История создания
В 1950-х годах в США была запущена масштабная программа строительства атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами. Изначально было решено, что советский флот нейтрализует угрозу. Однако у флотов не было достаточно кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А у Советского Союза не было возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения. В итоге было решено сделать ставку на авиацию. Летом 1960 года конструкторскому бюро Сергея Ильюшина было поручено разработать противолодочный самолет.
По проекту будущий Ил-38 должен иметь возможность осуществлять патрулирование в течение трех часов на удалении более 2000 км от базы. По финансовым соображениям самолет было решено строить не с нуля, а на базе уже имеющихся. В данном случае на роль «базы» подходил лайнер Ил-18, точнее его модификация улучшенной конструкции Ил-18В.
Пересмотренное задание было утверждено весной 1961 г., а первые опытные образцы, еще без специального оборудования, должны были быть построены к 1962 г. Что касается оборудования, то в 1961 г состоялась только защита проекта поисковой машины, и она считалась очень многообещающе.
Изначально Ил-38 хотели использовать как многоцелевой самолет, вооруженный ПКР и способный выполнять разведывательные задачи, но против этого выступили сотрудники КБ.
По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка средств радиотехнической разведки заставит самолет и экипаж выполнять ряд, но не «противолодочных» функций. И закончится это износом машин и потерей квалификации у экипажей. В итоге Ил-38 было решено оставить как чисто противолодочный самолет, вооруженный минами и торпедами.
Первый полет Ил-38 с экипажем под руководством Владимира Коккинаки состоялся досрочно — осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, было совершено 77 полетов, при этом налет 135 часов. Осенью 1962 года поднялся в воздух второй прототип, также без специального оборудования. В это время система «Беркут» еще проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не всю систему целиком, а только отдельные ее узлы.
Так получилось, что хотя сам самолет взлетел раньше срока, испытания бортовых систем начались с опозданием почти на год. Полеты 1964 года показали, что «Беркут» все еще нуждается в серьезной доработке.
Государственные испытания самолета прошли в 1965 году. Ил-38 был признан годным к запуску в серию, но не к принятию на вооружение. Мы решили отложить второй пункт до повышения надежности системы «Беркут». В результате противолодочный самолет вступил в строй только в 1969 году.
Характеристики Ил-38
Страна: СССР Тип: Противолодочный самолет Год выпуска: 1969 Экипаж: 7 человек Двигатель: 4x ТВД Максимальная скорость: 650 км/ч Практический потолок: 8000 м Дальность полета: 9500 км Масса пустого: 34 т Максимальная взлетная масса: 68 т. Размах крыла: 37,42 м. Длина: 40 м. Высота: 10,16 м. Площадь крыла: 140 кв м. Вооружение: до 8400 кг (стандартно 5400 кг) во внутреннем пространстве. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины.
Конструкция
Противолодочный самолет Ил-38 представляет собой низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Боевая машина несколько отличается от базового Ил-18 — например, крыло пришлось выдвинуть вперед. В передней части фюзеляжа расположена гермокабина. Есть места для летчиков, бортинженеров, штурманов и радистов.
В задней части кабины находится аппаратура комплекса «Беркут» и места для двух его операторов, причем сидят они спиной к направлению полета. Вход в кабину осуществляется через люки в полу, для аварийной посадки используются люки в крыше и бортах. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.
За гермокабиной расположены 2 бомбоотсека, куда подвешиваются мины, торпеды и буи. Над носовым отсеком расположены 2 топливных бака мягкого типа. За бомбоотсеками находится вспомогательное оборудование — кислородные баллоны, батареи, ВСУ и спасательный плот.
Гондолы двигателей и шасси установлены на средней части крыла Ил-38, топливные баки расположены между лопастями крыла.
Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами; по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение — одноохлаждаемое, цельнометаллическое. Трехстоечное шасси убирается гидравлически, тормозами оснащены только основные стойки (дисковые.
Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага; в крейсерском режиме двигатели развивают мощность 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения тушит пожары в мотогондолах или в отсеке вспомогательных силовых установок. В кабине есть 2 огнетушителя на случай возгорания. Система управления самолетом механическая и использует жесткие тяги. Параллельно с рулями высоты, направлениями и элеронами подключены машины управления автопилотом АП-6Е.
«Сердцем» системы «Беркут» был центральный компьютер ЦВМ-264. Она могла управлять полетом и обрабатывать данные, полученные от радара и буев. Цель отслеживалась, и оружие сбрасывалось автоматически. Для обнаружения лодок на Ил-38 установили панорамную РЛС и использовали 3 модели буев — РГБ-1 — пассивный, ненаправленный. RGB-2 тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 также имел активный режим работы.
Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, управляемая по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.
Эксплуатация
Подготовка экипажей на Ил-38 началась еще в 1967 году – еще до принятия самолета на вооружение. А с 1968 года Северный флот стал получать противолодочную авиацию. Сама машина, построенная на удачной и проверенной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, этого нельзя сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему была ненадежной — на ее долю приходилось до 60% всех отказов. А компьютер комплекса работал со сбоями всего 6 часов.
Из буев РГБ-1 20% были забракованы в 1969 г., а буи РГБ-2 оказались настолько уязвимыми к помехам, что в некоторых случаях истинная цель вообще не распознавалась.
Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – при проектировании Ил-38 предполагалось, что ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, и после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки настолько отдалились от берега, что «тридцать восьмые» уже не могли за ними следовать.
В период с 1970 по 1972 год базирующаяся в Египте специальная эскадрилья (тогда ОАР) добилась больших успехов в обнаружении и наблюдении за подводными лодками. После вывода эскадрильи из Египта самолеты Ил-38 пролетели над Индийским океаном и взлетели из Йемена и Эфиопии. И им удалось продолжить полеты над Средиземным морем, договорившись с Ливией.
После распада Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий была расформирована. Количество деликтов и частота обнаружения подводных лодок постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая их комплексом «Новелла». В 70-е годы партия «тридцать восьмых» была продана в Индию. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38СД.
Палубная авиация
Он создан на базе истребителя четвертого поколения Су-33. Именно эта машина, как говорят специалисты, «определила начало новой эры советской, а затем и российской палубной авиации». Самолет разработан специально для ВМФ России в ОКБ Сухого (ныне подразделение ПАО «Компания Сухой» в составе Объединенной авиастроительной корпорации) под руководством авиаконструктора Михаила Симонова.
Первоначально он был известен как Су-27К. Первый полет состоялся в 1987 году, а 1 ноября 1989 года он впервые приземлился на авианосец «Адмирал Кузнецов». Су-33 поступил на вооружение в 1998 году и с тех пор является самым важным палубным самолетом нашего ВМФ.
Самолет управляется летчиком, имеет встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты и авиабомбы. Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17 000 м, дальность полета — 3000 км. Ожидается, что в дальнейшем все «сушки» пройдут модернизацию и будут доведены до уровня современных истребителей Су-30СМ.
Другая палуба — МиГ-29К (есть и учебно-боевой вариант — КУБ). Является дальнейшим развитием МиГ-29. В ее задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, удары по наземным объектам противника.
Самолет вооружен управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для ведения воздушного боя, противокорабельными крылатыми ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и управляемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей цели . Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17 500 м, дальность полета — 2000 км.
На этот самолет впервые в ВКС РФ была установлена система обнаружения лазерного излучения средств ПВО противника. Она «видит» все происходящее на расстоянии около 140 км, может сопровождать до десяти целей и одновременно наводить на них до четырех ракет. Ведь эти разработки стали предпосылкой для создания в РСК «МиГ» еще более совершенного истребителя МиГ-35.
Среди палуб есть и учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ, созданный на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления вооружением, артустановки с пушкой, балочных опор и пилонов, броневых щитов двигателя, станции радиосвязи с наземными войсками, агрегатов и элементов системы обороны
Первый летный образец был изготовлен в начале 1988 года. В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ. Максимальная скорость — 1000 км/ч, практическая дальность — 1850 км, практический потолок — 7000 м. Состоит на вооружении 279-го морского истребительного авиационного полка Северного флота, а также смешанного авиаполка 859-го центра боевого применения и переподготовка летного состава в Ейске.
Что касается корабельной винтокрылой техники, то это в первую очередь Ка-27. Это самый массовый вертолет морской авиации. Выпускается в нескольких модификациях – противолодочной (ПЛ), поисково-спасательной (ПС) и радиолокационной патрульной (РЛД).
Ка-27ПЛ способен обнаруживать подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их бортовыми средствами поражения. Экипаж — три человека, максимальная скорость — 285 км/ч, практическая дальность полета — 750 км.
Ка-27ПС служит для обеспечения аварийно-спасательных работ при бедствии кораблей и судов в различных метеоусловиях при волнении моря до пяти баллов индивидуально и во взаимодействии с кораблями. Для этого он оснащен лебедкой грузоподъемностью 300 кг.
Ка-31 (или Ка-27РЛД) обеспечивает обнаружение воздушных, надводных целей и автоматическую передачу информации о них на наземные и корабельные пункты управления или средства ПВО.
«Ка-31 замечательно выполняет свои функции: каждому командиру корабельной группы очень хочется, чтобы он имел самое полное представление о воздушной и надводной обстановке, как можно дальше за горизонт. И эта машина позволяет выдавать необходимую информацию, и иметь информацию, есть возможность принять правильное решение», — рассказал в интервью ТАСС об этом самолете летчик-испытатель 1 класса АО «НЦВ Миля и Камова» Александр Чередниченко.
Сейчас флот получает модернизированную версию Ка-27М. В ближайшее время они составят основу противолодочных сил и сил целеуказания корабельным группам. Всего Минобороны РФ планирует отремонтировать и модернизировать 50 вертолетов этого типа.
По словам Чередниченко, на нем установлен новый цифровой комплекс, «который позволяет более точно и точно осуществлять поиск подводных лодок».
Ассортимент оружия также был расширен. «То есть раньше на Ка-27, например, в основном стояли торпеды, теперь вдобавок к ним противолодочные ракеты АПР-3М, которые с большой вероятностью поразят подводные лодки, выпускаются в расчетной точке по сигналам комплекса», — сказал летчик-испытатель.
Еще одной модификацией Ка-27 является Ка-29. Вертолет-штурмовик, позволяющий осуществлять высадку десанта и огневую поддержку. При этом он имеет те же функции, которые Ми-24 выполнял в сухопутных войсках. Ка-29 имеет комплекс управляемого вооружения.
Машина оказалась очень грозной. Что касается вооружения, то оно практически не уступает вертолету Ми-24В. По летно-техническим характеристикам он такой же, а в некоторых даже превосходит его. На скорости 270-290 км/ч едет очень хорошо, без тряски. Он оказался почти таким же быстрым, как Ми-24 (один из самых быстрых в мире — прим. ТАСС)
Александр Чередниченко летчик-испытатель 1 класса ОАО «НЦВ Миля и Камова»
Однако в ближайшее время задачи огневой поддержки морских десантов будут возложены в большей степени на новый вертолет Ка-52К «Катран». Это управляемое оружие, которое можно применять, не заходя в ближайшую зону ПВО противника. По словам пилота вертолета, эта машина имеет ряд уникальных особенностей не только с точки зрения приборного оснащения и вооружения, но и с точки зрения пилотирования
От сухопутного варианта — Ка-52 «Аллигатор» — «Катран» отличается конструкцией: получил складывающиеся лопасти (что позволило уменьшить размеры вертолета для размещения на корабле), шасси было усилено, пилотский система кондиционирования была изменена. Еще одно из нововведений — элемент внешней подвески, способный нести определенные нагрузки.
В перспективе разрабатывается новый палубный вертолет на замену Ка-27, получивший шифр «Минога». «Мы продолжаем формировать основу для следующего этапа, для опытно-конструкторских работ, с Минобороны», — говорил в 2019 году о новой разработке глава вертолетного холдинга Андрей Богинский, подчеркивая, что «это будет совершенно новая машина .» Генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев сообщил, что вертолет может быть выполнен в беспилотном варианте.
Читайте также: Истребитель Су-22 конструкция, технические параметры, боевое применение
Лётно-технические характеристики
Ил-38 часто сравнивают с американским самолетом «Орион», стоявшим на вооружении с начала 1960-х годов. Сравнение не очень точное, но отечественный автомобиль не имеет более близкого зарубежного аналога.
Длина, м | 40 | 35 |
Размах крыла, м | 37 | тридцать |
Максимальная скорость, км/ч | 650 | 750 |
Боевой радиус, км | 2200 | 2371 |
Причина, по которой Орион не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» — многоцелевой патрульный самолет, оснащенный более разнообразным оборудованием. К сожалению, эта техника также превосходила советскую по совершенству.
Несмотря на проблемы с доработкой радиоэлектронного оборудования, Ил-38 получил признание и уважение летчиков морской авиации.
Хотя Ту-142 «потянул» на более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.