ГАЗ-ММ Полуторка, технические характеристики ТТХ и устройство легендарного грузовика, описание двигателя автомобиля

Военная техника

Общая информация о ГАЗ-ММ

ГАЗ-ММ

Автомобиль выпускался давно, и в разные годы сборкой занимались компании со всей страны. Горьковский завод выпускал ММ с 1937 по 1948 год. В 47-м году прошлого века производственные мощности были переведены на УАЗ (до 1956 года). В первые два года полноценно запустить перевозчик с усовершенствованным грузовиком не удалось. Причиной стало отсутствие необходимых силовых агрегатов, которые в довоенные годы шли на более приоритетные автомобили: ААА и ВА-10. Массовое производство началось в 1940 году и продолжалось до 1956 года.

Есть неофициальная информация, что с 1950 по 1956 годы в Ульяновске не собирали новые автомобили, а тщательно ремонтировали старые, оснащая их новыми деталями.

В годы Великой Отечественной войны из-за нехватки ресурсов инженеры перешли на выпуск упрощенной версии, получившей индекс ММ-В. Исходя из этого, они смогли сделать несколько модификаций. Кабина в те годы была деревянной, на крыше устанавливался брезент. В 42-м году несколько крупных партий лишили дверей, заменив их брезентовыми защитными клапанами. Угловые крылья делали из любого подходящего железа, просто согнули его до нужной формы. После окончания войны технология производства крыльев не менялась.

Большое количество рабочих экземпляров ГАЗ-ММ состояло на вооружении Красной Армии до 1962 года. В этом году вышел указ, запрещающий эксплуатацию автомобилей с механическими тормозами, в результате чего все модели были списаны.

За всю историю производства успели выпустить около 200 тысяч экземпляров. Транспорт был одним из самых популярных в Красной Армии. Его ценили за простую конструкцию, благодаря которой водители могли проводить быстрый ремонт в полевых условиях. Качество многих силовых агрегатов оставляло желать лучшего, поэтому случались частые поломки.

Конструкция ГАЗ-ММ

Автомобиль ГАЗ-ММ, как и его предшественник, отличался простой конструкцией. Транспорт базировался на рамном шасси с рессорной подвеской. В эти годы по этой схеме собиралось большинство небольших грузовиков. Ливрея кабины была взята от ГАЗ-А и адаптирована под грузовой автомобиль.

Описание технических характеристик:

  • Длина — 5,2 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 1,9 м;
  • Дорожный просвет – 20 см;
  • Колесная база – 3,3 м;
  • Колесная формула – 4х2;
  • Масса – 1,75 тонны;
  • Мощность двигателя — 50 л.с;
  • Максимальная скорость составляет 70 км/ч.

Двигатель ГАЗ-ММ

Главным отличием от АА стала новая силовая установка. Двигатель ГАЗ-ММ подвергся доработкам, благодаря которым инженерам удалось увеличить его мощность с 40 до 50 лошадиных сил. Двигатель остался таким же неприхотливым. Стандартным топливом был бензин АИ-52, но водители часто заправляли машину керосином. В качестве смазочных материалов применялись автолы и нигрол, применяемые в промышленности. Силовой агрегат работал в паре с механической коробкой передач, имевшей четыре ступени – три спереди и одну сзади.Подвеска ГАЗ-ММ

Задняя подвеска и коробка передач были уникальными. Затворная труба выполняла роль продольной тяги. Внутри был закрытый карданный вал, который в усовершенствованной модели стал прочнее. Основным недостатком этой конструкции был постоянный контакт балки с бронзовой втулкой. Из-за этого последние быстро теряли качество и выходили из строя.

Также конструкторы усовершенствовали переднюю подвеску. Заменили установку реактивной тяги, в результате чего увеличился запас рабочего ресурса. Но значительным приростом не назовешь: в годы войны грузовик эксплуатировался с постоянными перегрузками, что приводило к фатальным поломкам.

Стартеры работали от аккумуляторов. Во время Второй мировой войны они были в серьезном дефиците, к тому же часто ломались. При большом везении они прослужили чуть больше полугода. Чтобы не тратить время на смену стартеров, водители заводили транспорт с помощью ручки. К слабым местам относились шины, рабочий ресурс которых не превышал 8-9 тысяч километров. Колеса имели размер 6.00-520.

Несмотря на нехватку ресурсов, ГАЗ-ММ и АА стали самыми массовыми автомобилями в предвоенные и военные годы. Количество выпущенных экземпляров обеих моделей и их модификаций составило немногим менее одного миллиона. На базе шасси собирались многие виды специальной техники, которая использовалась в военных и хозяйственных целях. Многие технические составляющие были объединены при создании новых боевых машин, легких танков БА-6 и БА-10.

Модификации ГАЗ-ММ

ГАЗ-03-30

На базе ГАЗ-ММ специалисты Горьковского автозавода разработали несколько вариантов:

  • ММ-В представляет собой упрощенную версию грузовика. В первые годы войны из-за большой нехватки материалов с машины сняли крышу и двери (вместо них использовали брезент). После 1944 года транспорту вернули деревянную крышу и двери. В целях ускорения процесса сборки в технике упразднили глушитель, бампер и передние тормоза. Фары и дворники остались только со стороны водителя. Задняя дверь прислонилась к кузову;
  • 410 (1938-1950) — самосвал, построенный на шасси ММ. Он перевозил грузы массой до 1200 кг и имел функцию саморазгрузки. Платформа была металлической. Нет данных о количестве собранных проб;
  • 42 (1938-1949) — стандартный 50-сильный двигатель заменили газогенератором. В качестве топлива использовались деревянные блоки, что позволяло развивать мощность до 38 лошадиных сил. Грузовик перевозил до 1000 кг груза. 150-200 кг грузоподъемности забирал запас кирпича;
  • 43 (1938-1941) — аналог предыдущей версии. Габариты двигателя были уменьшены, в качестве топлива использовался уголь. Модификация не получила широкого распространения и была ограничена небольшими партиями;
  • 44 (1939 г.) — модель, работавшая на сжиженном нефтяном газе. Топливные баки разместили под грузовой платформой. В 1939 году с конвейера сошла одна небольшая серия;
  • 60 (1938—1943) — полугусеничный вариант. Гусеница была выполнена по резинометаллическому типу. За подъезд к нему отвечал стандартный мост. Машина использовалась для передвижения по заснеженной местности;
  • 65 (1940 г.) — самая неудачная разработка горьковских специалистов в этом семействе. Опытная партия гусеничных машин не прошла ни одного полигонного испытания. Также у него был высокий расход топлива, недопустимый в годы войны (60 литров на 100 км);
  • 03-30 (1938-1950) — автобус, рассчитанный на 17 пассажиров. Производство осуществлялось дочерним предприятием ГАЗа — Горьковским автобусным заводом. В основе кузова лежал деревянный каркас, обшитый металлическими панелями. Это был самый популярный автобус в довоенные и послевоенные годы;
  • 55 (1938-1950) — самый массовый санитарный автомобиль, состоявший на вооружении Красной Армии. Инженеры усовершенствовали конструкцию и переработали кузов. Максимальная вместимость 10 человек.

Многие разновидности получили широкое распространение. Техника внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне и помощь в восстановлении Союза в послевоенные годы.

Пик славы полуторки ГАЗ-ММ

ГАЗ-ММ на Ладожском озере

Автомобиль стал легендой во время Великой Отечественной войны. Грузовик считался самым распространенным в СССР. После начала боевых действий все экземпляры из народного хозяйства были призваны на вооружение Красной Армии. Количество работающих машин на середину 1941 года составляло 151 тысячу. ММ использовался для снабжения ресурсами различных подразделений и заводов по всей стране.

Техника внесла наибольший вклад в прохождение блокады Ленинграда. В ноябре противник перекрыл все дороги, ведущие к городу, в результате чего снабжение ресурсами стало невозможным. 22 ноября первая колонна грузовиков с продовольствием отправилась в Ленинград по «Дороге жизни», проходившей через Ладожское озеро.

Грузовой транспорт прошел большое расстояние под постоянным огнем противника. Несмотря на тяжелые условия работы, транспортировка ресурсов происходила каждый день до конца зимы. Самые толстые участки льда были отмечены для удобства передвижения; в сильный мороз регулировщики отвечали за координацию движения на случай выезда машин в полыньи и расщелины. Некоторые водители снимали двери с петель, чтобы в экстренной ситуации быстро выйти из автомобиля.

Тропа жизни проработала практически до конца апреля. В середине этого месяца температура поднялась до +15 градусов по Цельсию, из-за этого лед начал активно таять. Проезжая часть стала покрываться водой (в некоторых местах глубина составляла 45 см), но это не помешало грузовику в пути выполнять свои обязанности. Официально движение по озеру было остановлено 21 апреля, но некоторые водители продолжали возить продукты и эвакуировать жителей города до 24 апреля. За зиму многие ГАЗ-ММ перевезли чуть более 361 тыс тонн полезной нагрузки (из них 262 тыс тонн продуктов питания).

«Кривой стартер», ведерко и «пятая передача»

Слепой «горбун»: трудный путь к первой советской малолитражке Шестьдесят лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец

В качестве места для строительства завода рассматривались Москва, Ленинград и Ярославль, но по совокупности характеристик предпочтение было отдано Нижнему Новгороду. Здесь исторически сложилась разнообразная металлургическая промышленность, было достаточно электроэнергии, кадров и была достаточно развита сеть внутреннего транспортного сообщения. Строительством главного завода, созданного с нуля, руководила команда из 25 американских специалистов под руководством Альберта Кана, архитектора с мировым именем, ранее построившего офисы и заводы Ford.

Кстати, автомобильный гигант в Нижнем был далеко не единственной работой Кана и его команды в СССР — за первые пятилетки они спроектировали и организовали строительство более 500 объектов. Тем временем вырастали новостройки, в Канавине, в десяти километрах от Нижнего, на территории завода «Гудок Октября» создан временный автосборочный цех, где установили «отверточный» агрегат «Модели А» и его трех- модификация моста Форд-Тимкен. Своего рода учебное заведение для рабочих и инженеров будущего Нижегородского автозавода. ВВ Молотов.

Новый флагман отечественного автомобилестроения был торжественно принят на вооружение 29 января 1932 года, когда под звуки заводской сирены, вспышки фотоаппаратов и аплодисменты с конвейера сошел первый грузовик, получивший название НАЗ-АА. К концу года завод выпускал уже 60 грузовиков в сутки и освоил выпуск легковых автомобилей — аналогов «Модели А». Но назывались они уже ГАЗ-А, с 7 октября 1932 года Нижний Новгород стал называться Горьким в честь известного писателя. Следовательно, автозавод также сменил название и стал ГАЗ.

 

Суперкар от «Жигулей» и «Запорожца»: чудеса техники постсоветского пространства Быстрые и мощные автомобили, произведенные в странах постсоветского пространства

С самого начала стало понятно, что некоторые детали конструкции требуют адаптации к нашим условиям, особенно к почти полному отсутствию автомобильных дорог. Картер сцепления и рулевой механизм были усилены, установлен воздушный фильтр. Грузовая платформа также была изменена для удовлетворения потребностей народного хозяйства.

К бесспорным достоинствам автомобиля относились неприхотливость к топливу (бензин 52, но и осветительный керосин был хорош), хорошая проходимость и достойная тяга на малых скоростях — при необходимости грузовик «тянул» больше заявленного тоннажа. ГАЗ-АА потреблял около 20 литров на «сотню», по шоссе развивал скорость до 70 км/ч, а запаса хода на одном баке хватало примерно на 215 км.

Правда, по регламенту масло надо было менять каждую тысячу километров, да и в этом случае за двигателем до капитального ремонта приходилось ухаживать всего 10 тысяч км. По нынешним меркам — до безобразия мало, но для того времени это было вполне нормально.

ГАЗ-АА бодро влился в советскую жизнь, став настоящим барабанщиком первых пятилеток. Машина понравилась своей простотой и трудолюбием (но советским водителям было не с чем ее сравнивать), а ее недостатки, которых было предостаточно, вскоре были досконально изучены всеми водителями. К ним относились снисходительно, и предполагалось, что настоящий профессионал умеет не обращать внимания на такие мелочи, как отвратительно работающие тормоза, вечно глючащий старт или вылетающие на лету передачи.

 

Копеечная причина: самому главному российскому автомобилю исполняется 50 лет Ровно полвека назад в Тольятти началось производство автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули

Заводили грузовик обычно с ручки — «кривого стартера», а рычаг коробки поддерживался палкой с рогаткой на конце, которая упиралась в переборку моторного отсека. Эту палку в шутку называли пятой скоростью. Насос не предназначался, поэтому каждый водитель имел в своем арсенале ведро, чтобы бежать к ближайшей воде, когда из закипевшего двигателя валил пар.

Топливного насоса, кстати, тоже не было — топливо из бака между капотом и кабиной самотеком перетекало в карбюратор, расположенный ниже камеры сгорания. Смесь засасывалась в камеру сгорания из-за отрицательного давления, и зимой эта система создавала множество проблем, борьба с которыми была своего рода искусством.

Наши инженеры придумали совершенно уникальную версию ГАЗ-АА-42, которая работала на дереве. За кабиной был установлен закрытый газовый котел, который переплавляли на мелкие кирпичи. Горючий газ, выделяющийся при их неполном сгорании, поступал в двигатель по системе трубопроводов. Немного потеряла мощность по отношению к бензину, зато запас хода по лесным дорогам с топором стал практически безграничным! На базе ГАЗ-АА производились автобусы, легкие бронеавтомобили, бензовозы, микроавтобусы, машины скорой помощи и многие другие спецмашины.

Алмазный дым: во Франции будут продавать уникальные российские объекты Как российский арт-рынок укрепляет свои позиции за рубежом

В 1938 году грузовик был модернизирован — он получил новый 50-сильный двигатель и ряд доработок в рулевом управлении и подвеске. Внешне новый автомобиль ничем не отличался от своего предшественника, но теперь это был чисто советский грузовик (контракт с фирмой Форд истек), получивший название ГАЗ-ММ. Кстати, такой же новый двигатель ставили на знаменитую «эмку» — легковушку ГАЗ-М-1.

Несмотря на модернизацию, к концу 1930-х годов модель ММ технически и морально устарела, и газовики готовили ей на смену совершенно новый автомобиль ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны. В 1940 году он прошел ходовые испытания, был принят государственной комиссией, и к концу следующего года новый автомобиль должен встать на конвейер, заменив ветерана ГАЗ-ММ. К сожалению, мы не успели.

Читайте также: ЗСУ-23-4 Шилка: Зенитная Самоходная Установка, технические характеристики (ТТХ), калибр, скорострельность

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector