- История создания
- Особенности конструкции МиГ-17
- Вооружение МиГ-17
- Базовые модификации
- МиГ-17А
- МиГ-17АС
- МиГ-17М
- МиГ-17ММ
- МиГ-17П
- МиГ-17ПФ
- МиГ-17ПФГ
- МиГ-17-ПФУ
- МиГ-17Р
- МиГ-17Ф
- Вьетнамский опыт
- Тактико-технические характеристики МиГ-17
- Достоинства и недостатки самолёта
- Модификации
- Боевое применение МиГ-17
- Боевое использование
История создания
Полеты истребителей МиГ-15 показали, что максимальная скорость нового самолета близка к звуковой. Перевалить за барьер, впрочем, не удавалось, и истребитель управлялся на околозвуковых скоростях откровенно плохо. Построенный в 1949 г. МиГ-15ЛЛ уже был способен преодолевать звуковой барьер в пикировании (с высоты 12 км).
Но еще раньше, в начале того же года, начались работы по проектированию истребителя, превосходящего «пятнадцатый» по летным качествам на больших скоростях. Прототип будущего МиГ-17 с удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенной дальности поднялся в воздух осенью 1949 года.
Весной 1950 года самолет разбился — дальнейшие испытания показали, что на большой скорости стабилизатор трепещет, что приводит к разрушению хвостового оперения.
Истребитель был отправлен на государственные испытания в 1951 году. Максимальная скорость нового самолета увеличилась, а дальность полета увеличилась. А вот маневренность все же ухудшилась, но большого недостатка в этом не видели, в 1951 году МиГ-17 приняли на вооружение.
Особенности конструкции МиГ-17
По своей аэродинамической схеме МиГ-17 представляет собой цельнометаллический среднеплан с одним килем и высоко расположенным горизонтальным крылом. Стреловидность крыла дифференцированная: по переднему краю она составляет 45, а по концам — 42 градуса.
Фюзеляж МиГ-17 разбирается на носовую и хвостовую части, что упрощает технологические операции, необходимые для замены двигателя. Левый элерон снабжен триммером для оплегечения управление истребителем при его выве в крен. Кабина герметична, попасть в нее можно через выдвижной фонарик. Чтобы оглянуться назад, пилот может использовать перископ.
Покинуть самолет в случае возникновения аварийной ситуации можно с помощью катапультируемого кресла. Со временем его оснастили защитной шторкой, что увеличило диапазон скоростей, при которых возможна успешная катапультирование.
Внутренних топливных баков два, они расположены в хвостовой части фюзеляжа. Самолет также может использовать подвесные топливные баки, что несколько увеличивает боевой радиус.
МиГ-17 оборудован гидравликой выпуска шасси, имеется пневматическая резервная система, которую можно использовать при возникновении аварийных ситуаций. Переднее колесо спрятано в нише носовой части самолета, а основные стойки находятся в отсеках крыла.
Вооружение МиГ-17
Первоначально истребитель был оснащен одной 37-мм пушкой Н-37Д и двумя 23-мм НР-23. Другими словами, его вооружение было точно таким же, как у МиГ-15 перенос на перехватчике МиГ-17П пушку Н-37Д демонтировали, на ее место поставили третью НР-23.
В модификации ПФ самолет мог иметь как два, так и три НР-23.
Для поражения наземных целей могли применяться неуправляемые ракеты С-21 и 50- и 100-килограммовые авиабомбы.
Самым необычным было вооружение перехватчика МиГ-17ПФУ, у которого вообще не было пушек. Вместо этого самолет был оснащен четырьмя управляемыми ракетами РС-2УС класса «воздух-воздух» и радиолокационной станцией «Изумруд».
Базовые модификации
Первый серийный истребитель, ставший базовым в своем роде, не имел специальных обозначений и назывался просто МиГ-17. Все последующие модификации получили к этому названию букву «дополнение.
МиГ-17А
Этот самолет был оснащен двигателем ВК-1А, который по сравнению с исходной силовой установкой имел ряд преимуществ.
МиГ-17АС
Дополнительное буквенное обозначение происходит от названия системы АС, которая использовалась для запуска неуправляемых ракет. Это устройство помогло превратить МиГ-17 в истребитель-бомбардировщик.
МиГ-17М
Этот самолет использовался в качестве мишени для боевой стрельбы зенитно-ракетных комплексов. Управление полётом продаж по радиоканалу.
МиГ-17ММ
Еще один самолет-мишень, отличающийся от предыдущей модификации полным комплектом бортового оборудования.
МиГ-17П
Этот истребитель выпускался в основном в 1952 году. Буква «П» означает «перехватчик». Самолет был оборудован радиолокационной станцией «Изумруд». Пушка Н-37Д была заменена на третью НР-23, некоторые машины стали двухорудийными.
МиГ-17ПФ на музейной стоянке
МиГ-17ПФ
Этот самолет отличается от модификации «П» прежде всего своей силовой установкой — используется более мощный двигатель ВК-1Ф. Кроме того, в состав бортового оборудования «Сирены-2» входит специальная станция, предупреждающая об обнаружении самолета радаром.
МиГ-17ПФГ
Самолет был оснащен системой «Горизонт-1», с помощью которой истребитель наводился на цель по командам с земли. Часть машин была построена уже в этом варианте, однако была проведена и модернизация МиГ-17ПФ.
МиГ-17-ПФУ
Перехватчик, оснащенный ракетами «воздух-воздух» РС-1-У. Оружие демонтировано. На борту имеется РЛС «Изумруд» для наведения ракет на цель. Всего было изготовлено 40 таких машин.
МиГ-17Р
Этот вариант истребителя был оснащен фотокамерой АФА-БА-40Р. Самолет предназначался для разведки и аэрофотосъемки.
МиГ-17Ф
Один из самых распространенных вариантов истребителя. Базовая модификация отличалась более мощным двигателем ВК-1Ф, оснащенным форсажной камерой. Кроме того, изменениям подвергся салон МиГ-17, был установлен новый приборный щиток, переработана носовая часть самолета. Летчики были обеспечены высотными скафандрами ВСС-04.
ВСС-04
Вьетнамский опыт
В 1960-е годы СССР поставил МиГ-17 в Северный Вьетнам. Именно этим самолетам досталась львиная доля воздушных боев с американской авиацией. За время войны вьетнамцы сбили 143 самолета противника, потеряв из них 75. Первую победу «семнадцатые» отрезали четвертого апреля 1965-го. Четыре вьетнамских пилота атаковали восемь американских ударных истребителей F-105 Thunderchief в небе над Тханьхоа. МиГ-17 превосходили машины противника по маневренности, поэтому летчики без особых усилий сбили два «Тандерчифа». День авиации отмечается четвертого апреля во Вьетнаме.
Помимо побед над F-105 и «Фантомами», северовьетнамские асы на МиГ-17 забили на разведчик. Американский RC-47D 29 июля 1966 года выполнял разведывательную миссию в Сэм-Нео, Лаос. Во время полета он пересек границу Северного Вьетнама в провинции Хоабин. Самолет заметил землю и передал информацию на ближайший военный аэродром. На перехват поднялся МиГ-17Ф. Летчик Лю Хуа Бинь сбил машину противника в 35 километрах от города Хоабин. Ему нужно было только одно посещение.
МиГ-17 часто применялся для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Так, 19 апреля 1972 года пара истребителей совершила налет на американский флот, ведя огонь вдоль побережья в районе Донг-Хой. Под крыльями, выставление бомодержателей для еды калибра 250 клигаров. МиГ-17 незаметно приблизились к двум эсминцам ВМС США, спрятавшись в облаках, и шпионили за одним из кораблей.
Прямое попадание бомбы полностью уничтожило орудийную установку. Однако ответным огнем моряки повредили один из самолетов. Это была первая воздушная атака на американские военные корабли со времен Второй мировой войны.
Тактико-технические характеристики МиГ-17
Разные модифиция истребителя личко отличались между сообщениями просмотров ТХ. В качестве примера можно использовать два достаточно распространенных варианта самолета:
МиГ-17А | МиГ-17Ф | |
Взлетный вес | 5340 кг (нормальный), 6072 кг (максимальный) | 5340 кг (нормальный), 6069 кг (максимальный) |
Масса самолета без топлива и боекомплекта | 3798 кг | 3939 кг |
Длина | 11,09 м | 11,36 м |
Высота | 3,8 м | 3,8 м |
Размах крила | 9628 м | 9,6 м |
Запас горючего | 1435 литров | 1170 кг |
Мощность электростанции | 2700 кг | 3380 кг |
Дальность полета | 1165 км | 1240 км |
Практичный потолок | 14 700 м | 16 600 м |
Максимальная скорость | 1070 км/ч | 1145 км/ч |
Дальность полета указана для высоты 10 000 метров. Кроме того, истребитель мог нести подвесные баки емкостью от 600 до 800 литров, что давало ему возможность преодолевать расстояние до 1735 км. На снижении и пикировании МиГ-17 разрешалось разгоняться до скорости 1,15М.
Достоинства и недостатки самолёта
Истребитель МиГ-17 высоко оценен авиационными специалистами во всем мире, что обусловлено следующими преимуществами этой машины:
- Высокая для начала 50-х скорость полета;
- Отличная тягаговоровность — самолет был достаточно легким, и у него был мощный двигатель;
- Отличная маневренность, особенно на высоте;
- Крепкое и надежное оружие;
- Простота конструкции, оплегачавшая опрос в строевых частях и опечелившая налаживание массозного производства;
- Возможность применения истребителя против наземных целей.
Бурное развитие реактивной авиации сделало МиГ-17 значительно устаревшим уже в 1960-х годах. Истребитель, еще недавно известный как скоростной, считался тихоходным, а его пушечное вооружение многими считалось архаичным.
МиГ-17 с подвесными блоками для пуска неуправляемых ракет
Дальнейшие события показали, что эти суждения были несколько поспешными, но все же самолет МиГ-17 обладал некоторыми «врожденными» недостатками. Один из них не самый лучший прибор. Советская промышленность просто не могла дать лучшее в тот момент. Второй очевидный минус — компоновка самого самолета, не позволявшая оснастить его радиолокационной станцией с антенной большого диаметра.
Читайте также: B-52: самолёт boeing stratofortress, стратегический бомбардировщик Б-52, технические характеристики (ТТХ)
Модификации
С 1954 года в серию пошел МиГ-17Ф — его двигатель имел форсажную камеру, а длина хвостовой части фюзеляжа уменьшилась. При этом максимальные показатели, увеличившиеся за счет форсажа, сочетались с упавшей крейсерской скоростью — упала тяга на форсажном режиме.
Использование МиГ-17 в качестве перехватчика ограничивало его возможности по цели поиска — так появились МиГ-17П, оснащенные РЛС «Изумруд».
обычно расстреливали 37-мм пушку со ствольной коробкой. После запуска самолета с двигателем ВК-1Ф в серию пошел перехватчик МиГ-17ПФ. Впервые в СССР они были вооружены ракетами «воздух-воздух» К-5.
После перевода МиГ-17 в истребительно-бомбардировочную часть ассортимент их вооружения расширился. Были установлены неуправляемые реактивные снаряды калибра 212 мм. Разведчик МиГ-17Р был оснащен фотокамерой и магнитофоном, установленным вместо 37-мм пушки.
Боевое применение МиГ-17
В Корею самолету попасть не удалось — даже советские ВВС начали их массовое перевооружение лишь в 1953 году. С 1954 г. МиГ-17 участвовал в перехватах (не всегда удачных) разведчиков НАТО, а уже в 1955 г начал частично обгонять действительно сверхзвуковые МиГ-19. Таким образом, основной истребитель и перехватчик ВВС СССР МиГ-17 просуществовал очень недолго. С конца 50-х годов самолеты стали переделывать в штурмовики и передавать в истребительно-бомбардировочную авиацию.
Первой настоящей войной для истребителей МиГ-17 стал Суэцкий кризис, в котором их использовала египетская авиация.
Собственно говоря, достоверных сведений о боях и потерях до сих пор нет. В КНР МиГ-17 применялись в боях с силами Чан Кай-ши, но главным эпизодом, конечно же, была война во Вьетнаме. Там уже устаревший истребитель внес большой вклад в историю боевой авиации, доказав преждевременность отказа от пушечного вооружения.
Самолеты не могли вести бой с современными истребителями, вооруженными управляемыми ракетами. Поэтому американцам нечего было противопоставить внезапной атаке пушечным огнем.
К концу 60-х «семнадцатки» окончательно перешли в разряд самолетов для «развивающихся стран». Нигерия получила такие машины. В ходе очередного витка гражданской войны полковник Оджукву провозгласил создание национального государства народа игбо — Биафра. Это «незапланированное» народное движение почти никто не поддержал, и вскоре нигерийские МиГ-17 уничтожили авиацию Биафры, состоявшую в основном из легкомоторных самолетов и устаревших бомбардировщиков.
В 1973 году «семнадцатки» еще использовались в арабо-израильских войнах, но уже как штурмовики.
Для исследования объявленного бойца они уже не обнаруживают моневренности. В 70-е годы МиГ-17 был одним из самых распространенных реактивных истребителей в мире. Сейчас он до сих пор числится на вооружении северокорейской авиации. На территории России самолет можно встретить в основном как памятник.
Боевое использование
Советские ВВС использовали МиГ-17 в первую очередь как истребитель ПВО и перехватчик. Боевой «дебют» состоялся 29 июля 1953 года, когда американский разведчик RB-50 вторгся в воздушное пространство СССР. Был сбит парой МиГ-17, 16 числа погибли 17 членов экипажа.
Один из последних подобных эпизодов произошел 21 сентября 1970 года, когда над территорией Советского Союза появился американский самолет-разведчик РУ-8. На перехвате был поднят МиГ-17Ф, который догнал и уничтожил нарушителя.
Китайские МиГ-17 и J-5 также использовались преимущественно для обороны воздушного пространства Китая. Наиболее масштабные воздушные бои с участием этих самолетов произошли во время так называемого «кризиса Тайваньского пролива».
Противниками МиГ-17 были поздние модификации американского истребителя F-86 Sabre и более ранние самолеты F-84. Результаты столкновений по-разному оцениваются сторонами конфликта. В одном из боев в МиГ попала управляемая ракета AIM-9, которая не взорвалась и застряла в фюзеляже. Этот своеобразный «трофей» затем был передан для изучения советским специалистам.
Истребитель J-5 — китайская версия самолета МиГ-17
В ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов МиГ-17 использовался как ударный самолет, так как в истребительную авиацию Египта и Сирии уже поступали более современные и скоростные машины — МиГ-19 и МиГ-21. В целом эту страницу боевой биографии МиГ-17 сложно назвать удачной, что объясняет как ошибки командования ВВС Египта, так и устарелость самолета.
МиГ-17 и его китайский «клон» J-5 активно использовались вьетнамскими ВВС против американской авиации. Как ни странно, в боях со значительно лучшими новыми сверхзвуковыми F-4 «Фантомами» устаревший советский истребитель показал себя как достаточно эффективная машина. Он был небольшого размера, плохо улавливался несовершенными в то время радарами.
В результате часто не удавалось поразить МиГ-17 ракетой с радиолокационным наведением. В то же время, чтобы использовать AIM-9 Sidewinder, «Фантом» должен был атаковать из задней полусферы, что было почти невероятно — МиГ был гораздо маневреннее.
К этому следует добавить, что первая версия F-4 не имела на борту пушечного вооружения. Иными словами, в ближнем бою большой и неповоротливый «Фантом» становился просто мишенью, чем и пользовались вьетнамские летчики. Всего им удалось сбить не менее 143 американских самолетов, потеряв при этом 75 собственных истребителей. Такие показатели особенно выразительны, если учесть, что ВВС США на протяжении всей войны обладали подавляющим численным преимуществом.
Вьетнамские летчики на фоне своих МиГ-17Ф
МиГ-17 использовался во многих других конфликтах. Ими пользовались афганские, нигерийские, йеменские и корейские летчики. Были и эпизоды, когда МиГ-17 пилотировали западные летчики, нанятые ими или другими вооруженными формированиями.