- Китайские реалии
- Предпосылки создания
- Предполагаемые характеристики и численность
- Великолепная пятёрка
- Особенности конструкции истребителя J-20
- А что у нас?
- Первый «хищник»
- Описание Chengdu J-20
- F-35: тактико-технические характеристики
- Не красавец
- Несанкционированные переделки Су-27
- Оценка проекта
- В сухом остатке
- Душа Японии
- Китайский истребитель j 20 — характеристика
- Конструкция
- Чёрная «утка»
- По Гамбургскому счёту
- “Т-50”: вооружение
Китайские реалии
Авиационная промышленность КНР стремится полностью обеспечить ВВС самыми инновационными моделями самолетов. Сегодня в интересах ВВС НОАК ведется проектирование истребителя 5-го поколения Chengju Ji 20.
О том, что такой самолет вообще есть, стало известно не так давно. Самолет пока находится на стадии испытаний и доработки оборудования опытного образца. Когда новинка поступит в ВВС Китая, пока неизвестно.
В последние годы истребитель был конструктивно изменен. Эти новшества, по мнению экспертов, непременно повлияют на скорость завершения всего проекта постройки самолета.
Предпосылки создания
Сегодня только 3 государства на планете могут производить собственные военные истребители 5 поколения. Это страны, которые:
- Российская Федерация;
- Китайская Народная Республика;
- США.
Родоначальником техники 5 поколения являются США, которые создали и ввели на вооружение своих вооруженных сил истребитель F-22. Этот проект из 90-х сегодня очень перспективен. А технологические разработки используются и в других областях военного авиастроения, в том числе и в F-35.
Многие эксперты сходятся во мнении, что F-22 является своего рода базовой моделью для изобретения китайского истребителя J 20. Появились ли важные шпионские данные от китайских авиастроителей путем шпионажа или же Китай разработал свои собственные военные истребители без шпионажа — это отдельная тема иметь значение.
Важно то, что в китайском J 20 реализовано многое из того, что было воплощено в истребителях того же поколения в США. Главной гордостью Китая в этой области является его индивидуальная и уникальная технология «стелс», а также то, что конструкторы создали собственные авиационные двигатели. Однако базовая часть китайских истребителей J 20 оснащена авиационными двигателями российского производства.
Военный самолет J-20 имеет определенные недостатки. Например, ограничения маневренности истребителя. Он серьезно уступает Су-57 (Россия).
Предполагаемые характеристики и численность
Конструкторы дают полное описание возможностей и подразделений воздушного флота на данный момент. Технические характеристики самолета китайского истребителя J 20:
- управление: 1 военный летчик;
- размер от носа до хвоста: 20,3 м;
- размах крыла (из крайних точек): 12,8 м;
- высота: 4,45 м;
- максимальная взлетная масса: 36 300 кг;
- масса топлива на борту: 11 100 кг;
- авиационный двигатель: 2 турбо тягой по 180 кН (без форсажа);
- максимальная дальность: 5500 км;
- боевой радиус действия: 2000 км (абсолютный — 20000 м).
Сегодня в количественном отношении ВВС Китая имеют 4 J 20.
Великолепная пятёрка
Так, с большинством в пятый класс входят следующие самолеты:
- Американский F-22 Раптор
- Американский F-35 Лайтнинг II
- Российский Т-50 (ПАК ФА)
- Японский Х-2 Шиншин
- Китайский J-20 (Черный орел).
Некоторые специалисты добавляют китайский J-31, известный человечеству по паре фотографий и испытательному полету в 2012 году. На мой взгляд, стоит дождаться хотя бы официальной презентации и только после этого добавлять в состав еще один истребитель пятое поколение. Нет, места мне не жалко, просто информация на данный момент вылетела из носа гулькина и говорить о ней всерьез невозможно.
Особенности конструкции истребителя J-20
Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным трапециевидным крылом. Общий размах крыльев достигает 12,8 метра, кроме того, крылья перенесены в хвостовую часть аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев снабжена системой крюков и закрылков. Особенностью модели 20 является отсутствие хвостовых стабилизаторов, их функцию выполняет передняя подвеска в горизонтальном виде. Это оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте два киля с внешними отклонениями от оси.
Фюзеляж имеет современную классическую компоновку, что позволяет добиться высоких летных характеристик. Передняя часть агрегата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилотов. Средняя часть истребителя J-20 в основном предназначена для вооружения. Есть держатели для ракет, бомб и других видов летательных аппаратов.
Внутреннее расположение основной массы ударной силы позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Масса пустого самолета достигает 17,6 т, а взлетная – 35 т, на данный момент точных данных о максимальной взлетной массе нет.
Весь процесс отделения и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два ТРД. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставлялись в Китай из России. Серийные модели, находящиеся в стадии полномасштабной постройки, будут оснащены двигателями Xian WS-15, над которыми работают китайские конструкторы.
По всем расчетам такие двигатели на форсажном режиме смогут обеспечить тягу 150 кН. Ранее говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту 16 километров и развивать максимальную скорость 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета 3,4 тысячи километров. Однако из-за изменения двигателей в силовой установке эти параметры могут существенно измениться.
Система шасси имеет классическую деревянную опорную систему; в полете все стойки укладывались в ниши фюзеляжа. Все стойки оснащены одним колесом, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.
Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и характеристики не раскрываются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что на J-20 установлена новая система управления, имеющая многократное резервирование. Кроме того, новый истребитель имеет самую современную систему прицеливания и навигации.
На данный момент у китайцев имеется 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип существенно отличается от своих предшественников за счет конструкции и расположения некоторых узлов. Изменения коснулись и фюзеляжа, а именно, он значительно сужен в районе шасси. Расстояние между моторами устройства увеличено. Створки шасси также были усовершенствованы.
А что у нас?
Наш проект истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) впервые взлетел в 2010 году, отстав от F-22 на долгих тринадцать лет. Его стоит сравнить с Раптором, он тоже большой и тяжелый. В цифрах ПАК ФА есть чем удивить американцев. Это радар L-диапазона, расположенный в крыльях. Он позволит засечь F-22, несмотря на все технологии снижения заметности. Кроме того, Т-50 оснащен инфракрасной РЛС обнаружения, а почти вдвое большая дальность тяжелых ракет для дальнего боя дает огромные преимущества в воздушном бою.
Конечно, есть и проблемы. Летающие сейчас самолеты оснащены двигателями предыдущего поколения просто потому, что новые двигатели еще не готовы. Дело в том, что ПАК ФА выпускался с двигателем первого этапа — ТРД АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Ожидается, что новый двигатель будет готов к концу 2016 года и будет иметь улучшенную топливную экономичность, что приведет к снижению стоимости часа полета.
Кроме того, у нас пока всего 9 самолетов пятого поколения. Как бы они ни были замечательны, сравнивать 350 «американцев» и 9 наших пока просто бессмысленно.
Первый «хищник»
F-22 Raptor серьезно опередил всех своих конкурентов по времени. Свой первый полет он совершил в 1997 году, а в 2005 году был принят на вооружение. Кроме того, он еще и самый многочисленный. Пока другие страны не пошли дальше десяти экземпляров своих самолетов, F-22 был выпущен в количестве 181 серийной машины, американская экономика просто не могла его больше тянуть.
Изначально должны были сделать 750 самолетов, но они оказались чуть ли не золотыми. И если цена серийного экземпляра 150 миллионов долларов, то, прибавив стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, за один самолет можно получить 411 миллионов долларов.
Это чуть меньше бюджета Новосибирска-миллионника на 2016 год. В F-22 американским инженерам есть чем гордиться. Роскошные двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15 876 кгс, которые позволяют этому большому и тяжелому самолету летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажных камер.
Отличная бортовая радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-77 с активной фазированной антенной группой может обнаружить самолет противника на расстоянии более 200 километров. А по некоторым данным, эффективная площадь разброса составляет всего 0,3 квадратных метра, по сравнению с примерно 12 у самолетов четвертого поколения. Однако некоторые эксперты сомневаются в этих цифрах.
F-22 широко известен своими техническими проблемами, которые преследовали самолет на протяжении всей его жизни. Что было обнаружено за весь период эксплуатации: выход из строя бортовой системы генерации кислорода (ОБОГС), что даже привело к потере как минимум одного самолета и гибели летчика, проблемы со стелс-покрытием, которые просто начались отваливаться от корпуса и многие другие «детские болезни».
Есть еще одна сложная проблема: боевой радиус F-22 из-за небольшого объема внутренних баков составляет всего 760 километров. Без дозаправки в воздухе и подвесных топливных баков, которые рубят на корню всю идею невидимости, использовать его было бы затруднительно.
Описание Chengdu J-20
Истребитель Chengdu J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащенным вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжным оперением. Самолет имеет треугольное крыло с утолщениями и довольно внушительные габариты: длина составляет 21-23 метра, а стартовую массу истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.
Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, как и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет резкий контур, характерный для всех стелс-истребителей пятого поколения. Летный экипаж состоит из одного человека, фонарь кабины выполнен по единой непереплетной схеме, что улучшает обзор для летчика и снижает ЭПР машины.
У J-20 два двигателя расположены близко друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолетов используются российские АЛ-31ФН, но в будущем китайцы планируют установить на J-20 WS-15 свой двигатель.
Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо выведено из передних крыльев, а основные стойки — в отсеках бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутреннего вооружения бухты, похожие на американский истребитель.
Есть информация, что в J-20 будет использован ряд технических новшеств, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколений. Самолет будет использовать систему ЭДСУ без дублирующих механических или гидравлических систем.
Всю электронику машины и ее встроенное оборудование планируется объединить в единую сеть Ethernet.
Хотя степень «незаметности» нового самолета до конца не ясна, остаются вопросы о наличии активной фазовой РЛС, которая является одной из основных особенностей истребителя пятого поколения.
F-35: тактико-технические характеристики
В первую очередь стоит отметить, что самолет F-35 Lightning II разрабатывается одновременно в трех модификациях, каждая из которых имеет свою особенность. Модель А построена для ВВС США и является самой простой версией. Разработанная для Корпуса морской пехоты США модель B во многом отличается, но основные отличия заключаются в коротком взлете и вертикальной посадке. Ну а модель С, самая продвинутая из трех, сделана для ВМС США и имеет повышенную маневренность для успешного пуска с авианосцев, что делается с помощью катапульты.
Так длина этого самолета около пятнадцати метров, а размах крыла десять метров (кроме модели С, у которой размах крыла больше, целых 13 метров). Что касается веса, то он варьируется в зависимости от модели от 13 до 15,5 тонн, при этом, если говорить о максимальном стартовом весе, то может составлять от 29 до 30 с половиной тонн. Масса топлива, которое можно залить в топливный бак, составляет от 8 до 9 тонн. Двигатель на самолете американский, но принцип точно такой же, как и у российской модели — это двухконтурный ТРД с форсажной камерой.
Максимальная скорость полета этого истребителя составляет около двух тысяч километров в час, а крейсерская — 850 километров в час. Что касается дальности полета, то она у разных моделей разная из-за различий в конструкции. Модель B имеет наименьшую дальность полета, всего 1500 километров, а модель C способна пролететь 2500 километров.
Время полета этого самолета в два раза меньше, чем у российской модели, всего два с половиной часа. И практический потолок тоже чуть ниже, всего восемнадцать километров. Однако это далеко не все, что можно сказать о самолете F-35 Lightning II — больше информации об экипаже и вооружении ждет вас впереди.
Не красавец
После в 2012 году ВВС США получили F-35 Lightning II. Идея, несомненно, была хорошей: давайте сделаем самолет пятого поколения, только меньшего размера, дешевле и подходящего для всех, от ВМФ до ВВС. Продав ту же идею союзникам, американцы приступили к разработке других самолетов пятого поколения.
Получилось сделать самолет меньше, а вот со всем остальным были проблемы. Потребовались деньги, чтобы разработать три разные версии, как три самолета. Стоимость производства больше, чем у F-22 (ожидается, что она упадет до разумных 90 миллионов после начала крупносерийного производства в 2019 году).
Лётные качества не слишком выдающиеся, места для вооружения во внутренних помещениях мало, к тому же можно использовать не все типы. В 2016 году F-35 достиг состояния «начальной боевой готовности» наполовину, но баги и проблемы его преследуют до сих пор. Например, при определенных условиях воздух может попасть в топливный бак и вызвать взрыв.
Помимо проблем с баком у F-35 много багов и программных ошибок. Специальный шлем для пилотов с элементами дополненной реальности и возможностью кругового обзора через самолет еще не готов. Чтобы иметь возможность полноценно использовать ракетное вооружение, вновь принятым на вооружение машинам придется дождаться нового программного обеспечения Block 4, появление которого запланировано только на 2021 год.
Понятно, что многие страны, присоединившиеся к кампании «дешевый истребитель пятого поколения», не совсем довольны такими результатами. Это самолет, но хуже, дороже и непонятно. Роль главного критика взяла на себя Австралия, регулярно находящая для проекта все более оскорбительные, но в то же время реалистичные слова. F-35 не отвечает требованиям истребителя пятого поколения из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажных камер, малой тяговооруженности, относительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и маневренности.
По их мнению, российские ЗРК развиваются намного быстрее, чем этот истребитель, и когда он будет доставлен конечным пользователям, в нем вообще не будет ничего выдающегося. Впрочем, 194 самолета уже во многом говорят сами за себя: это больше, чем в любой другой стране.
Несанкционированные переделки Су-27
Между тем, в конце 80-х ВВС НОАК располагали парком слабых истребителей J-5, J-6 и J-7. Отставание от государств исчислялось десятками лет и казалось недостижимым. В то время китайские летчики могли стать легкой добычей американских летчиков, если бы вдруг разразился конфликт между США и Китаем.
С одной стороны, специалисты Шэньянской авиастроительной корпорации, получив по контракту Су-27, внесли самовольные изменения в «сушку», с другой стороны, став в 90-е годы основным заказчиком, фактически спасли Российский оборонный авиапром, который умирал без денег. Кроме того, необходимо помнить, что эти характеристики не всегда подтверждаются в боевых условиях. Это в полной мере относится и к системе обучения и мотивации пилотов.
Кстати, у немцев во время 2-й мировой войны были лучшие истребители того времени, но битва за небо была проиграна советским летчикам. В заключение китайский автор отмечает, что приобретение Су-27 и последующая работа в рамках «Проекта 11» имели большое значение для ВВС НОАК.
Оценка проекта
Несмотря на отсутствие полной информации о конструкции и характеристиках J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.
Первое впечатление, которое возникает при более внимательном рассмотрении J-20, состоит в том, что этот самолет как бы собран из различных частей существующих и перспективных самолетов пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.
Аэродинамическая схема машины является практически полным повторением нереализованного МиГ 1.44, да и габариты самолета во многом такие же. Однако есть и существенные отличия. Машина Микоянова имела крыло большего размера, что снижало удельную нагрузку на него и повышало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился эдакий «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.
Сразу нужно отметить, что расположение переднего оперения не очень удачное решение для самолетов-невидимок, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) — настоящий подарок для любой РЛС противника.
Есть вопросы и по аэродинамике J-20. ПВО самолета расположены довольно далеко от высокорасположенного крыла, что, вероятно, сделано для увеличения размера помещения для вооружения. Это еще больше снижает маневренность машины. Вызывают вопросы у специалистов и недостаточные размеры воздухозаборников, которые не позволят J-20 развивать значительную скорость на больших высотах.
Впрочем, это даже не главная проблема J-20. Непонятно, удалось ли китайцам создать РЛС с активной ФАР на достойном уровне. Несколько лет назад Китай сотрудничал с Россией в этом направлении, но позже работа была свернута. Естественно, России невыгодно делиться разработками в этой области с Китаем. Следует еще раз отметить, что установка такой РЛС является одной из главных особенностей истребителя пятого поколения.
Еще вопросы по двигателю новой машины. Весьма сомнительно, что Китаю наконец удалось создать двигатель WS-15 нового поколения, который планируется устанавливать на серийный истребитель. Китайцы несколько лет подряд закупали оптом турбинные лопатки и диски, трубы и крышки дисков для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах, явно превышающих потребность в ремонте. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Китае пытались построить новую силовую установку. Сейчас истребитель J-20 оснащен российскими АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели, практически равна нулю.
Когда мы анализируем форму китайского истребителя, его двигатели и относительно небольшое крыло, трудно поверить, что перед нами самолет превосходства. Самолет также непохож на маневренный легкий истребитель, способный поражать наземные цели. По тяговооруженности J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим самолетам четвертого поколения.
Вероятно, на J-20 китайцы пытаются опробовать новую технологию и приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся по многим направлениям одновременно. Китай уже довольно давно не закупал тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень возможно, что в скором времени Китай сможет полностью обеспечить потребности ВВС самолетами самого высокого уровня. И, возможно, он начнет поставлять их в другие страны. В любом случае темпы развития авиационной промышленности Китая поистине впечатляют.
Читайте также: Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» в Дербенте 2023: где находится, как добраться, история, описание
В сухом остатке
Каждая страна имеет свое понимание истребителя пятого поколения в соответствии со своей военной доктриной и способами его использования. Неудивительно, что в итоге мы получаем такие несравнимые «вещи в себе». Стоит помнить, что самолеты пятого поколения в силу своей дороговизны являются не рабочим инструментом, который можно использовать в любой боевой обстановке (F-22 участвовал в боевых действиях в Сирии всего один раз, скорее для галочки), а флаг , стандарт, который показывает другим странам: «Смотрите, мы можем сделать пятое поколение».
А все потому, что пока самолеты четвертого поколения отлично справляются со своей задачей. И лучше бы у них его было поменьше, они очень хотят такого простого и едва достижимого «мира во всем мире».
Душа Японии
Mitsubishi X-2 Shinshin создавался японцами двенадцать лет. И слишком много хороших слов о нем сказано «в кредит». Обещают эффективную дальность рассеивания (ЭПР), почти как у насекомого. Технология самовосстанавливающихся возможностей управления полетом (SRFCC). Предполагается, что в случае повреждения бортовой компьютер сможет оценить последствия и скорректировать работу оставшихся элементов аэродинамической конструкции для восстановления управляемости. И еще много интересных утверждений.
Пока у нас есть только прототип, чрезвычайно похожий по форме на F-22, с очень большой массой для своих малых размеров (13 тонн) и двигателями, которые «на подходе». Учитывая тот факт, что о японском самолете почти ничего не известно, придется просто подождать. Когда появятся первые серийные образцы, станет понятнее, удалось японцам чудо или нет.
Китайский истребитель j 20 — характеристика
Китайский истребитель J 20 имеет высокое трапециевидное крыло. Общий размах крыльев составляет 12,88 м. Кроме того, крылья немного смещены к хвостовой части J 20. Для управления техникой сзади имеется система катков и закрылков.
Уникальностью военного истребителя можно считать то, что модель не имеет хвостовых стабилизаторов. Их функцию выполняет оперение впереди (горизонтально). Он расположен на фюзеляже истребителя J 20 за воздухозаборниками. В хвостовой части имеется пара килей с наклоном.
Корпус J 20 классический, что позволяет добиться высоких летных качеств. Передняя часть самолета оснащена современной радиоэлектроникой. Средняя часть истребителя предназначена для вооружения. Есть ракеты, бомбы и другие элементы вооружения. Масса пустого J 20 17,6 т, стартовая масса 35 т.
Полет обеспечивают 2 ТРД. Ранее говорилось, что истребитель сможет взлетать на высоту 16 километров и набирать скорость 2100 км/ч. Кроме того, предполагалась максимальная дальность 3400 км. Однако из-за смены авиационных двигателей в силовой установке эти характеристики могут сильно различаться.
Система шасси с 3 ногами. При полете все стойки уходят в ниши фюзеляжа. К ним прикреплено 1 колесо. Кстати, нос маленький.
Что касается радиоэлектроники военного истребителя J 20, то ее состав и качество держится в строгом секрете. Публикация под государственным запретом, данные с высоким уровнем секретности.
Однако до сих пор известно, что J 20 оснащен новейшими органами управления. Кроме того, новый китайский военный самолет с инновационной системой прицеливания и навигации.
Конструкция
Последний прототип истребителя G 20 отличается от предыдущих моделей конфигурацией и размещением некоторых ключевых элементов. Кроме того, есть функции в отсеке фюзеляжа. Несколько раз уже возле шасси. Одним из отличий также можно назвать то, что расстояние между авиационными двигателями истребителя увеличилось. Элементы крыла на шасси также были усовершенствованы.
Чёрная «утка»
Chengdu J-20 похож на лоскутное одеяло из разных конструкций, без особого внимания к их поколению или стране происхождения. Основой будущей машины, несомненно, послужил проект ОКБ имени МИАИ Микояна МиГ-1.44. Поэтому J-20 имеет аэродинамическую схему с «утиным» оперением впереди, вместе с чем китайцы вынесли вперед все присущие ему недостатки. В носовой части новости явно угадывается F-22 Raptor; воздухозаборники скользили по бокам фюзеляжа, явно копируя F-35.
В результате родилась тяжелая машина с приличной дальностью полета в 5500 километров. Правда, ушлые китайцы не написали, будут ли в этом случае использоваться внешние топливные баки или нет. Скорее всего так и будет: чудес не бывает.
Да, «китайцев» тоже уже девять, но у всех у них есть большая и очень серьезная проблема — отсутствие нормальных двигателей, которых китайская промышленность просто пока не производит, а вот сможет ли она производить в ближайшие годы — это очень большой вопрос. А строить самолеты на базе российских двигателей предыдущего поколения — это не совсем серьезно.
И опять же, как сравнивать, когда об успехах китайцев в производстве ракет класса «воздух-воздух» (а они есть) и бортовых РЛС с АФАР известно мало (но об этом почти ничего не известно). Пока это не черный орел, а темная лошадка с достойными перспективами за счет способности Китая быстро наращивать производство.
По Гамбургскому счёту
Вы помните Оську, героя детской книжки Льва Кассиля «Кондуит о Швамбрания»? Его мучил серьезный вопрос: «Если кит — а вдруг за слоном ухаживает? Кто кого будет собирать?» Примерно такое же чувство вызывает и всеми любимый вопрос: «А если наш ПАК ФА будет против Ф-22, то кто победит?» А если серьезно, то мало кто сможет ответить на этот вопрос. Ситуаций, когда самолеты F-22 и Т-50 встречаются в небе над Тихим океаном вдали от наземных радиолокационных комплексов и средств ПВО, просто не бывает.
Это уже не воздушный бой, а сферический конь в вакууме. Разные доктрины ведения боя, разные боевые ситуации, разный опыт пилотов. Любая из этих причин может перевесить любые сложные ментальные конструкции, результатом чего будет «наши круче». Гораздо честнее было бы рассказать о сильных и слабых сторонах каждой из «большой пятерки», а выводы пусть сделает сам читатель.
“Т-50”: вооружение
Сравнивать самолеты 5-го поколения по летно-техническим характеристикам — это одно, а сравнивать их по вооружению — совсем другое
Учитывая, что это боевые самолеты, вооружение играет очень важную роль, поэтому следует уделить особое внимание. Во-первых, этот самолет будет оснащен 30-мм бортовой пушкой, которая не будет являться основным вооружением
Почему? Во-вторых, основной упор делается на разные типы ракет. Максимальная полезная нагрузка самолета составляет десять тонн. Однако это максимальная нагрузка, а если говорить о стандартной версии, то боекомплект будет весить около шести тонн. Полторы тонны будут предназначены для воздушного боя (сюда входят РВВ-СД и РВВ-МД), а четыре с половиной тонны — для поражения наземных и водных целей (КАБ-500 и РВВ-МД).
В наборе будут ракеты как малой, так и средней и большой дальности. Причем один будет гораздо более совершенным, чем те, что сейчас используются на самолетах четвертого поколения. У них увеличенная дальность, высокая чувствительность, они защищены от помех, а также могут обнаруживать и захватывать цель в полете.
Эта модель будет иметь две возможные конфигурации точек подвески боеприпасов: либо будет восемь внутренних и восемь внешних точек, либо 10 внутренних и две внешних точки. Так будет выглядеть российский боевой самолет пятого поколения. Но статья не только о российских, но и о других самолетах, так что пора переходить к другим моделям.