- История пилотирования
- Базовые боевые маневры
- Самые популярные фигуры
- Хаммерхед
- Чакра Фролова
- Бочка
- Плоский штопор
- Виды и типы фигур сложного пилотажа
- Иммельман
- Фигура Пугачева
- Классификация
- Простые
- Сложные
- «Как называется эта фигура высшего пилотажа?» — подробный разбор всех маневров на самолете
- Колокол Квочура
- Бочка
- Иммельман
- Плоский штопор
- Чакра Фролова
- Хаммерхед
- Ранверсман
- Фигура Пугачева
- Хук
- Выполнение «Мертвой петли»
- Функциональное назначение элементов высшего пилотажа
История пилотирования
Разные ученые по-разному определяют историческую дату, связанную с появлением авиации. Одни исследователи отдают предпочтение 20 июля 1882 года (Российская империя, конструкция самолета Александра Можайского), другие — 14 декабря 1903 года (изобретатели братья Уилбур и Орвилл Райт).
Правда, обе машины продержались в воздухе не более четырех секунд, так что принципиальной разницы между ними нет. Огромный спрос на самолеты сформировался в период накануне Первой мировой войны — уже тогда шли серьезные бои за господство в небе.
С тех пор, как инженеры стали устанавливать на истребители полноразмерные пулеметы, комплекс фигур высшего пилотажа стал залогом выживания людей, находящихся в кабине во время полета. Кстати, большинство уловок позволяют заходить в заднюю полусферу противника — такая позиция дает Асам возможность атаковать, не рискуя получить урон в свою сторону.
Базовые боевые маневры
К таким маневрам относятся:
- Погружение. Последний используется в тех случаях, когда необходимо оторваться от противника или набрать скорость. При выполнении пилот резко снижает высоту полета под острым углом, используя только руль высоты.
- Боевой замах. Используется для быстрого изменения направления самолета (180 градусов) и набора высоты.
- Повернуть. При выполнении этого маневра аппарат вращается на 360 градусов в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью (мощность двигателей используется на полную мощность).
- Простая восьмерка выполняется пилотом на горизонтальной плоскости и представляет собой замкнутую траекторию без смещения по высоте.
- Спираль предназначена для изменения высоты (подъема или спуска) по специальной траектории. Важно соблюдать особые углы атаки.
Самые популярные фигуры
К наиболее популярным фигурам высшего пилотажа относятся:
- «Кобра Пугачева». Во время этого маневра нос самолета вытягивается на 180 градусов, а затем возвращается в исходное положение. Эта фигурка не используется для боя, а предназначена для соревнований и шоу. В то же время Cobra предназначена для уклонения от противника и самонаводящихся ракет.
- «штопор». Одна из самых опасных фигур, запрещенная во многих странах, выполняется путем снижения высоты сосуда по специальной траектории — спирали. Самое сложное в этом — выбраться из петли.
- Основная и популярная фигура — «Иммельманн». Боевой маневр также называют «Полубочки». Выполняется для быстрого подъема и изменения положения судна. Фигурка позволяет легко захватить вражеский самолет.
- Чакра Фролова считается популярной в странах постсоветского пространства. Самолет выполняет фигуры высшего пилотажа «Мертвая петля», только вокруг хвоста. Она одна из самых молодых и используется только в показательных выступлениях. До сегодняшнего дня «Чакра» в боевых действиях не применялась. Фигурка также предназначена для проверки аэродинамических параметров самолета нового поколения.
- Кабриолет. Используется для быстрого лазания. При выполнении такого маневра важно учитывать технические параметры судна и оптимальный угол полета.
Хаммерхед
Как: Самолет поднимается вверх, как свеча, зависает в воздухе, поворачивает нос к земле и снижается.
Когда: Считается, что впервые эта фигура была создана немецким летчиком, чемпионом мира по высшему пилотажу и авиаконструктором Герхардом Физелером в конце 1920-х годов.
Почему: Использование этой фигуры в воздушном бою равносильно подписанию собственного смертного приговора. Парящий в воздухе самолет становится идеальной мишенью для врага. Но во время демонстрационных полетов вертикальный разворот вызывает ажиотаж у зрителей, потому что выглядит очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в авиации, но реактивные истребители ее не выполняют.
Чакра Фролова
Как: фигура, на которой самолет разворачивается вокруг хвоста на малой скорости, образуя мертвую петлю с очень маленьким радиусом поворота.
Когда: Впервые показан публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.
Почему: Фигурка названа в честь древнеиндийского оружия, представляющего собой кольцо с острым внутренним краем. Чакру Фролова можно выполнять только на самолетах с изменяемой тягой. Фигурка не использовалась в воздушных боях. Он демонстрируется в ходе показательных выступлений на выставках и авиационных фестивалях, доказывая аэродинамическое совершенство российских истребителей поколения 4+.
Бочка
Как: Самолет вращается на 360 градусов вокруг своей горизонтальной оси. В зависимости от числа оборотов ствол бывает простым, полуторным и более.
Когда: Впервые маневр выполнил американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой войны эта фигура спасла не одну жизнь.
Почему: Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летевший позади него пилот прыгнул вперед, а акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его коллеги называли фигуру «котлом» и не раз применяли технику в борьбе с фашистской авиацией. Сейчас ствол входит в комплекс фигур, исполняемых на соревнованиях по авиации.
Плоский штопор
Как: Самолет снижается по узкой нисходящей спирали с малым радиусом.
Когда: В начале 1900-х вращение было основной причиной смерти пилотов. Считалось, что выбраться из штопора невозможно. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов самолета «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров умышленно завел самолет в хвост и вышел из него. На следующий день Арцеулов направил начальству в Севастопольское авиационное училище рапорт, в котором предложил ввести в программу обучения штопор.
Почему: Сегодня эта когда-то смертоносная фигура отрабатывается во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах; он включен в регламент соревнований по воздушному спорту. Однако в России из соображений безопасности запрещено выполнять штопор на реактивных истребителях, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то, что научился драться штопором, он уносит жизни и по сей день.
Виды и типы фигур сложного пилотажа
Первый способ классификации ФП — деление по степени сложности (и требованиям к мастерству практикующего). Все виды воздушной техники соответственно легкие, сложные и высшие. Вторая система группировки – по общему количеству участников. Есть несколько категорий – индивидуальные и групповые выезды. Раньше маневрированием занимались только признанные мастера с невероятным опытом. Сегодня с большинством трюков справляются даже курсанты летных школ, прошедшие впечатляющую подготовку.
Чтобы полетать на истребителе и опробовать все чудеса невесомости и перегрузок 8G, совсем не обязательно проходить профессиональную школу. Вы можете купить сертификат от Poletomania и посетить кабину истребителя Dolphin, который легко разгоняется до 700 км/ч на высоте 3000 метров (выше только стратосфера и космос). Корабль L-29 был собран в Чехословакии и сейчас считается самой популярной учебной моделью в мире.
Иммельман
Как: Самолет выполняет боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.
Когда: Впервые фигурка была сделана на моноплане Fokker E.III 25-летним немцем Максом Иммельманном в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельманну оказаться над вражеским самолетом и позади него, хотя ранее они находились на встречном курсе. За летный год Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а британские летчики, только увидевшие, что немец взлетел, сошли на берег.
Почему: фигуру Иммельмана стали преподавать в летных школах. И сегодня он входит в базовые номера, которые должны знать все военные летчики.
Фигура Пугачева
Как: Фигура, при которой нос самолета на Су-27 поднимается вверх на 110 градусов, (на Су-37 — до 180 градусов) относительно направления движения, а затем опускается назад.
Когда: впервые выполнил в испытательном полете Заслуженный летчик СССР Игорь Волк. «Кобра» была продемонстрирована публике Виктором Пугачевым на международном авиасалоне в Ле-Бурже, Франция, в 1989 году. Когда российский пилот Су-27 резко задрал нос, организаторы авиасалона решили, что в системе произошла неисправность системы и что самолет вот-вот упадет. Но самолет не попал в штопор, а полетел в том же направлении. Пугачев получил звание Героя Советского Союза за разработку новой техники, а фигура, несмотря на то, что она была изобретена другим летчиком, названа первым демонстратором.
Зачем: маневр подходит для уклонения не только от истребителей противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Однако «Кобру» еще предстоит использовать в бою.
Читайте также: 15 самых больших и мощных флотов мира
Классификация
Маневрирование самолета, при котором летчик наносит удары по экипажу и техническим силам противника, называется высшим пилотажем. На рисунках показаны процессы движения самолета по заданной траектории, отличной от обычной горизонтальной. Специалисты различают три типа маневров — простые, сложные и высшие.
Классификация производится также по общему количеству задействованных в работе машин (соответственно индивидуальное и групповое расположение). Виражи, восьмерки, боевые виражи, горки, нырки и спирали — каждый элемент используется в природе и позволяет пилоту добиться превосходства над гипотетическим или реальным противником. То же самое можно сказать о бочках, кобрах, плоских штопорах, молотках и крючках. По общему признанию, эксперты должны продемонстрировать гораздо большее количество навыков и знаний для их реализации.
Простые
Невероятно выглядит физика высшего пилотажа — многотонная махина легко крутится в воздухе, словно забывая о гравитации и притяжении планеты. В число элементарных трюков, пройденных курсантами летных училищ на первых курсах, входят:
- повороты;
- развороты;
- слайды;
- спирали;
- погружение под углом 45 градусов;
- горизонтальные восьмерки.
Пилоты осваивают их, скорее, в учебных целях. Таким образом, они учатся быстро определять положение самолета в пространстве, развивают смелость и обретают достаточную уверенность в своих действиях. Представленные маневры не несут особой опасности. Дело в том, что современные самолеты оснащены инновационными системами автопилота, защищающими неопытных операторов от опрометчивости.
Сложные
Здесь дела обстоят несколько сложнее – требуются высококлассные самолеты и отличные знания. Этот класс воздушных трюков включает в себя:
- иметь дело;
- петли;
- полупетли;
- 60-градусные горки и нырки;
- горизонтальные проверенные и штопорные бочки;
- все виды вращений вверх и вниз.
Соответствующие курсы преподаются и в летных школах, но с гораздо большей тщательностью. Любое неправильное действие пилота может привести к необходимости катапультирования, повреждению и гибели дорогостоящего самолета.
Поэтому профильные учебные заведения приобретают учебно-тренировочные самолеты с расширенным количеством мест и модулей управления. Вместе с курсантами для имитации матча отправляются квалифицированные инструкторы, готовые дать необходимые подсказки.
«Как называется эта фигура высшего пилотажа?» — подробный разбор всех маневров на самолете
Боевое маневрирование возникло вместе с самой авиацией — но до Первой мировой войны оно носило самый неструктурированный характер. Уже в те времена на самолетах размещали некоторое количество пулеметов, чтобы люди могли бороться за господство в небе.
В противостояниях побеждали только асы, способные добиться от машин, казалось бы, невероятных прыжков, кульбитов и траекторий. С годами практически все более или менее опытные пилоты, прошедшие качественную подготовку в профессиональных школах, стали выполнять трюки.
Колокол Квочура
Фигура, для выполнения которой специалист должен заставить самолет подняться на высоту, поднять вверх нос, достичь нулевой скорости и начать падать с поворотом корпуса в ту или иную сторону. Заключительный этап презентации — резкое погружение вниз.
Впервые прием был продемонстрирован еще в 1988 году на территории французского авиасалона в Хэмпшире. Тестер говорит от имени дизайнерского агентства. Микояна использовали истребители четвертого поколения МиГ-29. Именно тогда мир увидел, насколько эффективен этот трюк против зенитных радаров. Радарные системы теряют из виду транспортное средство и не ожидают, что модуль внезапно встанет на место.
Бочка
Настоящая классика пилотирования, самолет вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот на 360°, сохраняя при этом заданную траекторию. Благодаря своей невероятной популярности маневр получил целый ряд вариантов исполнения, которые отличались друг от друга не только скоростью, но и количеством кругов. Автор — американец Дэниел Мэлони, явивший миру свое изобретение в 1905 году.
По мнению многих летчиков, открытие иностранного специалиста спасло сотни жизней специалистов, воевавших против Третьего рейха во время Второй мировой войны. Среди настоящих любителей традиционного ствола были советские асы — Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.
Иммельман
Прямой ответ на вопрос, как называется трюк самолета, когда самолет достигает половины восходящей петли, разворачивается вокруг собственной продольной оси на 180°, а затем выходит на обычную горизонтальную траекторию. Представленную фигуру еще называют «полупетля с полубочкой» — за сходство одновременно с двумя известными и успевшими доказать свою боевую эффективность маневрами.
Плоский штопор
Не столько трюк высшего пилотажа, сколько ситуация, заставляющая махину в несколько тонн тонуть в круговой нисходящей спирали с малым радиусом. Первое приложение было зарегистрировано 24 сентября 1916 года — автором стал выдающийся летчик Константин Арцеулов. Он, находившийся на высоте 2000 метров, вошел в управляемый штопор французского одномоторного истребителя Nieuport XXI, после чего восстановился по указанной выше схеме движения.
Все способы боевого применения фигуры в основном связаны с боями самолетов с наземными противниками. Поняв, что в дальнейшем противостоянии нет смысла, летчик активировал плоский штопор, заставив противников задуматься о сбитии.
Чакра Фролова
Специалист вводит аппарат сложным кувырком вокруг хвоста, причем на предельно малой скорости. Визуально маневр напоминает классическую петлю Нестерова, но с меньшим радиусом. Трюк родился в далёком 1995 году, на территории авиасалона Ле Бурже.
Евгений Иванович, находящийся за штурвалом перехватчика Су-37, продемонстрировал зрителям свою невероятную развитость, еще раз подтвердив свой статус профессионального аса. Правда, предложенная им трасса ни разу не использовалась во время полномасштабных матчей — сегодня она служит способом демонстрации аэродинамического совершенства отечественной конструкции четвертого поколения.
Хаммерхед
Один из самых сложных фигур высшего пилотажа — самолет поднимается традиционной свечой, затем зависает в воздухе на несколько секунд, поворачивает нос к земле и камнем падает. Специалистам не удалось найти точного автора представленной методики. Однако считается, что впервые его исполнил немецкий пилот, чемпион мира по высшему пилотажу Герхард Физелер на авиашоу в 1920 году.
Удивительно, но это развитие событий не имеет ничего общего с реальным противостоянием на небесах. Дело в том, что стационарная (даже ненадолго) машина является отличной мишенью для вражеских перехватчиков. А вот показательные учения выглядят действительно впечатляюще.
Ранверсман
Включите землю, позволяющую быстро изменить текущий путь многотонной махины. В отличие от акулы-молота активно используется в полномасштабных воздушных боях, так как дает участникам возможность атаковать и уходить с линии огня противника. Самолет резко задирает нос до потери скорости, после чего тяжелая часть корпуса тянет аппарат вниз, заставляя его скользить на крыло с постепенным переходом в управляемое планирование.
Специалисты предполагают, что представленная фигурка впервые увидела свет еще в 1930 году. Она актуальна и сегодня, и входит в учебные курсы всех авиационных школ мира.
Фигура Пугачева
Кобра — невероятно эффективная техника, когда пилот выполняет мощное торможение машины, задирая нос на 120, а то и 180 градусов. Трюк был впервые продемонстрирован заинтересованной публике около 33 лет назад на территории авиасалона в Ле Бурже.
Виктор Георгиевич, находившийся за штурвалом истребителя Су-27, произвел впечатление на всех находившихся там зрителей. Сначала люди считали, что возникла чрезвычайная ситуация — готовились получить статус очевидцев катастрофы. Однако эксперту удалось ввести самолет в классический штопор, и вместо того, чтобы врезаться в землю, он продолжил свое выступление.
Хук
Компоновка и название фигуры пилотажа на самолете, который на самом деле представляет собой немного модернизированную и усложненную кобру. Человек, выполняющий эту технику, не использует аэродинамические тормозные системы. Он поднимает нос огромной машины как минимум на 90°, а затем делает полный оборот в горизонтальной плоскости.
Главным условием выполнения представленного маневра является опытность и хладнокровие пилота. С такой траекторией движения могут справиться только признанные мастера с невероятным мастерством и беспрецедентным уровнем компетентности. Кроме того, разработка имеет и самое практическое преимущество — с ее помощью противник, повиснув на хвосте, прыгает вперед, при этом открывая фюзеляж для пулеметных и ракетных атак.
Выполнение «Мертвой петли»
Трюк, названный в честь легендарного русского военного летчика и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова. Это один из самых сложных маневров — специалист ведет многотонную махину по пути замкнутого круга, постепенно поднимая нос самолета вверх, не останавливая его движения.
На старте аппарат развивает скорость около 450 км/ч (после прохождения трех ключевых точек на круге она падает до 340-360 км/ч). Въезд и выезд с ринга строго под острым углом.
Вообще настоящая головная боль даже для самого опытного пилота. Однако широко подтверждена эффективность «Мертвой петли» — она позволяет выпускать противника из хвоста, при этом превращая его из нападающего в беззащитную жертву, вскрывшую свой фюзеляж.
Функциональное назначение элементов высшего пилотажа
Практически каждый из представленных маневров имеет свой уникальный способ использования:
- Колокольчик — самолет задирает нос до нулевой скорости, потом камнем падает. Таким образом, аппарат скрыт от радиолокационных систем и всевозможных ракет, оснащенных модулями самонаведения.
- Hammerhead — сложная, но практически бесполезная регулировка в реальном противостоянии. Отличается незаурядной эффектностью, в основном задействован в показательных выступлениях.
- Ранверсман — нужен для атаки вражеских кораблей и результативного ответного боя. Допускает резкое изменение траектории движения без потери скоростных характеристик.
Точно так же можно говорить о крюке, чакре Фролова, плоском штопоре, Иммельмане и классической бочке.