- История создания
- Боевое применение
- Конструкция
- F-35A для ВВС США
- F-35B для МП США и ВМС Великобритании
- F-35С для ВМС США
- Летно-технические характеристики
- Модификации
- В сухом остатке
- Вооружение
- Конструкция и оснащение
- Бортовое радиоэлектронное оборудование
- РЛС AN/APG-81
- ОЭС AN/AAQ-37
- Нашлемная система целеуказания и индикации HMDS
- Сравнительная характеристика
- История проекта
- Ставка на малозаметность
- Итоговая оценка
- Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
История создания
Идея создания единого легкого истребителя пришла в голову американским военным в середине 90-х годов. Работы проводились по программам «Единая передовая ударная технология» (JAST) и «Единый доступный легкий истребитель» (CALF). Ввиду схожести задач эти разработки были объединены в рамках программы JAST. А в 1996 году ей дали новое название «Joint Strike Fighter» (JSF — Joint Strike Fighter).
Целью программы JSF является создание многоцелевого истребителя пятого поколения. Модификации предназначены для ВМС (Navy), морской пехоты (МП) и ВВС (Air Force).
Рассматривались прототипы Boeing X-32 и X-35 (Lockheed Martin с Northrop Grumman»).
Отбор осуществлялся на основании оперативных требований Министерства обороны США. Причем эти требования должны были отвечать интересам не только американских, но и британских военных.
Итак, основными требованиями к морскому варианту самолета были:
- удаление линии патрулирования — 370 км от авианосца;
- радиус отсечки — 740 км без подвесных топливных баков (ПТБ);
- норматив замены двигателя в судовых условиях — 2 часа;
- габариты не должны превышать F/A-18C более чем в 1,4 раза.
В 2006 году в результате конкурсных испытаний выбор пал на прототип Х-35. Серийное производство истребителя под названием F-35 «Молния-2» (Lightning II) было начато в 2011 году. При этом в 2012 году первая выпущенная машина была передана британским коллегам для обучения пилотов.
В 2013 году F-35 Lightning 2 впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. Израиль стал первым импортером самолета в 2014 году. А в 2015 году началось производство самолета по лицензии в Италии.
Боевое применение
- F-35A — ударный истребитель с обычным взлетом и посадкой, базовый заказчик — ВВС США.
- F-35B — ударный истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, базовый заказчик — КМП США.
- F-35C — палубный ударный истребитель с катапультным взлетом и посадкой с использованием пламегасителей, базовый заказчик — ВМС США. Площадь крыла увеличена по сравнению с другими вариантами.
- F-35I Adir — модификация F-35A для ВВС Израиля.
- CF-35 — разработанная модификация F-35A для ВВС Канады (не производится).
Израиль стал первой страной в мире, применившей F-35 в боевых задачах. 22 мая 2018 года глава ВВС еврейского государства Амикам Норкин написал в Twitter, что самолеты Adir уже приняты на вооружение и «участвовали в боевых действиях». Командующий не уточнил, в каких именно задачах участвовали истребители.
27 сентября 2018 г. F-25B морской пехоты США впервые применялись в Афганистане для нанесения ударов по позициям запрещенного в России радикального движения «Талибан». Пентагон назвал полет «успешным».
Конструкция
Планер выполнен с учетом требований малой заметности. Имеет интегральную компоновку: крыло плавно переходит в фюзеляж, образуя единый аэродинамический профиль. Использовались композиционные материалы и радиопоглощающее покрытие.
Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F135 с форсажной камерой (ТРДДФ».
Это был усовершенствованный вариант двигателя F119 той же фирмы, устанавливавшегося на «Раптор». Недостатком является то, что сопло двигателя вращается только в вертикальной плоскости. Поэтому F-35 менее маневренный, чем российские истребители.
Степень унификации трех вариантов самолета — для ВВС, МП и ВМФ — составляет 80%. Разные условия боевого применения определяют следующие конструктивные особенности.
F-35A для ВВС США
Это так называемый наземный истребитель (CTOL — обычный взлет и посадка). Для боевого применения и обслуживания этих машин будут использоваться стандартные аэродромы НАТО. Поэтому они не имеют конструктивных ограничений из-за шинной базы.
F-35A является самой простой (если это слово вообще можно использовать для самолетов 5-го поколения) моделью из всех последующих и стоит всего 95 миллионов долларов.
С земли он конечно не полетит, а с нормальной бетонной трассы ему для взлета нужно 2500 метров.
F-35B для МП США и ВМС Великобритании
Этот вариант представляет собой самолет с укороченным (до 200 м) взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Конструктивно F-35B отличается от других модификаций наличием вентилятора с вертикальной осью.
Вертикальная тяга создается подъемно-маршрутным двигателем (ПМД) с вращающимся соплом, а также вентилятором.
При этом сопло ПМД поворачивается на 95 вниз. Вентилятор приводится в движение длинным валом от компрессора ПМД через редуктор и муфту отключения. Коррекция положения самолета по тангажу и крену осуществляется дополнительными соплами ПМД.
Вентилятор расположен за кабиной вместо фюзеляжного бака на 2270 кг топлива и встроенной пушки. Уменьшение запасов топлива привело к уменьшению боевого радиуса на 25%. А установка на самолет подвесной гондолы (вместо внутренней) увеличила его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и ухудшила аэродинамику. Но за вертикальный взлет и посадку надо чем-то платить. Такой самолет стоит около 102 миллионов долларов.
F-35С для ВМС США
Особенности палубного F-35C – катапультные взлет и посадка с использованием дефлектора. Это в свою очередь требует усиления элементов конструкции самолета. Для посадки на малых скоростях площадь крыла увеличили в полтора раза.
Требование минимальной видимости не позволяет использовать подвесные топливные баки (ПТБ). Запас топлива увеличен за счет внутреннего объема фюзеляжа. Из-за этого орудие размещалось не на внутренней, а на внешней подвеске. Цена 116 миллионов долларов
Летно-технические характеристики
Цель | Воздушные силы | Член парламента | Военно-морской флот |
Размах крыла, м | 10,67 | 10,67 | 13.11 |
Длина, м | 15.57 | 15.57 | 15,67 |
Высота, м | 4,38 | 4,36 | 4,48 |
Площадь крыла, м2 | 42,7 | 42,7 | 62,1 |
Вес (кг — пустой самолет — нормальный старт — максимальный старт |
13290 24350 31800 |
14650 22240 27215 |
15790 25896 31500 |
Запас топлива без ПТБ, кг | 8278 | 6125 | 8960 |
Тип двигателя | 1 ТРДФ F135-PW-100 | 1 ТРДФ F135-PW-600 | 1 ТРДФ F135-PW-400 |
Движущая сила, кгс — максимум — на форсаже |
13000 19500 |
13000 18000 |
13000 18000 |
Максимальная скорость, км/ч | 1930 г | 1930 г | 1930 г |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | 850 | 850 | 850 |
Практическая дальность без ПТБ, км | 2200 | 1667 | 2520 |
Боевой радиус без ПТБ, км | 1080 | 865 | 1140 |
Практичная крыша, м | 18300 | 18300 | 18300 |
Максимальная рабочая перегрузка | 9 | 7 | 7,5 |
Масса оружия, кг | 8278 | 6804 | 8165 |
Экипаж, ребята | 1 | 1 | 1 |
Как видно из таблицы, уменьшение запаса топлива F-35B за счет установки вентилятора уменьшило боевой радиус не менее чем на 215 км.
Модификации
В сухом остатке
В отличие от F-35 Lightning II, перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57 не отличается выдающейся малозаметностью, но обещает большую маневренность в условиях воздушного боя. Американские военные признают, что Су-57 способен резким маневром уйти от ракетной атаки, но считают, что после этого российский истребитель резко потеряет скорость и станет легкой мишенью для повторной атаки.
Взвешенную оценку Су-57 дал в мае 2018 года писатель The War Zone Тайлер Рогуэй, назвавший его «непонятым самолетом». Россия, в отличие от США, в настоящее время не обладает передовыми технологиями для создания самолетов-невидимок, но подход, использованный в Су-57, сократил, по крайней мере частично, разрыв с F-35 Lightning II.
Су-57
Судя по всему, одной из самых серьезных проблем F-35 Lightning II является высокий уровень стандартизации. Пентагон, решив сэкономить, отказался от разработки нескольких моделей истребителей. Получившийся F-35 Lightning II оказался компромиссным вариантом, не лишенным недостатков. Отдельный вопрос у экспертов вызывает принадлежность Минобороны стелс-технологий в ущерб маневренности, что в потенциальной войне может оказаться ошибкой.
С другой стороны, у F-35 Lightning II сегодня практически нет конкурентов. Российские Су-57 можно пересчитать по пальцам одной руки, а количество китайских Chengdu J-20 остается небольшим (еще один китайский истребитель Shenyang J-31 находится в разработке). А учитывая, что США и их союзники получат более 4000 F-35 Lightning II, разрыв будет только расти.
Вооружение
Вооружение F-35 позволяет перехватывать воздушные цели и поражать наземные (морские) цели. Состав меняется в зависимости от модификации самолета, способа подвески и конкретных задач. Стандартное вооружение включает: четырехствольную 25-мм авиапушку GAU-22/A (220 снарядов) и две управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух». Управляемые бомбы (УАБ) и крылатые ракеты (КР) — опционально.
Оружие может быть размещено на внутреннем или внешнем креплении. Интерьер — два фюзеляжных отсека, оборудованных катапультными пусковыми установками. Внешняя подвеска включает шесть (модификация А) или семь (В, С) съемных пилонов.
Варианты оружия:
Ф-35А
на внутренней подвеске:
- пушка ГАУ-22/А (220 выстрелов);
- две ракеты средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM или ASRAAM;
- две УАБ GBU-31 JDAM (по 908 кг) или восемь УАБ SDB, или КР AGM-154 JSOW, или одноразовые бомбовые кассеты (РБК) CBU-103M105.
на внешней подвеске:
- УР ASRAAM и AIM-9X;
- КР AGM-158 JASSM;
- противорадиолокационные ракеты ВРЕД или ТРЕВОГА;
- UAB JDAM или Payway II/III;
- РБК ЦБУ-103М105;
- до четырех ПТБ емкостью 1612 литров каждая;
- транспортные контейнеры МХУ-640/ЦНУ-08.
F-35B (отличия от А)
на внутренней подвеске:
- вместо двух УАБ GBU-31 по 908 кг две GBU-32 по 454 кг;
- вместо КР AGM-158 JASSM — SLAM-ER.
на внешней подвеске:
- пушка на осевом пилоне;
F-35C (отличия от А)
на внутренней подвеске:
- вместо КР AGM-158 JASSM — SLAM-ER.
на внешней подвеске:
- пушка на пилоне
Конструкция и оснащение
Самолет построен по обычной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два слегка наклоненных наружу куллера. Модификация F-35B имеет вентилятор вертикальной тяги за кабиной, соединенный валом с двигателем в задней части машины; двигатель этой версии самолета оснащен вращающимся соплом. Место вентилятора на других версиях истребителя занимают дополнительные топливные баки.
Двухконтурный ТРД F-135 разработки Pratt & Whitney имеет тягу без форсажа 13 тыс кгс, на форсажном режиме — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс на форсажном режиме). Лифтовой вентилятор F-35B разработан и изготовлен компанией Rolls-Royce. Режим сверхзвукового полета доступен только в режиме форсажа. Убирающееся шасси — трехопорное, с носовым колесом.
Истребитель проектировался в соответствии с критериями малозаметности с использованием решений, ранее опробованных на F-22 Raptor. Низкая радиолокационная заметность обеспечивается малоотражающими формами корпуса, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Используются радиопоглощающие материалы и покрытия.
Вооружение размещается в двух грузовых отсеках на борту в нижней части центральной части фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести внешних узлах подвески (до 6 тыс. 800 кг).
Бортовое радиоэлектронное оборудование
Современные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (бортовой электроники) строятся на основе интерфейса «человек-машина».
Вся необходимая информация должна быть предоставлена пилоту наиболее практичным способом.
БРЭО истребителя пятого поколения должно обеспечивать:
- показать полную картину тактической обстановки;
- сферический обзор пространства пилотом;
- автоматизация обработки информации, стрельбы и постановки помех;
- одновременное сопровождение нескольких целей на большом расстоянии;
- круговое поражение целей в ближнем бою;
- обнаружение целей в пассивном режиме (условия плохой видимости).
Эти требования реализуются при создании многофункциональной интегрированной радиочастотной системы МИРФС. Его основными компонентами являются:
- радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-81 с активной фазированной антенной группой;
- оптико-электронная система (ОЭС) с распределенной апертурой AN/AAQ-37;
- инфракрасная (ИК) станция наблюдения и целеуказания AN/AAQ-40;
- комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/ASQ-239 «Барракуда»;
- нашлемная система целеуказания и индикации HMDS.
РЛС AN/APG-81
Радар AN/APG-81 X-диапазона (8-12 ГГц) был разработан для истребителей семейства F-35 в рамках кампании Northrop-Grumman. Это обеспечивает:
- одновременное обнаружение воздушных (до 150 км) и наземных целей;
- вести электронную разведку;
- применение средств радиоэлектронной борьбы.
Характерной особенностью станции является ее высокое разрешение. Обнаружение наземных объектов с точностью до 30 см позволяет классифицировать военную технику.
ОЭС AN/AAQ-37
В состав системы входят шесть ИК-датчиков, которые обеспечивают полный обзор вокруг и позволяют:
- обнаруживать воздушные и наземные цели;
- предупредить о ракетном нападении;
- определить места для пуска ракет, в том числе баллистических, и стрельбы зенитной артиллерией;
- получать изображение земной поверхности, в том числе под самолетом, для навигационных целей.
Основными преимуществами системы являются обзор помещения без «мертвых зон» и пассивное (за счет принимаемого излучения) обнаружение целей.
При активном (излучении и приеме отраженной от цели радиоволне) поиске цели истребитель обнаруживает себя мгновенно.
Читайте также: Самолет messerschmitt bf 109: немецкий мессершмитт, технические характеристики (ТТХ) истребителя
Нашлемная система целеуказания и индикации HMDS
Эта система является уникальной особенностью авионики F-35. Благодаря ему пилот получает возможность иметь полностью сферический обзор космоса.
Дисплей шлема расположен на защитном стекле. Бортовой компьютер выводит на него всю необходимую информацию:
- изображение окружающей среды (от ИК-датчиков);
- параметры полета;
- целевые данные;
- крест ВВС.
HMDS считается важным компонентом человеко-машинного интерфейса».
Сравнительная характеристика
Объективно оценить эффективность F-35 можно, сравнив его с зарубежными аналогами пятого поколения — Су-57 (Россия) и Chengdu J-20 (Китай).
Летно-технические характеристики истребителей пятого поколения
Цель | ВВС США | ВКС РФ | ВВС Китая |
Размах крыла, м | 10,67 | 14 | 13.47 |
Длина, м | 15.57 | 19,4 | 20.36 |
Высота, м | 4,38 | 4,8 | 4,45 |
Площадь крыла, м2 | 42,7 | 104 | 73 |
Вес (кг — пустой самолет — нормальный старт — максимальный старт |
13290 24350 31800 |
18500 37000 |
19390 36300 |
Запас топлива без ПТБ, кг | 8278 | 12900 | 11100 |
Тип двигателя | 1 ТРДФ F135-PW-100 | АЛ-41Ф1 тип 30 | 2 турбовентилятора WS-10G |
Движущая сила, кгс — максимум — на форсаже |
13000 19500 |
22000 36000 |
сейчас 28940 |
Тяговооружённость* | 0,6 | 0,97 | 0,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 1930 г | 2500 | 2600 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | 850 | 2100 | сейчас |
Практическая дальность без ПТБ, км | 2200 | 2700 | 2000 г |
Боевой радиус без ПТБ, км | 1080 | 1500 | 1000 |
Практичная крыша, м | 18300 | 21000 | 20 000 |
Максимальная рабочая перегрузка | 9 | одиннадцать | сейчас |
Боевая нагрузка, кг | 8278 | 10 000 | сейчас |
Количество точек подвеса: — внутренне — внешний |
4 6 |
6 6 |
сейчас |
Требуемая длина ВПП, м | 2500 | 350 | сейчас |
Цена, примерно миллион долларов | 95 | 100 | сейчас |
* Тяговооружённость — отношение мощности двигателя к максимальной взлётной массе.
Сравнительный анализ показывает, что F-35 значительно уступает своим соперникам по тяговооруженности. Это отрицательно сказывается на летных характеристиках. Кроме того, управляемый вектор тяги может отклоняться только в вертикальной плоскости. Этот фактор в сочетании с низкой тяговооруженностью снижает маневренность самолета.
Следует отметить, что стоимость F-35 в четыре раза больше, чем у Су-57, и в три раза больше, чем у J-20.
История проекта
В 1980-1990-х годах военные США инициировали ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубных штурмовиков Grumman A-6 Intruder, истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета и посадки Harrier, истребителей F-16 Fighting Falcon, Fairchild Republic Штурмовик A-10 Thunderbolt II, истребитель-бомбардировщик и штурмовик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
После распада Советского Союза сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение о создании «единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы объединены между собой на 70-90% и позволили бы заменить названный самолет.
В 1997 году компания Lockheed Martin объявила экспериментальный самолет Х-35 на конкурс по программе JSF, конкурентом выступила компания Boeing с самолетом Х-32 (третий участник конкурса, McDonnell Douglas, отказался от участия в нем еще в 1996 году).
Первый полет Х-35А состоялся 24 октября 2000 г в Палмдейле (Калифорния, США). 23 июня 2001 года модификация Х-35Б впервые поднялась в воздух. 26 октября того же года приложение Lockheed Martin выиграло конкурс JSF. Одним из достоинств Х-35 был способ создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (в Боинге Х-32 использовалось изменение направления тяги маршевых двигателей, что приводило к перегреву силовой установки).
В консорциум во главе с Lockheed Martin входили Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, но сроки реализации проекта многократно сдвигались.
20 февраля 2006 г был выкатан предсерийный экземпляр самолета для ВВС США — F-35А, 15 декабря он совершил свой первый полет. В том же году самолет получил название Lightning II (от англ. «Молния-2»), в честь американского тяжелого истребителя времен Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 г состоялся первый полет предсерийного самолета морской пехоты F-35B, а в июне 2010 г. — палубной версии F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).
В июле 2011 года палубный самолет впервые поднялся в воздух с помощью катапульты, в октябре того же года F-35B приземлился вертикально на палубу корабля (USS Wasp, специальный десантный корабль USS Wasp переделан на базу F-35) впервые).
С 2012 года Великобритания получила F-35B. В этой стране самолет называют F-35 Lightning (без номера II), так как британские ВВС в разное время использовали два разных Lightning — Lockheed P-38 и English Electric Lightning.
В сентябре 2015 года поднялся в воздух первый собранный за пределами США F-35: начала работу линия окончательной сборки истребителей на совместном предприятии Lockheed Martin и Министерства обороны Италии в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2015 года F-35 также собирают на заводе Mitsubishi Heavy Industries Corporation в Нагое.
С декабря 2016 года специальную версию F-35A получил Израиль, где самолет получил армейское имя «Адир» (с иврита «могучий»).
21 июня 2018 года первый заказанный этой страной F-35A был передан ВС Турции в Форт-Уэрте. По словам министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, самолеты будут доставлены в Турцию в 2020 году, после завершения периода обучения пилотов и технического персонала в США. Передача состоялась, несмотря на возражения Конгресса США: законодатели США потребовали отменить поставку в Турцию современного вооружения, в том числе F-35, в связи с закупкой этой страной российских зенитно-ракетных комплексов С-400.
Ставка на малозаметность
Максимальная скорость F-35 Lightning II составляет 1,6 Маха, F-15 Eagle — 2,5 Маха, а F-16 Fighting Falcon — 2 Маха высоте до 15 километров, а четвертый – до 18. Проведенные в 2015 году испытания показали, что F-35 Lightning II уступает F-16 Fighting Falcon по маневренности.
Пентагон не скрывает, что F-35 Lightning II не предназначен для ведения воздушного боя с другим истребителем в условиях видимости. Вот как военные отреагировали на испытания F-16 Fighting Falcon. Министерство обороны заявляет, что технология малозаметности, реализованная в F-35 Lightning II, позволяет ему использовать скрытность как основное преимущество перед противником.
Следуя этой логике, новый самолет, находящийся на достаточном расстоянии от истребителя противника и при этом оставаясь невидимым, способен первым нанести удар, например, американской управляемой ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности AIM- 120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) или аналогичная британская ракета большой дальности Meteor.
В Lockheed Martin считают, что для ближнего воздушного боя подходит F-22 Raptor, но не F-35 Lightning II. Однако реализация такого сценария в реальных условиях считается маловероятной. Хотя в ходе учений на каждые 15 сбитых F-35 Lightning II более маневренными истребителями четвертого поколения приходилось только одно сбитое F-35 Lightning II истребителем четвертого поколения, вероятность попадания ракеты класса «воздух-воздух» была пускаемых с F-35 Lightning II попадание в цель на большой дальности составляет, по самым оптимистичным оценкам, около 50 процентов.
F-22 Раптор
Не столь идеальной является реализация стелс-технологий в F-35 Lightning II. Американский истребитель малозаметен на дальних дистанциях в диапазоне сверхвысоких частот (сантиметровых волнах), на котором работает большинство радаров. Между тем, F-35 Lightning II намного легче обнаружить в инфракрасном диапазоне, где он остается уязвимым для современных инфракрасных систем поиска и сопровождения.
Вполне вероятно, что непосредственный перехват F-35 Lightning II возможен зенитно-ракетными комплексами с длинноволновыми радарами — такие системы не позволяют с высокой точностью определять положение малоразмерных целей на больших дистанциях, но подходят для сопровождения большие и медленные объекты с коротких расстояний. Отчасти по этой причине советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-125М «Печора» в Югославии смог уничтожить американский малозаметный штурмовик Lockheed F-117 Nighthawk.
Итоговая оценка
Удешевление F-35 за счет одного двигателя вместо двух привело к ухудшению тяговооруженности. За счет этого снизились скорость, маневренность и боевая нагрузка по сравнению с аналогами.
Другой способ удешевления — многофункциональность — тоже себя не оправдал.
Для воздушного боя не хватает тяговооруженности. Для действий в роли штурмовика — высокая уязвимость к боевым повреждениям. В любом случае — небольшой запас оружия.
Увеличение за счет внешней подвески повысит заметность F-35. The National Interest считает F-35 самым неудачным американским самолетом.
Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Винтер, директор программы Министерства обороны США по разработке и приобретению F-35, сообщил журналистам, что из 280 самолетов, поставленных ВВС США и странам-партнерам, только 51% годны к полетам. Винтер отметил, что у многих машин выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и программным обеспечением. Ситуация с запчастями, которые производитель поставлял с задержками, также оставалась напряженной.
11 июня 2018 г компания Lockheed Martin сообщила о поставке 300-го F-35 (в 2017 г поставлено 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 г.). Из общего количества поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, на вариант F-35B — 75 единиц и на вариант F-35C — 28 единиц. По данным производителя, общий налет этого парка превысил 140 000 летных часов. Всего в 2018 году производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее количество поставленных самолетов составит 357).
Военные США намерены приобрести в общей сложности 2443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было потрачено более 46 млрд долларов, а в целом реализация программы, по прогнозам, обойдется США более чем в 1,5 трлн долларов: на закупку уйдет 406,5 млрд долларов самолетов и еще около 1,1 трлн долларов — на эксплуатацию и техническое обслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогой системой вооружения в истории.
Цена покупки единицы F-35A в 2018 году составляет около 100 миллионов долларов. К 2020 году планируется сократить его до 80 миллионов долларов. К 2023 году Lockheed Martin намерена увеличить производство до 160 самолетов в год.
Ожидается, что этот тип истребителей-бомбардировщиков будет находиться на вооружении как минимум до 2070 года.