Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

Военная техника

Кондитер из-под Ярославля

Биография будущего конструктора долгое время не давала оснований видеть в нем технического гения. Михаил Ильич Кошкин родился в 1898 году в селе Брынчаги (Ярославская губерния) в семье крестьянина с небольшим участком. Основным источником семейного дохода были ремесла, но и они стали причиной бед. Михаилу было всего 7 лет, когда умер его отец, перенапрягшийся на лесозаготовке.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

Сыну пришлось помогать матери, оставшейся вдовой с тремя маленькими детьми. Работа нашлась в столице на кондитерской фабрике (ныне Красный Октябрь), куда он поступил в 14 лет. Сначала был подмастерьем, но вскоре стал оператором в кондитерской.

«Кондитерская» биография продолжилась после службы в армии и участия в Гражданской войне.

В 1921-24 годах будущий создатель Т-34 учился в Коммунистическом университете в Москве (как перспективный молодой партийный деятель), затем был направлен в Вятку, где до 1929 года руководил кондитерской фабрикой.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что Кошкин был хорошим руководителем, его уважали подчиненные и отмечали его заслуги в повышении производственных показателей.

Кошкин и потребность страны в танках

Военная биография Михаила Ильича Кошкина довольно коротка. Он был призван в армию незадолго до Февральской революции, служил под командованием Керенского, а затем вступил в Красную Армию. Красноармеец Кошкин принимал участие в боях под Архангельском и Царицыном, в разгроме Врангеля. Был ранен, заболел сыпным тифом, в связи с чем был демобилизован. За время службы он стал большевиком и познакомился с военным железнодорожным делом.

Но не совсем ясны обстоятельства интереса Кошкина к танкам. Вероятно, он заинтересовался ими под Архангельском — там у британских интервентов были танки.

Важнейшая цель индустриализации

В 1929 году СССР объявил курс на индустриализацию. Одной из главных его задач было обеспечение обороноспособности страны, что не могло быть решено без развития тяжелой промышленности.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина
В то время Советский Союз фактически не имел собственного производства танков. Пропаганда начала работать с того, что объявила создание танковых войск делом чести всех сознательных советских граждан. Но это не означало, что осуществить задуманное было легко.

Требовалось не только создать производство с нуля, но и обучить персонал.

Некоторые источники утверждают, что 30-летний Михаил Ильич Кошкин (семьянин, успешный руководитель) сам просил своего друга, видного партийного деятеля С. М. Кирова направить его учиться на инженера. В то время не всегда хватало знаний и желания поступать на выбранную специальность, нужно было, чтобы направление считалось «политкорректным».

По другой версии, он стал курсантом «по мобилизации», и попал в число партии «пятитысячников», направленных на целевую подготовку. Ясно одно: в 1929 году Кошкин начал учиться сначала в Ленинградском технологическом институте, а затем в Политехническом институте. Изучение агрегата автомобилей и тракторов.

Харьковский конструктор танков

Танк и трактор в СССР понятия родственные. Дипломная работа «автомобилиста» Кошкина была посвящена коробке передач среднего танка. После окончания его пригласили работать на завод. Молотова (ныне ГАЗ), где проходил практику.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина
Но кандидат настоял на его направлении в танкоконструкторское бюро. Нарком тяжелой промышленности С.К. Орджоникидзе прислушался к мнению своего друга Кошкина, а не руководства завода. С Орджоникидзе (как и с Кировым) будущий конструктор познакомился и подружился еще во время учебы в коммунистическом вузе.

Орджоникидзе в 1936 году и отправили его в Харьков. Там, в танковом цехе ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод), возникли проблемы с модернизацией танка серийного производства БТ-7. Кошкин, уже имевший опыт работы в агентстве в Ленинграде (он участвовал в создании Т-29 и Т-46-1), согласился возглавить отдел, по сути, собственное конструкторское бюро танков.

Человеческие качества имеют значение

Стоит отметить, что Михаил Ильич Кошкин всегда ставил дело на первое место, как это было принято в его время. Но это не значит, что он был только инженером и не более того.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

В Вятке Михаил Ильич женился на В. Н. Катаевой. У них было три дочери: Елизавета, Тамара, Татьяна. Жена была не в восторге от необходимости переезда из Ленинграда в Харьков, но спорить не стала. Семья терпела постоянную занятость мужа и его частые отлучки.

Коллеги также высоко оценили человеческие качества Кошкина. Его характеризовали как человека, легко ладящего с людьми, отличного организатора. Сотрудники могли с ним поспорить, и он всегда был готов изменить свое мнение под влиянием аргументов.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

Из-за непростой ситуации в стране по мере развития карьеры Кошкина много позже, уже в перестроечные годы, его обвиняли в интриганстве и чуть ли не в плагиате. Но вряд ли сами «критики» смогли бы спорить с маршалами во имя высшей цели, нарушать их прямые приказы и таскать на себе танки из болота. А Кошкин смог.

Сложная биография «тридцатьчетверки»

В танковый отдел КБ Харьковского паровозостроительного завода Кошкин пришел в начале 1937 года. В этой организации он проработал до самой смерти (сначала — начальник отдела, затем — главный конструктор). Харьков стал колыбелью «тридцатьчетверки». Но биография Танка была непростой.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

1937 год в советской истории печально известен началом репрессий. Коснулся он и коллег Кошкина. Его предшественник А. Фирсов был арестован и едва успел передать дела. Причиной стала постоянная неисправность БТ-7. Репрессирован был и один из лучших дизайнеров агентства А. Дик. Из-за этого недоброжелатели обвиняют Кошкина в присвоении их идей, а его личный вклад в создание Т-34 ничтожен.

Но период вообще для отечественного танкостроения был сложным. Идею формирования бронетанковых войск активно «обыгрывали» в свое время такие «враги народа» как Уборевич и Якир. Да и друг Кошкина С.К. Орджоникидзе «попал под раздачу» репрессивной системы. Поэтому не стоит удивляться арестам конструкторов.

И Кошкин, разумеется, был не единственным, кто работал над танком и использовал некоторые наработки своих предшественников. Но именно он сумел «протолкнуть» их общее детище мозга в производство, и пожертвовал для этого своей жизнью.

Гусеницы или колеса

Дик по анонимному доносу также был арестован, а дизайнеры его агентства перешли в совместное конструкторское бюро, которое возглавил Кошкин. Новым директором объекта стал Юрий Маскарев, присланный из ленинградского Кирова. Работы по созданию новых машин продолжались. Основными направлениями были проекты легкого танка А-20 (продолжение работ ОКБ «Дика») и А-32. В целом модели были схожи: дизель В-2, острые углы броневой обшивки (эта идея принадлежала конструктору Н.Ф.Цыганову), сварная башня.

А вот А-20 в соответствии с техническим заданием стал колесно-гусеничным, как и его «предки» серии БТ. А-32 имел только гусеничный ход — изначально на чертежах он даже назывался А-20Г, то есть «гусеничный». В то время ресурс гусениц танка был очень мал, поэтому предполагалось, что по шоссе танк будет ездить на колесах, а в бой по пересеченной местности идти на гусеницах. Но конструкторам удалось увеличить ресурс, поэтому от колес решили в инициативном порядке отказаться. Это позволило усилить броню и установить более мощную 76-миллиметровую пушку.

Чтобы самовольно выйти за рамки государственной задачи, нужны были большое мужество и вера в успех. На совещании в Кремле в феврале 1939 года, куда Кошкин и Юрий Максарев привезли проекты двух танков, конструктор даже осмелился затеять спор с военными, не верившими в чистый трамвай. В итоге решающим стало мнение Сталина, который поддержал инициативу харьковчан и предложил им изготовить опытные образцы обоих танков под свою ответственность.

Последний барьер: в чем был подвиг подольских курсантов Они не смогли остановить врага, но выиграли время

К маю опытный А-20 был готов и приступил к заводским испытаниям, следом был изготовлен А-32, а испытания начались в середине лета. В августе обе машины были доставлены в войска для испытаний. Танки получились неплохо, но начальник АБТУ Красной Армии Д. Г. Павлов высказал пожелание о значительном увеличении брони.

Затем на танк А-32 навесили 5 тонн груза, после чего он вышел на второй этап ходовых испытаний. Был риск повторения ситуации с БТ-7, когда некоторые узлы и агрегаты не справлялись с дополнительным весом, но конструкторы лучше понимали возможные «болевые точки» машины.

В ходе испытаний 19-тонный танк, загруженный до 24 тонн, прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км/ч. В зависимости от дорожных и грунтовых условий запаса топлива хватало на 235–333 км. В целом танк справился хорошо — двигатель, ходовая часть и, главное, коробка передач, модернизированная группой Морозова, работали надежно. Теперь появилась возможность удвоить бронезащиту (с 20 до 45 мм), что позволило бы танку быть практически неуязвимым для полевых противотанковых орудий калибра 37 и 45 мм.

По результатам испытаний Комитет Обороны СНК СССР принял Постановление № 443 о принятии на вооружение танка А-32 19 декабря 1939 года. В мандате указывалось, что танк должен был быть исключительно гусеничным, с лобовой броней 45 мм. Новая машина получила серийный номер Т-34. Теперь это был не легкий, а средний танк, и его вооружение превышало даже запросы военных за счет установки новой танковой пушки Л-11. Скорость оставалась достаточно высокой – более 55 км/ч.

Теплый лед: как «Дорога жизни» спасла Ленинград во время блокады 80 лет назад первая колонна прошла по льду Ладожского озера

Советский дизель

Этот необыкновенный человек появился в Харькове в 1931 году. под конвоем и в наручниках. Купеческий сын, еще до революции получивший прекрасное инженерное образование в Германии и Швейцарии, с началом Второй мировой войны вернулся на родину и честно работал над изготовлением дизелей для подводных лодок и кораблей. В 20-е годы Фирсов работал в Николаеве на судоверфи, затем его пригласили в Ленинград на завод «Русский дизель» (бывший завод Нобеля).

В 1930 году его обвинили в участии в деструктивной группе, якобы действовавшей в Николаеве, и он получил пять лет лагерей, но вместо ГУЛАГа был отправлен в Харьковский изолятор. Жена конструктора и трое детей остались в Ленинграде, а сам он жил под присмотром в общежитии на объекте.

Фирсов и Челпан были уверены, что будущее танкостроения не за бензиновыми, а за более экономичными дизелями. Проблема заключалась в сложности производства, но такие двигатели выдавали большую мощность и были менее горючими — дизельное топливо воспламеняется только при высоких температурах. Именно с применением нового двигателя В-2 появилась возможность усилить броню и увеличить размеры башни для оснащения ее более мощной пушкой. Идея нового автомобиля была сформулирована еще в 1935 году, но путь к ней оказался трудным.

В середине 30-х годов в КБ Харьковского завода под руководством Фирсова для замены БТ-5 был разработан танк БТ-7. По новым требованиям «семерка» была лучше защищена, что сделало ее тяжелее на 3 тонны.

Машину оснастили более мощным двигателем – сначала на нее поставили уже упомянутый немецкий авиадвигатель, затем дизельный В-2. Новую машину сделали в спешке, и госзаказ на 1935 год был увеличен с 300 до 650 единиц. По воспоминаниям коллег, главный инженер Фирсов тогда сказал: «Мы находимся между Сциллой и Харибдой. Сырой танк сдадим — жди беды. Если мы не сдадимся, полетят головы».

Спаситель Родины: почему Россия никогда не забудет Георгия Жукова К 125-летию со дня рождения Маршала Победы

Предприятие выполнило свои обязательства, за что было награждено орденом Ленина. Фирсов был награжден орденом Красного Знамени. Но вскоре из армии поступили жалобы на отказы коробок передач — в новых машинах использовались проверенные механизмы от БТ-5, но они не справлялись с возросшей мощностью и массой. На заводе системы работали как надо, но когда в частях за рычаги сели молодые водители без опыта, начались проблемы.

БТ-7 в прессе стали называть разрушительным танком. Начались поиски виновных: прислали комиссию, Фирсова сняли. Выяснилось, что подавляющее большинство конструкторского персонала в КБ было беспартийным, в том числе и все руководители отделов. Именно тогда, в декабре 1936 года, в Харькове появился Кошкин.

Память

В Харькове в 1985 году установлен памятник Михаилу Кошкину. Одна из улиц города также носит его имя.

памятник Михаилу Кошкину

Памятник конструктору установлен в Ярославской области, в центре поселка Брынчаги, где он родился.

В Кирове (бывшая Вятка), на доме № 31 по улице Спасской установлена ​​памятная доска. В этом доме жил и работал Михаил Ильич. На здании Санкт-Петербургского государственного политехнического университета также установлена ​​памятная доска, так как он здесь учился. А еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена ​​на доме, где дизайнер жил с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.

А еще есть памятник легендарному танку Т-34, он находится на федеральной трассе М-8, недалеко от указателя поворота поселка Брынчаги.

Помимо архитектурных сооружений, на страницах книг запечатлены достижения инженера-конструктора М.И. Кошкина — это «Создание доспехов» Ю.Л к 110-летию героя весны, «Танк в авангарде» и «Конструкторы» за авторством В.А.Вишнякова.

Также в 1998 году была выпущена марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

михаил кошкин награды

Награды

советские цены

Михаил Кошкин был награжден орденом Ленина, за танк Т-111 награжден орденом Красной Звезды. Посмертно удостоен Сталинской премии за Т-34. В 1990 году ему также посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

«Быстроходные самовары» и «калоши»

За год работы Кошкину удалось устранить некоторые недостатки танка БТ-7, но тогда перед КБ была поставлена ​​новая задача — создать гусеничный средний танк, достаточно защищенный от огня противника, но в то же время время мобильно и быстро.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина
И в этом вопросе Кошкин точно не был согласен с руководством армии. Он видел эту гусеничную машину. Тогда советская конструкторская интрига дала Кошкину выход — он стал разрабатывать сразу два проекта. А-20 был гусеничной машиной, а А-32 — гусеничной. По массе и бронированию они были сопоставимы.

С этого момента история создания Т-34 превратилась в приключенческий роман. Перед докладом создателя танков на Высшем военном совете заместитель наркома маршал Кулик Кошкин прямо запретил говорить о гусеничном проекте. Но оказалось, что танк двигать легче, чем упрямого Кошкина.

Конструктор Т-34 не сказал маршалу, что вероятный противник (немцы) неуважительно относится к колесной технике как к «скоростным самоварам». Он просто нелегально притащил на доклад макет гусеничного танка, и речь началась с его характеристик.

Кулик называл гусеницы «галузами» и настаивал на использовании колесного танка. Его поддержало большинство военных. Но самая большая сила в стране вдруг оказалась на стороне Кошкина. И. В. Сталин лично приказал конструктору изготовить в Харькове опытные образцы обеих машин.

Вскоре (в 1939 году) они показали на испытаниях примерно такие же результаты, но А-34 показали лучшую проходимость. Испытания в условиях войны с финнами подтвердили: в бою «галуза» надежнее. Обе машины пошли в серию, причем А-32 получил индекс Т-34.

Своим ходом в историю

Для окончательного вступления Т-34 в серию оставалось совсем немного – пройти осмотр в Москве, намеченный на 17 марта 1940 года. Танк совершенствовался и дорабатывался (в частности, броня была увеличена до 45 мм). Но для допуска автомобиля к обзору необходимо было, чтобы у него был пробег, определенный техническими условиями.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина
Кошкин справа

Первые попытки его набора оказались безуспешными — у одного из опытных танков сломался двигатель. Не хватило времени закончить. Решение нашел сам Кошкин: Т-34 наберут пробег и придут на смотр своим ходом.

Километр Харьков — Москва подходил для этой цели. Но были и другие трудности. Нужно было не только уложиться в срок, но и соблюдать строжайшую секретность. Оппоненты предсказывали страшную смерть в снегу.

Бездорожья танки не боятся. В стороне от главных дорог, чтобы избежать лишнего внимания, Кошкин вел караван с двумя танками, передвижной мастерской и сменным тягачом. Сам конструктор сел за рычаги и заменил механика-водителя.

Было холодно, и Кошкин сильно простудился. В пути часто случались мелкие поломки, но мысли двигались дальше. Последнее испытание оказалось успешным — танки прошли овраги и горы, болота и ручьи в Харькове, Белгороде, Тульщине.

Они успели вовремя, набрали километры и не сбились с пути. 17 марта 1940 года 2 «тридцатьчетверки» впервые выполнили что-то похожее на современный «танк-ролл» на Рёде-пласс. Сталин поздоровался с экипажем и назвал танки «ласточками». Их судьба была решена.

Тяжелый путь домой

Высшее руководство страны поблагодарило конструктора и посоветовало срочно лечиться — ужасный кашель не мог не привлечь внимания. Диагностирована пневмония.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина
Михаил Кошкин справа

Вместо госпиталя Кошкин вновь сел в танк и отправился в обратный путь.

В районе Орла один из танков случайно упал в озеро. Холодный конструктор помог вытащить ее в грудь, откуда усилилось воспаление легких.

Харьковские медики обратились за помощью к московским специалистам. Дизайнер вырезал одно легкое. Но ничего не помогло — он умер в 42 года. Причина смерти не была особо распространена, писали — тромбоз.

Но весь завод принес цветы своему «Мише», который погиб на своем посту. Его могила находилась на первом кладбище Харькова. Он не сохранился – был разрушен либо бомбами, либо обстрелом гитлеровцами.

«Главный конструктор»

Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. Я легла в основу книги «Создание бронетехники» Ю. Резника. По этой работе снят фильм «Главный конструктор.

В основе сюжета реальная история переброски первых опытных образцов Т-34 из Харькова в Москву для демонстрации в Кремле и обратно на завод в Харьков.

Невзоров в роли Кошкина

Роль Кошкина в фильме исполнил Борис Невзоров. Фильм вышел в прокат в октябре 1980 года.

Легенда танкового строя

Т-34 не отличался какими-то уникальными техническими характеристиками. Танк был прост в производстве, обслуживании и ремонте. Главное в нем было грамотно расположенное простое и надежное оборудование. Вот некоторые из его особенностей.

  • Размеры корпуса: ширина — 3 м, длина — 5,92 м, высота — 2,405 м.
  • Полная масса — 25,6 т (впоследствии ее разрешили увеличить до 27,3 т).
  • Броня: 45 мм (панель, днище, башня); 40 мм (верхняя сторона, герб); на днище и крыше корпуса и башни толщина брони составляла 15-20 мм. Главной особенностью были углы наклона бронелистов относительно вертикали (40-60 градусов) на борта, лоб и корму, что способствовало рикошету снарядов.
  • Вооружение: 76-мм пушка (сначала Л-11, затем Ф-34, в 1940-41 танки выпускались с обоими типами пушек одновременно), 2 пулемета ДТ калибра 7,62; также может быть установлен зенитный пулемет.
  • Дальность стрельбы — до 6 км.
  • Боеприпасы, гранаты — до 100 (с пушкой Ф-34).
  • Максимальная скорость: по шоссе – 54 км/ч; бездорожье -36 км/ч.
  • Запас хода — 380 км (по шоссе).
  • Двигатель — дизель В-2 мощностью 500 л.с. Во время войны на танки часто устанавливали бензиновые авиадвигатели М-17. Особой удачей для конструктора оказался выбор двигателя.
  • Экипаж — 4 человека.

Танк мог преодолевать уклон в 36 градусов и брод глубиной более метра. Он оказывал легкое давление на грунт (0,62 кг/см2), что обеспечивало высокую проходимость. Не то чтобы он был неуязвим — немецкие орудия часто пробивали его броню и легко сбивали гусеницы. Но попасть в него из-за его скорости, маневренности и «повседневного» силуэта было непросто, и танк легко ремонтировался.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

Еще до войны начались работы по совершенствованию танка (например, смена пушки), в годы войны появилось множество модификаций. В деле также участвовали сотрудники агентства Кошкина.

Танк Т-34 проектировался для производства в СССР и больше нигде.

Уральские танкостроители рассказывали, что немцы неоднократно пытались скопировать «тридцатьчетверки», но результат их работы всегда весил на несколько тонн больше и сразу терял все преимущества.

Причина в автоматизированной сварке.

Она добавила более толстые швы бронепластинам. А мастера Харькова, Челябинска и Нижнего Тагила сварили швы вручную…

Весь мир единогласно признал Т-34 лучшим танком Второй мировой войны. Конструкторы Гитлера категорически заявляли, что у него нет слабых мест. Его конструктор даже удостоился повышенного внимания лично фюрера.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

Наслушавшись рассказов о страхе своих солдат перед Т-34, Гитлер объявил его создателя своим личным врагом (получилась такая посмертная награда). Возможно, по этой причине могила Михаила Кошкина в Харькове была разрушена оккупантами (хотя это могло произойти и случайно).

Читайте также: 12 примеров безумной фантазии в названиях военной техники

Мы не ждали посмертной славы

Но вряд ли Михаил Кошкин беспокоился о собственной посмертной репутации. Биография танка явно значила для него больше — иначе он бы никогда не жил так, как жил.

Достигнута цель жизни Михаила Кошкина

Еще при жизни он был награжден орденом Красной Звезды за работу в Конструкторском бюро в Ленинграде. Посмертно, в 1942 году, он был удостоен Сталинской премии. В 1990 году конструктор стал Героем Социалистического Труда. О Кошкине и его легендарном «беге в Москву» сняли фильм «Главный конструктор».

У него нет могилы. Но когда дело доходит до количества памятников самому себе, этот человек может смело спорить с Мао Цзэдуном. Потому что в Харькове и Уфе, Берлине и Брянске, Киеве и Донецке, Луганске и Кенигсберге и многих других городах и селах застыли на пьедесталах «тридцатьчетверки» — самый страшный кошмар любого нациста.

Советский бард Михаил Анчаров в пронзительной балладе назвал их «любовью, застывшей на века». И лучшего памятника конструктору не надо…

Смерть

К сожалению, кошмарные условия переброски танков из Харькова в столицу не оставили Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация обострилась на обратном пути, когда один из танков упал в воду и он принял участие в извлечении машины. Болезнь обострилась и переросла в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.

Он не прекращал работать, несмотря на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало работать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.

Кошкин умер 26 сентября 1940 года в санатории под Харьковом. Похоронен на Харьковском Первом городском кладбище.

Семья

Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Катаева Вера Николаевна работала в Губпотребсоюзе. Здесь, на Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина жила на территории Трифонова монастыря. Позже Лиза расскажет много интересных подробностей об этом времени.

Например, как мой отец занимался организацией образовательной программы курсов, где сам учился и учил других. Или о том, как он расплачивался со своими служащими: в день получки Михаил Ильич приглашал жен и детей своих служащих к себе в кабинет, детям дарили сладости, женам платили. Это было сделано для того, чтобы у рабочих не было возможности пропить необходимые семье деньги.

жена Михаила Кошкина

Всего у Михаила Ильича Кошкина в браке было трое детей – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.

Михаил Кошкин — биография

Михаил Ильич Кошкин — советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин прошел путь от пекаря на кондитерской фабрике до руководителя конструкторского бюро танкостроения. За свою профессиональную деятельность он сконструировал известный во всем мире танк Т-34, имя которого связано с победой Советской армии в Великой Отечественной войне. Конструктору не довелось узнать, какой великолепный вклад в военную промышленность он сделал для своей страны, так как не дожил до войны 9 месяцев.

Детство

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября (3 декабря 1898 года) в деревне Брынчаги Ярославской области в семье крестьян. Его отец был полевым рабочим. Когда Михаилу было почти семь лет, его отец переутомился на лесозаготовках и умер, оставив на руках вдову с тремя маленькими детьми. Будущему дизайнеру, чтобы выжить, пришлось работать разнорабочим вместе с матерью.

Михаил Ильич Кошкин
Михаил Кошкин в молодости

В десятилетнем возрасте Кошкин уехал из родного города на заработки в Москву. В столице он устроился на кондитерскую фабрику подмастерьем пекаря, а через восемь лет работы дослужился до оператора карамельно-упаковочных машин.

Служба в армии

В начале 1917 года Кошкин был призван на военную службу в Императорскую армию. До августа воевал на Западном фронте (шла Первая мировая война), в конце того же года был ранен и демобилизован.

Будучи сыном бедняка, Кошкин с энтузиазмом принял Октябрьскую революцию, а с началом Гражданской войны добровольно вступил в ряды Красной Армии. Став бойцом железнодорожного ведомства, защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции сначала под Царицыном, а затем взял Архангельск, в составе 3-го железнодорожного батальона на Северном фронте. Там он впервые столкнулся с бронетехникой и был впечатлен британскими танками Ricardo Mark V, использовавшимися интервентами на этом участке фронта.

На Польский фронт, куда был переброшен батальон, Кошкин не попал, так как по дороге заболел тифом. После лечения его перевели в 3-ю железнодорожную бригаду на Южный фронт, которая занималась восстановлением железнодорожных путей и мостов. Он вступил в ряды РКП(б) на Северном фронте и здесь стал секретарем партии.

Партийная служба

Летом 1921 года Кошкин демобилизовался и занялся партийной деятельностью. После окончания Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, где он познакомился с партийными деятелями С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе, Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) для управления кондитерской фабрикой.

Михаил Ильич Кошкин

После службы на заводе с 1924 по 1925 год он перешел в райком, затем в Губком ВКП(б) Вятки, женился на Вере Катаевой, сотруднице Губпотребсоюза, и вскоре у них родилась дочь Лиза, а позже еще две дочери — Тамара и Татьяна.

Деятельность конструктора

Вероятно, Кошкин мог бы сделать хорошую партийную карьеру, но охвативший его в годы войны интерес к технике заставил его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором Михаил просил помощи в получении высшего технического образования. Страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах, поэтому ему не отказали. В 1929 году Кошкина вызвали в Ленинград, где он был принят в Технологический институт.

Вскоре 30-летнего студента перевели в Ленинградский политехнический институт, поскольку там был машиностроительный факультет. Проходил производственную практику на Нижегородском автомобильном заводе. Михаил оказался настолько интеллигентен, что руководство завода приставало к наркому тяжелой промышленности, чтобы тот отправил его после окончания учебы к ним. Но Кошкина тянуло к танкостроению, и в последний год он уже знал, где можно это сделать.

Михаил Ильич Кошкин
Создатель Т-34 Михаил Кошкин

Защитив в 1934 году диплом по специальности «Инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» по ​​теме «Вариабельная коробка передач для среднего танка», начинающий инженер-конструктор был принят на работу в конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода. Спустя два с половиной года Кошкин уже занимал должность заместителя руководителя дизайн-агентства.

Изучая модели танков, закупленных на западе, агентство занялось разработкой принципиально новых моделей танков. Ленинградские конструкторы модернизировали серийные танки Т-26 и Т-28, создав модели Т-29 и Т-46-1. В 1936 году за успешную работу Кошкина вместе с другими конструкторами агентства наградили орденом Красной Звезды.

Танковая промышленность в то время находилась в плачевном состоянии, и особенно встревожил нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе танковый цех Харьковского паровозостроительного завода. Кошкина решили направить в Харьков, учитывая его организаторские способности и одержимость попытками создать быстрый средний танк.

Харьков

В декабре 1936 года Михаил Кошкин был назначен начальником танкового отдела КБ-190 Харьковского завода № 183.

Михаил Ильич Кошкин

Основу танковой поддержки Красной Армии в те годы составляли легкие гусеничные быстроходные танки серии БТ, выпускавшиеся в Харькове, и ленинградские танки Т-26. Первостепенной задачей Кошкина была организация работы конструкторского бюро по модернизации танка БТ-7, слабым местом которого была коробка передач, и обеспечение серийного производства.

Под руководством Кошкина КБ-190 в составе 48 сотрудников начало усердно работать по 14 направлениям. Наиболее важными были установка на БТ-7 совершенно нового дизеля В-2 и разработка новых танков БТ-9 и БТ-ИС (последние базировались на конструкции БТ-2 и БТ-5).

Михаил Ильич Кошкин
Танк БТ-7

С появлением новых противотанковых средств задача конструкторского бюро усложнилась. Участие легкобронированных советских танков в боевых действиях по случаю Гражданской войны в Испании (толщина их брони была всего 20 мм) показало их уязвимость для артиллерии. Скорее требовалась не модернизация, а полная замена танкового парка Красной Армии. В связи с этим конструкторам отводилась особая роль, а на их разработку отводились сжатые сроки. Несоблюдение сроков грозит арестами.

Усиление противоснарядной брони увеличивало вес машины, что давало дополнительную нагрузку на коробку передач. Попытка конструкторов решить проблему за счет усложнения переброски оказалась невыгодной, по предварительным расчетам производство такого танка было бы дорогим и трудоемким.

Параллельно с Кошкиным на Харьковском заводе работал конструктор Адольф Дик. Под руководством Дика появилась новая гусеничная модель А-20, которая по боевым возможностям мало чем отличалась от БТ-7. Кошкину этот проект не понравился, так как колесная техника хорошо показала себя на шоссе, но на пересеченной местности в условиях боевых действий показала бы плохую проходимость.

Гусеничный танк

После ареста Дика вся ответственность за выполнение миссии Минобороны легла на Кошкина. Любая ошибка, которую он совершил, могла стоить ему свободы или даже жизни. Он воспользовался случаем и приступил к реализации своей давней идеи создания чисто гусеничной машины, что упростило конструкцию машины и за счет экономии позволило усилить бронирование и вооружение.

В конце апреля 1938 года при поддержке И. Сталина Кошкин получил разрешение Наркомата обороны на испытания опытного образца А-20, а вместе с ним и новой гусеничной машины, получившей индекс А-32. Чтобы уложиться в сроки, в начале 1939 года для разработки чертежей новых танков все КБ Харьковского завода были объединены в одно КБ-520. М.И был назначен главным конструктором. Кошкин.

Михаил Ильич Кошкин
Танк А-32

Летом 1939 года государственная комиссия, присутствовавшая при испытаниях новых образцов, пришла к выводу, что А-20 — быстроходный, тактический подвижный танк, тогда как А-32 отличается высокой маневренностью и маневренностью хорошая бронезащита. Однако военные специалисты так и не смогли решить, какой из двух танков пустить в серию, и конструкторы продолжали совершенствовать машины.

На очередных испытаниях в сентябре 1939 года государственная комиссия увидела обновленный А-32, который был оснащен 76-мм пушкой. Машине присвоили индекс Т-32. Танк поразил присутствующих не только хорошими ходовыми качествами, но и красивой формой. Военные чиновники и в этот раз не могли отдать предпочтение ни одному из танков для запуска в серийное производство.

Сомнения отпали с началом советско-финляндской войны (1939-1940 гг.), продемонстрировавшей все недостатки советского танкового парка. С учетом замечаний КБ-520 продолжило доработку модели Т-32. Гусеничный тягач был усилен, а толщина брони увеличена до 45 мм. 19 декабря 1939 года новый танк, получивший индекс Т-34, был принят на вооружение Красной Армии.

Пробег

Последним испытанием для Т-34 в марте 1940 г стал танковый пробег по маршруту Харьков-Москва, демонстрация для представителей власти на Красной площади и обратный путь. Михаил Кошкин, понимая всю возложенную на него ответственность, принял личное участие в этом испытании.

Михаил Ильич Кошкин
Танк Т-34

Опытные образцы двух танков по бездорожью в условиях снежных заносов прошли 750 км до Москвы и обратно. 17 марта И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов наблюдали за маневрами танков на Ивановской площади в Кремле. Судьба танков была окончательно решена – их сразу же пустили в серию. Сталин трогательно назвал новую модель танка «первой ласточкой наших бронетанковых войск».

Война и танки

М. И. Кошкин умер за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось стать свидетелем триумфа своего самого совершенного развития.

Когда началась война, в Советском Союзе было 1225 единиц Т-34. Танк хоть и среднего класса, но был оснащен отличной броней и мощной пушкой, что позволяло ему противостоять машинам тяжелого класса, таким как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последний имел во много раз большую дальность, но не мог пробить броню «тридцатьчетверки», а тот, в свою очередь, хотя и с меньшей дистанции, уверенно поражал технику противника. В то время у немцев не было на вооружении танка, способного выдержать прямое попадание Т-34.

И это было не единственное преимущество. Исключительная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных условиях. Т-34 прошел там, где, по мнению противника, пройти было просто невозможно.

Наша машина не только превосходила немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевший в бою образец Т-34, немцы не смогли сделать его копию, хотя многие идеи были переняты в дальнейшем развитии. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» создавались именно как ответ на российские Т-34.

Этот танк на поле боя пугал вражеских танкистов и восхищал их конструкторов. Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, говорил даже о развитии «танкобоязни» в рядах немецких войск».

Некоторые элементы конструкции так и остались тайной для тех, у кого было семь печатей, например, особый способ закалки стали для производства цистерн — сварка под флюсом, разработанный советским академиком Е.О. Патоном.

До конца войны Т-34 не сдавал своих лидирующих позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические характеристики и возможности серийного производства позволили ему войти в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

Главный конструктор

Жизнь Михаила Ильича нельзя назвать легкой. Он происходил из многодетной крестьянской семьи Ярославской области. Кошкины рано остались без трагически погибшего отца, и мать отправила 10-летнего Мишу к дальним родственникам в Москву. Он устроился «уборщиком» на кондитерскую фабрику, где со временем вырос и стал рабочим, управляющим карамельными машинами. Потом была мировая война, ранение, гражданская война. В 1919 году 20-летний юноша вступил в партию большевиков, после чего его карьера развивалась по партийной линии.

123

Троекратно рожденные: когда десантники были без парашютов 27 ноября российские морские пехотинцы отмечают день рождения

Несмотря на то, что за плечами у него было всего три класса церковно-приходской школы, Кошкин в годы гражданской войны окончил военно-политические курсы, а после войны был направлен на учебу в Москву в Коммунистический университет. Сладкий картофель. Закон Меча. Затем его направили на партийную работу в Вятку. В 1929 году, имея перспективную должность заведующего отделом агитации и пропаганды обкома КПСС, он поступил по приглашению партии в Ленинградский технологический институт, а затем был переведен в Политехнический университет.

Специальность — «Инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема диссертации, защищенной в 1934 г. — «Коробка передач среднего танка». Дальнейшая работа в группе Гинзбурга и даже орден Красной Звезды за участие в создании новых танков. А затем, накануне 1937 года, его направили на усиление Харьковского КБ. И как перспективный инженер, и, может быть, в первую очередь как человек, преданный партии.

Кошкина обновили «деградировавший» Фирсов, сменивший его на посту актера Николай Кучеренко, и молодой дизайнер Александр Морозов. Последние двое станут основной опорой Кошкина, хотя им было всего около 30 лет. Впрочем, Кошкин был ненамного старше. В том же 1937 году на заводе было создано еще одно ведомство, которому предстояло целенаправленно заниматься новым проектом — танком БТ-7-БИС (заводской индекс А-20).

Его возглавил доцент Военной академии механизации и моторизации Красной Армии, военный инженер третьего ранга Адольф Дик. Ему тоже было чуть за 30. Идея заключалась в том, чтобы создать здоровую конкуренцию и разделить сферы влияния — дизайнерское агентство Дика разрабатывает новый автомобиль, а команда Кошкина исправляет его недостатки на конвейере. Но в жизни все оказалось сложнее — вместо конкуренции получилось противостояние.

123

Фото: commons.wikimedia.org Довоенные танки производства завода №183: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 г с пушкой Ф-34

В результате обстановка на заводе обострилась, и вскоре начались репрессии: был арестован и расстрелян директор завода Бондаренко, арестован Фирсов (умер в заключении в 1943 г.), создатель дизеля Челпан (расстрелян), его заместитель Трашутин (освобожден в 1939 г.), конструкторы Г.И. Аптекман, М.Б. Левитан, З.Б. Гуртовой, главный инженер ХПЗ Ф.И. Лящ, главный металлург А.М. Метанцев и многие другие.

Всего около 67 специалистов. В то же время за решеткой в ​​Ленинграде находился уже упомянутый конструктор Гинзбург (позже он был освобожден), а в Москве — начальник АБТУ Красной Армии командующий Густав Бокис, связанный с «группой Тухачевского», был застрелен».

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector