- История создания
- Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
- Предназначение самолета
- Масса:
- Опытные экземпляры
- Обновление авиапарка
- Прочие факты
- Модификации и поставки
- История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России
- Устройство
- Начало разработки
- Боевое применение
- Почему импорт оказался так важен?
- Международное признание
- След в истории авиации и играх
- Тактико-технические характеристики Су-30
- Вооружение Су-30
- Особенности конструкции истребителя Су 30СМ
- Конструкция и летно-технические характеристики
- Чем новая машина отличается от своего предшественника?
- Основные ТТХ
- Основные сведения
История создания
Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Бурное развитие техники изменило не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной ФАР позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, брать на себя часть функций самолетов ДРЛО.
Исходя из этого, Командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи самолета-перехватчика, но и использоваться в качестве летного командного пункта группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных территорий при малом количестве пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.
Военные считали, что для выполнения таких задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ — учебно-боевая машина с дублированными органами управления, но при этом сохраняющая боевые возможности одноместного самолет.
Современное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование на борту истребителя настолько сложно и многофункционально, что одному летчику достаточно сложно полностью реализовать свои возможности в скоротечном маневренном воздушном бою. Кроме того, наличие второго члена экипажа обеспечивает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.
Предполагалось, что один из пилотов сможет управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а другой — наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.
Работы по созданию двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки топливом в полете. Разработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.
Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационную систему. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, он был оборудован широкоформатным монитором, на котором отображалась вся информация о текущем местоположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.
Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации — истребителя Су-27УБ, имел почти такие же технические характеристики, отличную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось серийное производство.
Однако последовал распад Советского Союза, ставший катастрофой для всех предприятий ВПК.
В связи с практически полной остановкой закупки Минобороны России новой техники руководство ОКБ Сухого приступило к поиску зарубежных заказчиков своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК — многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Значительно расширена номенклатура вооружения машины, взлетная масса увеличена с 30 до 38,8 т тонн, вдвое увеличилась боевая нагрузка, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.
Новый истребитель был предложен Индии, традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, на которой изучались возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организации производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт на постройку сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.
В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя — Су-30МКИ. Он был сделан специально для ВВС Индии. По сути, Су-30МКИ — машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемой тягой и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.
Советские (российские) истребители почти всегда уступали своим западным конкурентам в плане БРЭО. Для устранения этого недостатка БРЭО нового истребителя разрабатывалось в широкой международной кооперации с участием компаний Франции, Израиля и Индии. В результате Су-30МКИ получил новую пассивную фазовую РЛС.
Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и Министерство обороны России. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, произведенный по заказу Минобороны России. В конце года две новые машины были переданы ВВС России.
Это решение неудивительно. Во-первых, у Су-30СМ действительно отличные технические характеристики; по маневренности превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, большое внимание создатели уделили авионике истребителя: благодаря использованию зарубежных систем Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Впрочем, есть и другое объяснение заинтересованности Минобороны: этот самолет уже много лет выпускается серийно, производство полностью отлажено, «детские болезни машины устранены, все пожелания летчиков учтены» принято во внимание.
Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и поражать наземные подвижные или стационарные цели противника. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать группы ударной авиации, противодействовать средствам радиоэлектронной борьбы противника и выдавать целеуказание самолетам из своей группы. Этот истребитель может применяться и на морских театрах военных действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.
Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
Поскольку истребитель Су-30 был ответом вероятному противнику с господством в воздухе F-15 и Eurofighter Typhoon, проведем сравнительный анализ его ТТХ с параметрами, приведенными в таблице.
Мануфактурная страна | СССР/Россия | США | Великобритания |
Экипаж, ребята | 2 | 1 | 1 |
Длина, м | 21,9 | 19.43 | 15,96 |
Высота, м | 6,36 | 5,63 | 5,28 |
Размах крыла, м | 14,7 | 13.05 | 10,95 |
Масса, т | 18,8 (пусто) 38,8 (предел) |
12, 7 (пусто) 30,8 (предел) |
11 (пусто) 23,5 (предел) |
Авиадвигатели | ТРДДФ АЛ-31Ф (2шт) | Pratt & Whitney F100-PW-100 (2 шт) | Евроджет EJ 200 (2 шт) |
Тяга (кгс) на двигателе | 12 500 (форсаж) 7770 (без форсажа) |
10810 (форсаж) 6655 (без форсажа) |
9180 (форсаж) 6120 (без форсажа) |
Максимальная скорость, км/ч | 1350 (у земли) 2350 (высокий) |
1450 (у земли) 2650 (высокий) |
1400 (у земли) 2450 (высокий) |
Дальность полета, км | 1270 (у земли) 3000 (высокий) |
1967 (у земли) 5750 (высокий) |
— 3790 (высокий) |
Практичная крыша, м | 17 300 | 20 000 | 19 812 |
Боевое снаряжение | Стандартная авиационная пушка ГШ-30-1 (30 мм), 12 точек подвеса, Ракеты Р-77, Р-27, (6 шт), Авиабомбы 0,5 т (8 шт), Контейнеры КМГ-У (7 шт), Блоки НАР С-13 (4шт). |
Пневматическая пушка General Electric M-61A1 типа Гатлинга (20 мм), УР АИМ-9Л / АИМ-9М (4 вещи), УР АИМ-7Ф/АИМ-7М (4 шт), УР AIM-120 AMRAAM (8 шт) |
Пневматическая пушка Маузер БК-27 (27 мм), РВВ АИМ-9 Сайдвиндер, РВЗ АГМ-84 Гарпун, Авиабомбы: Paveway 2, Paveway 3, Контейнер для лазерного целеуказания LITENING |
Российский истребитель крупнее и тяжелее своих конкурентов. Возможно, поэтому он уступает в скорости и дальности полета. Однако тяга силовой установки выше, чем у зарубежных аналогов.
Предназначение самолета
Этот самолет представляет собой современный и высокоманевренный истребитель, который используется для достижения безоговорочного господства в воздухе. Хорошо работает в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе группы ударных кораблей противника.
Масса:
- нормальный старт 24900 кг
- максимальная взлетная 34500 кг
- топливо — 9640 кг
- Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
- Тяга 2 х 12800 кгс
Опытные экземпляры
Первые два Су-30СМ, с характеристиками которых вы можете ознакомиться в статье, были построены в период с 1995 по 1998 год. Первая машина, выполненная на узлах штатного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году испытатель В.Ю. Аверьянов был у руля. С середины того же года началась масштабная программа испытаний и доводки новых машин в рамках подготовки к их серийному производству. Он стартовал в 2000 году. Тогда же первый предсерийный истребитель испытывал Аверьянов. По результатам этих испытаний три опытные машины были переданы в ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.
Обновление авиапарка
Новые белорусские Су-30СМ поступят на вооружение 61-й истребительной авиабазы, ранее имевшей опыт эксплуатации истребителей Су-27П и Су-27УБМ1 советского производства. Хотя в начале 2000-х четыре спаренных «Искры» прошли локальную модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах, из-за острой нехватки средств в конце 2012 года все истребители Су-27 были списаны.
Сегодня истребительная составляющая ВВС Беларуси представлена 34 постепенно устаревающими МиГ-29БМ, организованными в две эскадрильи.
МиГ-29БМ ВВС Белоруссии.
В связи с финансовыми ограничениями Минобороны Беларуси планирует повысить качество ВВС, сохранив общее количество самолетов на прежнем уровне. Таким образом, поставки Су-30СМ позволят вывести из эксплуатации истребители МиГ-29БМ, выработавшие свой ресурс.
Благодаря последовательным контрактам на поставки в Белоруссию, Казахстан, Армению Су-30СМ постепенно становится «единым истребителем ОДКБ». Высокий потенциал борьбы с воздушными целями на дальних дистанциях за пределами прямой видимости, обеспечиваемый РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н011М «Бар», развитый обмен информацией в режиме реального времени, а также значительная дальность полета истребителя делают его отличным инструментом для создания централизованной системы ВВС обороны в странах ОДКБ.
Радиолокационная система управления «БАРС».
В последние годы на нерегулярной основе российские истребители несли боевое дежурство по охране воздушного пространства в рамках единой системы ПВО России и Белоруссии.
Принятие на вооружение ВВС Беларуси многоцелевых истребителей Су-30 позволит им выполнять те же задачи, меньше полагаясь на российские аналоги.
В то же время эксплуатация подобных самолетов облегчит совместное взаимодействие военных двух стран.
Различные, в том числе западные источники, уже назвали этот контракт крупнейшим в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Белоруссией. Стоимость всего контракта на 12 самолетов составляет, по разным оценкам, от 500 до 600 миллионов долларов, что примерно соответствует верхнему порогу оценки внутренних затрат на истребитель Су-30СМ для ВКС России.
В связи с этим особый интерес специалистов вызывает завершение поставки «белорусских Су-30СМ», особенно в области систем вооружения, а также средств радиоэлектронного противодействия (РЭП).
Прочие факты
Результаты несколько разубедили сторонников американской технологии. Таким образом, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, поскольку отечественные самолеты в принципе намного маневреннее старых F-15. Куда удивительнее было то, что индийские пилоты выходили победителями даже в тех случаях, когда речь шла о ведении боя на средней дистанции.
Во многом это было связано с тем, что Су-30СМ (фото представлены в этом материале) имеют более совершенные системы, позволяющие обнаруживать и сопровождать несколько целей одновременно. И поэтому нет ничего удивительного в том, что сразу же после эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного совершенствования нового F-22 Raptor».
Модификации и поставки
В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя Су-30К («коммерческий»), эта модель изначально поставлялась в Индию, но впоследствии была заменена модифицированным и адаптированным вариантом Су-30МКИ для этой страны (в настоящее время также состоит на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.
В дальнейшем наиболее популярными за рубежом стали экспортные варианты Су-30: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись в Китай (Су-30МКК), Вьетнам (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэлу (Су-30МКВ))-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжире (Су-30МКИ2). В 2017 году был подписан контракт на поставку Су-30СМ в Беларусь. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о закупке этим государством шести экземпляров Су-30.
Поставки модификаций Су-30 в ВВС и Морскую авиацию ВМФ России начались в 2010 г.; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента России Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.
Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.
История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России
Испытания, обрушившиеся на советский оборонный комплекс в связи с распадом Советского Союза, похоронили многие перспективные проекты в области современного вооружения. Однако в ситуации с самолетом Су-30 важную роль сыграло начало серийного производства перспективной машины. Серийное производство, при условии недостаточного финансирования со стороны министерства обороны, продвигалось медленно.
Однако о масштабном поступлении новых истребителей в строевые части говорить не приходилось. Чтобы исправить сложную ситуацию, ОКБ Сухого по собственной инициативе приступило к разработке экспортного варианта российского истребителя. Возможность выхода на международный рынок вооружений может не только спасти тяжелое финансовое положение головной компании, но и по возможности обеспечить перспективной машине достойное будущее.
Результатом работы авиаконструкторов ОКБ и специалистов ИАПО стал модернизированный вариант самолета Су-30МК (модернизированный, коммерческий), предназначенный для поставки зарубежным заказчикам. Это был практически тот же двухместный истребитель Су-30, только с повышенными боевыми возможностями. Увеличилось количество точек подвески, что соответственно привело к увеличению полезной нагрузки машины с 4 до 8 тонн. Собственная масса истребителя превышала 38 тонн.
Модернизация коснулась аэродинамических агрегатов машины и силовой установки. Ресурс двух двигателей АЛ-31Ф был увеличен с 900 часов до 1500. Модернизированную машину планировалось поставить для нужд ВВС Индии, с последующей организацией производства и сборки самолетов на индийских заводах. После долгих и трудных переговоров в 1996 году был подписан контракт на поставку ВВС Индии 40 истребителей Су-30МК. По условиям контракта поставка осуществлялась в течение следующих пяти лет, с постоянным повышением боеспособности самолетов и их тактико-технических характеристик.
В течение следующих 7 лет иркутские авиастроители работали по заказу Индии, собирая готовые самолеты и создавая материально-техническую базу для последующего обслуживания новой техники. Отличные летно-технические характеристики машины позволили российским авиастроителям создать другие, локальные модификации на базе индийской версии самолета.
Самолеты Су-30МК в различных модификациях поставлялись ВВС НОАК, Вьетнама и ВВС Венесуэлы. Всего с начала производства этой машины иностранным заказчикам по действующим контрактам передано более 500 истребителей Су-30МК.
Несмотря на довольно удачную судьбу машины в экспортном варианте, ОКБ Сухого не оставляло попыток обратить внимание отечественного оборонного ведомства на свое детище. Работы в этом направлении велись с учетом жестких требований к авионике и электронике самолетов. После завершения конструкторских работ представителям Минобороны РФ был представлен отечественный вариант самолета Су-30, получивший индекс СМ.
Конструкция этого самолета вобрала в себя все самые лучшие и передовые разработки, опробованные на экспортных модификациях. Новый российский истребитель Су-30СМ создавался в контексте идеологии нового поколения многоцелевых самолетов. Машина способна вести одиночный воздушный бой на большом удалении от точки базирования, наносить удары по наземным целям, действовать в одиночку и в составе группы.
Отличительной чертой нового самолета является возможность управления другими самолетами, действующими в составе группы. Для более длительного пребывания в воздухе самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете.
Устройство
Су-30СМ — двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемой тягой и передним горизонтальным оперением. В целом размеры и компоновка фюзеляжа Су-30 и Су-30МКИ полностью повторяют истребители. Пилоты размещаются в кабине тандемом.
Одним из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманевренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому полет обеспечивает электрическая система дистанционного управления (ЭДСУ), управляющая рулями направления и вращающимися соплами двигателей. Высокая степень маневренности в полете достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.
Силовая установка самолета включает два двигателя АЛ-31ФП, расположенных под углом 32 градуса друг относительно друга. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° во все стороны. Это позволяет управлять вектором тяги по рысканию и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с рулем самолета, так и отдельно от них.
Однако главной «изюминкой» Су-30СМ является кабина пилота. Самолет оснащен системой авионики с фазированной антенной решеткой, которая позволяет ему обнаруживать и наводить пятнадцать воздушных целей и одновременно атаковать четыре из них. На Су-30СМ использовалась нашлемная система целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины оборудованы многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это дает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.
Су-30СМ может оснащаться подвесными пеналами с лазерной и инфракрасной аппаратурой наведения. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутниковых сигналов системы ГЛОНАСС, что обеспечивает высокую точность определения маршрута. Су-30СМ может выполнять автоматический полет в различных режимах, в том числе на малой высоте, заходе на посадку, а также при атаке наземных и надводных целей. Система автоматического управления связана с навигационной системой.
Су-30СМ относится к истребителям четвертого поколения, в конструкции не используются технологии малозаметности. Самолет оснащен комплексами радиоэлектронной борьбы «Сорпция» и «Хибины», способными не только подавлять относительно маломощные истребители, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.
Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что он построен по концепции «открытая архитектура сбоку». Это позволяет легко включать в состав авионики новые системы отечественного и зарубежного производства. Этим и определяется высокая универсальность Су-30СМ, позволяющая в кратчайшие сроки переоборудовать истребитель-перехватчик в ударный самолет.
Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8000 кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может размещаться широкий спектр ракетного и бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или малых дистанциях, неуправляемые бомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет стандартно вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.
Начало разработки
Все началось еще в 1994 году, когда велись переговоры с Индией о поставке истребителей Су-27. Уже тогда индийцы указывали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, а отечественная армия остро нуждалась в новых машинах.
Но потребность в новой технике была продиктована не только потребностями экспорта. Основной причиной появления самолета Су-30СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, является неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» создателей.
Особенно перспективной видилась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «несущая» двух пилотов одновременно, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая восемь тонн боеприпасов, определенно имела хорошие перспективы стать основная ударная сила отечественных ВВС.
Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта — А. Ф. Барковский. В 1996 году уже был заключен контракт с той же Индией на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии будут идти с постепенным улучшением тактико-технических характеристик самолета. Исполнителями госзаказа являются различные предприятия холдинга «Сухой», основным подразделением которого является Иркутский авиастроительный завод.
Читайте также: ТОП-10 лучших истребителей в мире (+10 истребителей II мировой)
Боевое применение
Основным заказчиком нового истребителя стала авиация ПВО, так как технические характеристики самолета позволяли осуществлять перехват и патрулирование на большом расстоянии. Но в начале 90-х военная доктрина вновь изменилась и войска ВВС стали получать высокоточные ракетные пуски таких классов, как «воздух-поверхность» и «воздух-корабль.
Практически все крупные производители вооружений приступили к разработке носителей для этого типа ракет. ОКБ Сухого не стало исключением. Таким образом, серийное производство Су-30 не получило развития. Изначально самолет стали выпускать на экспорт.
В 1998 г проводилась проработка возможности боевого применения в длительном 10-часовом полете с дозаправкой. Согласно плану полета, испытания проводили 4 серийных Су-30 и два истребителя-перехватчика МиГ-31Б. Боевой группой командовал полковник Мартин Карапетян. Самолеты преодолели более 8000 км и трижды дозаправлялись в воздухе.
Летом 1999 года на общекомандных учениях ВВС России истребители Су-30 выполняли задачу по сопровождению бомбардировщиков стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС.
Полет был совершен на север, к острову Новая Земля. Чуть раньше, в апреле, самолет совершал аналогичные полеты, находился в воздухе 8 часов и осуществил 12 дозаправок. В настоящее время 4 самолета Су-30СМ несут боевое дежурство в Сирии. Они приписаны к смешанному 120-му полку ВКС России и находятся на военной службе с 2015 года.
Почему импорт оказался так важен?
Если вы внимательно читаете нашу статью, у вас вполне может возникнуть абсолютно закономерный и закономерный вопрос: почему Су-30СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ до странности прост. В то время, когда авиапром был далеко не в лучшем состоянии, государство все же успело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч людей, но и идеально отлаженную технологию производства.
Ведь самолет Су-30СМ, характеристики которого мы рассмотрели, находится в серийном производстве уже более 15 лет! В то же время машина, благодаря своему огромному потенциалу в модернизации, остается достаточно актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители стали поступать на вооружение ВВС России в более-менее достаточном количестве, за пилотов можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а вполне логичную систему, доведенную до конструктивного совершенства.
Наконец, приход в войска действительно свидетельствует о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии будут осваивать Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую ситуацию последних лет, это действительно важное обстоятельство.
Международное признание
Авторитет этого самолета было трудно получить. По мнению многих зарубежных экспертов, развалившаяся российская «оборонка» просто не могла производить ничего путного, а потому интерес к нашей технике поначалу был пренебрежительно-скептическим. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российскую авиацию. Однако некоторые специалисты оказались более проницательными: получив информацию о модернизированных Су-27, которые также поставлялись в Индию, они громко заговорили о возможностях этой машины.
Даже эти машины, результат усовершенствования самолета Су-30СМ, характеристики которого намного лучше, успели зарекомендовать себя как надежная и первоклассная военная техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне подходит им для того, чтобы помериться силами с американскими летчиками. Это произошло на учениях Cope India-2004, когда американскими F-15C стали противниками индийских Су-30СМ, фото которых есть в статье.
След в истории авиации и играх
Су-30 стал родоначальником модифицированных версий истребителя, которые выпускаются по сей день. По информации на 2016 год, в парке ВКС России имеются следующие модели: Су-30 (3 ед.), Су-30М2 (16 ед.), Су-30СМ (39 ед.). Черноморский флот имеет 8 истребителей Су-30СМ. В Крыму дислоцированы 5 самолетов Су-30СМ. Самолет Су-30 М2 создан на базе экспортного самолета Су-30МК2. Истребитель оснащен высокоточным оружием.
Не обошли стороной и Су-30 создатели электронных игр. Управляя авиасимулятором, вы сможете выполнять боевые задачи и вносить свой мнимый вклад в борьбу с терроризмом. Самая популярная игра называется СУ-30. Судя по описанию и отзывам пользователей, особенности натурализации управления позволяют шутеру поставить самую высокую оценку среди других аналогов. Есть и мобильные версии — скролл-шутер СУ-30.
Истребитель Су-30 выпускался во время распада Советского Союза.
Несмотря на отсутствие финансирования, авиаконструкторы создали очередной шедевр отечественной авиации. Более 25 лет различные модификации истребителя «Сушка» с индексом 30 находятся в боевом строю ВВС России и более 10 других стран.
Череда катастроф с 1999 по 2018 годы ничуть не разрушила репутацию самолета. В большинстве случаев причиной аварий был человеческий фактор или форс-мажор. Например, последняя авиакатастрофа произошла 03.05.2018 из-за попадания птицы в силовую установку (по официальной версии). К сожалению, пилоты погибли. Но случаи с трагическим исходом единичны.
Тактико-технические характеристики Су-30
- — Первый полет: 1989 г
- — Год выпуска: с 1992 г
- — Произведено единиц: ок. 600 (по состоянию на ноябрь 2017 г)
Су-30 стоит
- — $83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 г)
- — 50 млн долларов (Су-30СМ для ВВС России, 2012 г)
Экипаж Су-30- 2 человека
Размеры Су-30
- — Длина: 21,9 м
- — Размах крыла: 14,7 м
- — Высота: 6,36 м
- — Площадь крыла: 62 м²
- — Нагрузка на крыло при нормальном стартовом весе: 398 кг/м²
- — Нагрузка на крыло при максимальном взлетном весе: 532 кг/м²
Су-30 масса
- — Масса пустого: 18800 кг
- — Нормальная стартовая масса: 24900 кг
- — Максимальный вылет массы: 34500 кг
- — Максимальный стартовый вес: 38800 кг
- — Масса топлива: 9640 кг
Двигатель Су-30
- — 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
- — Максимальная тяга без форсажа: 2×7770 кгс
- — Мощность на форсаже: 2×12500 кгс
- — углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° по всем направлениям, ±20° в плоскости
- — скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с
- — вес: 1520 кг
Максимальная перегрузка: +9 G
Су-30 скорость
- — Максимальная скорость у земли: 1350 км/ч (М = 1,13)
- — Максимальная скорость на высоте: 2350 км/ч (М = 1,9603)
Дальность полета Су-30
- — у земли: 1270 км
- — на высоте: 3000 км
- — боевой радиус: 1500 км
- — Продолжительность полета: 3,5 часа (без дозаправки)
Практический потолок Су-30- 17 300 м над уровнем моря
Взлетная скорость Су-30
- — 13800 м/мин (230 м/с)
- — Стартовый забег: 550 м
- — Длина пробега: 750 м
Тяговооружённость Су-30
- — при нормальном стартовом весе: 1,00
- — при максимальном стартовом весе: 0,84
- — при максимальном стартовом весе: 0,76
Вооружение Су-30
- — Пушка: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
- — Точки подвески: 12
- — Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
- — 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет малой дальности Р-73 с ТГС;
- — Свободнопадающие авиабомбы массой 500 кг (до 8 шт.) или 250 кг (28 шт);
- — Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
- — Возможны разные комбинации управляемого и неуправляемого оружия разных классов.
Особенности конструкции истребителя Су 30СМ
Новая версия тридцатой сушки представляет собой двухместный истребитель. Экипаж машины представляет собой тандем из двух пилотов, размещенных друг за другом в удлиненной кабине. Кабина нового самолета Су 30СМ аналогична кабине экспортного варианта машины, с той разницей, что место второго пилота в ней технически дублирует кресло первого пилота. Электроника кабины полностью интегрирована с бортовым радаром. Самолет оснащен развитой системой связи, обеспечивающей не только постоянную связь самолета с землей, но и эффективное управление группой самолетов, работающих в одном ключе.
По летно-техническим характеристикам тридцатая сушилка превосходила аналоги зарубежного производства. Высокая аэродинамическая культура в сочетании с мощными двигателями придавали машине уникальную маневренность в воздухе. Машина выполнена по схеме «триплан», с добавлением к основной конструкции переднего горизонтального оперения. Эта деталь позволила увеличить подъемную силу самолета и устойчивость машины при полете на больших углах атаки.
Силовая установка истребителя Су 30СМ представлена двумя отечественными двигателями АЛ-31ФП. Установка двигателей имеет интересную особенность — оси обоих двигателей расположены под углом 32° друг к другу. Другими словами, сопла ТРД несимметричны, что позволяет управлять вектором тяги в полете. Сопла на двигателях живут своей жизнью и могут отклоняться в заданном направлении независимо от положения горизонтальных рулей. Существенный вклад в повышение маневренности самолета вносят электронная система дистанционного управления и интегральная схема аэродинамической компоновки.
Отдельного внимания заслуживает радиолокационное оборудование машины. На самолете установлена система прицеливания, позволяющая одновременно вести наблюдение за 15 воздушными целями. Технические характеристики комплекса позволяют атаковать сразу 4 воздушные цели. Боевые возможности истребителя возросли за счет установки дополнительной лазерной и инфракрасной прицельной аппаратуры, которая закольцована на нашлемной системе целеуказания.
Помимо того, что стекло шлема пилота представляет собой встроенный живой экран, лобовое стекло фонаря имеет многофункциональные индикаторы. Все это дает экипажу машины широкий спектр осведомленности о состоянии обстановки в воздухе.
Все аппараты, выпускаемые для оснащения ВКС России, оснащены оптико-электронным и прицельно-навигационным комплексом, работающим в связке с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. Благодаря этому оборудованию самолет может практически вслепую выходить в заданный район и атаковать цели в любое время суток.
Навигационная система предназначена для индивидуального полета в автоматизированном режиме и для выдачи необходимой полетной информации группе машин. Основные эксплуатационные характеристики машины следующие:
- боевая масса – 34 тонны;
- максимальная дальность полета 3000 км;
- практический потолок более 17 тысяч метров;
- максимальная скорость более 2000 км/ч.
По составу вооружения российская машина Су-30СМ превосходит все отечественные машины, находящиеся на вооружении ВКС России. Допустимая боевая нагрузка составляет 8000 кг, что включает все виды и средства современного вооружения, применяемые для поражения воздушных, наземных и надводных целей. В комплекс вооружения входят:
- автоматическая 30-мм пушка ГШ-30-1;
- ракеты класса «воздух-воздух» (6 шт.);
- неуправляемые авиационные ракеты;
- летающие бомбы в обычном варианте 250 500 кг.
В таком боевом оснащении самолет Су-30СМ способен решать целый комплекс боевых задач. Огромная дальность полета и мощное разнообразное вооружение делают эту машину грозной силой на любом театре военных действий.
Конструкция и летно-технические характеристики
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет интегральную компоновку. Центрально расположенное трапециевидное крыло прилегает заподлицо с фюзеляжем и образует единый несущий корпус. Два двухконтурных ТРД типа АЛ-31Ф с форсажной камерой размещены в мотогондолах, установленных под корпусом опоры. Хвостовое оперение двухконтурное, шасси трехточечное, убирающееся, с носовым колесом.
Летно-технические характеристики версии Су-30МК:
Чем новая машина отличается от своего предшественника?
Итак, каковы характеристики нового истребителя и чем он отличается от своего предшественника? Вот краткий их список:
- На серийный истребитель впервые поставили двигатель с изменяемой тягой, а также на машину установили систему дистанционного управления, работающую в едином комплексе. Именно это сделало новый автомобиль таким маневренным.
- Кроме того, проведена интеграция систем авионики как импортного, так и отечественного производства. Машина создавалась в какой-то мере «интернациональной», так как комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
- РЛС с вращающейся фарой также является еще одним нововведением, до сих пор нехарактерным для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, Су-30СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно, так это российская разработка.
- Номенклатура используемых ракет была значительно расширена, что сделало новый самолет гораздо более универсальным и грозным оружием ВВС России.
Основные ТТХ
- Стартовая масса (макс.) – 34 500 кг.
- Длина фюзеляжа планера составляет 21,9 м.
- Высота в самой высокой части корпуса 6,36 м.
- Дальность полета (максимальная) — 2125 км/ч.
- Оптимальный радиус боевого применения — 1500 км.
- Численность экипажа – два пилота.
Основные сведения
Су-30 (по классификации НАТО — Flanker-C) — российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов на базе учебно-тренировочной версии истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 для решения задач по завоеванию господства в воздухе, прикрытию наземных войск и объектов, уничтожению десанта, а также ведению воздушной разведки и уничтожению наземных или надводных целей.
От базового самолета отличается расширенной номенклатурой вооружения, модернизированным оборудованием и наличием бортовой системы дозаправки топливом. Предсерийный вариант совершил первый полет 31 декабря 1989 г. Принят на вооружение в 1992 г., однако в ВВС (ВВС) РФ было поставлено только три экземпляра базовой модификации.
Самолеты семейства производятся в России на Иркутском авиационном заводе (корпорация «Иркут») и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited.