История создания
Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководителя СССР недвижимость найти ему на заменяемый вариант. В 1975 году поступил П.В. На прототип Су-22, имевший обозначение С-32М2, установили ТРД Р-29БС-300, с тягой 11 500 кгс на форсаже и 8 300 кгс на «максималке». В начале 1975 года начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешной доработки истребитель стал доступен на экспорт под серийным наименованием Су-22.
Выпуск этой модификации способствовал процессу стандартизации парка военной авиации СССР, в который вошли фронтовые самолеты с двигателями иностранного производства. МиГ-23 также относился к истребителям, оснащенным в своей конструкции импортной силовой установкой. Отличительными чертами этих двух моделей являются: относительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и размеры воздухозаборников, охлаждающих блоки ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя за счет подъема киля.
По аналогии с предыдущими модернизациями (Су-17М3 и Су-17М) эта модель также шла на экспорт. В апреле 1977 года программа государственных испытаний учебно-боевого С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Самолет был оснащен двигателем Р29БС-300, модернизирован системой госопознавания и радиостанцией Р-802Б. В 1984 году путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 было продано около сотни машин в одиннадцать государств мира.
Совершенствование оборудования Су-17М4 и применение разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства этот истребитель в общем количестве более 350 единиц получил ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 состоял на вооружении ВВС СССР, откуда был снят только в середине 1990-х годов.
Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
Су-22 удалось максимально приблизить к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в конструкции ТРД Р-29БС-300 разработки С.К. Тумановским и поставевшего в то время из-за границы с алиантиами СССР. Большие габариты двигателя вызвали расширение хвостовой части фюзеляжа.
Вооружение истребителей представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был собран в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство началось в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.
На продажу в то время активно выпускали еще один штурмовик — Су-20. За период с 1973 по 1990 г. Было выпущено около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского авиастроения можно насчитать целых 18 государств мира. К ним относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.
Путем перепродажи в 90-е годы Су-22 из Египта получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 наряду с Су-22 активно участвовали в Афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители участвовали в ирано-иракской войне.
В Йемене в период гражданского конфликта модификация Су-22М использовалась обеими сторонами конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов перуанские ВВС нанесли удары по эквадорским позициям на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до инозаказчиков, находились на боевой службе в советских ВВС.
Технические характеристики Су-22
Модификация | Су-22 |
Размах крыла, м | |
при мин стреловидности | 13,68 |
при макс стреловидности | 10 025 |
Длина самолета, м | 18,86 |
Высота полета, м | 4,86 |
Площадь крила, м2 | |
при мин стреловидности | 38,49 |
при макс стреловидности | 34,45 |
Масса, кг | |
пустой | 10445 |
максимальный взлет | 18820 |
топливо | 3770 |
Двигатели | 1 ТРДФ Р-29Б-300 |
Тяга, кгс | |
максимальный | 1 х 8000 |
на форсаже | 1 х 11500 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 1350 |
на высоте | 2230 |
Практическая дальность, км | 2500 |
Боевой радиус действия, км | 590 |
Потолок высот, м | 14000 |
Екипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 мест подвески до 8 УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательным мечелю; пподвесные пушечные устанила. |
Технические характеристики су 22
Размах крыла лайнера составляет 13,68 метра. Длина истребителя – 18,86 метра, высота соответствует 4,86 м. Площадь крыла су 22 –до 34,45 кв м.
Пустой бомбардировщик весит 10,45 тонны, максимальный 18,82 тонны.
Су-22 у земли разгоняется до 1350 км/ч. А его скорость достигает 2230 километров в час.
Истребитель способен подняться на высоту до 14 км. Дальность его полета составляет 2500 километров. Один пилот управляет самолетом.
Таким образом, детище авиаконструкторов Советского Союза используется уже более 40 лет. По сей день су 22, БВС райда стран мира остается на вооружении.
Модификации бомбардировщика Су-22
Самолет имеет несколько модификаций. Среди них:
- экспортные варианты Су-22М и Су-22М3К;
- разведчик Су-22М3Р с полным комплектом БРЭО на базе машины Су-22М3;
- боевой самолет Су-22УМ (1979-1982 гг);
- разведчики на базе Су 22 под названием Су-22Р и Су-22М4Р.
Первым прототипом этого самолета стала машина Су-32М2Д. Собственно, сам лайнер Су 22 является модификацией машины Су-17М2, разработанной специально для экспорта. Серийное производство этого устройства велось с 1976 по 1980 годы.
Экспортный Су-22М выпускался серийно с 1977 по 1988 год. Его у СССР купили Перу, Ирак, Сирия, Афганистан, Иемен и Ливия.
Самолет под названием Су-22М4 представлял собой модифицированный Су-17М4 на экспорт. Оснащался двигателями АЛ-21Ф-3. Его производство началось в 1984 году и закончилось в 1990 году.
Для Венгрии СССР построил четыре учебно-тренировочные машины СУ-22УМ3. Это было в начале 80-х годов ХХ века.
Лайнер Су-22УМ3К — мощный перспективный самолет с двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-85 годах.
О самолете су 22
На новый самолет Су 22 установили усовершенствованный приемник (относящийся к системе госопознавания) и военную радиостанцию Р-802Б для связи с самолетами в воздухе и наземными пунктами управления.
Конструкция самолета практически аналогична знаменитым МиГ-27 и 23БН.
С.К работал над созданием двигателя Р-29БС-300. Тумановский, известный советский академик-конструктор авиационных двигателей. В 70-е годы эти силовые установки поставлялись в Советский Союз союзниками из-за рубежа.
Самолеты с новым двигателем имели более короткую, но расширенную хвостовую часть: моторы были крупногабаритными. Из-за изменения диаметра хвостовой части фюзеляжа у Су-22 увеличился размах стабилизатора, а вместе с ним и высота авиалайнера.
Бомбардировщик был вооружен ракетами Р-3С и Х-23.
Разработка лайнера велась в КБ Сухого. Машина отвечала всем советским требованиям, предъявляемым к машинам этого класса. Самолет развивал хорошую скорость, был оснащен современным бортовым оборудованием и имел завидное вооружение.
В частности, на борту машины разместили 2 орудия НР-30 калибра 30 мм с 80 снарядами на каждое. Суммарная масса бомб и ракет в воде составляет 22–4 тонны.
Геометрия крыла самолета была изменяемой.
Отличительной чертой лайнера стала возможность взлета и посадки на аэродромах с коротким ВПП. Предшественники самолета этим похвастаться не могли.
Самолет имеет стандартную аэродинамическую компоновку. Он представляет моноплан с:
- крылом, значительное среднее количество просмотров;
- оперение хвоста: киль с рулем + стабилизатор.
Геометрия крыла варьируется от 300 до 630. Оно оснащено щелевыми закрылками. Они находятся в стационарной его части. Герметичные баки для топлива были размещены конструкторами совместно с фюзеляжем и крылом. С обеих сторон есть пушки.
Стабилизатор с ковром размещают в хвостовой части самолета. Также имеется отсек для тормозного парашюта и 4 воздушных тормоза.
Гаргрот проходит над фюзеляжем, до киля от кабины. Bombardier оснащен 3-опорным шасси, у которого передняя стойка убирается против поступательного воздушного потока, а основные опоры располагаются перпендикулярно ей, в неподвижном сечении крыла.
Кабина пилота Су-22 расположена в носовой части истребителя, в герметичном отсеке. Передняя часть кабины выполнена из бронированного стекла. Оснащен стеклянным фонарем с креплениями. Осветительный прибор имеет откидную часть, открывается как вверх, так и назад (угол 500).
Пилот на су 22 в кресле типа К-36Д. Приборная панель в салоне имеет аналоговые указатели. Они информируют пилота о местоположении самолета, работе двигателя и бортового оборудования.
Модификации Су-22
С-32М2Д | прототип Су-22. |
Су-22 (С-32М2К) | экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигатель Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах. |
Су-22М (С-52К) | экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенной БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Размещено в Афганистане, Ираке, Северном и Южном Йемене, Ливии, Перу и Сирии. |
Су-22М3 (С-52М3К) | доработанный Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах для Венгрии было выпущено 12 самолетов. |
Су-22М3Р | разведчик на базе Су-22М3. |
Су-22М4 (С-54К) | экспортный вариант Су-17М4. Оснащен двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах. |
Су-22М4Р | разведчик на базе Су-22М4. |
Су-22Р | разведчик на базе Су-22. |
Су-22УМ (С-52УК) | учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах. |
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) | экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах для Венгрии было изготовлено 4 самолета. |
Су-22УМ3К | учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах. |
Читайте также: МиГ-35
Как перуанские летчики проходили обучения на Су-22
После назначения в 11-ю авиагруппу ВВС Перу пилоты, имевшие опыт полетов на штурмовиках Cessna A-37 Dragonfly, в течение 30 дней проходили наземное ознакомление с Су-22.
Затем им предстояло совершить десять «предварительных» полетов на двухместном варианте самолета для получения квалификации пилота с эксплуатационной квалификацией («Piloto en Capacitación Operativa»). Такие полеты включали структурированные полеты, ночные полеты, полеты по приборам, штормовые полеты и так далее. После этого летчикам с разным стажем и наработками давались звания, сначала «Летчик-испытатель» и, наконец, «Летчик-инструктор».
Раз в год весь личный состав, допущенный к полетам, отправлялся в Россию. Вместе со своими коллегами из Анголы, Узбекистана и Таджикистана перуанцы прошли подробный инструктаж у опытных российских пилотов и приняли участие в тренажере. Позже они участвовали в нескольких многонациональных морских учениях UNITAS, а также в мероприятиях «Открытые двери» ВВС Перу.