- Каким должен быть советский атомный крейсер?
- Артиллерийское и зенитное вооружение
- Толчок к появлению атомных крейсеров
- Рождение проекта 1144
- Назначение
- Адмиралы печальной судьбы: Россия теряет великие корабли
- Гиганты холодной войны
- Дороже нескольких новейших…
- Пост сдал… пост принял?
- Эпоха фрегатов
- * * *
- Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»
- Все корабли проекта 1144
- Технические данные крейсера
- Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»
- Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»
- Три кругосветки Михаила Лазарева
- Ракетное вооружение
- Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой
- Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»
- История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»
Каким должен быть советский атомный крейсер?
Новые военные крейсера, которые планировало разработать советское командование Верховного флота, должны были превосходить американские корабли не только по вооружению, но и по размерам. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах лишь авианосцам, назначение которых было несколько иным.
По замыслу Главкомата ВМФ, новые боевые корабли должны были иметь следующие характеристики:
- Водоизмещение новых крейсеров должно было составить ок. 25 000 тонн;
- Длина корпуса – около 250 метров;
- Скорость – не менее 31 узла;
- Корабли должны были нести весь спектр самого современного вооружения последней модификации;
- Полная автономность корабля должна дать ему почти полную независимость.
После завершения проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоило им обозначение «линейные крейсера типа «Киров», в честь флагмана проекта «Киров».
Артиллерийское и зенитное вооружение
Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в качестве артиллерийского оснащен двухорудийной 130-мм башней АК-130, расположенной в корме, с системой управления огнем М-184, способной одновременно сопровождать две цели. По горизонтали оружие может поворачиваться на 180°, по вертикали опускаться до минус 10° и подниматься до 85°.
Этот универсальный комплекс может вести огонь по воздушным, береговым и морским целям со скорострельностью до 86 выстрелов в минуту на дальности до 25 км.
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, зенитная артиллерия ближнего действия которого была представлена четырьмя батареями по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М и общим боекомплектом 48 тысяч снарядов.
Толчок к появлению атомных крейсеров
Известие о разработке и появлении в составе ВМС США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно ударило по командованию ВМФ. В начале 1960-х советский флот мог продемонстрировать в качестве больших крейсеров только следующие модели:
- Крейсера проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли устрашить противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизации;
- Ракетные крейсера проекта 58. Эти боевые корабли могли успешно бороться с надводным флотом, но радиус поражения их оружия был весьма ограничен.
Основной упор в развитии военно-морских сил в то время делался на разработку кораблей совершенно разных классов:
- Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
- эсминцы;
- Класс больших противолодочных кораблей (БПК).
Корабли проекта 1134 с небольшой натяжкой можно было отнести к ракетным крейсерам, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ СССР должно было значительно превосходить американские аналоги.
Новые атомоходы, получившие по ТЗ самое мощное ракетное вооружение еще на стадии проектирования, сразу переводились в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза предусматривала действия в разных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на большом удалении от портов.
В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более что документация американского крейсера уже была частично скопирована советскими разведчиками. Но поскольку «холодная война» была в самом разгаре, а намерения США строить подобные корабли были неясны, командование ВМФ СССР приняло решение о строительстве превосходящих по боевой мощи крейсеров.
Рождение проекта 1144
Поскольку советский атомный крейсер должен был превзойти американский корабль по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:
- Мощнейшая эшелонированная система ПВО, способная защитить все самые важные помещения и части крейсера;
- Система противокорабельного вооружения;
- Система противолодочного вооружения.
В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что установить такое мощное и разнообразное вооружение на один корабль будет весьма проблематично. Предлагалось создать два взаимодополняющих корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту с особым упором на защиту от подводных лодок, а другой должен был быть мощным линкором. После недолгих раздумий этот вариант был признан неэффективным, так как советскому флоту требовался автономный корабль.
Поскольку процесс проектирования затянулся на долгие годы, а оружие из года в год становилось все совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новшествами в оружии. В итоге первый корабль проекта 1144 получился совершенно не таким, как задумывалось на первом этапе проектирования:
- Его вооружение стало намного мощнее;
- Также значительно увеличилось количество спецтехники;
- Водоизмещение корабля, изначально запланированное в районе 8000 тонн, в итоге увеличилось более чем в три раза.
Первый корабль проекта 1144 на стадии проектирования имел водоизмещение 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.
Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была завершена в 1972 году. В рамках этого проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых боевых кораблей не относятся к классу противолодочных кораблей. В результате Главное командование ВМФ СССР было вынуждено разработать для этих кораблей совершенно новый класс. Этот класс получил название ТАРКР или класс тяжелых атомных ракетных крейсеров.
Назначение
В 70-х годах прошлого века у советского флота возникла большая потребность в кораблях морского класса, которые могли бы длительное время находиться в боевой готовности вдали от родных берегов, имея при этом весь комплекс вооружения, чтобы иметь возможность действовать самостоятельно, без сопровождение кораблей другого класса. Проект 1144 «Орлан» менялся и дополнялся практически на лету. Корабль «Адмирал Лазарев» серьезно отличался от первенца проекта 1144, крейсера «Киров» и первоначально назывался «Фрунзе».
Основу корабля составляет ракетное вооружение различных классов. Крейсер способен в одиночку бороться с серьезными силами противника, при этом дальность ракет позволяет ему первым нанести удар при обнаружении противника, а зенитных комплексов различных типов бороться с авиацией. Автономность плавания не ограничена, и крейсер может длительное время нести боевое дежурство в любой точке мира. В мире просто нет кораблей такого класса, а их наличие в составе российского флота выводит его возможности на более высокий уровень.
Адмиралы печальной судьбы: Россия теряет великие корабли
Российские военные подписали контракт на утилизацию тяжелых атомных ракетных крейсеров «Адмирал Лазарев». Россия занимается серийным строительством кораблей дальней морской зоны. Но смогут ли они стать достойной заменой разобранным атомным крейсерам советской эпохи?
30-й судоремонтный завод в Приморье и компания «Росатом» получили контракт на разделку корабля. К августу этого года подрядчик должен собрать эллипс, возле которого крейсер проведет последние годы своей жизни. Эксплуатация должна быть завершена в 2025 году и обойдется государству в пять миллиардов рублей.
На самом деле принципиальное решение о судьбе крейсера было принято еще в 2018 году. Источник в Минобороны тогда сообщил о пакетном решении избавиться от шести атомных крейсеров и подводных лодок. Среди «осужденных» оказались в свое время два представителя проекта 1144 «Орлан»: крейсера «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев».
Более того, ситуация некоторое время висела в воздухе. С одной стороны, ломать — это не строить; с другой стороны, слишком уж уникальные корабли подлежали отправке на металлолом.
Гиганты холодной войны
Крейсера проекта 1144 «Орлан» проектировались и строились в конце СССР и опирались на всю мощь тогдашней науки и промышленности. Их строительство началось в 1973 году, а последний из гигантов был завершен уже после распада страны, в 1996 году. Из запланированных семи кораблей было построено четыре: «Адмирал Ушаков» (на момент закладки — «Киров»), «Адмирал Лазарев» («Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» («Калинин») и «Петр Великий» («Куйбышев»).
В результате советский, а затем и российский флот получил самые большие (после авианосцев США) и тяжеловооруженные надводные корабли в мире. Эксперты НАТО даже ввели специальный термин линейный крейсер типа «Киров», что переводится как «линейный крейсер типа «Киров». После начала службы эти корабли относились к категории «оружия, меняющего правила игры», то есть коренным образом влияли на баланс сил в том регионе, где они появились.
И неудивительно: главный калибр каждого из «Орланов» составляет 20 ПКР «Гранит», что обеспечивает загоризонтное поражение корабельных группировок противника ядерным оружием. На предельно больших дальностях стрельбы эти ракеты наводятся стратегическими бомбардировщиками Ту-95 или спутниками.
Уважение и трепет вероятного противника внушала и ПВО кораблей: основу воздушного щита составляла корабельная версия зенитно-ракетных комплексов С-300, самые совершенные модификации которых позволяли не только водить по аэродинамическим целям (самолеты, вертолеты, крылатые ракеты), но и для стрельбы баллистическими ракетами малой дальности.
ПВО большой дальности на первых трех крейсерах дополнялся корабельным аналогом войскового ЗРК «Оса-М», а «Петр Великий» получил более совершенную систему — «Кинжал», использовавшую те же ракеты, что и комплекс «Тор-М1».
Этот ракетный арсенал дополняли уникальные артиллерийские установки АК-130 — спаренные 130-мм орудия, стреляющие от 20 до 86 выстрелов в минуту и прикрывающие цели на расстоянии до 25 км, — а также ряд противолодочных и противолодочных артиллерийских установок оружие. — торпедное вооружение и системы помех.
Наконец, каждый из крейсеров получил по два вертолета, способных обнаруживать подводные лодки противника на расстоянии до 200 км от корабля и уничтожать их управляемыми глубинными бомбами и подводными ракетами. Эти же вертолеты могут выполнять роль корректировщиков ПКР «Гранит».
При таком мощном вооружении и огромном водоизмещении (почти 26 тысяч тонн) крейсера закономерно должны были стать ядром Северного и Тихоокеанского флота России. Но этого не произошло.
Дороже нескольких новейших…
Гигантские корабли оказались слишком дорогими для российской экономики, опустошенной рыночными реформами 1990-х годов. Нормально даже на советском флоте довелось послужить только первым двум представителям серии: «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев». «Нахимов» был спущен на воду в 1988 году, а «Петр Великий» вообще вступил в строй в 1996 году, когда Борис Ельцин был избран на новый срок и подсчитывалась прибыль от залоговых аукционов.
Сейчас в составе флота продолжают службу только два последних крейсера. «Петр Великий» — флагман Северного флота, а «Адмирал Нахимов» завершает длительную модернизацию.
Головной корабль проекта «Адмирал Ушаков» не выходил в море с конца 1990-х годов. Он давно выведен из эксплуатации и ждет утилизации уже много лет. С Лазаревым ситуация была не столь однозначной. Формально говоря, это была моль, а флотское руководство постоянно колебалось: утилизировать или модернизировать уникальный корабль.
Первое решение о разделке было принято еще в 1999 году, но уже на следующий год, после смены власти в стране, были найдены средства на сохранение корабля. В 2004 году специалисты «Звезды» сняли с крейсера ядерные реакторы, благодаря чему его многолетняя отстойность перестала представлять угрозу радиационной аварии. В 2009 году Минобороны заявило о намерении вернуть Лазарева в строй. В 2011 году появились сообщения о том, что военное ведомство разрабатывает план модернизации совместно с оборонной промышленностью.
В последующие годы, похоже, эти планы начали реализовываться: в декабре 2014 года корабль завершил плановый доковый ремонт, а в 2015 году в СМИ появилась информация о том, что в связи с изменением морской доктрины — намерение России вернуться в морях и получить средства для действий в дальней морской зоне — было принято решение о возрождении крейсера. В конце концов, однако, баланс качнулся в сторону «небытия».
Комментируя окончательное решение об утилизации корабля, источник «Интерфакса» в военно-промышленных кругах сообщил, что оно принято в связи с оценкой технического состояния «Лазарева».
Восстановление обошлось бы дороже, чем строительство более современных кораблей в морской зоне. На самом деле это старый корабль, который десятилетиями не эксплуатировался. Планы утилизации продиктованы логикой: идет серийное строительство новых кораблей в дальней морской зоне.
Можно сказать, что Лазареву просто не повезло. Его однокурсник «Адмирал Нахимов» находился почти в таком же положении: формально он был отправлен на ремонт в 1999 году, но реальная работа над ним началась только через 14 лет, в 2013 году роль в печальном для Лазарева результате, а может быть, все дело в том, что консервация была сделана не так тщательно.
В любом случае, почти 20-летнее бездействие, безденежье и многолетние колебания в командовании окончательно положили конец крейсеру. Деньги, потраченные на частичную реставрацию, оказались выброшенными на ветер, а точнее, утонули в воде.
Пост сдал… пост принял?
С другой стороны, утилизация — такая же неотъемлемая часть жизни военного корабля, как первая резка металла, закладка киля, полет бутылки шампанского на борт, ходовые испытания и принятие в состав флота. Лишь очень немногим морским лордам удалось избежать этой участи, став музеями или погибнув в бою. И в этом свете наибольший интерес представляет вопрос о том, кто заменит «Орланы».
В России ведется серийное строительство кораблей дальней морской зоны. Что это за корабли, какова их численность и могут ли они стать достойной заменой утилизируемым гигантам? Или это еще одна группа утверждений о валидоле, призванных показать нуждаемость как добродетель?
Формально эсминцы проекта 23560 «Лидер» должны были стать прямыми преемниками «Орланов». При значительно меньшем водоизмещении (19 тыс тонн) по остальным основным параметрам эти корабли в проекте соответствуют советским гигантам:
- атомные электростанции и, как следствие, неограниченный радиус действия;
- ЗРК на базе С-400 или в перспективе С-500 с 56 ракетами большой дальности;
- ракетный комплекс средней дальности «Полимент-Редут», аналог наземного ЗРК С-350 «Витязь» (оба используют ракеты 9М96 и 9М96М);
- морской вариант ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» для ближней обороны.
Эсминцы также должны были получить автоматические 130-мм орудия, два-три противолодочных вертолета и ряд противоторпедных средств. Главным аргументом «Лидеров» должны стать универсальные пусковые установки, позволяющие вести стрельбу противокорабельными ракетами, противолодочными ракето-торпедами и крылатыми ракетами большой дальности, предназначенными для поражения наземных целей. Общий боекомплект этих ракет, по разным оценкам, составит от 80-90 до 120-130 единиц.
Иными словами, «лидеры» с их огромным зенитным зонтиком, возможностями противоракетной обороны и огромным боезапасом современных ПКР должны стать тем самым «переломным» оружием, которым в свое время показали себя «орлы».
Однако есть одна проблема: согласно открытым источникам, заказ на эти корабли был отменен Минобороны еще в 2016 году. По другим данным, закладка кораблей была просто сдвинута во времени (с закладкой головного корабль после 2022 года). Если эта информация верна, флот может рассчитывать на суперэсминцы уже к концу 2020-х годов, если нет, то никогда. Во всяком случае, таких кораблей сейчас нет и не будет еще долгие годы.
Эпоха фрегатов
С другой стороны, обязательно будет реализован еще один проект, который хоть и не является прямым преемником «Орлана», но может дать России возможность вести операции за пределами внутреннего моря. Кандидат на эту роль ровно один: фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Это относительно небольшие корабли (водоизмещение стандартное — 4500 т, полное водоизмещение — 5400 т), которые несут управляемое ракетное вооружение.
Основное отличие от советских тяжелых крейсеров и перспективных лидеров в том, что эти фрегаты несут неатомное вооружение. Их силовая установка представляет собой высокотехнологичную комбинацию дизельной и газовой турбин. Первый обеспечивает высокую топливную экономичность при дальних переходах, второй — высокую скорость при преследовании и маневрирование в бою.
Отсутствие ядерных реакторов, конечно, ограничивает дальность, но имеющейся дальности в 4500 морских миль (более 7200 км) достаточно для обеспечения российского присутствия в важнейших районах Мирового океана. При этом отказ от атома радикально снижает как стоимость самих кораблей, так и затраты на эксплуатацию.
Стоит отметить, что фрегаты типа «Адмирал Горшков» целенаправленно разрабатывались как оружие для современных и будущих войн: без мании величия, но с учетом основных требований текущего момента. В первую очередь это выражалось в том, что они построены по технологии «стелс». Радиолокационная малозаметность обеспечивается как специфической архитектурой надстроек и надводной части корпуса, так и за счет широкого применения полимерных и композиционных материалов.
Во-вторых, фрегаты создавались как универсальная платформа, способная нести весь спектр современных ракет: сверхзвуковые ПКР «Оникс», крылатые ракеты семейства «Калибр», а после ввода в строй — дальнобойные гиперзвуковые «Цирконы».
Это достигается применением универсальных огневых комплексов (3С14У1). Первые четыре фрегата проекта вооружены 16 ракетами «главного калибра», что делает их ударную силу сравнимой с «Орланами». Модернизированная версия фрегатов получит 24 ракетные ячейки, а в дальнейшем количество противокорабельных и крылатых ракет может быть увеличено до 32 штук. То есть при гораздо меньших размерах, обзорности и цене фрегаты окажутся более вооруженными, чем огромные крейсера советской эпохи.
Похожая тенденция прослеживается и в остальном арсенале оружия: артиллерийская установка А-192 «Армат» — одноствольная версия монструозной двустволки АК-130, ЗРК «Полимент-Редут» обеспечивает плотное прикрытие кораблей на расстояние до 150 км. При этом, по данным из открытых источников, ведутся работы по адаптации комплекса к использованию ракет 40Н6 — основного боеприпаса от С-400 «Триумф». Фрегаты также оснащены вертолетами, что позволит им успешно выслеживать подводные лодки противника, не подвергая борт атаке из-под воды.
Таким образом, несмотря на свои относительно небольшие размеры, эти корабли имеют более или менее тот же набор вооружения, что и «Орланы», только более современный, легкий и дальнобойный. В целом фрегаты выглядят наиболее практичной заменой тяжелым ракетным крейсерам.
Примечательно, что модернизированный «Адмирал Нахимов» получит те же пусковые установки 3С14, а вместе с ними и возможность вести огонь «Калибрами», «Ониксами» и «Цирконами», что и «Адмирал Горшков». И в этой связи выбор между модернизацией более старого советского крейсера или постройкой нескольких современных фрегатов с сопоставимой ударной мощью кажется вполне очевидным.
Важным преимуществом проекта 22350 по сравнению с «Лидерами» является то, что эти фрегаты реально строятся, причем достаточно быстро. Флагман серии «Адмирал Горшков» и фрегат первой серии «Адмирал Касатонов» уже сданы в строй. Третий корабль серии «Адмирал Головко» был спущен на воду в мае прошлого года и в настоящее время проходит испытания. Его планируется передать флоту в конце 2022 года.
«Адмирал Исаков» готовится к спуску на воду до конца этого года. Он станет последним, построенным по проекту с 16 ракетными ячейками. После него поставленные в 2019 и 2020 годах — «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» — получат по 24 пусковых ячейки. Кроме того, подписаны контракты на строительство еще двух кораблей, названия которых пока не выбраны.
* * *
Если планы по строительству фрегатов не будут сорваны, российский флот впервые за долгое время получит полноценную серию крупных и современных надводных кораблей. Расставание с устаревшими крейсерами не должно на этом фоне вызывать больших сожалений.
Но это так.
Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»
К настоящему времени принята масштабная госпрограмма по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». На данный момент последний из четырех кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий», находится в боевом строю».
На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению специалистов, технологический ресурс кораблестроения себя полностью не исчерпал. В планах Верховного Главнокомандования ВМФ строительство новых кораблей этого класса не предусмотрено. А вот восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь — вполне посильная задача.
Планируется иметь в составе флота три корабля этого класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихоокеанском. Все работы по модернизации корабля планируется провести в течение 5 лет. Ввод в строй модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело — проекты, другое — реализация плана.
По последним данным, на сегодняшний день ремонт проводится только на ТАРКР «Адмирал Нахимов». Модернизация затронула все основные узлы и агрегаты судна. Меняется и вооружение корабля. Вместо пусковых установок ПКР «Гранит» на корабле установлены пусковые установки ПКР П-800 «Оникс» (экспортный вариант ПКР «Гранит»).
Со старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев», ситуация не меняется в лучшую сторону. Ремонтные работы на корабле еще не начались. Корабль, вероятно, будет списан. После модернизации два оперативных крейсера составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.
Все корабли проекта 1144
Первым кораблем проекта 1144 стал «Киров», строительство которого началось в 1977 году. Строительство первого корабля серии длилось всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада Советского Союза «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Боевая карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и ожидал утилизации.
Следующим кораблем серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. В строй этот корабль вошел в 1984 году. После распада Советского Союза крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Этот крейсер был единственным кораблем проекта 1144, стоявшим на Тихоокеанском флоте.
Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии поступили на вооружение ВМФ. Он был закрыт в 1983 году и получил название «Калинин». Этот корабль вошел в состав флота только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, и его переименовали в «Адмирал Нахимов».
Судьба четвертого корабля серии достаточно сложная. Этот корабль был заложен в 1986 году, а сдан в эксплуатацию только в 1998 году, так как пик строительства пришелся на распад Советского Союза и тяжелые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта получил название «Петр Великий» и до сих пор успешно несет боевую службу.
Первый корабль серии, скорее всего, будет утилизирован, а вот судьба «Адмирала Лазарева» остается неясной. Либо его поставят на глобальную модернизацию после того, как адмирал Нахимов закончит давно назревший ремонт, либо отправят на слом после того, как будет списан первый корабль серии. Так или иначе, теперь его судьба может решиться только на высоком государственном уровне.
Читайте также: Самолет реактивный минус десять
Технические данные крейсера
Так вторым кораблем проекта «Орлан» стал нынешний «Адмирал Лазарев», атомный крейсер длиной 252, шириной 28,5 и осадкой более 9 м. Бак крейсера составляет около 70% длины корабля. Он разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать помещений. Во всем корпусе 5 палуб. В корме, под палубой, находится ангар для трех вертолетов и лифт для их подъема, а также помещение для хранения топлива и боеприпасов. Основным материалом в надстройках являются алюминиево-магниевые сплавы.
Общего бронирования на крейсере нет, но днище сделано двойным для защиты от боевых повреждений, а на уровне ватерлинии по периметру проходит утолщенный броневой пояс, высота на 1 м ниже ватерлинии и на 2,5 м над ней.
Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»
Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически не отличалась от конструкции первого корабля проекта, разве что проект 1144 был несколько дополнен в процессе постройки. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было принято решение о замене частей вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Наиболее важными изменениями были:
- Получение крейсера новейшей зенитной системы «Кинжал»;
- Турельные установки шестиствольных пулеметов заменены на кортиковское вооружение»;
- Система противолодочной обороны «Метель» заменена на более современную «Водопад»;
- Противолодочная оборона нового корабля помимо защитного комплекса получила бомбардировщики РБУ-6000.
Следует отметить, что вооружение каждого из четырех кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно это заметно, если сравнить первый и последний корабль в серии. Второй и третий корабли по вооружению представляют собой промежуточные варианты.
Радиотехническое оборудование крейсера «Адмирал Лазарев» также существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:
- Корабль получил ЛПК МП-800 «Флаг»;
- БИУС «Дровосек-44»;
- МКРЦ «Коралл-БН».
Все это радиолокационное оборудование было мощнее оборудования «Кирова».
Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»
Крейсер «Адмирал Лазарев» имел собственную эскадрилью, состоящую из трех тяжелых вертолетов. Вертолеты могут выполнять следующие функции:
- Противолодочный поиск;
- Целеуказание;
- Интеллект;
- Поисково-спасательные работы.
Экипаж вертолетов имел отдельные кабины, отделенные от экипажа атомного крейсера. Огромные объемы водоизмещения крейсера позволили выделить не только ангар под палубой для вертолетов, но и отдельный отсек для хранения внушительного запаса топлива.
Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» был внушительным по численности — более 700 человек. И около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы размещались в комфортабельных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины размещались в просторных кубриках на 6-30 человек.
Поскольку атомный крейсер был автономным, на его борту размещались следующие предметы, предназначенные исключительно для удобства экипажа:
- Телевизионная студия;
- Два санузла и сауна;
- Бассейн и 15 просторных душевых;
- Медицинский блок, в котором есть своя операционная, рентген, аптека, лазарет и поликлиника;
- Три каюты и просторный общий салон;
- Спортзал.
Весь набор этих особенностей, которые в то время были только в элитных санаториях, превращал службу на теплоходе «Адмирал Лазарев» в настоящий курорт.
Три кругосветки Михаила Лазарева
Окончание Отечественной войны 1812 года ознаменовало для поручика Михаила Лазарева начало совсем другого этапа его морской карьеры — исследовательского. В 1813 году он принимает командование только что построенным русско-американским фрегатом и отправляется на нем во второе в истории русского флота кругосветное плавание. Целью экспедиции Лазарева была Русская Америка. После выхода из Кронштадтского рейда 9 октября 1813 г. Суворов должен был доставить туда необходимые припасы колонистам, что и было сделано в ноябре 1814 г., а 15 июля 1816 г корабль вернулся в Кронштадт
Успех этого плавания предопределил новое назначение молодого способного офицера: он стал командиром шлюпа «Мирный», прикомандированного к первой русской антарктической экспедиции. Правда, Михаилу Лазареву пришлось немало потрудиться, прежде чем отправиться в это путешествие, чтобы приспособить бывший ледовый транспорт «Ладога» для плавания в высоких южных широтах. Корабль был оборудован двойной обшивкой и подводной частью, обшитой медными пластинами, а по требованию капитана элементы конструкции и управления из сосны были заменены на более прочный дуб.
16 июля 1819 года «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» под командованием капитана II ранга Фаддея Беллинсгаузена отправился в историческое плавание, где 26 января 1820 года был открыт шестой континент — Антарктида. Оба корабля не возвращались домой до 5 августа 1821 года, совершив кругосветное плавание, проведя во льдах сто дней, четырежды достигнув антарктического побережья и составив подробные карты ранее открытых мест. Кстати, этими картами еще столетие пользовались моряки всего мира.
Такое достижение не могло остаться без награды. По итогам антарктической экспедиции лейтенант Михаил Лазарев был удостоен звания капитана II ранга, перескочив морское звание, что было редкостью. А через два года командир фрегата «Крейсер» капитан Лазарев отправился в свое третье кругосветное путешествие — и снова к берегам Русской Америки, которые нужно было обезопасить от активных контрабандистов. Вместе с «Крейсером» в 1822-1825 годах кругосветное плавание совершил и шлюп «Ладога», которым командовал капитан-лейтенант Андрей Лазарев.
Совершив труднейший поход и получив в награду чин капитана 1-го ранга, Михаил Лазарев настоял на награждении всех без исключения членов своего экипажа — не только офицеров, но и матросов, что было исключительным случаем.
Впрочем, для самого Михаила Лазарева в таком отношении к матросам не было ничего исключительного. Пройдя жесткую школу британского флота и хорошо зная, как многие младшие офицеры в России относятся к младшим чинам, Лазарев сделал все, чтобы матросская служба под его командованием не была тяжелым трудом. Такой же настрой он привил и своим ученикам — будущим флотоводцам Павлу Нахимову, Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову, Евфимию Путятину.
Лазарев требовал от всех офицеров, служивших под его началом, уважительного отношения к матросам, и чем выше он поднимался по служебной лестнице, тем более низшие флотские чины могли рассчитывать на его заступничество.
Ракетное вооружение
ТАРК «Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, вооружение которого ракетное, зенитное, артиллерийское, минно-торпедное, дополненное авиационным.
Главной ударной силой корабля являются двадцать противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Гранит» — сверхзвуковые крылатые ракеты стартовой массой 7 тонн, низко летящие к цели, с дальностью более 600 км. Они размещены в пусковых установках под палубой в носовой части. Угол возвышения составляет 47°.
Ракеты в полете автономны, одна из них летит выше других в залпе и управляет ими, распределяет цели, перед целью все они выполняют сложный зенитный маневр.
Для ближней обороны крейсер оборудован с обоих бортов носовой надстройки ЗРК «Оса-МА» с выдвижными двухбалочными пусковыми установками на 40 ракет.
Основным средством ПВО в дальней зоне крейсера являются два зенитно-ракетных комплекса С-300Ф «Форт», каждый с шестью ракетами вертикального пуска.
Пусковая установка рассчитана на пуск восьми ракет, то есть весь корабль может выпускать одновременно 96 ракет. Цели со скоростью полета до 1,3 км/с «Форт» способен поражать на расстоянии до 75 км, на высоте от 25 до 25 тысяч метров.
Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой
Головной корабль серии, получивший имя «Киров», был списан весной 1973 года. Строительство атомохода длилось менее четырех лет. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии — атомный крейсер «Фрунзе» — был заложен в 1978 году, когда головной корабль еще строился с машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» поступил на вооружение Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота.
Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 года на корабле были установлены главная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов принять экипаж, заранее сформированный на базе 10-й эскадры Тихоокеанского флота.
После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле двигательная установка была испытана на всех режимах и отстреляна из всех видов корабельного вооружения.
Гордостью Тихоокеанского флота СССР стал тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», ныне крейсер проекта 1144 «Адмирал Лазарев». Новое название корабль получил в 1992 году в честь известного русского флотоводца Михаила Петровича Лазарева.
Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии Кировский ТАРКР. Новые боевые корабли Тихоокеанского флота, появившиеся на Дальнем Востоке, сразу же изменили соотношение сил. Обладая высокой автономностью и мореходностью, мощный корабль смог взять под контроль бескрайние воды Тихого океана, от Камчатки до Южно-Китайского моря.
Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»
В целом проект второго корабля серии был идентичен проекту основного крейсера, но когда головной корабль был еще в пути, проект был дополнен, и получил новый индекс 11442. Наиболее важные изменения коснулись оборонительный комплекс. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо турельных установок шестиствольных пулеметов на корабле были установлены пушки ЗАК «Кортик».
Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» доведено до более совершенного вида, вместо противолодочного комплекса «Метель» на корабле установлен новый комплекс «Водопад». Противолодочная оборона была усилена реактивными бомбардировщиками РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили сдвоенную артиллерийскую установку АК-130.
При большом технологическом ресурсе вооружения не все советские атомные крейсера были способны получить одинаковое вооружение. Каждый последующий корабль, даже по усовершенствованному проекту 11442, оснащался индивидуально.
Второй и третий корабли серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, по сравнению с первым кораблем серии и последним ТАРКР «Петр Великий».
На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм пулеметов вынесены в район надстройки. Вместо нее установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер служил самым маленьким из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем не появились.
Изменения основной и зенитной артиллерии коснулись кормы корабля и надстройки, но некоторые изменения претерпела и носовая часть корабля. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабле были установлены компактные штатные торпедные аппараты комплекса «Водопад», предназначенные для ракето-торпед.
Радиолокационное оборудование на крейсере также претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оборудовании ТАРКР «Адмирал Лазарев» был установлен ЛПК МР-800 «Флаг», в состав которого входили две радиолокационные станции МР-600 и МР-700 «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Корал-БН».
История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»
Первый пуск атомного крейсера «Фрунзе» состоялся весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвел пробные пуски ракет из состава противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые заступил на боевую службу вблизи Японии. Основной боевой задачей корабля было слежение за истребителями авианосцев ВМС США. Эта операция проходила в тесном взаимодействии с другими боевыми кораблями ВМФ СССР.
В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно заходил на боевое дежурство, проводя при этом испытательные пуски ПКР «Гранит». После распада Советского Союза корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего служба фактически закончилась. Отсутствие финансирования привело к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.
В 1999 году было принято решение о выводе крейсера из состава Тихоокеанского флота в резерв. На данный момент атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ожидает решения, которое позволит ему отправиться на модернизацию или утилизацию.