Линкор «Ямато» конструкция, технические параметры, эксплуатация

Военная техника

История создания

Линкоры типа «Ямато» запоздали со своим появлением. Когда они вошли в состав Имперского флота, роль главного козыря в морских сражениях медленно, но неуклонно стала переходить к авианосцам, до недавнего времени вызывавшим иронические ухмылки. Созданные колоссальными усилиями, сравнимыми разве что с программой создания ядерного оружия или полетами человека в космос, маленького и не очень богатого государства, они не оправдали возложенных на них надежд и не помогли осуществить самые смелые амбиции.

Путь к созданию суперлинкоров был долгим и трудным: сколько проектов, очень тщательно начерченных на чертежных досках, становились просто очередными рулонами бумаги в военном архиве.

Еще в начале 20-х гг. Япония, полагая, что старые члены клуба сверхдержав держат ее не более чем служанкой за столом, где с аппетитом пожирается мировой пирог, решила изменить свой имидж. Для этого было недостаточно сменить традиционное кимоно на респектабельное пальто — это уже произошло в конце XIX века после памятной революции Мэйдзи.

Нужна была демонстрация силы, и силы морской – не зря Страна восходящего солнца считалась Англией Тихого океана. В 1920 году японский парламент принял внушительную кораблестроительную программу «8+8», согласно которой Императорский флот должен был пополниться восемью новыми линкорами и таким же количеством линейных крейсеров.

Японский линкор Ямато

У старожилов военно-морского Олимпа, недавно грубо обосновавшихся там англичан и американцев, не было повода зашевелиться. Выполнение, хотя бы частично, этих планов сильно нарушило бы равновесие и баланс сил в Тихоокеанском бассейне. Другой вопрос, потянула бы не слишком «мускулистая» японская экономика такой груз. Конечно, такой размах и более развитое состояние заставят хорошенько задуматься о соответствии желаний и возможностей.

Но мы не должны забывать, что японцы в отличие от западных людей того периода истории, были очень терпеливы, трудолюбивы и имели очень ограниченные потребности. Как знать, здесь могли быть приняты крайние меры, вплоть до карточной системы, но корабли (большинство) все равно были бы достроены. Господа с холодным взглядом профессиональных игроков понимали и тоже учитывали это и поэтому дали полный ход такому явлению, как Вашингтонская международная конференция.

Вежливые невысокие особы в безупречных пальто любезно дали понять, что проблемы, с которыми начала сталкиваться экономика их островного государства, могут несколько усугубиться. Все это, конечно же, в партнерстве, за кадром, под мелодичный звон кубиков льда в бокале.

островитяне не были дураками — они были знатоками истории, философии и поэзии, хранителями традиций и фамильных мечей. Они подписали соглашение: Япония фактически отказалась от своих военно-морских претензий, фактически признав превосходство Англии и Соединенных Штатов. Но за вежливыми улыбками и поклонами скрывались идеи и замыслы, которые были еще холоднее льда. «8+8» стали историей, только два корабля из этой программы, «Нагато» и «Муцу», были достроены и сданы в строй. Акаги и Кага продолжили жизнь как авианосцы.

«Ну и что», — рассуждали в военно-морском штабе. «У нас нет возможности догнать белых варваров количественно — мы найдем в себе силу и способность превзойти их качественно». Следует отметить, что в представлении японцев того времени резиденции различных варваров уже начинались где-то за пределами их собственных территориальных вод.

Начались долгие конструктивные и конструкторские изыскания. Первый проект будущего корабля сформировал контр-адмирал Юдзуру Хирага. Перспективный линкор чем-то напоминал первый плод Вашингтонского соглашения — британский «Нельсон», — но гораздо более совершенный и вооруженный 410-мм орудиями. В последующих проектах Хираги водоизмещение его детища постепенно росло вверх, оставив предел в 35 тысяч тонн.

Дальнейшее развитие идеи получил другой писатель, капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото, сменивший Хирагу на посту главного строителя флота. Именно у Фудзимото внушительные 460мм звучали примерно того же калибра, что и основная артиллерия. Последующие проекты этого конструктора поражали сосредоточенностью оружия и количеством стволов главного калибра.

Один из вариантов даже предусматривал размещение на борту 12 самолетов. Наконец, из-за опрокидывания эсминца конструкции Фудзимото пала тень на карьеру главного строителя и по совместительству идеолога будущих суперлинкоров. Пережив неудачу, он скоропостижно скончался 10 января 1934 года.

Его дело было продолжено и окончательно воплощено в металле контр-адмиралом технической службы Кейдзи Фукуда. Именно ему выпала честь руководить всем широким комплексом научно-исследовательских работ по будущим кораблям, размеры которых будут впечатлять даже на кульманах. Весной 1934 года к проекту отнеслись серьезно — это был уже не поиск концепции или идеи, а ее огранка и шлифовка.

Ушедший в отставку, но не потерявший в весе и авторитете в военно-технических кругах Хирага оказал влияние на сравнительно молодого Фукуду и на весь ход дела. Постепенно броненосец утратил всю экзотику, присущую Фудзимото, и стал больше походить на классику. В 1937 году конструкторская мысль, прошедшая 24 варианта оформления, опробованная на 50 макетах, наконец была близка к замыслу. Создание корабля изобиловало множеством идей, удачных и не очень. Поэтому в определенный момент было принято решение оснастить линкор дизельными двигателями ввиду их отличной экономичности.

Но с технической точки зрения это оказалось невозможным — японские двигатели такой системы были еще более сырыми и недоработанными, чем немецкие. И после тщательной оценки ситуации возвращаемся к турбинам. Тем не менее, в конструкцию входил, например, модный тогда накладной нос. Наконец, после ряда доработок и исправлений, 20 июля 1936 г вариант проекта под индексом «А-140-Ф5» был утвержден Министерством ВМФ.

С фронта

Строительство кораблей не было отложено. 4 ноября 1937 года первый корабль серии, будущий «Ямато», был официально заложен в сухом доке в Куре. Строительную площадку пришлось модернизировать буквально на лету: док углубили на метр, а грузоподъемность мостового крана увеличили до 100 тонн. Второй корабль серии, «Мусаси», был заложен на верфи корпорации «Мицубиси» в Нагасаки 28 марта 1938 года. Для постройки линкоров столь огромных размеров требовался целый ряд технических мероприятий.

Поскольку серия не ограничивалась двумя единицами (вторая пара должна была быть выведена из эксплуатации в 1940 г.), для обслуживания и ремонта кораблей такого водоизмещения требовалась достаточно развитая инфраструктура. В дополнение к существующим трем сухим докам (Куре, Нагасаки и Йокосука) планировалось построить еще три, способных принять гигантов численностью 65 000 человек. Для перевозки турелей, барбетов и орудий главного калибра было построено специальное транспортное судно «Казино», а для буксировки крупных корпусов — мощный буксир «Сукуфу-Мару».

Надо ли говорить, что при постройке кораблей применялись беспрецедентные меры секретности. Фотографии всех работников верфи помещались в специальные альбомы и тщательно сопоставлялись на входе и выходе. Корпуса самих «Ямато» и «Мусаси» были покрыты от посторонних глаз сизалевыми циновками (грубое волокно из листьев агавы, используемое для изготовления веревок) в огромных количествах, что вызвало дефицит этого материала по всей Японии, в первую очередь у рыбаков, плевших из сетей.

8 августа 1940 г в торжественной, но без излишней помпезности обстановке «Ямато» был выведен из сухого дока. Фото и видеосъемка корпуса не проводились. После процедуры корабль укрыли маскировочной сеткой и продолжили достройку на плаву. Такие меры безопасности принесли свои плоды: хотя первые слухи о новых кораблях стали известны над морем уже в конце 1942 года, а идея появления появилась после битвы при Лейте, американцам удалось получить точные характеристики супер линкоров в полном объеме только после окончания войны, когда Ямато, Мусаси и Синано переделанные в авианосец уже давно были потоплены.

Комиссия подписала закон о принятии «Ямато» в состав флота 16 декабря 1941 года, но различные доводочные работы на нем велись более пяти месяцев, и окончательно он был готов к бою только 27 мая 1942 года.

Вместе со своим родственным кораблем «Мусаси» она стала первой сразу в нескольких категориях: самый большой линкор, самый большой военный корабль и самый большой корабль из когда-либо построенных.

… Черноморского флота

По архивным данным за годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потерял в 10 раз меньше боевых кораблей, чем затонул и повредил сам себя. Первоначально боевые корабли ВМФ СССР уничтожали корабли малого и сверхмалого водоизмещения. Единственный легкий крейсер ЧВФ «Червона Украина» был разбомблен немецкой авиацией в ноябре 1941 года. В отличие от «Ямато», который был атакован более чем 200 американскими бомбардировщиками, «Червона Украина» была безвозвратно выведена из строя двумя авиабомбами.

Флагман Черноморского флота линкор «Севастополь», по материалам Алексея Царькова (журнал «Оружие»), в основном оборонял Севастополь и Керченский пролив, уничтожая наземные объекты противника (в том числе более десятка фашистских танков). Кроме того, в ходе боевых вылетов севастопольской артиллерией было сбито 3 самолета противника.

Особенности конструкции «Ямато»

  • Рамка. Как и все японские корабли, IJN Yamato имел волнообразный корпус, если смотреть сбоку. Такая форма была продиктована стремлением к максимальной мореходности и скорости при минимальном весе корпусных конструкций. При взгляде сверху линкор представлял собой грушевидный главный корпус с длинным узким носом. Это давало хорошие мореходные качества, но делало носовую конструкцию уязвимой для торпед. Одним из требований разработчиков было обеспечение минимально возможной осадки, а это означало, что мидель корабля получился почти прямоугольным. Тем не менее ходовые качества IJN Yamato были очень хорошими. Был проведен целый комплекс гидродинамических исследований, позволивший добиться значительных улучшений, особенно за счет установки носового бульба. Корпус собирался на заклепках, использование сварки было минимальным и не превышало 6%. В качестве основного конструкционного материала использовалась высокопрочная сталь ДС (сталь дукол). Характерной чертой новых линкоров была палуба с минимумом оборудования, которое было необходимо для защиты орудий главного калибра от дульных газов. Командные пункты в основном располагались в башнеобразной надстройке, возвышающейся на 28 метров над верхней палубой. Хотя там и были критические узлы, надстройка была практически небронированной, за исключением небольшой боевой рубки.
  • Заказ. Формально, имея самую толстую броню среди линкоров, Ямато не был самым защищенным. Японская металлургия в 1930-е годы отставала от западной, а ухудшение англо-японских отношений сделало невозможным доступ к новейшим технологиям. Новый японский тип брони VH (Vickers Hardened) был разработан на базе британской VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. По данным американских специалистов, изучавших эту броню после войны, была оценена ее защитная эффективность в 0,86 раза по сравнению с американской броней класса «А». В частности, качественная британская броня СА почти на треть уступала японскому образцу, то есть для эквивалентной 410-мм ВН достаточно было 300-мм СА. Отставание в качестве броневого материала в сочетании с огромными размерами проектируемых линкоров навело конструкторов на мысль решить проблему защиты «в лоб», то есть за счет максимального увеличения толщины броня. Линкоры типа «Ямато» бронировались по схеме «все или ничего», предполагавшей создание бронированной цитадели, которая защищала жизненно важные центры корабля, давала запас плавучести, но оставляла незащищенным все остальное. IJN Yamato Citadel оказался самым коротким среди линейных кораблей постройки 30-х годов по длине корабля — всего 53,5%. Задавшись целью защитить линкор от любых снарядов, разработчики разместили бортовой пояс рекордных размеров (410 мм) под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км не пробивала ни одно иностранное орудие. Уделяя особое внимание хищениям попаданий, японцы разместили под основным бронепоясом еще один бронепояс толщиной 200 мм. Принятая система противоторпедной защиты была рассчитана на противодействие тротиловому заряду массой 400 кг. Толщина бронетраверс была значительно меньше пояса, так как они располагались под углом 30°. Получившуюся бронекоробку прикрывал основной бронепалубой, также имевший рекордную толщину 200 мм в центральной части и 230 мм на наклонных кромках. Поскольку выше располагались лишь отдельные бронесекции, судьба корабля зависела от попадания бомб только в одну бронепалубу. Совершенно фантастически выглядела бронезащита башен главного калибра. Толщина их лобового листа, наклоненного под углом 45°, составляла 650 мм. Считалось, что такую ​​броню нельзя было пробить даже при стрельбе с близкого расстояния. Крыши башен и барбетов также получили очень сильную защиту. Остальные части корабля, за исключением боевой рубки и рулевого машинного отделения, практически не бронировались.
  • Силовая установка и ходовые качества. Силовая установка включала 4 турборедуктора и 12 котлов, все марки Kampon. Каждый котел и турбина были установлены в отдельном помещении. По мнению американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты. Впрочем, на двигатели своих линкоров японцы не жаловались. Силовая установка была рассчитана на форсирование, где мощность достигала 165 000 л.с., а скорость 27,7 узла. Экономичный ход поставлялся с мощностью всего 18 000 л.с. Характерной особенностью линкоров было строгое ограничение на использование электричества – по возможности применялись паровые машины. Таким образом, с потерей источников пара корабль был обречен.
  • Вспомогательное оборудование. При поступлении на вооружение линкоры были очень скудными по западным стандартам. Фактически IJN Yamato и IJN Musashi имели общий для японских кораблей набор радиостанций, но значительно увеличенной мощности, что позволяло использовать их в качестве флагманов. В начале 1942 года ни один корабль Императорского флота не имел РЛС. Работа над этим важным устройством началась в японском флоте только после захвата британскими радарами в Сингапуре. В сентябре 1942 года IJN Musashi первым из линкоров получил РЛС Type 21. Это был крайне ненадежный прибор, позволявший обнаруживать надводные цели с близкого расстояния. В конечном итоге IJN Yamato и IJN Musashi в середине 1944 г получили комплекты из 6 РЛС трех разных типов, но все они использовались только для обнаружения морских и воздушных целей. С их помощью нельзя было управлять огнем ни основной, ни зенитной артиллерии. Фактически японские радары 1944 г соответствовали уровню американских и британских 1941 г и являлись наглядным свидетельством технической отсталости Японии. Кроме того, IJN Yamato и IJN Musashi несли набор гидрофонов, обычно бесполезных для линкоров. В конце войны их оснастили детекторами радиоизлучения и инфракрасными приборами. Эти устройства были разработаны на основе немецких технологий. В целом электронное оборудование японских кораблей было отсталым, что особенно проявлялось в боях, которые часто происходили в условиях ограниченной видимости или ночью. Этот факт можно объяснить недооценкой роли радиоэлектронного оборудования, поскольку при желании корабли могли быть оснащены высокоразвитыми немецкими радарами.
  • Экипаж и размещение. На момент ввода в строй экипаж IJN Yamato насчитывал 2200 человек, в том числе 150 офицеров, но реально он с самого начала был значительно больше. IJN Musashi вышел, чтобы присоединиться к битве за Филиппины с 2400 мужчинами на борту; экипаж IJN Yamato в его последнем походе превысил 3000 человек, что было связано с увеличением числа прислуги зенитной артиллерии. Условия жизни на броненосце, хотя и выглядели по европейским и особенно американским меркам неудовлетворительно, были гораздо лучше, чем на предыдущих японских броненосцах: на корабле на каждого члена экипажа приходилось 3,2 кубометра жилых помещений, а на его предшественниках — от 2,2 до 2,6. IJN Yamato еще уютнее смотрелся на фоне тяжелых крейсеров (1,3-1,5 куб м), а тем более эсминцев (1 куб м). Неудивительно, что в японском флоте IJN Yamato и IJN Musashi получили прозвище «отели» — в них даже были большие ванны для купания экипажа, в то время как на подавляющем большинстве японских кораблей гигиенические процедуры сводились к обливанию водой верхней палубы. Однако кабины по-прежнему были тесными, проходы узкими, а кухня и сантехника примитивными. Японские конструкторы традиционно не считали своим приоритетом удобства для экипажа, полагая, что морякам Императорского флота придется пережить некоторые лишения.

Самый большой военный корабль

После Русско-японской войны началась так называемая «гонка дредноутов»: Англия, Германия, Франция, США и другие страны соревновались в постройке самых мощных линкоров. Так родились большие линкоры, но только Япония смогла построить два мегалинкора, которые могли бы в одиночку сражаться против нескольких противников одновременно. Речь идет о кораблях класса «Ямато» — самых мощных артиллерийских кораблях в истории человечества.

Строительство этих кораблей началось в строжайшей секретности в 1937 г., первый линкор «Ямато» вступил в строй в 1941 г., а второй «Мусаси» годом позже. Водоизмещение бронегигантов достигало 72 800 тонн, длина — 263 метра, ширина — 39 метров, борта защищал бронепояс толщиной 410 мм, а башня — 650 мм. Японские мегалинкоры были вооружены девятью 460-мм орудиями, способными поражать противника на расстоянии 42 км. Ствол каждого 21-метрового орудия весил более 150 тонн, а масса каждого снаряда составляла почти полторы тонны.

Потратив колоссальные деньги на постройку «Ямато» и «Мусаси», Япония так и не получила «чудо-оружия». Во Второй мировой войне линкоры оказались если не совсем бесполезными, то уж точно уже не претендовали на роль главной ударной силы флота. На передний план вышли авианосцы, которые могли атаковать противника с воздуха, не вступая с ним в контакт. И первые же бои между японским и американским флотами доказали превосходство авианосца над всеми остальными кораблями, в том числе и линкорами.

Все это привело к тому, что третий корабль этого класса по имени «Синано» был достроен не как линкор, а как авианосец. Но он не смог воевать, когда 29 ноября 1944 года был потоплен американской подводной лодкой. Еще раньше, 24 октября того же года, линкор «Мусаси» пал жертвой американских бомбардировщиков и торпедоносцев, которые после нескольких атак отправили его на дно. Правда, американским летчикам пришлось немало повозиться — «Мусаси» затонул только после попадания 20 бомб и 11 торпед.

31 августа 1945 г. Ямато также погиб при аналогичных обстоятельствах. Американская палубная авиация потопила его, поразив 23 бомбы и десять торпед. Несмотря на то, что зенитная артиллерия японских кораблей в общей сложности сбила и повредила около тридцати американских самолетов, их стоимость не могла сравниться со стоимостью двух мегалинкоров. Которые оказались сверхдорогими, но практически бесполезными кораблями, не нанесшими серьезного урона противнику за годы войны. Неслучайно после окончания Второй мировой войны все страны единогласно отказались от постройки новых линкоров.

Самый большой танк

Сверхтяжелый немецкий танк Pz.VIII Maus, самый большой из когда-либо созданных танков, был задуман с точно таким же «чудо-оружием». Как и в случае с пушками Дора и Густав, сверхтяжелую мышь заказал Адольф Гитлер.

Хотя Maus был разработан Фердинандом Порше, он изначально был тупиковым проектом. Фактически это был не танк, а самоходный противотанковый форт. Именно поэтому «Маус» получил два орудия калибра 128 мм и 75 мм, каждое из которых должно было уничтожать танки своего типа. 128-мм — советские тяжелые самоходки ИСУ-152 и тяжелые танки ИС-2, а 75-мм, заимствованные у «Пантер» — Т-34 и другие бронемашины.

На бумаге все выглядело логично, вот только «Маус» весил 182 тонны, разгонялся по хорошим дорогам всего до 20 км/ч, а о преодолении водных преград или перевозке по железной дороге не могло быть и речи. В ходовой части Porsche использовал электродвигатели, а в качестве генератора служил бензиновый турбодвигатель мощностью 1800 лошадиных сил. Это означает, что «Мусен» фактически был танком-гибридом.

Лоб корпуса прикрывался 200-мм броней, башня уже была защищена 250-мм броневыми листами. «Мышь» была неуязвима для большинства видов оружия. Но если шанс пробить «Маус» бронебойным снарядом из 85-мм пушки Т-34 или 122-мм пушки ИС-2 был невелик, то применение других средств, например, 152-мм пушки ИСУ -152 САУ, кумулятивные гранаты или авиабомбы не исключались.

В случае подрыва на мине «Маус» можно было только бросить, ведь эвакуировать 182-тонную машину было нереально. Экипаж чувствовал себя очень некомфортно, так как был окружен бензином — баки «Мауса» вмещали 3200 литров топлива. Ну а цена Мауса бесила немецких генералов, которым танков не хватало всю войну, а тут в изначально тупиковый проект вкинули миллионы марок.

Maus не успел поучаствовать в боевых действиях, так как до окончания войны не смог пройти необходимый цикл испытаний и стал трофеем для Красной Армии. На данный момент в Кубинке демонстрируется единственный уцелевший «мышонок» — самый большой и бесполезный танк за всю историю мирового танкостроения.

Вооружение «Ямато»

Огонь главного калибра контролировался самой сложной и, возможно, самой совершенной системой доэлектронной эры — Тип 98. Она включала следующие компоненты:

  • пять дальномеров, четыре из них с рекордной базой 15 метров;
  • два директора, выпустившие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;
  • устройство сопровождения цели;
  • съемочный цех;
  • электромеханический вычислитель, который был «изюминкой» системы.

Схема корабля «Ямато»

Вообще говоря, система была очень эффективной, а в перспективе ничем не уступала эквивалентным американским, основанным на использовании радаров. Но при плохой видимости, а тем более ночью, японцы оказались в крайне невыгодном положении, особенно ближе к концу войны.

Артиллерия среднего калибра

Артиллерия среднего калибра по проекту включала двенадцать 155-мм орудий с длиной ствола 60 калибров в 4-х трехорудийных башнях. Это вооружение было «приделано» к линкорам после перевооружения тяжелых крейсеров типа «Могами» на 203-мм артиллерию.

Это решение предопределило достоинства и недостатки орудия. С одной стороны, каждая башня получила 8-метровый дальномер, что было весьма необычно для второстепенного, по меркам линкора, калибра; тогда как эффективность системы на большом и остойчивом линкоре была, конечно, выше. С другой стороны, башни оказались очень узкими и крайне слабобронированными. Но главным недостатком второго калибра была невозможность стрельбы по воздушным целям, что значительно снижало мощь ПВО кораблей.

Сами пушки были очень мощными для своего калибра, отличались завидной дальностью стрельбы, но низкой скорострельностью. Однако от них не требовалось вести огонь по морским или береговым целям, в результате чего бортовые башни были заменены на более популярные 127-мм зенитки.

Зенитная артиллерия дальнего действия

Для сбития самолетов противника на значительном расстоянии использовалась 127-мм пушка Тип 89 с длиной ствола 40 калибров. Первоначально линкоры несли 12 таких орудий в спаренных установках. На Ямато с марта 1944 года их количество было увеличено до 24.

Само орудие было вполне удовлетворительным, хотя и уступало американскому 127-мм орудию общего назначения по начальной скорости и скорострельности. К недостаткам сдвоенных установок можно отнести относительно низкие скорости рулевого управления.

Корабли в море

Система управления огнем Type 94, основанная на оптических дальномерах и электромеханических вычислителях, была вполне эффективной по меркам конца 1930-х годов и сравнима с американской Mk37, но к концу войны устарела.

Основными составляющими эффективного зенитного огня были радиодальномеры и противорадиолокационные гранаты, но ни первого, ни второго у японцев не было. В результате зенитной артиллерии линкоров ни разу не удавалось отражать массированные атаки с воздуха.

Зенитная артиллерия ближнего действия

Основным зенитным орудием была 25-мм зенитная установка Тип 96, которая, в свою очередь, представляла собой японскую версию французской пушки Гочкиса. Большая часть этих орудий располагалась во встроенных установках, первоначально — преимущественно в закрытых.

Встроенные инсталляции, добавленные позже, в основном были открытыми. По сути, вместо имевшихся на кораблях ВМС США двух эшелонов автоматической зенитной артиллерии — 40-мм «Бофорс» и 20-мм «Эрликон» — японский линкор имел всего один, и он вобрал в себя худшие характеристики обоих: с первого — преувеличенный вес установки и малая скорострельность, со второго — малая дальность стрельбы и малый объем снаряда, что не позволяло использовать внешние взрыватели.

Практическая скорострельность была низкой, дальность стрельбы — недостаточной, а поражающее действие снаряда — слишком слабым. Мощность привода установки (1 л.с.) была недостаточной и, как следствие, угловая скорость управления, особенно в горизонтальной плоскости. Кроме того, электрическое управление часто выходило из строя, а ручное наведение вообще не соответствовало выполняемым задачам.

Все эти недостатки усугублялись необъяснимо малым размером сменных магазинов (всего 15 снарядов), что снижало реальную скорость и без того медленного огня. Выживаемость штаммов также была низкой, что из-за активного использования также переросло в проблему. Качество систем управления зенитным вооружением соответствовало уровню середины 1930-х годов, и даже их было недостаточно.

«Ямато» на службе

Попытки японцев решить проблему «в лоб» за счет установки большего количества орудий не увенчались успехом. Хотя количество легких зенитных орудий на кораблях превышало сотню, их реальная эффективность была очень низкой. Особенно это касалось одноствольных установок с ручным управлением.

Что касается зенитных пулеметов, то опыт войны показал их полную бесполезность.

Читайте также: Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»: что о нем известно, чем знаменит, какие характеристики, как выглядит — 20 апреля 2023 — Фонтанка

Фото линкора «Ямато

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Маневрирование линкора «Ямато'

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Маневрирование линкора «Ямато» от сброшенных бомб американскими самолетами

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Попадание авиационной бомбы в носовой отсек линейного корабля «Ямато»

Попадание авиабомбы в носовой отсек линкора «Ямато'

Взрыв и гибель «Ямато»

Взрыв и гибель «Ямато'

Суперлинкоры в ожидании суперсражения

Во Вторую мировую японцы сохранили свои чудо-линкоры для «генерального сражения» с американцами. Весной 1943 года бухту Трук, где находился Мусаси, атаковали американские самолеты. Корабль был выведен в море, где его атаковала подводная лодка. Линкор получил пробоину и ушел на ремонт. В июне 44 г оба корабля приняли участие в битве в Филиппинском море, но применялись там весьма ограниченно. При этом «Ямато» по ошибке обстреляли собственные самолеты.

Крупных морских сражений не произошло. Бои на Тихом океане были небольшими, но частыми. Японцы потеряли в них свой флот, и оба суперлинкора просто стояли и ждали. Среди японских моряков даже появилась забавная поговорка: «Есть три самые большие и самые бесполезные вещи в мире — египетские пирамиды, Великая Китайская стена и броненосец Ямато»».

В октябре 1944 года на Филиппинах началась высадка американских войск. Этот десант имел стратегическое значение, и японцы наконец решили бросить чудо-корабли в бой. «Ямато» и «Мусаси» вместе с другими кораблями отправились атаковать американский десантный корабль.

На пути к цели японские корабли столкнулись сначала с подводными лодками, а затем с палубной авиацией. «Мусаси» получил торпедные и бомбовые попадания, в результате чего перевернулся и затонул.

Остальные корабли, включая «Ямато», двинулись дальше и наткнулись на группу из нескольких американских, в которую входили эскортные (то есть малые) авианосцы и эсминцы. Затем произошло следующее. Американские корабли начали отступать, а японцы их преследовали. «Ямато» впервые в своем существовании открыл огонь по противнику. Съемкам помешали плохие погодные условия (шел сильный дождь) и дымовая завеса, поставленная американцами.

В ходе преследования японские корабли сильно растянулись из-за разницы в скорости. Командир потерял контроль над происходящим, и японцы прекратили преследование, отказались от боя и повернули назад. Затем стали известны результаты боя. Американцы потеряли четыре малых корабля, а японцы — три тяжелых крейсера. Путь к бухте, где стояли американские транспорты, был в то время свободен, но японцы до него не дошли. Что касается Ямато, то ни один из выстрелов главного калибра не попал ни в одну цель.

В ноябре Yamato вернулся к берегам Японии и был отремонтирован и несколько модернизирован. В апреле 1945 года линкор снова был отправлен для атаки десантных кораблей, на этот раз направлявшихся на Окинаву. Когда «Ямато» был замечен, против него были отправлены палубные самолеты, вооруженные торпедами и бомбами. Через два часа линкор был выведен из строя, а через некоторое время произошел взрыв боеприпасов, в результате которого «Ямато» затонул.

Три орудия

Из других государств США первыми подняли калибр орудий своих дредноутов — с 305 мм до 356 мм. «Нью-Йорк» и «Техас» были заложены в 1911 г и вступили в строй весной 1914 г. Их водоизмещение составляло 28 400 тонн, скорость — 21 узел, вооружение — десять 356-мм и двадцать одно 127-мм орудие. Странно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем США построили еще два корабля с таким же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 г., водоизмещением 32 600 т имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм орудиями.

24 апреля 1917 г был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из четырех таких кораблей поступила на вооружение в 1917-1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров типа «Лексингтон» с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году было заложено шесть супердредноутов типа «Саут Дакота», с двенадцатью 406-мм орудиями. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913-1915 гг. А в 1917 году на вооружение поступил линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Две ключевые ошибки

Во время войны в отношении Ямато японцы допустили две важные ошибки, которые привели к тому, что этот гигант из грозы морей и океанов превратился в огромную и бессмысленную груду металла. Во-первых, японцы не использовали пропагандистскую мощь своего корабля. Все его характеристики они до конца держали в секрете и не пытались запугать американцев.

Между тем на первой фазе войны информация о наличии такого бронированного монстра в составе японского флота могла заставить американцев гораздо осторожнее вести операции на Тихом океане. Однако скрытность «Ямато» заставляла американцев планировать операции гораздо более агрессивно, ведь они не знали о столь мощном противнике.

Во-вторых, японцы слишком верили в свою общебоевую доктрину и берегли линкор до лучших времен, опасаясь, что что-то случится. По мнению японцев, им предстояло столкнуться с противниками в одном сражении, которое и решило ход войны. Сначала последует ночная торпедная атака (японцы отрабатывали их годами), затем в бой вступит авианосная авиация, попутно обеспечив превосходство в воздухе, и, наконец, в качестве последнего аккорда последует атака «Ямато» и других линкоров.

Однако генерального сражения так и не произошло. Наоборот, тактика американцев сводилась к локальным стычкам с активнейшим использованием авианосцев. Сначала силы были еще равны, но постепенно японцы стали уступать. Американцы легко компенсировали свои потери (и даже увеличили свои силы) за счет гораздо большей промышленной мощи, но японцы не могли угнаться за своими потерями. Силы их постепенно уменьшались, а «Ямато» все еще стоял в порту, ожидая удобного случая.

Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com

В результате, в предвкушении сражения в бою, в которое на протяжении нескольких десятков лет верили практически все адмиралы, японцы пропустили ключевое сражение, ставшее переломным на театре военных действий на Тихом океане. В июне 1942 г японский флот понес тяжелые потери в битве у атолла Мидуэй (Ямато находился в нескольких сотнях миль от места сражения и в бою не участвовал), после чего инициатива на Тихом океане перешла к противникам.

«Ямато» простоял два с половиной года. К тому времени, когда японцы, наконец, решили его использовать, он уже потерял большую часть своей мощности. В Тихом океане теперь преобладали авианосцы, и без прикрытия с воздуха линкор становился идеальной мишенью для противника. Японцы уже почти за три года войны понесли очень серьёзные потери в авианосцах, причём потеряли своих самых опытных и лучших лётчиков. Таким образом, японцы упустили удобный момент, чтобы использовать свой чудо-корабль, и вспомнили о нем в то время, когда его присутствие могло мало что изменить.

Фактически первым и единственным полноценным участием японского суперкорабля в боевых действиях стало сражение в заливе Лейте. В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппинах. Потеря Филиппин означала для японцев коренную смену сил на всем Тихом океане и закрыла им доступ к важнейшему сырью, а также отрезала 7-й фронт в Юго-Восточной Азии.

Японские авианосцы уже были сильно потрепаны, поэтому линкорам предстояло стать главной ударной силой Императорского флота в предстоящем сражении. Был сформирован мощный ударный кулак, который должен был атаковать американский транспорт у острова Лейте.

На второй день боя ударному строю удалось выйти на практически беззащитные в артиллерийской дуэли авианосцы у острова Самар. Казалось, у японского флота появился шанс нанести решающий удар по американцам.

«Ямато» и другие корабли обстреляли американцев с расстояния 27 километров, после чего американцы бросились наутек. Японский флот пустился в погоню, а американцы нанесли по преследующим кораблям воздушные удары, которые были гораздо эффективнее корабельной артиллерии. Однако сражение оказалось для японцев неудачным. Из-за неудачных действий командира соединения японцы прекратили преследование. Не подозревая, что их преследуют тихоходные эскортные авианосцы, они ошибочно полагали, что не смогут их догнать, тогда как на самом деле скорость крупных японских кораблей позволяла им это сделать.

Другая группа японских кораблей понесла очень большие потери, и этот бой фактически положил конец войне на море. Отныне японский флот уже не мог конкурировать с американцами. С этого момента японцы уже не рассчитывали на мощь флота, а делали ставку на камикадзе. «Ямато», несмотря на свою мощь, не потопил ни одного вражеского корабля, а сам получил повреждения от атак американской авиации и встал на ремонт.

Технические характеристики «Ямато»

Длина корабля 263 м (полный)
Ширина 38,9 м
Черновик 10,4 м
Смещение по умолчанию 63 200 ч
Полное водоизмещение 72 810 ч
Мощность электростанции 150 тыс л.с. (до 165 тыс кратковременно)
Максимальная скорость 27,5 узлов
экономическая хватка 16 узлов
Максимальный диапазон 7200 миль
Размер экипажа 2500 человек
Заказ 410 мм (лоток), 230 мм (основной настил)

Толщина брони боевой рубки достигала 500 мм, а башни главного калибра в лобовой части — 650 мм. Вспомогательная артиллерия была практически незащищенной — броня башенных установок составляла всего 25 мм. Кроме того, имелась мощная противоторпедная защита.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector