Классификация и определение
Классификация, характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут отличить такую боевую технику.
Корвет
В новейшей истории российского флота такая боевая единица, как корвет, только начинает свое усовершенствованное развитие, несмотря на то, что первые представители этого класса появились еще в XVII веке. В то время корветом назывался трехмачтовый корабль, имевший прямое парусное вооружение и 20-30 орудий, размещенных на верхней палубе. Функция такой боевой техники заключалась в разведке и транспортировке секретной почты.
Водоизмещение первых корветов варьировалось от 460 тонн и выше. В середине 20 века появились модели колесных и парусных винтов. С началом развития ракетного оружия корабли стали оснащаться реактивными установками.
Задача современных корветов, состоящих на вооружении многих стран мира, — противолодочная оборона конвоя или стратегического берегового объекта. В конце 80-х годов прошлого века такие боевые части стали оснащаться гидроакустическими станциями и торпедными аппаратами. Водоизмещение современных корветов увеличилось до 1200-1500 тонн. Вооружение кораблей также дополнялось легкими вертолетами, использовавшимися для целеуказания противокорабельным ракетам.
Эсминец
По военно-морской терминологии эсминец — маневренный и быстроходный боевой корабль, отличающийся высокой прочностью. Назначение такой боевой единицы — сопровождение и защита конвоя, крупных кораблей из состава флота или боевых групп от мощных атак, имеющих небольшую дальность.
Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнее десятилетие 19 века. Конструктором эсминцев был испанец Фернандо Вильямиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. В начале русско-японской войны такие корабли представляли собой быстроходные, мощные и хорошо вооруженные боевые единицы, использовавшиеся для уничтожения торпедных катеров противника.
Эсминцы компактнее линкоров, как правило, корабли вооружены пушкой и множеством ракет, в том числе ПКР. Современные боевые части часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную борьбу. Водоизмещение современных эсминцев варьируется от 3000 до 10000 тонн.
Фрегат
В России первые корабли под названием фрегаты появились при Петре I. Причем этим словом называли все морские соединения, выполнявшие круизные функции, вне зависимости от наличия или отсутствия парусного вооружения.
С началом Второй мировой войны произошло изменение классификации боевых кораблей. Для сопровождения конвоев стали использовать специально созданные боевые единицы, которые в разных странах назывались по-разному — фрегаты, эскортные эсминцы, сторожевые корабли или сторожевые корабли. По своему водоизмещению такие корабли занимали промежуточное положение между корветами и эсминцами. Боевая техника была оснащена противолодочными, мощными орудиями и зенитными орудиями.
Сегодня в составе ВМФ России имеется два типа сторожевых кораблей, которые относятся к категории фрегатов. Они предназначены для защиты боевого флота и конвоя от легких надводных сил, а также подводных лодок и авиации противника в дальней морской зоне. По российской классификации фрегатами именуются ранее большие противолодочные и сторожевые корабли дальней морской зоны, а также универсальные сторожевые отряды.
Крейсер
Крейсера — класс военных кораблей ВМФ, способных выполнять широкий спектр задач и не зависящих от остального флота. Термин впервые начал использоваться в 17 веке. Слово «крейсер» означало боевую единицу, действовавшую независимо от остального флота. Это указывало на класс судна, а не на его конструктивные особенности и технические характеристики. В то время в качестве крейсеров использовались небольшие быстроходные корабли. В 18 веке фрегаты стали крейсерами — быстрыми и маневренными кораблями с небольшим количеством вооружения.
Современный крейсер — это дорогое изделие, созданное с использованием судостроительной, электронной и ракетной техники. Такие корабли могут позволить себе только крупные государства, сегодня такая боевая единица состоит на вооружении только России и США. Суда используются для борьбы с легкими силами флота и торговых кораблей противника, а также для обороны боевых порядков и конвоев.
Линкоры
Линейный корабль, или броненосец, — класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, состоявших на вооружении различных стран в 20 веке. До начала Второй мировой войны такие боевые корабли считались символом мощи морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение может превышать 80 000 тонн.
Линкоры использовались для уничтожения кораблей противника и в качестве артиллерийской поддержки наземных операций. До начала Великой Отечественной войны такие боевые единицы находились в составе флотов всех крупных морских держав, но в ходе операций Великой Отечественной войны возложенных на них надежд не оправдали. Дело в том, что линкоры оказались уязвимыми для атак с воздуха и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х их выпуск полностью прекратился. Сегодня таких боевых единиц на флотах мира нет.
Эсминец
Эсминец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Первоначально предназначенные для создания морских минных заграждений, они также имели торпедные аппараты и малокалиберную артиллерию для борьбы с кораблями противника.
Сегодня основной задачей эсминцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей реактивные установки (ранее артиллерийские), зенитные комплексы и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько неправильно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько различается.
Например, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10 000 т, в некоторых странах не превышает 2 500. В России стандартное водоизмещение эсминца составляет 6 500 т, а скорость может достигать 35 узлов.
В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше
Боевые морские суда имеют определенную классификацию, по которой их отличают друг от друга. Определяющими критериями являются водоизмещение, объем решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия корвета, фрегата, эсминца, крейсера и линкора, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их функции. Однако необходимо помнить, что в каждой стране существует своя классификация подобного оборудования.
Корвет «Стойкий»
Корвет «Стойкий» — третий на фото корвет проекта 20380 Балтийского флота. Это принципиально новый корабль для ВМФ России, и по сравнению с аналогичными кораблями своего класса его номинальные технические и боевые возможности превышают масштабы более крупного класса.
Наиболее важной особенностью Corvette является то, что он более четкий, универсальный, гибкий, компактный и незаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Эта конструкция имеет большой потенциал для дальнейшей модернизации. При водоизмещении более 2000 тонн, длине 100 метров и ширине 13 метров корвет проекта 20380 может развивать скорость до 27 узлов. Дальность плавания корабля увеличена до 4000 морских миль. Судно не такое шумное, как его предшественник.
Корвет вооружен 100-мм многоцелевой артиллерийской установкой и зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того, он оснащен сверхзвуковыми ракетами и автоматической артиллерийской базой. Как и на предыдущих Корветах, в состав авиационной группы корабля входит вертолет Ка-27ПЛ. Корабль имеет простой внешний вид, отвечающий всем последним требованиям, предъявляемым к стелс-технологиям».
Особенности корветов проекта 20380
Корветы из программы 20380 не кажутся новыми для российского флота. При ближайшем рассмотрении корабля оказывается, что он очень похож на другие боевые корабли, находящиеся на вооружении ВМФ России. Подобные системы использовались в различных вариантах при строительстве других боевых кораблей.
Малый ракетный корабль «Баян-М» имеет такие же обводы корпуса и такую же чрезмерно декорированную конфигурацию, но малый ракетный корабль «Баян-М» имеет вдвое меньшее водоизмещение. Сходными характеристиками обладают корабли проекта 22350, построенные для дальнего морского боя. Корабли отличаются только размерами, водоизмещением и вооружением.
Следует отметить, что идея развития современного российского флота в виде 20 380 корветов реализована полностью. Конструкция корабля хорошо продумана и тщательно проработана. Основные системы боевых кораблей автоматизированы и оснащены современным электронным и цифровым оборудованием и приборами.
Благодаря удачной конструкции корабли обладают отличной летной годностью. Хотя корветы считаются кораблями прибрежного плавания, их дальность составляет 3500 км. Экипаж на катере оборудован комфортными условиями и может автономно участвовать в боевых действиях до 15 суток.
Все основные агрегаты и комплексы корабля технологически совершенны и имеют высокую степень безопасности. Конструкция корабля допускает будущие модификации. Силовая установка корвета представлена двумя дизель-дизельными двигателями «Коломан Скизабод». Благодаря удачной конструкции корпуса и механизмов 1500-тонное судно имеет хороший запас хода. Двухвальная энергетическая установка позволяет судну двигаться с максимальной скоростью 27 узлов.
Особого внимания заслуживает низкий уровень шума двигателя. Это приводит к плохой видимости в гидравлической зоне. Что касается невидимости, то новый российский корвет является образцом инженерной мысли. Помимо специфической конфигурации декорированных обводов корпуса, в массовом строительстве используются сложные материалы.
Навигационное оборудование, организация и антенны могут храниться внутри надстройки. Общая идея основана на стелс-технологии. Корветы «Бойкий» и «Стойкий» на ходовых испытаниях показали достаточную радиолокационную заметность. Это особенно важно при плавании в акватории Балтийского моря, где расположены береговые и противовоздушные системы стран НАТО.
Проект 20380 — многоцелевое оружие. Были развернуты первые серийные корабли, использовавшиеся в составе действующего флота: корабль
- основное ударное средство — ПКР «Уран», оснащенная 8 ракетами Х-35;
- оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из 30-мм артиллерийских установок АК-630М и переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
- артиллерийская 100-мм артиллерийская установка А-190, способная поражать все типы наземных и надводных целей на дальности до 21 км;
- противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.
Сравнительная таблица отличий
Чтобы понять, чем морские боевые единицы отличаются друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и назначение.
Боевая единица | Смещение | Скорость | Задания |
Корвет | От 1200 до 1500 тонн | от 30 до 40 км/ч | Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта |
разрушитель | От 3 000 до 10 000 тонн | Около 60 км/ч | Сопровождать и защищать конвой от атак с близкого расстояния |
Фрегат | До 4000 тонн | От 55 до 60 км/ч | Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей |
Крейсер | Около 10 000 тонн | До 60 км/ч | Оборона боевых порядков и конвоев, уничтожение легких сил противника |
Линкор | От 20 000 до 80 000 тонн | от 20 до 25 км/ч | уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка наземных операций |
Авианосец | От 30 000 до 100 000 тонн | От 45 до 55 км/ч | Защита соединений ВМФ, поддержка наземных операций, уничтожение ПВО противника |
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили линкоры. Не менее огромные, они функционировали как полноценные аэродромы посреди моря, обеспечивая поддержку с воздуха остальных кораблей.
Читайте также: Самые большие авианосцы в мире
В чем разница
Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми крупными и мощными являются авианосцы.
При сравнении фрегатов и корветов для определения того, что больше, ответ зависит от конструктивных особенностей каждой единицы. В среднем фрегаты немного крупнее корветов и имеют более внушительную скорость.
Навигационная часть корвета проекта 20380 представлена РЛС обнаружения «Фурке-2». Ракетный комплекс имеет собственную РЛС обнаружения целей и систему управления ракетным огнем «Монумент». Контроль и определение местоположения судов осуществляется с помощью спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС СН-3101.
Крейсер
Крейсера, возможно, являются наиболее универсальным современным типом кораблей, поскольку они единственные корабли, которые могут выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время только ВМС США и России активно используют этот тип кораблей. В других странах фрегатов очень мало, если они вообще есть.
Основная задача этих кораблей — борьба с наземными силами противника.
Крейсера в основном оснащены ракетным вооружением, а также могут иметь небольшое количество зенитных установок.
До недавнего времени у круизных лайнеров была своя широкая классификация. Например, авианосные крейсера, крейсера ПВО, легкие крейсера, тяжелые крейсера, авианосные крейсера и даже авианосцы. Но в конце 20 века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Корветы в современном виде появились незадолго до начала Великой Отечественной войны. Интересно отметить, что до недавнего времени они классифицировались как сторожевые корабли, а корветы были выделены в отдельную категорию только после распада Советского Союза.
Сравнение
Оба корабля надводные, многоцелевые. Имеют на борту боевую технику, необходимую для борьбы с воздушным и водным противником. Основное различие между фрегатом и корветом заключается в их размерах. Корвет — относительно небольшой корабль, меньше фрегата и, следовательно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень мощности корабельных боеприпасов, их дальность. Он также определяет номенклатуру кораблей и возложенные на них функции.
Так фрегаты, обладающие прекрасными мореходными качествами, действуют в дальней морской зоне и, в отличие от корветов, предназначены для выхода в море. Фрегаты используются для сопровождения, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбардировщики, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. Боевые вертолеты часто базируются на кораблях этого типа. Фрегаты оснащены мощными гидроакустическими станциями и радарами.
Корветы обычно несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными и зенитными ракетами, противолодочными бомбардировщиками и пушками меньшего размера. Гидроакустические станции на корветах не такие большие, РЛС обнаружения целей менее мощные. В их обязанности входит патрулирование и связь.
Это основные моменты, объясняющие разницу между фрегатом и корветом.