Корабли ТОФ: количество, состав, сравнение с флотом Японии

Военная техника

Количество кораблей ТОФ России и Японского ВМФ

Количество кораблей ТОФ и ВМС Японии на апрель 2023 г по основным боевым классам указано в списке ниже. Корабли малого водоизмещения и малые катера в список не включены, ввиду их незначительного тактического и стратегического значения. В скобках указано количество кораблей Морских сил самообороны Японии.

  • Cruiser: 1 ед в ТОФ (Япония — нетто).
  • Фрегаты (БПК и корветы): 8 ед. (10).
  • эсминцы: нет (36)
  • Малые боевые ракетные и противолодочные корабли: 10 ед. (нет)
  • Ракетные катера: 11 ед. (6)
  • Десантные корабли: 5 единиц (5)
  • Траулеры: 12 единиц (6)
  • Подводные лодки: 26 единиц (25)
  • Вертолетоносцы: нет (4)

Список кораблей Тихоокеанского флота

В этом списке представлены корабли TOF, как в строю, так и строящиеся на верфях. По состоянию на 2020 год в состав ТОФ вошли уже 16 новых боевых единиц, а в ближайшее время Тихоокеанский флот России получит еще 18 кораблей и подводных лодок. В скобках указан год выпуска.

Флагман: Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» 1989 года выпуска.

крейсер проекта 1164
Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг»

Большие десантные корабли: «Николай Вилков» (1974 год), «Ослябя» (1981 год), «Адмирал Невельской» (1982 год), «Пересвет» (1991 год), «Владимир Андреев» (2023 год), «Василий Трушин». » » (2024 год), БДК Вертолётоносец «Иван Рогов» (2028 год).

БДК
БДК «Пересвет»

Большие противолодочные корабли (многоцелевые фрегаты): «Маршал Шапошников» (1986 год), «Адмирал Трибуц» (1986 год), «Адмирал Пантелеев» (1992 год), «Адмирал Амелько» (2027 год), «Адмирал Чичагов» (2025 год) год), «Адмирал Юмашев» (2026 год).

БПК
БПК «Маршал Шапошников»

Ракетные корветы проекта 20380 (по классификации НАТО это фрегаты): «Совершенный» (2017 год), «Громкий» (2018 год), «Алдар Цыденжапов» (2020 год), «Резкий» (2022 год), «Грозный» (2024 год) год), «Бравый (2025 год).

Ракетные корветы проекта 20385 (фрегаты): «Гремячий» (2020 год); «Буйный», «Ретивый», «Разумный» и «Быстрый» (спуск 2024-2027 год).

корвет
Ракетный корвет «Граемый». Фото Саида Аминова

Малые боевые ракетные корабли «Овод» (проект 1234): «Смерч» (1984 год), «Иней» (1987 год), «Мороз» (1989 год), «Разлив» (1991 год).

Малые линкоры «Каракурт» (проект 22800): «Ржев», «Уссурийск», «Удомля» и «Павловск» (в постройке 2024-2027 годы).

Малые противокорабельные корабли «Альбатрос» (пр. 1124): «Усть-Илимск» (1991 г.), «МПК-82» (1991 г.), «Холмск» (1985 г.), «Приморский комсомолец» (1987 г.), «Кореец» (1989 год), «Советская Гавань» (1990 год).

противолодочный корабль
Малый противоракетный корабль «Холмск»

Ракетные катера «Мольния» (проект 1241): годы проективные на армение 1984-2003 (11 ед.). Все катера имеют литеру «Р» (ракета) и отличаются составом вооружения и типом силовой установки.

Траулеры «Аквамарин-М» (проект 266М): МТ-264 и МТ-265 (1989 год).

Базовые тральщики «Александрит» (проект 12700): «Яков Баляев» (2020 год), «Петр Ильичев» (2022 год), «Анатолий шлемов» (2022 год).

Базовые тральщики «Яхонт» (проект 1265): 7 ед. БТ 1984-1991 годы.

Подлодки «Кальмар» с паротурбинными ядерными установками (проект 667БДР): К-44 «Рязань» (1982 год).

Атомные подводные лодки проекта «Борей» и «Борей-А» (проекты 955-955А): К-553 «Генералиссимус Суворов» (2022 год), К-552 «Князь Олег» (2021 год), К-551 «Владимир». Мономах» (2014 год), К-550 «Александр Невский» (2013 год), «Император Александр III» (2023 год).

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами «Антей» (проект 949А/М): К-456 «Тверь» (1992 год), К-150 «Томск» (1996 год), К-186 «Омск» (1993 год), К — 442 «Челябинск» (1990 г., модернизация 2023 г.), К-132 «Иркутск» (1988 г., модернизация 2023 г).

АПЛ с крылатыми ракетами «Ясень-М» (пр.885М): К-573 «Новосибирск» (2021 год), К-571 «Красноярск» (2023 год), «Пермь» (2026 год), «Владивосток» (2025 год) год).

Атомные торпедные подводные лодки «Шука-Б» (пр.971): К-419 «Кузбасс» (1992 год), К-295 «Самара» (1995 год, модернизация 2023 год),

АПЛ
АПЛ «Кузбасс». Фото ВЛ.ру

Дизель-электрические подводные лодки «Палтус» (проект 877): Б-394 «Нурлат» (1988 год), Б-190 «Краснокаменск» (1992 год), Б-187 «Комсомольск-на-Амуре» (1991 год), Б Б-494 «Усть-Большерецк» (1990 год), Б-464 «Усть-Камчатск» (1990 год).

Дизель-электрические подводные лодки «Варшавянка» (проект 636.3): Б-588 «Уфа» (2022 год), Б-602 «Магадан» (2021 год), Б-603 «Волхов» (2020 год), Б-274 «Петропавловск». -Камчатский» (2019 год), «Можайск» (2023 год), «Якутск» (2025 год).

Список кораблей ВМФ Японии

Четыре японских вертолетоносца типа «Идзумо» и «Хьюга» были построены в 2011-2015 годах и способны принять 28 вертолетов, а также разместить американские истребители F-35.

эсминец-вертолет типа «Идзумо
Эскадренные эсминцы-вертолёты типа «Идзумо

Ракетные эсминцы (минорные) с ракетным вооружением, представленные в составе ВМС Японии 8 кораблями типа «Майя», «Атаго», «Конго» и «Хатакадзе».

Противолодочные эсминцы (минные эсминцы) — самый многочисленный сегмент боевых кораблей японского флота. Их общее количество составляет 28 единиц, таких типов как «Асахи», «Акидзуки», «Таканами», «Мурасаме» и «Асагири», которые выпускались с 1991 по 2018 год.

есминец типа
Противопотопный эсминец типа «Асахи

Фрегаты: ВМС Японии имеют на вооружении 10 фрегатов: типа «Абакума» спущены на воду с 1989 по 1993 год, а 5 кораблей типа «Могами» построены в 2022-2023 годах.

тип фрегата
Японский фрегат типа «Могами

Подводные лодки: все подводные лодки японского флота дизель-электрические. Новейшие из них — две единицы ударных подводных подводных лодок типа «Тайгэ» («Большой коршун»), выпущенные в 2022 и 2023 годах. Другие подводные лодки страны Восходящего Солнца, такие как «Сорю» и «Оясио» в количестве 23 штук, были спущены на воду с 1988 по 2020 годы.

Десантные корабли: Япония имеет на вооружении ВМФ 5 десантных кораблей; Из них 3 единицы — большие корабли с вертолетами на борту типа «Осуми» 1998-2005 годов выпуска и два малых десантных корабля типа «Юра» 1981 года постройки.

тип десантного корабля
Японский десантный корабль типа «Осуми

Траулеры: В составе ВМС Японии 6 траулеров, в том числе минный заградитель типа «Мурото», две плавбазы типа «Урага» и минные тральщики типа «Яэяма», выпущенные в 1993-1994 гг.

Также Япония имеет 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», спущенных на воду с 2002 по 2004 год.

Сравнение структуры ТОФ России и флота Японии

Тактическая структура Тихоокеанского флота России существенно отличается от Морских сил самообороны Японии. Из приведенных списков становится ясно, что ТОФ не имеет на вооружении эскадренных миноносцев (эсминцев).

Основное назначение эсминцев согласно военно-морской парадигме НАТО — поддержка сухопутных войск при высадке десантов, а также охрана конвоев и самое главное сопровождение авиационных групп.

Поскольку в составе ТОФ России нет авианосцев, единственное назначение которых в современном мире — контроль над побережьями других государств на большом удалении от базы флота, эсминцы для ВМФ России являются нетребовательным сегментом боевых кораблей.

Удивление вызывает наличие в Японии 36 единиц ракетных и противокорабельных ракетных эсминцев. Япония обладает четырьмя вертолетоносцами с функцией десантирования на них истребителей морского базирования.

Однако в стране восходящего солнца палубная авиация полностью отсутствует. В ВВС Японии имеется более 200 обычных истребителей устаревших типов, таких как F-15, F-4 «Фантом II» и «Мицубиси» F-2.

Очевидно, что японские вертолетоносцы типа «Идзумо» и «Хьюга» предназначены для посадки на палубу многоцелевых истребителей-бомбардировщиков НАТО F-35 «Лайтнинг II».

Большое количество японских эсминцев должно оказать дополнительную поддержку американским авианосным группам в Азиатско-Тихоокеанском регионе в случае конфликта с НОАК или ТОФ флотом России, с учетом того, что есть планы по присоединению Японии альянс AUKUS, состоящий из Австралии, США и Великобритании.

Следует отметить, что корабли ТОФ имеют в регионе достаточно мощную группировку малых боевых ракетных и противолодочных кораблей и катеров, которые по своим функциональным возможностям могут легко заменить эсминцы у берегов Дальнего Востока.

ВМС Японии не имеют на вооружении атомных подводных лодок, а ее дизельные подводные лодки не вооружены стратегическими крылатыми ракетами типа российских «Оникс» или «Циркон».

Российские АПЛ типа «Борей», «Антей» и «Ясень» в ближайшее время планируют вооружить «Посейдон» «Торпедами судного дня». Другими словами, подводный флот Японии не имеет стратегического значения.

В настоящий момент многие корабли ТОФ проходят модернизацию, а на период 2028 года планируется увеличение десантно-морской группировки Тихоокеанского флота.

В 2028 г на воду должен выйти авианесущий вертолетоносец БДК «Иван Рогов», а также в 2023-2024 гг корабли ТОФ получили пополнение в виде БДК «Владимир Андреев», а в 2024 г ожидается прибытие БДК «Василий Трушин».

наращивание группировки санстанных короблей ТОФ, связанное со сменой нарративов внешней политики России в регионе АТР, включающей, в том числе, увеличение численности морской пехоты на Дальнем Востоке из двух бригад в Приморском крае и на Камчатке, до двух дивизий, — сообщил министр обороны Сергей Шойгу в конце 2022 года.

«Ясень-М»

Новейшие атомные подводные лодки, которые сейчас строятся для ВМФ России, — корабли проекта 885М «Ясень-М». Всего в постройке, в том числе главный катер проекта 885, девять атомоходов проекта 885М. В этом году планируется передать флоту третью подводную лодку проекта 885М и четвертую лодку семейства «Ясень» — Б-571 «Красноярск», которые уже два года проходят испытания. Пока лодки проекта равномерно распределены между Северным и Тихоокеанским флотами. «Ясень-М» — одна из самых совершенных подводных лодок в мире — уникальное сочетание малошумности, современных средств обнаружения других лодок и мощных комплексов вооружения.

Катер оснащен торпедным аппаратом и универсальной пусковой установкой ракетного комплекса. После испытаний модификации ракетного комплекса «Циркон» с подводным пуском первыми подводными носителями этих гиперзвуковых ракет станут катера «Ясень-М».

А к концу десятилетия каждый из океанских флотов России будет иметь по четыре катера типа «Ясень» с «Цирконами» на борту. При этом комплексы могут применяться как по надводным кораблям, так и по наземным целям, и сбить такую ​​ракету в современной системе ПВО будет крайне сложно.

В помощь сверхсовременной «Ясении» полным ходом идет модернизация АПЛ проекта 971 «Щука-Б» постройки 1990-х годов. На сегодняшний день в составе российского флота находится десять атомных подводных лодок этого проекта в разной степени готовности. Все эти локтивы или прошли или печать медицинский ремонт с моделированием оборудования и систем использования.

На них появился ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» с применением торпед и восстанавливается их техническая готовность. Собственно катера проекта 971 являются рабочими лошадками противолодочных и противокорабельных сил флота и, разумеется, представлены как на Севере, так и на Тихом океане.

«Борей-А»

Но есть еще стратегические ракетные ядерные боеголовки проекта 955М «Борей-А». Уникальность современных «Бореев» в том, что это не только суперсовременные платформы для пуска баллистических ракет «Булава», но и основа морской составляющей российских сил ядерного сдерживания. Они могут на равных конкурировать с любыми современными подводными лодками и кораблями. «Борей-А» оснащены современными торпедами и системами управления воздушным движением.

Изменения в «Бореев-А» по ​​сравнению с первыми лодками типа «Борей» существенны — второй корпус, измененные обводы, модернизированное оборудование. Эти корабли прослужат до середины XXI века. И будут долги страны еще долгие годы значения морского ракетного щита России.

«Лошарик»

И несколько слов о специальных подводных лодках. Самый секретный катер России — АС-31 проекта 10831, носящий неофициальное название «Лошарик», завершает ремонт в центре верфи «Звездочка» в Северодвинске. 1 июля 2019 года на АС-31 произошел пожар, унесший жизни 14 подводников. После этой трагедии ремонт и, возможно, модернизация глубоководной специальной подводной лодки, прочный корпус которой состоит из титановых шариков, — отсюда и название «Лошарик». Катер будет восстановлен и по-прежнему будет использоваться для выполнения специальных задач Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ.

Рыбинский «оруженосец»

Боевая мощь ВМФ (ВМФ) любой страны напрямую зависит от кораблей и подводных лодок, несущих на борту вооружение. Но даже самым современным кораблям ВМФ нужны «помощники». Один из новейших кораблей ВМФ — морского транспортного вооружения проекта 20360М «Геннадий Дмитриев» был заложен в 2017 году на судостроительном заводе «Вымпел».

Сегодня это одна из ведущих российских судостроительных компаний. Рыбинские корабелы специализируются на производстве мереднетоннажных и малотоннажных морских и речных судов военного и гражданского назначения.

Но таких крупных кораблей, как «Геннадий Дмитриев», в Рыбинске еще не строили. Высота с пятиэтажным домом, вес — 2200 тонн. Водоизмещение стандартное — 3205 тонн, плоское — 3627 тонн. Длина — 77,8 метра, ширина — 15,8 метра, осадка — 4 метра. Экономическая скорость — 12 узлов. Дальность плавания — 3000 мил. Автономность — 30 дней. По словам производителя, «Геннадия Дмитриева» имеет на борту 180 номеров, а длины тросов внутри гиганта хватило бы, чтобы проложить путь от Рыбинска до Ярославля и обратно.

Новый корабль назван в честь капитана первого ранга Геннадия Владимировича Дмитриева, прошедшего путь от командира штурманской части малого противолодочного корабля до первого начальника отдела государственного приема кораблей Главное командование ВМФ в Северодвинске.

«Геннадий Дмитриев» проекта 20360М будет возить боеприпасы как на базы ВМФ, так и на корабли в открытом море. По словам военного эксперта капитана 1 ранга Василия Дадыкина, по своим функциональным возможностям корабль не уступает зарубежным аналогам. «Геннадий Дмитриев» имеет ледовый усиленный корпус, двойное дно и двойные борта, два грузовых трюма, платформу для перевозки грузов в контейнерах, кран грузоподъемностью 20 тонн и носовую вертолетную площадку.

Ни одна страна мира не хочет иметь в своем составе одноразовые боевые корабли, поэтому строительство кораблей обеспечения является важным условием развития ВМФ. Особенно отрадно, что практически каждый новый вспомогательный корабль строится с учетом возможности переброски в стратегически важный район — арктическую зону

Василий Дадыкинвоенный эксперт, капитан 1 ранга запаса

«Лада»

В строительстве находятся и более совершенные, но и более дорогие неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада». Теперь это модернизированный проект 677М. Новейшие полуторакорпусные «Дамы» с уникальным гидроакустическим комплексом и революционным одноместным малошумным электродвигателем разработаны тем же морским конструкторским бюро «Рубин», которое создало в пора. В 2023 году ожидается поступление в состав флота первой серийной лодки проекта Б-586 «Кронштадт», которая сейчас проходит государственные испытания. Далее строятся еще три катера проекта для Северного флота.

Считается, что «Леди» на равных может противостоять ударным атомным катерам с той лишь разницей, что у них меньше время непрерывного нахождения под водой. По своим шумовым характеристикам, по возможностям гидроакустического комплекса и системы вооружения «Леди» может бороться с любым современным противником. Катера также могут использовать реактивные снаряды «Калибр» от торпедных аппаратов. И в этом смысле это уже некая унификация всех современных российских подводных лодок — неатомных и атомных.

«Антей»

На сегодняшний день в составе флота семь зенитных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Все они либо ожидают, либо проходят модернизацию по современному проекту 949АМ с кардинальным обновлением оборудования и системы вооружения. В старой конфигурации корабль серии 949А нес 24 мощные сверхзвуковые ракеты «Гранит», и считалось, что одним залпом такая лодка могла гарантировать уничтожение любого авианосца вне зависимости от возможностей сопровождающих ее сил.

В новом виде катера проекта 949АМ, видимо, станут еще мощнее и смогут нести до 72 ракет типа «Калибр», «Оникс», а в перспективе и «Циркон». Это уникальные возможности, которых сегодня нет ни у одной отдельной подводной лодки, ни у какой другой страны мира. Модернизация проекта 949АМ идет полным ходом и, скорее всего, в ближайшие несколько лет мы увидим первые переоборудованные ракетные крейсера этого проекта.

Читайте также: Вертолет Ми-24 конструкция, технические характеристики, применение

«Тирпиц» и «Красин»

О преимуществах службы военных кораблей вдали от берегов военные моряки впервые задумались еще в XIX веке. С развитием тяжелой артиллерии противник мог практически полностью заблокировать работу морского порта. Позднее стоявшие на причале корабли стали отличной мишенью для авиации.

В истории Второй мировой войны есть примеры, когда несколько немецких военно-морских баз, подготовленных к вторжению в Европу, были практически полностью уничтожены с воздуха. На одном из них пришвартовался линкор «Тирпиц» — военная гордость Третьего рейха, проведший в ремонте половину войны: каждый раз, когда он ремонтировался, английские самолеты наносили ему тяжелые повреждения прямо в порту или доке . Чтобы не допустить подобных неудач в будущем, немцы задались целью построить специализированные морские танкеры, но сделать это им не удалось — война закончилась.

Вспомогательный флот всегда состоял не только из кораблей снабжения. Спасение – еще одна важная функция морских помощников. 104 года назад на британских верфях был построен ледокол «Святогор», на тот момент самый мощный в мире. В годы Гражданской войны его потопили, а потом подняли со дна, и он стал «Красиным», прослужившим стране еще более полувека. 

Мировую известность «Красин» получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле на Северный полюс. Это была одна из самых известных операций в истории корабля.

В 1934 году «Красин», один из пяти самых мощных советских ледоколов, принял участие в спасении второй полярной экспедиции — «Челюскиных». Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.

Летом 1941 года «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке, ожидая очередной арктической навигации, но с началом патрулирования полярных конвоев должен был стать линкором. За годы Великой Отечественной войны «Красин» совершил кругосветное морское путешествие продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.

«Кондор»

Наряду с катерами проекта 971 в строю находятся два титановых катера проекта 945А «Кондор» — планы модернизации катеров проекта с оснащением их и «Калибры» и с кардинальным обновлением всех комплексов радиосвязи -Обсуждается техническое вооружение. После такой модернизации они могли бы прослужить и меньше десяти лет, хотя и поступили на вооружение в начале 1990-х годов.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector