пушки НР-30, разработанные Нудельманом и Рихтером, превосходили по скорострельности и начальной скорости как НР-23, так и Н-37. При этом взрывчатое вещество осколочно-фугасного снаряда сохранялось на уровне 37 мм снаряда (более 40 г). В зависимости от модификации истребитель МиГ-19 нес либо три, либо две пушки (фюзеляж в таких случаях не устанавливался).
Ракетное вооружение самолета МиГ-19 изначально было представлено блоками неуправляемых ракет С-5, которые изначально носили индекс АРС-57. Реактивные снаряды калибра 57 мм оснащались осколочно-фугасной боевой частью (масса заряда взрывчатого вещества составляла 285 г), в блоках размещалось 8 реактивных снарядов. Поставлялись бомбодержатели для двух бомб калибром до 250 кг.
Наведение орудия на цель осуществлялось с помощью прицела АСП-5Н, оснащенного радиолокационным дальномером. Он позволял захватывать цели и вести по ним прицельный огонь на расстоянии до 2 км. Перехватчики МиГ-19 были вооружены управляемыми ракетами К-5М. Они наводились на цель по лучу РЛС, установленной на самолете, осколочно-фугасная боевая часть имела массу 13 кг.
Основные модификации
Первым вариантом МиГ-19, выпущенным партией около 50 машин, стал опытный образец СМ-9/1, вооруженный тремя 23-мм пушками НР-23. Кроме того, эти самолеты получили подкрыльевые пилоны для подвески вооружения и ПТБ.
На серийных МиГ-19С буква «С» означала наличие всенаправленного стабилизатора вместо такого же блока с рулями высоты. Под фюзеляжем установлена вертикальная стойка для повышения курсовой устойчивости. Истребитель также был оснащен тремя 30-мм пушками НР-30.
МиГ-19П
МиГ-19 в варианте перехватчика имел четыре пилона под крылом для подвески вооружения, плюс два пилона для подвески ПТБ. Основным отличием перехватчика от фронтового истребителя была РЛС «Изумруд» (фактически радиоприцел), в связи с чем длина фюзеляжа была увеличена на 36 см. Вооружение — две пушки (НР-23 в первой серии, НР — 30 в более поздних). Кроме того, в процессе серийного производства РЛС «Изумруд-1» со временем была заменена на РЛС «Изумруд-2».
МиГ-19ПГ
Версия перехватчика оснащена аппаратурой «Горизонт-1» для передачи данных и наведения с наземного командного пункта. Это оборудование позволяло использовать ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С».
МиГ-19СВ
Перехватчик высотных целей Jager наводился на перехват британских самолетов-разведчиков Canberra. Это был легкий серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом наклона закрылков и увеличенной на 2 квадратных метра площадью крыла. Крыльевые пушки на эти машины не устанавливались, но фюзеляжная пушка была сохранена в конструкции. Он был построен небольшой серией. Для пилотов этих машин был разработан высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом. В декабре 1956 г при летных испытаниях МиГ-19СВ достиг высоты 20,7 км.
МиГ-19ПМЛ
Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, оснащенные наземной системой наведения «Лазурь», иногда обозначались как МиГ-19ПМЛ. На них было установлено цельноповоротное горизонтальное оперение, и именно эта модификация впервые была оснащена ракетой К-5М. Отсутствовало пушечное вооружение, а вместо К-5М допускалась подвеска неуправляемых реактивных снарядов различных типов и калибров.
МиГ-19 за счет своей маневренности был способен противостоять даже самолетам «третьего поколения
Модификации
Базовый МиГ-19 выпускался относительно небольшой серией. С того же 1955 года выпускался модифицированный истребитель МиГ-19С с пушками НР-30 и всенаправленным стабилизатором.
Параллельно с фронтовыми истребителями был освоен выпуск самолетов-перехватчиков.
Первый из них, МиГ-19П, отличался в основном тем, что вместо фюзеляжной пушки имел изумрудную РЛС. На следующей версии — «ПМ» — полностью отказались от пушечного вооружения, зато оснастили 4 ракетами К-5. Модификации перехватчиков «ПГ» и «ПМЛ» отличались наличием аппаратуры наведения с земли.
На разведывательной модификации МиГ-19Р вместо фюзеляжной пушки установили аппаратуру для аэрофотосъемки. На базе «девятнадцатого» также пытались создать высотный перехватчик и отрабатывали технику запуска неаэропорта со специальных катапульт. Вскоре после начала производства МиГ-21 «девятнадцатый» был снят с производства.
Чуть позже — в 1962 году — МиГ-19 в Чехословакии уже не собирали. А вот в Китае производство и модернизация (не говоря уже об экспорте) «девятнадцатых» (под индексом J-6 или F-6) продолжались до 80-х годов.
Читайте также: Штурмовик Ил-16 история создания, назначение, ттх
Прототипы
- СМ-1 (И-340): Экспериментальный МиГ-17 с двумя двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). В нем отрабатывалась конструкция силовой установки, которая впоследствии использовалась на МиГ-19.
- СМ-2/1 (И-360): первый прототип серии с двумя пушками Н-37Д и двумя двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф). Отличается Т-образным хвостом.
- СМ-2/2 (И-360): второй прототип серии, горизонтальное оперение располагалось на фюзеляже.
- СМ-9/1 : с двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19.
- СМ-9/2 : с двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19С.
- СМ-9/3: Опытный, с тремя пушками НР-30 вместо трех НР-23.
- СМ-9/3Т: переделана под испытательные ракеты К-13 (Р-3с).
- СМ-9В: прототип МиГ-19СВ.
- СМ-7/1: С РЛС РП-1 Изумруд, прототип МиГ-19П.
- СМ-7/2: С цельноповоротным оперением и двумя блоками НУРС ОРО-57К.
- СМ-7/М: С РЛС РП-2У Изумруд-2 и четырьмя ракетами РС-2-У, прототип МиГ-19ПМ.
ТТХ
Истребитель МиГ-19 имел значительно лучшие характеристики по скороподъемности, высоте, скорости и дальности полета по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях был вооружен не только пушками, но и ракетами.
Экипаж
Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.
Дальность, скорость, высота полёта
Практическая дальность полета МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.
Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).
Практический потолок высоты полета для штатного МиГ-19 установлен на уровне 15 600 метров. При использовании форсажной камеры максимальная высота полета могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.
Габариты, вес, длина
Альтернативы | Ценности |
Длина тела | 12,54 м |
Высота | 3885 м |
Размах крыльев | 9,0 м |
Площадь крыла | 25,16 кв м |
Пустой вес | 5172–5447 кг |
Лётные данные
Альтернативы | Ценности |
Начальная скорость | 280–305 км/ч |
Стартовый пробег с ПТБ | 900 м |
Запуск на форсаже без ПТБ | 515 м |
Время восхождения 10 км | 1,1 минуты |
Время восхождения 15 км | 2,6 минуты |
Посадочная скорость | 235 км/ч |
Длина хода | 890 м |
Длина прыжка с парашютом | 610 м |
Максимальная рабочая перегрузка | +8,0 ед |
Расход топлива
Суммарная емкость четырех топливных баков на фюзеляже МиГ-19 составляет 2170 литров. Под крылом возможно размещение двух подвесных подвесных топливных баков емкостью 400 литров или 760 литров. Указанная продолжительность полета от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).
Снаряжённая масса
Нормальная взлетная масса МиГ-19 — 7560 кг, максимальная — 8832 кг.
МиГ-19 в различных модификациях был вооружен не только пушками, но и ракетами
Боевое применение
Советские перехватчики МиГ-19 активно использовались для борьбы с американскими разведчиками. Чаще всего, к сожалению, попытки перехвата оставались безрезультатными, но в 1960 и 1963 годах разведчики РБ-47 были сбиты. А в 1964 году при попытке фотографирования учений ГСВГ был сбит самолет РБ-66.
Отправленные в Египет самолеты активно использовались во время арабо-израильских войн, хорошо зарекомендовав себя в боях с более современными «Миражами».
Во Вьетнам «девятнадцатые» попали в конце 60-х, когда уже назревал вывод американских войск. Это были самолеты китайского производства. Несмотря на господство ВВС США в воздухе, МиГ-19 удалось сбить как минимум 3 «Фантома».
Позднее китайские МиГи активно использовались Пакистаном — в конфликтах с Индией. При этом данные разных сторон о потерях настолько разнятся, что определить истинный счет матча крайне сложно. Впоследствии китайские J-6 составили основу авиапарка многих африканских стран и применялись в локальных конфликтах.
Конструкция истребителя МиГ-19
Истребитель МиГ-19 построен по нормальной аэродинамической схеме с крылом средней стреловидности (55° по хорде). Полумонококовый фюзеляж круглого сечения, переходящего в эллиптическую в хвостовой части.
Крыло двухлонжеронное с внутренней подкосом, механизация крыла состоит из элеронов и закрылков типа ЦАГИ. Горизонтальное оперение полностью подвижное, под фюзеляжем установлен аэродинамический гребень площадью 0,54 м3.
Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой распоркой. Кабина герметична. Для сброса давления на больших высотах был специально разработан высотный компенсационный костюм ВКК-2, который используется до сих пор.
Воздухозаборник в начале фюзеляжа общий, далее он расходится на 2 канала, огораживающих кабину. Силовая установка состоит из двух реактивных двигателей РД-9Б конструкции А.А.Микулина. Для замены двигателей хвостовая часть фюзеляжа выполнена съемной. Топливные баки (4 шт) расположены в хвостовой части фюзеляжа, также имеется возможность подвесить 2 подвесных топливных бака емкостью 400-760 литров под крыльями.
Для уменьшения пробега в конструкции МиГ-19 применены 2 тормозных щитка по бокам фюзеляжа (1 кв.м), закрылок под фюзеляжем (0,45 кв.м) и впервые в отечественном авиастроении тормозной парашют ПТ-19.
Аварии и катастрофы
- 18 апреля 1961 г по технической причине разбился МиГ-19ПМ.
- 27 июня 1961 года в Тушино разбился МиГ-19, летчик погиб.
- 9 августа 1968 года разбился МиГ-19 ВВС ГДР.
Опытные самолёты
- СМ-10: Опытный, с системой дозаправки.
- СМ-11: Опытный, с ИК станцией «Ястреб-СИВ».
- СМ-12/1: Опытный, с ТРД РД-9БФ, воздухозаборником с острой передней кромкой и центральным регулируемым конусом.
- СМ-12/2: Экспериментальный, с ТРД Р-3-26В с системой впрыска воды.
- СМ-12/3: Опытный, с ТРД Р-3-26, с удлиненной на 670 мм носовой частью и двухпозиционным конусом воздухозаборника.
- СМ-12/4Т: Опытный, для испытаний УР К-13.
- СМ-12ПМ: Экспериментальный, с двигателями Р3-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, двумя управляемыми ракетами Р-2-УС и ускорителями У-19М.
- СМ-12ПМУ: Три опытных самолета с двигателями Р3М-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, управляемыми ракетами К-5 и стартовыми ускорителями У-19М.
- СМ-20: Опытный, для испытаний ракет Х-20.
- СМ-К: Опытный, для отработки системы управления ракетой Х-20.
- СМ-21: Опытный, для испытаний НАР С-21.
- СМ-24: Опытный, для испытаний НАР С-24.
- СМ-30: Опытный, с ускорителем ПРД-22 для взлета с наземного эжектора.
- СМ-50: Пять опытных машин с разгонным блоком У-19Д.
- СМ-51: Опытный, с ускорителем У-19Д.
- СМ-52: Опытный, с разгонным блоком У-19Д и РЛС «Алмаз
- СМ-52П: Опытный, для испытаний аппаратуры «Горизонт-1».
- СМ-6: Опытный, для испытаний ракет К-6.
- СЛ-19: Самолет-лаборатория с лыжным шасси.
- МиГ-19СМК: Опытный, для испытаний КР К-10.
Технические характеристики
Ровесником МиГ-19 был американский истребитель Super Sabre, взлетевший в 1953 году. Однако стать полноценным конкурентом «девятнадцатому» этому самолету не удалось.
Длина, м | 12,5 | 14.3 |
Размах крыла, м | 9 | 11,8 |
Максимальная стартовая масса, т | 8,8 | 14,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 1452 | 1363 |
Вооружение | 3х30-мм пушки | 4х20 мм пушки |
Американский самолет был крупнее и тяжелее, а по летным характеристикам уступал «девятнадцатому». Кроме того, это оказалась очень «сырая» и ненадежная машина — в авариях погибло более сотни летчиков. Super Sabre использовался во Вьетнаме, но в основном для сброса зажигательных танков с напалмом. Однако истребитель F-100 использовался до конца 80-х — начала 90-х годов. Тайвань стал одним из последних их операторов.
Истребитель МиГ-19 оставил уникальный след в истории авиации.
Для СССР этот самолет, несмотря на отличные характеристики, был всего лишь этапом. Так сказать набросок сверхзвукового истребителя, «полноценным портретом» которого уже стал МиГ-21.
В то же время, увлекшись разработкой новейших самолетов, мировые державы не сразу заметили, что «развивающиеся» страны не всегда могут позволить себе содержание таких истребителей, а самые ранние самолеты уже не отвечают предъявляемым требованиям. И если производство «бюджетного» истребителя F-5 было наконец запущено в США, то Советский Союз не успел занять эту нишу. Он опередил Китай своими копиями советского МиГ-19.