- Историческая справка
- Особенности КамАЗ 5350 «Мустанг»
- Рулевое
- Инновации, заложенные в КАМАЗ-5350
- Таблица: технические характеристики КАМАЗ 5350
- КамАЗ-5350: описание, технические и эксплуатационные характеристики
- Габаритные размеры и грузоподъемность
- Силовой агрегат и расход топлива КамАЗ-5350
- Трансмиссия и электрооборудование КамАЗ-5350
- Тормоза и подвеска КамАЗ-5350
- Конструкция и устройство
- Модельный ряд семейства «Мустангов»
- Появление КАМАЗ-5350 в Российской армии
- Двигатель
- Трансмиссия
- Подвеска и ходовая часть
- Расконсервация и первый запуск двигателя грузового автомобиля КамАЗ-53501
- Подвеска
- Тормозные системы
- В семейство Мустанг входят автомобили с колёсными формулами
- Платформа и варианты оснащения
- Дальнейшее развитие
- Кабина
- Достоинства и недостатки
- Руководство по эксплуатации
- Видео обзор КамАЗ-5350
- Тактико-технические характеристики КамАЗ-5350
Историческая справка
Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) было обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобилей тем более.
Особенно это касается КамАЗа. И вот почему:
- Все ведущие автозаводы страны возникли не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работу на базе дореволюционного авторемонтного предприятия АМО — Московского автомобильного общества.
Производитель автомобилей Урал-375, автомобильный завод в Миассе, обязан своим рождением Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автомобильный завод приступил к выпуску автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой компании «Форд».
КамАЗ с момента принятия решения ЦК КПСС о его строительстве в августе 1969 года определялся как завод по производству грузовых автомобилей и двигателей. Для него было специально выбрано место, выделены большие средства, создана инфраструктура. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века. - Проводя параллель дальше, стоит помнить, что если свои первые грузовики ЗИЛовцы собирали из запчастей Fiat буквально, что называется, «на коленях», то при создании Камского предприятия использовались последние наработки 700 компаний из 19 стран мира. Строительство обеспечивали сотни отечественных заводов.
- Такие заслуженные и популярные во всех сферах применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66, во многом обязаны своим появлением военному заказу. Но они создавались индивидуально. Что касается КамАЗа, то и здесь пошло по другому пути. В соответствии с постановлением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целой серии моделей под общим названием «Мустанг».
Изначально перед конструкторами завода была поставлена задача разработать три модели КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались количеством осей.
На некоторых моделях предусматривалась площадка для установки вооружения и специального оборудования.
Общие требования к ним включают:
- автомобили предназначены для перевозки воинских грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 т по всем дорогам и пересеченной местности;
- возможность эксплуатации при температурном режиме -45…+40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.
Непременным условием создания автомобилей для нового семейства было требование высокой степени объединения (до 85%).
Иными словами, в новых моделях следовало максимально использовать отдельные узлы и агрегаты.
Особенности КамАЗ 5350 «Мустанг»
КамАЗ 5350 Мустанг считается российским большим внедорожником. Эта модификация автомобиля много раз менялась и совершенствовалась. «Мустанг» выпускался серийно и считался очень популярной военной машиной.
По сути, это было продолжение КамАЗ 4310, только с некоторыми изменениями. Во-первых, внешние отличия, отразившиеся в форме кузова и кабины. Во-вторых, рисунок металлического профиля сбоку корпуса был другим. В-третьих, на эту машину разработчики установили шины, имеющие другой, существенно отличающийся размер.
Чтобы получить представление о мощности этой автомобильной марки, нельзя обойти вниманием двигатель грузовика КамАЗ 5350. Объем 9850 куб.см., расположение цилиндров почти традиционное — V-образное. Всего на двигатель установлено 8 цилиндров. Агрегат работает на дизеле, а крутящий момент составляет 1059 Н*м. Самый главный параметр двигателя, а именно мощность, составляет 260 л.с. Марка двигателя КАМАЗ-740.30-260, соответствует нормам Евро-2.
Если внимательно присмотреться к тому, как выглядит КамАЗ 5350 на фото, можно заметить некоторые тенденции производителя, касающиеся внешнего вида автомобиля. Кабины машины могут быть выполнены в разных цветах: от светло-оранжевого до цвета хаки. Причем последнее говорит только о военном назначении этой марки автомобилей. Тип кузова и платформа на картинке несколько отличаются, так как шасси можно использовать для разных целей. На картинке можно подробно рассмотреть все варианты использования шасси данного автомобиля (бортовой автомобиль с тентом, самосвал, автокран, цистерна).
Если рассматривать КамАЗ 5350 ТТХ подробнее, то можно отметить, что полная масса составляет 15 400 кг, а снаряженная – 9 100 кг. Габаритные размеры машины весьма внушительны. Высота 7,95 м, ширина чуть более 2,5 м, а длина более 3 м. При этом значение погрузочной высоты составляет 1,59 м. Дорожный просвет составляет 390 миллиметров. Важный параметр, запас хода, достигает 1090 километров.
Автомобиль КамАЗ 5350 имеет расход топлива 27 литров на 100 километров. Объем топливного бака составляет 170 литров, а дополнительного – 125 литров. На основании этих показателей можно рассчитать непосредственный запас хода. Хотя такой показатель, как 27 литров на 100 километров, не является категоричным, так как при движении по разным дорогам расходуется разное количество топлива. Кроме того, на величину расхода топлива влияет скорость движения по трассе и количество остановок.
Если посмотреть видео о грузовике КамАЗ 5350, то можно увидеть, насколько маневренна эта марка автомобиля, как уверенно он идет по бездорожью, проезжает неровности и пересеченную местность. Армейские автомобили созданы разработчиками для возможности прохождения сложных проселочных дорог. При этом кабина грузовика достаточно комфортна, в ней есть место для водителя и двух пассажиров. Кроме того, он оборудован спальным местом, также есть места, предназначенные для размещения спецтехники и боевой техники. Четырехосная модель вмещает до 39 человек сзади (на откидных скамейках).
Габариты КамАЗ 5350 говорят о том, что машина достаточно маневренная. Его полный радиус поворота составляет 11,3 м. Высота платформы грузовика составляет 75 сантиметров. Ширина платформы около двух с половиной метров, а длина 489 сантиметров. Колесная база составляет 3,34 метра основного расстояния и 132 сантиметра дополнительного расстояния. Подробно изучив все характеристики техники этой марки, можно сделать вывод обо всех преимуществах автомобиля, предназначенного для военного применения.
Рулевое
КАМАЗ 5350 оснащен реечным рулевым механизмом с гидроусилителем, что значительно облегчает усилие, прилагаемое к рулю.
Инновации, заложенные в КАМАЗ-5350
Автомобиль оснащен «родным» двигателем КамАЗ-740 мощностью 260 лошадиных сил, коробка передач 10-ступенчатая механическая. Впервые в автомобиле была реализована серийная система гидравлической трансмиссии, так что машина могла двигаться по пересеченной местности со скоростью до 40 километров в час. Машина легко заводится даже на глинистой и болотистой почве.
КАМАЗ-5350 проектировался во время пребывания советских войск в Афганистане, поэтому двумя важными параметрами были возможность эксплуатации машины в условиях высокогорья (до 4,5 тысяч метров над уровнем моря) и экстремально высоких и низких температурах. Сегодня КАМАЗ-5350 успешно эксплуатируется как в условиях Крайнего Севера, так и в южных районах нашей страны. Автомобиль доставляется в республики Средней Азии и некоторые другие страны с аномально жарким климатом.
КАМАЗ-5350 оснащен мощной механической лебедкой, развивающей усилие 8 тонн в секунду. Это позволяет буксировать с дороги практически любую технику, артиллерийские орудия и технику, застрявшие в болоте, песке, водных преградах.
На платформе КАМАЗ-5350 может устанавливаться специальное армейское навесное оборудование — от санпропускника или столовой на колесах до зенитно-ракетного комплекса типа «Панцирь» или реактивной системы залпового огня. Однако основной задачей автомобиля по-прежнему остается перевозка военнослужащих и армейских грузов.
Таблица: технические характеристики КАМАЗ 5350
Уровень нагрузки | 6 ч |
Максимальная скорость движения | 100 км/ч |
Время, необходимое для ускорения | 35 р |
Восхождение | 31° |
Тормозной путь | 36 м |
Общий радиус поворота | 11,3 м |
Система управления сцеплением | Пневмогидравлический усилитель |
Емкость бензобака | 175 л |
Трейлер | 300 кг |
Власть | 260 л.с |
Телосложение | Грузовик |
Колесная база | 6*6 |
Крутящий момент | 1078 Нм |
Расстояние до дорожного просвета | 0,39 м |
Палуба | 425/85 Р21 |
Следы колес | 2,05 м |
Запас хода | 1090 км |
Задняя емкость | 39 человек |
Давление в шинах на местности | Не ниже 420v20 кПа |
Нагнетательный насос | V-образный |
Допустимая масса прицепа | 8 ч |
Расстояние поворота внешнего колеса | 8 м |
Вес с оборудованием | 15,4 ч |
КамАЗ-5350: описание, технические и эксплуатационные характеристики
Габаритные размеры и грузоподъемность
- Длина автомобиля: 7 960 миллиметров;
- Ширина без зеркала/с зеркалом: 2500/2900 мм;
- Высота кабины/тента: 3 110/3 290 мм;
- Дорожный просвет: 290 мм;
- Снаряженная масса: 9 650/9 800 кг (в зависимости от модификации);
- Грузоподъемность КАМАЗ 5350: 7 335 кг;
- Максимальный вес прицепа: 12 тонн;
- Полная масса грузовика в составе поезда: 26 тонн;
- Внешний полный радиус поворота: 13 метров;
- Угол набора высоты: 60% (31°);
- Глубина преодолеваемого рва/брода: 0,6/1,75 метра;
- Максимальная скорость по паспорту: 100 км/ч.
Силовой агрегат и расход топлива КамАЗ-5350
В первые годы выпуска грузовик оснащался отечественным восьмицилиндровым дизельным двигателем КамАЗ 740.30-260 с V-образным расположением цилиндров. Силовой агрегат имеет функцию турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Рабочий объем турбодизеля составляет 10,86 литра, при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин номинальная мощность двигателя достигает 260 лошадиных сил. Заявленный ресурс двигателя КамАЗ 740.30-260 составляет 800 000 километров пробега, по экологическим параметрам двигатель соответствует стандарту Евро 2.
КАМАЗ 740.30-260
В настоящее время большинство автомобилей КамАЗ-5350 оснащены лицензионным двигателем Cummins ISBe6.7 E5 285. Этот современный двигатель собирается на совместном российско-американском предприятии Cummins KAMA. Силовой агрегат отличается экономичным расходом топлива и низким уровнем шума. Конструкция Cummins ISBe6.7 E5 285 шестицилиндровый рядный двигатель рабочим объемом 6,7 л, с турбонаддувом и системой принудительного воздушного охлаждения.
При частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин двигатель развивает 279 л.с. Двигатель оборудован подогревателем холодного воздуха, что значительно облегчает его запуск зимой. Экономия топлива также достигается за счет использования современной топливной системы Common Rail. Двигатель Cummins ISBe6.7 E5 285 прошел сертификацию Евро 5.
Cummins ISBe6.7
Расход топлива КАМАЗ-5350 зависит от установленного двигателя, условий эксплуатации, сезонных колебаний и технической исправности автомобиля. Грузовик, оснащенный отечественным двигателем, расходует примерно 27 литров топлива при движении по дороге с твердым покрытием в летний период. На практике расход топлива достигает 33-35 литров в реальных условиях, а при движении по бездорожью с полным приводом может быть и больше.
В зависимости от модификации машина поставляется с двумя баками по 210 литров или с одним баком емкостью 175 литров и 125 литров.
Трансмиссия и электрооборудование КамАЗ-5350
КамАЗ-154. Дорестайлинговые модификации КамАЗ-5350 оснащались отечественной коробкой передач КамАЗ-154. Этот десятиступенчатый механизм состоит из пятиступенчатой главной коробки передач, двухступенчатого делителя и демультипликатора. При таком взаимодействии мы получаем десять скоростей вперед и две назад.
Коробка передач управляется дистанционно из кабины с помощью кулисного рычага. Как и любой внедорожник, КамАЗ-5350 оснащен раздаточной коробкой с блокировкой межколесного дифференциала, автомобиль отличается постоянным, неотключаемым передним приводом.
1 — приводной вал перегородки; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала разделительной линии; 3, 9, 30 — регулировка распорок; 4 — передний роликовый подшипник на приводном валу; 5 — редуктор приводного вала; 6 — кольцевая гайка; 7 — стиральная машина; 8 — синхронизирующая муфта; 10 — крышка заднего подшипника ведущего вала коробки передач; 11 — роликовый подшипник; 18 — опора рычага переключения передач; 19 — ось блока заднего хода; 20 — упорные шайбы; 21 реверс; 22 — роликовый подшипник; 23 — болт с клюшкой; 24 — стопорная шайба; 25 — верхняя крышка; 26 — уплотнительные прокладки; 27 — крышка заднего подшипника ведомого моста; 29 — роликовый подшипник заднего ведущего моста; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 36 — крышка подшипника; 37 — роликовый подшипник; 40 — промежуточный вал; 41 — картер коробки передач; 42 — ведомый вал; 43 — коробка передач главная пятиступенчатая; 45 — уплотнительная прокладка; 46 — детали шестерни; 48 — вилка выключения сцепления; 49 — вал вилки выключения.
ЗФ 9S1310. Современные КамАЗ-5350 комплектуются лицензионной девятиступенчатой коробкой передач ZF 9S1310, обеспечивающей отличную динамику разгона, высокую надежность и живучесть.
Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется при помощи однодискового диафрагменного сцепления модели ZF&SACHS MFZ 430. Агрегат оснащен гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
Электрооборудование и электрические схемы КамАЗ-5350 питаются от двух 12-вольтовых аккумуляторов емкостью по 190 Ач каждый. Учитывая, что оборудование рассчитано на напряжение 24 вольта, здесь установлен автоматический регулятор напряжения. Также следует отметить наличие мощного (3 киловатта) 28-вольтового генератора.
Принципиальная схема автомобиля КамАЗ-5350:
Тормоза и подвеска КамАЗ-5350
Вездеход оборудован барабанными тормозами, на каждое колесо установлен барабанный механизм диаметром 400 мм, при этом ширина тормозных колодок составляет 140 мм. Кроме основной тормозной системы КамАЗ-5350 оборудован стояночным тормозом (на энергоаккумуляторе), резервным и вспомогательным тормозами, а также имеется система растормаживания.
Передняя подвеска автомобиля зависимая, она сконструирована на двухлистовых рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами, телескопического типа. Задняя подвеска устроена аналогично, но усилена за счет наличия дополнительных рессор.
Подробные технические характеристики автомобиля можно посмотреть здесь:
Грузоподъемность автомобиля, кг | 7325 |
Полная масса, кг | 17000 |
давление на заднюю ось, кг | 5600 |
нагрузка на заднюю тележку, кг | 11400 |
Полная масса автопоезда, кг | 29000 |
Полная масса прицепа, кг | 12000 |
Собственная масса, кг | 9600 |
давление на заднюю ось, кг | 4700 |
давление на переднюю ось, кг | 4900 |
Инженерная модель | Cummins ISBe6.7 E5 285 (5 евро) |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120/130 |
Максимальный полезный крутящий момент, Нм (кгсм) | 1007 (103) |
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1300 |
Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.) | 204 (277) |
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 2500 |
Рабочий объем, л | 6.7 |
Расположение и количество цилиндров | ряд, 6 |
Система подачи топлива | Аккумуляторная топливная система |
Коэффициент сжатия | 17,3 |
Тип двигателя | дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением воздух-воздух |
КП модель | ЗФ 9S1310 |
Передаточное число в редукторе | 1-9,48; 2-6,58; 3-4,68; 4-3,48; 5-2,62; 6-1,89; 7-1,35; 8-1.00; 9-0,75; ЗХ-8.97 |
Тип | механическая, 9-ступенчатая |
Контроль | механический, с дистанционным управлением |
Количество передач коробки передач | 9 |
Водить машину | пневматический |
Размеры диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных колодок, мм | 140 |
Конструкция и устройство
Тестирование препятствий грузовика
За основу для грузовика КамАЗ 5350 была взята конструкция образца 4310. Учитывая поставленные задачи, в новый проект был внесен ряд корректив — измененная конструкция, новые узлы и агрегаты, рисунок борта и увеличенный размер шин. Сама машина выполнена в колесной формуле 6х6.
В технической конфигурации машина объединила в себе все передовые разработки своего времени:
- зависимые подвески на полуэллиптических рессорах;
- карданные валы с двухскоростными коробками передач;
- усилитель руля;
- раздаточная коробка с демультипликатором.
КамАЗ 5350 также первым в этой серии грузовиков получил блокируемые межколесные дифференциалы заднего моста. Это нововведение значительно повысило проходимость машины.
Некоторые изменения коснулись и кабины. Водителю стало удобнее. Есть места для двоих, есть кровать для отдыха. Также есть место для дополнительного снаряжения, униформы и личного снаряжения.
Грузовой отсек может быть приспособлен в зависимости от выполняемой задачи. От перевозки людей до размещения ракетных установок — он может изменить дизайн грузовика до неузнаваемости.
Кабина военного КамАЗа окрашена в цвет хаки или камуфляж. Таким же образом в зависимости от тактической необходимости окрашиваются борта и надстройки трюма. «Гражданский» цвет салона оранжевый.
Модельный ряд семейства «Мустангов»
Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 тонн) были собраны в 1990 году и объединены в испытательную установку, которая была проведена в следующем году. Они были признаны достаточно успешными. К сожалению, пожар, случившийся на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработку всех новых моделей, в том числе и семейства «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.
На всех этапах испытаний армейских внедорожников трио «Мустангов», входящих в набор, участвовало в одинаковых условиях.
Поэтому в определенной степени, определившись с техническими характеристиками КамАЗ-5350, можно было ссылаться на них при описании двух других моделей.
Но медленный процесс испытаний новых грузовиков не мешал работе над конструкторской мыслью и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 базовые модели претерпели множество изменений. Так в Мустангах (кроме 6350) 8-ступенчатая коробка передач была заменена на 10-ступенчатую. Шасси модели 6350 было модернизировано для размещения топливных баков и установки кузовов контейнерного типа.
«Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной грузоподъемностью (с 6 до 8 тонн) и соответственно новые названия — 53501 и 63501.
И это далеко не весь список новинок в семействе Мустангов. А ввиду того, что все модификации базируются на базовой модели, знакомство с характеристиками, функциями и инструкцией по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских автомобилей всего семейства «Мустанг».
Появление КАМАЗ-5350 в Российской армии
В 2002 году модернизированный КАМАЗ-5350 наконец начал поступать в войска. Естественно, перед этим он прошел целый ряд испытаний, как заводских, так и войсковых. В 2003 году собрана опытная партия военных грузовиков, соответствующих стандарту Евро-2.
Эти модели получили систему очистки воздуха «Мультициклон». Двигатели модернизированных военных внедорожников получили высокотехнологичные турбокомпрессоры с системой промежуточного охлаждения «воздух-воздух». Благодаря этому машины могут без проблем эксплуатироваться в высокогорных районах.
Все новые двигатели КАМАЗ-5350 имеют подогреватели топлива, способные обеспечить силовому агрегату бесперебойный пуск даже при экстремально низких температурах. Грузовики получили модернизированные мосты, благодаря которым удалось увеличить грузоподъемность. Модернизированные двигатели были специально адаптированы под коробку передач КАМАЗ-154.
Новые кабины грузовых вездеходов КАМАЗ были адаптированы под установку скрытой брони пятого класса. Внешне броня не заметна, но эффективно защищает водителя и пассажира от выстрелов из автоматов и снайперских винтовок. Для бойцов спецназа разработан специальный бронированный транспортный модуль, который устанавливается на шасси КАМАЗ-5350. Он также имеет орден в пятом классе.
В 2004 году модельный ряд семейства «Мустанг» пополнился несколькими модификациями:
- Машины с короткой боковой платформой;
- Грузовик с длинной базой;
- Две модификации седельного тягача;
- Грузоподъемность грузовика увеличена до 15 тонн.
В настоящее время военный автомобиль КАМАЗ-5350 и созданные на его базе модификации выполняют широкий круг задач, возложенных на военные автомобили повышенной проходимости.
Двигатель
Все модели семейства «Мустанг» оснащены «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод обеспечивает своей продукцией как потребности КамАЗа, так и запросы других автозаводов.
В начале 90-х годов первые 5350 автомобилей были оснащены V-образными 8-цилиндровыми двигателями КамАЗ-740.13-260.
Когда автомобили были приняты на вооружение российской армии, их оснастили несколько усовершенствованными силовыми установками 740.30-260.
Основные параметры двигателей одинаковые – четырехтактный дизель с наддувом и парой турбонагнетателей, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность двигателя 260 л.с., объем цилиндров – 10,85 л. Позже мощностные параметры двигателя были улучшены за счет увеличения давления наддува и использования импортной топливной аппаратуры.
В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества по сравнению с предшественником. Они заключались в снижении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079 Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала. По мнению специалистов и отзывам армейских заказчиков, двигатель КамЗА-5350 обеспечивает выполнение требований технического задания на эти грузовики.
Трансмиссия
Как известно, коробка передач представляет собой совокупность узлов и агрегатов автомобиля, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Основными узлами являются сцепление и коробка передач.
Сцепление – самый важный механизм вождения. На КамАЗ-5350 устанавливается сцепление модели 142 – однодисковое, диафрагменное, соединение выхлопного типа – чаще всего используется для автомобилей этого класса.
Для уменьшения усилия на педаль и, как следствие, более комфортной езды сцепление снабжено пневмогидравлическим усилителем (ПГУ).
В комплектацию внедорожника входит механическая коробка передач (трансмиссия) модели КАМАЗ-154. Этот 10-ступенчатый агрегат состоит из 5-ступенчатой главной коробки передач и двухступенчатой перегородки, которая установлена перед основной коробкой. Это означает, что вы можете использовать 10 скоростей вперед и 2 назад.
Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между передним ведущим мостом и двумя задними мостами. Правильное распределение усилий снижает расход топлива, предотвращает перебои в потоке мощности двигателя и способствует уменьшению износа шин.
Читайте также: Самолёт Ил-20 ттх, особенности конструкции, применение
Подвеска и ходовая часть
Одной из основных задач, стоящих перед КамАЗ-5350, является перевозка личного состава воинских частей. Иногда приходится съезжать с дороги. Для людей в кузове грузовика (а их может быть до 39) необходим комфорт.
Передняя зависимая рессорная подвеска и задняя балансирная подвеска, установленные на полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидравлическими амортизаторами гасят вибрации, возникающие при движении по плохим дорогам. Для заднего моста предусмотрена блокировка межколесного дифференциала.
Расконсервация и первый запуск двигателя грузового автомобиля КамАЗ-53501
Новый автомобиль должен пройти процедуру расконсервации. Для этого проделайте следующие манипуляции с автомобилем:
- Снимите все прокладки, которые есть на автомобиле. Они будут на дверях, клапанах, ручках, вентиляционных отверстиях и подобных частях, которые имеют тенденцию открываться;
- Все металлические детали автомобиля необходимо очистить от консервирующей смазки. Для мытья необходимо использовать специальную жидкость. Консервационную смазку бензином удалять не рекомендуется;
- Снимается защитная пленка, оклеенная приборной панелью, стеклянными элементами и всеми остальными легко повреждаемыми поверхностями;
- В аккумулятор заливается электролит, после чего аккумулятор полностью заряжается.
На этом процедура деконсервации заканчивается. Теперь можно приступать к первому запуску автомобиля.
Перед первым запуском двигателя необходимо провести ряд следующих манипуляций:
- Проверить и подготовить к работе все электрические цепи в автомобиле;
- Проверьте все системы двигателя автомобиля на наличие утечек топлива и различных технических жидкостей. Что касается технических жидкостей, то необходимо следить за их наличием и соответствием установленному уровню;
- Проверить крепления колес, убедиться, что их давление соответствует нормам;
- Проверьте состояние и работоспособность рулевого управления и тормозной системы.
В случае, если проверка состояния основных узлов автомобиля выявит серьезные неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно в короткие сроки (например, доливка технических жидкостей, подтяжка креплений или подкачка шин), следует отказаться от запуска двигатель и вызовите представителя гарантийного центра для осмотра и устранения неисправностей. Категорически запрещается эксплуатировать неисправный автомобиль.
Если предпусковая проверка автомобиля прошла успешно, двигатель можно запускать. После первого запуска двигатель некоторое время должен работать на холостом ходу. После того, как он прогреется до рабочей температуры, следует провести пробную поездку на расстояние не более 25 км. Затем проводится процедура обкатки. Первые 1000 км пробега нежелательно разгонять КамАЗ-53501 до скорости более 50 км/ч.
Руководство по эксплуатации автомобиля содержит рекомендации по своевременной замене фильтров и автомобильных жидкостей, постоянному визуальному осмотру перед поездкой и так далее. Езду на автомобиле КамАЗ-53501 можно начинать только тогда, когда давление воздуха в тормозной системе достигнет своего рабочего значения. Запрещается отключать автомобильный аккумулятор при работающем двигателе, а также включать картер трансмиссии при вращении вала двигателя. Если датчики на панели указывают на неисправность в системе автомобиля, немедленно прекратите движение и определите причину.
КамАЗ-53501 — современный, мощный и надежный образец того, каким должен быть военный грузовик повышенной проходимости. Многие модификации позволяют использовать его не только для перевозки личного состава. Бронированные версии также могут успешно участвовать в боевых действиях.
Подвеска
Перевозка личного состава — одна из задач, стоящих перед армейскими грузовиками, — порой может превратиться в многокилометровый марш по не самым лучшим дорогам. Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения более-менее комфортных условий движения. Он помогает гасить и гасить вибрации, вызванные неровностями на поле.
В подвеске армейского КамАЗ-5350 сохранены проверенные технические решения, применяемые на серийных машинах: зависимые листовые рессоры спереди и балансиры на полуэллиптических рессорах сзади.
Тормозные системы
Этот автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они при наличии общих элементов при необходимости могут функционировать независимо друг от друга:
- работает – классический вариант тормозной системы, служащий для снижения скорости и остановки автомобиля;
- стоянка, известная любому автолюбителю, как ручник или «ручник»;
- запасные части, которые необходимо использовать для торможения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
- вспомогательное оборудование, основным элементом которого является газодинамический тормозной механизм. Сопровождающий ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель останавливается.
Автомобиль оборудован системой сигнализации и управления, которая подает звуковые и световые предупреждения в случае нарушения работы тормозных систем.
В семейство Мустанг входят автомобили с колёсными формулами
- 4*4 (КАМАЗ-4350);
- 6*6 (КАМАЗ-5350;
- 8*8 (КАМАЗ-6350);
- самосвалы, грузовики и плоские тягачи без привода на колеса.
Однако флагманом семейства по праву считается трехосный КАМАЗ-5350, который выпускается как в бортовом варианте, так и с тентом или изолированной королем. В последнем случае машина может перевозить личный состав в любое время года и в любой климатической зоне.
Платформа и варианты оснащения
Платформа КамАЗ-5350 достаточно объемная (длина — 4890 мм, ширина — 2470 мм), она создавалась с учетом ее использования в разных модификациях. Сейчас на шасси КамАЗ-5350-3014-42 работают самосвалы, контейнеровозы, автокраны, автоцистерны, буровые установки, машины технической помощи (МТП). Шасси отличается установкой 280-сильного дизеля и 9-ступенчатой импортной коробки передач ZF с оригинальным 2-дисковым сцеплением.
На сегодняшний день на вооружении российской армии находится более 50 000 автомобилей семейства «Мустанг». Было бы странно использовать такие мощные вездеходы только для перевозки личного состава. Да и заказчики, определявшие боевые характеристики машины, акцентировали внимание на важности ее использования в сугубо военных целях, т.е в качестве шасси для некоторых видов вооружения и специальной техники.
Сегодня в войсках на шасси КамАЗ перевозится более 350 видов вооружения и техники, чаще всего это несколько ракетных комплексов, КУНгов, автомобилей технического обслуживания, бронированных модулей ММ-501, ММ-502, вмещающих 14 человек с вооружением и оборудование. Установка модуля занимает 30 минут. Он изготовлен из 44 стальных бронелистов, оснащен бронированным стеклом, имеет заднюю распашную дверь и запасные люки.
Внутри модуль оборудован скамейками.
Есть обогреватель, вентиляторы и домофон с водителем. Шасси имеет бронированную кабину на трех человек, защищенный броневыми листами двигатель, аккумуляторную батарею и топливные баки.
Дальнейшее развитие
В 2002 году модернизированные армейские автомобили семейства «Мустанг», пройдя соответствующие сертификационные испытания, начали поступать в части и подразделения Российской армии.
В 2003 году по заказу Минобороны РФ была собрана опытная группа из 7 грузовиков с новыми силовыми агрегатами, соответствующими экологическому стандарту Евро-2. Новые двигатели были оснащены модернизированной системой очистки воздуха «Мультициклон». Все силовые агрегаты, разработанные для семейства «Мустанг», оснащены турбонаддувом с системой промежуточного охлаждения с высотной коррекцией подачи топлива.
Это позволяет повысить эффективность работы машины в тяжелых условиях без существенного снижения мощности двигателя. Кроме того, двигатели оснащены специальными подогревателями, обеспечивающими бесперебойный запуск силовых агрегатов при экстремально низких температурах.
КАМАЗ 53501 «Медведь»
Трех- и четырехосные модели «Мустангов» получили модернизированные мосты с увеличенной до 8 тонн грузоподъемностью, что увеличило грузоподъемность автомобилей. Новые силовые агрегаты были адаптированы под механическую коробку передач КамАЗ-154. Обновленные модели получили новые индексы КАМАЗ-53501 и КАМАЗ-63501.
Усовершенствование кабин позволило заказать их по 5-му классу. Этот класс скрытой брони защищает водителя и пассажиров от пулеметного и снайперского огня. Корпус позволяет установить бронированный модуль, предназначенный для перевозки личного состава.
Нововведения позволили увеличить мощность двигателя, улучшить топливную экономичность и увеличить межремонтный период.
В 2004 году семейство Мустангов пополнилось пятью новыми модификациями. Это модели с укороченной боковой платформой, грузовик с длинной колесной базой, два седельных тягача и грузовик грузоподъемностью до 15 тонн.
Кабина
Кабина на внедорожнике доступна в нескольких вариантах. Решающим фактором здесь является назначение и требования заказчика (для гражданских заказчиков — цвет кабины обычно оранжевый, для военных — защитный). Есть каюты с койками и без них, с высокими и низкими потолками, с двумя и тремя креслами. На крыше имеется круглый люк, из которого можно вести наблюдение и вести огонь из стрелкового оружия во время боевых действий.
Его также можно использовать для дополнительной вентиляции. Некоторые армейские автомобили оснащены бронированными кабинами. С 2010 года используется модернизированная кабина, внешне несколько отличающаяся от предыдущей версии.
Достоинства и недостатки
Основными преимуществами грузовика КАМАЗ 5350 являются его технические и эксплуатационные характеристики. Надежность, проходимость, широкий спектр применения – все это делает грузовик востребованным для решения самых разных задач.
Помимо перечисленных функций, выделяются следующие преимущества:
- большое количество модификаций с использованием шасси от этого грузовика, доступность запчастей и узлов;
- двигатель надежен, прост в обслуживании, неприхотлив к качеству топлива;
- длительный межремонтный период, высокая ремонтопригодность;
- относительно небольшой расход топлива.
Из недостатков выделяется лишний вес передней части автомобиля и недоработанная балансировка. Также обратите внимание на неудачное расположение рулевой тяги, которую могут повредить камни или пни. Недостатком является сложная процедура выпуска машины.
Руководство по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации КамАЗ 5350 прописывает следующие рекомендации:
- допустимая запыленность – до 1 г на куб м;
- скорость ветра — до 20 м/с;
- максимальная высота — до 4500 м, покорительный перевал — до 4650 м;
- допускается использование прицепов и полуприцепов, масса которых не превышает соответствующих характеристик грузового автомобиля.
Эти грузовики имеют две климатические маркировки — «U» и «T». В первом случае машина предназначена для использования в условиях умеренного климата в диапазоне температур от -45 до 40 градусов. Допустимая влажность – до 75% при температуре 15 градусов.
С маркировкой «Т» КамАЗ 5350 можно использовать в регионах с тропическим климатом. Допустимые пределы температуры – от -10 до 45 градусов. Влажность — до 80% при температуре 27 градусов.
Видео обзор КамАЗ-5350
Роторный автобус НЕФАЗ 4208-3042 на шасси КамАЗ-5350:
Военный КАМАЗ-5350 «Мустанг»:
Тактико-технические характеристики КамАЗ-5350
1. | Масса автомобиля: без лебедки / с лебедкой (кг) | 9000/9650 |
2. | Вес груза (различная конфигурация) (кг) | 6650/6000 |
3. | Масса вагона (кг) | 23850 |
4. | Мощность двигателя (л.с.) | 260 |
5. | Максимальная скорость (км/ч) | 100 |
6. | Расход топлива (л/100 км) | 27 |
7. | Топливные баки (л) | 125+170 |
8. | Запас хода (км) | 1090 |
9. | Маневренность: | |
угол возвышения (градусы) | 31 | |
брод (м) | 1,75 | |
переход через ров (м) | 0,6 | |
преодолеть стену (м) | 0,55 | |
10. | Максимальный дорожный просвет (мм) | 385 |
КАМАЗ-5350 — один из трех грузовиков повышенной проходимости, ставших родоначальниками семейства «Мустанг».
Уже почти двадцать лет автомобиль пользуется спросом и популярностью как в военной среде, так и в гражданских компаниях.
Даже машина технического обслуживания нашей команды на ралли Париж-Дакар основана на этой модели. Вряд ли спортсмены, даже для поддержания престижа компании, будут использовать ненадежную машину в таких серьезных соревнованиях.