Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Военная техника
Содержание
  1. История создания
  2. Ил-102: кто против?
  3. Защита бронетранспортера
  4. Модификации и дальнейшее развитие Sd.Kfz.251 «Ганомаг»
  5. Т-64 — вызов танкам NATO
  6. Описание конструкции Современная реконструкция «Ханомаг»
  7. Пару слов о двигателе
  8. САУ Су-100
  9. Торнадо, зародившийся в Европе (многоцелевой истребитель Panavia Tornado)
  10. Разведчики боем (лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L)
  11. Модификации
  12. Вооружение
  13. Ла-15 — первый сверхзвуковой истребитель
  14. Ил-38
  15. Основной танк Т-90
  16. Модельный ряд
  17. SdKfz 250
  18. SdKfz 251
  19. Sd Kfz 251
  20. External links
  21. Armaments
  22. Main armament
  23. Ammunition
  24. Ammo racks
  25. Летающая батарея МиГ-9
  26. «Шерманы» на Ближнем востоке
  27. Конструкция
  28. Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D
  29. Гладиатор, сражавшийся в небе (истребитель-биплан Gloster Gladiator)
  30. Быстрее истребителей (скоростные разведчики)
  31. Применение в боях и сравнение параметров
  32. General info
  33. Survivability and armour
  34. Mobility
  35. Ходовая часть
  36. Перевозка десанта
  37. Технические характеристики
  38. Габариты и вес
  39. Скорость
  40. Мощность двигателя
  41. Экипаж
  42. Итальянская «Рысь» (бронированный автомобиль IVECO 65T19WM LMV)
  43. Преодоление препятствий
  44. Экипаж
  45. Апач — истребитель танков

История создания

Разработка бронеавтомобилей, предназначенных для перевозки и огневой поддержки пехоты, началась в Германии в середине 30-х гг. Прототип будущей машины Sd.Kfz.251 под обозначением Hl6 был создан фирмой Hansa-Lloyd, входившей в группу Carl FWBorgward. Чуть позже лицензию на право производства шасси и бронекорпуса купила компания Hanomag из Ганновера.

немецкий бронетранспортер

В 1938 году компания Borgward, а затем Hanomag изготовила первое шасси для нового бронетранспортера. Основой послужила платформа полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.11, выпускавшегося в то время серийно. Опытные образцы прошли испытания под индексом HKL6p. В конце года появились бронетранспортеры так называемой серии 0. Техника получила классификацию среднего бронетранспортера — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW). После классификации в Управлении вооружений машине был присвоен индекс Sd.Kfz.251.

Сборка серийных машин Sd.Kfz.251 началась летом 1939 года на заводах Deutsche Werke (Киль) и Borgward (Бремен).

При этом параллельно производились сварные корпуса из броневой или обычной конструкционной стали. Оба типа машин поступили на вооружение пехотных частей Вермахта и участвовали в боях на территории Польши. По мере роста производства в производство стали вовлекаться другие фирмы. Затем в начале 1941 года к производству машин подключился чешский завод в Бёмиш-Лейпе, собиравший клепаные бронекорпуса.

В дальнейшем сборку бронетехники осуществляли не менее 10 предприятий, расположенных на территории Третьего рейха. Среди них Gollnow, Weserhuette, Wumag, Hanomag, MNH и Schichau. Из-за большого количества производителей бронетранспортеры Sd.Kfz.251 одного периода производства характеризуются различными элементами, такими как катящиеся шины, элементы конструкции передних колес, гусеницы и так далее

Ил-102: кто против?

Ил-102

Защита бронетранспортера

Бронетранспортер Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, она не спасла ни от фугаса, заложенного на лесной дороге, ни от кинжального огня из пулемета. Но все же шансы на выживание бойцов значительно возросли.

На лобовую часть установили самую мощную броню — вполне разумно, учитывая, что бронетранспортеры часто применялись при атаках вражеских позиций. Здесь толщина была 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту — всего 10 см. Но везде он был установлен под определенным углом — 14,5-15 градусов. Именно такое расположение давало максимальную вероятность рикошетов, без пробития корпуса.

Самая слабая броня, как и у любого БТР, располагалась сверху и снизу — всего 8 миллиметров. Вполне разумно — сложно представить ситуацию, когда бы по нему велась стрельба под таким углом. А в случае подрыва на фугасе экипаж и машину вряд ли спасла бы гораздо более прочная броня.

Модификации и дальнейшее развитие Sd.Kfz.251 «Ганомаг»

Sd.Kfz.251/1. Базовая модель «Ганомаг» модификаций А,В,С,D.

Sd.Kfz.251/2 — самоходный миномет. В десантном отделении установили 80-мм миномет Schwere GranatenWerfer 34 и боеукладку с 66 минами. В качестве дополнительного оружия ближнего боя остался пулемет MG34. Экипаж увеличен до 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 Funkpanzerwagen — машина связи и подвижный командный пункт. Существовала в четырех модификациях (для танковых частей, для связи с авиацией, командирская машина в мотострелковых частях (в двух вариантах)). Обычно использовались двухметровые штыревые антенны, иногда рамочные и мачтовые. Экипаж увеличили на 5 человек, пулеметы не снимали.

Sd.Kfz.251/4 Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 — артиллерийский тягач для буксировки противотанковых и пехотных орудий, легких гаубиц. Большой плюс у машины — в десантном отделении был экипаж и боезапас.

Sd.Kfz.251/5 Pionierpanzerwagen — бронетранспортер для перевозки саперов вместе с техникой. Вооружен двумя MG 34 с увеличенным боезапасом. В 1943 году Sd.Kfz.251/7 заменили в производстве, уцелевшие машины модернизировали. Экипаж — 9 человек.

Sd.Kfz.251/6 Kommandopanzerwagen — командирский БТР. Первоначально эти модели производились путем переоснащения ранней версии (Ausf A) Ganomag. Оснащался рамочной антенной и радиостанциями FuG-11 и FuG-Tr, позже FuG-19 и FuG-12. Вспомогательное вооружение состояло из одного пулемета.

Sd.Kfz.251/7 Pionierpanzerwagen — модернизированная версия Sd.Kfz.251/5, оснащенная двумя ударными мостиками на внешних бортах корпуса. Экипаж 8 человек. Были сохранены два пулемета MG34 или MG43, альтернативой им была противотанковая винтовка PanzerBusche 39 (на некоторых машинах). В боевой комнате находилось саперное оборудование, инструменты, мины и стрелковое оружие.

Sd.Kfz.251/8 Krankenpanzerwagen — санитарный бронетранспортер. Оружия не было, боевая рубка была переоборудована для перевозки раненых и включала в себя две кровати и скамейки для 6 легкораненых. В состав экипажа входили мэры.

Sd.Kfz.251/9 Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 — машина огневой поддержки, предназначенная для уничтожения полевых укреплений, борьбы с пехотой, легкобронированными целями и танками. Вооружение: 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, позднее замененная на К51. Орудие устанавливалось либо в лобовом листе, либо над рубкой за дополнительными бронелистами. В корме оставили пулемет. Сами немцы называли машину «Штуммель» (окурок), что, помимо прочего, свидетельствовало о скромных боевых качествах этой импровизированной самоходки.

Sd.Kfz.251/10 Schutzenpanzerwagen 3.7 cm PaK 35/36 — боевая машина для командиров мотопехотных взводов. Экипаж 5 человек. На крыше рубки слева от отделения размещалась легкая противотанковая пушка PaK 35/36 с боезапасом 168 патронов, на кормовой оконечности — пулемет MG или PzB39. Во второй половине войны все оставшиеся машины этого типа были переоборудованы в Sd.Kfz.251/9 «Штуммель».

Sd.Kfz.251/11 Femsprechpanzerwagen — кабелеукладчик телефонный. Экипаж 5 человек, вооружен одним или двумя пулеметами.


Тот самый «окурок» (Штуммель)

Sd.Kfz.251/12 Messtrupp und Geraetpanzerwagen — машина корректировки артиллерийского огня и подвижный наблюдательный пункт. Оборудован рамочной антенной, обслуживается экипажем из 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 Schallaufnahmepanzerwagen — это акустическая разведывательно-контрбатарейная машина, предназначенная для обнаружения артиллерийских позиций противника. Выпускается небольшими сериями.

Sd.Kfz.251/14 Schallauswertepanzerwagen — улучшенная версия Sd.Kfz.251/13. Мелкосерийная разработка, подробности боевого применения неизвестны.

Sd.Kfz.251/15 Lichtauswertepanzerwagen — мобильная легкая установка. Он был оборудован прожекторами видимого излучения и сигнальными ракетами.

Sd.Kfz.251/16 Flammpanzerwagen — самоходный огнемет. Помимо двух штатных пулеметов на вооружении имел два 7-мм (ранние заводские партии) или 14-мм (поздние выпуски) огнеметы на опорных точках в центре боевого отделения (каждый огнемет имел 90-градусный сектор обстрела) с запас топлива 700 литров. Машина оказалась неудачной – в ней сочеталась слабая броня с малой вместимостью баков с горючей смесью.

Sd.Kfz.251/17 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 — зенитная самоходная установка на базе Ganomag. Пушка представляет собой 20-мм 2 cm Flak 38 с длиной ствола 55 калибров. Боекомплект – 600 снарядов. Борта корпуса складываются, сектор обстрела круговой. Используется для защиты аэродромов, иногда сопровождает колонны на марше

Sd.Kfz.251/18 Beobachtungspanzerwagen — машина связи и наблюдения. В заводской комплект поставки входила радиостанция FuG 8. Ограниченное производство.

Sd.Kfz.251/19 Femsprechbetriebspanzerwagen — мобильная телефонная станция и кабелеукладочная машина, модернизированный аналог Sd.Kfz.251/11. Выпускается небольшими партиями.

Sd.Kfz.251/20 Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer — мобильная световая установка (инфракрасный световой прожектор), предназначенная для взаимодействия с танками PzKpfw V Ausf G, оснащенными приборами ночного видения. Экипаж 4 человека. Он участвовал в боях у оз. Балатон зимой 1944-1945 гг. Неофициальное название Sd.Kfz.251/20 — «Уху» (сова).

Sd.Kfz.251/21 mittleler Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 — ближняя ПВО или огневая поддержка пехоты, оснащенная 15-мм пулеметом MG 151/15 или 20-мм автопушкой MG 151/20 в специальном низкопрофильном лафете кругового вращения. Боекомплект 3000 выстрелов, в том числе и бронебойные снаряды. Выпускался в основном на шасси Sd.Kfz.251 Ausf AC со второй половины 1944 г., около 400 шт.

Sd.Kfz.251/22 Schutzenpanzerwagen mit 7.5 cm Pak 40 — легкий истребитель танков, вооруженный 75-мм противотанковой пушкой Pak 40 с длиной ствола 46 калибров и двухкамерным дульным тормозом. Орудие с ограниченным углом горизонтального наведения было установлено в десантном отделении, непосредственно за местами экипажа машины, обслуживалось расчетом из 4 человек. В корме находилась боеукладка – 22 гранаты.

Произведенный в самом конце войны, это был еще не жест отчаяния, а уже явное желание выжать из техники максимум. Малый боекомплект, слабое бронирование, большой вес — все это делало машину малоэффективной в бою.


Бронетранспортер «Ханомаг» Sd.Kfz.251 с 37-мм пушкой

Sd.Kfz.251/23 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 — разведывательная бронемашина, последняя модификация Sd.Kfz.251. На крыше боевого отделения устанавливалась башня легкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и 7,92-мм пулеметом, позднее замененная шестигранной башней Hangelafette 38 тяжелого четырехосного бронеавтомобиль Sd.Kfz .232. Боекомплект – 100 снарядов, экипаж 4 человека.

Шутценпанцерваген Sd.Kfz.251/1. Реактивная система залпового огня с 6 реактивными минами калибра 280 и 320 мм, закрепленными в пусковых контейнерах по бортам корпуса — по три с каждого борта. Небольшая длина направляющих и неудачное расположение немецких реактивных мин привели к вдвое меньшей дальности стрельбы (2000 м) по сравнению с советской БМ-13, и очень низкой точности, но более высокой проходимости. Автомобиль оказался не очень удачным и выпускался крайне ограниченным тиражом.

Т-64 — вызов танкам NATO

Основной танк Т-64

Описание конструкцииРеконструкция «Ханомаг»
Современная реконструкция «Ханомаг»

В конструкции SdKfz 251 предусматривался открытый корпус, на который навешивались броневые листы. Сама машина была разделена на три помещения — машинное, пост управления и грузовое. В первом размещались двигатель, топливные баки и рулевая система.

Комната управления была отделена от машинного отделения противопожарной защитой. Там было место для водителя и командира. Рулевое управление обеспечивалось стандартным штурвалом, шестернями и педалями. Приборы позволяли проверить состояние двигателя.

Боевая комната оборудована сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами предназначались для груза — ящиков и снаряжения. Верх машины закрывался брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться через борта. Посадка осуществлялась через задние двери.

Ключевой особенностью SdKfz 251 является полугусеничное шасси. Колеса спереди обеспечивали управление бронетранспортером. Гусеничное шасси придавало машине хорошую проходимость. Подвеска была смешанной — рессорная для колес и независимая торсионная для гусеницы.

Гусеничная секция с каждого борта имела по три ряда опорных катков. Внешний и внутренний ряды — по три полосы, средний — шесть. Задние играли направляющую роль, передние — ведущую.

Пару слов о двигателе

Конечно, чтобы бронетранспортер массой более 9 тонн мог успешно двигаться и развивать приличную скорость, нужен был мощный двигатель.

Для этого был выбран шестицилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. Его мощность составляла 100 лошадиных сил — очень неплохо для своего времени. Именно этот показатель позволял машине эффективно справляться с различными препятствиями (к этому мы еще вернемся чуть позже), а также развивать скорость по шоссе до 53 километров в час.

При этом запах бега по трассе был очень внушительным — до 300 километров. Это давало транспорту серьезную автономность, позволяя передвигаться на значительные расстояния как в колоннах, так и самостоятельно.

САУ Су-100

САУ Су-100

Торнадо, зародившийся в Европе (многоцелевой истребитель Panavia Tornado)

многоцелевой истребитель Panavia Tornado

Разведчики боем (лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L)

легкие танки PzKpfw.II Ausf.L

Модификации

Для обозначения модификаций немецкой бронетехники используется термин Ausführung — модель, за которым следует буквенное обозначение версии. Первую версию бронетранспортера Ausf.A легко узнать по дополнительным блокам индикации, расположенным в верхней части корпуса боевого отделения. Антенна и фара «Нотека» располагались на крыле машины.

лимузин ханомаг

На последующей модели Ausf.B количество блоков индикации было уменьшено, они остались только у механика-водителя и радиста. Антенна перенесена на верхний лист, в район рабочего места радиста. Фонарь Notek имел кронштейн, закрепленный на верхней боковой пластине в моторном отсеке автомобиля.

Выпуск новой версии С, отличающейся оформлением передней части корпуса, начался в 1940 году. И в этот момент к выпуску присоединились несколько новых фирм (по крайней мере, Schichau и MNH).

Но параллельно шло производство автомобилей и предыдущих версий, которое было завершено только в середине следующего года. Для БТР версии С отличительным внешним признаком является глухой плоский лобовой лист в моторном отсеке и бронированные кожухи каналов выброса горячего воздуха, расположенные по бокам капота. Последнюю модификацию Ausf.D начали выпускать осенью 1943 года.

Машина имеет удлиненный корпус (только сварной конструкции) с пологим наклонным кормовым лезвием. Новый корпус Sd.Kfz.251 состоял из меньшего количества деталей и был проще в изготовлении, что позволило увеличить производство. Всего было собрано более 10,6 тыс экземпляров Ausf.D, для сравнения, общий объем предыдущих модификаций бронетранспортера составил 4,65 тыс машин.

экипаж на танках

На основе базовых модификаций было выпущено 23 варианта машины Sd.Kfz.251. Также некоторые версии могли использовать многоярусное шасси, а некоторые монтировались на базе только поздней модификации бронетранспортера Ausf.D.

Варианты серии:

  • 251/1, стандартный вариант для перевозки 10 пехотинцев, вооруженный одним или двумя пулеметами MG34 или 42 с броневой плитой;
  • 251/2, версия, предназначенная для установки 8-сантиметрового миномета и боекомплекта 66 снарядов;
  • 251/3, БТР с дополнительными радиостанциями (машина связи);
  • вариант 251/4 использовался для перевозки полевых гаубиц, экипажа и небольшого запаса снарядов;
  • 251/5 — ранний саперный вариант машины;
  • 251/6 — бронетранспортер, приспособленный для работы в качестве командного пункта крупных армейских соединений;
  • 251/7, поздний саперный вариант, дополненный мостиками по бортам корпуса;
  • 251/8, машина скорой помощи, отличающаяся цветом с красным крестом;
  • 251/9, штурмовая версия с короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 или K51 (аналогичной той, что использовалась на ранних Panzer IV);
  • 251/10, вариант с улучшенным вооружением (37-мм противотанковая пушка Pak 36 со стандартным укороченным по высоте щитом или противотанковое ружье PzB 39);
  • 251/11, менеджер телефонного кабеля;
  • 251/12, вариант командирской машины для артиллерийских частей;
  • 253/13 и 251/14, редкие варианты, предназначенные для звуковой разведки;
  • 251/15, вариант легкой разведывательной машины;
  • 251/16, на БТР дополнительно устанавливаются два огнемета, смесительный бак и моторный насос;
  • 251/17, установлен 20-мм зенитный комплекс Flak 38, отличается оформлением бортов корпуса;
  • 251/18, бронированная машина связи и наблюдения;
  • 251/19, мобильная связь;
  • 251/20 — бронетранспортер с инфракрасным прожектором подсветки цели;
  • 251/21, зенитный вариант машины с установкой трех пушек MG151 (со стволами калибра 15 или 20 мм);
  • 251/22, САУ с противотанковой пушкой Pak40;
  • 251/23, вариант с башней Hangelaffete 38 с парой пушек MG151 и пулеметами MG42.

Помимо перечисленных выше бронетранспортеров Sd.Kfz.251, существовали крафтовые фронтовые конструкции, изготовленные в единичных экземплярах.

Вооружение

Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибра 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, наводчика защищал бронещиток. При необходимости его можно было переводить на вертлюг сзади, что позволяло вести огонь по воздушным целям.

Борта не имели бойниц, солдаты могли вести огонь сверху. Некоторые модели бронетранспортеров изначально оснащались сразу двумя пулеметами. Вооружение машины может варьироваться в зависимости от ее назначения и модификации.

Так часть машин могла быть оснащена реактивными системами залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепились по три установки калибра 280 и 320 мм. В результате бронетранспортер стал самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.

Ла-15 — первый сверхзвуковой истребитель

Ла-15

Ил-38

Ил-38

Основной танк Т-90

Основной танк Т-90

Модельный ряд

SdKfz 251
«Ханомаг» SdKfz 251

Немецкий бронетранспортер Hanomag SdKfz имеет две основные модели под номерами 250 и 251. Первая версия легкая и использовалась в ограниченном количестве. Второй образец получил широкое распространение и множество собственных модификаций.

SdKfz 250

SdKfz 250 был запущен в серийное производство позже версии 251, став ее облегченной копией. Эта модель отличалась меньшими габаритами, массой и грузоподъемностью. Он использовался для перевозки небольших групп солдат, часто использовался как машина поддержки, например, как узел связи.

Схема, конструкция, двигатель — все это сохранилось от SdKfz 251. Однако конструкция была упрощена и уменьшена. Сама модель также получила ряд модификаций, предназначенных для различного применения на фронте — от машины поддержки пехоты до разведывательной.

SdKfz 251

SdKfz 251 — тяжелый полугусеничный бронетранспортер, разработанный на базе трехтонного артиллерийского тягача. Основная задача машины — перевозка пехоты. При необходимости его можно использовать и для других целей, вплоть до развертывания командного пункта.

Эта модель получила значительное количество модификаций. Среди них обозначения Ausf. A, B, C и D используются для выделения конструктивных различий. На их основе разработаны 23 специализированные модификации, предназначенные для решения узкопрофильных задач.

Sd Kfz 251

Этот средний полугусеничный бронетранспортер имел бронированный корпус, состоящий из рамы и бронелистов, прикрепленных к ней болтами. Моторный отсек находился в передней части машины, за ним следовали закрытое отделение управления и открытое десантное отделение. Броня Sd Kfz 251 имела толщину от 6 до 14 мм.

Бронетранспортер предназначался для перевозки пехотной группы (десять человек), а экипаж этой боевой машины состоял из двух человек. Вес СД. Kfz.251/1 составлял 9,14 тонны.

SdKfz 251 с солдатами

В моторном отсеке машины размещались двигатель, органы управления передними колесами и топливный бак. В рубке управления нашлось место для механика-водителя и командира, приборы, а также штурвал, педали и кнопка переключения передач. В некоторых модификациях бронетранспортера место командира находилось в десантном отделении.

В боевом отделении по обоим бортам располагались скамейки для личного состава, а в надгусеничных полках предусматривались ящики для снаряжения и ЗИП. Десантирование из отсека осуществлялось через двустворчатую дверь в задней части машины. Сверху боевое отделение могло закрываться тентом.

Часть модификаций Sd Kfz 251 была вооружена двумя пулеметами MG-34, позже их заменили на MG-42. Один из пулеметов располагался в передней части машины и прикрывался бронещитком, а другой устанавливался в ее кормовой части на поворотной установке.

Hanomag SdKfz 251 оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM. Радиатор охлаждения был установлен в передней части моторного отсека. Топливные баки машины имели общую емкость 160 литров, что позволяло проехать по шоссе 300 км. Бронетранспортер имел коробку передач планетарного типа.

Самой отличительной чертой бронетранспортеров «Ханомаг» была, конечно же, их ходовая часть, состоящая из колес и гусениц. На самом деле такая конструкция была очень удачным техническим решением, поскольку была достаточно простой, но в то же время придавала машине высокую проходимость по сравнению с гусеничной техникой.

Небольшие повороты (до 15 градусов) бронетранспортер преодолевал только при помощи передних колес, а на более крутых специальный механизм дополнительно тормозил одну гусеницу и передавал дополнительную мощность на другую.

Каждая гусеница имела три ряда опорных катков. Внешний и внутренний ряды состояли из трех валков, а средний ряд – из шести. Последнее колесо было ведущим, переднее – ведущим. Колесная часть шасси «Ханомаг» имела рессорную подвеску, гусеничная — торсионную.

Бронетранспортер SdKfz 251 имел четыре модификации: Ausf. A, B, C и D, на его базе также были разработаны более двадцати специальных машин.

Модификации SdKfz 251

  • Корабельная компоновка «Стратег»: Sd.Kfz.251/10
  • СД Кфз. 251
На базе Pz.38(t) Marder III Marder III H Jagdpanzer 38(t)
На базе Pz.I Панцерджаггер I
На базе Pz.II 15 см SIG 33 B Sfl
На базе Pz.III StuG III A StuG III F StuG III G StuH 42 G
На базе Pz.IV Jagdpanzer IV Panzer IV/70(V) Panzer IV/70(A) Brummbär Dicker Max Nashorn
На базе Pz.V Ягдпантера Bfw. Ягдпантера
На базе Pz.VI Стир Эмиль Фердинанд Ягдтигр
JPz 4-5 Waffenträger VFW VT1-2
Колесо/полугусеница Sd.Kfz.251/10 8,8 см Flak 37 Sfl. Sd.Kfz.234/3 Sd.Kfz.234/4
Ракета/ракета 15 см Pz.W.42 RakJPz 2 RakJPz 2 (ГОРЯЧИЙ)
Светлые мысли Pz.II C (DAK) Pz.Sfl.Ic Sd.Kfz. 140/1 Sd.Kfz.234/1 Ру 251
Танки среднего размера Nb.Fz. Pz.III N Pz.Bef.Wg.IV J ▀M4 748 (a) ▀T 34 747 (r) Ersatz M10 mKPz M47 G Leopard A1A1 (L/44)
Тяжелые мысли ▀Pz.Kpfw. Черчилль ▀КВ-ИБ ▀КВ IC 756 (р) ▀КВ II 754 (р)
VK 45.01 (P) ␠Tiger Pz.Bef.Wg.VI P Tiger II (H) Sla.16
Истребители танков Sd.Kfz.234/3 Sd.Kfz.234/4 Sd.Kfz.251/10 15 cm Pz.W.42 Brummbär Panzer IV/70(A) Bfw. Ягдпантера VFW

Armaments

Main armament

Основная статья: PaK L/45 (37 мм)

168 -8°/+25° ±25° СЕЙЧАС 17,6 24,3 29,6 32,7 34,8 3,5 3.1 2,9 2,7
11,9 14,0 17,0 18,8 20,0

Ammunition

ПзГр АФЕ 47 44 31 21 14 9
ПзГр 40 АПКР 86 77 47 26 14 8
ПзГр АФЕ 745 0,69 1,2 9 22.1 47° 60° 65°
ПзГр 40 АПКР 1020 0,37 СЕЙЧАС СЕЙЧАС СЕЙЧАС 66° 70° 72°

Ammo racks

168 157 (+11) 145 (+23) 133 (+35) 121 (+47) 109 (+59) 97 (+71) 85 (+83) 73 (+95) 61 (+107) 49 (+119) 37 (+131) 25 (+143) 13 (+155) 1 (+167) Нет

Боеукладки для Sd.Kfz.251/10

Примечания:

  • Поскольку они смоделированы из наборов по 4 снаряда, снаряды исчезают со стойки только после того, как вы выстрелите всеми 4 снарядами в наборе.
  • Каждая подставка содержит 3 комплекта по 4 ракушки.

Летающая батарея МиГ-9

Советский истребитель МиГ-9

«Шерманы» на Ближнем востоке

Израильский Супер-Шерман М51

Конструкция

В основе Sd.Kfz.251 лежит рамное шасси, на которое устанавливается бронекорпус. Корпус построен на основе рамы, к которой приварены или приклепаны броневые листы. Вне зависимости от типа соединения использовалась гетерогенная броня. Лобовые листы имели толщину 10…15 мм, бортовой и кормовой листы — 8 мм, для днища использовался лист толщиной 6…8 мм.

Лобовая броня обеспечивает относительную защиту от стрелкового оружия. Крыша толщиной 6 мм имеется только над головами механика-водителя и радиста. В плохую погоду над боевым отделением бронетранспортера может быть установлен брезентовый тент на носу.

Кузов Sd.Kfz.251 включает моторный отсек, за которым находится боевое отделение. Между двигателем и кабиной имеется стальная перегородка. В начале боевого отделения бронетранспортера расположены места механика-водителя и радиста. На некоторых машинах есть система обогрева ног, представляющая собой патрубок для подачи горячего воздуха из моторного отсека.

Задняя часть автомобиля не обогревается. Конструкция боевого отделения различается в зависимости от назначения машины.

В качестве силового агрегата использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель MaybachHL 42 TURKM. Двигатель имел мощность 100 л.с при рабочем объеме цилиндров 4117 куб.см. Двигатель располагался в передней части бронетранспортера в защищенном броней отсеке. Радиатор системы охлаждения установлен перед двигателем, забор воздуха вентиляторов осуществляется из-под машины.

На ранних версиях Sd.Kfz.251 на лобовом листе имелся вентиляционный люк, а сверху — решетка. Перед радиатором устанавливались планки для регулирования интенсивности охлаждения. Запас топлива составляет 160 литров, бак расположен внутри рамы под полом боевого отделения.

Sd.Kfz.251 — пехотная поддержка вермахта

На машинах Sd.Kfz.251 применялось двухдисковое сцепление сухого типа и планетарная коробка передач, обеспечивающие четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода. Коробка имела дополнительный определитель передаточного числа, который использовался при движении по бездорожью. Поворот бронетранспортера осуществлялся с помощью управляемых колес на передней оси и за счет регулировки потока мощности, подаваемой на гусеницы.

Дополнительных бортовых редукторов и фрикционов на бронетранспортере нет. Управление дифференциалом автоматическое, включается при повороте колес автомобиля на определенный угол. Для остановки использовались тормоза с пневматическим приводом.

Sd.Kfz.251 — пехотная поддержка вермахта

Гусеничная часть машины Sd.Kfz.251 оснащена торсионной подвеской катков, расположенных по сетке. За счет установки торсионов левый и правый бортовые катки смещены друг относительно друга на 140 мм. Из-за этого в траке правого борта использовалось дополнительное звено (соответственно 55 и 56).

Ведущее колесо расположено впереди ведущего, заднее оснащено кривошипом для регулировки натяжения гусеницы. Сама гусеница бронетранспортера набрана из мелких звеньев (соединенных пальцами на игольчатых подшипниках), снабженных снаружи резиновыми накладками.

Передний мост оснащен поперечной качающейся рессорой и дополнительными рычажными амортизаторами.

Мост оборудован пневматическими шинами. На ранних автомобилях стояли покрышки с дорожным рисунком, позже стали использовать внедорожные шины.

Читайте также: Вездеход ГАЗ-3409 Бобр, Описание Конструкции и Обзор Технических Характеристик Снегоболотохода

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D

Последняя модификация, которая внешне отличалась от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью умещались в бронекорпусе. Таких ящиков было по три с каждой стороны корпуса бронетранспортера.

Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения на смотровые дорожки и изменение формы выхлопных труб. Важнейшим технологическим изменением стало то, что корпус бронетранспортера стал изготавливаться методом сварки. Кроме того, многие технологические упрощения позволили значительно ускорить процесс серийного выпуска машин. С 1943 года было выпущено 10 602 единицы Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23

Гладиатор, сражавшийся в небе (истребитель-биплан Gloster Gladiator)

Глостер Гладиатор

Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Як-4

Применение в боях и сравнение параметров

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 активно использовались соединениями Вермахта и СС в боевых действиях. Если на начальном этапе Второй мировой войны машина служила для доставки пехотных частей, то во время вторжения на территорию Советского Союза бронемашина использовалась и как тягач полевой артиллерии, и как подвозчик боеприпасов.

Sd.Kfz.251 — пехотная поддержка вермахта

Широкое применение получили командирские БТР на базе Sd.Kfz.251, оснащенные рамочными антеннами и дополнительным набором радиостанций. В конце войны на базе БТР начали устанавливать штурмовые и противотанковые средства.

Такие машины не имели успеха в боях из-за слабой защиты и перетяжеленной конструкции.

Сравнение немецкой машины Hanomag и наиболее распространенного американского аналога М3 (построено более 31 тысячи экземпляров) показывает близость параметров. Американец отличается увеличенной высотой корпуса, что сделало машину привлекательнее.

Боевая масса, кг 9140 8980
Длина и т д 5980 6130
Ширина и т д 2100 1962 г
Высота и т.д. 1750 2260
Дорожный просвет и т.д. 320 280
Посадка, ребята 10 10

Машины М3 имели аналогичную схему бронирования и бензиновый двигатель, на них устанавливались минометы и зенитные орудия, а также 75-мм и 105-мм гаубицы. Американская бронетехника продержалась в рядах ряда государств до 2013 года.

Sd.Kfz.251 — пехотная поддержка вермахта

Несмотря на конструктивные недостатки, бронетранспортер Sd.Kfz.251 позволял обеспечить быстрое передвижение пехотных подразделений и огневую поддержку на поле боя. Вскоре опыт использования техники стал перениматься противоположной стороной, но серийное производство таких машин началось уже в послевоенные годы. Популярность немецкого автомобиля была настолько велика, что после войны в Чехословакии на заводе «Татра» было налажено производство модернизированной версии ОТ-801.

Отдельные экземпляры машин использовались в армии Чехословакии до конца 70-х годов. Чешские машины при реконструкциях часто выдают за оригинальные БТР, но их легко узнать по ведущему колесу и гусенице с фонарным механизмом.

Что касается компании Hanomag, то после войны она перешла под крыло Mercedes-Benz».

Марка была переименована в «Hanomag-Henschel», аналогичные переднеприводные фургоны и грузовики находились в производственной программе до 1974 года. На сегодняшний день обозначение «Hanomag» используется для дорожной техники Komatsu Hanomag GmbH.

General info

Survivability and armour

Тип брони:

  • Катаная гомогенная броня (корпус, герб)
  • Конструкционная сталь (экраны, шасси)
  • Колесо (переднее колесо)
Халл 14,5 мм (6°) Моторный отсек 14,5 мм (30°) Кабина 8 мм (41°) Нижняя часть лобового стекла 8 мм (41°) Верх — двигатель 8 мм (35°) Верх — боевой отсек 8 мм (19°) Низ — двигатель 8 мм (34°) Низ — боевой отсек 8 мм + 8 мм (34°) Ящики для хранения 8 мм Нижняя часть ходовой части 8 мм (31°) 5,5 мм (42°) Нижняя часть гласиса 8 мм (8
Оружейный щит 6 мм (36°) по центру 6 мм (22°) по бокам СЕЙЧАС

Примечания:

  • Колеса подвески имеют толщину 15 мм, гусеницы — 7 мм, а торсионы — 10 мм.
  • Колеса имеют толщину 10 мм, а экраны — 5 мм.
  • Броня подбрюшья имеет толщину 5,5 мм.

Mobility

57 12 8 142 191 17,75 23,88
53 одиннадцать 88 100 одиннадцать 12,5

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили БТР «Ханомаг» не за его огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Доставлялся на полугусеничном шасси. Размещенная впереди пара колес позволяла направлять транспорт в нужном направлении, при этом благодаря гусеницам обеспечивалась отличная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем — бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

У этой машины нет шансов

Кроме того, необычное инженерное решение позволило совершить крутой разворот. При обычном (до 15 градусов) поворот производился только благодаря колесам. Если угол поворота был большим, внутренняя гусеница освобождалась с помощью специального механизма, а усилие от нее передавалось на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» мог легко разворачиваться на месте — при движении по городским улицам или атаке из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

Перевозка десанта

При этом БТР «Ханомаг» перевозил до 10 человек (экипаж не входит). При необходимости в нем могло разместиться больше, но в этом случае не было бы возможности быстро покинуть десантный отсек.

По обеим сторонам отсека ставились скамейки, чтобы солдатам было удобнее при езде. В первых версиях использовались простые скамейки, обтянутые кожей. Но в более поздних модификациях их заменили аналогом, сваренным из толстых труб и обтянутым брезентом. Также было выпущено некоторое количество бронетранспортеров с деревянными скамейками.

Десантное отделение

Чтобы мотострелкам не приходилось постоянно носить с собой оружие, на стенках отделения разместили специальные крепления. Они отлично подходили для крепления пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40, а также карабинов Маузер 98К, основного вооружения мотопехоты.

Технические характеристики

«Ханомаг» на воде
ТТХ «Ханомагов» обеспечили высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечить мобильную переброску солдат к передовой. Автомобиль преодолевал уклоны до 24 градусов, двухметровые кюветы и броды высотой до полуметра. Высокая маневренность бронетранспортера и эффективность использованной тактики обеспечили серийное производство — за годы войны было собрано 15 252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 тонны;
  • длина корпуса – 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея – 1 775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась уменьшенными габаритами – вес был уменьшен до 5,8 тонны, а также уменьшены габариты машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые качества бронетранспортера. Этот образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски небольших групп солдат. Всего было выпущено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал по шоссе скорость до 50 км/ч. При этом запас хода составлял до 300 километров. Более легкая модель SdKfz 250 могла развивать скорость до 60 км/ч и дальность полета до 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Hanomag использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 42 TURKM с жидкостным охлаждением. Его мощность составляла 100 л.с., удельная мощность — 10,9 л.с./ч.

Экипаж

Экипаж обеих моделей «Ханомаг» состоял из двух человек — водителя и командира. Разница в размерах и комплектации сказалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек для SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Итальянская «Рысь» (бронированный автомобиль IVECO 65T19WM LMV)

Рысь

Преодоление препятствий

Мощный двигатель в сочетании с продуманной ходовой частью позволял бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия.

Например, форсирование водных преград глубиной до 0,5 метра практически вне зависимости от типа дна.

Рвы глубиной до 2 метров также не доставили проблем – гусеницы отлично показали себя даже на сложном глинистом грунте.

Наконец, без особых проблем преодолевались и крутые подъемы (до 24 градусов). При ведении боевых действий на территории Советского Союза такая проходимость оказалась особенно важной.

Экипаж

Важно, что экипаж Sd Kfz 251 Hanomag состоял всего из двух человек. Первый был водителем. Его пространство не было отделено от отделения отделения, но между ним и машинным отделением стояла надежная противопожарная преграда, повышавшая шансы на выживание в случае пожара.

В пылу битвы

Высоко ценился бронетранспортер еще и потому, что любой человек, умеющий водить грузовик, без труда разобрался бы, как им управлять. Тот самый руль, три педали (газа, тормоза и сцепления) и два рычага (ручника и переключения передач), расположенные справа, позволяли очень быстро переучивать водителя, не затрачивая на обучение лишних недель и месяцев.

Другим членом экипажа был командир, взявший на себя также обязанности связиста. При движении он находился на своем месте справа от водителя. Однако в некоторых более поздних модификациях место командира было перенесено на корму.

Апач — истребитель танков

AH-64Апач

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector