- Сталин тоже строит линкоры
- Корсары ХХ века
- Самые-самые!
- Линкоры в Великой Отечественной Войне
- Хитроумный Лисин и обвиняемый Малышев
- Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)
- От «Гангута» к «Революции»
- Флот оттеснили в Маркизову лужу
- Класс «Севастополь»
- Трагическая судьба «щук» и «эсок»
- «Парижская коммуна»
- Малые линкоры Сталина
Сталин тоже строит линкоры
Пришедшие к власти большевики не любили большие корабли и сделали очередную Цусиму своими руками. Броненосный флот, доставшийся ему в наследство от царской России (в том числе и достаточно современные корабли), был почти целиком вырезан из металла. Возможно, для управления крупнейшими кораблями флота требовалось слишком много «военных специалистов» старой закалки, которым новая власть не очень доверяла.
Линкоры в военно-морской стратегии накануне Второй мировой войны
Линкоры определяют успех сражения, а крейсера добивают поврежденные корабли противника и защищают линкоры от атак эсминцев. Скоростные эсминцы же используются для разведки, торпедных атак, постановки дымовых завес и спасения моряков с затонувших кораблей. Нечто подобное тогда рассматривалось как взаимодействие трех основных типов кораблей в морском сражении.
Содержание боя – артиллерийская дуэль линкоров, где основным вооружением были мощные орудия главного калибра. Они открыли огонь по противнику с таких дистанций, с которых артиллерия кораблей других типов просто не могла ответить — поэтому эскадра без броненосца была обречена.
Однако тенденция была глобальной – после Первой мировой войны эскадрильи некоторых стран не пополнялись крупными кораблями. Вашингтонская и Лондонская конференции ограничили развитие флотов Великобритании, США, Франции, Италии и Японии. В случае Германии, проигравшей войну, развитие флота (как и армии в целом) сдерживалось ограничениями, наложенными на страну Версальским договором. Но к середине тридцатых ситуация изменилась.
Сроки прежних соглашений об ограничении флота подходили к концу, и подписавшие их страны пытались скрыть строительство новых крупных кораблей за новыми переговорами. Нацисты, пришедшие к власти в Германии, вместе с мощным подводным флотом начали строить крейсера и линкоры. Советский Союз не остался в стороне от гонки вооружений на море. Правда, по старой традиции, мы давно воспользовались: заказ на проектирование двух типов линкоров выдал НИИ военного кораблестроения только в 1936 году.
В этой дате заключалось все великолепие и вся трагичность будущие «Советские Союзы». Отставая от других стран, советские кораблестроители смогли использовать свои наработки в работе и создать лучший проект линкора. И проект был действительно лучшим! Однако Советский Союз не успел достроить хотя бы один линкор до 1941 года…
Нападение японцев на Перл-Харбор не только положило начало войне на Тихом океане. Она показала, насколько уязвимы линкоры при атаках торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Катастрофу американского флота объяснили внезапностью атаки. Но вскоре выяснилось, что самолеты отлично подходят для топления кораблей не только в гаванях, но и в открытом море.
Правда, по первоначальному заданию датой ввода в строй первых восьми линкоров был определен 1941 год. Но такой сверхоптимизм основывался только на одном: в Советском Союзе никогда не проектировали и не строили линкоры — и поэтому не представляли, с какими трудностями им придется столкнуться…
Проблемой оказалась даже модернизация существующих линкоров. В начале войны в СССР было всего три линкора царской постройки — «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут».
«Тангаут»
Переименованные соответственно в «Парижскую коммуну», «Марат» и «Октябрьскую революцию», они подверглись реконструкции. И не все вместе, а по очереди — не хватало производственных мощностей! Четвертый однотипный линкор «Полтава» предпочли оставить без ремонта, а затем и вовсе отправить на переплавку. Модернизация линкоров была проведена не очень грамотно, в результате чего «Парижская коммуна» едва не затонула в 1929 году во время шторма в Бискайском заливе.
Однако такой конфуз не помешал принять масштабную кораблестроительную программу, тем более что во второй половине 30-х годов советские кораблестроители накопили необходимый опыт. Было два проекта с линкорами. Один, под индексом 23, представляет собой большой линкор, предназначенный для действий в море. Другой, «Проект 25», представляет собой линкор ограниченного водоизмещения, способный действовать в Балтийском и Черном морях.
Первоначальный план предусматривал постройку двух линкоров проекта 23 и шести — проекта 25. Это кажется вполне логичным — сначала мы обеспечим безопасность Ленинграда и побережья Черного моря, а уже потом будем думать о выходе на морские просторы.. Но вскоре в план были внесены коррективы. «Проект 25» перестал существовать в прежнем виде и стал «Проектом 69».
Небольшие линкоры переоборудовали в тяжелые крейсера, что повысило скорость и мореходность этих кораблей. Теперь они могли действовать и в море! Получается, что Советский Союз строил морской флот — линкоры должны были сопровождать крейсера.
Корсары ХХ века
Что касается проекта 23 (будущие «Советские Союзы»), то уже на стадии проектирования их водоизмещение было увеличено, а бронирование усилено. СССР готовился прорваться в Атлантику, причем с лучшими в мире линкорами! Давайте подумаем, для какой войны предназначались эти мастодонты? Если воевать с Германией, то основной ареной противостояния будет Прибалтика. Морской флот здесь вроде бы и не нужен, и даже в мелководье Финского залива суперлинкоры будут чувствовать себя китами в пруду.
Зачем Гитлеру был нужен флот? Он предназначался не для действий против СССР, а для морской блокады Англии. «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также последовавшие за ними «Бисмарк» и «Тирпиц» должны были нарушить морское сообщение Британии с союзниками и колониями. Гитлер, принимавший порой патологически безграмотные стратегические решения, на этот раз рассудил правильно: без поставок сырья Британия долго не продержится.
И эти поставки, которые в основном идут морским путем, могут прерываться в море. Для этого даже не обязательно топить все корабли, направляющиеся на Британские острова. Несколько удачных рейдов — и грузооборот с Англией сократится до минимума — ведь на дно идти никто не хочет.
Такие планы основывались на опыте Первой мировой войны. В ходе нее немецкие рейдеры захватили и потопили корабли Британии и ее союзников в Индийском океане и у берегов Южной Америки. И хотя на их мачтах не развевались флаги с черепами и скрещенными костями, они были настоящими пиратами ХХ века – неуловимыми для британского флота, но беспощадными к мирным кораблям, перевозящим стратегический груз. Однако корсары новой эры не всегда прятались от противников, они умели огрызаться!
В частности, немецкий «Эмден» потопил русский крейсер «Жемчуг», отправленный в Индийский океан специально для борьбы с немецкими рейдерами…
Но в целом, разумеется, открытые столкновения с вооруженным противником немецкие «владыки судьбы» избегали. Их последователи под флагом со свастикой также не планировали нападать на могучий британский флот — они ставили себе задачу действовать на морских коммуникациях и охотиться на корабли, перевозящие грузы.
Ровно для тех же целей предназначались и «Советские Союзы». Это были корабли, способные блокировать сообщение между Великобританией и США, если это понадобится СССР. Для войны с Гитлером «Советские Союзы» были не нужны, а потому их строительство было остановлено сразу после нападения Германии.
Самые-самые!
15 июля 1938 года на Балтийском заводе был заложен первый линкор проекта 23 «Советский Союз». Так, в Николаеве началось строительство «Советской Украины», а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовск) — «Советской Белоруссии» и «Советской России». Согласно перспективным планам развития советского флота, такие линкоры планировалось строить для Тихого океана. Но выбор площадок для строительства четырех кораблей на первом этапе указывает на то, что местом действия «пиратов советской земли» должен был стать Атлантический океан.
Они должны были выполнять ту же работу, что и «Шарнхорст» и «Бисмарк», только они могли делать это лучше. Их отличие от немецких рейдеров было принципиальным. Бисмарк был вынужден бежать от британского флота, в то время как Советы с их девятью 406-мм орудиями потенциально могли пережить любого врага.
При их проектировании учитывались все последние достижения кораблестроения того времени. Там, где СССР отставал, обращались к помощи извне. В частности, силовые установки закупались в Швейцарии, а часть брони — в Германии… Броневая защита «Советов» была не только вертикальной, но и горизонтальной — 155-мм броня на верхней палубе защищала от 500-килограммовые бомбы!
Тяжелая горизонтальная броня — примета новой эры, наступившей с развитием авиации и увеличением номенклатуры оружия главного калибра. Ведь он был эффективен и при попадании артиллерийских снарядов противника с большой дистанции (которые падают почти вертикально).
Самому «Советскому Союзу» помогали бы самолеты-корректировщики КОР-2 для ведения артиллерийской дуэли на дальних дистанциях. Решив, что такой самолет в бою будет сбит довольно быстро, конструкторы «Советского Союза» разместили на корабле сразу четырех корректировщиков! В роли разведчиков они должны были компенсировать недостатки радиолокационных установок, в развитии которых Советский Союз отставал. Что ж, с артиллерией все было в порядке — дальше всех должны были стрелять орудия нашего линкора…
Только японские суперлинкоры типа «Ямато» превосходили недостроенные советские корабли по вооружению (при этом их бронезащита уступала), а американские линкоры типа «Айова», введенные в строй во время Второй мировой войны, имели аналогичные характеристики.
К недостаткам проекта «Советский Союз» можно отнести лишь принципиально неверный подход к организации зенитного огня (типичный, впрочем, для довоенных лет). На корабле предстояло установить относительно немного 37-мм автоматических зенитных орудий (10 четырехствольных установок) и относительно большое количество дальнобойных 100-мм орудий (12).
По сути, малокалиберные скорострельные зенитные орудия являются наиболее эффективным средством защиты корабля от нападения с воздуха. Но этому предстояло научиться только в боях Второй мировой войны, на которые «Советские Союзы» не успели.
Линкоры в Великой Отечественной Войне
На 22 июня 1941 года в состав советского флота входили три линкора типа «Севастополь» и один линейный крейсер типа «Слава». Один малый линкор проекта «Ансальдо» был достроен в Ленинграде, а другой в Черном море прошел ходовые испытания. Размещение боевого флота было следующим:
— В Прибалтике — «Марат», «Октябрьская революция», завершено — «Кронштадт».
— У Черного моря — «Парижская коммуна», «Севастополь».
— В Тихом океане — «Слава»
С первых дней войны линкоры Черноморского флота вели бои с противником. Основная тяжесть боевых действий в 1941 году легла на старые линкоры «Марат» и «Октябрьская революция». Эти корабли активно поддерживали огнем советские войска на берегу, прикрывали своей тяжелой артиллерией выходы в море советских легких крейсеров и эсминцев, что предотвратило попытки немцев заминировать Финский залив. «Марат» в сентябре 1941 г был выведен из строя попаданием тяжелой авиабомбы, оторвавшей всю носовую часть, и в дальнейшем использовался как плавбатарея.
Линкор «Кронштадт» официально вступил в строй 2 февраля 1942 года. Построенный в спешке, он имел ряд отступлений от первоначального проекта: например, не была установлена кормовая башня для 152-миллиметровой артиллерии (орудия были отправлены на грунт фронт), но четыре 100-мм и четыре 85-мм зенитных орудия и восемь 45-мм автоматов. Немецкая авиация неоднократно пыталась уничтожить корабль у монтажной стенки, но благодаря мужеству зенитчиков Балтийского флота все такие попытки были сорваны.
В мае 1942 года, во время крупного боевого вылета Краснознаменного Балтийского флота на предотвращение постановки немецких мин у Гогланда, Кронштадт вступил в бой с немецкой 210-мм железнодорожной батареей у Сонды.
В ходе артиллерийской дуэли «Кронштадт» получил два попадания, но даже в ответ накрыл батарею огнем, уничтожив прямым попаданием одно развернутое орудие и заставив замолчать другое [20], тем самым опровергнув тезис о превосходстве береговой артиллерии над боевыми кораблями. В 1943-1944 годах корабль принимал участие в ряде операций, включая обстрел Хельсинки в 1943 году и стычку (безрезультатную) с немецким «карманным линкором» Дойчланд у Таллинна.
Черноморский флот вступил в войну в полной готовности и с четким пониманием того, что надо делать. Хотя главным противником на ТВД по-прежнему считался итальянский флот, уже в 1940 году командование Черноморского флота считало, что отправлять в Черное море тяжелые итальянские корабли маловероятно, а легкими итальянскими и немецкими силами, скорее всего, станут главный враг.
В 1941-1943 годах корабли действовали активно, обеспечивая оборону транспортных конвоев, обстреливая побережье и поддерживая своей артиллерией советские войска, сражавшиеся за Крым.
«Если Севастополь и был спасен благодаря чему-то одному, то только благодаря русским линкорам. Эти огромные машины, двигаясь со скоростью гоночных автомобилей и обладая огневой мощью целого корпуса тяжелой артиллерии, свободно передвигались вдоль берега и совершали страшные обстрел там они сочли нужным.
Нашей «береговой обороны» могло бы и вовсе не быть: мы вытащили из Севастополя около пятидесяти орудий калибра 150 мм и выше и разместили их на берегу, и не смогли забить ни одного попадания.”
Э фон Манштейн
Столкновения с немецкими надводными силами в Черном море были очень редки. Хотя Италия заблаговременно отправила в Констанцу небольшую эскадру[21], этот отряд действовал весьма малоактивно, опасаясь встречи с тяжелыми советскими кораблями. За все это время было всего несколько стычек между советскими и итальянскими надводными войсками, как правило — на предельной дистанции и без какого-либо эффекта. Как позднее записал в своем дневнике капитан легкого крейсера Альберико да Барбиано”,
«Самое страшное было то, что нашим кораблям угрожали сделанные нами пушки”.
В результате самым активным боевым порядком оказался самый слабый — Тихоокеанский флот, в составе которого был единственный тяжелый корабль: линейный крейсер «Слава». Осенью 1941 года этот быстроходный корабль вместе с авианосцем «Крылья пролетариата» пересек Панамский канал для Северного флота, а затем действовал для прикрытия конвоев и поддержки советских войск в Арктике.
В 1943 г у Шпицбергена этот линейный крейсер вступил в бой с двумя немецкими тяжелыми крейсерами и после непродолжительной стычки заставил их отступить, серьезно ранив 305-мм снарядом адмирала Хиппера. В 1943 году корабль прошел модернизацию в Великобритании, где на него были установлены дополнительные 40-мм зенитные орудия «Пом-Пом» и оборудование управления огнем, в том числе новые морские радары Тип 279 и Тип 283.
Во время операции «Торхаммер» — нападения немецкого флота на Исландию летом 1943 года — «Слава» была срочно приписана к 8-й дивизии крейсеров Гранд Флита в Скапа-Флоу. Она и три других британских и три американских тяжелых крейсера патрулировали воды у Шетландских островов, в то время как основная часть трех флотов была стянута в Исландию.
Но участвовать в боях соединению особо не пришлось — после разгрома авианосного соединения адмирала Лютьенса английской палубной авиацией немцы отказались от заведомо неудачной идеи высадки десанта в Исландию и вернулись в порт. В 1944 г. «Слава» поддерживала действия советских войск в Арктике, а в 1945 г участвовала в операциях против Курильских островов.
Хитроумный Лисин и обвиняемый Малышев
Наиболее отличившиеся подводные лодки — С-7 и Щ-406 стали Краснознамёнными, а их командиры Сергей Лисин и Евгений Осипов были удостоены звания Героя Советского Союза.
Однако об этой высокой цене Лисин узнал уже в плену, так как 21 октября 1942 года его С-7 была торпедирована финской подводной лодкой «Весихииси» в момент зарядки аккумуляторов в надводном положении и затонула.
На допросе командир представился штурманом старшим лейтенантом Михаилом Хрусталевым, погибшим при атаке. Но финны показали ему советскую газету с его же портретом и сообщением о награде
Отказываться было бессмысленно. Однако в ходе многочисленных бесед с финскими, а затем и немецкими военно-морскими разведчиками Лисин ничего существенного не сказал, не выдал ни одного секрета.
Командир С-7 Сергей Лисин
Это сыграло важную роль в его судьбе — после того, как он вернулся из финского плена и попал под контроль контрразведки, с января 1945 года он был назначен командиром 12-го дивизиона 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Там офицер был награжден Золотой Звездой.
А вот к командиру Щ-422 Алексею Малышеву спецназовцы относились не столь благосклонно. По рапорту политрука на лодке, он был снят с занимаемой должности, после чего арестован и 28 июня 1942 г приговорен судом военного трибунала к смертной казни за самовольное уклонение от отданных ему приказов своим начальством для боя. Всего в 1942 году погибло 12 советских подводных лодок.
Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)
Интересен тот факт, что грозные корабли нашей армии ни разу не встречались в бою с линкорами противника во время двух мировых войн — первой и второй. Единственный бой «Севастополь» провел еще в Гражданскую войну, когда корабль прикрывал эсминец «Азард» и отразил атаку целых семи британских эсминцев.
В целом «Гангут» прошел три боевых похода на Балтику, где обеспечивали минные постановки, затем получил новое имя на вооружении Красной Армии и был включен в состав военно-морских сил на Балтике. Также линкор участвовал в советско-финляндской войне в качестве огневой поддержки сухопутных войск. Главной задачей линкора была оборона Ленинграда.
В 1941 году 27 сентября в корабль попала 500-килограммовая бомба, пробившая палубы и разорвавшая башню.
От «Гангута» к «Революции»
Первоначальное название линкора было «Гангут». Именно под этим названием корабль принимал участие в Первой мировой войне: под его прикрытием ставились минные заграждения, на которых подрывался не один немецкий крейсер. Уже после того, как корабль был переименован, он появился во время Второй мировой войны, и все попытки немцев разобраться с ним не увенчались успехом.
Линкоры Советского Союза в годы Второй мировой войны вообще характеризовались своей надежностью: например, «Октябрьская революция» подверглась ряду воздушных и артиллерийских атак и все же уцелела. За годы войны сам линкор выпустил около 1500 снарядов, отразил множество воздушных атак, сбил 13 самолетов и большое количество повредил.
Флот оттеснили в Маркизову лужу
В 1941 году Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) считался одним из самых оснащенных в рабоче-крестьянском Красном флоте. В его состав входило около 70 подводных лодок, сведенных в три бригады и отдельное учебное отделение. Подводные лодки располагались по всей советской части Балтийского моря, включая арендованную у Финляндии военно-морскую базу Ханко и порты прибалтийских республик, недавно вошедших в состав СССР. В частности, Таллинн был главной базой КБФ.
Согласно довоенной концепции применения РККФ, подводным лодкам отводилась решающая роль в борьбе с флотом противника и обороне своего побережья. Однако матчи начались совсем не так, как ожидалось. Вступление Финляндии в войну, господство люфтваффе в воздухе и быстрое продвижение немецкой группы армий «Север» в Прибалтике означало, что командиры советских подводных лодок, возвращаясь из боевого похода, часто не знали, куда базу они должны вернуть.
28 августа 1941 г был оставлен Таллинн, 8 сентября немцы, взяв Шлиссельбург, закрыли блокаду вокруг Ленинграда. В то же время фланговое положение Финляндии по отношению к главной советской коммуникации Таллинн — Кронштадт позволяло противнику с архипелага задействовать транспорты Краснознамённого Балтийского флота и вести минные операции.
Флот был оттеснен в Финский залив, который обстреливался с обоих берегов, и был оттеснен в так называемую Маркизову лужу, то есть Невскую губу, протянувшуюся от Ленинграда до острова Котлин, на котором стоит Кронштадт.
Командир батареи капитан Е.М. Модзалевский у орудия береговой железнодорожной артиллерии на позиции, Балтийский флот, декабрь 1943 г
Тем не менее, Ленинград удерживался во многом благодаря Краснознаменному Балтийскому флоту — вся корабельная и береговая артиллерия, включая железнодорожные батареи, работала в интересах сухопутных войск. Корабельные орудия большого калибра били по немецкой артиллерии и наступавшим танкам, неоднократно срывая атаки противника.
Задача по атаке коммуникаций противника легла на плечи летчиков морской авиации, лодочников и подводников. Последняя была сведена в бригаду из семи дивизий.
Командующий Балтийским флотом в 1939-1947 годах адмирал Владимир Трибуц так формулировал особенность театра военных действий:
Если подводники на других морях могли без особого риска передохнуть при выходе на позицию и возвращении в базу, то командир корабля и весь экипаж Балтийского ТВД должны были находиться в состоянии максимального напряжения с момента выхода из причал до конца поездки
Читайте также: У ВМФ России появляются новые дизель-электрические подлодки
Класс «Севастополь»
Линкоры этого класса имели корпус мониторной формы, в котором площадь надводного борта и ледокольный форштевень были сведены к минимуму. При небольшой длине корпуса водоизмещение корабля составляло 23 000 т, а реально достигало около 26 000 т. В качестве топлива использовался уголь, а если была необходима форсированная работа, то и нефть. Эти линкоры ВМФ СССР были оснащены силовой установкой мощностью 42 000 л.с. Со скоростью 23 узла и дальностью полета 4000 миль.
В качестве вооружения линейные корабли были оснащены нарезными орудиями, которые располагались линейно и характеризовались технической скорострельностью 1,8 выстрела в минуту. В качестве противоминного вооружения использовалось 16 120-мм орудий со скорострельностью 7 выстрелов в минуту, причем все орудия располагались на центроплане. Такое размещение артиллерии приводило к низкой огневой эффективности, что в сочетании с низкой мореходностью самих линкоров затрудняло управление ими.
Эти линкоры СССР были модернизированы еще до Второй мировой войны, что сказалось на улучшении силуэта кораблей: они получили танковую надстройку, которая плотно примыкала к корпусу и сверху закрывалась сплошным полом. Изменения коснулись носовой части, силовой установки и улучшения условий жизни экипажа.
Трагическая судьба «щук» и «эсок»
Шансов прорваться через такие мощные заграждения не было, но командование Балтийского флота постаралось. Первым был отправлен Иван Травкин с Щ-303 и Щ-408 под командованием капитан-лейтенанта Павла Кузьмина. На суше оба командира договорились преодолевать препятствие ночью на наименьшей скорости, на больших глубинах.
Герой Советского Союза Иван Травкин
Экипаж Травкинского попытался нырнуть под сетчатые заграждения, едва не запутался в стальных тросах и чудом ушел, попав под глубинную бомбу противника. Ситуация усугублялась тем, что в лодке разрядились аккумуляторы, которые приходилось перезаряжать для перезарядки. Пробыв в боевом походе почти месяц, Щ-303 не удалось вырваться из бухты.
Судьба остальных трех «щук» оказалась куда печальнее — Щ-408 погибла вместе с экипажем в результате атаки финских противолодочных кораблей. Щ-323 под командованием капитана 2 ранга Алексея Андронова подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда, при этом из 44 человек выжило только пятеро. В июле 1943 года пропал без вести Щ-406 Героя Советского Союза Евгения Осипова.
В августе погибли два «эска» — С-9 капитана 3 ранга Александра Мыльникова и С-12 под командованием капитана 3 ранга Александра Бащенко.
Трибуц понимал, что дальнейшие попытки прорыва линии Нарген — Порккалудд приведут лишь к новым потерям среди подводных лодок.
Барьер можно разрушить, но он находится слишком далеко от советских аэродромов и баз и практически недоступен для истребителей, а также патрульных и торпедных катеров посылать туда днем бомбардировщики и штурмовики без истребительного прикрытия — самоубийство, а бомбить ночью цель размером с противолодочный сетчатый заграждение — бесполезно.
Оставался второй вариант — обойти линию на север, с архипелагом, но для этого нужно было, чтобы финский берег оказался в руках РККФ. В результате командование Краснознамённого Балтийского флота временно приостановило действия подводных лодок, оставив задачу нарушения коммуникаций противника в Балтийском море ударной и торпедоносной авиации флота.
Для Травкина, Маринеско и их товарищей 1943 год был самым неудачным. В то же время немецкий флот продолжал нести потери — два транспорта и подводная лодка U-416 затонули от ранее выставленных мин.
«Парижская коммуна»
Этот линкор был последней модернизацией. В ходе доработки водоизмещение стало больше, мощность двигателей стала выше и составила 61 000 л.с., корабль развивал максимальную скорость 23,5 узла. В ходе модернизации большой упор был сделан на усиление зенитного вооружения: на носу и корме появилось 6 76-мм зенитных орудий, 16 артиллерийских орудий и 14 пулеметов.
Эти линкоры СССР во время Второй мировой войны использовались при обороне Севастополя. За весь период боевых действий в годы Великой Отечественной войны линкор участвовал в 15 боевых походах, провел 10 артиллерийских стрельб, отразил более 20 ударов авиации противника и сбил три вражеских самолета.
Во время Великой Отечественной войны корабль защищал Севастополь и Керченский пролив. Первые боевые действия произошли 8 ноября 1941 года, и только за первый период боев было уничтожено большое количество танков, вооружения и боевых машин, перевозивших определенные грузы.
Малые линкоры Сталина
В начале 1930-х годов в РККФ активно обсуждался дальнейший курс на развитие линейного флота. Восстановление судостроительной промышленности и курс на индустриализацию, наконец, позволили командованию флота заняться проектированием современных линкоров на уровне серьезных, текущих проектов. Однако в 1933 г на специальном совещании по кораблестроению было заявлено, что закладка большой серии линкоров все же представляет неоправданный технический риск: еще не до конца отработано изготовление крупных броневых элементов и тяжелой корабельной артиллерии.
Сказалось и отсутствие конструкторского опыта — в 1930-1934 годах конструкторский отдел РККФ рассмотрел 32 (!) проекта линкоров и крейсеров, но был вынужден признать, что без учета откровенно гипертрофированных проектов гарантировать превосходство наличности он не может проектов по сравнению с зарубежными аналогами.
В этой ситуации командование РККФ подготовило меморандум, в котором предлагало: вопросы крупного линейного кораблестроения перенести в программу 1939–1942 гг., а в рамках действующей программы заложить и построить два «малых боевые корабли, стандартным водоизмещением около 25 000 т.
По мнению командования РККФ, такая программа позволит относительно дешево подготовить спорные элементы конструкции и освоить производство современной брони и вооружения. Сталин хоть и был сторонником крупных боевых кораблей, но все же согласился, что лучше не рисковать и отработать технологию на более мелких единицах.
Из-за отсутствия отечественного опыта решили снова обратиться к зарубежному. В 1935 году итальянская фирма «Ансальдо» по заказу правительства СССР разработала проект 27-тысячного линкора, фактически представлявшего собой уменьшенный «Витторио Венетто», с двумя башнями главного калибра в носовой части. Советское правительство настаивало на том, чтобы новые корабли были рассчитаны на 406-мм артиллерию, но флот, впечатленный прекрасными баллистическими характеристиками новой итальянской 381-мм пушки 50-го калибра, настаивал на том, что более ценно ознакомиться с образцами современной европейской артиллерии.
В 1936 году по проекту «Ансальдо» на стапеле Николаевского завода был заложен первый корабль нового класса под названием «Севастополь.
Малые линкоры типа «Ансальдо» представляли собой небольшие, но полноценные линкоры, стандартным водоизмещением 27 400 т (полным — 35 240 т). В их конструкции для уменьшения веса широко использовались электросварка и ряд других конструкторских новшеств.
Они были вооружены двумя трехорудийными башнями в носовой части, 381-мм орудиями 50-го калибра фирмы «Ансальдо»[13]. Это были чрезвычайно мощные корабельные орудия, стрелявшие снарядом массой 884 кг с начальной скоростью до 850 метров в секунду. Пушки и броневые листы для корабля поставила компания Ansaldo.
С этим оружием был связан казус: после того как в Советский Союз была отправлена первая партия снарядов, Министерство иностранных дел направило итальянскому правительству ноту, в которой выразило недовольство поставками некондиционных снарядов, разного веса. Последующая проверка показала, что снаряды, поставляемые разными итальянскими фирмами, сильно различались по весу. Муссолини пришел в ярость и потребовал, чтобы каждый снаряд, поступающий итальянскому флоту, тщательно проверялся.
Вспомогательное вооружение состояло из трех трехорудийных башен с 152-мм орудиями В-38 калибра 57 советского производства. Две башни располагались сбоку в средней части корпуса, а еще одна — в корме, обеспечивая тем самым шесть орудий во всех направлениях. Зенитная артиллерия была представлена двенадцатью 100-миллиметровыми орудиями.
Как и их итальянские аналоги, советские корабли имели очень тяжелое бронирование. Главный пояс был наклонен под углом 11 градусов наружу и состоял из трех слоев: 70-мм гомогенной брони для снятия бронебойного наконечника, 240-мм основного броневого листа и 25-мм противоосколочной переборки. Горизонтальное бронирование было представлено 90-мм основной и 45-мм противоосколочной палубой. Башни главного калибра были защищены 320-мм броней.
Подводная защита на обоих кораблях была разной. В Севастополе использовалась традиционная компоновка ПТЗ с множеством переборок, разработанная Ансальдо. Проект «Кронштадт» был пересмотрен — советской разведке удалось получить проект секретной итальянской системы «Пульезе Пайп» и использовать ее на втором линкоре.
Силовая установка кораблей была идентична силовой установке крейсеров типа «Тренто» и развивала на четырех валах полную мощность до 110 000 л.с. Скорость кораблей на испытаниях составила 29,3 узла (есть сведения, что в единичном случае была достигнута 31,3 узла).
Силуэт линкоров был необычен. В носовой части, сразу за башнями главного калибра, возвышалось массивное башнеобразное мостовое сооружение, увенчанное «свадебным тортом» из зенитных, главных и вспомогательных директоров. Конструкция соединялась навесным проходом с прямоугольной надстройкой, расположенной посередине корпуса, плавно переходившей в изогнутую дымовую трубу. В корме располагалась тяжелая прожекторная мачта с зенитным дальномером и наводкой на кормовую 152-мм турель.
В 1937 году на Балтийском заводе был заложен второй линкор проекта «Ансальдо» «Кронштадт». Производство материалов и комплектующих для него началось еще в 1936 году, но закладка корабля затянулась из-за необходимости переработать проект новой ПТЗ на базе трубы Пульезе. Этот второй «небольшой линкор» получил 100% артиллерию и броню советского производства (хотя силовая установка все же была итальянской).
Оба малых линкора прибыли слишком поздно для начала Великой Отечественной войны. Спущенный на воду в 1938 г., «Севастополь» прошел испытания летом 1941 г и окончательно вступил в строй в октябре 1941 г. «Кронштадт» задержался с его запуском из-за проблем с производством орудий и бронелистов и был окончательно достроен только в феврале 1942 г.
Постройка этих двух малых линкоров, наконец, дала советскому кораблестроению столь необходимый практический опыт. В мае 1938 года РККФ сообщил, что теперь считают возможным приступить к строительству крупных линкоров. Но возникли разногласия по поводу того, что именно строить: товарищ Сталин хотел заложить очень крупные линкоры водоизмещением 50-60 000 тонн, вооруженные 406-мм или даже 457-мм орудиями, а командование флота настаивало на продолжении развития линейных кораблей с 381 пр пушек.
Флот считал, что разработка нового проекта займет слишком много времени. В итоге возобладала компромиссная точка зрения — строить первую серию новых линкоров с 381-мм орудиями, а следующую — с 457-мм орудиями. Четыре 45-тысячных линкора проекта 28 «Советский Союз» были заложены в 1939 году, но в связи с началом Великой Отечественной войны строительство было прервано на самом раннем этапе.