- Американское чудо техники
- Гонка флотского вооружения
- Американский заказ
- Бой и героическая гибель
- Детали, не указанные в отчетах
- Доработки по ходу службы
- А в это время
- Царская свита
- Хождение по мукам
- Немного проверенных данных
- Только факты
- Рейс в историю
- Каверзные вопросы
- Ответы на неудобные вопросы
- Технология возникновения легенды
- Под японским флагом
- Покрепче, парень, вяжи узлы…
Американское чудо техники
Когда в 1904 году началась русско-японская война, в российском обществе царили «ловушки» по отношению к будущему врагу. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличиваться.
Эта тенденция коснулась и рейтинга «Варяга». Изначально крейсер характеризовался как мощная боевая единица, способная «заткнуть пояс» врага. Позже появились утверждения, что этот крейсер был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.
Гонка флотского вооружения
Япония в конце 19 века технически отставала от развитых стран, но уже успела добиться грандиозного экономического прорыва.
До уровня мировой державы она не дотягивала, но составляла достойную конкуренцию ведущим странам мира. Для дальнейшего развития нужны были ресурсы, которых не было на узких островах — так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».
В 1895 году русская разведка получила сведения о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превзошел русские силы на Тихом океане.
Этого нельзя было допустить — у самой России были экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» был одним из шагов по предотвращению японского господства.
Американский заказ
Импортозамещение не было налажено — российские верфи работали медленно. Поэтому кораблестроители Филадельфии получили заказ на строительство броненосного крейсера «Варяг». Они обязались сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера были произведены в России.
По проекту эти крейсера отвечали всем последним (на тот момент) требованиям, предъявляемым к боевому кораблю.
Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.
- Габаритные размеры: длина — 129,56 м, осадка — 5,94 м, ширина — 15,9 м.
- Водоизмещение – 6500 т (проектное), 6604 т (фактическое).
- Бронирование: палубы — с 37 до 76 мм, боевой рубки — 152 мм.
- Суммарная мощность двигателя составляет 20 тысяч л. С.
- Максимальная скорость — 24,59 узла (достигнута при испытаниях).
- Главный калибр 152 мм (12 шт.).
- Прочая артиллерия — 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-мм), 2 пулемета.
- Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381-мм, 2*254-мм, 35 минных полей, 6 метательных мин.
- Команда — 20 офицеров, 550 нижних чинов (по штату). В реальном мире произошли изменения; Итак, на момент боя с японцами на крейсере находилось 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.
Были и другие чудеса техники.
На корабле было много электрооборудования (новинка по тем временам) — снарядоподъемники, лебедки для лодок, даже тестомесы. Это была телефонная связь. Мебель была сделана из металла, хотя и покрашена «за компанию» под дерево. Это снизило риск возгорания.
Бой и героическая гибель
В Порт-Артуре, на главной базе русского флота в Желтом море, «Варяг» прослужил два года — с 1902 по 1904 год, чередуя в море ремонт. Несмотря на бесконечные поломки, крейсер считался при дворе одним из лучших кораблей русского флота.
Так же поступили и японские противники. За несколько дней до начала запланированной японцами войны объединенный японский флот вышел в море, чтобы нанести урон русскому флоту упреждающим ударом. 8 февраля 1904 года корабли японской эскадры «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» заблокировались в бухте у города Чемульпо.
Силы были явно неравны, поэтому японское командование уже готовилось принять капитуляцию русских кораблей, но командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев решил принять этот неравный бой. Капитаны, находившиеся в одной бухте с кораблями нейтральных держав, были удивлены мужеством русских.
«Мы приветствовали этих героев, которые так гордо шли на верную смерть!» — записал в своем дневнике командир французского крейсера Паскаль».
Утром 9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли на внешний рейдовый двор и вступили в бой, где им противостояли шесть японских крейсеров и восемь эсминцев. Бой двух русских кораблей с целой японской эскадрой длился один час. За это время из «Варяга» было выпущено 1105 снарядов. Он вместе с «Корейцем» вывел из строя три крейсера и эсминец, но сам оказался весьма потрепанным.
Корабль получил ряд серьезных повреждений, в бою погибло 23 человека, а в последующие дни от ран скончались еще 10. Тем не менее «Варяг» вместе с «Корецем» смог вернуться в порт. Чтобы корабли не стали боевыми трофеями японской эскадры, русские офицеры утилизировали их, передав экипажи кораблей стоявшим в бухте нейтральным державам. Крейсер «Варяг» вошел в воды бухты с гордо развевающимся на мачте Андреевским флагом.
Детали, не указанные в отчетах
В подлинной истории крейсера «Варяг» можно найти факты, предопределившие его короткую жизнь. Он был построен и передан заказчику в 1899 году (то есть в срок), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу требовал доработки — ТТХ не соответствовали тому, чему было запланировано.
Было две основные проблемы. Котлы системы Никлосса, установленные на корабле, оказались ненадежными, часто выходили из строя. Хотя российский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь она не «срослась».
По этой причине в боевых условиях корабль шел медленнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов достигнута не была.
Характерно, что корабль не развивал даже показанной на испытаниях скорости в 24,5 узла.
Капитан В. Ф. Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие дефекты завода-изготовителя, на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости в 14 узлов занижены, но полного хода «Варяг» не давал.
Кроме того, орудия броненосного крейсера были лишены бронезащиты. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (противнику было легко уничтожить орудия корабля).
Это отсутствие броневой защиты сыграло роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Такую защиту имело большинство крейсеров того времени, но в данном случае корабль разгружали орудийной броней.
Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах этого типа (в том числе и на «Авроре») устанавливалась артиллерийская защита. Но это уже не могло помочь стрелкам — «Варягам.
Доработки по ходу службы
За свою жизнь «Варяг» дважды подвергался основательной модернизации. Первый сделали японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта были заменены штурманская рубка, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, сняты стойки противоминных сетей и походные платформы. 75-мм орудия были заменены на 76-мм орудия Армстронга.
После возвращения русского корабля в 1916 году носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены на диаметральную плоскость, в результате чего возросла мощность бортового залпа.
Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике устранены мертвые ходы. И самое главное — артиллерия получила частичную бронезащиту (укороченные щиты) — из прошлого были сделаны выводы.
А в это время
Как сообщает CNN, в тот же день, 4 февраля, в рамках учений ВМС США Neptune Strike очередная группа самолетов Super Hornet от Гарри Трумэна вылетела из Адриатического моря через воздушное пространство Северной Македонии, Румынии и Болгарии к границам Украина и вернулся обратно. По мнению экспертов, целью этих действий первого палубного авиакрыла авианосца была отработка учебного ракетного удара по Донбассу.
Контр-адмирал США Курт Реншоу, руководивший операцией, сказал CNN: «Я думаю, что это посылает союзникам сигнал о том, что они могут нам доверять. Поскольку Трумэн находится недалеко от европейских берегов, самолет может добраться до большей части Восточной Европы менее чем за час, а его присутствие в регионе дает дополнительные гарантии безопасности членам НАТО, таким как Болгария, Румыния и Польша».
Царская свита
После завершения доработок корабль покинул Филадельфию и направился в Кронштадт, куда прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его лично осмотрел царь Николай II. Нельзя отрицать, что крейсер выглядел хорошо, и поначалу судьба сложилась удачно.
Впечатление монарха было настолько хорошим, что он сразу же включил крейсер в группу сопровождения собственной яхты для путешествия по Европе. Решение обосновывалось тем, что крейсер все же был обречен на дальний путь к месту службы – он был назначен в Порт-Артур.
Корабль побывал во многих портах Старого Света и везде был встречен с энтузиазмом. Крейсер буквально ходил на экскурсии в «хорошей компании» в порты, где появлялся. Это было приятно для командира (В. Ф. Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего плавания «Варяг» также заходил в Нагасаки, популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка Микадо сработала хорошо и смогла узнать больше о русском корабле.
Пока русское командование было преисполнено уверенности в своем военном превосходстве над японцами, оно серьезно готовилось к войне. В Японии применялись новейшие боеприпасы и артиллерия, капитаны и адмиралы прекрасно знали театр будущих боевых действий, дисциплина и порядок царили на всех уровнях.
Российские моряки хорошо зарабатывали, но коррупция наверху в наши дни не выдумка. Среди высшего военного руководства России наверняка были некомпетентные люди, не желавшие нести ответственность за последствия своих приказов.
Хождение по мукам
Тем не менее российский экипаж обнаружил много серьезных недостатков. Когда он в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов прибыл в Филадельфию, чтобы принять корабль и подготовить его к ходовым испытаниям, оказалось, что корабль хорош только снаружи.
Во-первых, офицеров не устраивало качество паровых котлов Никлосса. На первых же ходовых испытаниях «Варяга» была повреждена паровая машина. Однако после устранения ряда недостатков крейсер был официально принят. И напрасно, ведь из отчетов команды следует, что за всю жизнь он больше ремонтировал, чем выходил в море.
К месту службы крейсер прибыл на Дальний Восток, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Только благодаря архивным изысканиям стало известно, что флагман-специалист Гиппиус, участвовавший в осмотре корабля, записал в своем дневнике: «Крейсер безнадежен. Исправить то, что вышло не так с завода, — очень сложная задача, если вообще возможна».
Кроме того, линейный крейсер оказался тихоходным. Сначала на заводских испытаниях он развил небывалую для того времени скорость в 24,67 узла, но потом выяснилось, что корабль недостаточно остойчив. Для исправления ошибки в трюм погрузили 200 тонн чугунных блоков. Но естественно это привело к значительному снижению скорости и перерасходу топлива. К моменту легендарного сражения с японской эскадрой «Варяг» развивал максимум 20 узлов.
Немного проверенных данных
Достоверных сведений о гибели крейсера «Варяг» немного. Факты тут же были принесены в жертву идеологической целесообразности.
Даже рассказ капитана о сражении полон неточностей. Но историкам удалось восстановить истинную картину.
Только факты
27 декабря 1903 г. «Варяг» вышел из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерская лодка «Кореец») должен был обеспечивать связь между Порт-Артуром и консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.
8 февраля (н ст.) 1904 г бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» предпринял попытку прорваться к Порт-Артуру, но был остановлен.
Урио поставил русским ультиматум: выйти из бухты и сражаться или подвергнуться нападению на обочине, где находились корабли других государств. Японская эскадра состояла из 15 вымпелов. Офицеров на иностранных кораблях категорически не устраивала возможность обстрела русских на рейде — они тоже попали бы под раздачу».
И капитан Руднев решил попробовать совершить прорыв.
«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой длился час. Крейсер был сильно поврежден, на нем были убитые и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. За ним последовал «Кореец», потому что он не мог конкурировать с японцами в скорости.
Было принято решение уничтожить корабли. «Варяг» погиб на собственных руках. Иностранцы категорически воспротивились ее взрыву, и крейсер был затоплен путем вскрытия кингстонов.
Команды «Варяга» и «Корейца» охраняли корабли Великобритании, Италии и Франции. Американские моряки оказывали помощь раненым.
Читайте также: Беспилотник «Охотник» С-70: характеристики и испытания российского ударного БПЛА
Рейс в историю
Есть несколько фактов о посмертной истории корабля. История подвига крейсера «Варяг» быстро стала известна. Когда команда вернулась в Россию (сначала матросов задержали), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевский крест, офицеры — ордена.
Вручали и награды житейского характера – матросы получали от императора именные часы. В. Ф. Руднев был произведен в контр-адмиралы.
Исход битвы почти охарактеризовали как победу. Распространяются слухи о двух поврежденных японских крейсерах (один, как говорят, затонул) и нескольких потопленных эсминцах. В донесении капитана Руднева говорилось о тысяче или более выпущенных снарядов.
«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство выследило живых на тот момент участников битвы при Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Песни и стихи стали памятником крейсеру «Варяг», и не только в России.
Считается, что канонический текст «На вас сверху, товарищи» — вольный перевод стихотворения немецкого автора. Крейсер упоминался в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», и ведь более почтенного, символического корабля в СССР не было! Ради съемок даже дополнительная бутафорская трубка к символу революции.
В Морском музее в Санкт-Петербурге есть модель (масштаб 1:64) крейсера производства США 1901 года. Также есть модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-х годах, автор СИ Жуковицкий.
Это все факты. Но они не отвечают ни на какие вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».
Каверзные вопросы
Они есть: не все ясно в биографии «Варяга» и истории его гибели.
- Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой миссией»? Неужели «Корейца» не хватило для установления связи с консульством?
- Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
- «Варяг» топил японские корабли?
- Крейсер израсходовал большую часть боезапаса? Ведь в конце короткого боя он потерял ¾ артиллерии, а офицер-дальномер погиб одним из первых?
- Почему «Варяг» не пошел на прорыв самостоятельно, оставив «Корейца»? Малый ход канонерской лодки (13 узлов) оказался опасным тормозом для крейсера, и экипаж мог быть эвакуирован.
- Почему японцам было легко поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» завершилось в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
- Почему контр-адмирал Руднев ушел в отставку вскоре после присвоения звания?
Без ответов на эти вопросы невозможно узнать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.
Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и ради нее ее скрыли. Из-за умышленного сокрытия и искажения фактов не на все неприятные вопросы есть ответы и сейчас.
Ответы на неудобные вопросы
Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.
- «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, от него требовалось доставить корейского посла на родину. Но до сих пор непонятно, почему послу пришлось путешествовать на крейсере. В это время крейсер «Боярин» уже находился в Чемульпо, и его должен был заменить «Варяг». Официально гавань была нейтральной, но, вероятно, в ней находились иностранные военные корабли. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
- Мотивы действий иностранцев неясны. Вероятно, они явно не хотели становиться на сторону России. США явно не были заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский договор показал, что американцам необходимо ослабить и Россию, и Японию.
- «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя и повредил их. Один из японских крейсеров после встречи с русскими был вынужден пройти длительный ремонт.
- Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неиспользованных боеприпасов, поэтому данные капитана Руднева о стрельбах завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра не слишком преувеличены (но полсотни 152-миллиметровых — это много). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход других боеприпасов.
- Принцип «умереть сам и спасти товарища» высоконравственн. На русском флоте чтили традиции, но в случае с битвой при Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Настоящая причина такого решения неясна. Капитан Руднев сослался на трудности прохождения местного водного пути. Есть версия, что разрешение на выход крейсера не давал русский посланник Павлов.
- В районе затопления крейсера бухта имела недостаточную глубину. «Варяг» не затонул полностью, и поднять его не составило труда. Ремонтировать его оказалось сложнее — работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер входил в состав ВМС Японии в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему было присвоено 2 разряда (в стадии строительства — 1).
- Специалисты в России знали реальную картину произошедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Возможно, это и стало причиной его отставки. Но высшее начальство нельзя было признать некомпетентным.
Представление о гибели во время боя всего или почти всего экипажа крейсера не соответствует действительности. Потери в ходе боя были небольшими.
На крейсере погибли 1 офицер и 30 нижних чинов, 85 матросов и 6 офицеров (включая капитана) получили тяжелые ранения и контузии. На «Корейце» потерь вообще не было. Но песня, ставшая народной, говорила о «кипящем море под нами» и отсутствии «камня и креста» в памяти о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.
На самом деле многим морякам на крейсере была уготована долгая жизнь, и их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.
Технология возникновения легенды
Зачем нужно было скрывать правду и придумывать красивые легенды и мифы о Варяге»?
Так, чтобы скрыть тот факт, что первое же сражение войны с Японией закончилось для русского флота поражением.
И виноваты в этом не матросы и офицеры (у погибшего на «Варяге» мичмана нашли только одну руку, и эта рука так и не оторвалась от дальномера), а высшее руководство страны.
Ради пропаганды матросов превратили в супергероев, выведших почти половину японской эскадры. Они чтили славные традиции, не оставили своих товарищей и погибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки — и подавно) даже не поняли, что «Варяг» был спущен на придорожный двор.
Не нужно было развенчивать созданную легенду о Варяге. Героизм матросов (а он был настоящим) оправдывал отчасти позорное поражение в войне. Кроме того, красивый образ из прошлого был полезен для обучения младших моряков. Подлинная история команды «Варяг», которая действительно вела себя достойно и проявляла настоящую верность присяге, никого не смущала.
Под японским флагом
В эпоху до интернета, пожалуй, только архивариусы знали, что история еще не закончилась с затоплением «Варяга». В том месте, где он был затоплен, глубина была не слишком велика, поэтому можно было проводить водолазные работы. А уровня развития техники в начале 20 века вполне хватало японцам, чтобы за год поднять Варяга из пропасти. Каково же было их изумление, когда они поняли, что японской эскадре успешно противостоит неисправный корабль!
В первую очередь японцы заменили на «Варяге» паровые котлы. А потом его подлатали на верфи в Сасебо, Япония, и ввели в состав японского флота. Трофейное судно было переименовано в «Сою». Он стал учебным кораблем, на котором обучались моряки и будущие офицеры, и в этом качестве крейсер неоднократно совершал дальние плавания в Тихом океане. Семь лет служил под японским флагом, затем еще три года простоял в запасе.
Покрепче, парень, вяжи узлы…
Не морских, а связанных с метрополией.
В 1916 году Япония (теперь союзник Антанты) вместе с еще двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что за «Варяг» России тоже пришлось заплатить — он был официально продан.
На Тихом океане он не остался, а пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом пересек Северный морской путь в Романов-на-Мурмане (Мурманск).
Корабль нуждался в ремонте, и для этого его в начале 1917 года отправили в Англию. Там его застали весть о революции и «союзники» реквизировали его, сделав из него «школу». В 1919 году «Варяг» продали на металлолом, но до площадки он не дошел, сидя на рифах. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.
Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» был заложен ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» — снова гроза Дальнего Востока, флагман Тихоокеанского флота России.
Еще один корабль с таким же названием был построен в Николаеве. После распада Советского Союза авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела его достраивать. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.
Помнят, что в 1905 году японские оккупанты отрубали головы китайцам и исчисляли жертвы тысячами. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует море под красным флагом. Он слабее, чем предусмотрено проектом, но злоумышленникам все же лучше не попасть под раздачу.
Подвиг крейсера «Варяг» оброс легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Истина проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать кодекс чести.
Мы не спустили перед врагом славного Андреевского знамени…