Фигуры высшего пилотажа с названиями: как называются самые сложные трюки и маневры на самолете, по какой схеме летчик выполняет эти элементы, их физика

Военная техника

История пилотирования

Разные ученые по-разному определяют историческую дату, связанную с появлением авиации. Одни исследователи отдают предпочтение 20 июля 1882 года (Российская империя, конструкция самолета Александра Можайского), другие — 14 декабря 1903 года (изобретатели братья Уилбур и Орвилл Райт).

Правда, обе машины продержались в воздухе не более четырех секунд, так что принципиальной разницы между ними нет. Огромный спрос на самолеты сформировался в период накануне Первой мировой войны — уже тогда шли серьезные бои за господство в небе.

С тех пор, как инженеры стали устанавливать на истребители полноразмерные пулеметы, комплекс фигур высшего пилотажа стал залогом выживания людей, находящихся в кабине во время полета. Кстати, большинство уловок позволяют заходить в заднюю полусферу противника — такая позиция дает Асам возможность атаковать, не рискуя получить урон в свою сторону.

Базовые боевые маневры

Исполнение рисунка

К таким маневрам относятся:

  1. Погружение. Последний используется в тех случаях, когда необходимо оторваться от противника или набрать скорость. При выполнении пилот резко снижает высоту полета под острым углом, используя только руль высоты.
  2. Боевой замах. Используется для быстрого изменения направления самолета (180 градусов) и набора высоты.
  3. Повернуть. При выполнении этого маневра аппарат вращается на 360 градусов в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью (мощность двигателей используется на полную мощность).
  4. Простая восьмерка выполняется пилотом на горизонтальной плоскости и представляет собой замкнутую траекторию без смещения по высоте.
  5. Спираль предназначена для изменения высоты (подъема или спуска) по специальной траектории. Важно соблюдать особые углы атаки.

Самые популярные фигуры

К наиболее популярным фигурам высшего пилотажа относятся:

  1. «Кобра Пугачева». Во время этого маневра нос самолета вытягивается на 180 градусов, а затем возвращается в исходное положение. Эта фигурка не используется для боя, а предназначена для соревнований и шоу. В то же время Cobra предназначена для уклонения от противника и самонаводящихся ракет.
  2. «штопор». Одна из самых опасных фигур, запрещенная во многих странах, выполняется путем снижения высоты сосуда по специальной траектории — спирали. Самое сложное в этом — выбраться из петли.
  3. Основная и популярная фигура — «Иммельманн». Боевой маневр также называют «Полубочки». Выполняется для быстрого подъема и изменения положения судна. Фигурка позволяет легко захватить вражеский самолет.
  4. Чакра Фролова считается популярной в странах постсоветского пространства. Самолет выполняет фигуры высшего пилотажа «Мертвая петля», только вокруг хвоста. Она одна из самых молодых и используется только в показательных выступлениях. До сегодняшнего дня «Чакра» в боевых действиях не применялась. Фигурка также предназначена для проверки аэродинамических параметров самолета нового поколения.
  5. Кабриолет. Используется для быстрого лазания. При выполнении такого маневра важно учитывать технические параметры судна и оптимальный угол полета.

Хаммерхед

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: Самолет поднимается вверх, как свеча, зависает в воздухе, поворачивает нос к земле и снижается.

Когда: Считается, что впервые эта фигура была создана немецким летчиком, чемпионом мира по высшему пилотажу и авиаконструктором Герхардом Физелером в конце 1920-х годов.

Почему: Использование этой фигуры в воздушном бою равносильно подписанию собственного смертного приговора. Парящий в воздухе самолет становится идеальной мишенью для врага. Но во время демонстрационных полетов вертикальный разворот вызывает ажиотаж у зрителей, потому что выглядит очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в авиации, но реактивные истребители ее не выполняют.

Чакра Фролова

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: фигура, на которой самолет разворачивается вокруг хвоста на малой скорости, образуя мертвую петлю с очень маленьким радиусом поворота.

Когда: Впервые показан публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Почему: Фигурка названа в честь древнеиндийского оружия, представляющего собой кольцо с острым внутренним краем. Чакру Фролова можно выполнять только на самолетах с изменяемой тягой. Фигурка не использовалась в воздушных боях. Он демонстрируется в ходе показательных выступлений на выставках и авиационных фестивалях, доказывая аэродинамическое совершенство российских истребителей поколения 4+.

Бочка

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: Самолет вращается на 360 градусов вокруг своей горизонтальной оси. В зависимости от числа оборотов ствол бывает простым, полуторным и более.

Когда: Впервые маневр выполнил американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой войны эта фигура спасла не одну жизнь.

Почему: Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летевший позади него пилот прыгнул вперед, а акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его коллеги называли фигуру «котлом» и не раз применяли технику в борьбе с фашистской авиацией. Сейчас ствол входит в комплекс фигур, исполняемых на соревнованиях по авиации.

Плоский штопор

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: Самолет снижается по узкой нисходящей спирали с малым радиусом.

Когда: В начале 1900-х вращение было основной причиной смерти пилотов. Считалось, что выбраться из штопора невозможно. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов самолета «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров умышленно завел самолет в хвост и вышел из него. На следующий день Арцеулов направил начальству в Севастопольское авиационное училище рапорт, в котором предложил ввести в программу обучения штопор.

Почему: Сегодня эта когда-то смертоносная фигура отрабатывается во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах; он включен в регламент соревнований по воздушному спорту. Однако в России из соображений безопасности запрещено выполнять штопор на реактивных истребителях, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то, что научился драться штопором, он уносит жизни и по сей день.

Виды и типы фигур сложного пилотажа

дельфин.jpg

 

 

 

 

 

 

Первый способ классификации ФП — деление по степени сложности (и требованиям к мастерству практикующего). Все виды воздушной техники соответственно легкие, сложные и высшие. Вторая система группировки – по общему количеству участников. Есть несколько категорий – индивидуальные и групповые выезды. Раньше маневрированием занимались только признанные мастера с невероятным опытом. Сегодня с большинством трюков справляются даже курсанты летных школ, прошедшие впечатляющую подготовку.

Чтобы полетать на истребителе и опробовать все чудеса невесомости и перегрузок 8G, совсем не обязательно проходить профессиональную школу. Вы можете купить сертификат от Poletomania и посетить кабину истребителя Dolphin, который легко разгоняется до 700 км/ч на высоте 3000 метров (выше только стратосфера и космос). Корабль L-29 был собран в Чехословакии и сейчас считается самой популярной учебной моделью в мире.

Иммельман

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: Самолет выполняет боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Когда: Впервые фигурка была сделана на моноплане Fokker E.III 25-летним немцем Максом Иммельманном в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельманну оказаться над вражеским самолетом и позади него, хотя ранее они находились на встречном курсе. За летный год Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а британские летчики, только увидевшие, что немец взлетел, сошли на берег.

Почему: фигуру Иммельмана стали преподавать в летных школах. И сегодня он входит в базовые номера, которые должны знать все военные летчики.

Фигура Пугачева

Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Как: Фигура, при которой нос самолета на Су-27 поднимается вверх на 110 градусов, (на Су-37 — до 180 градусов) относительно направления движения, а затем опускается назад.

Когда: впервые выполнил в испытательном полете Заслуженный летчик СССР Игорь Волк. «Кобра» была продемонстрирована публике Виктором Пугачевым на международном авиасалоне в Ле-Бурже, Франция, в 1989 году. Когда российский пилот Су-27 резко задрал нос, организаторы авиасалона решили, что в системе произошла неисправность системы и что самолет вот-вот упадет. Но самолет не попал в штопор, а полетел в том же направлении. Пугачев получил звание Героя Советского Союза за разработку новой техники, а фигура, несмотря на то, что она была изобретена другим летчиком, названа первым демонстратором.

Зачем: маневр подходит для уклонения не только от истребителей противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Однако «Кобру» еще предстоит использовать в бою.

Читайте также: 15 самых больших и мощных флотов мира

Классификация

Маневрирование самолета, при котором летчик наносит удары по экипажу и техническим силам противника, называется высшим пилотажем. На рисунках показаны процессы движения самолета по заданной траектории, отличной от обычной горизонтальной. Специалисты различают три типа маневров — простые, сложные и высшие.

Классификация производится также по общему количеству задействованных в работе машин (соответственно индивидуальное и групповое расположение). Виражи, восьмерки, боевые виражи, горки, нырки и спирали — каждый элемент используется в природе и позволяет пилоту добиться превосходства над гипотетическим или реальным противником. То же самое можно сказать о бочках, кобрах, плоских штопорах, молотках и крючках. По общему признанию, эксперты должны продемонстрировать гораздо большее количество навыков и знаний для их реализации.

Простые

Невероятно выглядит физика высшего пилотажа — многотонная махина легко крутится в воздухе, словно забывая о гравитации и притяжении планеты. В число элементарных трюков, пройденных курсантами летных училищ на первых курсах, входят:

  • повороты;
  • развороты;
  • слайды;
  • спирали;
  • погружение под углом 45 градусов;
  • горизонтальные восьмерки.

Пилоты осваивают их, скорее, в учебных целях. Таким образом, они учатся быстро определять положение самолета в пространстве, развивают смелость и обретают достаточную уверенность в своих действиях. Представленные маневры не несут особой опасности. Дело в том, что современные самолеты оснащены инновационными системами автопилота, защищающими неопытных операторов от опрометчивости.

Сложные

Здесь дела обстоят несколько сложнее – требуются высококлассные самолеты и отличные знания. Этот класс воздушных трюков включает в себя:

  • иметь дело;
  • петли;
  • полупетли;
  • 60-градусные горки и нырки;
  • горизонтальные проверенные и штопорные бочки;
  • все виды вращений вверх и вниз.

Соответствующие курсы преподаются и в летных школах, но с гораздо большей тщательностью. Любое неправильное действие пилота может привести к необходимости катапультирования, повреждению и гибели дорогостоящего самолета.

Поэтому профильные учебные заведения приобретают учебно-тренировочные самолеты с расширенным количеством мест и модулей управления. Вместе с курсантами для имитации матча отправляются квалифицированные инструкторы, готовые дать необходимые подсказки.

«Как называется эта фигура высшего пилотажа?» — подробный разбор всех маневров на самолете

Боевое маневрирование возникло вместе с самой авиацией — но до Первой мировой войны оно носило самый неструктурированный характер. Уже в те времена на самолетах размещали некоторое количество пулеметов, чтобы люди могли бороться за господство в небе.

В противостояниях побеждали только асы, способные добиться от машин, казалось бы, невероятных прыжков, кульбитов и траекторий. С годами практически все более или менее опытные пилоты, прошедшие качественную подготовку в профессиональных школах, стали выполнять трюки.

Колокол Квочура

колокольчик.jpg
Фигура, для выполнения которой специалист должен заставить самолет подняться на высоту, поднять вверх нос, достичь нулевой скорости и начать падать с поворотом корпуса в ту или иную сторону. Заключительный этап презентации — резкое погружение вниз.

Впервые прием был продемонстрирован еще в 1988 году на территории французского авиасалона в Хэмпшире. Тестер говорит от имени дизайнерского агентства. Микояна использовали истребители четвертого поколения МиГ-29. Именно тогда мир увидел, насколько эффективен этот трюк против зенитных радаров. Радарные системы теряют из виду транспортное средство и не ожидают, что модуль внезапно встанет на место.

Бочка

бочка.jpg
Настоящая классика пилотирования, самолет вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот на 360°, сохраняя при этом заданную траекторию. Благодаря своей невероятной популярности маневр получил целый ряд вариантов исполнения, которые отличались друг от друга не только скоростью, но и количеством кругов. Автор — американец Дэниел Мэлони, явивший миру свое изобретение в 1905 году.

По мнению многих летчиков, открытие иностранного специалиста спасло сотни жизней специалистов, воевавших против Третьего рейха во время Второй мировой войны. Среди настоящих любителей традиционного ствола были советские асы — Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.

Иммельман

иммельман.jpg

Прямой ответ на вопрос, как называется трюк самолета, когда самолет достигает половины восходящей петли, разворачивается вокруг собственной продольной оси на 180°, а затем выходит на обычную горизонтальную траекторию. Представленную фигуру еще называют «полупетля с полубочкой» — за сходство одновременно с двумя известными и успевшими доказать свою боевую эффективность маневрами.

Плоский штопор

штопор.jpg
Не столько трюк высшего пилотажа, сколько ситуация, заставляющая махину в несколько тонн тонуть в круговой нисходящей спирали с малым радиусом. Первое приложение было зарегистрировано 24 сентября 1916 года — автором стал выдающийся летчик Константин Арцеулов. Он, находившийся на высоте 2000 метров, вошел в управляемый штопор французского одномоторного истребителя Nieuport XXI, после чего восстановился по указанной выше схеме движения.

Все способы боевого применения фигуры в основном связаны с боями самолетов с наземными противниками. Поняв, что в дальнейшем противостоянии нет смысла, летчик активировал плоский штопор, заставив противников задуматься о сбитии.

Чакра Фролова

чакра.jpg
Специалист вводит аппарат сложным кувырком вокруг хвоста, причем на предельно малой скорости. Визуально маневр напоминает классическую петлю Нестерова, но с меньшим радиусом. Трюк родился в далёком 1995 году, на территории авиасалона Ле Бурже.

Евгений Иванович, находящийся за штурвалом перехватчика Су-37, продемонстрировал зрителям свою невероятную развитость, еще раз подтвердив свой статус профессионального аса. Правда, предложенная им трасса ни разу не использовалась во время полномасштабных матчей — сегодня она служит способом демонстрации аэродинамического совершенства отечественной конструкции четвертого поколения.

Хаммерхед

молоток.jpg
Один из самых сложных фигур высшего пилотажа — самолет поднимается традиционной свечой, затем зависает в воздухе на несколько секунд, поворачивает нос к земле и камнем падает. Специалистам не удалось найти точного автора представленной методики. Однако считается, что впервые его исполнил немецкий пилот, чемпион мира по высшему пилотажу Герхард Физелер на авиашоу в 1920 году.

Удивительно, но это развитие событий не имеет ничего общего с реальным противостоянием на небесах. Дело в том, что стационарная (даже ненадолго) машина является отличной мишенью для вражеских перехватчиков. А вот показательные учения выглядят действительно впечатляюще.

Ранверсман

ранверсман.jpg
Включите землю, позволяющую быстро изменить текущий путь многотонной махины. В отличие от акулы-молота активно используется в полномасштабных воздушных боях, так как дает участникам возможность атаковать и уходить с линии огня противника. Самолет резко задирает нос до потери скорости, после чего тяжелая часть корпуса тянет аппарат вниз, заставляя его скользить на крыло с постепенным переходом в управляемое планирование.

Специалисты предполагают, что представленная фигурка впервые увидела свет еще в 1930 году. Она актуальна и сегодня, и входит в учебные курсы всех авиационных школ мира.

Фигура Пугачева

пугажева.jpg
Кобра — невероятно эффективная техника, когда пилот выполняет мощное торможение машины, задирая нос на 120, а то и 180 градусов. Трюк был впервые продемонстрирован заинтересованной публике около 33 лет назад на территории авиасалона в Ле Бурже.

Виктор Георгиевич, находившийся за штурвалом истребителя Су-27, произвел впечатление на всех находившихся там зрителей. Сначала люди считали, что возникла чрезвычайная ситуация — готовились получить статус очевидцев катастрофы. Однако эксперту удалось ввести самолет в классический штопор, и вместо того, чтобы врезаться в землю, он продолжил свое выступление.

Хук

приземистый.jpg
Компоновка и название фигуры пилотажа на самолете, который на самом деле представляет собой немного модернизированную и усложненную кобру. Человек, выполняющий эту технику, не использует аэродинамические тормозные системы. Он поднимает нос огромной машины как минимум на 90°, а затем делает полный оборот в горизонтальной плоскости.

Главным условием выполнения представленного маневра является опытность и хладнокровие пилота. С такой траекторией движения могут справиться только признанные мастера с невероятным мастерством и беспрецедентным уровнем компетентности. Кроме того, разработка имеет и самое практическое преимущество — с ее помощью противник, повиснув на хвосте, прыгает вперед, при этом открывая фюзеляж для пулеметных и ракетных атак.

Выполнение «Мертвой петли»

петля.jpg
Трюк, названный в честь легендарного русского военного летчика и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова. Это один из самых сложных маневров — специалист ведет многотонную махину по пути замкнутого круга, постепенно поднимая нос самолета вверх, не останавливая его движения.

На старте аппарат развивает скорость около 450 км/ч (после прохождения трех ключевых точек на круге она падает до 340-360 км/ч). Въезд и выезд с ринга строго под острым углом.

Вообще настоящая головная боль даже для самого опытного пилота. Однако широко подтверждена эффективность «Мертвой петли» — она позволяет выпускать противника из хвоста, при этом превращая его из нападающего в беззащитную жертву, вскрывшую свой фюзеляж.

Функциональное назначение элементов высшего пилотажа

Практически каждый из представленных маневров имеет свой уникальный способ использования:

  1. Колокольчик — самолет задирает нос до нулевой скорости, потом камнем падает. Таким образом, аппарат скрыт от радиолокационных систем и всевозможных ракет, оснащенных модулями самонаведения.
  2. Hammerhead — сложная, но практически бесполезная регулировка в реальном противостоянии. Отличается незаурядной эффектностью, в основном задействован в показательных выступлениях.
  3. Ранверсман — нужен для атаки вражеских кораблей и результативного ответного боя. Допускает резкое изменение траектории движения без потери скоростных характеристик.

Точно так же можно говорить о крюке, чакре Фролова, плоском штопоре, Иммельмане и классической бочке.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector