История разработки
Разработчик модели Ка-27 — ОКБ Камова. Разработка началась под руководством самого Николая Камова, но после его смерти осенью 1973 года доработку проекта взял на себя конструктор Михеев. Опытное изделие, совершившее первый полет 8 августа 1973 года, получило наименование Ка-252, так как представляло собой усовершенствованный вариант устаревшей модели Ка-25. Работы начались еще в 1968 году, тогда же постановлением ЦК КПСС от 26 декабря 1968 года были начаты работы по действующему прицельно-поисковому вертолетному комплексу.
В мае 1970 года главком ВМФ Горшков заслушал доклад Камова о ходе работ по созданию нового вертолета и одобрил дальнейшее развитие проекта. Постановлением ЦК КПСС № 231-86 от 03.04.1972 г. ОКБ Камова получило обязательство создать тяжелый противолодочный вертолет корабельного базирования по технико-тактическим требованиям ВМФ и ВВС В силе от 28.10.1971.
Комиссия по разработке макета была созвана в июле 1973 года. Компоновка утверждена 27 августа 1973 года. Испытания вертолета Ка-27 в 1978 и 1979 годах проводил летчик Ефимов из НИИ ВВС. Зимой 1977 года, до завершения процесса испытаний, модель Ка-252 была запущена в серийное производство на авиапредприятии в Кумертау. Но процесс испытаний и доводки занял 9 лет, поэтому принятие вертолета на вооружение состоялось только в апреле 1981 года.
В ноябре 1978 года вертолеты Ка-27 прошли 9-дневную программу палубных испытаний на корабле ТАКР «Минск» в бухте под Феодосией. В 1979 году на моделях Ка-27 началась подготовка членов экипажей 2-й эскадрильи 830-го Церковного морского противолодочного полка.
Сегодняшняя дислокация вертолетов Ка-27ПС — авианосец «Адмирал Кузнецов». Выпускались экспортные модели, получившие наименование Ка-28. Их отправляли в Сирию, Китай, Индию.
Прирожденный хищник
С 2016 года проходят летные испытания четырех прототипов морской версии знаменитого «Аллигатора» Ка-52К «Катран». От сухопутного аналога машина отличается складывающимися лопастями и опорными консолями, усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Тактико-технические характеристики «Катрана» выше всяких похвал, а грузоподъемность более двух тонн делает вертолет настоящим летным арсеналом.
А дело в том, что машина делалась специально для авианосцев и вертолетоносцев (особенно для незабвенных Мистралей). Вертолет можно разместить на больших противолодочных кораблях, но эксплуатация на эсминцах и ракетных крейсерах сопряжена с определенными проблемами.
Силовая установка
Вертолет «Минога» предполагается оснастить двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В (или, по некоторым данным, модифицированными вариантами ВК-2500).
Силовые агрегаты нового поколения просты в обслуживании и имеют значительный ресурс. Модульная конструкция гарантирует хорошую ремонтопригодность в полевых условиях. Топливная эффективность обеспечивается высоким уровнем параметров и экономичностью основных узлов и агрегатов. Более подробную информацию вы можете увидеть в таблице ниже.
Максимальная мощность (л.с.) | 3500 |
Стартовая мощность (л.с.) | 2500 |
Крейсерская мощность (л.с.) | 1650 |
Расход топлива г/л с.*ч | 208 |
Общий ресурс (час) | 6000 (в дальнейшем — 12000) |
Межремонтный интервал | 1500 |
Длина (м) | 1,78 |
Высота (м) | 0,727 |
Ширина (м) | 0,635 |
Вес (кг) | 380 |
Модификации Ка-27
- Ка-252 — первый прототип палубного противолодочного корабля Ка-27.
- Ка-252ТЛ — корабельный телеметрический вертолет.
- Ка-27ПЛ — противолодочный палубный вариант.
- Ка-27ПС — поисково-спасательный вариант вертолета.
- Ка-27ПСД — поисково-спасательный самолет повышенной дальности полета.
- Ка-27РЭП — испытательный вертолет радиоэлектронного противодействия.
- Ка-27Э — вертолет, выполняющий радиационную разведку.
- Ка-27М является модернизированной модификацией Ка-27, в состав которой входит радиолокационная командно-тактическая система. В его состав входят магнитометрическая, акустическая, радиоразведывательная системы и бортовая радиолокационная станция. РЛС расположена под фюзеляжем и используется для определения надводных, наземных и воздушных объектов. В 2014 году 4 машины Ка-27ПЛ, заказанные ВМФ России, начали переоборудовать в Ка-27М. Серийное производство также планировалось запустить в 2014 году.
- Ка-28 — экспортная модификация Ка-27, отличающаяся упрощенным набором оборудования. Сегодня он не экспортируется, а направляется на нужды ВВС России.
- Ка-29 — транспортно-боевой вариант. Производство пока не налажено.
- Ка-32 — вертолет гражданской авиации, эксплуатируемый не только российскими авиакомпаниями, но и Канадой, Малайзией, Южной Кореей и Швейцарией.
Конструкция вертолета
Вертолеты Ка-27 ПС имеют соосную несущую систему с разнонаправленным вращением винтов. Несущий винт имеет 3 лопасти из стеклопластика. Хвостовое оперение 2-х килевое, с высоким значением летной устойчивости. Шайбы киля, повернутые «носом» к оси фюзеляжа, имеют предкрылки без управления. При движении роторы вращаются с постоянной частотой.
Фюзеляж выполнен по стрингерно-балочному типу, материал в основе — алюминиевый сплав. Шасси состоит из 4-х опор, не убирается. Передние колеса имеют систему самоориентации, с ними сообщаются части гидромеханизма. Это позволяет немного приподнять противолодочный вертолет, чтобы обеспечить лучшую загрузку трюма.
В состав силовой установки входят 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ и коробка передач ВР-252. Мощность каждого двигателя составляет 2200 л.с. Они запускаются с помощью энергосистемы АИ-9. Основным источником питания является пара трехфазных генераторов переменного тока GT40PCH8B. Левая установка подключена к бортовой сети. Выходное напряжение 200 В. Генераторы постоянного тока отсутствуют. Требуемое значение 28,5 В достигается взаимодействием генераторов с выпрямителями ВУ-6Б.
В коробах в боковых частях фюзеляжа находятся баллоны, которые надуваются при аварийной посадке вертолета. Каждая установка вмещает 5,4 м3 газа, подаваемого из баллонов.
Аппарат А-817 используется для опознавания радиолокационных маяков и передачи их положения на универсальное табло. Он включает в себя приемник УКВ и систему C1.7 на панели оператора. Автоматический компас АРК-УД предназначен для определения направления движения вертолета в определенную точку в соответствии с указаниями радиолокационного маяка.
Блок ДП-3Б определяет радиационный фон в кабине.
Спасательная модель вертолета Ка-27 ПС оснащена подъемно-эвакуационными устройствами, осветительными приборами. На левом внешнем борту фюзеляжа установлена электрическая лебедка грузоподъемностью до 300 кг, с механизмом поворота и возможностью вертикального смещения стрелы. Подъемная система может быть дополнена сиденьем, ременным креплением, чтобы можно было поднимать членов космического экипажа.
Поисковое оборудование различается и определяется конкретными обстоятельствами, но обычно включает в себя спасательные жилеты, плоты, запасное топливо. Ориентирующие взрывные устройства висят в кассетах КД-2-323 с правой стороны фюзеляжа.
Для поисковых работ в ночное время устанавливаются прожекторы ПРФ-4МП и ФПП-7 для освещения подвешенных снаружи грузов, ФР-9 для освещения спасаемого человека. Возможно использование ручного светового сигнализатора РСП-45. Сбрасываемое спасательное оборудование состоит из надувного пояса, плотов, летающей лодки, а также двух маркерных радиомаяков «Вызов-М», расположенных в хвостовой части.
При использовании вертолета Ка-27 в санитарно-медицинских целях в нем размещают 4 лямки и ремня для закрепления людей. Медицинское оборудование включает два 3-литровых термоса, шины, 3-литровый бак для воды, 2 кислородных аппарата, аварийный комплект. Санитарно-техническое оборудование включает надувные матрасы, одеяла, ведро, рвотные мешки.
Летно-технические характеристики вертолета Ка-27 ПС:
- длина — 11,3 м;
- высота — 5,4 м;
- диаметр главного винта – 15,9 м;
- масса пустого – 6100 кг;
- стартовая масса – 10600 кг;
- максимальная взлетная масса – 11500 кг;
- масса поисково-спасательного оборудования – 525 кг;
- максимальная скорость полета – 290 км/ч;
- крейсерская скорость – 250 км/ч;
- практическая дальность – 760 км;
- продолжительность полета – 4,5 часа;
- максимальная дальность эвакуации — 110 км;
- статический предел — 3500 м;
- практический предел — 5000 м.
Экипаж вертолета Ка-27 состоит из летчика, штурмана и координатора противолодочного комплекса. В самолете могут разместиться 3 пассажира, либо 4000 кг внутреннего груза, либо 5000 кг груза на внешней подвеске.
Палубный вертолет «Чжи-18F» (Z-18F)
Разработка противолодочных вертолетов модели Жи-18 стала возможной благодаря поставке в Китай в 1973 году французской компанией Aerospatiale (в настоящее время Airbus Helicopters) 14 вертолетов SA321.
Оригинальная модель SA321 Aerospatiale
Копирование вертолетов SA321 началось в 1982 году, через три года был собран первый Жи-8 (Z-8). Следующие девять лет китайские конструкторы потратили на доводку модели до требуемых характеристик. Обозначение было официально присвоено в 1994 году.
На базе этого вертолета созданы следующие модификации: Жи-8Б/Ж (транспортный), Жи-8С/Ж (противолодочный), Жи-8ЖХ/С (поисково-спасательный), Жи-8КА/КН (поисковой и спасательный), Жи-8Л (транспортный с удлиненным фюзеляжем).
Модификация «Жи-8Л» («Жи-18») отличается измененной формой носового обтекателя, имеет «стеклянную» кабину, оснащена более эффективной РЛС и оптико-электронной системой разведки и наведения (ОЭСРН), обеспечивающей ночной полет или в тяжелых метеорологических условиях. Морская авиация ВМС НОАК состоит на вооружении модификаций Жи-18Ф (противолодочная) и Жи-18Ж (дальнего радиолокационного дозора и наведения, ДРДиН).
Противолодочный вертолет «Жи-18» (Z-18) ВМС НОАК
На вертолеты серии Жи-8/18 устанавливаются следующие модели двигателей: WZ-6 и WZ-11 (производства Китая), RT6V-67A и RT6V-67V (производства Канады). Сравнение этих двигателей по мощности представлено в таблице 4.
Таблица 4
Некоторые характеристики вертолетных турбовальных двигателей серии Жи-8/18
Двигатели китайского производства | Двигатели иностранного производства (страна производитель) | Постоянная мощность (кВт) | Суммарная мощность (кВт) |
WZ-6A | TM3C6 (Франция) | 1 128 | 3384 |
WZ-6B | PT6B-67A (Канада) | 1251 | 3753 |
WZ-6С/Г | 1300 | 3900 | |
ВЗ-11 | PT6C-67E (Канада) | 1500 | 4500 |
Противолодочные вертолеты моделей Жи-8С/Ж и Жи-18Ф обнаруживают подводную цель на расстоянии до 10 км, благодаря подводному гидролокатору СКД-95 с переменной глубиной. Экипаж вертолета может использовать 32 одноразовых гидроакустических буя, которые позволяют установить шесть акустических линий обнаружения или создать протяженную линию в районе охраняемого берегового объекта. Максимальная продолжительность буя 15 часов.
Обнаружение надводных целей обеспечивает РЛС ZLC-1. Эта станция позволяет обнаруживать перископ подводной лодки на расстоянии до 40 км, рубку подводной лодки на расстоянии до 70 км, надводную цель типа корвета на расстоянии до 100 км. Противолодочные вертолеты Жи-8С/Ж и Жи-18Ф могут быть вооружены до четырех легких торпед ЭТ-52 или Рыба-7К».
Для борьбы с надводными целями вертолет может быть оснащен двумя противокорабельными ракетами воздушного базирования Sky Dragon-6V (экспортный вариант С-704КД, тактико-технические характеристики представлены в таблице 5).
Таблицы 5
Тактико-технические характеристики противокорабельной ракеты воздушного базирования «Небесный дракон-6В»
Производственная цифра | JJ / TL-6B |
Длина (м) | 3284 |
Диаметр корпуса (мм) | 280 |
Масса ракеты (кг) | 360 |
Масса боевой части (кг) | 130 |
Максимальная дальность пуска (км) | 35 |
Максимальная скорость (МАКС) | 0,7 |
Руководящим принципом | Инфракрасный, инфракрасный, телевизионный, активный радар |
Количество ракет на вертолете | 2 |
Вертолет ПЛО Z-18F
Таблица 6
Тактико-технические характеристики вертолета «Жи-18Ф»
Характеристика | Жи-18Ф |
Длина (м) | 17.07 |
Диаметр несущего винта (м) | 19,0 |
Высота (м) | 4,95 |
Максимальный стартовый вес (кг) | 13000 |
Максимальная полезная нагрузка в салоне (кг) | 4000 |
Максимальная полезная нагрузка на внешнем парусе (кг) | 5000 |
Вес топлива (л) | 3900 |
Радар освещения поверхности | ЗЛК-1 |
Количество пассивных акустических буев | 24 |
Количество активных акустических буев | 8 |
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ/АПЛ (км) | 40/70 |
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч) | 200 |
Продолжительность полета при выполнении задачи ПЛО на удалении 70/50 км от корабля (ч) | 3/4 |
Боевой радиус (км) | 50 |
Вооружение (торпедного типа) | Торпеды «Рыба-7К» (4 ед.) |
Двигатель | WZ-6 (3 шт.) |
Максимальная мощность в аварийном режиме (кВт) | 1570 |
Пусковая мощность (кВт) | 1535 |
Максимальная скорость (км/ч) | 273 (336) |
Крейсерская скорость (км/ч) | 220 |
Дальность полета (км) | 800 (1000) |
Практический потолок (м) | 5 500 (9 000) |
Набор высоты (м/с) | 6,6 |
Экипаж (чел) | 2 |
Мнения авиаэкспертов
Авиаэксперт В.А.Карнозов и военный летчик Д.Дрозденко сходятся во мнении, что создаваемый аппарат будет иметь менее внушительные габариты, чем его предшественники. Это позволит ему базироваться на кораблях меньшего размера, а на кораблях классов фрегат и корвет вместо одной старой машины разместить две новые. В связи с совершенствованием и миниатюризацией радиоэлектронной базы специалисты указывают максимальную взлетную массу вертолета в пределах пяти-шести тонн (для Ка-27 этот показатель составляет 12 тонн).
Корабельный вертолет «Минога» будет иметь традиционную для «камовских» машин соосную компоновку. Преимущество такой конструкции не только в характеристиках аэродинамики: отсутствие заднего рулевого винта позволяет ограничить размер фюзеляжа диаметром несущих винтов. Использование композиционных материалов и особой формы лопастей, сводящей к минимуму возможность отрыва воздушного потока на высоких скоростях, снижает лобовое сопротивление и увеличивает скорость полета машины до 320 км/ч.
Читайте также: 75 лет назад состоялись первые полеты реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15 — Газета
Приоритетное направление
С 2015 года в конструкторском бюро АО «Камов» по заказу Минобороны РФ запущен проект по созданию многофункционального морского вертолета. Официальную информацию о новинке 450 (корабельный вертолет «Минога») сложно назвать исчерпывающей. На пресс-конференции, прошедшей в рамках выставки Helirussia-2016, один из менеджеров российской вертолетной компании рассказал журналистам о начале опытно-конструкторских работ.
Генеральный конструктор и непосредственный руководитель проекта С. Михеев (ОАО «Камов»), отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, подтвердил, что создание перспективного многовариантного вертолетного комплекса является приоритетным вектором деятельности его подразделения. Палубный вертолет «Минога» пройдет государственные испытания не ранее, чем через десятилетие.
На данный момент согласована техническая конфигурация машины, размеры приведены в соответствие с корабельными стандартами, определены основные тактико-эксплуатационные и экономические характеристики, проведены аэродинамические испытания корпуса. По словам конструктора, первый экспериментальный вертолет «Минога» поднимется в небо в 2020 году. В дальнейшем планируется разработать комбинированный боевой и гражданский вариант машины.
«Умное» железо
«Объединенная приборостроительная корпорация» активно участвует в проекте «Минога». Вертолет планируется оснастить новейшим комплексом связи, разработанным структурным подразделением оборонно-промышленного комплекса — Нижегородским научно-производственным предприятием «Полет». Автоматизированная комплексная система управления с перепрограммируемой платформой объединяет подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы.
Защищенные и помехоустойчивые широкополосные каналы связи способны передавать не только голосовую информацию, но и транслировать видеопоток, навигационные и радиолокационные данные. При этом количество внешних антенн максимально уменьшено. Так, предполагается, что антенная система «Аист-62» должна быть встроена в корпус фюзеляжа вертолета.
Разработанный комплекс легко интегрируется во все автоматизированные боевые и боевые системы управления. Полетовцы продолжают совершенствовать и модернизировать приборы и оборудование.
Чем вооружают
Вертолет Ка-27 обнаруживает с целью поражения подводные лодки, движущиеся на максимальной глубине 500 м со скоростью не более 75 км/ч. Поиск возможен на расстоянии до 200 км от корабля, на котором базируется вертолет. Эффективность поисковых работ не зависит от метеоусловий и времени суток, но напряжение морской воды должно быть до 5 баллов.
Для ликвидации подводной лодки противника палубный вертолет Ка-27 производит стрельбу ракетой класса «воздух-воздух» АПР-3 или малогабаритной торпедой УМГТ-1.
Для идентификации цели и точного наведения оружия с возможностью координации групповых действий вертолетов предусмотрен полностью автоматический прицельный комплекс «Блеккспрут», включающий:
- радиолокационная станция, радиомаяк, плащ для обнаружения новых подводных лодок;
- аппаратура магнитного обнаружения;
- погружная гидроакустическая система для определения координат подводной лодки;
- гидроакустический радиомаяк.
Морской дьявол
Противолодочное оборудование для нового проекта держится в строгом секрете, но эксперты уже называют вертолет «Минога» кошмаром для подводных лодок. Можно с уверенностью сказать, что в этом отношении характеристики шинного Ка-92 будут намного превосходить характеристики своего предшественника, который до сих пор считается уникальным. Ка-27 обнаруживает, отслеживает и безопасно ликвидирует подводные лодки, действующие на глубине до 500 метров со скоростью до 75 км/ч.
Максимальное удаление вертолета от базового корабля достигает 200 км. Вертолет выполняет поставленные боевые задачи в любое время суток в сложных метеоусловиях и волнении морской поверхности до 5 баллов по шкале Бофорта (высота волны — до 2,5 м, скорость ветра — до 10 м/с).
Особенности конструкции Ка-27
Новый вертолет стал логическим продолжением и развитием Ка-25. Традиционная соосная двухвинтовая схема приводилась в движение двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117КМ, расположенными в носовой части фюзеляжа. Мощность каждого двигателя составляла 2200 л/с, что вдвое превышало мощность старого ГТД-3Ф. Запуск двигателей осуществлялся с помощью автономного турбокомпрессора АИ-9.
Запас авиакеросина составлял 4,7 т, что значительно увеличивало дальность полета вертолета. Энерговооруженность нового вертолета увеличилась в 1,7 раза по сравнению с аналогичными параметрами Ка-25.
Два трехлопастных винта имели складывающиеся лопасти — новшество, позволяющее компактно размещать самолеты на палубе авианосца и в ангаре. Для производства листьев стали использовать стекловолокно. Сам фюзеляж машины выполнен по балочно-стрингерной схеме и полностью металлический. Крышка изготовлена из легких дюралюминиевых листов, закрепленных на металлическом каркасе.
Продольная устойчивость вертолета в полете обеспечивалась наличием хвостового оперения, состоящего из двух охладителей. В целом такое расположение фюзеляжа и двигательной установки способствовало необходимой устойчивости машины во время полета, что было немаловажно при сильном боковом ветре и волнении моря. Допустимые метеорологические и гидрологические параметры:
- боковой ветер до 20 м/с;
- поперечная качка 8°, продольный киль 2°.
Винтокрыл оснащен четырьмя неподвижными посадочными опорами, которые благодаря наличию гидравлической системы могут поднимать корпус машины для удобного доступа в грузовой отсек.
Носовая часть фюзеляжа представляет собой кабину пилота, где рядом находятся пилот и штурман. Непосредственно под кабиной находится основная рабочая станция РЛС. Внешне он покрыт полупрозрачной шерстью. Грузовой отсек расположен в средней части фюзеляжа. Под днищем расположен отсек для основного противолодочного вооружения.
В хвостовой части фюзеляжа имеется помещение для гидроакустической станции — основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии этого оборудования нет. Вертолет оснащен грузовой лебедкой, позволяющей поднимать и опускать грузы, эвакуировать людей из труднодоступных мест.
Для обеспечения дополнительной плавучести корпус вертолета имеет по бортам специальное надувное оборудование. При аварийной посадке на воду баллоны наполняются воздухом в течение 4-5 секунд.
В распоряжении летчиков достаточно современное навигационное оборудование, позволяющее летать ночью и в условиях плохой, ограниченной видимости. Автопилот в сочетании с навигационным оборудованием обеспечивает точное прибытие в точку сброса необходимого гидролокатора или спасательного оборудования. Машина способна длительное время зависать в воздухе на заданной высоте, что дает более точную картину гидроакустического горизонта при работе с гидроакустической станцией.
Для выполнения своей основной функции — обнаружения и уничтожения подводных лодок противника Ка-27 имеет следующее оборудование и вооружение:
- прицельно-поисковая система «Спрут»;
- противолодочная торпеда АТ-1МВ;
- глубинные бомбы калибром 50-250 кг;
- имеются технические условия на внешнюю подвеску противолодочных ракет АПР-2Э.
Система «Спрут» является сердцем машины, поскольку с ее помощью вертолет может выполнять свои основные боевые функции. Благодаря совершенному радио- и гидроакустическому оборудованию, наличию информационно-вычислительного комплекса подводные лодки противника могут быть обнаружены на большой площади, до 1500 квадратных миль.
Технические характеристики Ка-27
Модификация | Ка-27 |
Диаметр несущего винта, м | 15.90 |
Длина, м | 12:25 |
Высота, м | 5.40 |
Ширина, м | 3,80 |
Масса, кг пустой | 6100 |
Вес, кг нормальный взлетный | 10600 |
Масса, кг макс пуск | 12000 |
Тип двигателя | 2 ГТД Климов ТВ3-117КМ |
Мощность, л.с | 2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч | 291 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 |
Расстояние переправы, км | 1000 |
Боевая дальность, км | 760 |
Продолжительность полета, ч.мин | 3.30 |
Боевой радиус, км | 200 |
Практичная крыша, м | 5000 |
Статический потолок, м | 3500 |
Экипаж, ребята | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на подвеске |
Боевая нагрузка — 800 кг в отделении вооружения | |
Вооружение: | Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы. |
Возможна установка 2 ПКР или 2 пусковых установок НУР. |