История возникновения первых подводных лодок и их использования в морских сражениях: конструкции авторства да Винчи, Дреббеля, Бушнелла, Никонова и других

Военная техника

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И далеко не только Леонардо да Винчи мечтал в древности о кораблях, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году английский математик Уильям Борн изобрел свою модель подводной лодки и опубликовал ее чертежи в журнале. Ведь грузить и сплавлять эту конструкцию можно было только в одном месте, а для преодоления расстояний она не годилась. В связи с этим Бурню, как и да Винчи, не суждено было воплотить свои идеи в жизнь, поэтому работа по рисованию вновь не начиналась.

Пожалуй, первой настоящей подводной лодкой, испытанной на практике, можно назвать всю конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал его в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта небольшая одноместная подводная лодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал уже упомянутую выше работу Уильяма Борна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубину примерно 4–5 метров (глубина погружения измерялась голландским изобретателем ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель построил новую лодку, в которой могли поместиться четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по ее шаблону Дреббель создал еще более масштабное судно в 1624 году. Он имел продолговатую эллиптическую форму, а его усиленный металлическими вставками корпус был рассчитан на двенадцать гребцов и трех пассажиров. Имеются сведения, что эта «подводная галера» прошла расстояние в две мили по Темзе со скоростью в три узла (5,5 километра в час).


Лодка Дреббеля, плывущая по Тамзе

После смерти Якова I, покровителя голландского изобретателя, финансирование любых работ в области строительства подводных лодок было прекращено. Перемник Якова, Карле Я не читал нужном тратиться на это. А через восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббелю удалось добиться того, чтобы лодка и находившиеся в ней люди имели доступ к воздуху под водой на несколько часов. Некоторые исследователи рассказывают о вынесенных на поверхность трубах, которые теоретически могли обеспечивать людей воздухом. Имелась также версия (хотя она мене правдодобна), что у Дреббеля была какая-то жидкость, которая превращала углекислый газ в кислород.


Современная 3D-модель лодки Дреббеля

Американская мечта прорваться: создание подлодки

Как известно, война в Америке шла между промышленным Севером и рабовладельческим Югом. Естественно, силы севера превосходили юга, но это не значит, что одна из сторон была готова сдаться просто так. Северный флот постоянно ставил препятствия на пути к выходу в открытое море Южного флота, поэтому им приходилось парировать удары противника.

Но не хотелось тратить зря каждый корабль, поэтому американские конструкторы и инженеры принялись за решение проблемы создания подводных кораблей. Ранее мы отмечали, что попытки были, но они не увенчались успехом. Но на этом честные южане не остановились.

Новую бумарину стали строить в Мобиле на средства финансиста Г. Компания Mr. Singer’s Hanley и производитель швейных машин. Он, в свою очередь, даже основал компанию «Singer Submarine Corporation». Сначала лодка получила название «Пионер-3» и лишь позже, после смерти Г. Ханли, переименовали в «Ханли».

Инженеры под руководством Джеймса МакКлинтока уже имели опыт строительства подводных лодок. Поэтому мы приняли незамедлительные меры по выполнению нового заказа. Построили довольно быстро.

Тактико-технические характеристики

Подлодка была оборудована двумя люками. На носу и на корме судна установили по одной балластной системе с выносными кранами. Баки не закрывались сверху, чтобы экипаж мог наблюдать за уровнем воды. Размеры подлодки:

  • Общая длина – 12,2 метра;
  • Ширина – 6 метров;
  • Высота локди – 1,75, если объявление башенки люков;
  • Водоизмещение – 2 тонны;
  • Максимальная глубина погружения, по расчетам – около 20 м;
  • Экипаж — 10 человек — командир (выполнял функции штурвала и вахтенного + обслуживал носовую балластную систему), 8 гребцов, крутивших коленчатый вал и 1 офицер, заполнявший кормовую цистерну по команде командира.


Подводная лодка «Ханли» с шестью миной

Для обеспечения судна кислородом можно было использовать воздухозаборники. Но из-за отсутствия принудительной вентиляции 4-сантиметровые трубы не могли обеспечить экипаж свежим воздухом, да и были фактически бесполезны. В течение всего подводного плавания люди дышали сжатым воздухом, запасов которого могло хватить на 2,5 часа. Лодка была очень маленькой и узкой, что сводило к минимуму шансы моряков на спасение в аварийной ситуации.

Поначалу считало прицепить мину на длинной реёвке зади к усмарина. Теоретически субмарина должна была пройти под днищем вражеского судна, отойти на определенное расстояние и затем всплыть. За ней всплыла мина, которая, попав в днище корабля, автоматически подорвалась. Изучив этот вопрос досконально, оказалось, что матросы не могут угадать расстояние, и мина проплыла вплотную к кораблю. Тогда вся операция будет открыта. Во-вторых, не забывайте о провисшей веревке, которая тоже могла повлиять на местонахождение мины. Этот проект был отклонен.

Зато тут же выдвинули новый — установить перед подводной лодкой шестиметровый шест, к которому крепился заряд (медный цилиндр, наполненный 32-мя кг пороха). Подводная лодка должна была находиться в подводном положении, чтобы погрузиться в корабль ниже ватерлинии и начать плыть обратно. Во время натяжения роёвка, установной в боезаряде, профессиональся продыв, корой неничточал рага. Заметим, что раньше корабли имели стальную защиту только над ватерлинией, а днище по-прежнему было деревянным.

Десантные американские подводные лодки

Скрытая высадка десанта на территорию противника — цель всех десантных операций. После Второй мировой войны такая технологическая возможность появилась в Америке. Бюро кораблестроения (Бюро кораблей) получило заказ на десантную подводную лодку. Проекты появились, но у десанта не было финансовой поддержки, а флот не заинтересовался идеей.

Из серьезно рассматриваемых проектов можно отметить проект Seaforth Group, появившийся в 1988 году. Спроектированная ими десантная подводная лодка С-60 предполагает спуск на воду на расстоянии 50 километров от берега, погружение на глубину 5 метров. Со скоростью 5 узлов подводная лодка подходит к береговой линии и высаживает 60 десантников на убирающихся мостиках на расстоянии до 100 метров от берега. Проект еще никто не купил.

вооруженные силы США

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой считается судно под названием «Терепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился еще и тем, что изобрел подводную часовую мину. Подводная лодка, по словам Бушнелла, как нельзя лучше подходила для доставки этого взрывного устройства на вражеские корабли.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось столкнуться с большим количеством проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непробиваемый корпус, выдерживающий давление на глубине, как обеспечить управляемое погружение субмарины, как удержать ее в устойчивом вертикальном положении под водой, где разместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже внес некоторые новшества. Например, он оказался первым, кто догадался оснастить подводную лодку шноркелем и двухлопастным гребным винтом (он играл роль движителя).

Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль, представляет собой две одинаковые половинки, соединенные вместе, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина равнялась 2,3 метра, ширина 0,9 метра. Она была сделана из дуба, и все щели между ними были надежно заделаны. Для повышения характеристик влагостойкости и прочности судна корпус покрыли смолой и вокруг него прикрепили стальные полосы.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри
Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

В этой капсуле было всего полчаса воздуха. Ей управлял водитель, который должен был сидеть на сиденье, похожем на велосипед. В нижней части корпуса разместили свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную цистерну при погружении. Были и латунные насосы, которые в кратчайшие сроки нагнетали в эту емкость воздух — в результате лодка всплывала.

Возле механика-водителя и над ним располагались ручка винтового привода, благодаря которой судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль направления.

«Терепаха» также была оснащена целым набором полезных приборов — компасом, глубиномером и вентилятором. Что же касается 70-килограммовой мины, то она размещалась здесь в специальном отсеке под рулем.

«Черепаху» Бушнелл построил и испытал в Сейбруке — городке в штате Коннектикут. И только к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и передали в распоряжение американского генерала Патнэма. Ведь было решено применять его через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Езре Ли.

Так, 6 сентября 1776 г. «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагаману Орла («Орёл»). Сержант Ли забрался в подводную лодку и приготовился к атаке. Он добрался до «Орла», но пристроить часовую мину к флагману не удалось.

Он столкнулся с болтом и не смог просверлить корпус. В конце концов он просто сбросил взрывное устройство и начал возвращаться. Кроме того, когда он всплил, ему пачать отбиваться от Английских момеромных удов. Кстати, эта мина, когда Ли был уже далеко, еще взорвалась, но никому этот взрыв не причинил вреда.

Потопить британский корпал с черепахами «Керепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Терепаху» на эвакуаторе стали доставлять к месту обстрела на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из орудий, уничтожили и подводную лодку, и корабль, выполнявший функции буксира.

Восстановленная подводная лодка Дэвида Бушнелла выглядит так
Восстановленная подводная лодка Дэвида Бушнелла выглядит так

Подводные лодки последнего поколения

Будущее ВМС США в подводном кораблестроении началось в 2000 году и связано с новым классом лодок типа USS Virginia. Первая лодка этого класса SSN-744 была спущена на воду и введена в строй в 2003 году.

Подводные лодки ВМС США этого типа называют складом оружия, потому что они оснащены мощным арсеналом, и «идеальным наблюдателем», из-за самых сложных и чувствительных сенсорных систем, когда-либо установленных на подводных лодках.

Передвижение даже по работе мелководью предусматривает атомный двигатель с ядерным реактором, план которого засекречен. Известно, что реактор рассчитан на срок службы 30 лет. Уровень шума снижен за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергоблока с «глушащим» покрытием.

Общие тактико-технические характеристики катеров класса USS Virginia, которые на сегодняшний день находятся в эксплуатации уже три года:

  • скорость до 34 узлов (64 км/ч);
  • глубина погружения до 448 метров;
  • от 100 до 120 человек экипажа;
  • надводное водоизмещение – 7,8 тонны;
  • длина до 200 метров, ширина около 10 метров;
  • атомная электростанция типа GE S9G.

Всего в серии представлен выпуск 28 АПЛ «Вирджиния» с градным заменой заменой арсенала ВМФ на катерах четвертого поколения.

проекты атомных подводных лодок

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали пионерами. Первую подводную лодку, использованную в бою с успешным результатом, создал человек по имени Гораций Хэнли. И назвали его в честь него — «Ханли». Эта подводная лодка использовалась флотом Конфедерации во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Подводная лодка «Ханли» была, конечно, намного лучше «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь с помощью коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлял подводной лодкой командир, у которого было свое отдельное место. Вооружение «Ханли» представляло собой мину, установленную по шесть на самом краю судна. Также имелись две турели с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.

Подводная лодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек
Подводная лодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

17 февраля 1864 года «Ханли» пошли в атаку. Целю подлодки был настоящим адвокатом акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп находился в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он ушел на дно на несколько минут, и находившиеся на нем моряки вынуждены были спасаться на шлюпках. Затем подводная лодка просигнализировала о своем возвращении, погрузилась в воду и исчезла.

Только в 2000 году подводная лодка с телами погибших поднялась со дна, благодаря чему специалисты даже смогли установить, отчего погиб ее экипаж. Причиной стала ударная волна, которая распространилась от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблем, потопленным подводной лодкой, а моряки, находившиеся на «Ханли», — первыми, погибшими в настоящем подводном бою.

«Ханли» был поднят на дно в 2000 году — он достаточно хорошо сохранился
«Ханли» был поднят на дно в 2000 году — он достаточно хорошо сохранился

Первые серийные атомные

Серия из четырех подводных лодок постройки 1956-1957 гг. — «Скейт» (USS Skate). Они входили в состав вооруженных сил США и были списаны в конце 80-х годов прошлого века.

Серия из шести лодок — «Скипджек» (1959). До 1964 года это была самая большая серия. Катера имели «альбакоровскую» форму корпуса и самую высокую скорость в серии «Лос-Анджелес».

В это же время (1959-1961 гг.) спущена на воду специализированная серия атомных лодок в количестве пяти — «Джордж Вашингтон». Это лодки первого баллистического проекта. На каждой лодке имелось по 16 ракетных шахт для ракет Polaris A-1. Точность стрельбы повысил гигроскопический стабилизатор утки, уменьшающий амплитуду в пять раз на глубине 50 метров.

Затем последовали проекты атомных подводных лодок по одному экспериментальному экземпляру серий «Тритон», «Палтус», «Туллибе». Американские конструкторы экспериментировали и совершенствовали навигационные и энергетические системы.

Большая серия многофункциональных лодок, пришедших на смену Skipjack, состоит из 14 атомных подводных лодок Treaher Последняя написана в 1996 году.

Серия Benjamin Franklin — подводные лодки типа «Лафайет». Сначала они были вооружены баллистическими ракетами. В 1970-х на вооружении стояла ракета «Посейдон», а затем «Трайдент-1». В 1960-е годы двенадцать лодок серии «Бенджамин Франклин» входили в состав флота стратегических ракетоносцев, получивших название «41 на страже свободы». Все корабли этого флота были названы в честь деятелей американской истории.

Самая крупная серия — USS Sturgeon — многофункциональных атомных лодок включает 37 подводных лодок, построенных в период с 1871 по 1987 годы. Отличительной особенностью является пониженный уровень шума и датчики для подводного плавания.

подводной флот сша

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

После окончания Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Немецкому Кригсмарине удалось разработать высокоэффективные подводные устройства, но, к счастью для союзников, не удалось принять их на вооружение и использовать по назначению.

ПЛ проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России
ПЛ проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России

Советские конструкции на базе германской подводной лодки серии ХХI разработки лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Его силовая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордным количеством серийного производства подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта подводная лодка, спроектированная в 1950 году, была вооружена 10 торпедами (6 носовыми и 4 кормовыми) калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 22 торпед или 32 мин. Всего было построено 75 подводных лодок.

Советская подводная лодка проекта 641
Советская подводная лодка проекта 641

Новые немецкие катера проекта 212 оснащены гибридным двигателем. Аккумуляторные батареи используются под водой, а для плавания в надводном положении используется традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой он может двигаться со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпед.

Советско-российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные катера проектов 636 и 677 пользуются повышенным спросом на мировых рынках вооружений.

Подводная лодка проекта 613 ВМФ СССР
Подводная лодка проекта 613 ВМФ СССР

По проекту 877 было построено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены силовой установкой мощностью 3750 л с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводная скорость — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпед.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, при этом крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из штатных торпедных аппаратов.

Подлодка номер U-31 проекта 212 ВМС Германии
Подлодка номер U-31 проекта 212 ВМС Германии

С 1990 по 2003 г. Было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных подводных лодок ВМС Австралии. Эти бумарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассников». Их вооружение состоит из 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов вместимостью 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться реактивные снаряды «Гарпун» (боекомплект 22 ракеты) или мины (44 шт).

Таким образом, за полвека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь ненадолго уйти под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, двигаться с большой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.

Подводная лодка типа «Коллинз» VMF Australia
Подводная лодка типа «Коллинз» VMF Australia

Читайте также: ЗРК Оса, тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса, АМК — модернизированная система ПВО, иностранные модификации

Испытания – 3 погибших экипажа

Пока конфедераты строили свою лодку, северянам удалось усилить морскую блокаду Чарльстона. Для большего количества морских судов южане переправили сумбарина по железной дороге, укрывая брезентами от лишнего глаза. 29 августа 1863 года начались плановые испытания подводной лодки перед первым боевым вылетом.

Однако в тот же день лодка неожиданно затонула, не сумев добраться до причала. По одной из версий, капитан корабля Джон Пайн, стоя в люке, случайно нажал кнопку заполнения балластной системы, не сумев закрыть люк. Вода проникла в небольшие помещения и быстро потопила подводную лодку. Спастись удалось только капитану и двум матросам — 5 человек погибли.

Через 16 дней лодку подняли с глубины 13 метров и привели в полную боевую готовность. На следующих ходовых испытаниях подводная лодка снова затонула, но на этот раз капитан и весь экипаж не выжили. В это время Ханли, обезумевший от катастрофы, лично приехал в Чарльстон, чтобы сформировать новую команду и взять дело в свои руки.

Подводная лодка

Следующие испытания состоялись уже 15 октября. Не сумев уйти далеко от берега, лодка развернулась и направилась обратно, но начала тонуть. От причальной стенки оставалось чуть меньше 500 метров, но субмарина все же пошла на дно. Через две недели водолазы смогли найти ее на глубине 15 метров. Когда лодку парового крана вытащили на берег, выяснилось, что экипаж погиб от удушья, а воды в секциях не хватило.

После расследования стало ясно, что произошло. Судя по всему, капитан и старший офицер действовали не одновременно. Командир залил водой носовую систему, но Томас Парк не успел этого сделать в кормовом отсеке. Из-за этого ладка на ходу получила большой разброс на носу и противилась грунту. Вода вытекала из бака и заполнила носовой отсек.

В то время в кормовой балластной системе не было воды. Вытащить подлодку силой своей жизненной силы задним ходом подводная лодка была не в состоянии, а открутить вечно ржавые болты съемного киля, которые могли бы облегчить подводную лодку и тем самым поднять ее, запаниковавшие матросы не смогли.

Надежность, проверенная временем

Старейшей подводной лодкой в ​​мире, состоящей на вооружении до сегодняшнего дня, является подводная лодка «Balao SS 791 Hai Shih» («Морской лев»), входящая в состав ВМС Тайваня. Американская подводная лодка времен Второй мировой войны, построенная на Портсмутской военно-морской верфи, в 1945 году пополнила военный подводный флот США. На ее счету один боевой поход в августе 1945 года на Тихом океане. После нескольких модернизаций в 1973 году она была передана Тайваню и стала первой боевой лодкой Китая.

В январе 2017 года в прессе появилась информация о том, что в течение 18 месяцев планового технического обслуживания верфи Тайваньской международной судостроительной корпорации «Си Лайон» проведут капитальный ремонт и замену навигационного оборудования. Эти работы продлят срок службы подлодки до 2026 года.

Ветеран-подводник американского производства, единственный в своем роде, планирует отпраздновать свое восьмидесятилетие в боях.

подводная лодка барракуда

Последняя попытка – успех, корабль взорван

В четвертый раз, набрав в экипаж подлодки добровольцев, конфедераты решили не тратить время на тренировки и тренировки, а в эту ночь ввести лодку в дело. Необходимо было уничтожить корвет «Хаусатоник», загораживавший выход в море.

Ко всеобщему удивлению, лодка выполнила свою задачу, но бесследно исчезла. Сначала все подумали, что ее засосало в воронку тонущее судно. Однако эта версия не оправдалась, когда после окончания гражданской войны американцы подняли «Хаусатоник» и не обнаружили там подлодку. До недавнего времени эта история о подводной лодке, которая сама затонула из-за своей жертвы, путешествовала из книги в книгу. Секрет пока не раскрыт.

Подъем и реставрация

Долго никто не мог найти корабль. Субмарину обнаружили только в 1995 году в 300 метрах от останков «Хаусатоника».

Он лежал на глубине 8,1 метра, покрытый толстым слоем ила, который, по-видимому, защищал железный корпус корабля от разрушения. В 2000 году подлодку подняли на поверхность.

Поисковики ожидали найти погибших подводников с признаками паники, забившихся под люки, пытающихся выбраться наружу, но этого не произошло. Каждый член экипажа оставался на своем посту…

Члены ее экипажа были торжественно похоронены в 2004 году после осмотра останков, а также реконструкции лиц погибших. В настоящее время «Х.Л. Ханли» хранится в Южном Чарльстоне в Южной Каролине в воде для предотвращения коррозии и разрушения, и ученые готовят его к консервации всухую.

Когда корабль был обнаружен, на его корпусе не было обнаружено серьезных повреждений, кроме небольшой пробоины в рулевой рубке. Кроме того, в носовой части корабля имелась небольшая пробоина. Когда именно подводная лодка получила эти повреждения, достоверно установить не удалось. Не исключено, что они были нанесены уже после гибели корабля.

Остатки экипажа находились на своих местах: капитан сидел в носовой части, а семеро матросов — у коленчатого вала гребного винта, который они должны были провернуть, чтобы вывести «Х.Л. Ханли» в движении. Кости останков не пострадали — это опровергло первоначальное предположение о том, что субмарина затонула, получив критические повреждения при подрыве «Хаусатоники».

После обнаружения и подъема «Х.Л. Ханли» разные исследователи предполагали, что корабль затонул из-за неправильной работы балластных цистерн или даже ошибок экипажа. Высказывалось предположение, что подводная лодка опустилась на дно, а экипаж, не в силах ее поднять, просто задохнулся (первые исследования подводной лодки показали, что вода в отсек не проникла).

Позже в ходе исследований выяснилось, что краны баков были закрыты и исправны, а насосы для откачки воды находились в стационарном положении, то есть, очевидно, не использовались. Это опровергло версию о некорректной работе или повреждении балластных цистерн. В общем, до последнего времени причина гибели субмарины оставалась неизвестной.

В январе 2013 года один из консерваторов «Х.Л. Hanli» и сотрудник Университета Клемсона в Южной Каролине Пол Мардикян объявил, что, наконец, разгадал эту загадку. По его словам, ему и еще нескольким исследователям удалось найти небольшой фрагмент меди в носовой части корабля.

В результате исследователи решили, что при выполнении боевого задания мина, вопреки первоначальному проекту, крепилась не к шесту, а к рангоуту — устройству, которое изначально должно было удерживать шест. Следователи предположили, что в момент подрыва мины подлодка находилась очень близко от нее, в результате чего члены ее экипажа получили ранения и погибли.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны флоты ведущих морских держав имели следующее количество подводных лодок: Великобритании — 58, Германии — 57, США — 99, Франции — 77, Италии — 105, Японии — 56. В составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны было 212 подводных лодок.

подводная лодка
Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из нововведений, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость плавать для зарядки аккумулятора. Однако операторы британских и американских радаров быстро научились обнаруживать торчащую из воды головку шнорхеля, так что радикального сокращения потерь немецких подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпед). Их действия были очень успешными, ни один другой тип кораблей советского флота не получил такого количества почетных званий и наград. Например, катер Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 тонн.

ВМФ СССР, в свою очередь, потерял в Великой Отечественной войне 102 подводные лодки.

88-мм пушка
88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый большой в истории класс подводных лодок ВМС США. С 1942 по 1946 г. Изготовлено 122 ДЭПЛ типа «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение состояло из десяти 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; Кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные орудия калибра 40 или 20 мм. К этому классу относилась, например, лодка «Пампанито» под номером СС-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. На японских верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского флота. Водоизмещение составливало 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ
Советская лодка серии Щ — самая результативная подводная лодка ВМФ СССР

Для немецкого Кригсмарине была построена самая крупная партия подводных лодок в истории флота. Подводные лодки Type VII выпускались с 1935 по 1945 год общая серия в 703 лодках. Они потребовали водоизмещения 871 т и отнесли к меднейму классу. Катера были вооружены 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боекомплект состоял из 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером Ю-995 была окончательно выведена из состава флота в 1965 году и сейчас он служит кораблем-музеем.

Кригсмарине — официальное название германских военно-морских сил периода Третьего рейха

За время Второй мировой войны с обеих сторон погибло 1123 подводных лодки (с 1978 г., то есть больше половины). Три из них были потоплены самолетами, три — надводными кораблями и только 6,5% — подводными лодками.

Подводная лодка U-995
Подводная лодка U-995 тип VII немецкого Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 кораблей США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузоподъемностью 14,5 млн т (68% от общих потерь кораблей союзников).

В ответ подводные лодки союзников уничтожили транспорты противника общей грузоподъемностью около 5,8 млн тонн. Помимо транспорта, подводные лодки всех зарубежных стран уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

ПЛ 1-19 тип 1-15
Подводная лодка 1-19 тип 1-15 — самый многочисленный тип крейсерских подводных лодок Императорского флота ЯпонииСоветское корабельное орудие калибра 45 мм
Советское корабельное орудие калибра 45 мм установили на боевые подводные лодки

Лодки, несущие службу в ВМФ США

С 1976 по 1996 год на вооружение ВМФ выпускаются многоцелевые катера типа «Лос-Анджелес». Всего в этой серии выпущено 62 лодки, это самая многочисленная серия многоцелевых подводных лодок. Торпедное вооружение и вертикальные пусковые установки ракет типа «Томагавк» с системами самонаведения. Девять лодок типа «Лос-Анджелес» участвовали в войне в Персидском заливе. Реакторы GE PWR S6G мощностью 26 МВт разработки «Дженерал Электрик». Именно с этой серии начинается традиция называть лодки именами городов в Америке. Сегодня 40 катеров этого класса находятся на боевой службе в составе ВМС США.

Серия стратегических АПЛ, выпущенная с 1881 по 1997 год, состоит из 18 субмарин с баллистическими ракетами на борту — серии «Огайо». Подводная лодка этой серии вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с индивидуальным наведением. Для защиты они вооружены 4 торпедами. «Огайо» — подводная лодка, составляющая основу наступательных сил флота США, 60% времени находится в море.

Последний проект атомной подводной лодки многоцелевого назначения третьего поколения «Сивульф» (1998-1999 гг.). Это самый секретный проект ВМС США. За особую бесшумность его называли «усовершенствованным Лос-Анджелесом». Он появлялся и исчезал, не будучи замеченным радарами. Причина – специальное звукоизолирующее покрытие, отказ от винта в пользу водометного двигателя и широкое внедрение датчиков шума.

Тактическая скорость в 20 узлов делает его таким же шумным, как «Лос-Анджелес», стоящий на причале. В этой серии три лодки: «Сивульф», «Коннектикут» и «Джимми Картер». Последняя была введена в строй в 2005 году, и именно на этой лодке работает Терминатор во втором сезоне телесериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор».

Это очередной раз, чтобы подтвердить фантастичность этих лодок как внешне, так и в плане содержания. «Джимми Картер» также называют «белым слоном» среди подводных лодок за свои размеры (длина лодки 30 метров). А по своим характеристикам эту подводную лодку уже можно считать подводным кораблем.

подводная лодка Огайо

Новое исследование

23 августа 2017 года группа исследователей из американского Университета Дьюка опубликовала в PLoS One результаты нового исследования, в результате которого был сделан вывод, что причиной гибели экипажа стал ушиб легких. Ученые провели расчеты и пришли к выводу, что с 85-процентной вероятностью экипаж подводной лодки подвергся воздействию ударной волны, которая распространилась при подрыве мины.

По мнению ученых, ударная волна прошла через несколько сред, потеряв скорость и отдав ей свою энергию. Для печати разных случаев крепаа «Х.Л. Исследователи Ханли использовали миниатюрную модель мины со стальным корпусом и масштабную модель подводной лодки с датчиками. Мина была обстреляна в воде на другом расстоянии от модели подводной лодки.

Поскольку в мине, которой был потоплен «Хаусатоник», использовался черный порох, точно определить мощность взрыва невозможно. Дело в том, что это взрывчатое вещество, смешанное с углем, серой и селитрой, имеет нестабильные характеристики и может гореть как плавно, так и быстро. В любом случае дымный порох отличается от дефлаграционного горения тем, что фронт горения в нем распространяется медленнее скорости звука.

Горящие свечи, например, тоже дефлаграция. Более совершенные взрывчатые вещества отличаются детонационным горением. В этом случае фронт горения распространяется быстрее скорости звука. Это приводит к скачкообразному выделению энергии и повышению давления, что внешне характеризуется как взрыв.

После обработки всех данных исследователи получили среднее значение давления ударной волны при подрыве мины с дымным порохом. По расчетам, корпус подводной лодки в воде мог подвергнуться скачку давления в 12,2 мегапаскаля (120,4 атмосферы), а внутри подлодки скачок давления мог составить 195 килопаскалей.

При таком спаке многие органы человеческого организма хотя и страдают, но не получают смертельно опасных повреждений. Кроме легких. По словам исследователей, с вероятностью 85 процентов экипаж субмарины получил контузию легких — повреждение органов дыхания, вызванное ударной нагрузкой. В результате контузии стенки сосудов могли лопнуть, и кровь моментально наполнила легкие.

В том случае, если бы качество дымного пороха мины было низким, корпус подводной лодки в воде мог испытать скачок давления в 9,8 мегапаскаля (96,7 атмосферы). При этом скачок давления внутри корпуса составил 157 килопаскалей. При этом вероятность смерти от контузии легкого составляет 53 процента. По словам ученых, смерть от контузии наступила очень быстро.

Этим и объясняется тот факт, что останки моряков были найдены на своих местах. Положения, в которых были найдены погибшие при обнаружении подводной лодки, позволяют говорить о том, что моряки не испытывали боли, вызванной нехваткой кислорода, которая была бы неизбежна, если бы подводная лодка затонула с живыми людьми на борту.

Первый и последний морской бой

первая поводная лодка конфедератов подводная лодка ханли отвратительные мужики
«Хаусатонический»

17 февраля 1864 года «Ханьли» наконец вышла в свой первый бой. Он же стал для нее случаем. Лодка была доведена до порта Чарльстон, который блокировал северный флот. Экипажу было приказано взорвать наиболее опасную цель — 12-пушечный нарезной шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: подводная лодка проплыла некоторое расстояние в надводном положении, а затем незаметно нырнула и приблизилась к противнику. Следует сказать, что в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще более опасной.

первая поводная лодка конфедератов подводная лодка ханли отвратительные мужики
зарисовка одинцев

«Ханли» подплыла к «Хаусатонику», подорвалась на мине и с помощью синего «бенгальского огня» подала сигнал на берег. Миссия была выполнена, и, казалось, все пошло как нельзя удачно. Корабль «Северян» затонул за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибли только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения подводной лодки. Однако на базу она так и не вернулась, и неизвестно почему за 130 лет.

«Примитивная технология»

первая поводная лодка конфедератов подводная лодка ханли отвратительные мужики

Длина «Ханли» составляла 12 метров, ширина — 1,2. Внутри, пригнувшись, располагался экипаж: 7 матросов и капитан. Пока командир управлял аппаратом, держа штурвал и дергая за рычаги, остальные крутили вал, вращавший винт. Для первой подводной лодки такая примитивная конструкция лучше подходила «высокотехнологичным» паровым и электрическим двигателям. Гораций Ханли экспериментировал с ними, но отказался из-за ненадежности.

первая поводная лодка конфедератов подводная лодка ханли отвратительные мужики

Предполагалось, что большую часть времени лодка будет плавать, слегка выступая над поверхностью. Попробуйся и прогинайся в толщине воды и программируй цистерны койтов служилом баластом: програждайся и прогачивая вода, матросы могилят гловый. В крайнем случае они могли открутить прикрепленный снизу металлический балласт и всплыть в аварийной ситуации. Потопить же самое установочное управление с мыны.

первая поводная лодка конфедератов подводная лодка ханли отвратительные мужики

Шахта представляла собой обычную шеститочечную бомбу, начиненную 40 килограммами дымного пороха. Подводная лодка просто пикировала к кораблю противника и протаранила его своей шестеркой. Чистейшее субидо! Но сопротивления со стороны моряков-добровольцев не было — они пытались войти в историю. 15 октября 1863 года во время очередного испытания подводная лодка снова затонула, на этот раз унеся жизнь самого Ханьли. Подлодку снова подняли на поверхность и пустили в строй, а изобретателя похоронили с почестями своей страны.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector