Истребитель МиГ-31 конструкция, технические характеристики, эксплуатация

Военная техника

История создания МиГ-31

Создание нового истребителя-перехватчика МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микоян. А. А. Чумаченко был главным конструктором на ранних этапах проектирования самолетов. Позднее его сменил Г.Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Константин Константинович Васильченко.

В ходе разработки планировалось значительно повысить боеспособность самолета за счет применения новейшего радиоэлектронного оборудования, например РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Конструкция МиГ-31 была выполнена на базе самолета МиГ-25, но предполагала вместимость экипажа из двух человек — штурмана и летчика, где места в истребителе размещались по схеме «тандем » договоренность. Первый испытательный полет нового МиГ-31 совершил летчик-испытатель А. В. Федотов 16 сентября 1975 г. Полная проверка летно-боевых возможностей истребителя началась 22 мая. 1976 г и завершен в конце 1980 г.

МиГ-31 с ракетами класса Р-33 поступили на вооружение 6 мая 1981 года.

Перехватчик МиГ-31

Система управления вооружением самолета МиГ-31 основана на импульсно-доплеровской РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. Этот самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 год вплоть до поступления на вооружение «Рафаля». МиГ-31 — единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать ракеты большой дальности. Истребитель также способен перехватывать объекты, движущиеся со скоростью более 700 км/ч.

Химический состав фюзеляжа: 50 % стали, 33 % алюминиевых сплавов и 16 % титана.

Комплекс «Кинжал»

с 1 декабря 2017 года на аэродромах Южного военного округа зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» с боевой гиперзвуковой аэробаллистической ракетой приступил к выполнению опытно-боевых задач. Носителем ракеты является истребитель МиГ-31К. По словам заместителя министра обороны России Юрия Борисова, этот самолет был выбран в качестве носителя, поскольку «он наиболее подходит для разгона этой ракеты до требуемых скоростей на требуемых высотах».

По мнению специалистов, в состав комплекса «Кинжал» входит модернизированная для воздушного старта одноступенчатая твердотопливная управляемая ракета 9М723 из состава наземного оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». С апреля 2018 года, по данным Минобороны России, комплекс несет штатное дежурство над Каспийским морем.

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на полпути, сбросом подвесных баков после их истощения и срабатыванием ПБ дозвуковая практическая дальность и продолжительность полета составляют 3000 км и 3 часа 38 минут соответственно.

Практическая дозвуковая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранных ПМК составляет:

  • без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 часа 44 минуты;
  • с 4-мя ракетами и пуском их посередине дороги: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин;
  • с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 часа 26 минут.

Конструкция истребителя-перехватчика МиГ-31

На внешний вид и конструкцию самолета МиГ-31 серьезное влияние оказал один из лучших самолетов того времени — МиГ-25, производство которого было прекращено из-за побега Беленко. Конструктивно она имела большой потенциал развития.

Его потом использовали конструкторы КБ-155, разработавшие за основу МиГ-31.

Основные особенности конструкции перехватчика:

  • трапециевидное крыло, расположенное над фюзеляжем
  • цельноповоротный стабилизатор
  • нормальная аэродинамическая компоновка
  • «Фирменная МиГ» двухкилевая ливрея машины.

Планер МиГ также претерпел серьезные изменения в сплавах, используемых для планера. Нержавеющая сталь составляла 50% по сравнению с 80% у МиГ-25. 33 % приходилось на сплавы на основе алюминия, 16 % корпусов были изготовлены из титана, 1 % — на другие материалы. Такая конструкция позволила серьезно снизить вес планера, что позволило с большей выгодой использовать ресурс грузоподъемности.

В конструкции машины предусматривалось большое количество топливных баков. Всего в конструкции было 17 330 кг топлива, разделенного между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. При необходимости под крылья подвешиваются дополнительные баки, 2 контейнера по 2500 литров каждый.

В небе

Важным изменением стала установка обтекателя в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов управления, так и в повышении эффективности фюзеляжа. Рулевое управление на борту, кстати, механическое, а обшивка как нельзя лучше защищает жесткие тяги и провода этой машины.

Однако у 31 были некоторые отличия от своего предшественника. Поэтому с нового резака были удалены некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным самолетом, тогда как 31-й получил, кроме летчика, еще и штурмана-оператора, который располагался позади летчика.

Это связано с популярной среди пилотов шуткой о том, что после полета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особый офицер». Конечно, это всего лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиооборудование, справиться с которым в одиночку сложно. Штурман-оператор выполнял задачи по управлению пространством в воздухе и с помощью приборов разрабатывал тактику, необходимую для перехвата и поражения групповых целей.

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражал своей мощью и красотой. Он вобрал в себя все самое лучшее от своего легендарного предшественника — МиГ-25. Разработчики остались приверженцами традиционной аэродинамической схемы, трапециевидного крыла и двухкилевого фюзеляжа с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю придавали дополнительные подфюзеляжные стабилизаторы.

МиГ-31

Корпус из титановых сплавов и жаропрочной стали полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолет легко взлетел и мягко приземлился, опираясь на надежное трехопорное шасси.

Из ворот авиастроительной компании вышел МиГ-31, весивший чуть более 20 тонн. Чтобы стать грозным воздушным истребителем, он должен надеть «броню», имеющую почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн полезной нагрузки. Нет сомнений, что МиГ-31, способный разгоняться до 3000 км/ч, сможет расправиться с любым противником.

Бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 24 целей на расстоянии более 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей для уничтожения в приоритетном порядке. Остальные будут комплектоваться 8 ракетами класса «воздух-воздух» или мощной 6-ствольной 23-мм пушкой Гатлинга.

Бортовая РЛС МиГ-31
Бортовая РЛС МиГ-31

Еще одной важной особенностью МиГ-31 является слаженная работа. Звено с 4-мя перехватчиками может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, и четко взаимодействовать друг с другом.

Фото МиГ-31

Размеры МиГ-31. Двигатель. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Размеры МиГ-31. Двигатель. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Размеры МиГ-31. Двигатель. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Размеры МиГ-31. Двигатель. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Шасси и система торможения

Особого внимания заслуживает и конструкция шасси истребителя МиГ-31.

Доска приземляется на структуру с тремя колоннами. Переднее шасси усилено двумя пневматическими механизмами и представляет собой конструкцию из двух колес размером 660х200 мм.

Важным отличием от МиГ-25 было то, что передняя стойка шасси теперь убирается. Боковые шасси, расположенные в нижней части фюзеляжа, выполнены в виде двухколесных тележек.

Размер колес 950×300 мм, они убирают вперед. Интересное решение, где тормозные щитки шасси одновременно выполняют функцию закрылков.

Шасси МиГ-31 позволяет этой машине садиться на любую взлетно-посадочную полосу (ВПП) приемлемого качества. Конечно, лед или земля — ​​не лучшая взлетно-посадочная полоса для истребителя-перехватчика, но базироваться на таких аэродромах он способен.

На ходу

Это крайне важно в условиях эксплуатации 31-го в малонаселенных районах Сибири и Дальнего Востока, не разрушенной инфраструктурой.

В конструкции также предусмотрен контейнер с тормозным экраном в задней части фюзеляжа.

Двигатель и скоростной потенциал

Силовая установка агрегата представлена ​​двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и внешний контуры смешивают потоки за турбиной.

Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов истребителей 5-го поколения:

  • тяговооруженность без форсажа 9270 кгс на максимальной мощности;
  • 15510 кгс аналогичной мощности на форсаже
  • 2420 кг сухой массы.

Двигатели позволяют модели развивать максимальную максимальную скорость около 3000 км/ч. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производства.

Но самое большое удивление в том, что он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (например, 15 минут у Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. Учитывая, что в носовой части разработан L-образный кронштейн для дозаправки топливом в воздухе, потенциал образца неисчерпаем.

Российские пилоты установили рекорд по нахождению в воздухе именно на этой машине. Это было 7 часов 4 минуты, и пройдено 8000 км, что для истребителей нонсенс.

Читайте также: Вертолет Ми-1, технические характеристики ТТХ, обзор двигателя, кабины и описание устройства, история создания с фото и видео

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ потребовалось полтора десятилетия, чтобы воплотить в металле идею первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссяк и по сей день.

Его полное название — авиационный ракетный комплекс-перехватчик МиГ-31, которым оснащались подразделения истребителей ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на расстоянии практически все, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до аэростатов на ветряных двигателях.

Ни высота, ни скорость нарушителя, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием в выполнении задания. Части, оснащенные перехватчиками МиГ-31, прикрывали важнейшие участки воздушных границ СССР. Наводящий факт: с приходом МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникнуть на нашу территорию с помощью SR-71.

Максимальный стартовый вес 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практичный потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:
с затяжными мыслями
с дозаправкой
3,6 ч
7 ч
Размах крыльев 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:
пустой самолет
нормальный старт
максимальный старт
21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
форсажная камера
форсажная камера
2 х 91,00 кН
2 х 152,00 кН
Максимальная рабочая перегрузка 5
Экипаж 2 человека
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 ракеты дальнего действия Р-33,
2 ракеты средней дальности Р-40Т и
4 ракеты малой дальности Р-60, Р-60М

Оборудование кабины

Штурман-оператор оснащен передовыми электронными устройствами, не имеющими аналогов практически на всех подобных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование выводится на крупный индикатор. Таким образом, оператор получает возможность отслеживать все возможные ситуации в небе.

Оборудование салона

Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически все технические характеристики самолета в полете. Шкалы, индексы, ориентиры дают всесторонний анализ дальнейших действий экипажа.

Для безопасности пилотов установлены катапультные кресла. К сожалению, иногда они жизненно необходимы.

С самолетами этой серии было несколько аварий по разным причинам. И, к счастью, система катапультирования спасла пилотам жизнь.

Вооружение истребителя

Образец отлично вооружен для выполнения возложенных на него задач.

В боевой комплект для самолета входят:

  • 23-мм 6-ствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом 260 выстрелов со скорострельностью 8000 выстр/мин
  • 4 управляемые ракеты (УР) типа Р-33 большой дальности. Дальность ракет увеличена со 120 км (испытания 1981 г.) до 304 км (испытания 2012 г)
  • 2 управляемые ракеты средней дальности Р-40Т. Запас хода зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
  • 4 малые управляемые ракеты Р-60, Р-60М и Р-73
  • возможность применения бомб с лазерным целеуказанием
  • полезная нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.

РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система обнаруживает стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии 200 км, а истребитель сопровождения — на расстоянии 120 км.

Реализована возможность захвата мелких объектов на фоне земли — это позволяет уничтожать не только управляемые самолеты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой воздушной ракетой на максимальных дистанциях.

При этом «Барьер» позволяет захватывать и вести до 10 целей одновременно, атакуя при этом 4 цели с помощью УР.

На взлете

Ракеты класса «воздух-воздух» размещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыла на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамики истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических характеристик в небоевом положении он прячется под створки обтекателя.

Технические характеристики МиГ-31

Существует множество модификаций истребителя МиГ-31, между которыми иногда имеются существенные различия. Тем не менее, основные эксплуатационные характеристики достаточно близки, так как в основном изменилось бортовое оборудование.

Параметры исходного перехватчика выглядят так:

Начальный вес (максимальный) 46,75 тонны
Вес самолета без топлива и вооружения 21,82 тонны
Масса топлива во внутренних баках 17,73 тонны
Размах крыльев 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Вес боевой нагрузки 5 тонн
Мощность двигателя На штатном режиме 9500 кгс, на форсаже до 15500 кгс
Максимальная рабочая перегрузка 5G

У многоцелевых модификаций боевая нагрузка может составлять до девяти тонн при незначительном увеличении стартовой массы машины.

Летные характеристики МиГ-31

МиГ-31 выполняет как короткие боевые вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе с дежурством.

Дальность полета на скорости 0,8 М, высота 10 000 м 1450 км, с подвесными баками — до 3000 км, с дозаправкой — до 5400 км
Дальность полета на скорости 2,35М, высота 18000 м 720 км
Практичный потолок 21 500 м над уровнем моря
Динамический потолок До 30 000 м
Тяговооружённость при полной заправке от 0,66 до 0,79
Максимальная скорость 3000 км/ч (2,83 м) на большой высоте, 1500 км/ч у земли
Крейсерская сверхзвуковая скорость 2500 км/ч (2,35 м)
Крейсерская дозвуковая скорость 950 км/ч (0,9М)

При взлете МиГ-31 разбег составляет от 950 до 1200 метров, посадочный — 800 метров.

Достоинства и недостатки МиГ-31

Главным достоинством перехватчика являются, конечно же, отличные возможности системы управления вооружением.

У этого самолета есть и другие преимущества:

  1. Высокая скорость на форсаже позволяет перехватывать самые быстрые цели, в том числе разведчик США SR-71;
  2. Отличная скороподъемность. Самолет способен «прыгать» на высоту до 30 километров;
  3. Взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами, другими самолетами и наземными командными пунктами, что расширяет возможности МиГ-31. Небольшой отряд таких самолетов способен полностью контролировать воздушное пространство над страной средних размеров;
  4. Бортовое вооружение позволяет поражать как крупные, тихоходные самолеты, так и высокоманевренные цели. При стрельбе по крылатым ракетам точность попадания приближается к 100%;
  5. Последние модификации МиГ-31 способны поражать наземные цели — самолет стал многоцелевым. Кроме того, он стал хорошей стартовой площадкой для гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Кинжал».

Вид снизу

Из недостатков в первую очередь следует выделить малую маневренность. В ближнем бою этот самолет значительно уступает всем другим современным истребителям. Правда, для МиГ-31 характеристики маневренности изначально не считались приоритетными. Кроме того, тросовая система управления давно устарела, усложняет пилотирование и не позволяет в полной мере реализовать возможности автоматики.

Эксплуатация

МиГ-31 на «вечной стоянке» в Талажском авиагородке в честь 518-го ИАП

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются помимо России в Казахстане, а возможно и в Китае.

На вооружении ВВС России находится около 137 (+100 в резерве) самолетов МиГ-31, размещенных на 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АВБ Центральный Угловой 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, г. Петропавловск-Камчатский с 2011 г в составе 29 МиГ-31 ВВС;
  • 3958 АВБ Авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АВБ Мончегорск Авиабаза 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АВБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АВБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — Аэродром Караганда.

В ряде источников сообщается о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако достоверных данных о том, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая, нет.

Модификации

Работы по этому проекту не были завершены после принятия на вооружение МиГ-31, слишком велик был потенциал. Электроника не стояла на месте, перед конструкторами ставились новые, более сложные задачи.

Поэтому через несколько лет были разработаны различные модификации, а именно:

  • МиГ-31М — эта модель была выпущена в свет в 1993 году. В отличие от основной модели, эта имела улучшенное вооружение и электронику. Было внесено множество мелких изменений и доработок, позволивших улучшить качество образца, но в серию он так и не поступил;
  • МиГ-31Б — вариант, серийно выпускавшийся с 1990 г., впервые был оснащен системой дозаправки топливом в воздухе;
  • МиГ-31БМ — самолет, модернизированный для ВВС России в 1998 году, и в настоящее время является самой совершенной серийной моделью этой линейки самолетов;
  • МиГ-31Д — одноместный вариант, способный бороться со спутниками вероятного противника с помощью ракет 79М6 «Контакт» — также не был запущен в серию;
  • МиГ-31И — приспособлен для доставки малых космических аппаратов различного назначения на орбиту от 600 до 300 километров;
  • МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория, приписанная к одному из НИИ города Жуковского, главного города авиаторов России;
  • МиГ-31Ф — принципиально новая машина этой серии, разработанная как фронтовой истребитель, предназначенный для нанесения ударов по наземным целям и оказания непосредственной поддержки наземным войскам.
Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector