Линкор Ямато крупнейший корабль Второй мировой войны: история создания, вооружение и характеристики

Военная техника

История создания

После окончания Первой мировой войны Япония превратилась в «империалистического хищника»: промышленность продолжала быстро расти, а внешняя политика становилась все более агрессивной, о чем особенно свидетельствовала принятая правительством весьма амбициозная программа строительства новых линкоров в «Стране восходящего солнца» в 1920 г. К этому времени в «гонке дредноутов» произошли существенные изменения: Германия просто выбыла из нее в связи с поражением в войне, а победители, то есть страны Антанты, были вынуждены заметно умерить военно-морской «аппетит».

Японский флот уже тогда считался третьим в мире по своей мощи. Впереди только США и Великобритания. Появление новых линкоров и линейных крейсеров, предусмотренное планом 1920 г., может еще больше изменить соотношение сил на море в пользу «Страны восходящего солнца». Государственный департамент США был особенно обеспокоен предстоящим увеличением артиллерийской мощи японских кораблей — планировалось, что они будут вооружены 457-мм орудиями.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Линкор «Нагато», построенный до заключения Вашингтонского соглашения и вооруженный 410-мм орудиями.

Еще одним неблагоприятным обстоятельством для Соединенных Штатов был союзный договор между Японией и Великобританией. Срок действия этого договора истек в 1921 г., но до этого он неоднократно продлевался, и можно было предположить, что то же самое произойдет и на этот раз. Иными словами, в случае уже назревавшего конфликта между Страной восходящего солнца и США Британия могла встать на сторону японцев — и тогда американцы гарантированно проигрывали.

Пытаясь исправить эту ситуацию, президент США Уоррен Хардинг предложил провести в Вашингтоне конференцию по военно-морскому разоружению. Это событие, длившееся с ноября 1921 г по февраль 1922 г., завершилось подписанием Договора пяти держав, который, как тогда казалось, положил конец «дредноутной лихорадке». Собственно, именно это соглашение и стало, пожалуй, главной причиной последующего появления суперлинкора «Ямато».

Объясняется этот парадокс довольно просто: в ходе конференции был окончательно расторгнут англо-японский союз. Великобритания была вынуждена пойти на этот шаг, потому что она уже была должна США более 4 миллиардов долларов и нуждалась в новых кредитах для восстановления своей экономики. Таким образом, американцы и англичане стали «естественными союзниками», а их объединенные флоты получили огромное численное превосходство во всех операциях. Когда японское правительство осознало свое дипломатическое поражение, оно пришло к простому выводу: рано или поздно Договор пяти держав должен быть нарушен.

При этом японцы не надеялись превзойти США и Великобританию по количеству кораблей: для этого у Страны восходящего солнца просто не хватило бы промышленных мощностей.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Проект линкора, предложенный Ю. Хираго в 1928 г.

Ставка делалась на качественное превосходство: планировалось строить линкоры, вооруженные сверхмощной артиллерией и обладающие беспрецедентным уровнем защиты. Сделать это, оставаясь в рамках Договора пяти держав, было невозможно, хотя первый проект нового японского дредноута, предложенный в 1928 году контр-адмиралом Юдзуро Хирагой, формально ограничений не нарушал — предполагалось, что полное водоизмещение этого корабля не превышала бы 44 тыс тонн.

Конечно, правительство Страны восходящего солнца не торопилось официально объявлять о своих намерениях. Подписанные в Вашингтоне соглашения были формально расторгнуты в 1936 г., когда было объявлено, что Япония больше не намерена выполнять свои обязательства. Тем временем судостроители спокойно «дали добро» на разработку проектов, выходящих за рамки ограничений. В результате уже в 1929 году Хирага предложил создать линкор, вооруженный «запрещенными» орудиями калибра 460 мм, стандартным водоизмещением 62 000 тонн.

Автором альтернативного проекта стал капитан первого ранга Кикуо Фудзимото. Предложенный им корабль должен был иметь особо мощную артиллерию — предполагалось, что он может вести огонь орудиями «разрешенного» калибра 410 мм, с перспективной последующей заменой на 510-мм орудия.

Примечательно, что оба проекта во многом были схожи. В частности, и Фудзимото, и Хирага намеревались использовать наклонную внутреннюю броню. Кроме того, оба корабля должны были получить защиту по принципу «все или ничего». Это означает, что в центральной части линкора находится так называемая цитадель, практически неуязвимая для огня противника. При этом нос и корма покрыты гораздо более легкой и тонкой броней.Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Первоначальный проект линкора «Ямато» — А-140А

Командованию японского флота больше понравился проект Fujimoto. Его характерной особенностью была заметно увеличенная длина центральной цитадели, что позволило разместить на борту значительно большее количество вспомогательной артиллерии (минной и зенитной). Но Фудзимото ошибся. В августе 1934 года он предложил заметно модернизированный проект линкора, который оказался «слишком продвинутым».

При стандартном водоизмещении 50 тыс тонн корабль должен был быть вооружен двенадцатью 510-мм орудиями, шестнадцатью 155-мм противоминными орудиями и десятью 127-мм зенитными орудиями. И все это при осадке всего 9,8 метра. Кроме того, на борту должны были разместиться 12 самолетов.

Сочетание малой осадки с явно перегруженной «цитаделью» неизбежно сделало бы этот странный гибрид линкора, крейсера и авианосца несостоятельным. До строительства дело как-то не дошло: в январе 1935 года Фудзимото скоропостижно скончался, и новым главным конструктором флота стал Кэйдзи Фукуда. Именно этот человек руководил работами по созданию будущего линкора «Ямато».

Неофициальным «главным консультантом» проекта выступал уже упомянутый Юдзуро Хирага. Ему не нравились революционные идеи Фудзимото, поэтому почти все они были отвергнуты. Линкор получился необычайно большим, но «консервативным». Первый вариант проекта был выполнен довольно быстро. Однако уже весной 1935 года в него было внесено множество исправлений и усовершенствований, на что ушло около двух лет. За это время японские конструкторы построили более полусотни моделей линкора.

Самой проблемной частью нового линкора была силовая установка. Сначала предполагалось, что это будет турбина, но быстро выяснилось, что Япония не в состоянии построить турбоагрегаты требуемой мощности.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Эскизный проект японского линкора, вооруженного 510-мм орудиями главного калибра.

Тогда конструкторы предложили оснастить корабль комбинированной установкой с дизельными двигателями для экономического хода. Осенью 1936 г выяснилось, что дизельные двигатели, быстро разработанные для линкора, крайне ненадежны. В результате пришлось вернуться к исходному варианту, частично пожертвовав скоростными характеристиками корабля.

Кроме того, долгое время не удавалось определить наиболее оптимальную конструкцию артиллерийского вооружения. Рассматривались варианты как с девятью, так и с восемью орудиями главного калибра. При этом первоначальный проект предполагал, что в носовой части должны разместиться все. Только на самом последнем этапе работ конструкторы отдали предпочтение схеме с двумя деревянными пушечными башнями в носу и одной в корме.

Закладка «Ямато» состоялась 4 ноября 1937 года в городе Куре. Перед этим на один метр пришлось увеличить глубину местного сухого дока. Кроме того, из-за огромных размеров линкора пришлось заметно изменить мостовой кран, что увеличило грузоподъемность более чем на сто тонн. В то же время было построено много складов для материалов, необходимых для установки, так как существующие складские помещения были недостаточно большими.

В следующем году, 29 марта, в городе Нагасаки был заложен второй линкор серии «Мусаси». Несмотря на то, что верфи компании «Мицубиси», на которых он был построен, заметно превосходили по размерам и оборудованию док в Куре, без подсобных работ в данном случае не обошлось.

Кроме того, специально для постройки новых линкоров пришлось срочно разрабатывать новые плавкраны — «запчасти», особенно бронеплиты и башни, оказывались настолько тяжелыми, что имеющаяся техника была не в состоянии поднять их на высоту.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Часть башни главного калибра (поворотная платформа). Вес конструкции составляет 350 тонн.

Огромные артиллерийские башни доставлялись к месту сборки разбираемых кораблей на специальном корабле, предназначенном именно для этой задачи.

Особое внимание уделялось строгому соблюдению секретности — скрывались как водоизмещение линкора, так и его вооружение. Уровень секретности был настолько высок, что многие из участников строительства узнали о том, что они на самом деле создавали, только после окончания Второй мировой войны. Порты Нагасаки и Куре были надежно закрыты от посторонних глаз сизалевыми циновками. Их наловили так много, что какое-то время в Японии ощущалась нехватка лески, которая тоже изготавливалась из сизалевого волокна.

«Ямато» был спущен на воду 8 августа 1940 года. Через несколько месяцев, 4 ноября, последовал «Мусаси», и в этом случае все улицы, ведущие к побережью Нагасаки, были наглухо перекрыты полицией — секретность оставалась одним из главных требований.

16 декабря 1941 г., то есть после нападения японцев на Пёрл-Харбор, линкор «Ямато» был принят правительственной комиссией и принят в состав флота. Однако это еще не означало, что корабль достиг полной готовности — различные дополнительные работы на его борту продолжались до конца мая 1942 года. «Мусаси» был завершен в январе 1943 года.

В 1940 году состоялась закладка еще двух линкоров типа «Ямато». Один из них получил название «Синано» и впоследствии был переоборудован в авианосец, а строительство второго не удалось завершить — кораблю даже не дали имени.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Синано — линкор, переделанный в авианосец.

Две ключевые ошибки

Во время войны в отношении Ямато японцы допустили две важные ошибки, которые привели к тому, что этот гигант из грозы морей и океанов превратился в огромную и бессмысленную груду металла. Во-первых, японцы не использовали пропагандистскую мощь своего корабля. Все его характеристики они до конца держали в секрете и не пытались запугать американцев.

Между тем на первой фазе войны информация о наличии такого бронированного монстра в составе японского флота могла заставить американцев гораздо осторожнее вести операции на Тихом океане. Однако скрытность «Ямато» заставляла американцев планировать операции гораздо более агрессивно, ведь они не знали о столь мощном противнике.

Во-вторых, японцы слишком верили в свою общебоевую доктрину и берегли линкор до лучших времен, опасаясь, что что-то случится. По мнению японцев, им предстояло столкнуться с противниками в одном сражении, которое и решило ход войны. Сначала последует ночная торпедная атака (японцы отрабатывали их годами), затем в бой вступит авианосная авиация, попутно обеспечив превосходство в воздухе, и, наконец, в качестве последнего аккорда последует атака «Ямато» и других линкоров.

Однако генерального сражения так и не произошло. Наоборот, тактика американцев сводилась к локальным стычкам с активнейшим использованием авианосцев. Сначала силы были еще равны, но постепенно японцы стали уступать. Американцы легко компенсировали свои потери (и даже увеличили свои силы) за счет гораздо большей промышленной мощи, но японцы не могли угнаться за своими потерями. Силы их постепенно уменьшались, а «Ямато» все еще стоял в порту, ожидая удобного случая.

Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com

 

В результате, в предвкушении сражения в бою, в которое на протяжении нескольких десятков лет верили практически все адмиралы, японцы пропустили ключевое сражение, ставшее переломным на театре военных действий на Тихом океане. В июне 1942 г японский флот понес тяжелые потери в битве у атолла Мидуэй (Ямато находился в нескольких сотнях миль от места сражения и в бою не участвовал), после чего инициатива на Тихом океане перешла к противникам.

«Ямато» простоял два с половиной года. К тому времени, когда японцы, наконец, решили его использовать, он уже потерял большую часть своей мощности.

В Тихом океане теперь преобладали авианосцы, и без прикрытия с воздуха линкор становился идеальной мишенью для противника. Японцы уже почти за три года войны понесли очень серьёзные потери в авианосцах, причём потеряли своих самых опытных и лучших лётчиков. Таким образом, японцы упустили удобный момент, чтобы использовать свой чудо-корабль, и вспомнили о нем в то время, когда его присутствие могло мало что изменить.

Фактически первым и единственным полноценным участием японского суперкорабля в боевых действиях стало сражение в заливе Лейте. В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппинах. Потеря Филиппин означала для японцев коренную смену сил на всем Тихом океане и закрыла им доступ к важнейшему сырью, а также отрезала 7-й фронт в Юго-Восточной Азии.

Японские авианосцы уже были сильно потрепаны, поэтому линкорам предстояло стать главной ударной силой Императорского флота в предстоящем сражении. Был сформирован мощный ударный кулак, который должен был атаковать американский транспорт у острова Лейте.

На второй день боя ударному строю удалось выйти на практически беззащитные в артиллерийской дуэли авианосцы у острова Самар. Казалось, у японского флота появился шанс нанести решающий удар по американцам.

«Ямато» и другие корабли обстреляли американцев с расстояния 27 километров, после чего американцы бросились наутек. Японский флот пустился в погоню, а американцы нанесли по преследующим кораблям воздушные удары, которые были гораздо эффективнее корабельной артиллерии. Однако сражение оказалось для японцев неудачным. Из-за неудачных действий командира соединения японцы прекратили преследование. Не подозревая, что их преследуют тихоходные эскортные авианосцы, они ошибочно полагали, что не смогут их догнать, тогда как на самом деле скорость крупных японских кораблей позволяла им это сделать.

Другая группа японских кораблей понесла очень большие потери, и этот бой фактически положил конец войне на море. Отныне японский флот уже не мог конкурировать с американцами. С этого момента японцы уже не рассчитывали на мощь флота, а делали ставку на камикадзе. «Ямато», несмотря на свою мощь, не потопил ни одного вражеского корабля, а сам получил повреждения от атак американской авиации и встал на ремонт.

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год был неудачным для Японии. После поражения у Мариинских островов ее палубная авиация так и не оправилась, но дальнейшие боевые действия были необходимы. Имперский флот намеревался отомстить американцам, так как они отвели все оставшиеся силы на Филиппинские острова. В состав этого соединения входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша лишится флота полностью и безвозвратно, но оставить Филиппины, как нефтяное месторождение, было жизненной необходимостью.

Американцам удалось собрать в этом районе все самые крупные силы — 12 линкоров и 16 авианосцев. Кроме того, они обладали неоспоримым превосходством в воздухе, что в конечном итоге и определило исход боя.

Первые мелкие столкновения двух враждующих флотов начались 23 октября, а настоящий воздушный бой начался только на следующее утро. Японский адмирал Ониши организовал 3 рейда на американские корабли. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества было недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикирующих бомбардировщиков даже успел атаковать американский авианосец, сбросив на него 600-фунтовую (272 кг) бомбу. Бомбардировщик был сбит, но на корабле начался сильный пожар, и его пришлось потопить торпедами. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки пикировщиков и торпедоносцев, но они оказались безрезультатными.

Последняя битва Ямато

Последний поход

1 апреля 1945 года на Окинаве началась высадка американских войск. Остров защищал довольно значительный японский гарнизон, плюс тропическая местность затрудняла использование американской техники. Но, несмотря на все это, падение Окинавы было лишь вопросом времени.

Японское командование решило использовать Ямато для атаки смертников на Окинаву. Этот шаг был продиктован отчаянием, корабль без прикрытия с воздуха не имел шансов выполнить поставленную задачу. Вместе с небольшим эскортом ему предстояло попытаться прорваться к острову в условиях тотального превосходства американцев как на море, так и в воздухе. В то же время смысла в этом прорыве не было. Хотя ему это удалось, корабль был вынужден сесть на мель недалеко от острова и поддерживать гарнизон артиллерийским огнем.

А экипаж корабля должен был присоединиться к гарнизону. Но даже это не изменило бы хода битвы за Окинаву. Экипаж корабля был слишком ничтожен по меркам этого сражения, у американцев все равно было значительное преимущество и рано или поздно остров будет взят. По сути, это было торжественное сэппуку — ритуальное самурайское самоубийство. Только в роли самурая на этот раз выступил большой корабль с экипажем.

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел из порта и направился на Окинаву. Величественный бронированный монстр начал путь в один конец, о котором знал каждый член экипажа, включая командующего флотом Ито, решившего погибнуть вместе с кораблем. Даже горючего линкору хватило только на то, чтобы добраться до острова, обратного пути не было.

Как уже говорилось, «Ямато» не имел воздушного прикрытия и сопровождался небольшой эскадрой. В таких условиях он был совершенно беззащитен перед американской авиацией.

Линкор

Американцы обнаружили японские корабли уже на следующий день и тут же послали авиацию для их уничтожения. Первая волна, состоящая из 227 самолетов, атаковала японцев около По сути, это было избиение младенцев, японцы были совершенно беззащитны. Зенитная артиллерия линкора отнюдь не была его сильной стороной, и в условиях такой массированной атаки она вообще ничего не могла противопоставить. Бомбы и торпеды одна за другой поражали крупную цель.

Через 15 минут после начала атаки подошла вторая волна из 57 самолетов. После того, как они отстрелялись, подошла третья — 110 самолетов. Завершили разгром невооруженного (зенитного) соединения японцев.

Все было кончено в течение часа после начала атаки. Суперкорабль «Ямато» подтвердил, что при других условиях он мог бы оказаться очень крепким орешком. Для его уничтожения потребовалось 10 торпедных попаданий и 13 прямых попаданий авиабомб (некоторые англоязычные источники говорят об 11 точно подтвержденных торпедах и 6 бомбах, и еще о 2 неподтвержденных торпедах и 2 бомбовых попаданиях). Только тогда он потерял контроль и начал уверенно переворачиваться на бок.

Но еще час после последней атаки она оставалась на плаву, пока в 14:23 не взорвались пороховые погреба. Это был один из самых мощных взрывов доядерной эпохи, столб дыма и пламени возвышался на несколько километров и был виден за сотни километров от эпицентра. Из более чем 3 тысяч членов экипажа спаслись лишь 269. Их подобрали другие подошедшие японские корабли.

Вместе с «Ямато» были потеряны еще один легкий крейсер и четыре эсминца. Общие потери японцев превысили 4300 человек. Американцы потеряли всего 10 самолетов и 12 пилотов. Теракт смертников закончился полнейшим беспорядком и не причинил американцам ни малейшего ущерба.

Так закончилась история самого мощного боевого корабля в истории человечества (на тот момент). Он появился, когда золотой век линкоров уже подходил к концу. Он еще мог быть полезен при умелом и своевременном применении, но японцы упустили этот момент. В итоге баснословно дорогой корабль превратился в бессмысленную груду металла, которая простаивала всю войну без дела, погибая в теракте смертника, почти не причинив врагу ущерба (достаточно сравнить потери 10 самолетов, несмотря на то что американцы производили около 200 штук в день, и огромный корабль который строился несколько лет).

«Ямато» остался в японской истории не только как самый мощный по характеристикам корабль и не только как пример силы и самурайской сознательности экипажа, но и как пример бессмысленной траты колоссальных ресурсов. Так как японцы не могли распорядиться своими преимуществами. Впрочем, отчасти это было не по их вине. Если бы Ямато появился на несколько лет раньше, он был бы бесспорным повелителем морей и океанов и кошмаром любого врага. Но оно появилось, когда линкоры из «главного аргумента морских держав» превратились в огромные плавучие мишени для авиации.

Линкоры класса «Ямато»

В начале ноября 1937 года Япония приступила к строительству своего первого линкора «Ямато». Для этих целей была выделена и углублена верфь в Куре. Почти полгода спустя в Нагасаки началось строительство линкора «Мусаси», второго корабля и класса «Ямато». Мог появиться еще один корабль такого же типа, но в середине строительства, начавшегося в 1940 году, он был заморожен, а затем переоборудован в авианосец. Японское военное командование приложило немало усилий, чтобы сохранить в тайне создание кораблей. Даже корабелы не знали, что строят, потому что видели лишь малую часть проекта.

Линкор «Ямато» был спущен на воду в середине 1939 г., поступил в вооруженные силы в конце 1941 г., а на ввод его в строй ушло еще полгода. Через четыре месяца линкор «Мусаси» был выведен из дока. Всего на постройку «Ямато» от начала разработки до полной боевой готовности ушло 6 лет и 9 месяцев.

При длине 263 метра и высоте 38 метров Yamato имел водоизмещение 72 800 тонн. В движение его приводила чрезвычайно прожорливая четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 153 тысячи лошадиных сил, сжигающая 63 тонны топлива в час.

Линкоры этого класса имели прочную броню, но она не была однородной. Лучше всего была защищена пожарная рубка, толщина внешней брони составляла 500 мм. Остальная бортовая броня имела толщину 410 мм, но при этом прикрывала лишь немногим более половины длины корабля. Дальнейшие события показали, что этого очень мало.

Основное вооружение линкора — девять 460-мм орудий. Их дополняли шесть 155-мм орудий, 24 127-мм орудия, 152 25-мм орудия и четыре 13-мм пулемета. Основными орудиями управляли электронно-механические компьютеры. Разумеется, о зенитных комплексах в то время не могло быть и речи.

Читайте также: Виды грузовых самолетов для авиационных перевозок – полезные статьи

Основные особенности конструкции

В 30-х годах прошлого века японским инженерам и конструкторам удалось накопить большой опыт создания самых разнообразных кораблей, что позволило им выработать собственный подход к судостроению. Отличительной особенностью был особенно плавный изгиб надводной части корпуса линкоров и крейсеров. Эту функцию также выполнял Ямато».

В носовой части борт линкора имел наибольшую высоту, что позволяло улучшить мореходные качества. Форштевень рассекал волны и не позволял кораблю «зарываться» в воду в штормовую погоду. Корма складывалась ниже всего – это уменьшало общий вес конструкции. В средней части корпуса, где располагалась цитадель, борт следовало сделать таким образом, чтобы он не мешал ведению огня артиллерийскими орудиями.

За ориентиры были взяты носовая, кормовая и «средняя» высоты, которые при создании проекта соединились наиболее ровно ниспадающими линиями, создающими характерный изгиб. Глядя на корабль сверху, нетрудно было заметить, что корма и цитадель образуют прямоугольник, а нос по форме напоминает длинную конусообразную бутылку. Впоследствии аналогичную форму в плане имел американский линкор «Айова».

Обводы подводной части корпуса выполнены по схеме, предложенной еще в 1930 году Фудзимото. Этот дизайнер назвал его «контуры Канпон» (иногда встречается написание «кампон»). Схема Фудзимото позволила значительно повысить прочность корпуса, не дав ему прогибаться на вершине волн под собственным весом.

Неф корабля имеет форму, близкую к прямоугольной. Это было сделано для уменьшения осадки — иначе для обслуживания линкора пришлось бы строить специальные гавани, что, конечно, привело бы к огромным затратам.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Организация бронирования корпуса и цитадели Ямато».

В носовой оконечности корпуса «Ямато», в месте входа форштевня в киль, имелся хорошо выраженный бульб — уступ, предназначенный для уменьшения гидродинамического сопротивления. Благодаря этому нововведению при скорости 27 узлов экономия мощности силовой установки достигла ок. 8,2%.

Для крепления наиболее «напряженных» элементов конструкции корпуса использовались заклепки. Как были убеждены японские инженеры, сварка не придавала соединениям необходимой прочности. Заклепки считались более надежными, но их использование несколько увеличивало общий вес конструкции.

Корма «Ямато» заканчивалась плоским транцем. Первоначально там должен был быть установлен «тент Гане» — устройство для приема гидросамолетов прямо с воды. В дальнейшем от этого решения отказались, но форму изгороди менять больше не стали.

Внутренние помещения

Некоторые японские моряки, которым довелось служить на «Ямато», отмечали, что этот броненосец изнутри был не таким просторным, как может показаться при взгляде сбоку. Основная причина «тесноты» вполне понятна — хотя длина цитадели хоть и была увеличена по сравнению с первоначальными проектами, но все же оставалась вполне умеренной, и в ней требовалось разместить машинные отделения и жилые помещения для экипаж, и главные механизмы управления кораблем, и его вооружение.

Конструкция массивной носовой надстройки «Ямато» была заметно усовершенствована по сравнению с японскими дредноутами более ранней постройки. Тем не менее, она была еще достаточно высока: 28 метров над уровнем верхней палубы.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Вид снизу на носовую надстройку. На снимке линкор «Мусаси» того же типа, что и «Ямато».

В надстройке располагались следующие помещения:

  1. Командорский мостик. Он лежал примерно на половине высоты и несколько выступал. По бокам моста установили сигнальные огни — по три с каждой стороны.
  2. Главный пост управления огнем. Он располагался на самом верху моста и имел собственный дальномер с базой 15 метров.
  3. Пункт управления огнем среднего калибра (противоминная артиллерия). Вокруг нее находились посты управления зенитным огнем.
  4. Лифт. Он располагался в центре надстройки.

Броня основного корпуса надстройки была противоосколочной, исключение составляла лишь хорошо защищенная боевая рубка. Это решение было вынужденным — усиление бронирования могло сделать линкор неустойчивым из-за переноса центра масс.

Силовая установка

«Ямато» приводился в движение четырьмя газотурбинными установками типа «Кампон». К каждому из них было подключено по три котла. Их разместили в изолированных помещениях, образовав четыре котельных. Рабочая температура пара составляла 352 градуса при давлении 25 атмосфер. По американским меркам того времени такие цифры выглядели довольно скромно.

Все котельные отделения находились на одной высоте по корпусу. Это значительно упростило техническое обслуживание. Впоследствии американские специалисты высказывали ряд претензий к силовым установкам линкоров типа «Ямато», но японские моряки, видимо, считали эти турбинные агрегаты достаточно надежными и достаточно мощными — сведений о существенных поломках просто нет.

Ремейки

Живой боевик (2010)

Аниме Космический крейсер Ямато: Пятый фильм Смотреть онлайн бесплатно

«Космический линкор Ямато» был выпущен 1 декабря 2010 года и стал первым игровым фильмом франшизы. Режиссер Такаши Ямадзаки, в фильме снимались Такуя Кимура в роли Сусуму Кодаи и Мейса Куроки в роли Юки. Сначала выяснилось, что сюжет будет основан на сериале 1974 г. Однако официальный трейлер, выпущенный в июне 2010 г по японскому телевидению, также показал элементы из второго сезона сериала (1978 г.). Бюджет фильма превысил 2 миллиарда йен, и он был четвертым самым кассовым японским боевиком года и 31-м самым кассовым японским фильмом всех времен на момент выхода.

Ямато 2199 (2012)

Дебютировавший в японских кинотеатрах 7 апреля 2012 года, «2199» является ремейком телесериала 1974. Ютака Изубучи — главный режиссер, дизайн персонажей — Юки Нобутэру, а Дзюнъитиро Тамамори и Макото Кобаяши отвечают за механический дизайн и концептуальный дизайн. Сериал является совместным проектом Xebec и AIC. Хидэаки Анно разработал заставку для нового сериала.

Ямато 2202 (2017)

Продолжение первого ремейка «Гепталогии», дебютировавшего в японских кинотеатрах 25 февраля 2017 года 2202 года, является ремейком второго сериала режиссера Нобуёси Хабара по сценарию Харутоси Фукуи. В проект вернулись большая часть сотрудников и оригинальный актерский состав из первого ремейка. Он анимирован Xebec .

Ямато 2205 (2021 год)

Продолжение второго ремейка «Гепталогии», дебютировавшего в японских кинотеатрах 8 октября 2021 года 2205 года, является ремейком «Космического линкора Ямато: Новое путешествие». Кендзи Ясуда будет режиссировать фильм, а Харутоши Фукуи вернется в качестве сценариста. Это будет первый сиквел Ямато, анимация которого будет сделана Satelight .

Вооружение

Артиллерия главного калибра линкора «Ямато» состояла из девяти орудий «40-СК модели 94».

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
460-мм орудия главного калибра «Ямато».

Это название было «камуфляж», оно как бы указывало на то, что калибр около 400 мм. В реальности пистолет был сорок шесть сантиметров. Он был разработан в 1939 году, а общее количество орудий составило 27 штук — по 9 у «Ямато», «Мусаси» и «Синано».

Максимальный вес одного снаряда главного калибра достигал 1460 кг, а начальная скорость — 780 м/с.Орудия могли вести огонь на дальность до 42 километров. По разным данным, в артиллерийских погребах Ямато могло разместиться от 1080 до 1200 снарядов калибра 460 мм. Механизированная система подачи и перезаряжания позволяла производить из каждого орудия не менее двух выстрелов в минуту.

Остальное вооружение линкора состояло из следующих предметов:

  1. Вспомогательная артиллерия (мина). Она состояла из 12 155-мм орудий, размещенных в четырех трехорудийных башнях.
  2. Зенитная артиллерия дальнего действия. Он состоял из 12 127-мм орудий в шести спаренных установках. Скорострельность каждого орудия составляет 14 выстрелов в минуту.
  3. Зенитное оружие. Каждая из них представляла собой встроенную установку 25-мм автоматических пушек. Первоначально на борту было 8 таких машин, но в апреле 1945 года их число было увеличено до пятидесяти.

У систем управления огнем всех видов артиллерии был общий недостаток — они не были привязаны к какому-либо РЛС (радиолокационное оборудование появилось на Ямато не сразу). В то же время огромные дальномеры и достаточно совершенные автоматические вычислители позволяли линкору в ясную погоду при хорошей видимости вести очень точный и точный огонь на большое расстояние.

Вооружение и характеристики крупнейшего корабля Второй мировой войны — линкора Ямато
Зенитная машина «Ямато» в закрытой установке.

Тактико-технические характеристики «Ямато»

Длина корабля 263 м (полный)
Ширина 38,9 м
Черновик 10,4 м
Смещение по умолчанию 63 200 ч
Полное водоизмещение 72 810 ч
Мощность электростанции 150 тыс л.с. (до 165 тыс кратковременно)
Максимальная скорость 27,5 узлов
экономическая хватка 16 узлов
Максимальный диапазон 7200 миль
Размер экипажа 2500 человек
Заказ 410 мм (лоток), 230 мм (основной настил)

Толщина брони боевой рубки достигала 500 мм, а башни главного калибра в лобовой части — 650 мм. Вспомогательная артиллерия была практически незащищенной — броня башенных установок составляла всего 25 мм. Кроме того, имелась мощная противоторпедная защита.

Грозное оружие

Через несколько лет после окончания Первой мировой войны в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили об использовании линкоров. В те времена считалось, что боевые корабли этого типа до сих пор являются главной силой любого флота, так как предназначены для морских сражений в тесной череде.

Дело в том, что линкоры оснащены как наступательными, так и оборонительными средствами боя, размещенными в наиболее рациональном порядке. При разработке таких кораблей учитывали, во-первых, броню, непотопляемость и артиллерию, во-вторых, дальность и скорость.

При этом максимальное усиление наступательных и оборонительных возможностей корабля возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оборудования занимает значительную часть его общей массы. Этим и объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Строительство

Закладка первого линкора состоялась 4 ноября 1937 года в Куре, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото приведено выше). Для его постройки был специально углублен на 1 м сухой док № 4, имевший длину 339 м и ширину 44 м. Второй корабль того же класса был заложен весной следующего года в Нагасаки и был назван Мусаси. Строительство велось на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 х 40,9 м, принадлежавшем Mitsubishi Heavy Industries».

В 1939 г в Японии была принята четвертая программа обновления флота, по которой весной 1940 г началось строительство третьего линкора «Синано». Он был произведен в сухом доке в Йокосуке, в Военно-морском арсенале. А четвертый, последний, корабль № 111 был заложен в том же году в доке, где раньше строился линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на этапе, когда корпус уже был собран до высоты главной палубы. В течение следующих трех лет он был переоборудован в авианосец, сохранив при этом свое первоначальное название.

Надо сказать, что строительство всех кораблей этого типа велось в обстановке крайней секретности. Все шлифовальные площадки были отгорожены высокими заборами и накрыты либо маскировочной сеткой, либо специальными навесами. Кроме того, все окна в близлежащих домах, выходящие во двор, были наглухо забиты. Всех судостроителей также обязали предоставить подписку о неразглашении всей информации об объекте, на котором они работают.

Японский броненосец «Ямато» и три других однотипных корабля были собраны таким образом, что никто из рабочих не знал, какой конкретно объект он строит. Дошло до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Лишь очень узкий круг лиц имел полное представление о плане строительства кораблей.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 г. И уже в конце 1941 г вступил в строй. Это событие произошло почти через 7 лет после появления первых чертежей линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» был спущен на воду через три месяца и вступил в строй в конце лета 1942 года.

Чертежи линкора Ямато

Технические просчеты

Финальный бой у Ямато показал все недостатки кораблей этого класса. Во-первых, он имел довольно слабую противовоздушную защиту, несмотря на наличие на борту большого количества зенитно-артиллерийских орудий. За весь бой линкор смог сбить всего 10 самолетов противника.

Это может произойти по трем причинам. Первая из них — недостаточная боевая подготовка артиллерийских расчетов. Известно, что из-за отсутствия снарядов японцы практиковали стрельбу по воздушным шарам, которые, естественно, летели очень медленно. Вторая причина — малая масса зенитного боеприпаса. Их калибр составлял всего 25 мм, а вес каждого составлял 250 г. Третьим фактором может быть низкая начальная скорость снарядов, которая превышала скорость американских самолетов всего в 6 раз, и как показал бой, этого было явно недостаточно.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector