Линкор «Бисмарк» подробный обзор немецкого крейсера

Военная техника

Создание линкора

По условиям Версальских соглашений, положивших конец Первой мировой войне, Германия не имела права создавать боевые корабли водоизмещением более 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», ибо не было ни того, ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.

Пообещав снова сделать Германию великой, фюрер с энтузиазмом принялся за реализацию своих планов. Одним из важнейших аспектов было создание военно-морского флота, способного бросить вызов еще более мощным кораблям Его Королевского Величества британского монарха.

Стоявшие на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические улыбки на лицах англичан, так как по вооружению и водоснабжению они и близко не стояли с «Роял Неви». Собственно англичане и окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали их всерьез.

Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году германский флот должен был стать сильнейшим в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линкоров типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен эсминцев и миноносцев.

Создание линкора

Первенцы нового рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» должны были стать флагманами флота».

1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен лайнер Bismark. Во время строительства французы, которые, в отличие от англичан, более серьезно относились к немецким карманным линкорам, спустили на воду линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличения размеров, чтобы догнать заклятых врагов.

14 февраля 1939 года фюрер получил гигантский стальной «День святого Валентина». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» связавшего Германию в XIX веке, присутствовали все высшие чины рейха. Была также внучка канцлера Доротея фон Левенфельд. Именно она стала линкором крестоносцев, разбив о борт бутылку шампанского.

На испытания и доведение линкора до максимальных характеристик ушло примерно два года, и только к весне 1941 года корабль смог выйти на боевые действия.

Дальность хода и экипаж

По результатам эксплуатации дальность хода «Бисмарка» оценивается в 8,5-9 тысяч миль в самом экономичном режиме (на 15 узлах) и не менее 4 тысяч миль на полном ходу. Википедия дает данные о дальности хода в двух разных вариантах, без указания загрузки корабля.

Экипаж линкора насчитывал 2065 человек, из них 103 офицера и младшего офицера, 1962 старших офицера и матроса. Перед началом своего боевого рейда «Бисмарк» дополнительно принял на борт 65 человек, составлявших штаб адмирала Лютьенса, и 91 человека из числа специалистов верфи и курсантов.

Боевое применение «Бисмарка». Операция «Учения на Рейне»

Корабль сошёл сопел стапелей 14 февраля 1939 года. На спуске на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка принца Бисмарка Доротея фон Лёвенфельд, которые по традиции «окрестили» корабль бутылкой шампанского.

Окончательно «Бисмарк» был принят на вооружение Кригсмарине 24 августа 1940 года.

После введения корабля в постройку встал традиционный вопрос. И что делать дальше? Как использовать эти 198 миллионов? Франция уже пала. Англия не осталась нейтральной, а даже активно воюет. Ни о каком лобовом сражении с войсками Англии речи не шло. Выход был найден после фантастического успеха рейдерской операции «Берлин» (достойна отдельной статьи, так что пишите в комментариях)).

Доротея фон Левенфельд готовится разбить бутылку шампанского

Рейдерская операция линкоров «Шанхорст» и «Гнейзенау» закончилась просто безумно успешно. Два из этих линкоров потопили английские корабли водоизмещением 150 тысяч тонн и вернулись обратно в Германию. Пропаганда Геббельса буквально вопила об успехах. «Впервые немецкие линкоры вышли в открытое море и громили английские».

Операция «Берлин» послужила своеобразным спусковым крючком для руководства Германии, операция буквально показала, что «такое возможно», немецкий боевой флот не будет простаивать в портах, а может принести ощутимую пользу в дальних рейдах. Других применений у «Бисмарка» кроме рейдовых операций не было. Вовсе и никакой.

Торжественный спуск «Бисмарк» по воде.

Так, «Бисмарк» планировалось использовать как рейдовый отряд в Атлантике, но опыт прошлых лет показал, что рейдовые отряды, состоящие из двух, а лучше трех кораблей, более эффективны. Нужно было отправить броненосец «Бисмарк» и еще кого-то пригодного для дальнейшего плавания. Было решено вместе с «Бисмарком» отправить тяжелый крейсер «Принц Евгений».

«Принц Юджин»

Адмирал Гюнтер Лютьенс был назначен командующим формированием рейдеров. Ему лавры за проведение операции «Берлин». Лютиенс планировал повторить успех.

Гюнтер Лютиенс

Операция под условным названием «Учения на Рейне» заключалась в том, что «Бисмарк» и «Принц Евгений» покинут Норвегию, пройдут через Датские проливы в Атлантику, нанесут максимальный ущерб торговому флоту союзников и в дальнейшем по обстоятельствам. Либо вернуться в Норвегию, либо во французский Брест. Начало операции было назначено на 18 мая 1941 года.

Выход из Готенхафена ноченили в ночь с 18 на 19 мая.

Корабли прошла поодиночке — сначала «Принц Евгений», затем «Бисмарк». Проливом Большой Белт в ночь с 19 на 20 мая удалось пройти незамеченным. Но день 20 мая выдался ясным и солнечным, после полудня на встречном курсе показался «Готланд» — авианесущий крейсер нейтральной Швеции. Практически сразу после встречи немцы перехватили радиограмму. Шведский корабль сообщил о «крупных немецких кораблях». До англичан радиограмма не дошла, но о появлении «Бисмарка» англичане даже узнали, правда, довольно любопытным образом.

В силу особенностей шведского нейтралитета на его территории находились военные атташе в Германии и Англии. Да и атмосфера была достаточно приятная, по вечерам шведские офицеры вместе с английским и немецким атташе могли броситься в карты и выпить по стаканчику виски. Именно в тот вечер шведский полковник, играя в карты, сообщил английскому атташе информацию об обнаружении «больших кораблей», после чего эта информация была немедленно передана в Лондон.

Эта информация должна быть подтверждена. Все ожидали повторения «Берлинской» операции, но этот выход кораблей мог быть простой учебкой. Все опасения подтвердились после воздушной разведки. «Бисмарк» заправился. Это могло означать только одно – он готовился к дальней поездке.

Конструкция и технические характеристики

В 1936 году началось строительство самого большого корабля Второй мировой войны. Линкор «Бисмарк», фото которого много раз перепечатывалось практически во всех периодических изданиях мира, обладал изяществом и грацией крупной хищной рыбы, скользящей по поверхности воды в поисках добычи.

После почти трех лет кропотливой работы немецкие кораблестроители явили миру мощный боевой корабль водоизмещением 41 000 тонн, оснащенный самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков были специально отобраны в команду этого морского бронированного монстра.

«Бисмарк» — линкор, превосходящий любой корабль британского королевского флота по огневой мощи и техническим параметрам. Не было на просторах морей и океанов зверя изящного и опасного «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму.

Конструкция и технические характеристики

Главным калибром на нем служили можношие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на тот момент системами управления огнем и радиолокационной станцией.

А четвертого февраля тридцать девятого года этот великан был спущен на воду.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»
Водоизмещение 41 700 т – стандартная; 50 900 т – полный
Длина 251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами
Ширина 36 м
Озадка 8,6–10,6 м
Бронирование пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная перегородка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбет СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (наклонная – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм
Двигатели 3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера
Власть 138 000 л с.
Движитель 3 вина
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 8525 миль
Экипаж 2092–2608 человек
Артиллерия 8 (4×2) 380-мм орудий СК/С-34;

12 (6×2) 150-мм пушек

Зенитная артиллерия 16 (8×2) 105-мм пушек;

16 (8х2) 37-мм зенитных автоматов;

20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа 2 катапульты; 4 гидросамолета

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, расположенных в носу и корме, попарно устанавливались орудия главного калибра (380 мм). Кроме них артиллерия была представлена ​​вспомогательными огневыми точками: шестью 150-мм орудиями, восемью 105-мм орудиями и столько же зенитными (37-мм). Оружие менялось несколько раз, это обусловило значительную степень унификации установочных размеров.

Линкор «Тирпиц» также имел авиационное крыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми с помощью спаренной катапультной платформы. Самолеты вели морскую разведку, занимались поиском подводных лодок противника, а при необходимости могли атаковать их глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если подводная лодка находилась в надводном положении).

По своему вооружению корабль мог составить конкуренцию любому кораблю антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра он успел очень мало и только по береговым целям.

Плюсы и минусы линкора

Среди несомненных достоинств «Бисмарка» можно выделить:

  • Достаточно мочное бронирование;
  • Надёжную противоторпедную часть;
  • Высокоскоростной;
  • Высокие частерации всех типов орудий по качеству и дальности;
  • Эффективная система управления огнем.

В качестве недостатков немецкого линкора указаны:

  • Отменитная дальность хода;
  • Очень низкая экономичность производства силовой установки;
  • Недостаточная защищённость прислуги зенитных орудий.

По боевым и техническим характеристикам «Бисмарк» в целом несколько превосходил французские линкоры типа «Ришели» и итальянский типа «Литторио».

Маршрут рейда «Бисмарк
Маршрут первого и последнего рейда «Бисмарк»

Потопление

27 мая около 9 часов утра на расстоянии 22 км немецкий броненосец был атакован тяжелыми кораблями из состава эскадры адмирала Тови, линейными кораблями «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двумя крейсерами. — «Норфолк» и «Дорсетшир». «Бисмарк» ответил огнём, но силы британцев были слишком велики. Через полчаса были сильно повреждены орудийные башни корабля, разрушены надстройки. У него был сильный крен, но он держался на воде.

В 9:31 из сооружения была выведена последняя башня, после чего, как свидетельствуют выжившие члены командования, капитан Линдеман отдал приказ потопить судно. Поскольку «Бисмарк», несмотря на то, что его судьба была решена, флаг не спустил, броненосец «Родни» подошел к нему на расстояние нескольких километров и начал вести прямой огонь.

Из-за того, что в британских банках началось гючее, адмирал Тови, понимая, что «Бисмарк» никуда не уйдет, приказал им вернуться на базу. Примерно в 10:30 крейсер «Дорсетшир» выпустил по немецкому судну три торпеды, каждая из которых попала точно в цель. 27 мая 1941 года в 10:39 линкор «Бисмарк» сел на мель и начал тонуть.

Тайны блинкора

Отвечая на вопрос о том, кто потопил линкор «Бисмарк», многие вспоминают три решающих попадания крейсера «Дорсетшир». Фактически судьбу судна определило попадание торпедного катера, лишившее его возможности маневрировать.

Корабли «Дорсетшир» и «Маори» подобрали 110 человек из состава затонувшего судна. Когда прозвучала тревога о приближении немецких подводных лодок, они поспешили покинуть место затопления. Вечером, после ухода кораблей, подводная лодка U-74 спасла еще трех человек. На следующий день гидрометеорологическое судно «Заксенвальд» подобрало еще двоих матросов. Остальные 2100 человек погибли. Силы английского флота, имевшие на последнем этапе боя явное превосходство, при потере линкора «Бисмарк», сознательно не спасли его экипаж. Так они отомстили за погибших при потоплении корабля «Худ».

Последствия большие, чем ожидалось

Гибель «Худа» просто нельзя было так оставлять: все свободные боевые части, находившиеся рядом, устремились в северную Атлантику. Вечером 24 мая «Бисмарк» вновь вступил в огневой контакт с «Принцем Уэльским» и сопровождающими его крейсерами, прикрывая уход «Принца Евгения» в самостоятельный рейд.

Оценив повреждения линкора, адмирал Лютьенс решает не рисковать лучшим немецким кораблем, а, выпустив крейсер в одиночное плавание, отправиться с «Бисмарком» в Брест, где благополучно довел «Шарнхорст» и «Гнейзенау» до трех месяцами ранее. Реализовать этот план ему не удалось — после трехдневного драматического преследования и двух торпедных атак, вторая из которых, проведенная «Суордфишем» с авианосца «Арк Ройал», лишила «Бисмарк» рулевого управления, англичане настигли противника.

27 мая в 10:39 «Бисмарк» был потоплен. Британцы не понесли потерь — почти потерявший скорость немецкий линкор не мог адекватно маневрировать и корректировать огонь артиллерии в бурном море, а главный дальномерный пост «Бисмарк» был уничтожен одним из первых попаданий.

Однако корабль продержался под огнем двух британских линкоров почти три часа и был окончательно потоплен торпедами крейсеров, подошедших на минимальное расстояние после того, как орудия «Бисмарка» прекратили стрельбу, исчерпав боезапас. Вместе с линкором погибли адмирал Лютиенс, командир корабля Линдеман и еще 2104 человека из 2220 находившихся на борту.

Торпедоносцы

Торпедоносцы «Суордфиш» на авианосце «Арк роял

Последствия боя, однако, оказались куда более значительными, чем простое исключение из состава сил противников двух частей главных сил флота. Прежде всего, почти мгновенное затопление линейного крейсера и последующее упорное сопротивление «Бисмарка» заставили англичан пересмотреть свои взгляды на боевые возможности немецких кораблей и постоянно содержать в составе Флота метрополии достаточное количество современных линкоров и авианосцы для гарантированной нейтрализации немцев в случае нового прорыва в Атлантику, так и не произошло.

Это серьезно сказалось на возможностях Королевского флота на других телеканалах. Во-первых, в Средиземном море, особенно после осени 1941 года, когда немецкие подводные лодки потопили линкор «Бархэм» и авианосец «Арк Ройал», а итальянские подводные диверсанты сильно повредили линкоры «Валиент» и «Куин Элизабет» в гавань Александрии. Во-вторых, на Дальнем Востоке, где уцелевший в бою с «Бисмарком» «Принц Уэльский» вместе с линейным крейсером «Рипалс» был брошен на перехват японских конвоев с войсками без должного сопровождения и без прикрытия с воздуха.

«Рипалы» и «Принц Уэльский» погибли 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море под атакой торпедоносцев и бомбардировщиков береговой авиации Императорского японского флота, героически, однако бессмысленно, не причинив противнику никакого ущерба, за исключением четырех сбитых самолетов.

Для Советского Союза этот эпизод войны на море был важен прежде всего повышенной осторожностью, проявленной британским флотом при проведении полярных конвоев, окончательным выражением которой стал разгром конвоя PQ-17 в июле 1942 г., фактически брошенные по приказу из Лондона перед лицом гипотетической угрозы со стороны немцев крупные корабли, перебравшиеся к тому времени в Норвегию.

Далекое эхо битвы «Бисмарк» и «Худа», впрочем, раздавалось над Атлантикой еще полтора десятилетия после войны, когда одной из главных угроз для ВМФ западных союзников считался прорыв в океан советских тяжелых артиллерийских кораблей — крейсеров проекта 68, 68-бис и предполагаемых линкоров и линейных крейсеров, сообщения об их строительстве в СССР давно будоражат умы западных военно-морских аналитиков.

Чтобы нейтрализовать эту гипотетическую угрозу, США и Великобритания продолжали держать оставшиеся в строю и в резерве линкоры после войны — ведь авианосцы и авиация того периода не гарантировали успеха в сложных климатических условиях Северной Атлантики, а разрабатывались проекты новых кораблей с мощным артиллерийским вооружением, объединенных общим названием «Свердловы-убийцы» — в честь головного крейсера проекта 68-бис «Свердлов».

Окончательно призрак тяжелого артиллерийского корабля, внезапно появившегося из-за затянутого облаками горизонта среди темных волн и стелющегося тумана, рассеялся лишь к концу 1950-х годов — к тому времени стало ясно, что Советский Союз в морской войне сделана ставка на развитие морской ракетоносной авиации и атомного подводного флота, а большие пушки как средства морской войны остались достойными истории.

Читайте также: ТБ-3 самолет-бомбардировщик (АНТ-6), описание и технические характеристики ТТХ, обзор габаритов кабины, длина крыла и размеры

Поход в Вальхаллу

В мае 1941 года штаб германского флота запланировал серьезную операцию, призванную нарушить снабжение Британских островов и напугать англичан до смерти возросшей мощью германского флота. Расчет строился на том, что «Бисмарк» был сильнее любого британского корабля один на один, но несколько кораблей могли расколоть его под орех.

Поход в Валхаллу

18 мая «Бисмарк» и сопровождающий его крейсер «Принц Евгений» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию.

По замыслу, в случае обнаружения флота или каравана, линкор должен вступить в бой и отделиться от вооруженных судов, а тяжелый крейсер потопит торговые суда. Дойдя до норвежского Бергена, корабли остановились на отдых. «Принцы» стали принимать дополнительное сжигание.

По неизвестным причинам «Бисмарк» ничего не отгрузил, что впоследствии окажется серьезной ошибкой. Пока оба корабля мирно стояли в Норвегии, британское адмиралтейство было насторожено сообщением о том, что в море выходит сильнейшая группировка германского флота.

Об этом сообщили самолеты-разведчики, и эти же данные доставили норвежские партизаны из Сопротивления. В момент выхода из фьорда к немецкой группе присоединились несколько кораблей, в том числе английский флагманский корабль «Худ».

Характеристики «Бисмарк» «Кожа»
Водоизмещение, т 50 900 46 480
Мощность, л.с 150 170 (110 МВт) 144000 (106 МВт)
Артиллерия 8 × 380 мм SKC34 (4 × 2),

12 × 150 мм (6 × 2)

8 × 381 мм (15 дюймов / 42 Mark I) (4 × 2)

12×140 мм

Екипаж, чел. 2200 1477

Вечером 23 мая британские крейсера заметили немецкие корабли, но вступать в бой не решились. Всю ночь англичане преследовали немцев, собирали силы и тратили время на поиск главного вопроса, атаковать «Бисмарк» или нет. В полшестого утра британский Адмирал Холланд наконец решил атаковать эскадру, и в 05:52 «Худ» открыл огонь.

Правда, в тумане флагман начал стрелять по «Принцу Евгению», но развитие событий показало, что это было не так важно. В 6.00 залп «Бисмарка» на крыле «Худ». Мгновенно в районе трубы сдетонировали боеприпасы, и краса и гордость флота Его Величества, сломавшись пополам, пошли ко дну. Из экипажа в 1418 человек удалось спасти троих, среди уцелевших Холландов не было ни одного.

Сопровождающий «Хад» «Принц Уэльский», тем не менее, сумел нанести немецкому линкору фатальные повреждения. Один из снарядов попал в резервуар для хранения нефти, и мазут начал вытекать в океан. В результате английская эскадра вылетела в погоню за повреждёнными и уходившими с базы немцами.

«Принцу Евгению» было приказано охотиться за торговыми судами, поэтому после боя с флагманом крейсер ушел от «Бисмарка». Сам линкор, которому несколько попаданий нанесли серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на уже занятое немцами побережье Франции. Англичане несколько дней преследовали линкор, теряли его и снова находили.

Расследование обстоятельств смерти

Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец «Арк Ройал», гидроплано-торпедоносцы которого несколько раз атаковали линкор.

До наводнения британские самолеты были настолько тихими и летели так низко, что немецкие зенитки просто не могли их увидеть на фоне моря.

В результате одна из торпед попала в штурвал, и «Бисмарк» стал писать круги, словно по компасу, вместо того, чтобы идти прямо во Францию. Подошедшие броненосцы «Родни» и «Король Георгий V» открыли огонь по маломощному и маневренному кораблю. Планомерные снаряды этих кораблей сбивали сначала дальний пост, затем башни главного калибра.

Один из 406-мм снарядов попал в кабину, нарушив управление кораблем и штаб адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленной гибели английских матросов «Худа». Тогда подсчитали, что в это утро английский флот выпустил 2800 снарядов различного калибра, и 700 из них попали в цель.

Несмотря на большие повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спустил флаг. Это давало англичанам право пробить корпус снарядами и торпедами, пока кто-нибудь не открыл кингстоны на тонущем линкоре. В 10:39 линкор, перевернутый выход килем, пошел ко дну в 380 милях юго-западного побережья Востока.

Несколько членов экипажа, находившихся на корпусе в момент затопления, отдали тонущему кораблю воинское приветствие. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 были спасены днем ​​позже немецкой подводной лодкой. Командование эсминца Его Величества «Казак» спасло кота, назвав его Оскаром.

Правда, кораблям, на которые его забросила судьба, он не принес удачи. «Казак» будет потоплен торпедой, после чего Оскар переберется на тот самый «Арк Ройал». Через короткое время этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот снова выживет. Непотопляемый Шам, ранее известный как Оскар, после этого, от греха надраже, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году.

Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет будоражить наши умы еще не один год.

Версия о том, что корабль был потоплен экипажем, чтобы избежать захвата, косвенно подтвердится в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989 году, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона.

Используя новое оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии корабля на дне. Именно он открыл открытые кингстоны. Расследованию, действительно, мешало международное законодательство, согласно которому «Бисмарк» является массовым воинским захоронением, и расследовать его необходимо очень тщательно.

Для любителей военно-морского флота сам линкор и обстоятельства его гибели – одна из главных историй флота Второй мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего пути. Несмотря на огромное превосходство англичан на море и многочисленные трудности, немецкие моряки с честью сражались и с честью погибли.

Почему он утонул

На формирование образа корабля повлияло и время его гибели. К маю 1941 года война еще не стала ожесточенной, и почти рыцарское поведение обоих флотов подняло престиж сильнейшего немецкого линкора.

Бой

Вечером 23 мая британские крейсера в Датском проливе заметили немцев — и вскоре головной «Бисмарк» открыл огонь по «Норфолку». Не имея задачи «остановить грудь» явно превосходящего противника, англичане отступили, продолжая поддерживать радиолокационный и визуальный контакт. У немцев тоже были радары, однако из-за толчков при стрельбе носовой радар «Бисмарка» вышел из строя, и адмирал Гюнтер Лютьенс поставил «Принца Евгения» во главе строя.

Англичане не заметили этой перегруппировки в сгущающейся пасмурной тьме, полагая, что «Бисмарк» по-прежнему возглавляет отряд. Адмирал Холланд, получив данные радиолокационного контакта, повел свои две линейные части на перехват, очевидно, будучи уверенным в успехе: 18 стволов калибра 356-381 миллиметров против восьми немецких давали солидное преимущество, даже несмотря на не слишком высокая надежность новейших четырехорудийных башен недавно вступившего в строй «Принца Уэльского».

Линейный крейсер «Худ»
Построена верфю John Brown & Company, Клайдбанк.
Дата основания: 01.09.1916 г
Спущен на воду: 22.08.1918 г
Передан флоту: 15.05.1920

Водоизмещение: 41 125 т стандартное; 47 430 т полное.
Длина/ширина/осадка, метро: 267.5/31.7/9
Бронирование: пояс 305 мм, верхний пояс 127—178 мм, барбеты 305 мм, палуба 25+38 мм, линкор 76,2-280 мм, противоторпедная переборка 38 мм.

Энергетика: котлотурбинная электростанция, 24 паровых котла, четыре шахты, общая мощность 106 МВт.
Скорость по проекту — 31 узел, в 1941 году — 29 узлов.

Вооружение:
главный калибр — 8х381 мм Mk I (4х2)
зенитная артиллерия — 14 х 102-мм Mk XVI (7х2)
3х8 40-мм установка «помпон
5х4 12,7-мм пулемета «Виккерс
5х20 зенитных автоматов УП.
Торпедное вооружение — 2х2 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа: гидросамолет-разведчик, одна паровая катапульта.

Экипаж в день встречи: 1421 человек.

В 05:35 24 мая дозорные на «Принце Уэльском» обнаружили немецкий отряд на расстоянии 17 морских миль (28 километров), немцы к тому времени уже установили радиолокационный контакт. Незаметная перестройка немецких кораблей сыграла с англичанами злую шутку: «Бисмарк» и «Принц Евгений» имели силуэты, похожие до степени смешения, а большое расстояние не позволяло заметить разницу в размерах линкора и тяжелый крейсер.

Англичане на подходе пошли полным ходом и в 05:52 начали обстрел главного корабля, полагая, что это «Бисмарк». Немцы тоже не разобрались в тактической встрече, некоторое время приняв «Хад» за легкий крейсер, но вскоре узнали обоих противников. Неизвестно, насколько эта ошибка немцев повлияла на последующие события — не исключено, что, выявив сразу обоих противников, Гюнтер Лютьенс отступил бы, воспользовавшись скоростью, как отступили «Шарнхорст» и «Гнейценау» ранее, даже при встрече с одним старым линкором.

Радиограмма с сообщением о гибели «Худа

Британские военно-морские силы перехватили сегодня рано утром у побережья Гренландии немецкие военно-морские силы, включая линкор «Бисмарк». Противник был атакован, и в ходе последовавшего боя HMS Hood (капитан Р. Керр, CBE, RN) под флагом вице-адмирала Л.Э. Холланда, CBE, получил неудачное попадание в магазин и взорвался. У «Бисмарка» есть повреждения, и преследование противника продолжается.

Есть опасения, что выживших с HMS Hood будет немного.

Британское сообщение близ побережья Гренландии рано утром перехватило немецкое, включавшее линний корпаль «Бисмарк». Атаке противника подвергся, а в последующем случае, корабль Его Величества «Худ» (капитан Керр, командующий орденом Британской империи, Королевским флотом), под флагом вице-адмирала Холланда, командующий орденом Британской империи Empire, получил неудачное попадание в бункер и взорвался. «Бисмарк» поврежден, преследование противника продолжается.

Опасаюсь, что с врепали Его Величества «Худ» спасутся немногие.

В 06:00 залп немцев с расстояния от 8 до 9,5 миль (точнее установить невозможно из-за гибели основных участников события) накрыл «Худ», на котором вспыхнул крупный пожар вышел, и через несколько мгновений линейный крейсер взорвался. Из 1421 человека на борту эсминцы сопровождения смогли спасти только троих. Пройдя полмили от «Худы», «Принц Уэльский» попал под град обломков, а через несколько минут немецкий отряд перенес огонь на уцелевший линкор.

Немцам удалось повредить одну из четырехорудийных башен корабля, вторая вышла из строя из-за механической поломки, а англичане остались с одной двухорудийной башней главного калибра против восьми «больших орудий» немцев. Однако за это короткое время «Принц Уэльский» нанес три попадания по «Бисмарку», один из снарядов повредил носовую группу топливных баков противника. За немцем потянулся нефтяной след.

Преимущество противника, однако, оставалось неоспоримым: получив семь попаданий, в том числе три 380-мм снаряда с «Бисмарка» и четыре 203-мм снаряда с «Принца Евгения», командир «Принца Уэльского» капитан Джон Лич, поставив дымовую завесу, вышел из боя. Линкор и два крейсера продолжали поддерживать связь с немецким отрядом, передавая сообщение о происходящем адмиралу Джону Тови.

Немцы, в свою очередь, не зная состояния противника, также искали лучший способ прервать бой и продолжали свой путь на юг. Получивший попадание в топильные цистерны «Бисмарк» стал медленно зарывать нос в воду. Под прокол подложили заплату, но она не спасла от затопления значительных объемов в носовой части корабля.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка «Бисмарка» включала 12 паровых котлов системы Вагнера и 3 турбозубчатых агрегата пары высоких параметров, впервые показавших свою эффективность на линкоре «Шарнхорст». Его общая мощность составляла 150 тыс л.с., что позволяло кораблю показывать максимальную скорость 31 узел на милю.

Котлы запускались из холодного состояния за 20 минут и имели достаточно широкий диапазон регулирования. Для поддержания стандартной средней скорости линкора в районе 20 узлов достаточно было использовать половину имеющихся котлов: по два на каждом валу. При этом система не отличалась надежностью, даже при соблюдении высоких требований к качеству кипяченой воды часто засоряла сложные конструкции труб.

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его ремонта. В августе 1940 года линкор был передан под командование капитана 1 ранга Эрнста Линдемана, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его внушительную мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долго лежать в море, а при встрече с превосходящими силами противника уклоняться от боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту просто не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и очень серьезным противником немецких кораблей был английский флот. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный численный перевес. К началу 1941 года в составе британского флота насчитывалось пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, еще несколько было построено.

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышел из Данцига (ныне польский Гданьск) в открытое море в рамках операции «Рейнубунг» («Рейнские учения»). Операцию возглавил командующий Кригсмарине контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке». Немецким кораблям пришлось совершить набег на Северную Атлантику, уничтожив английские коммуникации.

Но незаметно проскользнуть в оперативное атлантическое пространство немецким рейдерам не удалось. Я заметил нейтральный шведский крейсер, и информация с него в Стокгольм была быстро доведена до англичан. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами «Саффолк» и «Норфолк». В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого флагмана, но избавиться от наблюдения не удалось.

К утру 24 мая английские ударные корабли — новейший линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и его флагман, — атаковали противника, рассчитывая на свое объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя свое преимущество в скорости, немецкие корабли на ходе подхода смогли занять очень выгодное для себя положение: прямо на носу английских кораблей. Таким образом, англичане на начальном этапе боя потеряли свое главное преимущество, так как не могли вести огонь из задних башен главного калибра. И «Бисмарк», и «Принц Евгений» получили возможность использовать всю свою артиллерию сразу.

Корабли почти одновременно открыли огонь по противнику, достигнув дистанции 24 километра. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Сначала англичане ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший во главе, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно похожи), что поначалу дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные баки, но англичанам не повезло: еще два попадания были успешно отражены броней немецкого гиганта. «Худ» неудачно направил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым попал в английский флагман.

В результате снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил бронепалубу «Худы» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв разломил «Хад» пополам, и корабль быстро пошел ко дну вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Так, одно из самых известных морских сражений Второй мировой войны закончилось через 11 минут после открытия огня. Для победы в «Бисмарку» оказалось достаточно сделать 5 залпов. «Принц Уэльский» был вынужден маневрировать, чтобы избежать обломков тонущего флагмана, и, получив семь попаданий, поспешил выйти из боя.

Действия подводных лодок

Немецкие подводные лодки, которые в составе «волчьих стай» охотились за вражескими конвоями в Атлантике, были уведомлены об уходе «Бисмарка» и «Принца Евгения.

24 мая ПЛ получила по радиограмме сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем ориентироваться на указания с учетом положения «Бисмарка».

25 мая подводная лодка U-557, находившаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала большой конвой. На следующий день им было приказано передать свои координаты другим подводным лодкам для совместного удара.

Рано утром 27 мая всем подводным лодкам, имевшим запасной запас торпед, было приказано идти к «Бисмарку» на максимальной скорости. Подлодки приказа с запозданием в 8 часов: он был приказом в 22 часа в предлежаго дня. На момент подписания большая часть лодок принимала участие в нападении на конвой, скрывалась от конвоев и по техническим причинам не могла получать приказы.

Кроме того, в этот момент подводные лодки, преследующие конвой, оторвались от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб подводных лодок сообщил, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Всем находившимся поблизости подводным лодкам было приказано отправиться на выручку членам экипажа корабля.

Прибыв к месту гибели, субмарины обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После суток поисковой работы они вернулись в районы патрулирования.

Гибель линкора

Результат

Последний бой «Бисмарка» стал иллюстрацией того, как сложно победить линкор даже при численном превосходстве и наличии подобной техники. С другой стороны, решающий удар по огромному кораблю нанесла одна торпеда с маленького самолета. Поэтому главный вывод, который военные сделали из гибели линкора «Бисмарк», заключался в том, что линкоры уступили свое лидирующее положение во флоте авианосцам.

Вскоре немецкое военно-морское командование отказалось от рейдовых операций надводного флота в пользу неограниченной подводной войны. Второй линкор типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за все годы войны не произвел ни одной залповой атаки по кораблям противника. Однако англичанам пришлось сковать внушительные силы морского и воздушного флота на случай, если базирующийся в Норвегии линкор все-таки выйдет в море.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector