- История создания
- Почти пятое поколение
- КОНСТРУКЦИЯ
- Главный секрет истребителя пятого поколения
- Вооружение
- США
- Самолет Су 57 и новейшие технологии
- Военный самолёт МиГ-29
- История создания самолёта МиГ-29
- МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
- Вооружение самолёта МиГ-29
- Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта МиГ-29
- Комплекс обороны
- Точка опоры
- Сравнение самолетов пятого поколения
- Крупнейший из ныне действующих
- Характеристики и особенности истребителя Су-57
- На замену Су-27
- Кто покупает российские истребители?
- Самолет для «Кинжала»
История создания
Отправной точкой появления боевых машин пятого поколения стало противостояние в небе между СССР и Америкой. В конце 70-х — начале 80-х годов в каждой стране производилось по два истребителя четвертого поколения: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. По опыту 1990 г в США были изготовлены и испытаны первые прототипы самолета нового поколения F-22. На доработку и производство серии уйдет почти 12 лет, позже эта машина получит название Raptor.
В Советском Союзе разработку перспективного истребителя поручили РСК «МиГ». Коллектив конструкторов разработал самолет МиГ 1.44. Однако из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания опытных образцов были отменены, проект был заморожен на неопределенный срок.
Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году в другой стране.
Серия летных испытаний показала, что машина уже не отвечает современным требованиям по маневренности, скрытности от радаров и способности поражать различные типы целей. Разработка МиГ 1.44 была окончательно остановлена.
В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все свои усилия на выпуске совершенно нового перспективного фронтового авиационного комплекса (ПАК ФА). Основным создателем выступило ОКБ Сухого».
С 2002 по 2005 год агентство создает эскизный проект под названием Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода проектирования значительно ускорило производство первого прототипа машины. В январе 2010 года создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.
Почти пятое поколение
Вершиной развития линейки «Фланкеров» стал сверхманевренный истребитель поколения 4++ (в который входят машины, отвечающие большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения) Су-35С. Самолет-прототип впервые испытан в полете в 2008 году. Самолет получил двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, развивающие на форсаже тягу 14,5 тыс кгс, и РЛС Н035 «Ирбис» с фазированной антенной решеткой, способный обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно.
Максимальная боевая нагрузка Су-35С составляет восемь тонн — на 12 узлах подвески истребитель может нести неуправляемые ракеты, бомбы, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В арсенале самолета имеются ракеты Р-37М с дальностью пуска до 400 километров. В марте источник РИА Новости сообщил, что вероятность поражения цели ракетой, применяемой в ходе НПРО, практически равна единице. По словам российских пилотов, Су-35С преумножил преимущества базовой модели.
Это его глубокая модернизация, очень удачная. Здесь множатся все достоинства Су-27. И по меркам автомобилей можно сказать, что это Бентли по сравнению с Мерседесом»
Еще одним ответвлением Су-27 стал фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, который предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Кроме того, по совокупности боевых возможностей самолет относится к истребителям поколения 4++, что позволяет Су-34 самостоятельно вести воздушный бой, не требуя истребительного прикрытия.
Самолет получил двухместную кабину с расположенными в ряд сиденьями, что позволило избежать дублирования некоторых приборов и упростить взаимодействие между членами экипажа. Су-34 оснащен РЛС, обнаруживающей истребители на расстоянии до 90 километров и крупные наземные цели на расстоянии до 250 километров. Су-34 также способен обнаруживать цель-танк на расстоянии до 75 километров. Это позволяет самолету эффективно поражать малоразмерные цели.
В арсенал истребителя-бомбардировщика с максимальной боевой нагрузкой восемь тонн входят пушка, бомбы, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», для чего самолет получил 12 узлов подвески. Помимо боеприпасов, самолет может нести подвесное разведывательное оборудование. Модернизированные версии Су-34 НВО могут использовать оптико-электронные, радиотехнические и радиолокационные подвесные контейнеры.
Кроме того, Су-34 может быть оснащен бортовым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины», который предназначен для защиты самолета от зенитных и зенитных средств поражения. В мае 2022 года источник ТАСС сообщил, что «Хибины» для Су-34 прошли модернизацию по результатам использования самолета в спецоперации на Украине. Работа комплекса будет более автоматизирована.
КОНСТРУКЦИЯ
Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с прямотоком. Реализация этого решения позволила значительно повысить маневренность самолета. Само крыло оснащено гибкими носками, крючками и закрылками. Передняя часть передних воздухозаборников поворачивается для дополнительного контроля. Вертикальное оперение машины состоит из двух полностью подвижных кулеров.
Горизонтальное оперение представляет собой полностью подвижный стабилизатор.
Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники гондол двигателей расположены в передней части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами расположены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолета, где имеется несколько помещений для скрытого размещения ракет и бомб. Соединение всех органов управления полетом в одну систему обеспечивает высокую маневренность на разных углах атаки, исключает попадание самолета в штопор как явление.
Конструкция планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили заметность Т-50 на радарах. Этот показатель улучшился в 20 раз по сравнению с 4-м поколением. Отличный обзор летчику-истребителю обеспечивает продуманная конструкция остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, под пилотом, находится выдвижная штанга для дозаправки.
Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолета четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, экрана и фар. Задние стойки — одно колесо диаметром около 1 метра с тормозами. Все шасси складываются вперед по направлению полета.
Одной из важнейших характеристик боевого самолета является соотношение мощности двигателя и массы самолета (тяговооруженности). Повышение повышает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколения 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше собственного веса машины.
Основной установкой в настоящее время является ТРД с двумя контурами.
Его особенность заключается в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги расходуется меньше топлива, что снижает расход и повышает КПД установки.
Все это характерно для режима форсажа. При включении форсажной камеры расход топлива увеличивается втрое, давая лишь 70-процентный прирост тяги. Однако такой режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину стартового разбега, быстрее выполнять опасные маневры во время боя.
Практически все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря уже о постоянном полете на скорости более одного Маха. Поэтому основным требованием к новому двигателю является возможность крейсерского полета на сверхзвуке без использования форсажного режима, что также уменьшит инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям, на ПАК ФА Т-50 устанавливались два двухконтурных ТРД.
Для первоначальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 тягой 9500 кгс на маршевом режиме и 15000 кгс на форсаже, с изменяемым вектором тяги и плазменной системой зажигания. Пара таких двигателей позволяет самолету развивать максимальную скорость 2400 км/ч.
Головным разработчиком силовой установки второй очереди является НПО «Сатурн».
Планируется, что двигатель этого поколения будет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по дополнительным. Установка изделия 30 (условное название) на Т-50 начнется в 2023-25 гг.
Основой системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 является радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая РЛС предупреждения Н036 «Белка» с пятью антеннами, оптическая радиолокационная станция (ОЛС-50М), комплекс Н036УВС. БРЛС N036 Белка производства НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащен активной фазированной антенной решеткой (АФАР). 1526 небольших приемо-передающих модулей равномерно распределены по поверхности антенны.
Такая конструкция позволила повысить надежность станции.
Оптическая локационная станция (ОЛС-50М) расположена в передней части кабины. Он предназначен для поиска цели на инфракрасном пути, а также измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна работа совместно с нашлемной системой целеуказания летчика в ближнем бою.
Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать невидимые объекты; осуществлять навигацию, разведку и радиоэлектронное противодействие самолетам противника.
Главный секрет истребителя пятого поколения
У США и их членов НАТО не так много истребителей, способных быстро, эффективно и незаметно для противника уничтожать цели.
- F-35 Лайтнинг II. Первый и пока единственный поставленный на экспорт американский истребитель пятого поколения. Боевой радиус чуть более 900 километров, на вооружении множество ракет, в том числе AIM-120 AMRAAM. Прогнозируемая дальность поражения — 150–170 километров. Стоимость одной единицы составляет 95 миллионов долларов.
- Дассо Рафаль. Французский истребитель четвертого поколения, находящийся на пересечении двух технологических миров — четвертого и пятого поколения. Это одна из самых быстрых машин в ВВС НАТО — на высоте скорость Rafale может достигать до 2200 км/ч.Вооружение — самые современные ракеты ближнего действия, а также AIM-120 и УРВВ «Метеор». Отличительной чертой этой машины является информационный канал, по которому истребитель (так же, как и F-35) может «общаться» с другими боевыми машинами и наземными войсками.
- Еврофайтер Тайфун. Многоцелевой истребитель поколения 4+. Ближайший конкурент по производственной мощности российской авиации пятого поколения. Это относительно недавняя машина — «Еврофайтеры» начали летать в строевых частях в 2003 году и в последние годы регулярно получали пакеты обновлений. Важнейшие из них — отличные двигатели и авионика, благодаря которым машина способна подниматься на высоту до 20 километров. Только один истребитель, российский Су-57, способен достичь такой же высоты. По вооружению Typhoon близок к американским и европейским машинам и может быть оснащен ракетами AIM-120 и Meteor. В настоящее время он считается вторым наиболее технологически совершенным истребителем НАТО после F-35.
Вооружение
Истребитель оснащен 30-мм встроенной пушкой 9А1-4071К. Он служит для атаки на земле или для ближнего боя. Максимальная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для уменьшения заметности весь боекомплект размещен во внутренних контейнерах.
Ракетное (бомбовое) оружие делится на несколько классов:
- Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности — РВВ-МД с боевой частью ИК-наведения (К-73Э, К-74МЭ).
- Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности (РВВ-СД). В настоящее время ракеты средней дальности (до 100 км) оснащаются боевыми блоками с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку подключения комплекса самонаведения, а затем начинает сам подсвечивать цель. Цель «отпустить и забыть» вот-вот осуществится».
- Ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхдальней дальности (РВВ-БД). Этот тип вооружения используется на внешних узлах подвески из-за его больших габаритов. Примерами таких ракет являются изделия 180-БД, КС-172. Дальность поражения — до 400 км.
- Противокорабельные ракеты/
- Различные модификации ракет класса «воздух-поверхность».
- Регулируемые бомбы.
США
Ф-22А
F-22A Raptor, первый в мире истребитель пятого поколения, остается единственным западным истребителем, в котором для повышения маневренности используется управление вектором тяги. Он поступил на вооружение ВВС США в декабре 2005 года, но был выведен из эксплуатации в 2009 году.
F-22 обладает высокими летными характеристиками. Двигатели F119 придают истребителю непревзойденную тягу, а малозаметность до сих пор считается уникальной. Однако самолет подвела авионика — РЛС АФАР считается несколько устаревшей, а ее возможности по обмену данными с другими частями самолета оставляют желать лучшего. Кроме того, отсутствие нашлемных прицелов не позволяет ему конкурировать на прямой видимости.
Единственным одномоторным истребителем своего поколения является F-35. Этот относительно легкий самолет задумывался как более дешевый аналог F-22 и в первую очередь разрабатывался для ударов с воздуха.
Боевой самолет способен объединять данные из широкой сети, что дает значительное преимущество в ситуационной осведомленности на больших расстояниях. В то же время F-35 имеет относительно низкую маневренность, малую грузоподъемность и меньшую малозаметность по сравнению с F-22.
В конструкции истребителя обнаружено около 800 ошибок, в связи с чем Пентагон не дает разрешения на серийное производство. Однако если высокие эксплуатационные расходы F-35 удастся снизить и сделать более доступным, у истребителя появится значительный потенциал.
F-15EX — единственный западный тяжелый истребитель, который все еще находится в производстве. Это последняя версия истребителя, состоящая на вооружении с 1975 года.
F-15EX не обладает улучшенной малозаметностью F-22, но превосходит его по большинству других характеристик: он более универсален, имеет ряд зенитных и противокорабельных вооружений, имеет более мощный радар и инфракрасный поиск и трековая система. Благодаря современной авионике F-15EX лучше подходит для сетецентрических операций и имеет гораздо больший арсенал ракет класса «воздух-воздух».
Самолет Су 57 и новейшие технологии
Несмотря на огромное количество критики в адрес самолета, многие западные эксперты дают ему достаточно высокую оценку. В частности, по данным Military Watch, благодаря ряду современных технологий Су-57 может составить конкуренцию зарубежным аналогам, например, американскому истребителю F-35. При этом по характеру решаемых задач издание называет российский истребитель наиболее сбалансированным из всех выпускаемых сегодня истребителей пятого поколения.
Западные эксперты отмечают наличие шести радиолокационных станций, высокую скорость самолета, лазерную защиту и маневренность. Благодаря шести РЛС Су-57 способен одновременно обнаруживать до 60 целей. Кроме того, внимания заслуживает основная ракета, вооруженная самолетом, Х-77. Имеет головку самонаведения с активной фазированной антенной решеткой. Ракета способна перехватывать даже малоразмерные и маневренные цели на расстоянии до 200 км.
По дальности полета без дозаправки Су-57 способен пролететь гораздо большее расстояние, чем зарубежные аналоги. Кроме того, по оценкам того же издания Military Watch, применение самолета в реальных боевых условиях показало его высокую эффективность в подавлении средств ПВО.
Су-57 может стать носителем гиперзвуковой ракеты «Кинжал»
издание The National Interest за 2020 год также отметило несколько дополнительных характеристик самолета. По словам автора публикации Марка Эпископоса, Су-57 значительно превосходит F-35 по аэродинамике. Кроме того, он отмечает наличие мощного арсенала ракет класса «воздух-воздух». К ним относятся К-74М2 с инфракрасным наведением, К-77М с радиолокационным наведением и дальнобойная Р-37М.
Кроме того, самолет способен поражать наземные цели управляемыми авиабомбами и ракетами Х-38. Истребитель также может нести гиперзвуковые ракеты «Кинжал». При этом цена самолета сопоставима с менее совершенным Су-35.
Военный самолёт МиГ-29
Истребитель МиГ-29 — один из самых эффективных самолетов советского времени. МиГ-29 до сих пор считается одной из самых распространенных моделей самолетов в мире. За время активного производства было выпущено чуть более 1600 единиц. Автомобиль использовался в зарубежных странах и даже среди союзников по «НАТО». Самолет МиГ-29 уникален по своим летно-техническим характеристикам. Он способен выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа, действовать на больших углах атаки, резко менять направление полета, что было недоступно нашим западным «партнерам» в то время.
Все эти особенности потребовали долгой и добросовестной работы конструкторов.
История создания самолёта МиГ-29
В 1969 году среди наиболее перспективных конструкторских бюро было проведено конкурсное мероприятие по созданию нового фронтового истребителя. В нем участвовали конструкторские бюро Сухого, Микояна и Яковлева. По заданию модель должна была развивать скорость выше звукового порога в два раза, иметь большой боевой радиус, маневренность, возможность нести тяжелое вооружение и иметь короткий разбег. А еще — простые, неприхотливые в эксплуатации силовые установки.
Через некоторое время стало ясно, что разработка и производство перспективного фронтового истребителя (ПФИ) обойдется ВВС СССР слишком дорого. Исходя из этого, решили разработать два варианта ПФИ: легкую и тяжелую модификации. Первый вариант разработан ОКБ Микояна, второй — ОКБ Сухого. Разработка первых эскизов началась в 1974 году. Первый испытательный полет изделия № 9 (такое внутреннее обозначение было присвоено модели ЛПФИ МиГ-29) состоялся в 1977 году.
Запуск аппарата в серию из-за потери нескольких опытных образцов состоялся лишь в 1982 г на Московском авиационном заводе № 30. Летом 1983 г серийные образцы МиГ-29Б уже поступают в соединения ВВС. В 1984 году были завершены все заключительные испытания и самолет прошел государственную приемку. По данным на 1985 год два авиаполка были полностью укомплектованы новыми фронтовыми легкими истребителями.
В 1988 году модель PFI была показана широкому кругу зрителей на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания). Тогда западные СМИ были удивлены ТТХ МиГ-29.
Силовая установка, состоящая из двух двигателей РД-33, показала уникальные характеристики. Самолет взлетел с коротким разбегом и обладал высокой маневренностью.
МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
Самолет поставлялся во многие страны мира, поэтому конструкторы создали множество экспортных вариантов, в том числе и для палубной авиации. Сегодня модификации МиГ-29К и МиГ-29КУБ производятся в Подмосковье на РСК «МиГ».
Вооружение самолёта МиГ-29
На самолете установлена авиационная пушка ГШ-301 калибром 30 миллиметров. Под крыльями имеется шесть точек подвески для различных видов вооружения, в том числе бомб массой 250 кг или 500 кг. Машина может использовать ракеты разных классов, например Р-27Р, Р-60М и Р-73, для уничтожения противника на земле и в воздухе. На подвесках под крыльями могут крепиться два блока неуправляемых авиационных ракет С-8 и другого современного вооружения.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта МиГ-29
- Размах крыла 11,36 м;
- Длина корпуса с учетом штока ресивера воздушного давления для дозаправки в воздухе — 17,32 м;
- Высота – 4,73 м;
- Масса ненагруженного устройства 10,9 т;
- Площадь крыла – 38,06 м²;
- Максимальная взлетная масса – 18,1 т;
- Средняя стартовая масса – 15,3 тонны;
- Запас топлива – 4,3 тыс литров;
- Дополнительное топливо во внешних баках – 1,5 тыс литров;
- Силовая установка — два двигателя ТРДДФ РД-33 с форсажной камерой;
- Максимальная тяга – 2*5040 кгс;
- Мощность на форсаже — 2*8300 кгс;
- Максимальная скорость на достаточном расстоянии от земли – 2450 км/ч;
- Максимальная скоростная характеристика у поверхности земли – 1/500 км/ч;
- Экипаж включает одного человека;
- Практичная крыша — 18 км;
- Практическая дальность полета на большой/малой высоте – 1430/710 км;
- Практическая дальность при использовании подвесных баков увеличена до 21 км;
- Максимальная скорость подъема 19,8 км в минуту;
- Перегрузка при экстремальной работе может достигать 9G.
Комплекс обороны
Главной задачей комплекса обороны является обеспечение полного контроля над обстановкой на ближних и дальних дистанциях от самолета. С его помощью можно вывести из строя или повредить целевую систему противника, сводя к минимуму вероятность любой атаки.
Многие датчики сигнализируют летчику о пуске ракет, о лазерном или радиоэлектронном облучении. Система противодействия истребителя автоматически инициирует постановку помех при обнаружении угрозы.
Прототипом кабины самолета ПАК ФА Т-50 послужила кабина истребителя четвертого поколения Су-35.
Он имеет два больших цветных экрана, на которых отображается вся информация. Реализована возможность размещения необходимой информации индивидуально для каждого пилота. Наиболее важная прицельная информация размещается на широкоформатном дисплее на лобовом стекле машины.
С развитием авиации и вычислительной техники совершенствовалась и система управления самолетом. В настоящее время боевые действия требуют от летчика-истребителя полной информации о воздушной и наземной обстановке. Информация поступает как от собственной станции обнаружения, так и от наземных средств.
Система «электронный пилот» Т-50 анализирует и предлагает пилоту оптимальный вариант, который он может принять или ввести другие входные данные и получить другие рекомендации.
Точка опоры
В конце 1960-х годов в Советском Союзе начались работы над легким фронтовым истребителем нового поколения, результатом которых стал МиГ-29. Первый полет самолета состоялся в 1977 году, а спустя пять лет началось серийное производство истребителя. Если масса пустого Су-27 составляла 16,3 тонны, то МиГ-29 весил 10,9 тонны.
При этом МиГ-29 имел сопоставимую тяговооруженность: 1,09 килограмма силы на килограмм веса против 1,1-1,2 килограмма силы у Су-27. Такие характеристики обеспечивает пара двигателей РД-33 с суммарной мощностью на форсаже 16,6 тыс кгс. По мнению авторов газеты «Звезда», МиГ-29 превосходит американский F-16 Fighting Falcon по маневренности.
На этом самолете впервые в мире реализована система управления вооружением с нашлемной системой целеуказания и оптической системой локализации. МиГ-29 также получил радиолокационный прицельный комплекс. Самолет способен нести 2,18 тонны вооружения на шести узлах подвески. Базовый вариант истребителя может использовать ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р, ближней ракеты Р-73 или Р-60М, а также бомбы и неуправляемые реактивные снаряды. Кроме того, МиГ-29 оснащен пушкой ГШ-30-1.
Палубный истребитель МиГ-29К
В 1998 году первый полет совершил модернизированный МиГ-29СМТ, отличавшийся увеличенной дальностью полета, новым набором бортового оборудования и расширенным арсеналом применяемого вооружения. Усовершенствованный самолет может нести, в том числе, ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л и Х-29Т, управляемые авиабомбы и ракеты Х-31 и Х-35. На базе МиГ-29 создан палубный вариант МиГ-29К с новой РЛС «Жук-МЭ», позволяющей вести одновременный огонь по четырем целям. Эти самолеты находятся на вооружении России и Индии.
Легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, впервые взлетевший в 2016 году, остается самым совершенным представителем платформы МиГ-29. Самолет получил новое крыло, фюзеляж и двигатели РД-33МК с увеличенной до 9000 кгс тягой на форсаже, а дальность полета МиГ-35 в полтора раза выше, чем у МиГ-29. Также самолет отличается от МиГ-29 пониженной радиолокационной заметностью и наличием комплекса защиты с средствами радиоэлектронной борьбы. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, шесть МиГ-35 уже переданы заказчику, в ближайшие годы ожидаются дополнительные поставки.
Читайте также: Советский истребитель МиГ-21: история, технические характеристики, фото, описание, модернизация
Сравнение самолетов пятого поколения
Основными конкурентами ПАК ФА Т-50 являются американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.
ЭПР, м2 | 0,005–0,5 | 0,005–0,3 | 0,001–0,1 |
Вес пустого, кг | 18 500 | 19 700 | 13 300 |
Максимальный стартовый вес, кг | 37000 | 38000 | 31 800 |
Максимальная скорость, км/ч | 2500 | 2100 | 1900 г |
Крейсерская скорость, км/ч | 2100 | 1850 г | 1300 |
Дальность полета, км | 2700 | 1900 г | 2200 |
Боевая нагрузка, кг | 10 000 | 9000 | 7700 |
Точки подвески ракеты, с | 10 внутренних | 8 внутри | 4 внутри |
6 внешних | 4 внешних | — | |
Дальность обнаружения цели | |||
Истребитель четвертого поколения | 330 км | 165 км | 220 км |
истребитель пятого поколения | 90 км | 90 км | 110 км |
Тяговооружённость Т-50 при средней взлётной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% больше, чем у F-22 и почти в 1,5 раза больше, чем у F-35. Дальность полета самолета ПАК ФА Т-50 с полной загрузкой составляет 2700 км, у «Раптора» она не превышает 2500 км.
Эффективная площадь рассеивания (ЭРА) Т-50 составляет ок. 0,5 м2, что несколько хуже американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60° в секунду при 20° у американцев).
По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешней подвески максимальное количество ракет — 16 штук. У F-22 12 деталей, у F-35 4 детали.
Гипотетически воздушный бой Т-50 и F-22 Raptor можно представить следующим образом. На расстоянии 60-70 км F-22 первым обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет его избежать за счет своей маневренности, а затем заметить «Раптор» и выстрелить по нему ракетой в ответ. На дальнейший исход боя будет влиять только выучка пилотов и их боевой опыт. У F-35 практически нет шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и малого количества ракет.
Т-50 ПАК ФА — прекрасное воплощение инженерной мысли российских ученых.
Несмотря на все препятствия (отсутствие финансирования, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за границу), разработка, а затем и производство самолета на авиазаводе были завершены в кратчайшие сроки. В результате Т-50 опередил свое время, тем самым задав вектор развития мировой авиации вперед на ближайшие годы.
С 2018 года началось серийное производство истребителя. Ему дали новое название Су-57. Поставки в российские войска планируется начать в 2019 году с первой опытной группы из 12 машин.
Крупнейший из ныне действующих
МиГ-31 — крупнейший боевой самолет, стоящий сегодня на вооружении, и самый боеспособный истребитель-перехватчик, стоящий на вооружении России. Его модернизированные специализированные версии также используются для противоспутниковых операций и в качестве ударных истребителей с гиперзвуковыми ракетами.
МиГ-31 имеют самые большие радары и способны работать на скорости 2,8 Маха. Они были предназначены для запуска ракет из космоса. Основное вооружение самолета — ракета Р-37М с дальностью полета 400 километров, скоростью 6 Маха и боевой частью массой 60 килограммов. Ракета претендует на звание самой опасной в мире.
МиГи могут летать на сверхзвуке в течение длительного времени, работать при экстремальных температурах и приземляться на обледенелых взлетно-посадочных полосах, что делает их идеальными для защиты арктических границ России.
Характеристики и особенности истребителя Су-57
Надо сказать, что информация о Су-57 держится в секрете, поэтому точные характеристики неизвестны. Самолет должен иметь максимальную взлетную массу 35 000 кг и полезную нагрузку 16 000 кг. Кабина автомобиля рассчитана на одного человека. По размаху крыла самолет превосходит F-22, но меньше Су-27. Предположительно по массе он относится к классу тяжелых истребителей.
Максимальная скорость самолета составляет 2,45 Маха, что составляет примерно 2600 км/ч. По другим данным, максимальная скорость составляет 2130 км/ч. При этом самолет полностью соответствует истребителям пятого поколения. Благодаря стелс-технологиям и современным средствам радиоэлектронной борьбы он малозаметен, способен выдерживать высокие маневренные перегрузки и двигаться с крейсерской скоростью выше скорости звука.
Следует отметить, что Су-57 имеет возможность автономной работы под управлением ИИ или оператора. То есть самолет фактически можно использовать как дрон, что снимает физиологические ограничения по перегрузкам. Кроме того, как мы уже говорили ранее, самолет может выполнять задачи совместно с ударным беспилотником «Охотник», который сейчас проходит испытания. Взаимодействие пилота и боевого робота значительно расширит возможности истребительной авиации.
В чем-то российский истребитель превосходит американский F-35
На замену Су-27
Су-57 — это вторая попытка России после провала амбициозной программы МиГ 1.42 создать крупный истребитель пятого поколения для господства в воздухе. Он был разработан для замены тяжелого истребителя Су-27 в ВКС России.
Су-57 — единственный в своем поколении, прошедший боевые испытания в ответно-ракетных ударах, развертывании крылатых ракет против исламистских повстанцев в Сирии и сухопутных войск в Украине.
Благодаря шести радарам истребитель может одновременно отслеживать 60 целей. Его многоволновые датчики обеспечивают возможности радиоэлектронной борьбы и противодействия малозаметности. Истребитель обладает наибольшей дальностью полета, маневреннее соперников и имеет внушительную дальность поражения в воздухе — 400 километров.
Су-57 малозаметен, имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость и способен маневрировать с большими перегрузками. До конца 2024 года планируется поставить 22 таких самолета из 76 законтрактованных, остальные 54 — в 2025-2028 годах.
Кто покупает российские истребители?
Еще в 1986 году в СССР началось производство учебно-боевой версии самолета. Су-27УБ отличается от базовой версии двухместной кабиной и пилотажно-навигационным комплексом, который был доработан с учетом наличия двойного управления. Впоследствии эта модель легла в основу семейства истребителей Су-30, где второе место отводилось летчику-оператору, обеспечивающему выполнение тактико-навигационных задач. Это уменьшило нагрузку на пилота. Помимо увеличенной кабины, Су-30 получил систему дозаправки топливом в полете, позволяющую осуществлять длительное патрулирование.
Су-30 многоцелевой истребитель
Начало эксплуатации самолета пришлось на непростое для страны время, поэтому решили вывести Су-30 на экспортный рынок. Коммерческий вариант (Су-30К) был способен применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность» с дальностью пуска до 250 километров. В арсенал самолета могут входить противорадиолокационные ракеты Х-31П, ПКР Х-31А, управляемые бомбы, а также ракеты средней дальности Х-59М и малой дальности Х-29Т.
Первым зарубежным заказчиком самолета стала Индия, получившая вариант Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский). Переднее горизонтальное оперение самолета было оснащено двигателями АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги, усовершенствованным БРЭО и радиолокационной станцией (РЛС) Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой. Позднее эти самолеты поставлялись в Алжир, Анголу, Венесуэлу, Вьетнам, Китай и другие страны. По мнению авторов журнала Military Watch, индийский Су-30МКИ — лучший истребитель Южной Азии.
Индия стала первым зарубежным заказчиком Су-30
Вслед за успехом Су-30 на международном рынке ВВС России создали версию Су-30СМ на базе линейки Су-30МКИ. Самолет впервые поднялся в небо в 2012 году, а в 2021 году первый полет совершил Су-30СМ2, который стал дальнейшим развитием истребителя. Новая версия получила на борту двигатели АЛ-41Ф-1С и обновленное оборудование, часть которого была унифицирована с оборудованием Су-35С. Также в Су-30СМ2 зарубежные приборы заменены на российские аналоги. В начале 2022 года стало известно, что Иркутский авиационный завод впервые изготовил четыре Су-30СМ2 в интересах морской авиации ВМФ России. Еще одна группа самолетов была передана ВКС России в ноябре того же года.
Самолет для «Кинжала»
Первым советским истребителем четвертого поколения стал двухместный МиГ-31. Высотный перехватчик Jager изначально разрабатывался для перехвата крылатых ракет. На вооружение был поставлен самолет с дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух» Р-33 и РЛС с пассивной фазированной антенной группой РП-31 «Заслон», которая обеспечивала обнаружение истребительной цели на дальности до 180 километров службу в 1981 году.
Истребитель-перехватчик МиГ-31К
Базовая версия истребителя оснащена двумя двигателями Д-30Ф-6 с тягой 15,5 тыс кгс, а МиГ-31БМ получил вариант Д-30Ф-6М с увеличенной до 16,5 тыс кгс тягой. Это позволяет летательному аппарату развивать скорость до 3000 километров в час на большой высоте.
Модернизированный МиГ-31БМ, совершивший первый полет в 1999 году, стал многоцелевым самолетом. Истребитель был оснащен РЛС «Заслон-М» с увеличенной до 320 километров дальностью обнаружения воздушных целей. Самолет может нести девять тонн вооружения, в том числе управляемые бомбы, а также ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59, Х-29, Х-31 и Х-25.
Характеристики МиГ-31 позволили сделать его носителем гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал», которая используется в ходе СВО. Кроме того, МиГ-31 может использовать ракеты Р-37М. Считается, что этот боеприпас позволяет истребителю поражать цели под НПРО, оставаясь вне досягаемости украинских средств ПВО.