- Трансмиссия
- Итог
- Приборы
- История создания вездехода
- Тормозная система
- Катки
- Корпус
- Лучшее место
- Конструктивное исполнение
- Вездеход ГАЗ-71 — легендарная «Газушка» для Крайнего Севера
- Применение
- Вездеход ГТМУ Газ 73
- Гусеничный вездеход ГАЗ-71
- Заправочные емкости
- Устройство
- Обзор салона
- Технические характеристики
- Армейская модификация
- Расход — 200 л на 100 км
- Особенности кузова и кабины
- Гусеницы
- Зачем вездеходу бревна?
- Интересные истории
- Управление как в танке
- Ходовая часть
- Гражданские модификации
- Модификации
- Общее описание конструкции вездехода ГАЗ-71
- Вездеход ГТМУ Газ 73
- ГАЗ-71 — тягач-вездеход, гусеничный бронированный транспортёр
- Эксплуатация и сферы применения
- Эксплуатационные параметры транспортного средства
- Двигатель и трансмиссия гусеничного вездехода ГАЗ-71
- Расход горючего
Трансмиссия
Некоторые технические данные для перевозчика:
- коробка передач четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
- раздаточная коробка двухосная, с двумя передачами;
- главная передача — коническая в алюминиевом картере;
- кардан — вал на игольчатом подшипнике;
- сцепления сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 шт;
- тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана — 294 мм, ширина прижимной ленты — 120 мм;
- редуктор бортовой одноступенчатый, с цилиндрическим редуктором.
Итог
Автовоз ГАЗ-71, который сегодня можно купить только в подержанном состоянии, — настоящая легенда советского автопрома. Цена всегда остается высокой, но найти такой автомобиль не так просто, на тематических сайтах отчеты о продажах таких автомобилей найти не удалось.
Несмотря на то, что выпуск модели закончился в 85-м году прошлого века, она до сих пор активно используется в различных отраслях промышленности и в народном хозяйстве, особенно популярна на севере, в труднодоступных местах, где нет доступный другим способом.
Приборы
Приборная панель расположена на центральной части панели приборов транспортера ГАЗ-71. По бокам экрана установлены дефлекторы горячего воздуха. Панель приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольной консоли, на которой установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.
Ближе к спидометру находится указатель температуры двигателя, за которым масляный термометр, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничной машине ГАЗ-71 используется четыре топливных бака, между баками на щите имеется переключатель указателя уровня. Для освещения приборов используются светильники, установленные над приборами.
История создания вездехода
Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-х годах. Автомобиль создан на базе снегоболотохода ГАЗ-47, выпускавшегося с 1955 года.
Характеристики серийного производства стали отставать от требований основного заказчика — Советской армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и коробкой передач, унифицированными с агрегатами колесного вездехода ГАЗ-66.
В 1965 году был собран первый прототип нового лентопротяжного устройства.
Особенностью конструкции опытных машин были пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от использования пластика на серийных изделиях.
В новом вездеходе использовались удлиненные траки, что вместе с увеличением длины ходовой части позволило снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².
Серийное производство началось в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. В первые годы производство автомобилей осуществлялось в Горьком, но в связи с загруженностью завода производство было переведено в Заволжск на специализированный завод гусеничных тракторов. Сборка авианосца в Заволжске продолжалась до 1985 года.
Тормозная система
Тормозная система транспортера ГАЗ-71 включает в себя рабочую и стояночную систему. Рабочие тормоза изготовлены из стальных лент с клепаным медно-асбестовым фрикционным материалом. Лента прижимается к барабану диаметром 294 мм.
Рабочие тормоза используются для удержания машины на стоянке. При этом органы управления удерживаются специальными замками, управляемыми кнопками на рукоятках.
Катки
Транспортер ГАЗ-71 оснащен шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм с внешней резиновой амортизацией. Задние ролики выполняют роль рулевых колес. Катки установлены на стальных балансирах.
Подвеска балансира торсионная, дополненная гидравлическими амортизаторами. Телескопические амортизаторы устанавливаются на балансиры передних катков и полозьев. Ведущие колеса расположены спереди. Зубчатый венец оснащен 12 зубьями, узел съемный, сменный.
Корпус
В основе транспортера ГАЗ-71 стальной кузов, сваренный из листов различной толщины. Кузов герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.
Тело разделено на три отдела:
- коттедж;
- моторного отсека;
- погрузочная платформа.
Моторный отсек отделен от кабины и грузового отсека транспортера стальной переборкой. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силовой установки. В моторном отсеке установлен насос, предназначенный для откачки жидкости, поступающей при преодолении водных преград.
Кабина ГАЗ-71 цельнометаллическая, оборудована двумя сиденьями: для водителя и пассажира.
Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Загрузочная платформа выполнена непосредственно в корпусе конвейера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена складной.
По бокам платформы есть откидные полумягкие сиденья. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, закрепленным на арках. Для обогрева внутреннего объема трюма используется отдельный жидкостный обогреватель.
Лучшее место
Над двигателем находилась вентиляционная решетка, и это было самое удобное место для пассажиров. В кабине с водителем тесно, в задней части сарая трясет нещадно и ничего не видно, а в середине вид отличный, и снизу дует теплый воздух — на северо-востоке даже летом, жарких дней мало. Опять же, вы можете общаться с водителем, нажав на крышу кабины. А в грузопассажирском салоне, даже если подавался сигнал на связь с водителем, обычно не срабатывало. Представьте: вездеход уже несколько часов едет по тундре, и вы никак не можете сказать, что у вас появилось сильное желание исследовать окрестности.
Народное творчество: багажный отсек над грузопассажирским салоном с брезентом
Конструктивное исполнение
ГАЗ-71 — гусеничный транспортер, прочная снегоболотоходная машина, способная передвигаться по воде, а значит, обладает и амфибийными возможностями. Обладает высокой плавучестью, центрально расположенным двигателем и внушительной грузоподъемностью.
Платформа изготовлена из листов легированной стали различной толщины, кузов полностью герметичен, разделен на три секции: кабину, грузовую платформу и моторный отсек. В качестве границ между помещениями используются стальные переборки, где есть специальные люки, упрощающие процесс ремонта и обслуживания машины. В моторном отсеке есть насос, который необходим для откачки воды при попадании в бак.
Учитывая предназначение, а это перевозка не только грузов, но и людей, разработчики оснастили кузов автономной системой обогрева и предусмотрели возможность установки тента. Последний, кстати, натягивается на специальный каркас, для хорошей вентиляции используется рукав.
Особенности компоновки гусеничного трактора определяются сферой его использования, а это решение широкого круга задач:
- перевозка людей и грузов;
- буксировка прицепов массой менее 2 тонн;
- буксировать другие автомобили, в том числе автомобили, застрявшие на дороге.
Транспортер свободно передвигается по любым дорогам и по воде, изначально рассчитан на работу при температуре окружающего воздуха от -50 до +40 градусов, выдерживает легкое хранение без гаража.
Вездеход ГАЗ-71 — легендарная «Газушка» для Крайнего Севера
ГАЗ-71 или ГТ-СМ — советская гусеничная машина на базе транспортера ГАЗ-47 (ГТ-С).
Автомобиль разработан в конце 60-х годов конструкторами ГАЗа. Сначала серийное производство было запущено на мощностях Горьковского автозавода, а затем оно было передано Заволжскому заводу гусеничных тягачей (ЗЗГТ), где производство ГАЗ-71 продолжалось до 1985 года. Официальное название этой машины — » модернизированный гусеничный транспортер-снегоболотоход».
Вездеход ГАЗ-71 предназначен для перевозки людей и грузов, способен передвигаться как по всем видам дорог, так и по пересеченной местности, в том числе по тяжелому заболоченному грунту. Эта машина может преодолевать сугробы, форсировать водные преграды глубиной до 1,2 метра и даже плавать. На кузове вездеход может перевозить груз в одну тонну.
Простота, надежность и абсолютная «износостойкость» в сочетании с прекрасными техническими характеристиками сделали этот вездеход настоящей легендой северных краев. Добавим также, что эксплуатация ГАЗ-71 продолжается и сегодня.
ГАЗ-71 проедет по любой местности, незаменим в условиях севера
С момента начала серийного производства было разработано несколько модификаций внедорожника, а также ряд специальных автомобилей на его базе.
Применение
Гражданские транспортеры ГАЗ-71 широко используются в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина используется для доставки и подачи геологических деталей. На базе ГАЗ-71 устанавливались мобильные буровые установки с оборудованием, расположенным в передней или задней части корпуса.
Интересной модификацией машины является установка для подледной рыбалки (ПТ-ИЛТ). Кроме того, на базе ГАЗ-71 выпускались пожарные машины ВПЛ-149А, станции короткого замыкания СКС-1А-02 и ряд другой техники.
Вездеходы ГАЗ-71 использовались в войсках для доставки личного состава, стрелково-минометного вооружения, боеприпасов. Автомобиль рассчитан на 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, уложенных на носилках.
По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.
В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша кабины была оборудована точками крепления пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.
На базе ГАЗ-71 был разработан десантный бронетранспортер ГТ-МУ. Верхнюю часть машины защищала арматура толщиной 4-6 мм, нижняя изготавливалась из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и веса. Бронетранспортер может быть оснащен бензиновыми или дизельными силовыми установками.
Автомобили ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью, идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ имелись санитарные версии, оборудованные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Боевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.
Вездеход ГТМУ Газ 73
Вашему вниманию предлагается один из результатов конверсионных мероприятий отечественного ВПК — гусеничный снегоболотоход-тягач ГТМУ (ГАЗ-73). Основное назначение машины – буксировка прицепов общей массой до 2 тонн, а также перевозка людей и различных грузов. С помощью вездеходов ГАЗ-73 (ГТМУ) становится возможным преодоление различных водных преград, ширина которых не превышает 1,5 км. Допустимый диапазон температурных режимов эксплуатации и безгаражного хранения включает значения от -40 до +50○С.
Максимальная грузоподъемность — 1 т. Количество мест в салоне рассчитано на 2 человека, на платформе — на 10 пассажиров. Максимальная скорость на суше — 55 км/ч, на воде — 6 км/ч. Максимально допустимый угол возвышения — 35○ (при выходе из воды на берег это число не должно превышать 20○), крен — 25○ . Развиваемая мощность – 120 лошадиных сил. Величина среднего расхода топлива на каждые 100 км пути достигает 100 литров. Запас хода варьируется от 400 до 500 км. Дорожный просвет 35 см. Общая высота, ширина и нижняя часть конвейера соответственно 1,7 м, 2,47 и 3,33 м. Ширина пробитой гусеницы 2,08 м.
Функциональное назначение ГАЗ-73 как спасательной техники диктует необходимость изучения такого важного технического параметра, как давление, создаваемое на единицу площади. Для данной гусеничной машины она составляет около 0,22 кгс на 1 см2. При этом его масса в рабочем состоянии достигает 4,8 т. Не менее важным в реализации функционального назначения представленной техники является комплектация с двигателем ЗМЗ-73 (или ГАЗ-73).
По желанию покупателей производители готовы заменить его на дизель Д-245. Для повышения потребительского интереса к автомобилю компания продает его базовую и модифицированную версии. Также стоит выделить тот факт, что малые габариты тягача и относительно небольшие значения веса позволяют транспортировать его в районы бедствия как другими транспортными средствами, так и самолетом.
Причем это возможно даже при наличии на борту разных полезных нагрузок. Наконец, немаловажное значение имеет цена. На внутреннем рынке любую единицу этого перевозчика можно приобрести за относительно небольшую сумму. Многие фирмы продают их в ценовом диапазоне до 550 000 рублей. Изначально спроектированный как разновидность десантного корабля, ГАЗ-73 показал отличные результаты при эвакуации людей и грузов с отдельных труднодоступных территорий и, в ряде случаев, акваторий. Неординарный боевой транспортер нашел свое применение и в мирное время.
Чтобы хотя бы просто добраться до пострадавших, не говоря уже о начале их эвакуации, спасатели должны располагать оборудованием соответствующего назначения и достаточно высокого качества. Одним из таких видов является, конечно же, ГАЗ-73, упомянутый в рамках данного материала.
Гусеничный вездеход ГАЗ-71
Гусеничный вездеход ГАЗ-71 является снегоболотоходной гусеничной машиной и предназначен для: перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов (массой до 2 тонн), эвакуации раненых и для других нужд войск в северных районах страны, а также такие, как для перевозки людей и хозяйственных грузов.
Вездеход может эксплуатироваться по всем типам дорог и местности с возможностью преодоления водных преград. Транспортер предназначен для эксплуатации и безгаражного хранения при температуре окружающего воздуха от +40° до -50°.
Цена ГАЗ-71 с консервации (бензиновый двигатель ЗМЗ-41, карбюратор) после полного цикла регламентных работ: 895 000 руб. Гарантия.
По вашему желанию возможна установка дизельного двигателя Д-243 или Д-245 (турбо), изготовление пассажирского утепленного кинг с спальными местами.
У нас вы также можете купить запчасти для внедорожников.
Заправочные емкости
Расходные данные по узлам и агрегатам:
- основные топливные баки общим объемом 232,5 литра;
- резервный бак – 77,5 литров;
- система охлаждения – 30 литров;
- система смазки двигателя – 9,5 л;
- воздушный фильтр с масляной ванной — 0,55;
- объем картера коробки передач – 3 литра;
- объем картера главной передачи 3 литра;
- объем конечной теплицы 2,6 литра;
- ступицы колес – по 0,16 л;
- объем картера редуктора вентилятора 0,11 л;
- емкость гидросистемы сцепления – 0,45 л.
Основные органы управления:
- поворотные функции — попеременное включение боковых фрикционов и тормозов на ведущих катках;
- включение горного тормоза — фиксаторы на рычагах;
- переключение передач — напольный рычаг;
- рычаг переключения передач раздаточной коробки — напольный рычаг;
- привод сцепления — педаль слева, оснащен гидравлическим приводом.
Параметры ходовой части:
- высота оси ведущего колеса — 620 мм;
- высота оси тягача — 620 мм;
- высота грузового отсека – 1130 мм;
- максимальная скорость по шоссе – 50 км/ч;
- максимальная скорость на воде — 6 км/ч
Электрические устройства и механизмы:
- напряжение сети – 12 вольт;
- генератор марки Г130-Э1 постоянного тока, шунтирующий, экранированный, 28 ампер;
- аккумуляторная батарея — типа 6-СТ-68-ЭМЗ;
- релейный регулятор — типа РР-129;
- преимущества зажигания — тип Р105 с центробежной регулировкой угла опережения зажигания и корректором октанового числа;
- стеклоочиститель стандартный двухщеточный;
- стартер — тип ST130-B, включение кнопкой.
Устройство
Погрузочная платформа изготовлена из цельного стального листа. Для перевозки пассажиров при отрицательных температурах автомобиль оборудован системой обогрева кузовной части, есть возможность установки тентового покрытия. Тент крепится на раму, в рукав встроена система вентиляции. В корпусной части находятся санитарно-технические средства для раненых.
Платформа рассчитана на десяток пассажиров, для их комфорта установлены откидывающиеся полумягкие сиденья.
Обзор салона
Кабина изготовлена из цельного листового металла. Две двери, места для водителя и пассажира.
Герметичность кабины на высшем качественном уровне: после преодоления водной преграды до 1,3 м кабина остается сухой.
Система вентиляции — 2 люка, прорезанных в крыше. Тепло- и звукоизоляция выполнена на высоком качественном уровне. Для поддержания необходимого микроклимата в технике предусмотрен нагревательный механизм. Аккумулятор расположен за сиденьем водителя, прикрыт металлической пластиной, которая легко снимается.
Технические характеристики
Двигатель | ЗМЗ-41, бензин, карбюратор |
Власть | 115 л.с |
Топливо | бензин А-76 |
Максимальный крутящий момент | 29 кгс/м |
Максимальный вес с дозаправкой, без груза и экипажа | 3,75 ч |
Максимальный вес груза | 1 час |
Максимальный вес прицепа | 2 часа |
Полная масса с грузом и экипажем 2 человека. | 4,3-4,95 (5,3) ч |
Максимальная скорость по шоссе | 50 км/ч |
Максимальная скорость плавающая | 5-6 км/ч |
Диапазон топлива | 400 км |
Сиденья в салоне | 2 |
Места на платформе | 10 |
Количество кроватей | 2 |
Средний расход топлива на трассе | 90-100 л |
Средний расход топлива на пересеченной местности | 150 л |
Количество рулонов на странице | 6 шт |
Следы | 2,18 м |
База | 3,63 м |
Дорожный просвет | 0,38 м |
Длина | 5,39 м |
Ширина | 2585 м |
Высота | 1,74 м |
Стоит рассмотреть технические характеристики вездехода ГАЗ-71. В рабочем состоянии масса автомобиля составляет примерно 3700 кг, а платформа выдерживает нагрузку до 1000 кг. Внушительный дорожный просвет позволяет преодолевать препятствия и передвигаться в условиях совершенно бездорожья даже в темное время суток. Четырехтактный двигатель работает на бензине, что не очень экономично. Его мощность составляет около 115 лошадиных сил, двигатель способен передвигаться по шоссе со скоростью 50 километров в час.
Армейская модификация
Бронированная гусеничная машина (толщина брони — 6 мм) ГАЗ-71 десантируемая, мобильная, высокоманевренная, с минимальными габаритами, лучше всего приспособлена для эксплуатации в военных условиях. У конвейера есть только один относительный недостаток: гусеницы быстро изнашиваются, а отдельные гусеницы приходится заменять. В остальном автомобиль считается технически совершенным, запчасти ГАЗ-71 нужны не часто.
Кабина оборудована двумя сиденьями – для водителя и сопровождающего автомобиль сопровождающего. Кузов рассчитан на 10 человек.
Корпус транспортера не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а лишь как надежный грузовой транспорт в условиях бездорожья.
Расход — 200 л на 100 км
Расход топлива по пересеченной местности на ГАЗ-71 мог достигать 150-200 литров на 100 км, а на раскатанной дороге все равно оказывался около 100 литров на сотню. Топливных баков было 4 по 75 литров каждый, и располагались они как бак – снаружи вдоль бортов. А основной запас топлива хранился у подножия экспедиции. Туда его забрасывали зимой, санно-тракторными поездами.
Особенности кузова и кабины
Кузов ГАЗ 71 представляет собой грузовую платформу открытого типа из стали. Возможность установки утепленного тента из дублирующей ткани позволяет перевозить людей сзади даже в сильный мороз, кроме того, платформа обогревается. Тент крепится на раме из трех съемных арок; для обеспечения вентиляции предусмотрен специальный вентиляционный рукав. Верхняя часть задней части тела откидывается назад. Для размещения людей (до 10 человек) на платформе установлены полумягкие откидные сиденья. Сантехническое оборудование, необходимое для перевозки раненых, также находится здесь.
В металлической двухдверной кабине этого вездехода могут разместиться два человека. Естественно, особые условия эксплуатации заставили конструкторов позаботиться о герметичности кабины, для чего по всему контуру двери была проложена резиновая прокладка. Благодаря ему вероятность попадания пыли и воды в салон сводится практически к нулю.
Два люка, также хорошо герметизированные, обеспечивают естественную вентиляцию воздуха внутри закрытого помещения. Кабина имеет хорошую тепло- и звукоизоляцию, оборудована отопителем. Водитель и пассажир размещаются на мягких сиденьях. Кстати, добраться до аккумулятора можно, сдвинув съемную панель, которая находится прямо за водительским сиденьем.
Эта модель была снята с производства почти 20 лет назад, но до сих пор не выведена из эксплуатации. Особенно часто перевозчика можно встретить в северных регионах страны, где климатические и дорожные условия не позволяют использовать более «легкую» технику. Цена вездехода ГАЗ 71 зависит в первую очередь от его состояния.
Новые, законсервированные или просто хорошо сохранившиеся автомобили предлагаются за 700 тысяч – 1,3 миллиона рублей. Оборудование, требующее ремонта, находится в ценовом диапазоне от 200 до 800 тысяч рублей. При необходимости не составит труда найти оригинальные запчасти на ГАЗ 71. Подойдут и детали от более нового ГАЗ 3403.
Гусеницы
На транспортере ГАЗ-71 применялась стальная мелкозвенная гусеница, состоящая из 83 звеньев каждая. Звено имеет ширину 390 мм, расстояние между осями отверстий под пальцы 128 мм.
На внутренней поверхности звена расположены две пружины, ограничивающие беговую дорожку и препятствующие сходу гусеницы с опорных катков.
Звенья соединены стальными штифтами, которые фиксируются от выпадения из стопорных колец. Для обеспечения долговечности пальца поверхность насыщается бором с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущим колесом имеется съемная пластина, очищающая гусеницу от грязи и снега. Натяжение гусениц осуществляется поворотом кривошипа уравновешивающего устройства направляющего ролика.
Зачем вездеходу бревна?
Выносливость ГАЗ-71 была поразительной. Конечно! Гусеницы, абсолютно ровное днище и дорожный просвет 380 мм. Но он также мог сидеть на животе. В данном случае принесли бревно. В критической ситуации его укладывали поперек передней части вездехода и привязывали цепью к рельсам. Машина сначала приподнялась, взобралась на бревно, а потом протащила его под собой и наткнулась на сложный участок. Почти всегда помогало.
Иногда при резком повороте или движении по камням с катков слетали гусеницы. Это называлось «снятие обуви», и процедура «обувания» была очень трудоемкой. Вездеходу понадобилась помощь нескольких человек, чтобы вынести его. Конечно, отдельной должности слесаря в геологических партиях и отделах не было; ремонт возлагался на водителя.
Читайте также: БТР «БМП К-17 «Бумеранг» конструкция, технические характеристики, вооружение
Интересные истории
Использование вездеходов ГАЗ-71 в тундре в летние месяцы ограничено, так как следы гусениц оставляют на почве следы, которые не зарастают в течение нескольких лет.
Расход бензина в сложных дорожных условиях достигает 200 литров на 100 км, поэтому для дальних маршрутов в грузовой отсек устанавливается несколько бочек бензина.
Управление как в танке
Трансмиссия на ГАЗ-71 была от полноприводного грузовика ГАЗ-66 — «шишиги». Коробка передач была четырехступенчатой, а кроме того имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Руля, конечно, не было, управление было как в танке — рычаги. Каждый борт имел свой тормоз и свой фрикцион, через который крутящий момент передавался на ведущее колесо. Во время маневра водитель потянул один из рычагов назад, сцепление разомкнулось и сработал тормоз.
Ходовая часть
Шасси вездехода представлено:
Шасси ГАЗ-71
- двенадцать опорных катков, одинаково расположенных с обеих сторон;
- гусеницы с резиновым покрытием;
- два ведущих колеса;
- гидравлические амортизаторы, которые оснащены задними и передними катками;
- переносные снегоочистители, которые используются зимой для защиты от гололеда.
Личинки образованы мелкими звеньями, имеющими большую ширину по сравнению с исходным экземпляром. Каждая из них имеет 83 шарнира, соединенных стальными застежками.
Гражданские модификации
На базе ГАЗ-71 было создано несколько вариантов вездехода для хозяйственных нужд:
- ГАЗ-34032 — вездеходная поисково-спасательная машина с улучшенными характеристиками для плавания в стоячей воде.
- ГАЗ-34033 с двумя генераторами, двойным аккумулятором как медицинский вариант, а так же ремонт с газосварочным оборудованием.
- ГАЗ-34034 — версия с дизельным двигателем Д-247.
- ГАЗ-34036 — дизельная версия, предназначенная для езды по бездорожью с частыми заплывами на тихой воде.
Модификации
ГАЗ-71 лег в основу создания следующих модификаций: 3403 (ТТХ оснащен торсионами, повышающими грузоподъемность до 1,25 т); 34033 (используется в погранвойсках, с дублированной электросистемой); ГТ-МУ (бронированный, воссозданный на основе симбиотического слияния ГАЗ-71 и ГАЗ-47).
Выпускается машина ГАЗ-34039, на базе которой созданы специальные автомобили для бурения и тушения пожаров. Несмотря на большой возраст снегоболотоходной техники, технический потенциал позволяет использовать технику в условиях Крайнего Севера.
Оборудование управляется с помощью рычажно-педальной системы. Педальный привод снабжен газовым клапаном, сцеплением.
Гусеничные вездеходы — автомобили из СССР. Выпуск модели завершился в 1985 году, но машины активно эксплуатируются в районах с холодным климатом.
Купить образец можно на вторичном рынке. Стоимость формируется исходя из технических и внешних условий. Автомобили в отличном состоянии обойдутся в 700-1400 тысяч рублей. (цена зависит от года выпуска). Оборудование, нуждающееся в ремонте, будет стоить до 700 тысяч рублей.
Новые запчасти можно найти в специализированных торговых точках, на вторичном рынке много предложений. Возможно использование деталей от вездехода 3403 следующего поколения.
Общее описание конструкции вездехода ГАЗ-71
Кузов вездехода изготовлен из стальных листов различной толщины, соединенных сваркой. Он полностью герметичен, что позволяет автомобилю плавать и заставлять преодолевать водные преграды. Несмотря на довольно внушительные размеры, ГАЗ-71 обладает высокой маневренностью и хорошей скоростью.
Корпус машины можно разделить на три части:
- коттедж;
- силовая комната;
- погрузочная платформа.
Двигатель отделен от грузовой платформы и кабины специальными стальными перегородками, панели которых снимаются. Это облегчает доступ к агрегатам силовой установки. В моторном отсеке также установлен насос, задача которого откачивать воду во время преодоления внедорожником различных водных преград.
В кабине ГАЗ-71
В цельнометаллической кабине два места — для пассажира и водителя вездехода. Имеет две боковые двери и два люка, которые расположены в крыше. Двери имеют специальные резиновые уплотнители, защищающие кабину от воды и пыли. Аккумулятор расположен позади водителя.
Грузовая платформа накрыта тентом, а каркас представляет собой металлические дуги. Задний борт платформы откидной, по бокам расположены откидные сиденья. Для обогрева трюма используется жидкостный обогреватель.
Вездеход ГТМУ Газ 73
Вашему вниманию предлагается один из результатов конверсионных мероприятий отечественного ВПК — гусеничный снегоболотоход-тягач ГТМУ (ГАЗ-73). Основное назначение машины – буксировка прицепов общей массой до 2 тонн, а также перевозка людей и различных грузов. С помощью вездеходов ГАЗ-73 (ГТМУ) становится возможным преодоление различных водных преград, ширина которых не превышает 1,5 км. Допустимый диапазон температурных режимов эксплуатации и безгаражного хранения включает значения от -40 до +50○С.
Максимальная грузоподъемность — 1 т. Количество мест в салоне рассчитано на 2 человека, на платформе — на 10 пассажиров. Максимальная скорость на суше — 55 км/ч, на воде — 6 км/ч. Максимально допустимый угол возвышения — 35○ (при выходе из воды на берег это число не должно превышать 20○), крен — 25○ . Развиваемая мощность – 120 лошадиных сил. Величина среднего расхода топлива на каждые 100 км пути достигает 100 литров. Запас хода варьируется от 400 до 500 км. Дорожный просвет 35 см. Общая высота, ширина и нижняя часть конвейера соответственно 1,7 м, 2,47 и 3,33 м. Ширина пробитой гусеницы 2,08 м.
Функциональное назначение ГАЗ-73 как спасательной техники диктует необходимость изучения такого важного технического параметра, как давление, создаваемое на единицу площади. Для данной гусеничной машины она составляет около 0,22 кгс на 1 см2. При этом его масса в рабочем состоянии достигает 4,8 т. Не менее важным в реализации функционального назначения представленной техники является комплектация с двигателем ЗМЗ-73 (или ГАЗ-73).
По желанию покупателей производители готовы заменить его на дизель Д-245. Для повышения потребительского интереса к автомобилю компания продает его базовую и модифицированную версии. Также стоит выделить тот факт, что малые габариты тягача и относительно небольшие значения веса позволяют транспортировать его в районы бедствия как другими транспортными средствами, так и самолетом.
Причем это возможно даже при наличии на борту разных полезных нагрузок. Наконец, немаловажное значение имеет цена. На внутреннем рынке любую единицу этого перевозчика можно приобрести за относительно небольшую сумму. Многие фирмы продают их в ценовом диапазоне до 550 000 рублей. Изначально спроектированный как разновидность десантного корабля, ГАЗ-73 показал отличные результаты при эвакуации людей и грузов с отдельных труднодоступных территорий и, в ряде случаев, акваторий. Неординарный боевой транспортер нашел свое применение и в мирное время.
Чтобы хотя бы просто добраться до пострадавших, не говоря уже о начале их эвакуации, спасатели должны располагать оборудованием соответствующего назначения и достаточно высокого качества. Одним из таких видов является, конечно же, ГАЗ-73, упомянутый в рамках данного материала.
ГАЗ-71 — тягач-вездеход, гусеничный бронированный транспортёр
Гусеничный тягач ГАЗ-71, снегоболотоход, выпускался на Заволжском заводе в 1968-1985 годах. Предшественником автомобиля был вездеход ГАЗ-47.
Транспортер ГАЗ-71 представляет собой гусеничное плавучее снегоболотоходное сооружение, предназначенное для перевозки различных грузов. Военные модификации этой машины оснащены откидными пассажирскими сиденьями и могут перевозить личный состав. Транспортеры являются эффективными транспортными средствами для эвакуации раненых в условиях бездорожья. Используется для прохождения снежной целины — как плоской, так и холмистой.
Технические характеристики машины позволяют преодолевать брод в 1,2 метра, а при пересечении более глубоких водоемов транспортер переходит в режим плавания. Эксплуатация вездехода ГАЗ-71 возможна при температуре от +40 до -50 градусов Цельсия. Успешно используется на Крайнем Севере.
Эксплуатация и сферы применения
У ГАЗ 71 есть и другое название – вездеход ГТСМ. В противном случае речь идет о гусеничном транспортере (снегоболотоходе), среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что грузоподъемность ГТКМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать ее водоплавающей птицей. Несмотря на то, что данная модель была разработана еще в 60-х годах, она очень востребована и по сей день.
Эту машину отличают особые технические характеристики, простая конструкция, экономичность в обслуживании, лучшие характеристики вездехода (преодоление препятствий, высокая маневренность в любых условиях, выносливость), доступность и распространенность запчастей. Фото ГАЗ 71:
За долгие годы эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это он приобрел хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.
Область применения вездехода ГАЗ 71:
- исследование;
- энергия;
- нефтегазовая промышленность;
- военный район.
Эту чудо-технику используют и частные лица — охотники, рыбаки, путешественники.
- доставка людей, различных грузов в различные отдаленные регионы страны в сложных условиях;
- транспортировка солдат, эвакуация раненых;
- сопровождение научных экспедиций, в первую очередь разведочных экспедиций;
- перевозка прицепов массой до двух тонн.
Температурный диапазон эксплуатации ГАЗ 71 составлял 90 градусов – от -50° до +40° по Цельсию. Нет необходимости в гараже для хранения автомобиля даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как оснащен специальными средствами для самовытаскивания в случае застревания.
Навыки плавания впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкий участок реки (1,5 км) со скоростью 6 км/ч. Плавающая функция вездехода обеспечивается вращением гусениц. И последняя передача приводит их в движение. Внешне гусеничный внедорожник ГАЗ может показаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно мобилен. Увеличение скорости, возможность маневрирования на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые можно быстро снять
При пересечении водоема необходимо учитывать одно важное условие: переходить можно только спокойную реку
На реке с быстрым течением снегоболотоход лучше не использовать — может закрутить и даже затопить. Причина в том, что подводная доска имеет большую площадь.
Скорость спецтранспорта зависит от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более-менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/ч.При движении по болоту скорость снижается до 18 км/ч, в сложных условиях — до 12 км/ч, В заснеженной местности, где снег достигает 1 метра, он может развивать скорость только до 17 км/ч.
При этом расход топлива не экономичный. При развитии максимальной скорости вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 литров на 100 км. Средний расход ненамного меньше — соответственно 100 на 100. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бортам автомобиля разместили четыре топливных бака: три из них объемом 232,5 литра каждый, дополнительно для них бак на 77,5 л.
Эксплуатационные параметры транспортного средства
Перед покупкой гусеничного снегоболотохода ГАЗ-34039 необходимо определиться, для каких целей вы планируете его использовать. Только после этого можно переходить к практической части покупки. Для тех, кто хочет покорять бездорожье, оптимально будет купить модели с 5-ступенчатой коробкой передач. Снизить вероятность заклинивания наполовину ходовой части, включая 12 опорных катков.
Кроме того, ГАЗ-34039 32 включает в себя 2 рулевых колеса и аналогичное количество ведущих колес. Они расположены в передней части внедорожника. По желанию заказчика устанавливаемые гусеницы 2-х типов: резинометаллические шарнирные (РМШ) и открытые шарнирные (ОШ).
Габаритные размеры дроссельной заслонки внедорожника 34039
Вариант с СРМ обеспечивает беспроблемный проезд в 12 000 км, а с ОШ можно преодолеть расстояние в 2 раза меньше. Вездеход ГАЗ-34039 имеет независимую торсионную подвеску, отличающуюся большим углом атаки, расположенную на обоих концах гусениц. При преодолении водной преграды включается движитель гусеничного типа. Технические характеристики ГАЗ следующие:
- допустимый угол бокового крена — 25°;
- максимальный угол возвышения — 35°;
- база автомобиля — 3600 мм;
- средний расход топлива (в хорошем состоянии) — 218 г/кВт.ч.;
- допустимый крутящий момент — 1600 об/мин;
- максимальная масса прицепа — 2000 кг.
Перечисленные характеристики различаются в зависимости от модификации автомобиля.
Двигатель и трансмиссия гусеничного вездехода ГАЗ-71
Изначально ГТ-СМ оснащался бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-66 мощностью 115 л.с. С. Он имеет восемь цилиндров и фактически является модификацией двигателя грузовика ГАЗ-66. ЗМЗ-66 (или ГАЗ-71) комплектуется штатным подогревателем, облегчающим запуск при отрицательных температурах.
Является модификацией ГАЗ-34039 с дизелем Д-245 (как у Быка). Эта версия вездехода выпускается до сих пор.
На ГАЗ-71 установлена четырехступенчатая механическая коробка передач с сухим сцеплением. По своей конструкции он напоминает коробку передач автомобиля ГАЗ-66.
Вездеход ГАЗ-71 способен преодолевать водные преграды вплавь
Расход горючего
Все вроде бы отлично… Но портит всю картину расход топлива. При движении на максимальной скорости по серьезному бездорожью трактору требуется 150 литров топлива на 100 километров пути. Средний расход чуть меньше — 90-100 литров, но и это немало.
Скажу сразу, что модель не выпускалась около 20 лет. Но он все еще используется. Часто перевозчик работает в проверенных районах, где климат и дороги не позволяют использовать «более легкие» варианты. При необходимости оригинальные запчасти на тягач найти несложно, подойдут и детали от ГАЗ-3403.