- Просто, надёжно, убойно
- Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Проектирование
- Основные технические данные Д-30А (2А18М)
- Баллистические
- Конструктивные
- Габаритные
- Массовые
- Эксплуатационные
- Ирак и Сирия: земля войны
- Об устройстве
- Египетские скворечники и ливанские тираны
- На вооружении
- Современные операторы
- Бывшие операторы
- Эволюция мортир и гаубиц
- «Цезари» для бедных
- Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.
- Боеприпасы
- ВС СССР
- ВС РФ
- Как транспортируется артиллерийское орудие?
- Конструктивные особенности и изменения в ходе производства
- Модификации
Просто, надёжно, убойно
122-мм гаубица Д-30 поступила на вооружение СССР в 1963 году. Она пришла на смену легенде Второй мировой войны гаубице М-30, оружию, несомненно, красивому, но устаревшему. Впервые советскую гаубицу разместили на станке с круговым вращением. Это значительно повысило практическую скорострельность — для радикального изменения угла горизонтальной наводки уже не требовалось разворачивать лафет вручную.
По хорошим дорогам Д-30 можно передвигать со скоростью до 80 километров в час, а привести в боевую готовность гаубицу можно за полторы минуты.
Расчет гаубицы Д-30 афганской армии ведет огонь
Пистолет оказался простым, надежным, точным и смертоносным. Эти характеристики, а также тот факт, что советское правительство выдало гаубицы и лицензии на их производство, сделали Д-30 одной из самых популярных артиллерийских систем в мире. Сухопутных операторов этого оружия можно насчитать полсотни.
В российской армии Д-30 остаются на вооружении только в ВДВ, немного в сухопутных войсках и Национальной гвардии. А так — в ближайшем будущем они должны уступить место САУ. Думают о повышении мобильности буксируемых гаубиц в других странах
При современных средствах артиллерийской разведки и облаках беспилотников батарее важно не только быстро отстреливаться, но и еще быстрее уходить от ответного удара. Если денег в военном бюджете не много, а САУ (самоходно-артиллерийскую установку) хочется, надо срочно ставить наличные гаубицы на какое-нибудь шасси
Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
В конце 1940-х годов Советской Армии пришлось заменить 122-мм орудие А-19 (М1931/37), которое было спешно разработано и выпускалось в небольшом количестве до 1945 года, но было признано слишком тяжелым, а также имело слишком короткую стрельбу дальность по намеченной цели ее роль в борьбе с артиллерией противника.
В результате на вооружение была принята 130-мм полевая пушка М-46, но и разработка КБ под руководством Петрова была запущена в производство в небольших количествах. Тогда именно это орудие впервые появилось в войсках в 1955 году и получило обозначение 122-мм полевое орудие Д-74.
Хотя пушка Д-74 поступала в Советскую Армию в очень ограниченных количествах (возможно, это оружие до сих пор находится в резерве), большая часть произведенного оружия направлялась на экспорт в такие страны, как Китай, Египет, Куба, Сев. Корея и Вьетнам. Одну партию оружия даже поставили в Перу, и Д-74 произвела на китайцев такое впечатление, что они наладили собственное производство аналогов, получивших обозначение 122-мм пушка Тип 60.
Ствол пушки Д-74 смонтирован на том же лафете, что и у гаубицы Д-20, — обычной двухстойке с поддоном и плитой для подвески колес в боевом положении. Используя эту пластину, все орудие можно быстро и легко развернуть на 360°. Длинный ствол, длиной около 50 калибров, оснащен дульным тормозом с двумя прорезями. Орудие имеет относительно небольшой щиток и дополнительные колеса на концах рамы для удобства обслуживания.
Типы боеприпасов, используемых пушкой Д-74, в основном такие же, как и у других 122-мм стрелково-зарядных артиллерийских систем, но мощность метательных зарядов может отличаться. Максимальная дальность стрельбы составляет 24 000 метров. Как и в случае с артиллерийскими системами советской разработки, пушка Д-74 может использоваться для поражения бронированных целей. Для этого используется бронебойный снаряд массой 25 кг со сплошным сердечником, который способен пробить броню толщиной 185 мм на дистанции 1000 метров. Однако в настоящее время боеприпасы этого типа во всех артсистемах считаются устаревшими и практически не используются.
Проектирование
В те годы Ф. Петров руководил работой ОКБ завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 инженеры-оружейники учли недостатки, присущие М-30. Орудие имело недостаточную точность и не было приспособлено для выполнения круговых атак. Особенностью гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) была необычная компоновка лафета.
Конструктивно он сильно отличался от лафетов остальных артиллерийских орудий, использовавшихся Советской армией. Чтобы новая гаубица могла совершать круговые атаки, лафет для нее был оснащен тремя станинами. Пушка отличалась и условиями буксировки: дульный тормоз крепился к шкворню.
Основные технические данные Д-30А (2А18М)
Баллистические
Начальная скорость
- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (полный заряд): 690 м/с
- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (уменьшенный переменный заряд): 276-565 м/с
- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
- Максимальное давление пороховых газов: 250 МПа
- Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
- Масса кумулятивного снаряда: 14,08 кг
- Зарядный вес (полный): 3,8 кг
Конструктивные
- Длина ствола с дульным тормозом (без шкворня): 4,66 м (38 клбн)
- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35 клбн)
- Длина резьбы: 3,4 м
- Количество дорожек: 36
- Максимальный угол возвышения: 70°
- Минимальный угол склонения: -7°
- Горизонтальная стрельба при угле места от −5° до 18°: 360°
- Горизонтальная стрельба при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
- Горизонтальная стрельба под углом возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижной и подвижной станиной: ±29°
- Количество жидкости «Стеол М» в тормозной отдаче: 10,3 л
- Количество жидкости Steol M в винтовке: 9,7 л
- Количество жидкости Steol M в балансовом механизме: 0,45 л
- Стартовое давление в винтовках: 4,6 МПа
- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
- Давление в балансировочном механизме: 6 МПа
Габаритные
- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м
- Высота гаубицы в походном положении (без учета огня): 1,8 м
- Высота линии огня: 0,9 м
- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
- Расстояние между опорными точками лафета в боевом положении: 5,6 м
- Клиренс (минимальный): 0,325 м
Массовые
- Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
- Гаубица в походном положении: 3290 кг.
- Ствол: 1,05 т
- Закрытие: 30 кг
- Насосная часть: 1,5 т
- Откат: 1,23 ч
- Люлька: 210 кг
- Выдвижные части с тормозом: 75 кг
- верхняя машина: 212 кг
- Нижняя машина с фиксированной станиной: 318 кг
- Кровати (две): 310 кг
- Установленный накатник: 73 кг
- Колесо со ступицей: 148 кг
- Лыжное снаряжение: 270 кг
Эксплуатационные
- Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин
- Максимальная транспортная скорость: 60 км/ч
Ирак и Сирия: земля войны
Было бы наивно думать, что правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке не воспользуются возможностью для создания ряда колесных САУ. Подобная импровизированная установка используется, например, Федеральной полицией Ирака.
На базе грузовика Д-30. Все предельно просто, а орудие можно спрятать под навес, не раскрывая движение батареи недружелюбному наблюдателю до определенного времени
Но не всякая база подходит для такого мощного оружия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины не выдержит слишком много выстрелов. Однако самое главное для террористов — ахнуть в сторону врага.
Подобным образом убегают и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожника-пикапа GMC. Интересно, хватит ли несчастной машины на множество выстрелов?
Инженеры запрещенного в РФ ИГИЛ просто водрузили гаубицу на грузовой тягач, даже не снимая колес. Подъезжай, стреляй и беги. Вот и вся тактика.
Даже брутальные террористы нигерийской Боко Харам не отстают по глобальной автозарядке. Брони уже нет — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнцу. Судя по тому, что инструмент находится на жестком креплении, конструкция используется как тележка. Подлетел, развернулся, выстрелил прямо — и исчез.
Об устройстве
В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача гранат. Гаубица Д-30 представляет собой артиллерийское орудие с раздельной гильзой. Боевой расчет состоит из шести человек. Ствол ружья содержит следующие компоненты:
- трубка;
- аренда места;
- съемный дульный тормоз;
- застежки-липучки (2 шт.);
- ворота.
На стволе орудия непосредственно перед щитом имеется место для размещения противооткатного устройства. Его наличие положительно сказывалось на боевой работе гаубицы. Это устройство представляет собой два металлических цилиндра. Первый из них — гидравлический тормоз, задача которого — замедлить отдачу орудия, второй — гидропневматический накатник. Его функция заключается в возвращении ствола в исходное положение сразу после выстрела. По мнению специалистов, с противооткатным устройством гаубица имеет хорошую устойчивость при стрельбе.
Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на каретку, что значительно продлевает срок ее службы. Этот нюанс важен, так как пистолет имеет большой вес. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, механизмов подвески и специальных креплений. Д-30 оснащен оптическим и панорамным прицелами.
Египетские скворечники и ливанские тираны
152-мм буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» (СССР) история, характеристики
Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскими дрэнами». Денег в перуанской армии мало, зато много полностью устаревших легких танков АМХ-13. Штук 30 или 40 из них (возможно, несколько еще останутся в качестве ударников-светляков) планируется переоборудовать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30 (без колес и опорных рам). Ко всей этой красоте добавился прибор ночного видения и современная рация. Получившееся чудо получило название AMX-D30 Vulcano.
Мощная перуанская оборонная промышленность уже усилила АМХ-13/105 советскими противотанковыми ракетами «Малютка» и украинскими Р-2Барьер», а французы 75-мм орудиями, переделанными в самоходные противотанковые комплексы (противотанковые ракетный комплекс) «Алакран» с российскими противотанковыми ракетами «Корнет-Э». Вулканы «будут избегать при обновлении танков.
Перу далеко не первопроходец, когда дело доходит до подобных самоходных вооружений. История крепления буксируемых гаубиц Д-30 к танкам началась на Ближнем Востоке. В 70-е годы в египетской армии еще имелось достаточное количество танков Т-34, присланных большим советским другом, но безнадежно устаревших. Выступить в дуэли даже с израильскими супер-шерманами со 105-мм орудиями калибра 85 мм было как-то не комильфо.
Поэтому мы решили часть устаревших танков переоборудовать в САУ с ультрасовременной на то время гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески, соорудив огромный бронированный скворечник вокруг корпуса орудия частично разрезанной башни.
Сирийцы также сделали свои собственные модификации на основе знаменитого танка времен Второй мировой войны. Некоторое количество самоходных гаубиц было захвачено израильтянами, и они выставлены на выставке в музее танков в Латруне.
Кубинцы тоже решили кардинально разобраться с Т-34. Десятилетиями они дорабатывали остатки советского наследия, чтобы хоть как-то повысить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в заливе Свиней Т-34 бодро отбивали контрреволюционный десант, а теперь служат базой для тех же Д-30. Гаубица была искусно встроена в разрезанную оригинальную башню, обеспечивающую круговое вращение.
В Ливане действовали очень просто. Д-30 с укороченными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Но математика легко дышится горным ливанским воздухом — и с загазованностью в боевом отделении проблем нет. Результатом стал Tyrant, который впервые был показан в 2014 году. Подобные системы поставлялись Израилем в армию на юге Ливана во время гражданской войны в этой стране.
Эритрейские товарищи собрали свой вариант Су-122 на базе китайского танка Тип-69 (копия советского Т-55). Выглядит не хуже Ливана, а еще есть откидные бортовые бронелисты для защиты экипажа.
Йеменцы решили совместить Д-30 и советский артиллерийский тягач АТС-59, несущий такие же гаубицы. Такие машины были даже изготовлены небольшой серией для йеменской армии.
В стране, озаренной светом единственно истинного учения чучхе, они полагаются только на собственные силы, ракеты и тысячи единиц оружия. А гаубицы серийно устанавливаются на переделанные БТР образца 1973 года. Корпус орудия со щитком находится в открытом сверху корпусе БТР. Дешевое и сердитое решение в стиле немецких САУ времен Второй мировой войны. Однако это не первый случай, когда северокорейцы изобретают швейцарский армейский нож.
Получилась некая версия советского Гвоздика. Именно «Гвоздика» и ее многочисленные клоны можно назвать самым массовым типом САУ для этого орудия. Хотя для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальный вариант орудия под индексом Д-32.
Но китайский аналог поставлялся не с Д-32, а с полностью штатной лицензионной копией Д-30. На шасси бронетранспортера YW 531N для китайской армии было построено несколько сотен машин «Тип-85». Сейчас их заменяют более современными ПЛЗ-07.
В том же Египте используется другой советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронетрубе. Результатом стала установка СП-122, выпущенная довольно большой серией в 120 единиц.
Свою версию шасси БТР М113 тоже построили в Ливии, и гаубицы водрузили в десантном отделении — для чего сначала срезали крышу. Судя по картинке, можно даже говорить о несерийности».
Но сейчас все большую популярность набирают самоходки с колесами и автолафеты с вооружением среднего и крупного калибра.
На вооружении
Современные операторы
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Афганистан — 85 Д-30 признаны неработоспособными по состоянию на 2016 г
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тип-96) по состоянию на 2016 г
- Беларусь — 48 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Вьетнам — некоторые, по состоянию на 2016 г
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 г
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 г
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 г
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 г
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 г
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 г
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30 по состоянию на 2016 г
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 г
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 г
- Камбоджа — некоторое количество Д-30 по состоянию на 2016 г
- Кыргызстан — 72 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Китай — около 54 Тип-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 г
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 г
- Демократическая Республика Конго — около D-30, по состоянию на 2012 г
- Северная Корея — некоторое количество Д-30 по состоянию на 2016 г
- Куба — некоторые, по состоянию на 2016 г
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 г
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 г
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 г
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 г
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 г
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением КНР), по состоянию на 2016 г
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, еще несколько в морской пехоте по состоянию на 2016 г
- Россия:
- Сухопутные войска — некоторое количество, по состоянию на 2016 г. (в наличии 4400)
- Морские береговые войска — определенное количество по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 г
- Войска Национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30, по состоянию на 2008 г
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Сейшелы — 3 Д-30, доставлены из СССР в 1980 г
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 г
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 г
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Туркменистан — 350 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Украина
- Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Высокомобильный десант из Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Нацгвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 г
- Финляндия — 234 (используется под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 г
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 г
- Эритрея — некоторые, по состоянию на 2016 г
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 г
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 г
Бывшие операторы
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставленных из СССР в период с по 1977 г
- Ирак — 576 Д-30, поставлено из СССР в период до 1988 г
- Марокко — 10 Д-30, поставлено из СССР в 1981 г
- Чехословакия — 210 Д-30, поставленных из СССР в период с 1981 по 1985 гг
- Югославия — 120 Д-30, поставлено из СССР в 1976 г
- Южный Йемен — 72 Д-30, доставлено из СССР в 1980 г
Эволюция мортир и гаубиц
В Первую мировую войну позиционный характер боевых действий обусловил применение воюющими сторонами тяжелых осадных орудий. Слово «миномёт» вышло из употребления вскоре после победы над фашистской Германией в 1945 году. Короткоствольные толстяки уступили место более лёгким крупнокалиберным миномётам и штурмовикам. После включения ракет, в том числе баллистических, в арсеналы почти всех стран полностью исчерпалась потребность в использовании тяжелых, трудно транспортируемых и неповоротливых вооружений.
Последними попытками их применения стали попытки немецких конструкторов создать каких-то устрашающих своими размерами монстров вроде «Карла», имевшего калибр 600 мм. Основным отличием от этого устаревшего класса был короткий ствол с толстыми стенками. Большой угол возвышения примерно соответствовал показателю современного миномета. Патронный способ заряжания, сохранившийся и сегодня в основном у мощных кораблей и береговых орудий, также не способствовал популярности минометов.
Взрывчатые вещества имеют большую удельную поверхность, они гигроскопичны, и обеспечить условия хранения при фиксированной влажности на реальном фронте практически невозможно. Но масса снаряда и дальность стрельбы гаубицы стали такими, что вполне можно было отнести к этому классу артиллерии те функции, которые раньше выполнял миномет.
«Цезари» для бедных
В чем преимущество самоходки с колесами? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги безопаснее. Даже состоятельные французы предпочитают «Цезарей» на колесах. А чем мы хуже? — спросили сербы.
Вдохновленная успехом 155-мм колесной самоходки NORA — которая не только состоит на вооружении сербской армии, но и побывала в Кении, Бангладеш и Мьянме — SORA была разработана в Сербии со 122-мм лицензионной гаубицей D- 30J и прикрутил автомат заряжания. Как настоящий ковбой, самоходка может стрелять двумя вращающимися барабанами со скоростью шесть выстрелов в минуту. Упоры откидываются автоматически, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта дистанционного управления. В патронташе» укладка такого стрелка несет еще 40 патронов. Кроме того, имеется система спутниковой связи и целеуказания.
В Китае компания NORINCO, известная своими многочисленными креативными экспортными проектами, решила поставить гаубицу на. джип. Тщательно скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе похожего на хамви внедорожника, назвав все это Ш-2. Система была показана в 2007 году, а ее 155-мм предшественник SH-1 успел поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колесам и гаубицам.
Вездесущие китайцы напихали Д-30 на универсальные колесные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую гамму машин: от БТР до истребителей танков. Колесная САУ поступила на вооружение НОАК, но NORINCO активно продвигает ее на внешние рынки.
В общем, у Китая всегда больше вариантов в рукаве. На любой вкус, цвет и кошелек.
«Традиционные гвоздики» скучны, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно оружие, отражающее наш степной дух и соответствующее национальному театру военных действий! Сказано – сделано Израилем. На камаз, не боявшийся грязи в земле обетованной, поставили Д-30 на проигрыватель.
Система получила сложную автоматизированную систему управления огнем. Аналогичная стоит на АТМОС 2000. Кстати, именно на АТМОС Израиль меняет старую американскую гусеницу М109.
Все это называлось семсер («меч» по-казахски). Вскоре «восемнадцать мечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но на бумаге к подписанному соглашению все шло гладко. Система работала не так быстро, как ожидалось. Есть информация, что в данное время часть САУ не готова участников контракта — с собаками и интерполом. А простите, а военный контракт вообще без сокращений?
В Иране тоже прошла мода на автосборку: способствуют санкции, оружейное эмбарго и скромный военный бюджет. Берем Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУХейдар-41″ со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.
Активное вооружение Алжира, одного из лучших заказчиков российского ВПК, тоже придумало такую простую идею и выполнило свой вариант Д-30 в кузове грузовика с четырьмя выносными опорами и зарядными ящиками по бортам.
В Судане решили заказать колесную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть от Д-30.
Стрельба ведется при опущенных упорах, а в зарядных ящиках размещается 45 выстрелов. Впервые установка была представлена на IDEX-2013.
Читайте также: 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.
Основным направлением модернизации было выбрано увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы за счет внедрения боеприпасов с дальнобойным снарядом. Вести огонь из гаубицы образца 1910 г можно было только на четвертом заряде, состоявшем исключительно из основного пакета пороха. Снаряды дальнего действия были на 0,64 калибра длиннее старых. Причем это отличие заключалось в основном в шарнирной части, практически отсутствовавшей у снарядов старого образца.
Попытка выстрелить полным снарядом привела к разрыву ствола, так как при наличии всех балок не требовался внутренний объем для расширения пороховых газов, резко повышались температура и давление. Поэтому расстреляли и убрали все балки, кроме основного пакета. Чтобы исправить ситуацию, пришлось удлинить зарядную камору. Что и сделали, и выбросили с одним калибром.
Стрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы образца 1910/30 г происходило на стадии серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявился при эксплуатации в войсках. Стрельба дальнобойным снарядом привела к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с предыдущим артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом № 1 значительно превышала динамические характеристики, допускаемые для немодернизированной гаубицы.
Упрочнение лафета естественно сказалось на массе гаубицы образца 1910/30гг, масса возросла до 1466 кг, при этом немодернизированная 122-мм гаубица весила 1331 кг. Запрещалось ставить просверленный ствол на старую повозку, а также использовать старые салазки и противооткатные устройства.
Чтобы исключить такую возможность, модернизированные лафеты, откат и стволы стали в обязательном порядке маркироваться надписями «закаленный», «образец 1910/30гг», «длинный патронник».
Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр. 1910/30 г заставили сменить прицельные приспособления. Для шрамов. 1910/30гг принял «нормализованный» вид. Этот прицел применялся для различных артиллерийских систем и отличался только креплением и нарезкой шкал расстояний под баллистику конкретного орудия.
Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы образца 1910/30гг остались на прежнем уровне, так как сам лафет с одноствольной тягой, а также колесный ход существенных конструктивных изменений не претерпели. Механизм поворота гаубицы остался прежним. Скорость повозки по-прежнему не превышала шести километров из-за отсутствия подвески и наличия деревянных колес с металлическим ободом.
В течение 1930 года модернизация была завершена. 122-мм гаубица образца 1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихинским заводом и поступила в войска.
Боеприпасы
По баллистическим характеристикам новое орудие должно было занять промежуточное положение между гаубицей М-30 и пушкой А-19. Это привело к необходимости создания боеприпасов для Д-30 с чистого листа. И единственным подходящим снарядом из существующих оказался осколочно-фугасный ОФ-462.
Этот снаряд, разработанный в 1931 году, весил 21,7 кг и снаряжался 3,67 кг тротила. В процессе разработки Д-30 для старой пушки М-30 успели разработать новые дальнобойные снаряды — химические, дымовые и осветительные. Их тоже можно было приспособить для стрельбы из новой гаубицы.
В 80-е годы номенклатура осколочных боеприпасов Д-30 пополнилась гаубичными снарядами семейств ОФ42 и ОФ56.
В последнем из них массу заряда взрывчатого вещества довели до четырех килограммов, заменив тротил гексалем. Осколочное действие обеспечивает установку взрывателей немедленного действия, когда снаряд не успевает углубиться в преграду, а корпус почти не деформируется. Площадь сплошного поражения осколками оценивалась в 18 м по фронту и 8 м в глубину.
При стрельбе по танкам осколки массой около 1 г не могут нанести им существенных повреждений, но вполне могут вывести из строя приборы наблюдения и антенны. При установке взрывателей на фугасное действие снаряд несколько заглубляется в преграду. OF56, трещины в земле, создающие воронку диаметром три метра и глубиной более метра. При стрельбе по танкам снаряд может разрушать крепления и пробивать броню бортов или крыши.
Чтобы артиллерия могла бороться с танками, для Д-30 были разработаны кумулятивные снаряды. Первой попыткой создания такого снаряда для 122-мм гаубиц стал поворотный БП1, пробивший до 180 мм брони. Позже его заменили снаряды, которые в нарезном стволе стабилизировались специальным вращающимся обтюратором, а в полете — оперением.
Выполненный по этой схеме снаряд БК3 мог пробивать броню толщиной до 400 мм.
Поздний снаряд БК13 уже по внешнему виду напоминал снаряд гладкоствольной пушки, а бронепробиваемость стала еще выше — до 460 мм.
Для поражения больших масс пехоты в 1973 году приняли на вооружение снаряд Ш1, снаряженный стреловидными боевыми элементами. А самым совершенным и высокотехнологичным гаубичным 122-мм снарядом Д-30 стал осколочно-фугасный снаряд Китолова, корректируемый лазерным лучом. Метательный заряд в пластиковом или стальном корпусе выпускается в трех вариантах — полный заряд, уменьшенный переменный заряд и специальный заряд для стрельбы кумулятивными снарядами BP1.
ВС СССР
В мотострелковых и танковых дивизиях ВС СССР гаубица Д-30А являлась штатным оружием как полковой, так и дивизионной артиллерии.
В зависимости от типа полка (мотострелковый или танковый) артиллерийский дивизион может иметь от 2 до 3 гаубичных батарей по 6 орудий в каждой. В артиллерийском полку мотострелковой дивизии в зависимости от принадлежности к военному округу или группе войск могло быть до 2-х гаубичных артиллерийских дивизионов по 18 орудий в каждом.
В десантно-штурмовых бригадах в составе сухопутных войск штатный артиллерийский дивизион состоял из 3 гаубичных батарей по 4 единицы Д-30А в каждой.
В артиллерийских полках в составе воздушно-десантных дивизий с 70-х годов 1 из 3-х штатных дивизий имел на вооружении 12 установок Д-30А в 2-х гаубичных батареях.
ВС РФ
В феврале 2013 г министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу приказал до конца 2013 г списать и передать на базы хранения гаубицы Д-30А, находящиеся в составе сухопутных войск. Взамен войска получат буксируемые гаубицы «Мста-Б» или самоходные артиллерийские установки «Акация» калибра 152 мм. Согласно приказу, Д-30А должны были оставаться на вооружении только ВДВ и 56-й десантно-штурмовой бригады Южного военного округа. Однако гаубица продолжала эксплуатироваться на 7-й военной базе в Абхазии, а гаубичный дивизион в 2016 году был включен в состав вновь созданной 30-й мотострелковой бригады. Также используется 22-м армейским корпусом береговых войск ВМФ в Крыму.
Как транспортируется артиллерийское орудие?
Для Д-30 поставляется штатная тягач — Урал-4320. По асфальтовым и бетонным поверхностям этот инструмент транспортируется с максимальной скоростью 80 км/ч. Буксировка по заснеженному грунту осуществляется с помощью специальной лыжной установки. Однако, по мнению специалистов, в этом случае становится невозможным производить артиллерийский огонь из орудия. Благодаря низким массовым характеристикам Д-30 также перевозится вертолетами. Не исключена возможность десантирования гаубицы с парашютом.
Конструктивные особенности и изменения в ходе производства
Как и большинство оружия классического типа, дивизионная мода на гаубицу. 1938 состоит из следующих элементов:
- Ствол металлический моноблочный, без дульного тормоза. В скважине 36 следов.
- Корешок с поршневым замком. Ствол ввинчен в массивный затвор. Также устанавливается система крепления лафета.
- Лафет (М-30С — тумба)
Компоненты лафета:
- колыбель;
- противооткатные устройства;
- верхняя машина;
- механизмы наведения;
- балансировочный механизм;
- нижняя машина с раздвижными станинами, есть крепления для анкерного инструмента и запасных частей;
- ходовая часть, колеса со штампованными дисками и цельнорезиновыми шинами;
- рессоры;
- прицельные приспособления;
- крышка щита, из нескольких элементов.
Люлька со штифтами помещается в специальные гнезда на верхнем станке. Гнездо на нижней машине включает штифт на верхней, выполненный с амортизаторами, которые подвешивают верхнюю машину и облегчают ее поворот. На верхней машине установлены поворотный (слева) и подъемный механизмы (справа.
Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом). В специальное гнездо независимого (двухстрелочного) прицела вставлялась панорама Hertz, через которую ведется огонь прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.
За все время выпуска гаубица претерпела незначительные изменения.
Это отражено в руководстве по обслуживанию 1948 года, но без номеров и дат выпуска. Изменения были внесены для максимального упрощения и снижения производственных затрат. Затем примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. После модернизации казенная часть была увеличена в размерах и усилена.
Ограничитель удержания спускового крючка и механизм помощи при заряжании были удалены. Изменены масленки роликов люльки и сальники тормозов отката и канавок.
После начала производства 152-мм Д-1 лафет собирали на две системы. Изменился дизайн прицелов и панорам.
Модификации
Д-30 в парке Патриот».
- Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колес с двумя ручками на две расчетные фигуры, нижняя плита домкрата круглая; жгутов, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
- Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развит прямоугольный комбинированный тормоз и бортовой фонарь, выступающий над орудийным щитом, пневматические шины, позволяющие буксировать со скоростью более 40 км/ч;
- 2А18М-1 — добавлен таран;
- D-30J — югославская модификация;
- «Саддам» — иракская модификация;
- Тип-96 — китайский вариант;
- «Халифа» — суданский вариант;
- Semser — израильская модификация САУ, представляющая собой Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для казахстанских вооруженных сил.
- «Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая собой Д-30 на шасси КАМАЗ-43118