Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Военная техника

Первый «Киров»

Сергей Киров, конечно, флотоводцем не был, но в молодом Советском Союзе выбор громких имен, которыми не стыдно назвать боевой корабль, был невелик.

Cruiser Kirov den første

Однако в предыдущем матче «Киров» смог окутать это имя заслуженной славой. Это был легкий крейсер, построенный во второй половине 1930-х годов по проекту, закупленному в Италии.

Вооруженный девятью 180-мм орудиями, он участвовал в обороне Таллина, а после перехода в Кронштадт до конца войны вел огонь по немецким войскам, блокировавшим Ленинград.

За выполнение задач крейсер был награжден орденом Красного Знамени — отныне официально именовался «Краснознамённым».

«Киров» служил на Балтийском флоте до конца 50-х годов, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба закончилась в 1974 году — крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с орудиями.

Но когда старый крейсер сняли со списков флота, уже заложили новый «Киров» — атомный, ракетный.

Характеристики легкого крейсера проекта 26 («Киров»)

Kirov-klasse lette kryssere (prosjekt 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна: СССР Тип: Легкий крейсер Дата выпуска: Указана в тексте Водоизмещение: 7 970 т (стандартное), 8 675 т (нормальное), 9 550 т (полное). Длина: 191,16 м Ширина: 17,7 м Осадка: 7,22 м Бронирование: Борт, нижняя палуба и траверсы: 50 мм, башня: 150 мм, башня: 50 мм Экипаж: 881 чел. ЭУ: 2 турборедуктора, 6 водотрубных котлов, всего мощность: 122 500 л.с. Дальность хода: 2140 миль Максимальная скорость: 34 узла Вооружение:

  • 3х 3х 180мм орудия в башне МК-3-180.
  • 6x 1x 100мм универсальных орудий в башенном щите.
  • 4 х 12,7-мм зенитных пулемета ДШК
  • 6х 45 мм зенитных полуавтоматов 21-К
  • 2 × тройных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю
  • 164 мин
  • глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1

Авиагруппа: 2 гидросамолета КОР-1

Характеристики даны для легкого крейсера «Ворошилов»

Проект «Орлан»

Первые атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», в США — грузопассажирский теплоход «Саванна». Довольно быстро началось строительство атомных подводных лодок — класса, в котором преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна атомохода будет оправдана не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально не предполагалось оснащение атомохода всеми возможными вооружениями — наоборот, «задачи» должны были быть разделены крейсером проекта 1165 и противолодочным корабельным вооружением проекта 1144, второй обеспечивал его противолодочное вооружение. — подводная оборона.

Потом решили, что строить по два корабля нерационально, неспособных эффективно действовать друг без друга. Было решено усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

Cruiser kirov

В июне 1977 года, за несколько месяцев до спуска основного крейсера, классификация снова изменилась. Крейсер «обзавелся» таким количеством вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из его многочисленных задач, и теперь официально считался только «тяжелым ракетным крейсером». Флот получил «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвертый, и строительство пятого отменили.

Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Корпус легких крейсеров типа «Киров» клепаный, с полубаком и транцем. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (бронированную) и две платформы. Система пополнения смешанная: в средней части (61-219 экз.) преимущественно продольная, с длиной интервала 750 мм; по внешним краям — поперечно, с расстоянием 500 мм.

Броневая защита корабля состояла из бортового бронепояса из гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (при погружении в воду на 1,3 м). Вместе с бронетраверсами 61 и 219 шп и броневой (нижней) палубой толщиной также 50 мм этот пояс образовывал 121 цитадель (64,5 % длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные пункты управления артиллерией, энергетическая установка, штурманский пост и погреба боеприпасов.

Броня 50-150 мм также защищала боевую рубку, башню главного калибра, рулевое и румпельное отделения (20 мм), а также прицельные стойки для торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизированные прицельные стойки и 100 мм мм орудийные щиты (7 мм).

Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Пушка Б-1-П была разработана в КБ завода «Большевик» и запущена в производство в 1932 г. Пушка Б-1-П обеспечивала начальную скорость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и максимальную дальность стрельбы 37,5 км.

Длина ствола 57 калибров была футерована с возможностью замены вкладышей в условиях корабля без снятия качающейся части с башни. Затвор поршневой, двухступенчатый, с компенсатором нагрузки, который открывается. Первые орудия, установленные на «Кирове», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокими вырезами. Это обеспечило увеличение живучести гонки до 320 боевых выстрелов против прежних 50-70.

Tegningsskjema for den lette krysseren

Чертеж-схема легкого крейсера «Киров» проекта 26

Зенитная артиллерия дальнего действия включала в себя шесть 100-мм универсальных установок Б-34, расположенных на кормовой надстройке, по три на борт (две батареи). На каждое орудие предусматривалось по 300 выстрелов гранат массой 15,8 кг (осколочно-фугасных, пикирующих, светоэкранных или дистанционных). Погреба для 100-мм патронов располагались на 1 платформе вдоль бортов (со стороны кормового машинного отделения) между 191 и 201 шп.

У каждого инструмента был свой подъемник. Стрельба из 100-мм орудий велась системой управления зенитным огнем (МПУАЗО) морской артиллерии «Горизонт», состоящей из двух стабилизированных по углу крена прицельных постов (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитчик (ЗАС) и СССП. Их разместили рядом на 3 ярусах носовой надстройки. В СпН имелись должности командиров батарей со 100-мм орудиями. Центральные посты МПУАЗО с автоматами стрельбы располагались на первой площадке рядом (у цоколя третьей башни) между 207 и 212 шп.

Зенитная артиллерия ближнего действия состояла из шести 45-мм универсальных полуавтоматических пушек 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. У него не было специальной системы управления; целеуказание осуществлялось командирами батарей. Расстояние до цели измерялось дальномерами ДМ-1,5. Орудия размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия в каждой, а пулеметы — на носовой надстройке. Боекомплект: к установкам 21-К — 600 выстрелов на ствол, в перегрузке — 650 выстрелов; для пулеметов — по 12 500 патронов.

Крейсера были оснащены двумя 533-мм торпедными аппаратами 39-Ю (пороховой стрельбы), разработанными в 1935-1936 гг. У них было три трубки и возможность растворить внешние трубки на 7°. Торпедные аппараты были оснащены центральными полуавтоматическими приборами наведения, входящими в состав блоков управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния».

В перегрузке крейсер принял на себя верхнюю палубу мин заграждения: 164 мины обр. 1912 г или 100 мин КБ-1. Для приема мин на верхней палубе были предусмотрены поручни длиной 270 м. Мины выпускались на воду по двум кормовым скатам.

Экипаж мирного времени состоял из 54 офицеров, 148 старшин и 532 матросов. Офицеры и старшины команд размещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трехъярусными спальными местами. Крейсера были оборудованы клубом с киноустановкой, ваннами, душевыми, механической прачечной, парикмахерской, лазаретом и амбулаторией.

Авиационное вооружение состояло из катапульты и двух самолетов, которые предназначались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта располагалась в средней части корабля между трубами. Запуск производился при повороте катапульты на угол в пределах 60-120°. Самолеты стояли на специальных площадках возле первой трубы.

Оценка корабля

TARK
Проект 1144 многие считают выдающимся, но бесперспективным для практического применения

Крейсера проекта 1144 «Орлан» входят в число крупнейших неавианосцев в мире. Многочисленное вооружение, хорошая управляемость и технические характеристики делают корабли этой серии уникальной разработкой.

Однако размеры и стоимость этих крейсеров не соответствуют их ударной мощи и боеспособности. Специалисты обращают внимание на подводные лодки проектов 949 и 949А «Антей». Последний имеет аналогичную силу удара, но намного дешевле в производстве.

для нанесения успешного удара по авианосной группе противника также требуется ряд условий — внезапность и координация действий с теми же подводными лодками. Подобный фактор ставит под сомнение эффективность крейсера «Киров» как единого боевого корабля.

Среди недостатков также выделяется слабая защита от дозвуковых низколетящих ПКР. «Оса-М» не имеет нужного угла поражения, АК-630 дает некоторую защиту, но считается слабой.

Также обратите внимание на отсутствие четко определенной роли крейсера на этапе проектирования. Благодаря этому корабль оснащен разнообразным вооружением и может выполнять широкий спектр задач. В этом издании в качестве отрицательного аспекта выделена сложность содержания такого корабля.

Боевое и защитное вооружение


Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его вывода из эксплуатации

Вооружение атомного крейсера «Киров» в первую очередь рассчитано на надводные корабли противника. Внимание было уделено и противолодочной обороне, ключевую роль в этом вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивает зенитная артиллерия. В результате корабль способен активно защищать и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Это управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных кораблей, в том числе авианосцев, предназначенных для поражения целей на больших дальностях. Применение ракет основано на спутниковом целеуказании, позволяющем корректировать курс. Этот аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей, ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве ПВО (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая из них имеет восемь пусковых установок барабанного типа, предназначенных для поражения высокоскоростных, маневренных и малогабаритных целей как на малой, так и на большой высоте. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительную ПВО обеспечивают зенитно-ракетные комплексы М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая рассчитана на запуск двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность — 15 км, высота — 3,5-4 км. Боекомплект – 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», более известный как зенитный комплекс «Кинжал» в корабельном варианте, установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. На крейсере «Киров» такое вооружение не предусмотрено из-за отказ от дальнейшей модернизации корабля.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оснащен пусковой установкой ПЛУР «Метелица», 12-ствольной реактивной бомбометной установкой РБУ-6000 и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Эти установки обеспечивают защиту корабля от торпедных атак. Для ответных мер имеются торпедные аппараты калибра 10 533 мм.

Кроме того, для борьбы с подводными лодками имеется три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость 270 км/ч, дальность полета 800 км. Вооружен управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Э.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. Таких установок на крейсере 8, по 6 стволов по 30 калибров. Используются для самообороны, на косой дистанции поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские на 5 км. Помимо этих систем имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Конструкция

Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с клипперным форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными пирамидальными мачтами.

Края надстройки и мачты были скошены для уменьшения радиолокационной заметности.

Внешне крейсер выделяется очень длинным полубаком, в котором размещены пусковые установки ракет. Антенна гидроакустического комплекса размещалась в бульбовидной носовой части. В конструкции предусмотрена необычная для ракетных кораблей того времени броня — защита жизненно важных узлов достигает 100 мм.

Cruiser Kirov-ordningen

Главная энергетическая установка — два водоохлаждаемых двухконтурных реактора, имеются резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте предусмотрены дымовые трубы. При движении на запасных котлах «Киров» может развивать до 17 узлов — примерно половину максимальной скорости.

Вооружение

Основным оружием всех «Орланов» были тяжелые противокорабельные ракеты «Гранит». Эти крылатые ракеты могут быть оснащены ядерной боевой частью и поражать любой корабль противника на расстоянии более 600 км. Комплекс «Гранит» стал единственной системой вооружения, оставшейся неизменной на всех кораблях проекта. Все остальное может существенно различаться.

В качестве основного средства ПВО был выбран комплекс «Форт».

Это морская версия знаменитого ЗРК С-300, способная перехватывать даже баллистические ракеты. Когда «Киров» поступил на вооружение, система еще не была готова, и ее передали флоту без форта. Первые три «Орлана» имели две пусковые установки, а на «Петре Великом» вторую точку заменили установкой для пуска модернизированных ракет «Форт-М».

Для самообороны от «ближних» ракет и самолетов использовались зенитные ракеты «Оса», унифицированные с армейскими. Усовершенствованный ЗРК «Кинжал», более пригодный для морской службы, устанавливался только на «Петр Великий».

Kirov cruiser

Артиллерийский «Киров» был уникальным среди всех «Орланов». Две артиллерийские установки АК-100 калибра 100 мм разместили в корме крейсера. Орудия дополнялись осколочно-фугасными гранатами и средствами ПВО (с радиовзрывателями). Уже на следующем корабле эти орудия заменили одной двухорудийной установкой АК-130 с орудиями калибра 130 мм.

Малокалиберная зенитная артиллерия ближнего действия состояла из восьми установок с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм. На последнем корабле их заменили ракетно-артиллерийскими установками «Кортик».

Разнообразным было и противолодочное вооружение «Кирова»: реактивные торпеды «Метель», два пятитрубных торпедных аппарата и три реактивных бомбардировщика.

Уже на следующем корабле «Фрунзе», «Водопад» применялись реактивные торпеды, которые запускались из обычных торпедных аппаратов, без необходимости использования отдельного пускового устройства. Бомбардировщик РБУ-6000, с третьего корабля — «Калинин» — заменен на РБУ-12000. Авиационное вооружение представлено тремя противопикирующими вертолетами Ка-27, у которых ангар разместили под палубой.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров» после вступления в строй обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, воевавшего против фашистов, получил награды своего предшественника и звание Краснознамённого. На вручении ордена и флага присутствовали ветераны из экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нес службу, принимал участие в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземное море. В 1989 году принимал участие в операции по спасению подводной лодки «Комсомолец».

Kirov første kampanje

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе негативную роль. Поломка редуктора, усугубившаяся затем проблемами с силовой установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжелый крейсер не выходил в море в ожидании ремонта. Не удалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «ждали» развала СССР и отсутствия средств на ремонт. Все «Орланы», кроме строящегося «Юрия Андропова», зачислены в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» — «Адмиралами», «Лазаревым» и «Нахимовым».

Причем «Киров» переименовали лишь формально, а буквы прежнего названия даже не закрасили.

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «сестринских кораблей». В условиях экономического кризиса «Петр Великий» был достроен и введен в строй, что сделало его флагманом Северного флота. Адмирал Ушаков, который активно служил всего десять лет, и даже Нахимов, поступивший на службу только в 1988 году, ушли в запас без должного ухода. Кроме того, оказалось, что крейсера проекта 1164 не столько уступали «Орланам» по боевым возможностям, но были гораздо проще и дешевле в эксплуатации.

В 1999 году на Ушакове объявили о начале ремонтных работ, и ожидалась модернизация. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув при этом имя «Киров». Тут стоит упомянуть, что в СССР продаваемые на металлолом корабли часто переименовывали, во избежание публикаций типа «Россия» их продавали на металл. Крейсер провел первое десятилетие нового века в грязи. Они пытались бороться за него.

Kryssere

Ветераны крейсера обратились к правительству с просьбами спасти «Киров», символизировавший престиж флота, — им было сказано, что атомоход будет возвращен в списки флота и модернизирован. На практике было принято окончательное решение об утилизации корабля. В 2016 году началась выгрузка топлива из реакторов. «Адмирал Лазарев», состоявший на вооружении всего пять лет, также ожидает демонтажа. Вполне вероятно, что после модернизации «Адмирал Нахимов» поступит на вооружение».

История создания легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Поздней осенью 1930 г специальная военно-морская комиссия во главе с начальником технического управления УВМС Красной Армии А.К. Сивковым в Италии провела переговоры о приобретении для СССР ряда боевых кораблей различных типов, в том числе легких крейсеров, в основном легкие крейсера типа «Кондотьери».

Итальянцы наотрез отказались строить корабли для СССР, но ничего не имели против того, чтобы Советский Союз организовал строительство подобных кораблей на своей территории, под руководством итальянских специалистов.

Летом 1932 года комиссия ВМФ и Союзверфа при участии главного инженера ЦКБС-1 В.А. Никитина подписала договор с фирмой «Ансальдо» на поставку советской стороне комплекса силовых установок и вспомогательных механизмов для крейсер типа Раймондо Монтекукколи, который представлял собой увеличенный и более сбалансированный крейсер класса Кондотьери, вместе с теоретическим планом. Согласно договору, итальянская сторона также взяла на себя проектные консультации и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.

Generell oversikt over den lette krysseren i Kirov-klassen (prosjekt 26)

Общий вид легкого крейсера типа «Киров» (пр.26)

Согласно советскому ТЗ, новый крейсер должен был иметь четыре 180-мм орудия, четыре 100-мм универсальных и четыре 45-мм зенитных орудия, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных торпедных аппарата, четыре спаренных ДИ- 6 истребителей на двух катапультах; максимальная скорость 37-38 узлов, экономичная дальность хода 3000-3600 миль и стандартное водоизмещение не более 6000 тонн. Предусматривался также вариант с тремя двухорудийными башнями — двумя в носу и одной в корме.

Эскизный проект был поручен судостроительной секции Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю. А. Шиманский. Проекту присвоен номер 26.

На самом деле даже в общих чертах советский крейсер внешне был очень похож на итальянский прототип. О слепом копировании итальянских идей не могло быть и речи.

Вооружение корабля проекта 26 было еще более усилено по сравнению с первоначальным проектом, изменена схема бронирования, расположение артиллерийских погребов, кормовые обводы корпуса и конструкция ствола. Изменения коснулись даже системы шпангоута корпуса: в отличие от поперечной итальянской схемы, корпус советского крейсера решили строить по смешанной системе: в средней части применялась продольная система с шагом шпации 750 мм, а в концы — поперечная система с расстоянием 500 мм.

Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трех смежных помещений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных раскосов, обеспечивающих общую продольную прочность. Благодаря изменению системы комплектования и значительному увеличению толщины палубной брони корпуса крейсеров проекта 26 оказались значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.

Hovedkaliberet til den lette krysseren

Главный калибр легкого крейсера «Киров»

Основные шестерни турбонаддува были модифицированы для увеличения мощности. По предварительным расчетам ожидалось, что крейсер водоизмещением ок. 7700 тонн развил бы на испытаниях не менее 37 узлов за счет увеличения турбин до 126500 л.с.

Корабли пр. 26 хотя и сдавались флоту не без нареканий, но тем не менее полностью соответствовали проекту и даже в чем-то превосходили расчеты. Фактически в Советском Союзе удалось построить крейсер на уровне лучших зарубежных образцов, с размерами и водоизмещением легкого крейсера, но с набором вооружения, достойным тяжелого крейсера.

Быстроходные, мощные, отличавшиеся высокоэффективными средствами боевой живучести и развитыми средствами автоматизации управления огнем, крейсера проекта 26 стали первыми крупными надводными кораблями вновь построенного советского флота, спущенными на воду после революции.

Читайте также: БПЛА «Орлан-10» ттх, конструкция, применение, история создания

История службы легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Lett krysser

Советский легкий крейсер «Киров»

Легкий крейсер «Киров»

(Построен по проекту № 26 на объекте № 189. Заложен: 22 октября 1935 г., спущен на воду: 30 ноября 1936 г., вошел в состав флота 26 сентября 1938 г., выведен из состава флота: 22 февраля 1974 г. Балтийский флот).

Строительство крейсера «Киров» шло с большими трудностями, много поломок и дефектов, невыполнение сроков строительства головного корабля «проекта 26» стало почти нормой. Удивляться было нечему – постройка огромного корабля, тем более принципиально нового для страны типа, всегда является большим испытанием для промышленности. К сожалению, главный строитель «Кирова» — военинженер 2-го ранга Н.В.Григорьев поплатился за это своей головой. После очередного ряда ошибок в испытаниях он был арестован и приговорен к смертной казни, а всего через год был арестован и его преемник В.Л. Бродский.

Крейсер, как говорится, мог вообще не вступить в строй — на одном из последних этапов испытаний одна из учебных торпед почему-то описала круг и врезалась в борт корабля (председатель корабельного приема комиссии был арестован за это А.К. Векман). Тем не менее все неисправности были устранены, и корабль был признан полностью готовым к боевой службе.

С конца 1939 г. «Киров» базировался в Таллинне, а в декабре 1939 г принял боевое крещение — участвовал в обстреле финской батареи ок русские.

В августе 1940 года Киров принял участие в крупных военно-морских учениях в устье Финского залива. 1 сентября во главе ОЛС совершил переход из Таллинна в Лиепаю под флагом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова. Осенью 1940 года крейсер отправился в Кронштадт для проведения гарантийного ремонта и замены накладок орудий главного калибра.

22 июня 1941 года «Киров» встретили на рейдовой станции в Риге, под флагом командира дивизии легких войск вице-адмирала В.П.

1 июля «Киров» прибыл в главную базу флота — Таллинн. С 22 по 27 августа 1941 г. Киров, находившийся в Таллиннском наступлении, вел огонь по скоплению войск противника и отражал атаки авиации. Вечером 27 августа «Киров» вместе с другими кораблями Балтийского флота прикрывал эвакуацию сухопутных частей из Таллинна. 29 августа «Киров» стал на Кронштадтский рейд, завершив переход из Таллина.

В ночь с 3 на 4 сентября 1940 года крейсер обстрелял войска противника на Карельском перешейке, выпустив 85 снарядов главного калибра. С 4 по 6 сентября он произвел более 30 стрельб, помогая своим огнем частям 23-й армии остановить противника на приморском участке, у излучины реки Сестры. Корабль помог отразить сентябрьское нападение на Ленинград, 7 сентября вел огонь по южному берегу бухты в районе Ораниенбаума, а 8 вместе с линкором «Октябрьская революция» вел огонь по немецким войскам в районе Дятлицы-Кипень.

23 сентября при воздушной атаке крейсер получил два прямых попадания. Бомба попала в палубу правого полубака на 110 шп и взорвалась, когда он проходил через каюты командного состава. Второй, пробив верхнюю палубу в районе 100 шп., упал на нижнюю бронепалубу и не взорвался.

4 апреля 1942 г при массированном налете на Ленинград на крейсер было сброшено 10 бомб, 9 из которых разорвались вплотную к борту, а одна попала в корабль в районе 273 шп. — пробил две покрышки, одну бортовую и взорвался уже в воде. Вышли из строя дальномеры КДП, повреждены две артустановки — 45-мм и 100-мм, наружная обшивка и шины получили значительные вмятины.

24 апреля фашистская авиация нанесла третий массированный удар, при этом Киров получил прямые попадания трех авиабомб и одного шестидюймового снаряда. В результате бомбардировки крейсер получил значительные повреждения. Ремонт корабля, начавшийся вскоре после этого, занял два месяца.

Усилено зенитное вооружение крейсера; вместо шести установили восемь 100-мм орудий; вместо катапульты — три 37-мм пулемета; 45-мм орудия на кормовой надстройке заменены 37-мм пулеметами, количество которых увеличено до 12; Были установлены два дополнительных четырехколесных 12,7-мм пулемета «Виккерс». В 1943 г верхняя палуба крейсера была покрыта бронелистами толщиной 35 мм в два слоя. Общий вес плит составил 270 тонн.

27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза за образцовое выполнение боевой задачи командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные личным составом мужество и отвагу крейсер «Киров» награжден орден Красного Знамени.

В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. «Киров» вместе с другими кораблями эскадры огнем артиллерии поддерживал наступление 42-й армии.

В июне 1944 года Киров, заняв огневую позицию в Ленинградском торговом порту, огнем главного калибра уничтожил доты и дзоты линии Маннергейма, обеспечив наступление войск Ленинградского фронта в направлении Выборга.

17 октября 1945 г во время учений «Киров» подорвался на немецкой магнитной мине. Крейсер получил серьезные повреждения, ремонт продолжался до конца 1946 года. С ноября 1949 года по апрель 1953 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию в Ленинграде у стенки завода № 194.

29 апреля 1958 года почтенный корабль был списан и поставлен на прикол в Кронштадте, но 6 сентября 1960 года расформирован, сдан в строй и передан ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер.

22 февраля 1974 года крейсер был исключен из состава ВМФ и передан ОФИ для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни решили сохранить – сейчас они установлены на Морской набережной Васильевского острова как памятник знаменитому кораблю.

Sovjetisk lett krysser

Советский легкий крейсер «Ворошилов» проекта 26

Легкий крейсер «Ворошилов»

(Построен по проекту № 26 на объекте № 198. Заложен: 15 октября 1935 г., спущен на воду: 28 июня 1937 г., вошел в состав флота 20 июня 1940 г., выведен из состава флота: 2 марта 1973 г. ЧФ).

После вступления в строй легкий крейсер «Ворошилов» вошел в состав отдельных корабельных кораблей Черноморского флота в качестве флагмана, на нем сохранил свой флаг контр-адмирал Т. А. Новиков. Корабль готовил задачи боевой подготовки, как одиночные, так и в составе дивизии. С 14 по 20 июня 1941 года участвовал в крупных военно-морских учениях, проводимых совместно с войсками Одесского военного округа

25-26 июня 1941 года крейсер «Ворошилов» принял участие в артиллерийском налете на Констанцу. 19 сентября обстрелял скопление войск противника в районе Перекопа. 24-25 сентября крейсер в сопровождении эсминца Smart перешел из Севастополя в Новороссийск, где долгое время простоял у элеваторной пристани.

2 ноября «Ворошилов» подвергся налетам немецкой авиации. В крейсер попали две 250-кг бомбы, причинившие серьезные повреждения. Для ремонта «Ворошилов» был переведен в Поти, где ремонтировался до середины марта 1942 года.

18 марта и 2 апреля Ворошилов входил в Феодосийскую бухту для защиты позиций немецких войск. 10 и 11 мая «Ворошилов» вместе с лидерами «Ташкент» и «Харьков» вели огонь по немецким войскам в районе Таш-Алчин. 27 мая Ворошилов вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Свободный» перебросил 9-ю бригаду морской пехоты из Батуми в Севастополь.

1 декабря 1942 года крейсер «Ворошилов» в сопровождении эсминца «Сообразительный» вышел на защиту порта Сулина, но, не дойдя до пункта назначения Ворошилов, был поврежден близкими разрывами двух мин и вынужден был вернуться в Поти. 10 декабря «Ворошилов» встал на объект № 201 на ремонт, который продлился до 30 января 1943 года.

31 января 1943 г крейсер «Ворошилов» и эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный» вышли в море для нанесения артиллерийских ударов по позициям противника в горном районе Колдун — цементным заводам, обеспечивающим частям 47-й армии при прорыве обороны противника.

В ноябре 1944 года Ворошилов перебрался в Севастополь, где оставался до конца войны, 8 июля 1945 года крейсер был награжден орденом Красного Знамени.

В 1946 году крейсер был доставлен в северный док объекта № 497, на нем были проведены доковые и аварийно-спасательные работы. В дальнейшем «Ворошилов» вошел в состав 50-й дивизии крейсеров Черноморского флота.

В апреле 1954 года «Ворошилов» был доставлен для капитального ремонта и модернизации на Севморзавод № 497 в Севастополе. Но 17 февраля 1956 г он был выведен из состава боевого флота, разоружен и 7 августа 1959 г переклассифицирован в опытный корабль ОС-24 для испытаний новых видов ракетного оружия.

До 31 декабря 1961 г бывший крейсер проходил модернизацию и перевооружение по «проекту 33», а с 11 октября 1963 г по 1 декабря 1965 г. — по проекту ЗЗМ. 6 октября 1972 г переклассифицирован в плавбарак ПКЗ-19, а 2 марта 1973 г исключен из списков флота и передан на разборку на металл.

Крейсер «Киров» после окончания Великой Отечественной войны

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector