F-35: самолёт, истребитель, lightning ii, сильнейший в мире, технические характеристики ТТХ, вертикальный взлёт

Военная техника

История создания

Идея создания единого легкого истребителя пришла в голову американским военным в середине 90-х годов. Работы проводились по программам «Единая передовая ударная технология» (JAST) и «Единый доступный легкий истребитель» (CALF). Ввиду схожести задач эти разработки были объединены в рамках программы JAST. А в 1996 году ей дали новое название «Joint Strike Fighter» (JSF — Joint Strike Fighter).

Локхид Мартин F-35

Целью программы JSF является создание многоцелевого истребителя пятого поколения. Модификации предназначены для ВМС (Navy), морской пехоты (МП) и ВВС (Air Force).

Рассматривались прототипы Boeing X-32 и X-35 (Lockheed Martin с Northrop Grumman»).

Отбор осуществлялся на основании оперативных требований Министерства обороны США. Причем эти требования должны были отвечать интересам не только американских, но и британских военных.

Итак, основными требованиями к морскому варианту самолета были:

  • удаление линии патрулирования — 370 км от авианосца;
  • радиус отсечки — 740 км без подвесных топливных баков (ПТБ);
  • норматив замены двигателя в судовых условиях — 2 часа;
  • габариты не должны превышать F/A-18C более чем в 1,4 раза.

В 2006 году в результате конкурсных испытаний выбор пал на прототип Х-35. Серийное производство истребителя под названием F-35 «Молния-2» (Lightning II) было начато в 2011 году. При этом в 2012 году первая выпущенная машина была передана британским коллегам для обучения пилотов.

В 2013 году F-35 Lightning 2 впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. Израиль стал первым импортером самолета в 2014 году. А в 2015 году началось производство самолета по лицензии в Италии.

Боевое применение

  • F-35A — ударный истребитель с обычным взлетом и посадкой, базовый заказчик — ВВС США.
  • F-35B — ударный истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, базовый заказчик — КМП США.
  • F-35C — палубный ударный истребитель с катапультным взлетом и посадкой с использованием пламегасителей, базовый заказчик — ВМС США. Площадь крыла увеличена по сравнению с другими вариантами.
  • F-35I Adir — модификация F-35A для ВВС Израиля.
  • CF-35 — разработанная модификация F-35A для ВВС Канады (не производится).

Израиль стал первой страной в мире, применившей F-35 в боевых задачах. 22 мая 2018 года глава ВВС еврейского государства Амикам Норкин написал в Twitter, что самолеты Adir уже приняты на вооружение и «участвовали в боевых действиях». Командующий не уточнил, в каких именно задачах участвовали истребители.

27 сентября 2018 г. F-25B морской пехоты США впервые применялись в Афганистане для нанесения ударов по позициям запрещенного в России радикального движения «Талибан». Пентагон назвал полет «успешным».

Конструкция

Планер выполнен с учетом требований малой заметности. Имеет интегральную компоновку: крыло плавно переходит в фюзеляж, образуя единый аэродинамический профиль. Использовались композиционные материалы и радиопоглощающее покрытие.

Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F135 с форсажной камерой (ТРДДФ».

Это был усовершенствованный вариант двигателя F119 той же фирмы, устанавливавшегося на «Раптор». Недостатком является то, что сопло двигателя вращается только в вертикальной плоскости. Поэтому F-35 менее маневренный, чем российские истребители.

Степень унификации трех вариантов самолета — для ВВС, МП и ВМФ — составляет 80%. Разные условия боевого применения определяют следующие конструктивные особенности.

F-35A для ВВС США

Это так называемый наземный истребитель (CTOL — обычный взлет и посадка). Для боевого применения и обслуживания этих машин будут использоваться стандартные аэродромы НАТО. Поэтому они не имеют конструктивных ограничений из-за шинной базы.

Фото Ф-35

F-35A является самой простой (если это слово вообще можно использовать для самолетов 5-го поколения) моделью из всех последующих и стоит всего 95 миллионов долларов.
С земли он конечно не полетит, а с нормальной бетонной трассы ему для взлета нужно 2500 метров.

F-35B для МП США и ВМС Великобритании

Этот вариант представляет собой самолет с укороченным (до 200 м) взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Конструктивно F-35B отличается от других модификаций наличием вентилятора с вертикальной осью.

Вертикальная тяга создается подъемно-маршрутным двигателем (ПМД) с вращающимся соплом, а также вентилятором.

При этом сопло ПМД поворачивается на 95 вниз. Вентилятор приводится в движение длинным валом от компрессора ПМД через редуктор и муфту отключения. Коррекция положения самолета по тангажу и крену осуществляется дополнительными соплами ПМД.

Вентилятор расположен за кабиной вместо фюзеляжного бака на 2270 кг топлива и встроенной пушки. Уменьшение запасов топлива привело к уменьшению боевого радиуса на 25%. А установка на самолет подвесной гондолы (вместо внутренней) увеличила его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и ухудшила аэродинамику. Но за вертикальный взлет и посадку надо чем-то платить. Такой самолет стоит около 102 миллионов долларов.

F-35С для ВМС США

Особенности палубного F-35C – катапультные взлет и посадка с использованием дефлектора. Это в свою очередь требует усиления элементов конструкции самолета. Для посадки на малых скоростях площадь крыла увеличили в полтора раза.

F-35C Лайтнинг II

Требование минимальной видимости не позволяет использовать подвесные топливные баки (ПТБ). Запас топлива увеличен за счет внутреннего объема фюзеляжа. Из-за этого орудие размещалось не на внутренней, а на внешней подвеске. Цена 116 миллионов долларов

Летно-технические характеристики

Цель Воздушные силы Член парламента Военно-морской флот
Размах крыла, м 10,67 10,67 13.11
Длина, м 15.57 15.57 15,67
Высота, м 4,38 4,36 4,48
Площадь крыла, м2 42,7 42,7 62,1
Вес (кг
— пустой самолет
— нормальный старт
— максимальный старт
13290
24350
31800
14650
22240
27215
15790
25896
31500
Запас топлива без ПТБ, кг 8278 6125 8960
Тип двигателя 1 ТРДФ F135-PW-100 1 ТРДФ F135-PW-600 1 ТРДФ F135-PW-400
Движущая сила, кгс
— максимум
— на форсаже
13000
19500
13000
18000
13000
18000
Максимальная скорость, км/ч 1930 г 1930 г 1930 г
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850 850 850
Практическая дальность без ПТБ, км 2200 1667 2520
Боевой радиус без ПТБ, км 1080 865 1140
Практичная крыша, м 18300 18300 18300
Максимальная рабочая перегрузка 9 7 7,5
Масса оружия, кг 8278 6804 8165
Экипаж, ребята 1 1 1

Как видно из таблицы, уменьшение запаса топлива F-35B за счет установки вентилятора уменьшило боевой радиус не менее чем на 215 км.

Модификации

В сухом остатке

В отличие от F-35 Lightning II, перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57 не отличается выдающейся малозаметностью, но обещает большую маневренность в условиях воздушного боя. Американские военные признают, что Су-57 способен резким маневром уйти от ракетной атаки, но считают, что после этого российский истребитель резко потеряет скорость и станет легкой мишенью для повторной атаки.

Взвешенную оценку Су-57 дал в мае 2018 года писатель The War Zone Тайлер Рогуэй, назвавший его «непонятым самолетом». Россия, в отличие от США, в настоящее время не обладает передовыми технологиями для создания самолетов-невидимок, но подход, использованный в Су-57, сократил, по крайней мере частично, разрыв с F-35 Lightning II.

Су-57

Су-57

Судя по всему, одной из самых серьезных проблем F-35 Lightning II является высокий уровень стандартизации. Пентагон, решив сэкономить, отказался от разработки нескольких моделей истребителей. Получившийся F-35 Lightning II оказался компромиссным вариантом, не лишенным недостатков. Отдельный вопрос у экспертов вызывает принадлежность Минобороны стелс-технологий в ущерб маневренности, что в потенциальной войне может оказаться ошибкой.

С другой стороны, у F-35 Lightning II сегодня практически нет конкурентов. Российские Су-57 можно пересчитать по пальцам одной руки, а количество китайских Chengdu J-20 остается небольшим (еще один китайский истребитель Shenyang J-31 находится в разработке). А учитывая, что США и их союзники получат более 4000 F-35 Lightning II, разрыв будет только расти.

Вооружение

Вооружение F-35 позволяет перехватывать воздушные цели и поражать наземные (морские) цели. Состав меняется в зависимости от модификации самолета, способа подвески и конкретных задач. Стандартное вооружение включает: четырехствольную 25-мм авиапушку GAU-22/A (220 снарядов) и две управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух». Управляемые бомбы (УАБ) и крылатые ракеты (КР) — опционально.

Вооружение Ф-35

Оружие может быть размещено на внутреннем или внешнем креплении. Интерьер — два фюзеляжных отсека, оборудованных катапультными пусковыми установками. Внешняя подвеска включает шесть (модификация А) или семь (В, С) съемных пилонов.

Варианты оружия:

Ф-35А
на внутренней подвеске:

  • пушка ГАУ-22/А (220 выстрелов);
  • две ракеты средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM или ASRAAM;
  • две УАБ GBU-31 JDAM (по 908 кг) или восемь УАБ SDB, или КР AGM-154 JSOW, или одноразовые бомбовые кассеты (РБК) CBU-103M105.

на внешней подвеске:

  • УР ASRAAM и AIM-9X;
  • КР AGM-158 JASSM;
  • противорадиолокационные ракеты ВРЕД или ТРЕВОГА;
  • UAB JDAM или Payway II/III;
  • РБК ЦБУ-103М105;
  • до четырех ПТБ емкостью 1612 литров каждая;
  • транспортные контейнеры МХУ-640/ЦНУ-08.

F-35B (отличия от А)

на внутренней подвеске:

  • вместо двух УАБ GBU-31 по 908 кг две GBU-32 по 454 кг;
  • вместо КР AGM-158 JASSM — SLAM-ER.

на внешней подвеске:

  • пушка на осевом пилоне;

F-35C (отличия от А)

на внутренней подвеске:

  • вместо КР AGM-158 JASSM — SLAM-ER.

на внешней подвеске:

  • пушка на пилоне

Конструкция и оснащение

Самолет построен по обычной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два слегка наклоненных наружу куллера. Модификация F-35B имеет вентилятор вертикальной тяги за кабиной, соединенный валом с двигателем в задней части машины; двигатель этой версии самолета оснащен вращающимся соплом. Место вентилятора на других версиях истребителя занимают дополнительные топливные баки.

Двухконтурный ТРД F-135 разработки Pratt & Whitney имеет тягу без форсажа 13 тыс кгс, на форсажном режиме — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс на форсажном режиме). Лифтовой вентилятор F-35B разработан и изготовлен компанией Rolls-Royce. Режим сверхзвукового полета доступен только в режиме форсажа. Убирающееся шасси — трехопорное, с носовым колесом.

Истребитель проектировался в соответствии с критериями малозаметности с использованием решений, ранее опробованных на F-22 Raptor. Низкая радиолокационная заметность обеспечивается малоотражающими формами корпуса, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Используются радиопоглощающие материалы и покрытия.

Вооружение размещается в двух грузовых отсеках на борту в нижней части центральной части фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести внешних узлах подвески (до 6 тыс. 800 кг).

Бортовое радиоэлектронное оборудование

Современные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (бортовой электроники) строятся на основе интерфейса «человек-машина».

Кабина Ф-35

Вся необходимая информация должна быть предоставлена ​​пилоту наиболее практичным способом.

БРЭО истребителя пятого поколения должно обеспечивать:

  • показать полную картину тактической обстановки;
  • сферический обзор пространства пилотом;
  • автоматизация обработки информации, стрельбы и постановки помех;
  • одновременное сопровождение нескольких целей на большом расстоянии;
  • круговое поражение целей в ближнем бою;
  • обнаружение целей в пассивном режиме (условия плохой видимости).

Эти требования реализуются при создании многофункциональной интегрированной радиочастотной системы МИРФС. Его основными компонентами являются:

  • радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-81 с активной фазированной антенной группой;
  • оптико-электронная система (ОЭС) с распределенной апертурой AN/AAQ-37;
  • инфракрасная (ИК) станция наблюдения и целеуказания AN/AAQ-40;
  • комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/ASQ-239 «Барракуда»;
  • нашлемная система целеуказания и индикации HMDS.

РЛС AN/APG-81

Радар AN/APG-81 X-диапазона (8-12 ГГц) был разработан для истребителей семейства F-35 в рамках кампании Northrop-Grumman. Это обеспечивает:

  • одновременное обнаружение воздушных (до 150 км) и наземных целей;
  • вести электронную разведку;
  • применение средств радиоэлектронной борьбы.

Характерной особенностью станции является ее высокое разрешение. Обнаружение наземных объектов с точностью до 30 см позволяет классифицировать военную технику.

ОЭС AN/AAQ-37

В состав системы входят шесть ИК-датчиков, которые обеспечивают полный обзор вокруг и позволяют:

  • обнаруживать воздушные и наземные цели;
  • предупредить о ракетном нападении;
  • определить места для пуска ракет, в том числе баллистических, и стрельбы зенитной артиллерией;
  • получать изображение земной поверхности, в том числе под самолетом, для навигационных целей.

Основными преимуществами системы являются обзор помещения без «мертвых зон» и пассивное (за счет принимаемого излучения) обнаружение целей.

ф-35с ввс

При активном (излучении и приеме отраженной от цели радиоволне) поиске цели истребитель обнаруживает себя мгновенно.

Читайте также: Самолет messerschmitt bf 109: немецкий мессершмитт, технические характеристики (ТТХ) истребителя

Нашлемная система целеуказания и индикации HMDS

Эта система является уникальной особенностью авионики F-35. Благодаря ему пилот получает возможность иметь полностью сферический обзор космоса.

Дисплей шлема расположен на защитном стекле. Бортовой компьютер выводит на него всю необходимую информацию:

  • изображение окружающей среды (от ИК-датчиков);
  • параметры полета;
  • целевые данные;
  • крест ВВС.

HMDS считается важным компонентом человеко-машинного интерфейса».

Сравнительная характеристика

Объективно оценить эффективность F-35 можно, сравнив его с зарубежными аналогами пятого поколения — Су-57 (Россия) и Chengdu J-20 (Китай).

Летно-технические характеристики истребителей пятого поколения

Цель ВВС США ВКС РФ ВВС Китая
Размах крыла, м 10,67 14 13.47
Длина, м 15.57 19,4 20.36
Высота, м 4,38 4,8 4,45
Площадь крыла, м2 42,7 104 73
Вес (кг
— пустой самолет
— нормальный старт
— максимальный старт
13290
24350
31800
18500
37000
19390
36300
Запас топлива без ПТБ, кг 8278 12900 11100
Тип двигателя 1 ТРДФ F135-PW-100 АЛ-41Ф1 тип 30 2 турбовентилятора WS-10G
Движущая сила, кгс
— максимум
— на форсаже
13000
19500
22000
36000
сейчас
28940
Тяговооружённость* 0,6 0,97 0,8
Максимальная скорость, км/ч 1930 г 2500 2600
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850 2100 сейчас
Практическая дальность без ПТБ, км 2200 2700 2000 г
Боевой радиус без ПТБ, км 1080 1500 1000
Практичная крыша, м 18300 21000 20 000
Максимальная рабочая перегрузка 9 одиннадцать сейчас
Боевая нагрузка, кг 8278 10 000 сейчас
Количество точек подвеса:
— внутренне
— внешний
4
6
6
6
сейчас
Требуемая длина ВПП, м 2500 350 сейчас
Цена, примерно миллион долларов 95 100 сейчас

* Тяговооружённость — отношение мощности двигателя к максимальной взлётной массе.

F-35 Истребитель

Сравнительный анализ показывает, что F-35 значительно уступает своим соперникам по тяговооруженности. Это отрицательно сказывается на летных характеристиках. Кроме того, управляемый вектор тяги может отклоняться только в вертикальной плоскости. Этот фактор в сочетании с низкой тяговооруженностью снижает маневренность самолета.

Следует отметить, что стоимость F-35 в четыре раза больше, чем у Су-57, и в три раза больше, чем у J-20.

История проекта

В 1980-1990-х годах военные США инициировали ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубных штурмовиков Grumman A-6 Intruder, истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета и посадки Harrier, истребителей F-16 Fighting Falcon, Fairchild Republic Штурмовик A-10 Thunderbolt II, истребитель-бомбардировщик и штурмовик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

После распада Советского Союза сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение о создании «единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы объединены между собой на 70-90% и позволили бы заменить названный самолет.

В 1997 году компания Lockheed Martin объявила экспериментальный самолет Х-35 на конкурс по программе JSF, конкурентом выступила компания Boeing с самолетом Х-32 (третий участник конкурса, McDonnell Douglas, отказался от участия в нем еще в 1996 году).

Первый полет Х-35А состоялся 24 октября 2000 г в Палмдейле (Калифорния, США). 23 июня 2001 года модификация Х-35Б впервые поднялась в воздух. 26 октября того же года приложение Lockheed Martin выиграло конкурс JSF. Одним из достоинств Х-35 был способ создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (в Боинге Х-32 использовалось изменение направления тяги маршевых двигателей, что приводило к перегреву силовой установки).

В консорциум во главе с Lockheed Martin входили Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, но сроки реализации проекта многократно сдвигались.

20 февраля 2006 г был выкатан предсерийный экземпляр самолета для ВВС США — F-35А, 15 декабря он совершил свой первый полет. В том же году самолет получил название Lightning II (от англ. «Молния-2»), в честь американского тяжелого истребителя времен Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 г состоялся первый полет предсерийного самолета морской пехоты F-35B, а в июне 2010 г. — палубной версии F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

В июле 2011 года палубный самолет впервые поднялся в воздух с помощью катапульты, в октябре того же года F-35B приземлился вертикально на палубу корабля (USS Wasp, специальный десантный корабль USS Wasp переделан на базу F-35) впервые).

С 2012 года Великобритания получила F-35B. В этой стране самолет называют F-35 Lightning (без номера II), так как британские ВВС в разное время использовали два разных Lightning — Lockheed P-38 и English Electric Lightning.

В сентябре 2015 года поднялся в воздух первый собранный за пределами США F-35: начала работу линия окончательной сборки истребителей на совместном предприятии Lockheed Martin и Министерства обороны Италии в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2015 года F-35 также собирают на заводе Mitsubishi Heavy Industries Corporation в Нагое.

С декабря 2016 года специальную версию F-35A получил Израиль, где самолет получил армейское имя «Адир» (с иврита «могучий»).

21 июня 2018 года первый заказанный этой страной F-35A был передан ВС Турции в Форт-Уэрте. По словам министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, самолеты будут доставлены в Турцию в 2020 году, после завершения периода обучения пилотов и технического персонала в США. Передача состоялась, несмотря на возражения Конгресса США: законодатели США потребовали отменить поставку в Турцию современного вооружения, в том числе F-35, в связи с закупкой этой страной российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

Ставка на малозаметность

Максимальная скорость F-35 Lightning II составляет 1,6 Маха, F-15 Eagle — 2,5 Маха, а F-16 Fighting Falcon — 2 Маха высоте до 15 километров, а четвертый – до 18. Проведенные в 2015 году испытания показали, что F-35 Lightning II уступает F-16 Fighting Falcon по маневренности.

Россия раскапывает российские спутники-убийцы, готовые начать войну в космосе

Пентагон не скрывает, что F-35 Lightning II не предназначен для ведения воздушного боя с другим истребителем в условиях видимости. Вот как военные отреагировали на испытания F-16 Fighting Falcon. Министерство обороны заявляет, что технология малозаметности, реализованная в F-35 Lightning II, позволяет ему использовать скрытность как основное преимущество перед противником.

Следуя этой логике, новый самолет, находящийся на достаточном расстоянии от истребителя противника и при этом оставаясь невидимым, способен первым нанести удар, например, американской управляемой ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности AIM- 120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) или аналогичная британская ракета большой дальности Meteor.

В Lockheed Martin считают, что для ближнего воздушного боя подходит F-22 Raptor, но не F-35 Lightning II. Однако реализация такого сценария в реальных условиях считается маловероятной. Хотя в ходе учений на каждые 15 сбитых F-35 Lightning II более маневренными истребителями четвертого поколения приходилось только одно сбитое F-35 Lightning II истребителем четвертого поколения, вероятность попадания ракеты класса «воздух-воздух» была пускаемых с F-35 Lightning II попадание в цель на большой дальности составляет, по самым оптимистичным оценкам, около 50 процентов.

F-22 Раптор

F-22 Раптор

Не столь идеальной является реализация стелс-технологий в F-35 Lightning II. Американский истребитель малозаметен на дальних дистанциях в диапазоне сверхвысоких частот (сантиметровых волнах), на котором работает большинство радаров. Между тем, F-35 Lightning II намного легче обнаружить в инфракрасном диапазоне, где он остается уязвимым для современных инфракрасных систем поиска и сопровождения.

Вполне вероятно, что непосредственный перехват F-35 Lightning II возможен зенитно-ракетными комплексами с длинноволновыми радарами — такие системы не позволяют с высокой точностью определять положение малоразмерных целей на больших дистанциях, но подходят для сопровождения большие и медленные объекты с коротких расстояний. Отчасти по этой причине советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-125М «Печора» в Югославии смог уничтожить американский малозаметный штурмовик Lockheed F-117 Nighthawk.

Итоговая оценка

Удешевление F-35 за счет одного двигателя вместо двух привело к ухудшению тяговооруженности. За счет этого снизились скорость, маневренность и боевая нагрузка по сравнению с аналогами.

Другой способ удешевления — многофункциональность — тоже себя не оправдал.

Для воздушного боя не хватает тяговооруженности. Для действий в роли штурмовика — высокая уязвимость к боевым повреждениям. В любом случае — небольшой запас оружия.

Увеличение за счет внешней подвески повысит заметность F-35. The National Interest считает F-35 самым неудачным американским самолетом.

Промежуточные итоги программы, оценка стоимости

В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Винтер, директор программы Министерства обороны США по разработке и приобретению F-35, сообщил журналистам, что из 280 самолетов, поставленных ВВС США и странам-партнерам, только 51% годны к полетам. Винтер отметил, что у многих машин выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и программным обеспечением. Ситуация с запчастями, которые производитель поставлял с задержками, также оставалась напряженной.

11 июня 2018 г компания Lockheed Martin сообщила о поставке 300-го F-35 (в 2017 г поставлено 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 г.). Из общего количества поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, на вариант F-35B — 75 единиц и на вариант F-35C — 28 единиц. По данным производителя, общий налет этого парка превысил 140 000 летных часов. Всего в 2018 году производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее количество поставленных самолетов составит 357).

Военные США намерены приобрести в общей сложности 2443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было потрачено более 46 млрд долларов, а в целом реализация программы, по прогнозам, обойдется США более чем в 1,5 трлн долларов: на закупку уйдет 406,5 млрд долларов самолетов и еще около 1,1 трлн долларов — на эксплуатацию и техническое обслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогой системой вооружения в истории.

Цена покупки единицы F-35A в 2018 году составляет около 100 миллионов долларов. К 2020 году планируется сократить его до 80 миллионов долларов. К 2023 году Lockheed Martin намерена увеличить производство до 160 самолетов в год.

Ожидается, что этот тип истребителей-бомбардировщиков будет находиться на вооружении как минимум до 2070 года.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector